Научная статья на тему 'Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике'

Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5072
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА / APPROACH / METHODOLOGICAL APPROACH / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE ANTHROPOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Алла Евгеньевна

Даны определения категорий «подход», «методологический подход», «антропологический подход». Выделены сущностные характеристики подхода в научном знании: уровни в его структуре, категориальный аппарат, функции, методологические и практические принципы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are defined the notions approach, methodological approach, anthropological approach. There are noted the essential characteristics of the approach in the scientific knowledge: levels in its structure, categorial apparatus, functions, methodological and practical principles.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике»

17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

18. Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. Львов, 1978.

19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Systems of determination of a pedagogical category

On the basis of scientific demands and the requirements of the systemic approach there are substantiated the requirements of determination of a pedagogical category.

Key words: category, determination, system, function, structure, element.

а.е.фирсова

(Волгоград)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ

Даны определения категорий «подход», «методологический подход», «антропологический подход». Выделены сущностные характеристики подхода в научном знании: уровни в его структуре, категориальный аппарат, функции, методологические и практические принципы.

Ключевые слова: подход, методологический подход, антропологический подход, сущностные характеристики антропологического подхода.

Антропологическая мысль пронизывает историю человечества с древних времен, поэтому к сегодняшнему дню накопилось много разнообразных фактов, концепций, теорий образования и воспитания, которые не дают целостного понимания антропологического подхода. В настоящее время все более остро обнаруживается противоречие между поиском современной отечественной педагогикой антропологического фундамента и неразработанностью научного понимания антропологического подхода как методологического регу-лятива педагогической теории и современной практики. В связи с этим целью данного исследования является выявление сущностных ха-

рактеристик антропологического подхода для определения его места в современном научнопедагогическом знании.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова подход означает совокупность приемов, способов (в воздействии на что-, кого-нибудь, в изучении чего-нибудь) [6].

Э.Г. Юдин определяет подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [10, с. 69]. Подход - это теоретически обоснованный практический путь реализации тех или иных принципов и комплекса основанных на них идей. Чтобы его описать, необходимо:

- выделить систему идей и принципов, лежащих в его основе;

- представить категориально-понятийный аппарат, образующий в рамках подхода особый контекст описания пространства воспитания;

- показать определенную методическую или технологическую систему, характерную именно для этого подхода [3, с. 42].

Г.К. Селевко при построении технологий обучения определяет подход как методологическую ориентацию учителя или руководителя учреждения, побуждающую к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности [9, с. 69]. В данном случае подход включает три основных компонента:

- основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики, выступающие в качестве главного инструмента мысле-деятельности;

- принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности, оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности;

- методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наибольшей степени соответствуют избираемой ориентации (Там же, с. 69 - 70).

© Фирсова А.Е., 2012

Для более полного понимания категории «подход» следует проанализировать сущность методологического подхода. Методология -научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий, а в более широком смысле - наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; учение о научном методе познания. В педагогике методология понимается как та или иная система принципов, способов организации, построения теоретической и практической деятельности; учение об основах познания и преобразования педагогической действительности. Методологические принципы конкретизируются в педагогические парадигмы, подходы, концепции, системы, технологии [1, с. 55].

Методологический подход И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин определяют как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как принцип, руководящий общей стратегией исследования [2, с. 74]. Понятие подхода применимо к самым различным уровням методологического анализа и, следовательно, заключает в себе весьма широкое методологическое содержание. В одном случае подход полностью исчерпывается стратегическими принципами или их совокупностью, в другом - подразумевает мировоззренческую позицию, в третьем - предполагает одновременное применение набора процедур и приемов. По мнению авторов, при всем многообразии подходов они в целом все-таки должны быть отнесены к уровню философской методологии и уровню общенаучных принципов и процедур познания. Превращение подходов в теории означает очевидный сдвиг в сторону двух следующих уровней - уровня конкретнонаучной методологии и в большей степени уровня методики и техники исследования. Так, ранее мы выяснили, что подход понимается как мировоззренческая позиция исследователя или стратегический принцип (И.В. Бла-уберг и Э.Г. Юдин) либо связывается с применением набора процедур и приемов для реализации таких принципов (А. Петров).

Антропологический подход в педагогике - это система теоретических положений, ориентированных на человека как предмет познания, выполняющая гносеологическую, прогностическую и нормативнопраксиологическую функции в педагогическом знании. По аналогии с выделенными А. Петровым уровнями методологического под-

хода мы представим и антропологический подход [7, с. 54 - 58]. В его структуре для более глубокого теоретического анализа можно выделить несколько уровней.

1. Концептуально-теоретический уровень. К нему относим все, что касается становления и развития антропологического подхода. По нашему мнению, концептуальнотеоретический уровень находит отражение в историко-педагогическом и философском знании. В истории педагогики антропологический подход основывается на положении о необходимости рассмотрения историкопедагогических процессов с точки зрения проблемы человека как предмета воспитания, акцентировании внимания на структуре личности, процессе развития человека, его особенностях, состоянии внутреннего мира. Здесь также находит отражение философский уровень методологического знания: идеи, взгляды философов по проблеме, так или иначе связанной с человеком. Поскольку философский уровень определяет собственно и мировоззренческую позицию исследователя, то отдельно выделять концептуально-дескриптивный уровень мы не будем, а включим его в общий -концептуально-теоретический.

