10. Петрова Н.С., Петров А.Ю., Чумакова Л.А. Педагогика сотрудничества как современная форма взаимоотношений в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-3: 180 - 184.
11. Коваль С.Л. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами. Социальная педагогика. 2017: № 1-2: 105 - 111.
12. Торбина И.И. К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «Студент - студент» в вузе. Педагогика и психология образования. 2013; № 4: 72 - 77.
13. Харченко С.А. Формирование общности как компонента культуры сотрудничества обучающихся в процессе кластерного взаимодействия. Сибирский педагогический журнал. 2018; № 4: 40 - 49.
14. Морзе Н.В., Варченко-Троценко Л.А. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2. 0. Образовательные технологии и общество. 2014; № 1: 637 - 649.
15. Цыденжапова Д.Ц. Проблемы применения технологии сотрудничества в профессионально деятельностной подготовке студентов. Вестник Российского университета кооперации. 2013; № 1 (11): 110 - 112.
References
1. Markelov V.S., Tutyshkin N.K. Esche raz o pedagogike sotrudnichestva. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2015; № 47: 169 - 175.
2. Anisimov N.D., Budarin P.Yu., Kas'yanik Yu.V. Ocenka sposobnostej k liderstvu i komandnomu sotrudnichestvu u studentov. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. 2014; № 20: 165 - 170.
3. Abdullaeva U.I. Pedagogika sotrudnichestva i razvitie obrazovaniya. Nauka i obrazovanie segodnya. 2017; № 6 (17), 97 - 98.
4. Vygotskij L.S. Psihologiya. Moskva: Aprel' press: 'EKSMO-press, 2000.
5. Leont'ev D.A. Sovmestnaya deyatel'nost', obschenie, vzaimodejstvie: k obosnovaniyu «pedagogiki sotrudnichestva». Vestnik vysshej shkoly. 1989; № 11: 39 - 45.
6. Pomelov V.B Dvizhenie pedagogov-novatorov 1980-h godov: k 30-letiyu pedagogiki sotrudnichestva. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016; № 4 (32): 74 - 89.
7. Dzgoeva N.M. Psihologo-pedagogicheskaya harakteristika uchebnogo sotrudnichestva v ramkah gumanizacii obrazovaniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 2: 57 - 60.
8. Kostenko Yu.K., Nedogreeva N.G. Model' formirovaniya navykov produktivnogo sotrudnichestva starsheklassnikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017; № 3 (20): 134 - 137.
9. Osipov P.N. Inzhenernaya pedagogika: ot sotrudnichestva k sinergii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 54 - 60.
10. Petrova N.S., Petrov A.Yu., Chumakova L.A. Pedagogika sotrudnichestva kak sovremennaya forma vzaimootnoshenij v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-3: 180 - 184.
11. Koval' S.L. Pedagogika sotrudnichestva, kommunarskaya metodika kak intellektual'noe nasledie v rabote so studentami. Social'naya pedagogika. 2017: № 1-2: 105 - 111.
12. Torbina I.I. K postanovke problemy sotrudnichestva i sotvorchestva v sisteme «Student - student» v vuze. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2013; № 4: 72 - 77.
13. Harchenko S.A. Formirovanie obschnosti kak komponenta kul'tury sotrudnichestva obuchayuschihsya v processe klasternogo vzaimodejstviya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2018; № 4: 40 - 49.
14. Morze N.V., Varchenko-Trocenko L.A. Formirovanie navykov sotrudnichestva u studentov s ispol'zovaniem servisov Veb 2. 0. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2014; № 1: 637 - 649.
15. Cydenzhapova D.C. Problemy primeneniya tehnologii sotrudnichestva v professional'no deyatel'nostnoj podgotovke studentov. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. 2013; № 1 (11): 110 - 112.
Статья поступила в редакцию 01.06.20
УДК 378.4
Turkayeva L.V., senior teacher, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
SUBSTANTIVE ASPECTS OF THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO LEGAL NORMS AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The
author proceeds from the premise that the value attitude to legal norms convincingly emphasizes the humanistic orientation of the teacher's professional activity, his/ her ability to experience on an emotional level the norms and requirements for pedagogical activity, which are fixed by the relevant legislation. Based on the analysis of the essential features of the value attitude to legal norms, the content aspects of its formation in the process of professional training of students at a pedagogical university are determined. The possibilities of their integration into the content block of the discipline on "Legal norms in the professional activity of a teacher of a modern general education organization" are shown. The advantages of students' performance of educational projects in the process of studying this discipline of their choice are determined.
