Любов М. С. Теоретическая подготовка по географии студентов-бакалавров в аспекте регионализации профессионально-педагогической деятельности / М. С. Любов // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 361—369.
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 378.147:910+372.891
Теоретическая подготовка по географии студентов-бакалавров в аспекте регионализации профессионально-педагогической деятельности
© Любов Михаил Сергеевич (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (Арзамас, Россия), [email protected].
Анализируются пути и способы включения регионального материала в содержание базовых дисциплин теоретической подготовки по географии студентов-бакалавров. Данная проблема раскрывается с учетом регионализации географического образования. Рассматриваются теоретические курсы, в содержании которых может присутствовать региональный материал, среди них «Общее землеведение», «Геология», «География почв» и др., подчеркивается особое значение дисциплины «Краеведение». Автор акцентирует внимание на способах и формах реализации регионального материала в содержании базовых дисциплин по географической подготовке студентов-бакалавров. Указывается, что в настоящее время назрела необходимость усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей географии с учетом регионализации их профессионально-педагогической деятельности. Актуальность проблемы исследования заключается в поиске путей вкрапления регионального материала в базовое содержание географических дисциплин. Приводится разработанный автором спектр элективных курсов региональной направленности: «Региональная геоморфология», «Региональная климатология», «География растений и животных своего региона», «Этнография и культура своего края» и др. Предлагаемая система элективных курсов, в частности, и обусловливает научную новизну данной работы. Автором выявлены возможные пути и формы внедрения регионального материала в содержание географической подготовки студентов-бакалавров.
Ключевые слова: региональная компонента; регионализация географического образования; элективные курсы; профессиональная подготовка; студент-бакалавр.
1. Введение
Социально-экономические преобразования, проводимые в России, обусловили необходимость внесения корректив в систему среднего и высшего
образования. Современной школе необходим высококвалифицированный педагог со сформировавшимися компетенциями, способный подготовить молодое поколение не только к педагогической работе в широком смысле этого слова, но и к трудовой деятельности в условиях конкретного региона. В процессе подготовки будущего специалиста должны быть учтены культурные традиции региона, его социально-экономические и природно-географические особенности. О необходимости регионализации географического образования писали А. В. Даринский [Даринский, 1996], В. В. Николина [Николина, 1997], К. В. Пашканг [Пашканг, 1982], Э. М. Раковская и М. И. Давыдова [Ра-ковская и др., 2001], М. А. Якунчев [Якунчев, 2002] и другие исследователи. Содержание трудов названных авторов свидетельствует об усилении внимания к вопросам регионализации географического образования посредством определения оптимального соотношения содержания федерального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана. Федеральный компонент создает единство образовательного пространства страны, а национально-региональный обеспечивает особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации, позволяет интегрировать предметные поля и формировать новое, креативное мышление на основе целостного представления о мире, природе и человеческом обществе.
В настоящее время назрела необходимость в улучшении качества подготовки по географии студентов-бакалавров с учетом регионализации их профессионально-педагогической деятельности, что и определяет актуальность проблемы нашего исследования, которая состоит в поиске путей совершенствования профессиональных компетенций будущих специалистов с учетом региональной направленности педагогического образования.
2. Методика исследования
Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей географии является объектом нашего исследования в данной работе, а предметом его стали теоретические курсы по дисциплинам географического блока, располагающие потенциалом включения региональной компоненты в их содержание.
Методологическую и концептуальную основу настоящего исследования составили труды И. Я. Лернера [Лернер, 1981], В. С. Леднева [Леднев, 1991], Л. Ф. Греханкиной [Греханкина, 2000], А. В. Даринского [Даринский и др., 1987], А. Н. Туний [Туний, 1999], М. А. Якунчева [Якунчев, 2002] и некоторых других.
В процессе нашего исследования был осуществлен анализ учебных программ, учебных пособий и учебников по вузовским географическим
дисциплинам с целью выявления возможностей включения регионального материала в их теоретическое содержание.
