Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей в системе среднего профессионального образования'

Организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL CULTURE FORMING / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' KNOWLEDGE UPDATING / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГОВОГО ПРОСТРАНСТВА / ORGANIZATION OF DIALOGICAL SPACE / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / SIMULATION MODELING OF SITUATIONS / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купчигина И.М.

В статье представлен вниманию анализ педагогических условий формирования профессиональной культуры специалистов разных сфер деятельности; автором предложены организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей в системе среднего профессионального образования: актуализация знаний студентов о профессиональной культуре учителя и её ценностях посредством реализации спецкурса «Профессиональная культура учителя»; организация диалогового пространства, способствующего формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей; включение студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее вовлечение участников в активную рефлексивную деятельность, способствующую реализации освоенных ценностей профессиональной культуры учителей в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL CULTURE FORMING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article presents an analysis of pedagogical conditions of professional culture forming of specialists of different spheres of activity. The author offers organizational-pedagogical conditions of future teachers' professional culture forming in the system of secondary professional education: updating the knowledge of students about teachers' professional culture and its values through the implementation of a special course “Professional Culture of the Teacher”, the organization of a dialogical space that contributes to the formation of students' value attitude to teachers' professional culture. The research offers to involve students in simulation modeling of situation, to provide the involvement of participants in active reflexive activities, contributing to the implementation of the values of teachers' professional culture in teaching activities.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей в системе среднего профессионального образования»

примеры разных видов переводческих трансформаций», должны научить аспирантов максимально анализировать перевод специальной литературы. Выполняя такой анализ, приходит понимание того, что в процессе перевода трансформации чаще всего бывают смешанного типа. Как правило, разного рода трансформации осуществляются одновременно, то есть сочетаются друг с другом - грамматическое преобразование сопровождается лексическим.

Снимать трудности при работе над переводом помогают задания направленные на работу с многозначными словами, которыми богат немецкий язык. Список наиболее важных многозначных слов приведен в пособии. Интернациональная лексика за последнее время значительно обогатилась, поэтому ряд практических упражнений посвящен этой группе слов. Не менее важно научиться распознавать интернационализмы, которые разошлись в своем значении в русском и немецком языках.

Краткий справочник содержит грамматику свойственную научному стилю речи (например, сложные предложения, с их особым порядком слов, страдательный залог, модальные конструкции, обособленные причастные обороты). Задания этой части предлагают аспирантам анализировать перевод специальной литературы с учетом изученных грамматических правил.

Библиографический список

На кандидатский экзамен выносится определенный перечень устных тем, и аспирант должен быть в состоянии свободно общаться с экзаменатором на эти темы. «Мы должны по большому счёту научить аспиранта к моменту окончания учёбы более или менее свободно высказывать научные мысли разной степени трудности посредством иностранного языка, так как особенностью речевого общения аспирантов является необходимость общаться на темы, связанные с научной деятельностью». [9, с.107]. Поэтому мы изучаем лексику и готовим монологические высказывания по темам: Weltbekannte Wissenschaftler; Mein wissenschaftlicher Leiter; Die wissenschaftlichen Schulen; Die Teilnahme an der Konferenz; Meine wissenschaftliche Untersuchung. В процессе изучения тем аспирант накапливает лексику, самостоятельно выбирает речевые обороты, выполняет творческие задания, получает опыт публичного выступления на иностранном языке. Знакомство с особенностями обучения в аспирантуре в Германии также этому способствует.

Итак, методическое обеспечение языковой подготовки аспирантов в аграрном вузе - это сложный комплексный процесс, который требует непрерывного совершенствования и серьезной работы всего профессорско-преподавательского коллектива кафедры, в целях подготовки научно-педагогических кадров с высоким уровнем владения иностранным языком.

1. Колпаков Н.А. Агроинтеграция - современная модель системы непрерывного аграрного образования. Аграрная наука - сельскому хозяйству: материалы XIII Международной научно-практическая конференция, 15 - 16 февраля 2018, Барнаул: РИО Алтайского ГАУ. 2018; Кн. 1: 15 - 18.

