вивается гибкость мышления и способностей рассматривать профессиональные ситуации в различных аспектах.
Развитие эмоционально-волевой сферы предполагает применение различных психологических методов, таких как аутотренинг релаксация, визуализация. Они направлены на управление сотрудниками полиции своими эмоциями, активизацию волевых процессов. Полицейским целесообразно уметь использовать как экспресс-техники, наиболее оптимальные в стрессовых ситуациях, так и более пролонгированные во времени (для профилактики посттравматических стрессовых расстройств).
Совершенствованию коммуникативных умений в большей мере будут способствовать такие коммуникативные методы, как дебаты, круглый стол, деловые игры. Они ориентируют сотрудников полиции на высказывание своей собственной позиции, способствуют развитию умений выслушивать других, считаться с различными мнениями, противостоять конфликтным ситуациям, применять различные стратегии поведения в ситуации противостояния.
И, наконец, активизации рефлексивных умений способствует метод притч. Используя ресурсы метафоры, заложенной в притче, можно вывести размышления сотрудников полиции на оценку значимых моральных качеств личности.
Итак, для качественного выполнения профессиональных обязанностей сотрудникам полиции необходимо непрерывно профессионально развиваться. Учитывая специфику деятельности полицейского, проявляющуюся в высокой ответственности, особой опасности и социальной значимости,
Библиографический список
ему необходимо обладать высокой эмоционально-волевой саморегуляцией. Поэтому система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на развитие профессиональных компетенций, но и личностных качеств. Наиболее удачным в этом пане является использование динамического обучения, ориентированного на всестороннее развитие личности сотрудников полиции.
Динамическое обучение предполагает развитие всех видов интеллекта, по Г Гарднеру, тем самым способствуя развитию личности на всей уровнях. Это особенно важно для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции. Считаем, что данное обучение применительно к повышению квалификации сотрудников полиции должно включать в содержательном плане четыре линии: развитие ментальных способностей, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и личностных качеств. В организационном плане соответственно каждая линия может обеспечиваться различными динамическими методами обучения: кейс-стади, мозговой штурм, аутотренинг, релаксация, визуализация, дебаты, круглый стол, деловые игры, диагностика, коучинг, притчи. В таком организационно-содержательном направлении динамическое обучение будет способствовать развитию эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции в системе повышения квалификации.
Полагаем, что применение динамического обучения является перспективным направлением в повышении квалификации сотрудников полиции и может применяться для развития и других личностно-профессиональных качеств.
1. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
2. Заварзина Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2002.
3. Федулов Б.А., Морозов В.А., Левченко А.А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018; № 3 (74): 43 - 47.
4. Аникеева Н.В. Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016; № 4 (67): 31 - 34.
5. Жаданова Ж.В. Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург 2010.
6. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; № 3 (78): 263 - 268. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-13003
7. Смирнов В.Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях (На основе методик чань, дзэн-буддизма). Диссертация ... кандидата психологичских наук. Рязань, 1999.
8. Сенаторова О.Ю. Использование активных и интерактивных методов обучения в повышении квалификации сотрудников ОВД. Образование. Наука. Научные кадры. 2019; № 4: 228 - 231.
9. Селиванова Е.А. Принципы динамического обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1: 1073.
10. Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н. Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла. Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016; № 3 (36): 74 - 79.
11. Чанько А.Д. Методические аспекты преподавания бизнес-дисциплин в группах топ-менеджеров. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2012; № 1: 136 - 167.
12. Дилц РБ., Эпстайн Т.А. Динамическое обучение. Перевод А.А. Рунихина. Воронеж: Модек, 2001.
13. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Москва: Генезис, 2003.
References
1. O policii. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ (red. ot 06.02.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
2. Zavarzina L.V. Formirovanie 'emocional'no-volevoj ustojchivosti u sotrudnikov organov vnutrennih del. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.
3. Fedulov B.A., Morozov V.A., Levchenko A.A. Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2018; № 3 (74): 43 - 47.
4. Anikeeva N.V. Razvitie volevoj regulyacii i volevyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del sredstvami psihologicheskogo treninga. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016; № 4 (67): 31 - 34.
5. Zhadanova Zh.V. Trening kak metod korrekcii volevyh kachestv u sotrudnikov organov vnutrennih del. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.
6. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie nravstvenno-volevyh kachestv sotrudnikov policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2019; № 3 (78): 263 - 268. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-13003
7. Smirnov V. N. Ispol'zovanie netradicionnyh psihotehnik v professional'no-psihologicheskoj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del k dejstviyam v 'ekstremal'nyh usloviyah (Na osnove metodikchan', dz'en-buddizma). Dissertaciya ... kandidata psihologichskih nauk. Ryazan', 1999.
8. Senatorova O.Yu. Ispol'zovanie aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya v povyshenii kvalifikacii sotrudnikov OVD. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2019; № 4: 228 - 231.
9. Selivanova E.A. Principy dinamicheskogo obucheniya pedagogov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1-1: 1073.
