Научная статья на тему 'Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании'

Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2833
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА / FUNCTIONS OF THE METHODOLOGICAL APPROACH / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ / METHODOLOGICAL APPROACH IN PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипполитова Н.В.

В статье рассматриваются основные подходы к определению сущности понятия «методологический подход», раскрываются функции методологического подхода в педагогическом исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main approaches to defining the notion of methodological approach and describes the functions of the methodological approach in pedagogical research

Текст научной работы на тему «Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании»

Содержание и технологии образования

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Н. В. Ипполитова

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к определению сущности понятия «методологический подход», раскрываются функции методологического подхода в педагогическом исследовании.

Ключевые слова: методологический подход, (функции методологического подхода, методологические подходы в педагогическом исследовании.

Summary. The article presents the main approaches to defining the notion ofmethodological approach" and describes the functions of the methodological approach in pedagogical research.

Keywords: methodological approach, functions of the methodological approach, methodological approach in pedagogical research.

В условиях модернизации системы российского образования, повышения требований к качеству исследований, осуществляемых в сфере педагогики, особую значимость приобретает проблема грамотного определения научных ориентиров, определяющих деятельность педагога в процессе познания и преобразования педагогической действительности.

Реализация методологических оснований научного анализа педагогических явлений, процессов, систем осуществляется посредством применения методологических подходов.

В общепринятом понимании слово «подход» означает совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на кого-либо, изучения чего-либо, ведения дел. Исследовательский подход определяется как исходный принцип, исходная позиция исследователя [1].

В современной философии понятие методологического подхода рассматривается по-разному различными учеными. Так, Н. Стефанов определяет методологический подход как «совокупность (систему) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [2, с. 27]. И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта)» [3, с. 74]. Объединяя данные позиции, А. Петров выделяет два значения данной общенаучной категории: 1) исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности; 2) направление изучения объекта (предмета) исследования [4, с. 54-58].

57

3 / 2011

Преподаватель XXI

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

58

Итак, в современной методологической литературе понятие «подход» либо отождествляется с проведением в исследовании определенной мировоззренческой позиции (И. В. Блауберг, Э. Г Юдин и др.), либо понимается как стратегический принцип или их совокупность (И. В. Блауберг, Н. Стефанов, Э. Г Юдин), либо связывается с применением набора процедур и приемов, служащих формой и условием реализации соответствующих принципов (А. Петров и др.). Данные трактовки не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Интеграция данных позиций позволяет рассматривать методологический подход как методологическую ориентацию исследования, представленную совокупностью принципов, определяющих исходную позицию исследователя и основные направления исследования.

Анализ понятия «методологический подход» во взаимосвязи с родовым понятием «методология» и с учетом уровней методологии подводит к целесообразности выделения уровней его толкования, что обусловлено его многоаспектностью и весьма широким методологическим содержанием.

В структуре подхода как целостного явления А. Петров выделяет два уровня: концептуально-теоретический, включающий базовые, исходные концептуальные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологической основой деятельности, осуществляемой с позиций и в рамках данного подхода, являются ядром ее содержания; процес-суально-деятельностный, обеспечивающий выработку и применение в процессе такой деятельности целесообразных, адекватных ее концептуально-ориентированному содержанию способов и форм осуществления [4, с. 54-58].

Данная точка зрения вполне обоснованна, так как в философских источниках методология трактуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, то есть выделяется ее теоретическая и практическая направленность. Однако, на наш взгляд, более целесообразным было бы рассматривать понятие методологического похода с позиций уровней методологии, что позволяет выделить три уровня в его трактовке: философско-прескриптивный - совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию ученого при осуществлении исследования (философский уровень методологии); концептуально-дескриптивный - совокупность принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности (общенаучный и конкретно-научный уровень методологии); про-цессуально-праксеологический - совокупность способов, приемов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии деятельности (уровень методики и техники исследования).

Такое понимание методологического подхода дает возможность определить данное понятие как совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию ученого, принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности, а также способов, приемов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии в практической деятельности.

В соответствии с этим можно выделить функции методологического подхода в педагогических исследованиях, раскрывающие его роль и обеспечивающие успешность организации и осуществлении научно-педагогического ис-

Преподаватель XX

3 / 2011

ф

Содержание и технологии образования

следования: философско-нормативную, когнитивно-прогностическую, конструк-тивно-праксеологическую.

Философско-нормативная функция предполагает определение исходных мировоззренческих, научных принципов, формирующих основу исследовательской педагогической деятельности, что позволяет определить методологическую базу педагогического исследования, сформулировать педагогическую концепцию, теорию и т.д.