2. Косачева Т.А., Парпура О.А. Языковая подготовка научно-педагогических кадров (аспирантов) в аграрном вузе. Вестник БГУ. Педагогика, филология, философия. Улан-Удэ. 2017; Вып. 4. Педагогика: 15 - 21.

3. Косачева Т.А., Кайль Ю.А. Роль иностранного языка при подготовке специалистов аграрного профиля. Аграрная наука - сельскому хозяйству. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2018 г. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ. 2018; Кн. 1: 30 - 32.

4. Косачева Т.А. Педагогические условия формирования профессионально-ценностного отношения студентов аграрных вузов к изучению иностранного языка. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2003.

5. Парпура О.А. К вопросу об особенностях обучения иностранному языку по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Аграрная наука - сельскому хозяйству. Материалы XII междунар. научно-практический конференции. Барнаул: Издательство АлтГАУ. 2017; Кн. 1: 87 - 88.

6. Т.А. Косачева, О.А. Парпура, Е.В. Тимофеева Немецкий язык: учебно-методическое пособие для аспирантов аграрных вузов. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017.

7. Сметанина О.М. Изучение иностранного языка в эпоху глобализации. Интеграция образования. 2008; 4: 23 - 28.

8. Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык». Под общей редакцией И.И. Ха-леевой. Москва, 2007.

9. Буянова Г.В., Киндеркнехт А.С., Попова Т.В., Пеунова Е.В. Обучение иностранному языку в аспирантуре неязыкового вуза: актуальные вопросы. Монография. Под ред. А.С. Киндеркнехт. Пермь: ИПЦ«Прокростъ», 2017.

References

1. Kolpakov N.A. Agrointegraciya - sovremennaya model' sistemy nepreryvnogo agrarnogo obrazovaniya. Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyajstvu: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskaya konferenciya, 15 - 16 fevralya 2018, Barnaul: RIO Altajskogo GAU. 2018; Kn. 1: 15 - 18.

2. Kosacheva T.A., Parpura O.A. Yazykovaya podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov (aspirantov) v agrarnom vuze. Vestnik BGU. Pedagogika, filologiya, filosofiya. Ulan-Ud'e. 2017; Vyp. 4. Pedagogika: 15 - 21.

3. Kosacheva T.A., Kajl' Yu.A. Rol' inostrannogo yazyka pri podgotovke specialistov agrarnogo profilya. Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyajstvu. MaterialyXIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii, 15-16 fevralya 2018 g. Barnaul: RIO Altajskogo GAU. 2018; Kn. 1: 30 - 32.

4. Kosacheva T.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnogo otnosheniya studentov agrarnyh vuzov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2003.

5. Parpura O.A. K voprosu ob osobennostyah obucheniya inostrannomu yazyku po programme podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture. Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyajstvu. Materialy XII mezhdunar. nauchno-prakticheskij konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAU. 2017; Kn. 1: 87 - 88.

6. T.A. Kosacheva, O.A. Parpura, E.V. Timofeeva Nemeckijyazyk: uchebno-metodicheskoe posobie dlya aspirantov agrarnyh vuzov. Barnaul: RIO Altajskogo GAU, 2017.

7. Smetanina O.M. Izuchenie inostrannogo yazyka v 'epohu globalizacii. Integraciya obrazovaniya. 2008; 4: 23 - 28.

8. Programma-minimum kandidatskogo 'ekzamena po obschenauchnoj discipline «Inostrannyj yazyk». Pod obschej redakciej I.I. Haleevoj. Moskva, 2007.

9. Buyanova G.V., Kinderkneht A.S., Popova T.V., Peunova E.V. Obuchenie inostrannomu yazyku v aspiranture neyazykovogo vuza: aktual'nye voprosy. Monografiya. Pod red. A.S. Kinderkneht. Perm': IPC«Prokrost'», 2017.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 377

Kupchigina I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),

E-mail: kupchigina@mail.ru

THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL CULTURE FORMING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article presents an analysis of pedagogical conditions of professional culture forming of specialists of different spheres of activity. The author offers organizational-pedagogical conditions of future teachers' professional culture forming in the system of secondary professional education: updating the knowledge of students about teachers' professional culture and its values through the implementation of a special course "Professional Culture of the Teacher", the organization of a dialogical space that contributes to the formation of students' value attitude to teachers' professional culture. The research offers to involve students in simulation modeling of situation, to provide

the involvement of participants in active reflexive activities, contributing to the implementation of the values of teachers' professional culture in teaching activities.