3. Региональный материал как составляющая теоретических курсов по географии
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование, профилям «Биология» и «География» учебный план включает спектр географических дисциплин, в содержании которых может присутствовать материал регионального характера. Таковыми являются курсы «Общее землеведение», «Геология», «География почв», «Физическая география России», «Экономическая и социальная география России».
Включение регионального материала в содержание перечисленных дисциплин целесообразно, на наш взгляд, по следующим причинам. Во-первых, регионализация образования должна носить комплексный характер, следовательно, необходимо использовать возможности всех соответствующих предметов. Во-вторых, вышеназванные дисциплины объективно позволяют органически влить краеведческий материал в основное содержание курсов. В-третьих, изучение географических особенностей своего региона способствует повышению компетентности будущего специалиста в области профессионально-педагогической деятельности.
Наиболее благоприятными условиями включения регионального компонента в основное содержание курса, по нашему мнению, располагает такой учебный предмет, как «Общее землеведение». Структура данной дисциплины представлена несколькими разделами, которые обладают неодинаковым потенциалом актуализации регионального материала. Так, в первом разделе, где Земля рассматривается как часть Вселенной, возможность вкрапления регионального материала практически исключена. Второй, третий, четвертый и пятый разделы посвящаются изучению компонентных оболочек Земли — атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Эти разделы позволяют наиболее полным образом привнести региональную специфику в основное содержание теоретического материала. Так, при изучении раздела «Атмосфера» вполне уместным будет рассмотрение погодно-климатических особенностей своего региона; в разделе «Гидросфера» целесообразно представить материал по изучению внутренних региональных вод. В разделе «Литосфера» характеристика форм рельефа своей местности будет органически дополнять и иллюстрировать планетарный рельеф Земли. Считаем, что при рассмотрении раздела «Био-
сфера» рационально использовать знания студентов о местной флоре и фауне, а в интегрирующем разделе «Географическая оболочка» необходимо опираться на сведения о природных комплексах своего региона.
В курсе «Геология» студенты получают знания о вещественном составе земной коры, геологических процессах и истории формирования облика земной поверхности. В содержание этой дисциплины дидактически уместно включать рассмотрение и изучение горных пород и минералов своего региона, а также геологических процессов, приведших к формированию преобладающих форм рельефа своей местности.
Учебный курс «География почв» предусматривает изучение распространения основных типов почв по территории планеты. Рассматривая почвы, соответствующие своему региону, целесообразно акцентировать внимание студентов на их конкретных особенностях и свойствах.
Вузовские предметы «Физическая география России» и «Экономическая и социальная география России», структура которых традиционно состоит из общей и региональной частей, знакомят студентов с природой, населением и экономикой своей страны. Вкрапление регионального компонента в основное содержание этих курсов педагогически рационально, на наш взгляд, лишь в региональной части.
В полном объеме осуществить регионализацию географического образования позволяет «Краеведение» — комплексная дисциплина, которая связана со многими естественными и гуманитарными науками. Предметом изучения краеведения на данной территории являются природные объекты: формы рельефа, геологические породы и полезные ископаемые, по-годно-климатические условия, внутренние воды, почвы, растительность, животный мир. Важным объектом краеведения выступает также население, его хозяйственная деятельность.
Включение регионального компонента в основное содержание теоретических курсов возможно различными путями и способами: путем сравнения, иллюстрации, добавления, конкретизации, наблюдения, картографического анализа и т. д. Осуществить данный процесс позволяют такие формы организации учебной работы в вузе, как лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, коллоквиумы, экскурсии, элективные курсы и некоторые другие. Здесь необходимо использовать новые технологии и инновационные методы работы в организации обучения. Так, по нашему мнению, предпочтение должно отдаваться проблемному чтению лекций с использованием презентаций (в том числе подготовленных студентами); на семинарских и лабораторно-практических занятиях дидактически оправдано использование таких форм работы, как круглый стол,
дискуссия, моделирование педагогических ситуаций, применение тестовых и контрольных заданий в компьютерном варианте.
