2. Колесников А.С. Современная мировая философия. Москва: Академический проект; Альма Матер, 2013.
3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Москва: Питер, 2012.
4. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Автореферат диссертации... доктора педагогических наук. Москва, 2002.
5. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания Москва: Смысл, 2001.
6. Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий «Субъект» и «Субъектность» в зарубежной психологии. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015; 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-subekt-i-subektnost-v-zarubezhnoy-psihologii
7. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии. Автореферат диссертации. доктора педагогических наук. Москва, 2002.
References
1. Kazachkova T.B. Fenomen polisub'ektnogo vzaimodejstviya v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya. Postdiplomnoe obrazovanie: problemy razvitiya lichnosti: 70-letiyu Sankt-Peterburgskoj Akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya posvyaschaetsya: materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii kafedry pedagogiki i andragogiki. Sankt-Peterburg, 2009: 52 - 54.
2. Kolesnikov A.S. Sovremennaya mirovaya filosofiya. Moskva: Akademicheskij proekt; Al'ma Mater, 2013.
3. Rubinshtejn S. L. Chelovek imir. Moskva: Piter, 2012.
4. Deryabo S.D. Fenomen sub'ektifikaciiprirodnyh ob'ektov. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
5. Ulybina E.V. Psihologiya obydennogo soznaniya Moskva: Smysl, 2001.
6. Selezneva M.V. Sravnitel'nyj analiz ponyatij «Sub'ekt» i «Sub'ektnost'» v zarubezhnoj psihologii. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2015; 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-subekt-i-subektnost-v-zarubezhnoy-psihologii
7. Vachkov I.V. Razvitie samosoznaniya uchitelej i uchaschihsya v polisub'ektnom vzaimodejstvii. Avtoreferat dissertacii. doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 30.10.16
УДК 378
Gayrabekova M.T., teaching assistant, Department of Physical Geography, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE GEOGRAPHY TEACHER. The article studies modern requirements for training future teachers of geography, such as deep scientific knowledge of the world unit of global natural changes, on the causes of regional and local environmental disasters, abilities and skills of practical actions to eliminate and minimize the traditional exploitation of natural resources and the environment. The work shows the place of an ability in training future geography teachers to use the knowledge of the geographical basis for sustainable development of the society at the regional level in practice with regard to the Chechen Republic. The author concludes that throughout the entire training in high school, it is important to broaden, deepen and analyze ecogeographical knowledge of students. The author shows the importance of integration of geography with ecology, philosophy, politics, history, which all together help students to build a coherent ideological picture of the world.
Key words: vocational training, future teacher of geography, geographical bases of sustainable development of society.
М.Т. Гайрабекова, ассистент каф. физической географии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
В статье раскрываются современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя географии, такие как: глубокие научные знания об устройстве мира, о глобальных природных переменах, о причинах региональных и локальных экологических катастрофах, умениями и навыками практических действий устранения и минимизации традиционной эксплуатация природных ресурсов и окружающей среды. В статье также выявлено место в профессиональной подготовке будущего учителя географии способности использовать на практике знания о географических основах устойчивого развития общества на региональном уровне на примере Чеченской республики. Автор делает вывод о том, что на протяжении всего обучения в вузе важно расширять, углублять и анализировать экогеографические знания студентов. Огромную помощь в этом оказывает интеграция географии с экологией, философией, политикой, историей, позволяющие сформировать у студентов целостную мировоззренческую картину мира.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель географии, географические основы устойчивого развития общества.
Темпы экономического роста привели к истощению природных ресурсов, возникновению острой экологической ситуации в мире, что выводит проблему формирования у будущего учителя географии компетенции использовать в школьной практике знания о географических основах устойчивого развития общества в область острой необходимости. В настоящее время уделяется большое внимание активному распространению экологических знаний среди учащихся по причине того, что эксплуатация природных богатств в течение долгого времени традиционными способами привело к истощению невозобновимых природных ресурсов. Многие школьные предметы так или иначе связаны с экологией, но исключительное право в распространении среди школьников современных экологических знаний, знаний о географических основах устойчивого развития общества принадлежит учителю географии, поскольку без географических знаний сложно получить знания экологические.
Бережливость и ответственность у студенческой молодежи, выбравшие профессию учителя географии, те качества личности, которые должны определять профессиональную направленность и нравственное отношение будущего учителя к природе, окружающей среде в условиях истощения природных ресурсов, возникновения негативной экологической ситуации. Важнейшее воспитательное достоинство системы знаний о географических основах устойчивого развития - это тесное установление их с практикой, с выбором студентами географических факультетов его будущей профессии, связанной с пониманием географических основ устойчивого развития своего региона (Чеченской республики). Как было сказано раннее, знания о географических основах устойчивого развития тесно связаны с экологией и геоэкологией.
Другим важным требованием к профессиональной подготовке будущего учителя географии, к освоению студентами
науки геоэкологии является задача формирования у них ноос-ферного мышления, суть которого в идее формирования нового типа мышления, способного к экологически целесообразной деятельности через пополнение профессиональной эрудиции, интеллектуальных знаний, нравственного и духовного потенциала. Современный учитель географии должен иметь достаточно глубокие научные знания об устройстве мира, о глобальных природных переменах, о причинах региональных и локальных экологических катастрофах и их предотвращении, а также умениями, навыками практических действий устранения и минимизации традиционной эксплуатация природных ресурсов и окружающей среды [1].