10. Rajhert T.N., Syromyatnikov V.N. Dinamicheskoe obuchenie kak osnova metodiki prepodavaniya disciplin informacionnogo cikla. Vestnik Ural'skogo instituta 'ekonomiki, upravleniya i prava. 2016; № 3 (36): 74 - 79.
11. Chan'ko A.D. Metodicheskie aspekty prepodavaniya biznes-disciplin v gruppah top-menedzherov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2012; № 1: 136 - 167.
12. Dilc R.B., 'Epstajn T.A. Dinamicheskoe obuchenie. Perevod A.A. Runihina. Voronezh: Modek, 2001.
13. Fopel' K. 'Effektivnyj vorkshop. Dinamicheskoe obuchenie. Moskva: Genezis, 2003.
Статья поступила в редакцию 02.06.20
УДК 378
Selimkhanov M.S., senior teacher, Department of Management, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF PRODUCTIVE COOPERATION AS A STRATEGY OF SOCIAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The analysis of social and economic conditions, requirements of the labor market and tendencies of higher education development in terms of social and professional development of students is carried out. By means of an analysis, the aim is to justify the application of productive student collaboration. The methodological, psychological and pedagogical basis for the application of the pedagogy of cooperation in educational practice is analyzed. The development of the problem in relation to the higher education system is demonstrated. Arguments are given to consider productive cooperation as a promising strategy for social and professional development of students. The
elements of this strategy are described: methodological justification, target orientation, signs of cooperation productivity and criteria for their identification, and possible ways of implementing cooperation in higher education practice. It defines the organization of productive cooperation to develop the social experience of students. The data of the empirical research is given, testifying to the high relevance of the development of forms of productive cooperation between students in the practice of the university. The scientific novelty of the presented material is: methodological and theoretical substantiation of applicability of the ideas of Russian psychology and "pedagogy of cooperation" for development of technologies of productive cooperation of students; actualization of these ideas in the aspect of target orientations of higher education; revealing of signs of productive cooperation of students in educational and extra-curricular activities; substantiation of use of resources of educational activities for development of "soft skills" of students. Practical significance lies in the possibility of applying the findings to the design of strategies and technologies for productive cooperation between students to achieve the goals of social and professional development.
Key words: productive cooperation, social and professional development, pedagogical strategy, pedagogical technology.
М.С. Селимханов, ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Проводится анализ социально-экономических условий, требований рынка труда и тенденций развития высшего образования в аспекте социально-профессионального развития студентов. На основе анализа ставится цель: обосновать целесообразность применения продуктивного сотрудничества студентов. Анализируются методологические, психолого-педагогические основания применения педагогики сотрудничества в практике образования. Демонстрируется разработанность проблемы по отношению к системе высшего образования. Приводятся аргументы, позволяющие рассматривать продуктивное сотрудничество как перспективную стратегию социально-профессионального развития студентов. Характеризуются элементы данной стратегии: методологическое обоснование, целевая ориентация, признаки продуктивности сотрудничества и критерии их выявления, описываются возможные способы реализации сотрудничества в практике высшего образования. Дается определение организации продуктивного сотрудничества для развития социального опыта студентов. Приводятся данные эмпирического исследования, свидетельствующие о высокой актуальности развития форм продуктивного сотрудничества студентов в практике работы вуза. Научная новизна представленного материала заключается в методологическом и теоретическом обосновании применимости идей отечественной психологии и «педагогики сотрудничества» для разработки технологий продуктивного сотрудничества студентов; актуализации данных идей в аспекте целевых ориентиров высшего образования; выявлении признаков продуктивности сотрудничества студентов в учебной и внеучебной деятельности; обосновании использовании ресурсов учебной деятельности для развития «мягких навыков» студентов. Практическая значимость заключается в возможности применения выводов для проектирования стратегий и технологий продуктивного сотрудничества студентов для достижения целей социально-профессионального развития.
Ключевые слова: продуктивное сотрудничество, социально-профессиональное развитие, педагогическая стратегия, педагогическая технология.
Современные социально-экономические условия, требования к профессиональным компетенциям выпускников вузов часто входят в противоречие с формами и методами социально-профессионального развития студентов. Так, например, В.С. Маркелов и Н.К. Тутышкин обозначают проблему ориентирования современной молодёжи на ценности личного успеха в условиях конкурентной системы общественных и профессиональных отношений [1]. Саморазвитие и самопрезентация для учащейся молодежи приобретают приоритет над социально ориентированной деятельностью во время обучения в вузе. Об этом свидетельствует тот факт, что волонтерское движение и студенческие отряды хотя и носят массовый характер, однако не вызывают должного внимания у студентов [2]. Зачастую участие в данных видах работы продиктовано материальными потребностями, внешними стимулами, а не убежденностью в полезности данной работы для общества и государства, ценностями взаимопомощи, ответственности, бескорыстия.
