Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ОГЭ 1.0 / ОГЭ 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов И.В.

В статье рассматриваются содержательные аспекты подготовки специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации на территории Челябинской области на базе ГБУ ДПО РЦОКИО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE ASPECTS OF SPECIALISTS' TRAINING THAT ARE ENGAGED IN STATE NAL CERTI CATION

The article observes informative aspects of specialists' training that are engaged in state nal certi cation within the territory of Chelyabinsk region at the premises of Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

О.А. Ильясова, О.О. Ташкинова, О.В. Вострякова

osnova dlya realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov / M. B. Lebedeva, T. V. Semenova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2012. - № 3. - S. 47-53.

3. Lezhnina, N. L. Kejs-metod v obuchenii / N. L. Lezhnina // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - №. 3. -S. 90-92.

4. Prakticheskaya andragogika. Kniga 1. Sovremennye adaptivnye sistemy i tekhnologii obrazovaniya vzroslyh / pod red. V. I. Podobeda, A. E. Marona. - Sankt-Peterburg, 2003. - 406 s. -ISBN 5-258-00048-6

5. Praktika sovershenstvovaniya professional'no znachimyh kompetentnostej specialistov, uchastvuyushchih v procedure attestacii pedagogicheskih rabotnikov : kejsy dlya dopolnitel'noj professional'noj programmy «Attestaciya pedagogicheskih rabotnikov kak mekhanizm sovershenstvovaniya ih professional'noj kompetentnosti v usloviyah vvedeniya professional'nyh standartov» / O. A. Il'yasova, M. YU. SHkol'nikova, R. F Aristova. [i dr.] -CHelyabinsk : RCOKIO, 2020. - 77 s.

6. Primenenie kejs-metoda dlya razvitiya psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelej, vzaimodejstvuyushchih so slozhnymi kontingentami obuchayushchihsya / D. F. Il'yasov, E. A. Selivanova, A. A. Sevryukova, K. S. Burov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2020. - № 2(43). - S. 5-23.

Сведения об авторах

Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Вострякова Ольга Владимировна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Ilyasova O.A. - Head of Administration of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Tashkinova O.O. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk Vostryakova O.V. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 378.046

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

И.В. Морозов

В статье рассматриваются содержательные аспекты подготовки специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации на территории Челябинской области на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен,

основной государственный экзамен, образовательные программы, оценочные процедуры, повышение квалификации, дистанционное обучение, пандемия, ОГЭ 1.0, ОГЭ 2.0.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N° 273-Ф3, под государствен-

ной итоговой аттестацией понимается «форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, т. е. соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта».

Внесение изменений и уточнений в процедуру проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, требует систематической подготовки всех категорий специалистов, обеспечивающих ее организации и проведения.

Нововведения в технологиях проведения процедуры экзаменов и обработки результатов государственной итоговой аттестации (далее -ГИА) выдвигают соответствующие требования к методике организации и проведения экзаменов, а также к подготовке привлекаемых специалистов всех категорий.

Выполнение специалистами Порядка проведения экзаменов обеспечивает объективность их проведения, влияя тем самым на результаты ГИА и на возможность дальнейшей самореализации выпускников.

Следует отметить, что в связи с применением в 2021 году во всех пунктах проведения экзаменов (далее - ППЭ) основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) Челябинской области новой технологии проведения процедуры ГИА, расположенных на базе общеобразовательных организаций - печати полного комплекта экзаменационных материалов в аудиториях ППЭ и перевода бланков участников в электронный вид (сканирование) в штабе ППЭ.

Благоприятным фактором внедрения новых технологий в 2021 году стали изменения в Порядке проведения ГИА-9 в части сокращения обязательного количества предметов для получения аттестата об основном общем образовании выпускниками общеобразовательных организаций текущего года (русский язык, математика), а также возможность проведения экзамена по соответствующему учебному предмету в два календарных дня (в соответствии с единым расписанием). Вышеуказанные особенности проведения ГИА связаны с

ограничениями, введенными в связи с распространением новой короновирусной инфекции на территории РФ и способствуют более качественной и равномерно распределенной нагрузке, связанной с технической подготовкой ППЭ к экзаменам.

Отличительными особенностями проведения ОГЭ, с использованием новых технологических решений являются: доставка зашифрованных экзаменационных материалов (далее - ЭМ) по защищенным каналам связи в электронном виде, печать ЭМ в аудитории и сканирование в штабе ППЭ (далее - ОГЭ 2.0) от традиционной технологии: печать ЭМ в РЦОИ и доставка бумажных ЭМ в ППЭ (ОГЭ 1.0) является прозрачность процедуры проведения, защита информации ограниченного доступа от утечек в сеть Интернет (заданий КИМ), сокращение транспортной нагрузки, временного и человеческого фактора, связанных с доставкой экзаменационных материалов в ППЭ для проведения экзаменов в РЦОИ для обработки материалов.