Key words: legal norms, value attitude, students of pedagogical university, discipline of choice.
Л.В. Туркаева, ст. преп., Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Автор исходит из положения о том, что ценностное отношение к правовым нормам убедительно подчеркивает гуманистическую направленность профессиональной деятельности учителя, его способность переживать на эмоциональном уровне нормы и требования, предъявляемые к педагогической деятельности и закрепляемые соответствующим законодательством. Исходя из анализа существенных признаков ценностного отношения к правовым нормам, определены содержательные аспекты его формирования в процессе профессиональной подготовки студентов в педагогическом университете. Показаны возможности их интеграции в содержательном блоке дисциплины «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации». Определены преимущества выполнения студентами образовательных проектов в процессе изучения данной дисциплины по выбору.
Ключевые слова: правовые нормы, ценностное отношение, студенты педагогического университета, дисциплина по выбору.
В современной практике профессиональной подготовки отчетливо обнаруживается устойчивая направленность на формирование у студентов таких компетенций, которые в первую очередь востребованы на профессиональном рынке труда и работодателями. Среди многообразия таких компетенций, которые, как известно, структурированы сообразно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, сегодня на ведущее место выдвигаются умения уверенного применения правовых знаний в профессиональной деятельности. Обоснованно считается, что будущий специалист обязан хорошо разбираться в современном законодательстве и ориентироваться в нормативно-правовых документах, в том числе регламентирующих их права, обя-
занности и сферу полномочий в части осуществления будущей производственной деятельности. Такая информированность и умение разбираться в нормативно-правовых документах являются условием качественного осуществления предстоящих трудовых функций в правовом поле, что в особенности важно для представителей педагогических профессий.
Последнее обстоятельство определяется той роль, которую сегодня выполняют педагоги общеобразовательных организаций при осуществлении функций по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Влияя на становление у молодежи системы ценностных ориентаций, педагоги своими действиями должны показывать эталоны правового поведения, демонстрировать уважительное
отношение к правовым нормам и практике уверенного применения норм права в профессиональной и повседневной жизни. Иными словами, будущий педагог выступает не только как потенциальный субъект правовых отношений, но и в качестве носителя ценностей права, ориентира для подражания. Выделенные характеристики профессиональных компетенций будущих учителей могут быть описаны в терминах ценностного отношения к правовым нормам.
Учитывая нарастающую тенденцию правового нигилизма в студенческой среде, а также сосредоточенностью внимания студентов в процессе профессиональной подготовки на освоение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, актуализируется задача формирования у будущих учителей ценностного отношения к правовым нормам и, как следствие, определения соответствующего содержания профессионального образования.
Исходя из этого, целью настоящей статьи является определение существенных признаков ценностного отношения к правовым нормам и разработка соответствующих содержательных средств для его формирования у студентов педагогического университета. Решение данной целевой установки осуществляется в рамках методологии аксиологического подхода [1; 2; 3], провозглашающего определяющее влияние ценностей и ценностного отношения на профессиональную деятельность будущих учителей. При этом отношение студентов к нормам права, описанное в ключевых терминах аксиологического подхода, в очередной раз подчеркивает гуманистическую направленность профессиональной деятельности учителя, его способность переживать на эмоциональном уровне нормы и требования, предъявляемые к педагогической деятельности и закрепляемые соответствующим законодательством.
В научной литературе данный аспект рассматриваемой проблемы, как правило, описывается таким категориями и признаками, как правовая компетентность, правовая культура и правовое сознание будущего учителя (педагога). В его разработку заметный вклад внесли исследования С.В. Воронкова [4], М.П. Козловцева [5], Л.З. Кувандыкова [6], П.А. Мусинова [7], ГШ. Сыпачевой [8], А.А. Шайдурова [9].
Так, например, М.П. Козловцев в интерпретации правовой компетентности будущего педагога делает упор на его умении успешно применять юридические знания при решении различного рода ситуаций, подразумевающих необходимость предупреждать противоправное поведение обучающихся. Особое место в системе правовой компетентности, по мнению автора, уделяется способности оказывать позитивное влияние на социально-ценностное развитие школьников [5].
