Научная статья на тему 'Структурно-компонентный состав сформированности организационной культуры учителя математики'

Структурно-компонентный состав сформированности организационной культуры учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE / COMPONENTS / ORGANIZATIONAL CULTURE / TEACHER OF MATHEMATICS / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамзатова М.Ш.

В статье изучена структура организационной культуры учителя как совокупность компонентов разной значимости, уточнение внутренних связей между ними и их внешних связей, выявлены компоненты сформированности организационной культуры учителя математики, такие как: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-методический. Будущий учитель должен проявлять интерес и устремленность не только к тому, чтобы проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и подобрать для решения данной проблемы оригинальный метод. Будущий учитель математики должен уметь убеждать с помощью понятных, глубоких аргументов в правоте математических истин, формул, теорем. Будущий учитель должен активно владеть разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных математических задач и ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-COMPONENT COMPOSITION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF A MATHEMATICS TEACHER

The structure of organizational culture of a teacher as an possessor of components of different significance, clarification of internal relations between them and their external relations, the components of the organizational culture of a teacher of mathematics, such as cognitive-cognitive, communicatively-organizational, creative-figurative and technological-methodical, are revealed in the article. Future teacher must demonstrate interest and determination not only to penetrate deep into the essence of phenomena and their interrelationships, but choose an original method to address this issue. Future math teacher must be able to convince through clear, profound arguments in mathematical truths, formulas, theorems. Future teacher should actively own a variety of technologies and techniques, forms and methods when solving various mathematical problems and situations.

Текст научной работы на тему «Структурно-компонентный состав сформированности организационной культуры учителя математики»

УДК 378

Hamzatova M.Sh., senior teacher, Department of Mathematical Analysis, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: rukisha@bk.ru

STRUCTURAL-COMPONENT COMPOSITION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF A MATHEMATICS TEACHER. The structure of organizational culture of a teacher as an possessor of components of different significance, clarification of internal relations between them and their external relations, the components of the organizational culture of a teacher of mathematics, such as cognitive-cognitive, communicatively-organizational, creative-figurative and technological-methodical, are revealed in the article. Future teacher must demonstrate interest and determination not only to penetrate deep into the essence of phenomena and their interrelationships, but choose an original method to address this issue. Future math teacher must be able to convince through clear, profound arguments in mathematical truths, formulas, theorems. Future teacher should actively own a variety of technologies and techniques, forms and methods when solving various mathematical problems and situations.

Key words: structure, components, organizational culture, teacher of mathematics.

М.Ш. Хамзатова, ст. преп. каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

г. Гоозный, E-mail: rukisha@bk.ru

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

В статье изучена структура организационной культуры учителя как совокупность компонентов разной значимости, уточнение внутренних связей между ними и их внешних связей, выявлены компоненты сформированности организационной культуры учителя математики, такие как: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-методический. Будущий учитель должен проявлять интерес и устремленность не только к тому, чтобы проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и подобрать для решения данной проблемы оригинальный метод. Будущий учитель математики должен уметь убеждать с помощью понятных, глубоких аргументов в правоте математических истин, формул, теорем. Будущий учитель должен активно владеть разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных математических задач и ситуаций.

Ключевые слова: структура, компоненты, организационная культура, учитель математики.

Классификация множества компонентов, компетенций, свойств и качеств организационной культуры личности учителя математика необходима чтобы выявить самые основные, доминантные компоненты и критерии, потому что, организационная культура учителя математика - сложное многокомпонентное образование, состоящее из множества профессиональных компетенций, личностных качеств и свойств личности. По этой причине важна структуризация всех компонентов и качеств организационной культуры личности будущего учителя математики для эффективного её формирования в рамках вуза. А.С. Малинин и В.И. Мухин отмечают, что «структуризация проблемы включает декомпозицию проблемы на подпроблемы разных рангов, выявление связей между ними, определение границы и внешних связей проблемы в целом. Под структурой проблемы будем понимать состав её подпроблем и совокупность взаимосвязей между ними» [1, с. 100]. Беря во внимание данное положение, под структуризацией проблемы выявления основных компонентов организационной культуры будущего учителя математики мы будем понимать выявление главных профессиональных компетенций и характерных качеств личности учителя и изучение их взаимного влияния друг на друга. В отдельных источниках под структуризацией проблемы понимается и формализация компонентов, их зависимостей, необходимых для решения проблемы.