Key words: professional culture of future teachers, organizational-pedagogical conditions of future teachers' professional culture forming, students' knowledge updating, organization of dialogical space, simulation modeling of situations, secondary professional education.

И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: kupchigina@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен вниманию анализ педагогических условий формирования профессиональной культуры специалистов разных сфер деятельности; автором предложены организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей в системе среднего профессионального образования: актуализация знаний студентов о профессиональной культуре учителя и её ценностях посредством реализации спецкурса «Профессиональная культура учителя»; организация диалогового пространства, способствующего формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей; включение студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее вовлечение участников в активную рефлексивную деятельность, способствующую реализации освоенных ценностей профессиональной культуры учителей в педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональная культура учителя, организационно-педагогические условия формирования профессиональной культуры учителя, актуализация знаний студентов, организация диалогового пространства, имитационное моделирование ситуаций, среднее профессиональное образование.

В исследованиях ряда авторов обозначены различные теоретические подходы к формированию профессиональной культуры специалиста. К примеру, общефилософский подход раскрывает закономерности формирования профессиональной культуры, частно-научный подход описывает особенности ее становления, социально-психологический характеризует социальные функции, условия и механизмы действия личностной культуры специалиста в общественной жизни, конкретно-социологический - решает конкретные задачи с учётом общественной ценности профессии.

С точки зрения В.Г. Игнатова важнейшими слагаемыми формирования профессиональной культуры являются: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям, овладение профессиональным мастерством, творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность, грамотное и эффективное использование средств и методов при достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы, возможность предвидения результатов труда [1, с. 75].

А.В. Анохин высказывает следующее мнение, что одним из условий формирования профессиональной культуры наемного работника является его обучение на дедуктивной основе, соответствующей возможностям технологического процесса. При этом структура учебного процесса должна предусматривать два этапа: основное обучение (общеотраслевая подготовка) и специализацию [2, с. 15 - 19].

Я.И. Войтальянова выделяет три необходимых условия формирования профессиональной культуры будущего менеджера в процессе его профессиональной подготовки: 1) обогащение курса «Психология управления» проблематикой о культурных основах профессиональной деятельности менеджера; 2) создание диалогового пространства через включение студентов в позиционное взаимодействие; 3) организация деловой игры как пространства обеспечения процесса формирования и проявления профессиональной культуры студентов посредством создания ситуаций интеллектуального и эмоционального напряжения, стимулирующих самостоятельность и инициативность [3, с. 142].

О.А. Жиляева для формирования профессиональной культуры у будущих врачей предлагает использовать комплекс методов и способов их воспитания и образования с помощью общеобразовательных средств дисциплин гуманитарного цикла, введения в процесс обучения элективных курсов, повышающих общий культурный уровень и расширяющих кругозор будущих профессионалов. Культурологическая ориентация профессионального образования должна стать неотъемлемой частью подготовки будущих врачей [4, с. 128].

Н.М. Качуровская выделяет целый ряд педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих архитекторов: 1) организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов профес-

сиональной культуры; 2) структурирование содержания блоков профессиональной подготовки в неразрывной связи с освоением общепрофессиональных, специальных и гуманитарных дисциплин; 3) организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения, совместной деятельности преподавателей и студентов; 4) рефлексия личностно-профес-сионального развития; 5) формирование профессиональных качеств через усиление межпредметных связей; 6) ориентация образовательного процесса на общую, профессиональную и художественную культуру [5].