ГШ. Сыпачева, помимо правовых знаний, в правовой компетентности студентов педагогических направлений выделяет практическую готовность и способность осуществлять защиту прав, свобод и интересов обучающихся, регулирование отношения между различными участниками образования, реализацию профессиональных полномочий педагогов. Также автором обращается внимание на важную роль будущего педагога в развитии своих правовых знаний и правовой культуры окружающих его людей [8].
В толковании правовой компетентности будущих специалистов педагогического профиля Л.З. Кувандыкова делает упор на готовности решать учебно-профессиональные задачи, по своему содержанию предполагающие применение правовых норм и требований законодательства [6].
В некоторых исследованиях авторы сосредоточиваются на определении существенных признаков правовой культуры студентов. Так, А.А. Шайдуров правовую культуру будущего учителя связывает с целостной системой специальных профессиональных знаний и умений, которые позволяют ему результативно и на высоком уровне качества самостоятельно осуществлять работу по правовому просвещению и воспитания обучающихся [9].
Определение правовой культуры бакалавров педагогического образования, предложенное С.В. Воронковым, основывается на положениях аксиологического подхода и, как следствие, предполагает наличие ценностного отношения к правовым нормам и субъектам правовых отношений. Совершенно очевидно, что помимо ценностной составляющей, правовая культура предусматривает умение осуществлять педагогическую деятельность на основе имеющегося правового статуса и статуса других участников образовательных отношений [4].
П.А. Мусинов в правовой культуре специально выделяет нравственный аспект. В соответствии с этим он оперирует термином «нравственно-правовая культура», содержание которого определяет целостная система профессионально-личностных качеств педагога, которые позволяют ему успешно осуществлять решение разного рода нравственно-правовых задач. Успешность такой деятельности, по мнению автора, определяется наличием у педагога правовой грамотности и нравственно-правового мышления, в своем единстве обеспечивающих законосообразную педагогическую деятельность [7].
Мы все-таки сосредоточиваемся на рассмотрении понятия «ценностное отношение к правовым нормам» применительно к студентам педагогического университета. В толковании понятия считаем целесообразным сделать упор на устойчивое, эмоционально-позитивное и осмысленное отношение к установленным государством нормам и требованиям педагогической деятельности, готовности демонстрировать собственное отношение к правоприменительной деятельности и способности поддерживать на актуальном уровне свои правовые знания, а также умении анализировать и регулировать собственное правовое поведение.
Университетское образование обладает широкими возможностями для формирования у студентов отношения к правовым нормам как ценности. Реали-
зуемые в педагогических университетах образовательные стандарты опираются на целевые ориентиры, в том числе связанные с правовой подготовкой студентов. Это находит выражение в ряде профессиональных компетенций, которые закладываются в основу построения соответствующих учебных планов. В качестве примера можно привести компетенции, связанные со способностями будущих педагогов применять ключевые правовые знания при осуществлении основных функций педагогической деятельности. Как правило, такие компетенции формируются при изучении студентами учебной дисциплины «Правоведение». У студентов формируются накопительные представления о правовых нормах на основе изучения действующего законодательства: гражданского, семейного, трудового. Студенты педагогических университетов также изучают дисциплину «Нормативно-правовое обеспечение образования», направленную на систематизацию их представлений о нормативных правовых актах, действующих в образовательной сфере.
Вместе с тем обнаруживается ограниченность такого подхода, проявляющаяся в том, что содержание данных дисциплин сводится лишь к обеспечению у студентов общепрофессиональных компетенций. В основном доминирует трансляционная методика, демонстрация фактологических знаний в области права и правоприменения. Ценностные аспекты применения правовых норм в педагогической деятельности, как правило, не входят в число ключевых задач преподавания данных учебных дисциплин. Ситуация выправляется тем, что существующая практика построения учебных планов в рамках реализуемых основных образовательных программ допускает возможность разработки и реализации в образовательном процессе дисциплин по выбору студентов. Такой подход, как известно, определяется стремлением максимально более полно учесть потребности как студентов, так и требования работодателей. Более того, организация образовательного процесса в педагогическом университете обладает возможностью использования потенциала производственной практики студентов для формирования у них ценностного отношения к правовых нормам. Заметные возможности для этого также несет внеаудиторная работа студентов, нередко связанная с их участием в социально ориентированных инициативах и проектах.