Современные требования к учителю географии и тенденции развития науки экогеографии меняют сам способ её изучения в вузе, поскольку главным станет изучение содержания в рамках новых научных подходов к тому, как проявляются в экосистеме категории типичного, закономерного и уникального в населении стран и отдельных регионов, экохозяйстве и природопользовании каждого региона, каждой территории. Поэтому сегодня необходим поиск новых научно-методических решений и совершенствования имеющихся мер по освоению географических основ устойчивого развития стран и континентов. Инновационный подход в обучении географии, по мнению И.А. Семиной, является обязательным условием в современном вузе. Автором рассматриваются возможности применения методов имитационного моделирования, case-study, фреймовой технологии в обучении географии в вузе. Наряду с традиционными подходами к усвоению учебного материала применяются новые, которые лежат в основе современных технологий обучения. Одна из проблем географии - представление географических знаний, которые могут быть самостоятельным источником приращения этого знания. Географические образы возникают в результате взаимодействия различных географических понятий в процессе целенаправленного человеческого мышления. Образы в географии близки к понятию фрейма. Под фреймовой педагогической технологией автор понимает увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени». [2; С.100-104].
Известно, что наука география представляет все стороны жизни каждого человека - окружающая природа и среда, экономическая, хозяйственная и трудовая деятельность, отдых, отдых на природе и др. Одна из главных целей географического образования в вузе - осуществление образовательного воспитательного потенциала предмета «география» в гармоничном развитии и становлении личности будущего учителя географии как субъекта культуры и мировой цивилизации. Составной частью профессиональной культуры учителя географии является понимание им сущности общемировых и региональных экологических проблем, роли дисциплины географии в их решении и в способности прогнозировать устойчивое развитие и развитие взаимодействия между природой и человеком не только в трудовой деятельности, но в учебной и жизненной ситуациях.
Вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки будущего учителя географии придает особую значимость в изучении и современном состоянии географической науки, что даст возможность осуществить государственный заказ, главное
Библиографический список
выражение которого мы имеем через внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта. Исполнение и реализация ФГОС ВО - заказ огромной государственной важности - дать обществу такого учителя географии, в основе деятельности которого будут действительно лежать высокие нравственные начала: высокая ответственность, честность и принципиальность, добросовестная педагогическая деятельность [3].
Согласно ФГОС ВО, дисциплина география - особая дисциплина, при овладении которого ведущей становится познавательная деятельность студента, требующая от него умения писать характеристику, объяснять, анализировать, сравнивать, систематизировать, выявлять различные зависимости и взаимообусловленности. Одна из главных компетенций, которой призван овладеть бакалавр направления «География» - это способность использовать знания о географических основах устойчивого развития общества в практике на региональном уровне.
В результате у будущего учителя географии, который овладел знаниями о географических основах устойчивого развития Чеченской республики и который будет работать в чеченских общеобразовательных школах, мы предъявляем следующие требования: студент должен овладеть знаниями и пониманием особенностей районов Чеченской республики (ее природы, населения, основных отраслей хозяйства); знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном и региональном уровне; уметь вести самостоятельный поиск и внедрение мер по сохранению природы своего региона и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь составлять расширенную географическую характеристику территорий республики Чечни на основе основных источников географической информации и форм ее представления. В рамках данной компетенции студенты должны знать особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения; специфику природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы; основные историко-географические этапы формирования района, региона. Хорошо представлять и знать население ЧР: численность, естественный прирост и миграции, специфику расселения, национальный состав, традиции и культуру, главные города и качество жизни населения. Наряду с этим, студент понимает и осознает место и роль Чеченского региона в социально-экономическом развитии России, а также географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем региона, его внутренние природно-хозяйственные различия.
Работа преподавательского состава специализированных факультетов с будущими учителями географии по изучению знаний о географических основах устойчивого развития общества и их активное распространение среди школьников должна носить непрерывный, систематический характер. На младших, затем на выпускных курсах вуза важно расширять, углублять и анализировать экогеографические знания студентов. Огромную помощь в этом оказывает интеграция географии с экологией, философией, политикой, историей, позволяющие сформировать у студентов целостную мировоззренческую картину мира.
1. Алипханова Ф.Н., Солтахмадова Л.Т. Проектная деятельность как средство формированя экологического мышления у студентов. Вестник университета (ГУУ). 2015; 8: 262 - 265.
2. Семина И.А. Применение инновационных методов обучения географии в высшей школе. Интеграция образования. 2015; № 2 (79); Том 19.
3. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Виды общепедагогических умений и их содержание. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 24 - 28.
References
1. Aliphanova F.N., Soltahmadova L.T. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovanya 'ekologicheskogo myshleniya u studentov. Vestnik universiteta (GUU). 2015; 8: 262 - 265.
2. Semina I.A. Primenenie innovacionnyh metodov obucheniya geografii v vysshej shkole. Integraciya obrazovaniya. 2015; № 2 (79); Tom 19.
3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Vidy obschepedagogicheskih umenij i ih soderzhanie. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 15: 24 - 28.
Статья поступила в редакцию 10.11.16