В то же время подготовка ППЭ к проведению экзамена по технологии ОГЭ 2.0 требует качественных изменений в процедурах, связанных с настройкой оборудования (станций печати ЭМ, станции авторизации и станции сканирования (далее - станции ППЭ), технологических этапов подготовки ППЭ (техническая подготовка, контроль технической готовности), чего ранее никогда не требовалось при технологии проведения экзамена ОГЭ 1.0.

Прохождение этапов технической подготовки и контроля технической готовности существенно увеличивают временные затраты, связанных с подготовкой ППЭ к предстоящему экзамену. Однако, изменения технологии проведения экзамена не ограничиваются только этапами подготовки.

Процедура начала экзамена также претерпела существенные изменения. Отсутствие распечатанных и скомплектованных заранее в РЦОИ ЭМ ведет к еще большей ответственности, возлагаемой на работников ППЭ, особенно на организаторов в аудитории, связанной с процедурой печати ЭМ непосредственно в аудитории ППЭ. Данная процедура начинается

не ранее 10:00 местного времени.

Далее опишем подробнее процедуру начала экзамена при реализации технологии ОГЭ 2.0.

Ответственный организатор в аудитории начинает процедуру печати ЭМ с указания на станции печати количества индивидуальных комплектов, исходя из количества присутствующих участников экзамена в аудитории на момент начала печати.

После печати первого индивидуального комплекта второй организатор в аудитории проверяет качество распечатанного индивидуального комплекта путем просмотра контрольного листа. Контрольный лист распечатывается после бланков и заданий и является проверочным листом, на основании качества печати которого, организатор подтверждает или отклоняется распечатанный ИК. В случае обнаружения брака печати на контрольном листе (черные и белые полосы, смещение границ печати и прочее) организатор, ответственный за проверку качества печати дает указание организатору, ответственному за печать, не подтверждать качество распечатанного ИК. В результате описанной выше процедуры станция печати ГИА-9 автоматически забракует указанный ИК без увеличения счетчика успешно напечатанных ИК.

В случае отсутствия брака печати, организаторы подтверждают качество печати ИК, в результате чего станция печати автоматически переходит к процедуре печати следующего ИК. После подтверждения всех заказанных к печати ИК организаторы раздают ЭМ участникам экзамена.

Организатор дает указание участникам проверить качество распечатанных комплектов, а также номера бланков и КИМ, указанных на контрольном листе с номерами бланков и КИМ, указанными на ИК. В том случае, если участник экзамена обнаруживает брак печати, или несоответствие номеров бланков и КИМ с контрольным листом, организатор изымает данный комплект участника и инициирует процедуру дополнительной печати, предварительно забраковав изъятый комплект.

Процедура дополнительной печати аналогична процедуре основной печати за исключением одной особенности. Для начала дополнительной

печати необходимо ввести пароль токена ППЭ с указанием причины и количества ЭМ, необходимых для печати. После подтверждения всеми участниками экзамена качества и комплектности распечатанных материалов процедура проведения ОГЭ продолжается аналогично традиционной технологии ОГЭ 1.0 (заполнение регистрационных полей бланков, фиксирование времени начала экзамена на доске (информационном стенде) и непосредственное выполнение работы участниками).

Далее перейдем к рассмотрению процедуры завершения экзамена в аудитории при использовании технологии ОГЭ 2.0.

Отличительными особенностями процедуры окончания экзамена в аудитории ППЭ с использованием технологии ОГЭ 2.0 являются:

- необходимость завершения экзамена на станции печати ГИА-9 с обязательным подписанием организаторами в аудитории и техническим специалистом ППЭ протокола печати ЭМ в аудитории ППЭ. Данный протокол формируется и распечатывается на «станции печати ГИА-9» после завершения экзамена в аудитории.

- необходимость упаковки контрольных листов вместе с КИМ, поскольку они являются их неотъемлемой частью.

Далее рассмотрим особенности передачи ЭМ из аудитории в штаб ППЭ для последующего сканирования и передачи заполненных бланков и форм ППЭ на обработку в РЦОИ.

Передача ЭМ, ответственным организатором из аудитории руководителю ППЭ в штабе ППЭ, происходит в специально отведенном месте, расположенном в зоне видимости камер. Отсутствие заранее скомплектованных ЭМ, а также технологии передачи ЭМ по закрытым каналам связи, влечет отсутствие неиспользованных ИК. Из-за этого в процедуре проведения ОГЭ 2.0 отсутствует понятие «Неиспользованные ИК».

Дальнейшая процедура передачи ЭМ из аудитории руководителю ППЭ аналогична традиционной технологии (ОГЭ 1.0).