Е.В. Коржуева выделяет следующие педагогические условия формирования профессиональной культуры будущего специалиста по работе с молодежью: 1) стимулирование внутренней работы студентов по усвоению и принятию общественно-значимых ценностей, ценностей и целей профессиональной деятельности посредством включения в систему подготовки специальных лекционных курсов и организации социально-полезной деятельности; 2) включение индивидуальных заданий, ориентированных на формирование активной субъектной позиции студентов в проявлении своих профессиональных и творческих интересов через реализацию проектно-исследовательской деятельности; 3) участие студентов в деятельности детских и молодежных организаций для формирования коммуникативных умений и развития навыков педагогического руководства воспитанием; 4) вовлечение в добровольческую деятельность для формирования социальной ответственности, развития профессионально-важных качеств и накопления опыта руководства социально-значимой деятельностью [6, с. 65 - 66].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют различные факторы: особенности самой профессии, общая культура и мотивация личности, качество образовательных услуг, предоставляемое высшим учебным заведением и др. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные [7, с. 11].

Среди условий формирования профессиональной культуры будущего специалиста следует отметить профессионально-образовательную культуру учебного заведения. Об этом говорят исследования С.В. Веретина, Н.С. Дежниковой, Н.М. Качуров-ской, Е.Н. Меркуловой, H.A. Шайденко и др. Согласно определению В.Г. Горба, «... - это идеи, отражающие характер образовательных взаимоотношений в учебном заведении и результаты личностной, групповой и организационной деятельности, выраженные в уровне развития личностных потенциалов участников образовательной деятельности, а также создаваемых в вузе научных, духовных, образовательных и материальных ценностей» [8, с. 71].

Формирование профессиональной культуры Г.Н. Соколова представляет как процесс получения студентом общего и специального образования (овладения системой знаний и уме-

ний, воспитания, ценностных установок, убеждений), накопления производственного опыта во время трудового обучения и деятельности [9]. A.A. Орлов, В.П. Рябцев, H.A. Шайденко большую роль отводят содержанию педагогического образования и использованию различных методов обучения студентов, в ходе которых должна осуществляться педагогическая подготовка как основа формирования профессиональной культуры учителя. В основу их профессиональной культуры в стенах образовательного учреждения закладывается «система профессиональных знаний, развивается методологическая культура, формируются основные общепедагогические умения (аналитико-диагностиче-ские, проектировочные, прогностические, конструктивно-организационные, коммуникативные, рефлексивные), развиваются важнейшие профессионально-личностные качества (любовь к детям, эмпатия, толерантность, рефлексия, эмоциональная устойчивость и др.), происходит становление профессиональных ценностных ориентации и личного педагогического кредо» [10, с. 3]. В.П. Рябцев отмечает, что профессиональную культуру можно формировать только в условиях освоения педагогической деятельности в процессе обучения в учебном заведении [11, с. 25].

Проведённый теоретический анализ обозначенной проблемы позволил нам сделать вывод о том, что профессиональная культура будущего учителя зависит от содержания и организации образовательного процесса в учебном заведении. Считаем, что профессиональная культура будущего учителя в системе среднего профессионального образования будет сформирована, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:

1) актуализировать знания студентов о профессиональной культуре учителей, о её ценностях посредством спецкурса «Профессиональная культура учителя». Основная цель - получение студентами - будущими учителями - знаний о профессиональной культуре и её ценностях; формирование ценностного отношения к общей и профессиональной культуре и её ценностям; формирование коммуникативных умений для успешного осуществления педагогической деятельности;

Библиографический список

осуществление рефлексии деятельности по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры. При актуализации знаний были использованы методы традиционного (устное изложение материала - лекция, рассказ и др.; обсуждение учебного материала - семинар, беседа и др.; самостоятельная работа студентов и др.) и активного (проблемные лекции, позиционная дискуссия, спор-диалог, публичные выступления и др.) обучения;

2) организовать диалоговое пространство, способствующее формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей. Подразумевается поэтапное осуществление динамики развития диалога: 1 этап - формирование интересов студентов к ценностям профессиональной культуры, формирование умений внимательного слушания, стремления к пониманию партнера по общению; 2 этап - формирование у студентов критического мышления, характеризующегося умением субъекта выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты при решении проблем в стандартных и нестандартных ситуациях; 3 этап - формирование навыков рефлексии студентов, формирование их личного мнения и отношение к изученному учебному материалу, обобщение и оценка изученной информации, выявление проблемы, способов её решения.