Важнейшей формой организации учебных занятий по дисциплине «Краеведение» являются экскурсии и туристические походы по родному краю, в процессе которых реализуется изучение природных, хозяйственных и культурно-исторических объектов на местности.
4. Роль элективных курсов в реализации региональной направленности географического образования
Элективные курсы в вузе призваны расширить и углубить знания студентов по отдельным дисциплинам узкой предметной направленности. В системе профессиональной подготовки студентов-бакалавров по географии должен присутствовать материал региональной направленности. Без глубоких знаний своего региона трудно представить современного учителя-географа, в обязанности которого входит проведение так называемых «экскурсий в природу», практических занятий на местности, экскурсий на промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты. На наш взгляд, элективные курсы региональной направленности должны стать одним из приоритетных направлений в системе профессиональной подготовки будущих учителей к реализации региональной компоненты в школьном курсе географии. Включение таких элективных курсов позволяет актуализировать информацию об особенностях региона проживания студентов и их будущих учеников, а также использовать личный социальный опыт учащихся, основанный на познании родного края, что делает процесс изучения предмета личностно значимым. Такой подход к изучению основных элементов природных комплексов на примере местного материала дает возможность конкретизировать знания, полученные при освоении базовых теоретических курсов. Кроме того, для большинства студентов, проживающих на территории своего края и, соответственно, располагающих определенным запасом знаний о природе, населении и экономике региона, элективные курсы важны, поскольку они способствует более эффективному усвоению регионального материала в процессе изучения разных дисциплин. При этом структура элективных курсов должна быть организована таким образом, чтобы один курс являлся органическим дополнением другого. Система подобных курсов должна основываться на материале базовых теоретических дисциплин при условии отсутствия ненужного дублирования, повтора изученного ранее материала.
Обобщая вышеизложенное, сформулируем основные цели элективных курсов региональной направленности. К ним относятся:
1) конкретизация теоретического материала применительно к своему региону;
2) углубление содержания географических знаний о своем регионе;
3) повышение компетентности будущих учителей в области географии своего края.
Изучение элективных курсов целесообразно начинать с третьего или четвертого года обучения студента в вузе, когда уже заложены основы знаний фундаментальных наук, таких как «Общее землеведение», «Геология», «География почв» и других. В рамках этих дисциплин к данному периоду обучения уже рассмотрены некоторые элементы регионального содержания.
Систематическое изучение своего региона рационально начинать с природы, а именно — с рассмотрения геологических особенностей и рельефа своего края. К этому моменту студенты завершают изучение таких основополагающих дисциплин, как «Общее землеведение» и «Геология». Считаем, что в качестве элективного курса, открывающего систематическое изучение своего региона, можно, например, предложить курс «Региональная геоморфология». После рассмотрения геологических и геоморфологических особенностей конкретного региона логичным будет перейти к изучению его климатических особенностей. Этот материал может стать содержанием следующего элективного курса — «Региональная климатология». Данный курс должен не только познакомить студентов с климатическими особенностями своего региона, но и углубить и конкретизировать полученные ими знания при изучении раздела «Атмосфера» в курсе «Общее землеведение». Первоочередное изучение предложенных нами элективных курсов оправдано и самим их содержанием. Учитывая тот факт, что рельеф и климат являются определяющими в распространении растительного и животного мира, целесообразно сначала рассмотреть региональную геоморфологию и региональную климатологию, а затем приступить к освоению очередного элективного курса — «География растений и животных своего региона».