Перейдем к технологии сканирования ЭМ в штабе ППЭ. Данная технология предусматривает сканирование бланков ответов участников,

заполненных форм ППЭ, шифрование токеном ППЭ ГИА-9 и передачу зашифрованного пакета в РЦОИ по сети Интернет. Большая ответственность при использовании данной технологии ложится на плечи технических специалистов ППЭ, в связи с невозможностью замены отсканированного образа бланка в системе. Таким образом, качество сканирования напрямую влияет на результат участника экзамена, ведь процедуры дальнейшей обработки (распознавание и верификация, экспертное оценивание) происходит уже только с теми образами работ, которые были загружены в систему и какие-либо изменения уже недопустимы.

Процедура сканирования бланков аналогична соответствующей процедуре в ЕГЭ, поэтому опыт работы технических специалистов на ППЭ ЕГЭ оказался очень востребован в рамках проведения ОГЭ по технологии ОГЭ 2.0.

В связи с этим акцент в повышении квалификации в 2021 году был сделан на специалистов, участвующих в организации и проведении процедуры ГИА в форме ОГЭ 2.0, описанной выше.

Анализ содержательных аспектов подготовки специалистов, привлекаемых к ГИА позволяет акцентировать внимание на наиболее актуальных процедурах и технологиях проведения ГИА для всех категорий специалистов. Данный факт позволит избежать ошибок и технических сбоев при проведении государственной итоговой аттестации в Челябинской области. В то же время, схожесть технологий ОГЭ 2.0 и технологий ЕГЭ препятствует получению новых знаний и усложняет процедуру обучения специалистов, участвующих одновременно в обеих процедурах ГИА. Наличие незначительных, на их взгляд, но в действительности важных особенностей разных технологий, порой приводит к серьезным сложностям на всех этапах подготовки, проведения и завершения экзаменов.

Список литературы

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам

основного общего образования в 2021 году : приложение 1 к письму Рособрнадзора от 12.04.2021 № 10-99 - URL: http://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/ 2021/04/mr-po-provedeniyu-gia-9-v-2021 -godu-1.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

2. Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2021 году : приложение 2 к письму Рособрнадзора от 12.04.2021 № 10-99 - Москва, 2021. - 186 с. -URL: http://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/ 2021/04/mr-po-provedeniyu-ege-v-ppe-v-2021-godu.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

3. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году : постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. N 256 -URL: https://fipi.ru/oge/normativno-pravovye-doku menty (дата обращения: 01.12.2021).

4. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году : приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 16.03.2021 года № 104/306 -URL: https://fipi.ru/oge/normativno-pravovye-doku menty (дата обращения: 01.12.2021).

5. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 -URL: http://www.consu1tant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.12.2021).

References

1. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i provedeniyu gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2021 godu : prilozhenie 1 k pis'mu Rosobrnadzora ot 12.04.2021 № 10-99 -URL: http://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/ 2021/04/mr-po-provedeniyu-gia-9-v-2021-godu-1.pdf (data obrashcheniya: 01.12.2021).

2. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i provedeniyu edinogo gosudarstvennogo ekzamena v punktah provedeniya ekzamenov v 2021 godu : prilozhenie 2 k pis'mu Rosobrnadzora ot 12.04.2021

№ 10-99 - Moskva, 2021. - 186 s. - URL: http://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2021/ 04/mr-po-provedeniyu-ege-v-ppe-v-2021 -godu.pdf (data obrashcheniya: 01.12.2021).

3. Ob osobennostyah provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya v 2021 godu : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2021 g. N 256 - URL: https://fipi.ru/oge/ normativno-pravovye-dokumenty (data obrashcheniya: 01.12.2021).

4. Ob osobennostyah provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2021 godu : prikaz

Minprosveshcheniya Rossii, Rosobrnadzora ot 16.03.2021 goda № 104/306 - URL: https://fipi.ru/ oge/normativno-pravovye-dokumenty (data

obrashcheniya: 01.12.2021).

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ - URL: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc _LAW_140174/ (data obrashcheniya: 01.12.2021).

Сведения об авторе

Морозов Игорь Викторович - начальник отдела интерпретации и анализа результатов оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

УДК 378.046

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

СТАЖИРОВОК

В.Н. Кисенко, Л.В. Пекарская

В статье рассмотрены практические аспекты деятельности региональной инновационной площадки МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» в реализации программ стажировок в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации), реализуемых ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Одной из ключевых проблем реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является профессиональная компетентность педагогов, выраженная в готовности и способности использовать ресурсы, средства и инструменты цифровой образовательной среды при обучении, воспитании и развитии школьников.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, региональная инновационная площадка, программа стажировки, компоненты цифровой образовательной среды, тьюторское сопровождение.

Национальный проект «Образование», федеральные проекты задают приоритетные направления развития образовательной системы страны. Особое значение имеет проект «Цифровая образовательная среда» [2, 3, 8, 9], который определяет конкретные задачи для всех уровней образовательной системы РФ.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила [10].

ЦОС развивается стремительно, пополняясь новыми инструментами и ресурсами. Современный подход к освоению новых компетенций определяет решение задач, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей личности и общества. Развитие профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.