2. Процессуально-деятельностный уровень - представляет «адаптацию» идей и концепций к практике образования.

обозначим категориальный аппарат антропологического подхода. Так, на концептуально-теоретическом уровне целесообразно расположить категории, относящиеся к чисто философскому знанию: «человек», «бытие», «жизнь», «смысл», «свобода», «достоинство», «встреча». к процессуальнодеятельностному уровню отнесем следующие категории, на которых основывается практика образования: «антропологическое пространство», «антропологическое время», «диалогическое взаимодействие», «личность», «индивидуальность», «самостановление», «самовоспитание», «саморазвитие», «самореализация».

Нам известно, что подходы как методологические системы реализуют собственные функции по отношению к исследованию. В педагогическом словаре функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий (операций) [4, с. 378]. В связи с этим функциями выступают:

1. Гносеологическая. Гносеология имеет целью познание окружающей действительности. Исследование антропологического подхода - это, несомненно, познание, а научное исследование - это познание, нацеленное

на достижение в мысли результата, нового не только для данного субъекта, но для субъекта вообще [5, с. 222]. Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблем и «пробелов» в исследовании антропологического подхода достаточно много. Так, гносеологическая функция здесь реализуется следующим образом: она начинается с постановки проблемы на основе уже существующего знания. А для разрешения проблемы необходимо новое знание, имеющее значение факта (Там же, с. 226), который используется в гносеологии для обозначения определенной формы человеческого знания. Таким образом, антропологический подход в современном знании выполняет гносеологическую функцию - функцию познания.

2. Прогностическая. Эта функция дает возможность выдвижения и обоснования предположений о путях совершенствования учебного и воспитательного процессов. Б.С. Гершун-ский указывает на то, что развитие педагогики как науки представляет собой сложный и противоречивый процесс, имеющий многовековую историю. В основе его лежит обобщение практической деятельности людей в деле подготовки к жизни подрастающих поколений. однако любая целесообразная человеческая деятельность связана с предвидением результатов этой деятельности. Как известно, прогнозирование - процесс разработки прогнозов. особое значение приобретают междисциплинарный прогностический анализ целеполага-ния и стандартизации в образовательной деятельности, исследование путей и методов гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и др. в сфере образования. Известно, что методологическое знание независимо от иерархического уровня его рассмотрения выступает как знание о целостной деятельности в той или иной предметной области, приводящей в конечном счете к оптимальным, наиболее продуктивным результатам.

3. Нормативно-праксиологическая. Норма -это узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь; установленная мера чего-нибудь [7, с. 14]. Антропологический подход в данном контексте выступает как система основных положений, вытекающих из теории и служащих регуляти-вом для практики, т.е. для разработки принципов осуществления практической деятельности. По нашему мнению, здесь необходимо отметить, что в теории современного образования (с изменением парадигмы не только об-

разовательной, но и исследовательской) появятся свои принципы, направленные на исследование методологии педагогики, а в практике образования закономерно существуют образовательные (практические) принципы, т.е. принципы деятельности. Праксиология в буквальном переводе - это «знание о действиях», познание практики в ее философском понимании, т.е. получение самых общих сведений о том, что человеком делается. И.А. Колесникова понимает праксиологию как системное знание об общих принципах и способах рациональных (правильных), целесообразных, успешных действиях.

основываясь на уровнях антропологического подхода, мы выделяем две группы его принципов: методологические и практические. К методологическим принципам на концептуально-теоретическом уровне мы относим:

- принцип целостности человека как единства физического и психического, телесного и духовного, общественного и индивидуального;

- гуманитарности - обращенность к человеку, его способностям и интересам; всестороннему и гармоничному развитию.

- К практическим принципам на процессуально-деятельностном уровне мы относим принципы:

- субъектности - ребенок с качествами активности, самостоятельности, способный к осуществлению предметно-практической деятельности, т.е. человек - «субъект деятельности»;

- диалогизма - субъект-субъектный характер взаимоотношений педагога и воспитанника, их ценностно-смысловое равенство;

- природосообразности - понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, развитие их инициативы и самостоятельности;

- культуросообразности - ребенок как человек культуры, культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности.

Таким образом, в статье уточнено своеобразие антропологического подхода как методологического в педагогике. Выявленные функции и структура данного подхода в научном знании позволяют решить проблему определения места и значения антропологического подхода в педагогике. Так,

к сущностным характеристикам антропологического подхода относятся его структура (два уровня его рассмотрения), функции, категориальный аппарат и принципы.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д.: Творч. центр «Учитель», 1999.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973.

3. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков [и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М. : Изд. центр «Академия», 2005.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. М. : Гардарики, 2005

5. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М. : Мысль, 1974.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL : http://www.ozhegov.org.

7. Педагогическая праксиология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. М. : Изд. центр «Академия», 2005.

8. Петров А. Основные концепты компетент-ностного подхода как методологической категории // Alma mater: Вестник высшей школы. 2005. №2. С. 54 - 60.

9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. М. : НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1.

10. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997.

Essential characteristics of the anthropological approach in pedagogy

There are defined the notions "approach ”, "methodological approach”, "anthropological approach”. There are noted the essential characteristics of the approach in the scientific knowledge: levels in its structure, categorial apparatus, functions, methodological and practical principles.

Key words: approach, methodological approach, anthropological approach, essential characteristics of the anthropological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.