В системном анализе структуризация каких-либо качеств личности является наиболее ответственной, так как её главная задача - представить организационную культуру учителя как совокупность компонентов разной значимости, уточнение внутренних связей между ними и их внешних связей. Проанализировав большой ряд, компетенций, компонентов и качеств личности учителя математики, мы пришли к заключению, что наиболее доминантными и значимыми для учителя являются следующие компоненты: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-мето-дический [2; 3].

1. Познавательно-когнитивный компонент - предполагает то, что будущий учитель проявляет интерес и устремленность не только к тому, чтобы проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и подобрать для решения данной проблемы оригинальный метод; студент проявляет высокий уровень воли, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, познавательные интересы к математической науке. Студент проявляет устойчивый интерес к идеальному освоению мира, демонстрируют желание распознать логику математики, понять её смысл. Познание студента-математика возникает из его глубинной потребности в математическом творчестве, в интеллекту-

альной деятельности. Студент, как будущий учитель математик, пытается понять, как устроен мир, какие математические законы лежат в основе мироустройства. Будущий учитель математики должны активно проявлять и применять оригинальные приёмы передачи знаний своим ученикам, что повышает уровень занимательности на уроках.

2. Коммуникативный-организационного компонент предполагает умение будущего учителя математики убеждать с помощью понятный, глубоких аргументов в правоте математических истин, формул, теорем. Данный компонент отвечает за способность студента-математика работать в команде, проявлять оптимистический подход к детям, верить в успехи детей, верить в себя, без чего невозможно плодотворное общение; будущий учитель должен верить в успех дела, которым он руководит, и вселять эту веру в сердца подчиненных. Позитивная коммуникация невозможна без веры в себя, без высокой самооценки. Учитель проявляет оптимизм, чувство справедливости, демонстрирует высокую ответственность, осознание принадлежности к общему школьному коллективу, понимание учителем поставленных перед ним общих и частных задач.

3. Креативно-образный компонент. Для современного учителя математика - важным является развитие творческих способностей, поскольку только творческий педагог способен воспитать творческого ученика; креативный творческий учитель избегает шаблонные, привычные, традиционные решения и действия, для него характерны оригинальность, образность, гибкость мышления, быстрая реакция и адаптация ко всему новому. Сегодня доля творческого труда во всех профессиях постоянно растет, но более всего это необходимо на уроках математики. Креативный, творческий учитель проявляет способность к размышлению, анализу, обобщению, что важно для творческого планирования урока, для самостоятельного принятия решения и действий в необычных ситуациях. Начиная с первых курсов, студентов-математиков, будущих учителей, приучают к творческой самостоятельной работе, к самостоятельному поиску оригинальных решений задач. Развитие креативных качеств идёт постепенно, но более продуктивным может быть, если наладить систематическую работу и сделать задания более целенаправленными - и научными и прикладными.

4. Технолого-методический компонент предполагает, что будущий учитель активно владеет разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных задач и ситуаций. Учитель математики учится еще в вузе разнообразным игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к

занятиям математики. Владение игровыми технологиями в ходе урока математики позволят им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете. Технолого-ме-тодический компонент организационной культуры предполагает использование будущими учителями новые и современные информационные коммуникативные технологии, как средство обучения, что обеспечит в индивидуальному становлении и развитию индивидуальных способностей обучающихся.