Изучив физико-географические особенности края, необходимо перейти к рассмотрению социально-экономических явлений региона проживания. Основой для усвоения данного материала является базовая дисциплина «Экономическая и социальная география России». Знания, полученные студентами по этой дисциплине, должны найти свое отражение и углубление, например, в таком элективном курсе, как «Этнография и культура своего края». Завершить изучение региона в системе элективных курсов целесообразно интегрирующим курсом, в нашем случае «Нижегородским краеведением». Курс подобного типа дает возможность в оптимально сжатой форме повторить и представить изученный материал. Такая организа-
ция элективных курсов позволяет последовательно, в соответствии с географической логикой изучения любого региона раскрывать особенности рассматриваемой территории.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что элективные курсы являются одним из важных направлений совершенствования качества профессиональной подготовки будущих учителей к регионализации географического образования. Предложенный нами набор элективных курсов представляет собой систему, элементы которой находятся в определенных отношениях и связях друг с другом, образуя логическое единство.
5. Выводы
В результате проведенного нами анализа возможностей внесения региональной компоненты в содержание базовых географических дисциплин было установлено, что наибольшим потенциалом в этом отношении обладают такие курсы, как «Общее землеведение», «Геология», «География почв», «Физическая география России», «Экономическая и социальная география России». Кроме того, нами отмечена особая роль учебной дисциплины «Краеведение» в реализации региональной компоненты в вузовском географическом образовании.
В процессе нашего исследования были выявлены пути и формы включения краеведческого материала в содержание географического образования студентов-бакалавров, в котором особое место занимают элективные курсы региональной направленности.
Литература
1. Бахчиева О. А. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере «Москвоведения») : диссертация ... кандидата педагогических наук / О. А. Бахчиева. — Москва, 2000. — 144 с.
2. Греханкина Л. Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс / Л. Ф. Греханкина // География в школе. — 2000. — № 5. — С. 66—67.
3. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования /
A. В. Даринский // Педагогика. — 1996. — № 1. — С. 18—20.
4. Даринский А. В. Краеведение : пособие для учителя / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова; под ред. А. В. Даринско-го. — Москва : Просвещение, 1987. — 158 с.
5. Леднев В. С. Содержание образования : сущность, структура. Перспективы /
B. С. Леднев. — Москва : Высшая школа, 1991. — 223 с.
6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — Москва : Педагогика, 1981. — 185 с.
7. Любов М. С. Региональная направленность профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах (на примере географии) : диссертация . кандидата педагогических наук / М. С. Любов. — Нижний Новгород, 2002. — 140 с.
8. Николина В. В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин / В. В. Николина // Природа Поволжья : межвузовский сборник научных трудов. — Нижний Новгород : НГПУ, 1997. — С. 223—231.
9. Пашканг К. В. Практикум по общему землеведению : учеб. пособие для студ.-географов пед. ин-тов / К. В. Пашканг. — Москва : Высшая школа, 1982. — 223 с.
10. Раковская Э. М. Физическая география России : учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2-х ч. / Э. М. Раковская, М. И. Давыдова. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — Ч. I. — 285 с. — Ч. II. — 300 с.
11. Региональный компонент в обучении географии : материалы докладов научно-методической конференции / отв. ред. Л. А. Ружинская. — Рязань : Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2001. — 44 с.
12. Сафиулин А. З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе / А. З. Сафиулин. — Москва : Просвещение, 1979. — 120 с.
13. Туний А. Н. Реализация принципа регионализации в системе повышения квалификации педагогических кадров : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А. Н. Туний. — Тюмень, 1999. — 42 с.
14. Худякова В. Т. Организационные условия развития региональной системы педагогического образования : автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / В. Т. Худякова. — Тюмень, 1999. — 22 с.
15. ЯкунчевМ. А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе : автореферат диссертации . доктора педагогических наук / М. А. Якунчев. — Саранск, 2002. — 41 с.
Theoretical Training in Geography in Bachelor Students in Aspect of Regionalization of Professional Activity
© Lyubov Mikhail Sergeyevich (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Biology, Geography and Chemistry, Arzamas Branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas, Russia), [email protected].
