Научная статья на тему 'Технология формирования организационной культуры будущего учителя'

Технология формирования организационной культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY OF TEACHING / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Р.Р., Гамзаева М.В.

В статье изучены технологии формирования организационной культуры будущего учителя, создающие возможность для индивидуальной, самостоятельной работы студентов, развивают такие умения, как: проведение и организация экспериментов и опытов; ведение самостоятельного целенаправленного поиска информации; оттачивание самоорганизационной деятельности; обработка их результатов. Сделан вывод о том, что на процесс формирования организационной культуры будущих учителей влияние оказывают различные формы организации учебной деятельности, с применением инновационных технологий в организации учебной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMING OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER

The work observes the technology of formation of organizational culture of the future teachers, creating the opportunity for individual, independent work of students, and develop such skills as organizing and conducting experiments and tests. The authors conduct independent focused research, mastering the self-organization activities, the processing of results. It is concluded that various forms of organization of educational activities with application of innovative technologies in the educational work of students have an impact on the process of formation of organizational culture of the future teachers.

Текст научной работы на тему «Технология формирования организационной культуры будущего учителя»

Библиографический список

1. Ивакина И.И. Технология разработки и функционирования системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Виды общепедагогических умений и их содержание. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 24 - 28.

3. Умаев А.У., Алиева РР. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 14: 127 - 131.

References

1. Ivakina I.I. Tehnologiya razrabotkii funkcionirovaniya sistemy kontrolya kachestva podgotovki specialistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Vidy obschepedagogicheskih umenij i ih soderzhanie. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 15: 24 - 28.

3. Umaev A.U., Alieva R.R. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 14: 127 - 131.

Статья поступила в редакцию 11.12.17

УДК 378

Alieva R.R., senior teacher, Department of Pedagogy and Technology, Vocational State Educational Institution of Higher

Education "Dagestan State Pedagogical University" (Makhachkala, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

Gamzaeva M.V., senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology, Vocational State Educational Institution of Higher

Education "Dagestan State Pedagogical University" (Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

TECHNOLOGY OF FORMING OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER. The work observes the technology of formation of organizational culture of the future teachers, creating the opportunity for individual, independent work of students, and develop such skills as organizing and conducting experiments and tests. The authors conduct independent focused research, mastering the self-organization activities, the processing of results. It is concluded that various forms of organization of educational activities with application of innovative technologies in the educational work of students have an impact on the process of formation of organizational culture of the future teachers.

Key words: organizational culture, technology of teaching, future teacher.

Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и технологий профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rukisha@bk.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: gamzaeva79@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье изучены технологии формирования организационной культуры будущего учителя, создающие возможность для индивидуальной, самостоятельной работы студентов, развивают такие умения, как: проведение и организация экспериментов и опытов; ведение самостоятельного целенаправленного поиска информации; оттачивание самоорганизационной деятельности; обработка их результатов. Сделан вывод о том, что на процесс формирования организационной культуры будущих учителей влияние оказывают различные формы организации учебной деятельности, с применением инновационных технологий в организации учебной работы студентов.

Ключевые слова: организационная культура, технология обучения, будущий учитель.

Принятая как цель профессионального образования, современная ориентация на личность будущего учителя, предполагает смещение акцента с обучения, которое ориентировано на усвоение традиционного программного материала, на обучение, в процессе которого сам студент должен подключать саморазвитие, навыки и способы самоорганизацию собственной деятельности, самореализацию в условиях профессиональной подготовки.

Главным критерием готовности выпускника к педагогической деятельности выступают не способность к воспроизведению полученных знаний, а наличие качеств, отвечающих за самостоятельный поиск знаний, собственное преобразование педагогической действительности. Поэтому в данном исследовании одной из главных целей выступает цель формирование организационной культуры будущего учителя, способного к самостоятельному алгоритму планирования и проектирования педагогической деятельности [1].

Содержание обучения в современном вузе способствует выработке у будущих учителей в высшей школе устойчивых стереотипов ожидания того, что педагоги вуза сами поставят образовательные цели перед студентом и сами предложат план по их достижению. Как результат этого - отсутствие самостоятельного стремления к осуществлению личной самооценки и анализа собственной деятельности, невозможность сопоставления собственной самооценки и ее согласования с оценкой другого, неразвитая способность к самостоятельному планированию и са-

моорганизации, отсутствие организационного стиля поведения, удовлетворенность учебой и т. д. [2 - 3].

Все выше изложенное требует изменения в содержании обучения студентов, в плане перехода с традиционного овладения знаниями на формирование способности студентов к осуществлению самостоятельного поиска знаний, проявления рефлексии, осуществление самоанализа собственной деятельности, самооценки, самоорганизации, ощущению удовлетворенности выбором учительской профессии.

Категория «педагогическая технология» представлена разными аспектами: процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса и функционирования всех личностных педагогических и методологических средств; процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, методов, средств и содержания для достижения планируемых результатов обучения; научный: педагогические технологии - это та часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, методы и содержание обучения и проектирует педагогические процессы.

С целью вооружение будущих учителей знаниями, умениями и навыками в области организационной культуры нами был внедрен соответствующий курс «Организационная культура учителя».