3) включить студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее вовлечение участников в активную рефлексивную деятельность, способствующую реализации освоенных ценностей профессиональной культуры учителей в педагогической деятельности. Имитационное моделирование представляет собой совокупность неигровых (анализ-оценка конкретной ситуации, выработка алгоритма решения конкретных ситуаций) и игровых методов (деловая и ролевая игры)

Названные условия мы рассматриваем как необходимые, так как они в своем единстве и взаимосвязи отражают целостность когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования.

1. Игнатов В.Г., Белолипецкий, В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд. центр «MарТ», 2000: 75.

2. Анохин А.В. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника. Диссертация ... кандидата юридических наук: Томск, 2000.

3. Войтальянова, Я.И. Формирование профессиональной культуры будущего менеджера в процессе его профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2007.

4. Жиляева О.А. Роль языка в становлении профессиональной культуры врача. Диссертация ... кандидата культурологии. Улан-Удэ, 2009.

5. Качуровская H.M. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2005.

6. Библер В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения. Вопросы философии. 1989; № 6: 65 - 66.

7. Ананченко M^. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студ.науч.конференции и V международных педагогических чтений. Архангельск: Издательство СШУ, 2003.

8. Горб В.Г. Методология проектирования организационных образовательных систем: монография. Екатеринбург, 2008.

9. Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Mинск: Издательство БГУ, 1984.

10. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Mосква: Просвещение, 1978.

11. Рябцев В.П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Mайкоп, 1998.

References

1. Ignatov V.G., Belolipeckij, V.K. Professional'naya kul'tura i professionalizm gosudarstvennoj sluzhby: kontekst istorii i sovremennost': uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izd. centr «MarT», 2000: 75.

2. Anohin A.V. Pravovye voprosy formirovaniya professional'noj kul'tury rabotnika. Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: Tomsk, 2000.

3. Vojtal'yanova, Ya.I. Formirovanie professional'noj kul'tury buduschego menedzhera vprocesse ego professional'nojpodgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2007.

4. Zhilyaeva O.A. Rol'yazyka v stanovlenii professional'noj kul'tury vracha. Dissertaciya ... kandidata kul'turologii. Ulan-Ud'e, 2009.

5. Kachurovskaya N.M. Formirovanie professional'noj kul'tury buduschih specialistov-arhitektorov v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2005.

6. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur: Opyt opredeleniya. Voprosy filosofii. 1989; № 6: 65 - 66.

7. Ananchenko M.Yu. K voprosu o suschnosti i faktorah stanovleniya professional'noj kul'tury specialista. Formirovanie professional'noj kul'tury buduschego specialista: Materialy Xoblastnoj stud.nauch.konferencii i Vmezhdunarodnyh pedagogicheskih chtenij. Arhangel'sk: Izdatel'stvo SGMU, 2003.

8. Gorb V.G. Metodologiya proektirovaniya organizacionnyh obrazovatel'nyh sistem: monografiya. Ekaterinburg, 2008.

9. Sokolova G.N. Kul'tura truda vsocial'nom razvitiirabochego klassa. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 1984.

10. Petrovskij A.B., Shpalinskij V.V. Social'naya psihologiya kollektiva. Moskva: Prosveschenie, 1978.

11. Ryabcev V.P. Formirovanie pedagogicheskogo masterstva v sisteme stanovleniya professional'noj kul'tury uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 1998.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 377

Mezentseva O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State

Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: m_olesja29@mail.ru

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY-ORIENTED APPROACH IN THE SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING OF TEACHERS. Modern trends in the development of the education system entail significant changes in the professional activity of teachers, relating to the regulatory and legal component of the educational process, the contents and methods of teaching, the means of assessing the achievements of students, etc. The author describes the basics of a competence-oriented approach that provides the required level of professional competence in the process of postacademy training of teachers through the formation of a steady motivation for meaningful work with the information in convenient conditions for them. This approach to the organization of the process of professional development of teachers will contribute to training and adaptation of the teacher to the new conditions of his professional activity according to the modern demands of the society and the state.