В этой связи выделим несколько содержательных аспектов, которые способствуют совершенствованию работы по формированию ценностного отношения к правовым нормам у будущих учителей и могут быть аккумулированы в предметном содержании дисциплины по выбору.
Первый содержательный аспект относится к совершенствованию представлений студентов о правах и обязанностях, которые определяют статус учителя и регулируют его повышение в современных условиях образовательной деятельности. Учитывая то обстоятельство, что многие вопросы из данного контекста изучаются студентами при рассмотрении инвариантных правовых дисциплин, акцент здесь ставится на более глубокое и детальное изучение требований профессионального стандарта педагога, ознакомление с инструкциями и методиками аттестации учителей на соответствие занимаемой должности, а также первой и высшей квалификационной категории. В части применения правовых норм по данным проблемам в реальной педагогической практике возникает очень много спорных вопросов, зачастую допускающих неоднозначные ответы. Поэтому выделение данной содержательной линии представляется важной и перспективной задачей.
Второй содержательный аспект связан с нормативно-правовыми основаниями, регламентирующими взаимодействие педагогов с различными участниками образовательных отношений в школе. При осуществлении профессиональной деятельности педагогам приходится решать разного рода задачи и проблемы, уходящие своими корнями в плоскость взаимодействия с родителями обучающихся, соблюдения конституционных прав и свобод детей, обоснования их обязанностей, а также защиты интересов обучающихся в различных условиях учебно-педагогической практики. Нередко при решении такого рода задач педагоги оказываются в ситуации нравственно-этического выбора. Поэтому включение в рабочую программу дисциплины по выбору такого рода вопросов позволит студентам значительно обогатить их опыт применения правовых знаний. Заметное преимущество такие знания будут давать будущим педагогам при прохождении производственной практики.
Третий содержательный аспект связывается нами с ролью и функциями педагога в становлении и формировании у обучающихся школ системы правовых знаний, созданием предпосылок для зарождения у них правовой культуры. Здесь появляется реальная возможность обсудить роль учителя в правовом просвещении школьников. На примере решения различных учебных задач студенты смогут осознать значимость просветительской деятельности и понимание того, что она непременно строится на глубоком знании нормативно-правовых документов и уверенном их применении в профессиональной деятельности. Есть основание полагать, что освоение студентами данной содержательной линии должно непременно отразиться на формировании у них собственного позитивного отношения к правовым знаниям и их применению. Как следствие, с высокой долей вероятности это может отразиться на формировании у будущих учителей активной позиции в части популяризации правовых знаний среди детей и трансляции правовой культуры.
Важной, на наш взгляд, является четвертый содержательный аспект, подчеркивающий статус педагога как одного из ключевых субъектов и участников системы государственно-общественного управления общеобразовательной орга-
низацией. Выделение данной линии обусловливается приоритетным вниманием к принципу демократизации образования, занимающему ведущее место в практике современной школы. Здесь определяются такие содержательные единицы, которые находят выражение в понимании студентами своей роли в управлении школой, готовности к осуществлению управленческих функций. Обладание такими качествами дает будущему педагогу дополнительные конкурентные преимущества в предстоящей профессиональной деятельности.
Наконец, пятый содержательный аспект связывается с нравственно-этическими вопросами реализации правовых норм. Здесь нами предусматривается изучение студентами важной проблемы соотношения норм права и профессиональной деятельности педагога. Важное место здесь уделяется таким содержательным линиям, которые относятся к формированию у будущих учителей антикоррупционного сознания и поведения. Подобная тематика, по мнению многих специалистов, является весьма актуальной и важной с точки зрения обогащения профессионального и личностного мировоззрения будущего педагога. При этом, как показывает практика, такие вопросы требуют серьезного обсуждения и профессиональных комментариев специалистов в области права. Более того, они вызывают живой и профессиональный интерес в студенческой аудитории. Наличие такого интереса, по нашему мнению, является важным шагом в направлении формирования у студентов ценностного отношения к правовых нормам.