Цель спецкурса - формирование у студентов системы базовых знаний о теоретических основах организационной культуры, что поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: общие подходы к формированию организационной культуры педагогического коллектива; модели формирования организационной культуры; особенности педагогического коллектива; способы взаимодействия с коллегами, администрацией, школьниками, родителями; методы диагностики сформирован-ности организационной культуры;

уметь: взаимодействовать в коллективе; выделять факторы, влияющие на формирование организационной культуры; проводить диагностику сформированности организационной культуры; использовать теоретические знания и практические умения при формировании организационной культуры;

владеть: культурой мышления, способами обобщения, анализа, восприятия информации; постановкой цели и выбором путей её достижения при формировании организационной культуры.

Программа рассчитана на 24 часа, включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий, а так же организацию самостоятельной работы студентов. Форма контроля - зачёт.

На лекционных и семинарских занятиях студенты узнавали о теоретико-методологических основах формирования организационной культуры учителя, моделях формирования организационной культуры, особенностях формирования организационной культуры в педагогическом коллективе, о факторах, влияющих на формирование и развитие организационной культуры, о методах диагностики сформированности организационной культуры.

В процессе изучения курса создаются необходимые условия для понимания студентами сущности развития познавательных способностей, различных моделей организационной культуры, изучения нормативных документов по проблеме формирования организационной культуры учителя.

Данный курс имеет статус курса по выбору. В связи с ограниченным количеством аудиторных часов некоторые темы изучаются студентами самостоятельно. Вопросы и задания для самостоятельной работы использовались как после изучения отдельной темы, так и для организации контроля по завершению курса. Задания предлагались различных типов и требуют от студентов различных подходов в выявлении знаний.

Выполнение студентами самостоятельных проектов профессиональной направленности в процессе опытно-экспериментальной работы создавало возможность реализации второго -инновационного пути, когда в учебно-воспитательном процессе создавалась ситуация, позволяющая реализовать собственные силы, самостоятельный потенциал, обеспечить становление опыта субъективирования, т. е. выработка собственного мнения,

Библиографический список

своего (личностного) знания, концепции мира (мировоззрения), стиля, структуры деятельности», что отвечает также и за формирование организационной культуры.

Ход формирование организационной культуры мы связывали с осуществлением студентами проектной деятельности, которая носила исследовательский, творческий характер и создавала условия для формирования организационной культуры, самостоятельной активности студентов, сочетающей в себе элементы репродуктивного и продуктивного характера, изменяющая и развивающая личность будущего учителя, позволяющая реализовать свой собственный потенциал и творческие силы.

Все вышеизложенное, позволяет называть проективную, самостоятельную исследовательскую работу студента средством его воспитания, которое создает условия для формирования развития его общественной активности, рефлексии, самоанализа собственной деятельности, самоорганизации, способности к саморегуляции, коммуникативности и конформизму - а именно его организационной культуры.

Таким образом, вышеперечисленные технологии проведения практических учебных занятий (спецкурс «Организационная культура учителя», тренинги, игры, методы и технологии), создающие возможность для индивидуальной, самостоятельной работы студентов, развивают такие умения, как: проведение и организация экспериментов и опытов; ведение самостоятельного целенаправленного поиска информации; оттачивание самоорганизационной деятельности; обработка их результатов; на основе полученных данных делать выводы, только при включении в практическую деятельность элементов исследования.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что результаты внедренных технологий студентов воплотились в письменных эссе, профильных рефератах, в курсовых и дипломных проектах. В процессе выполнения этих работ студенты совершенствовали навыки самоорганизации, самостоятельной работы, умение эффективно распределять время (самоменеджмент), формировалась профессиональная притязательность; способность к саморегуляции и стрессоустойчивость, а также способность к поиску специальной и научной литературы и ее анализ. Написание и защита рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ связана с целым рядом учебных дисциплин, но, как считает 60% студентов 2 - 4-х курсов, самостоятельно сформулированная и выбранная тема работы способствует большей заинтересованностью проблемой, самостоятельному поиску оригинальных решений, проявлению творческой инициативы и эффективной самоорганизации.

1. Алиева РР Модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 117 - 119.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Виды общепедагогических умений и их содержание. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 24 - 28.

3. Умаев А.У., Алиева Р.Р. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 14: 127 - 131.

References

1. Alieva R.R. Model' formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya v processe professional'noj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 117 - 119.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Vidy obschepedagogicheskih umenij i ih soderzhanie. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 15: 24 - 28.

3. Umaev A.U., Alieva R.R. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 14: 127 - 131.

Статья поступила в редакцию 11.12.17

УДК 378

Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Teaching Methods in Mathematics,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: isaeva_m_a@mail.ru

PRINCIPLES OF PROFESSIONAL PREPARATION OF TEACHERS OF MATHEMATICS. The article discusses principles of professional education of teachers of mathematics, such as a principle of conformity to modern requirements for developing the contents of the system of training and professional development; a principle of conformity to modern requirements to forms and methods of realization of PPK; a principle of conformity to modern requirements to the forms and methods of realization of PPK; a principle of conformity to modern requirements to the results of the implementation of PPK; a principle of conformity to modern requirements for control and management of the implementation process ACC; a principle of conformity to modern requirements for information and methodological resources for implementation of PPK.

Key words: mathematics teacher, principle, research and culture, student, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.