Реализация когнитивно-прогностической функции направлена на организацию изучения объекта педагогического исследования с целью получения новых знаний о нем, выдвижения и обоснования предположений о возможных путях его совершенствования.

Конструктивно-праксеологическая функция предполагает выявление и применение способов, приемов организации практической деятельности по преобразованию исследуемого педагогического объекта.

С учетом выделенных функций можно определить роль методологического подхода в организации и осуществлении научных исследований в педагогике - формирование целостной методологической основы исследования, обеспечивающей выбор научно-обоснованной адекватной позиции исследователя при осуществлении познания и преобразования объектов педагогической действительности (явлений, процессов, систем).

Необходимо отметить, что каждый отдельно взятый подход представляет собой качественно новый способ изучения исследуемых явлений, но ни один из них не является универсальным. Различные подходы не могут оцениваться с позиций «лучше - хуже», необходимо говорить лишь об адекватности соот-

ветствующих подходов определенным типам исследования. Поэтому, как правило, один подход не исчерпывает методологической характеристики конкретного исследования. Сложность и многогранность явлений педагогической действительности, их взаимосвязь и взаимозависимость обусловливает необходимость применения совокупности методологических подходов, обеспечивающих получение объективной, достоверной информации, позволяющей создать целостную картину изучаемого педагогического явления.

В современной педагогической науке существует множество методологических подходов, определяющих различные направления исследований и отражающих специфику конкретной научно-исследовательской деятельности в области педагогики, поэтому одной из задач, имеющих первостепенное значение в организации научно-педагогического исследования, является выбор методологических подходов, составляющих основу исследования. Эта проблема может быть успешно решена при соблюдении ряда условий:

- избираемые методологические подходы должны быть адекватными, то есть в полной мере соответствовать целям и задачам педагогического исследования;

- для получения объективной и целостной картины исследуемого педагогического явления необходимо использовать не один, а несколько подходов, соответствующих одному или нескольким уровням методологии;

- совокупность методологических подходов, применяемых в исследовании, не должна включать взаимоисключающие подходы;

- методологические подходы, применяемые в педагогическом исследова-

59

3 / 2011

Преподаватель XXI

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

60

нии, должны дополнять друг друга, что позволяет изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях.

Каждый методологический подход может быть соотнесен с определенным уровнем методологии педагогической науки. Методологические подходы, соответствующие философскому уровню методологии педагогики, связаны с разработкой мировоззренческой проблематики, с выполнением функций философской критики форм и принципов научно-педаго ги ческого познания, они выступают в качестве общей философской методологической основы педагогических исследований (в условиях демократизации системы образования в таком качестве выступает гуманистический подход).

Методологические подходы общенаучного и конкретно-научного уровня методологии педагогики определяют стратегию педагогического исследования. Наиболее распространенными подходами общенаучного уровня, применяемыми в педагогических исследованиях с этой целью, являются системный подход, а также подходы, представленные в парных категориях диалектики: содержательный и формальный, логический и исторический, качественный и количественный, сущностный и феноменологический и др. подходы. На конкретно-научном уровне методологии педагогики для определения стратегии педагогического исследования могут использоваться аксиологический, культурологический, компетентностный, интегративно-дея-тельностный и другие подходы.

Методологические подходы, принадлежащие к уровню методики и техники исследования, определяют прак-тико-ориентированную основу осуществления педагогического исследо-

вания, поскольку обеспечивают получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку и способствуют выбору адекватной поставленным целям технологической инструментовке педагогической деятельности. В качестве практико-ориентированной основы педагогического исследования могут использоваться дифференцированный, технологический, задачный, полисубъектный и другие подходы.

Подводя итог анализа сущности и функций методологического подхода в педагогических исследованиях, необходимо отметить следующее. Методологический подход выступает в качестве средства реализации соответствующих методологических оснований научного анализа педагогических явлений и процессов, реализуя в единстве философ-ско-нормативную, когнитивно-прогностическую, конструктивно-праксеоло-гическую функции. Эффективность научно-педагогического исследования обеспечивается применением совокупности методологических подходов, соответствующих различным уровням методологии и адекватных целям и задачам педагогического исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никан-дров Н. Д. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

2. Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность. - М.: Прогресс, 1976. - 251 с.

3. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

4. Петров А. Основные концепты компе-тентностного подхода как методологической категориив // Alma mater. - 2005. -№ 2. - С. 54-58. ■

Преподаватель XX

3 / 2011

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.