Как отмечают М.В. Гамзатова и РР Алиева [4], важным критерием готовности выпускника современного вуза к педагогической деятельности выступает наличие качеств, отвечающих за самостоятельный поиск знаний, собственное преобразование педагогической действительности. В этой связи особенно актуальным становится формирование организационной культуры будущего учителя, способного к самостоятельному алгорит-

Библиографический список

му планирования и проектирования педагогической деятельности [4].

Содержание обучения в современном вузе способствует выработке у будущих учителей в высшей школе устойчивых стереотипов ожидания того, что педагоги вуза сами поставят образовательные цели перед студентом и сами предложат план по их достижению. Как результат этого - отсутствие самостоятельного стремления к осуществлению личной самооценки и анализа собственной деятельности, невозможность сопоставления собственной самооценки и её согласования с оценкой другого, неразвитая способность к самостоятельному планированию и самоорганизации, отсутствие организационного стиля поведения, удовлетворенность учебой и т. д. [5].

Таким образом, мы пришли к выводу, что компоненты, которые входят в понятие организационной культуры - это познавательно-когнитивный, коммуникативный-организационный, креативно-образный и технолого-методический.

1. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: монография. Москва: Pry, 2017.

2. Алиева P.P Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя. Вестник университета (ГУУ). 2013; 13: 170 - 173.

3. Алипханова Ф.Н., Алиева P.P. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014; 1: 113 - 117.

4. Умаев А.У., Алиева P.P. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 14: 127 - 131.

5. Алиева P.P., Гамзаева М.В. Технология формирования организационной культуры будущего учителя. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 349.

References

1. Malin A.S., Muhin V.I. Issledovanie sistem upravleniya: monografiya. Moskva: RGU, 2017.

2. Alieva R.R. Osnovnye podhody k izucheniyu problemy formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Vestnik universiteta (GUU). 2013; 13: 170 - 173.

3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. Vladikavkaz, 2014; 1: 113 - 117.

4. Umaev A.U., Alieva R.R. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza. VestnikMoskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 14: 127 - 131.

5. Alieva R.R., Gamzaeva M.V. Tehnologiya formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 349.

Статья поступила в редакцию 19.09.18

УДК 37

Khacharoyeva A.Kh., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: timop2012@mail.ru

FORMING STUDENTS' CIVIL LEGAL COMPETENCE IN PROJECT ACTIVITIES. The article presents a theoretical and historical analysis of the concepts of "project", "project activity". The author sees the project technology as one of the means of formation of students' civil competence. The author shows the effectiveness of extracurricular project activities in the formation of civil competence of students on practical examples. Project activity provides a high level of cognitive activity, integration of theoretical knowledge with practical experience and contributes to the development of creative activity of students. The author concludes that the outcome of the project activities are characterized not so much by the substantive results, how much personal student development, formation and development of the skills of self and collective work, and awareness about the specifics of the project, research and creative activity.

Key words: project, project activity, project method, social project, civil competence.

А.Х. Хачароева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен теоретико-исторический анализ понятия «проект», «проектная деятельность». Одним из средств формирования гражданско-правовой компетентности учащихся автор видит проектную технологию. Авторы на практических примерах показывает эффективность внеурочной проектной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся. Проектная деятельность обеспечивает высокий уровень познавательной активности, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности учащихся. Автор делает вывод о том, что Итоги проектной деятельности характеризуются не столько предметными результатами, сколько личностным развитием учащегося, формированием и развитием умения самостоятельной и коллективной работы, уяснением специфики проектной, исследовательской и творческой деятельности.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов, социальный проект, гражданско-правовая компетентность.

Принятие образовательных стандартов нового поколения изменило основную цель образовательной системы, и, соответственно, произошли значительные изменения в требованиях к педагогической деятельности учителей школ. Обязанность

современного учителя заключается не только в передаче существующих знаний, но и в обучении школьников способам организовать познавательную деятельность, самостоятельно планировать учебное время, умению практически использовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.