The ways and means of inclusion of regional material in the content of basic subjects of theoretical training in geography in bachelor students are analyzed. This problem is revealed with regard to the geographical regionalization of education. Theoretical courses are considered, that may include regional material, including "General physical geography", "Geology", "Geography of soils" etc. The meaning of "Local History" is underlined. The author focuses on the ways and forms of implementation of the regional material to the content of basic disciplines on the geographical training in bachelor students. It is stated that currently there is a need of improvement of professional training of future teachers of geography with regard to the regionalization of their professional pedagogical activity. The relevance of the problem of the study is to find the ways of embedding regional material in the basic content of geography courses. A range of elective courses developed by the author dealing with regional problems is given: "Regional
geomorphology", "Regional climatology", "Geography of plants and animals of the region", "Ethnography and culture of their region", etc. System of elective courses proposed, in particular, determines the scientific novelty of this work. The author identifies possible ways and forms of implementation of regional material in the content of geographical training in bachelor students.
Key words: regional component; regionalization of geographical education; elective courses; professional training; bachelor student.
References
Bakhchiyeva, O. A. 2000. Razrabotka soderzhaniya i struktury kompleksnogo region-alnogo kursa geografii (na primere «Moskvovedeniya»): dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Grekhankina, L. F. 2000. Modeli vklyucheniya regionalnogo soderzhaniya v uchebnyy protsess. Geografiya v shkole, 5: 66—67. (In Russ.).
Darinskiy, A. V. 1996. Regionalnyy komponent soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogi-ka, 1: 18—20. (In Russ.).
Darinskiy, A. V., Krivonosova, L. N., Kruglova, V. A., Lukanenkova, V. K. 1987. Krae-vedeniye: posobiye dlya uchitelya. Moskva: Prosveshcheniye. (In Russ.).
Khudyakova, V. T. 1999. Organizatsionnyye usloviya razvitiya regionalnoy sistemy ped-agogicheskogo obrazovaniya: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tyumen'. (In Russ.).
Lednev, V. S. 1991. Soderzhaniye obrazovaniya: sushchnost', struktura. Perspektivy. Moskva: Vysshaya shkola. (In Russ.).
Lerner, I. Ya. 1981. Didakticheskiye osnovy metodov obucheniya. Moskva: Pedagogika. (In Russ.).
Lyubov, M. S. 2002. Regionalnaya napravlennost'professionalnoypodgotovki budush-chikh uchiteley v pedvuzakh (naprimere geografii): dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod. (In Russ.).
Nikolina, V. V. 1997. Tsennostnyye aspekty realizatsii krayevedcheskogo podkhoda v izuchenii shkolnykh ekologicheskikh i geograficheskikh distsiplin. In: Priroda Povolzhyya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Nizhniy Novgorod: NGPU. 223—231. (In Russ.).
Pashkang, K. V. 1982. Praktikum po obshchemu zemlevedeniyu: ucheb. posobiye dlya stud.-geografov ped. in-tov. Moskva: Vysshaya shkola. (In Russ.).
Rakovskaya, E. M., Davydova, M. I. 2001. Fizicheskaya geografiya Rossii: ucheb. dlya stud. ped. vyssh. ucheb. zavedeniy, I, II. Moskva: VLADOS. (In Russ.).
Ruzhinskaya, L. A. (ed.). 2001. Regionalnyy komponent v obuchenii geografii: materialy dokladov nauchno-metodicheskoy konferentsii. Ryazan'. (In Russ.).
Safiulin, A. Z. 1979. Geograficheskoye kraevedeniye v obshcheobrazovatelnoy shkole. Moskva: Prosveshcheniye. (In Russ.).
Tuniy, A. N. 1999. Realizatsiya printsipa regionalizatsii v sisteme povysheniya kvalifi-katsii pedagogicheskikh kadrov: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tyumen'. (In Russ.).
Yakunchev, M. A. 2002. Teoriya ipraktika regionalizatsii ekologicheskogo obrazovaniya v sredney obshcheobrazovatelnoy shkole: avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Saransk. (In Russ.).