Key words: competency-oriented approach, process of postacademy training, teacher's professional competence.

О.И. Мезенцева, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного

педагогического университета, г. Куйбышев Новосибирской области, E-mail: m_olesja29@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Современные тенденции развития в системе образования влекут за собой существенные изменения профессиональной деятельности педагогов, касающиеся нормативно-правовой составляющей образовательного процесса, содержания и методики обучения, средств оценивания учебных достижений обучающихся и др. Автором охарактеризована сущность компетентност-но-ориентированного подхода, обеспечивающего в процессе повышения квалификации педагогов требуемый уровень профессиональной компетентности посредством формирования у слушателя устойчивой мотивации для осмысленной работы над учебной информацией в удобных для него условиях. Данный подход к организации процесса повышения квалификации педагогов будет способствовать подготовке и адаптации педагога к новым условиям профессионально-педагогической деятельности, запросам со стороны общества и государства.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, процесс повышения квалификации, профессиональная компетентность педагога.

Стремительное обновление научного знания и устаревание прежнего, в том числе профессионального, обуславливают необходимость постоянного повышения квалификации, «включения» педагога в процесс непрерывного образования.

Среди проблем перехода на образовательные стандарты нового поколения Т.А. Каплунович выделяет «...перевод набора ключевых компетентностей в перечень образовательных результатов; определение специфики компетентностно-ориентирован-ных учебных и внеучебных программ; фиксацию требований к образовательным технологиям и способам взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на развитие ключевых компетентностей. Вполне очевидно, что решение обозначенных проблем потребует серьезного научного осмысления, экспериментального моделирования профессиональной и общественной экспертизы моделей» [1, с. 88].

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволит под новым углом зрения рассмотреть и решить проблему качества подготовки специалистов. Попытки решить обозначенную проблему предпринимают не только отраслевые министерства и ведомства, сами учреждения, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, но и Министерство образования и науки РФ. В настоящее время утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499). Согласно приказу, программа повышения квалификации должна быть направлена на «совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для выполнения профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [2].

Следовательно, содержание дополнительных профессиональных программ необходимо выстраивать с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований соответствующих должностей, профессий и специальностей, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В структуре программы должно быть описание перечня профессиональных компетентностей в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Кроме того, данным приказом предусматривается возможность организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образова-

тельной программы и построения учебных планов, а также использования различных образовательных технологий.

Следовательно, особую актуальность приобретают максимально эффективные, мобильные, быстро реагирующие на потребности образования, ориентированные не на процесс, объем, а на результат формы повышения квалификации. Подобные ком-петентностно-ориентированные формы повышения квалификации педагога предусматривают переход от практико-воспроизво-дящей деятельности к практико-преобразующей, актуализацию педагогом собственных возможностей.

Особого внимания в данном случае заслуживает, по нашему мнению, модульно-накопительный подход к организации процесса повышения квалификации, наиболее отвечающий задаче подготовки педагога к реализации индивидуального учебного плана ученика. Поэтому в качестве основных принципов компетентностно-ориентированного подхода нами выделены:

■ принцип модульности, позволяющий конструировать программы повышения квалификации из различных блоков (модулей), при этом освоение нескольких образовательных модулей в рамках различных программ краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации;

■ принцип нелинейности, предполагающий возможность самостоятельного конструирования каждым педагогом индивидуального образовательного маршрута с учетом своих профессиональных затруднений, дефицитов, наиболее приемлемых для себя сроков обучения;

■ принцип вариативности, предусматривающий различную направленность программ образовательных модулей, внедрение разнообразных методов и технологий обучения, гибких организационных форм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ принцип соответствия содержания обучения тем изменениям, которые происходят в науке, профессионально-педагогической деятельности.

Реализация данных принципов в процессе повышения квалификации позволит удовлетворить индивидуальные образовательные запросы, преодолеть актуальные профессиональные затруднения педагогов с учетом их уровня сформирован-ности профессиональной компетентности. Так как модульность программ позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, нацеленные на компетентностное развитие педагогов, а накопительная система дает возможность конструировать программы повышения квалификации из различных ва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.