Итак, выделенные содержательные аспекты формирования ценностного отношения к правовым нормам у студентов педагогического университета могут быть интегрированы в содержательной части дисциплины по выбору. В нашем исследовании речь идет о дисциплине «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации», трудоемкость которой составляет 72 часа. Логика реализации дисциплины по выбору предполагает интеграцию теоретических представлений студентов в области правовых норм в образовательной сфере и приобретение опыта правоприменительной деятельности. Основными педагогическими методами, обеспечивающими такую интеграцию, являются дискуссии, обсуждение, выполнение проектных работ.
Тематика образовательных проектов является обширной и опирается на выделенные содержательные аспекты. Укажем темы проектных работ, к которым чаще всего обращались студенты Чеченского педагогического университета, на базе которого проходила апробация дисциплины по выбору «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации»:
- Современные правовые основания организации и проведения аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций.
- Антикоррупционное сознание и поведение педагога.
- Локальные нормативные акты современной общеобразовательной организации. Особенности проектирования локальных нормативных актов.
- Правовое поведение педагога во взаимодействии с детьми, предрасположенными к моделям агрессивного поведения.
- Особенности юридической ответственности современных родителей.
- Нормативные основания организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников школы.
Таким образом, информированность студентов о современных нормативно-правовых документах и умение их применять в различных условиях педагогической деятельности является важным условием повышения качества профессионального образования. При этом в современной практике профессиональной подготовки будущих учителей делается акцент на формировании ценностного отношения к правовым нормам, что определяется той ролью, которую выполняют школьные учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения. Аксиологическая интерпретация понятия «ценностное отношение к правовым нормам» позволила определить основные содержательные линии, которые могут быть интегрированы в предметно-содержательном блоке дисциплины по выбору «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации». Ее реализация в университетской практике заметно повышает эффективность профессиональной подготовки в части формирования у студентов педагогического университета комплекса профессионально-личностных качеств, которые могут быть описаны в терминах ценностного отношения к правовым нормам.
Библиографический список
1. Кирьякова А.В., Ольховая Т.В. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании. Высшее образование в России. 2010; № 5: 124 - 128.
2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Гущина А.В. Аксиолого-педагогическая концепция и модель воспитания нравственности будущего учителя. Диссертация ... доктора педагогических наук. Самара, 2019.
4. Воронков С.В. Формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования в университете. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2013.
5. Козловцев М.П. Юридические знания как фактор развития правовой компетентности будущих педагогов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2007.
6. Кувандыков Л.З. Проблемные ситуации как фактор развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2012.
7. Мусинов П.А. Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Горно-Алтайск, 2000.
8. Сыпачева ГШ. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2015.
9. Шайдуров А.А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2001.
References
1. Kir'yakova A.V., Ol'hovaya T.V. Realizaciya aksiologicheskogo podhoda v universitetskom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 5: 124 - 128.
2. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.
3. Guschina A.V. Aksiologo-pedagogicheskaya koncepciya imodel'vospitaniya nravstvennostibuduschego uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 2019.
4. Voronkov S.V. Formirovanie pravovoj kul'tury bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v universitete. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2013.
5. Kozlovcev M.P. Yuridicheskie znaniya kak faktorrazvitiya pravovojkompetentnosti buduschih pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.
6. Kuvandykov L.Z. Problemnye situacii kak faktor razvitiya pravovoj kompetentnosti buduschego bakalavra pedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2012.
7. Musinov P.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvenno-pravovoj kul'tury buduschego pedagoga v processe vuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Gorno-Altajsk, 2000.
8. Sypacheva G.Sh. Formirovanie pravovoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih napravlenij na interaktivnoj osnove. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2015.
9. Shajdurov A.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya pravovoj kul'tury buduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2001.
Статья поступила в редакцию 01.06.20
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia)
Dudayev G.S.-H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Human Resources, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Serkerovа N.K., senior teacher, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia)
ON THE ISSUES OF FORMING A FUTURE TEACHER'S READINESS TO ENSURE THE RIGHTS OF THE CHILD IN A SECONDARY SCHOOL. In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, practical experience of activity, topical issues about the importance of the problem of ensuring the rights of the child in the conditions of the educational space of the school are considered. The article describes the theoretical foundations of the formation of future teachers' readiness to implement the ideas proclaimed by the UN. Convention on the rights of the child in the educational process of a secondary school; the features