Кроме того, система профессионального образования не всегда готова отвечать на существующие потребности рынка труда. Так, профессиональные компетенции хорошо отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Образовательные организации наращивают кадровые и материальные-технические ресурсы по развитию профессиональных компетенций: кадры высшей квалификации, современные лаборатории, связь с производством. Вместе с тем требования работодателей все настойчивее оформляются в виде перечня требований к так называемым «мягким навыкам». То есть кроме профессиональных компетенций претендент должен обладать коммуникабельностью, способностью работать в команде и т.п. Данные навыки можно смело отнести к личностным качествам работника. Подобные качества отражены в образовательных стандартах в виде универсальных и общепрофессиональных компетенций. Вместе с тем недостаточное внимание вузов к освоению преподавателями современных педагогических технологий профессионального образования приводит к тому, что данные характеристики уходят на второй план при подготовке к учебному занятию. Об этом свидетельствуют факты потери студентами интереса к образовательному процессу, утраты доверия к возможностям высшего образования. Все чаще студенты обращаются к услугам конкурирующих, часто коммерческих организаций, предоставляющих образовательные услуги коучинга, личностного развития и т.п.
В то же время традиции и значимые идеи отечественной педагогики высшего образования имеют значительные перспективы для решения озвученных проблем. Таким образом, актуализируется проблема поиска теоретически обоснованных конкурентоспособных средств социально-профессионального развития студентов. Целью нашей статьи является обоснование целесообразности применения продуктивного сотрудничества студентов как перспективной педагогической стратегии социально-профессионального развития студентов.
Перспективы социально-профессионального развития студентов, как отмечает У И. Абдуллаева, опираются на культурные ценности российского общества и методологические идеи психологии и педагогики профессионального образования [3]. Одной из таких методологических идей является педагогика сотрудничества. Осмысление культурных традиций общественного устройства, понимание закономерностей развития человека функционирует в отечественной психологической науке в виде положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского [4]. Ученый последовательно проводил мысль о том, что позитивное развитие личности целесообразно связывать с влиянием социального окружения.
Идеи Л.С. Выготского [4], Д.А. Леонтьева [5] о продуктивности совместной деятельности нашли свое отражение в практике педагогов-новаторов. Как отмечает в своем обзоре В.Б. Помелов [6], целый ряд передовых для своего времени идей оформились в виде так называемой «педагогики сотрудничества» в 80-х годах XX в. Основными задачами, решаемыми педагогами, было повышение интереса к учебной деятельности как таковой, преодоление ограничений директивных способов обучения, создание свободной диалоговой среды, поощрение инициативы обучающихся и т.д. Методическое осмысление данных идей привело к обновлению форм и методов образовательной деятельности в системе общего и профессионального образования. Созвучность тенденциям демократизации российского общества повлияла на развитие педагогики сотрудничества как одного из оснований разработки современных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части уточнения требований к результатам образования.
Наряду с ключевыми исследованиями, проведенными в русле идей «педагогики сотрудничества», в современной научной периодике можно обнаружить публикации, свидетельствующие о применимости данной методологии для решения проблем современного образования.
Так, Н.М. Дзагоева рассматривает педагогическое сотрудничество как развивающую технологию [7]. Технология реализуется в виде личностно-де-ятельностного учебного взаимодействия. Причем данная деятельность носит согласованный, совместный характер, т.е. направлена на расширение «зоны ближайшего развития» обучающегося. Опираясь на анализ отечественных и зарубежных исследований, автор утверждает, что такая технология распространяется не только на взаимодействие с преподавателем, но и активный обмен знаниями самих обучающихся. Это важное замечание, определяющее перспективы и потенциал сотрудничества с точки зрения использования его в высшем образовании.
Ю.К. Костенко, Н.П Недогреева [8] распространяют опыт продуктивного сотрудничества школьников на внеурочную деятельность, то есть рассматривают технологию сотрудничества как средство достижения личностных результатов образования, развития индивидуальности, воспитания духовно-нравственных ценностей.
О.П. Осипов исследует сотрудничество студентов в образовательном процессе вуза. В своем исследовании делает акцент на том, что для студентов всех направлений подготовки, в том числе технических, востребовано умение работать в коллективе. Приобретение опыта подобного сотрудничества повышает продуктивность ученой и будущей профессиональной деятельности. Возникают так называемые «синергетические» эффекты: коллективная генерация новых идей, активизация внутренних мотивов студентов [9].
Стоит отметить, что многие авторы утверждают, что для успешной реализации командного сотрудничества необходимо обновление форм преподавания: привлечение ресурсов проектного обучения [9]; организация тьюторской, наставнической деятельности [10]; реализация технологий коучинга, «мозгового штурма» [11]; развитие сотрудничества и сотворчества в системе «студент - студент» [12]; разработка технологии кластерного взаимодействия [13]; использование сетевых телекоммуникационных технологий [14]; организация «бизнес-инкубаторов», «технопарков» [15] и т.д. Отдельная группа исследований посвящена изучению возможностей применения технологий продуктивного сотрудничества для обогащения социального опыта студентов. Так, в своем исследовании С.Л. Коваль рассматривает приобщение будущих педагогов к духовно-нравственным ценностям [11]. Для этих целей используются традиции отечественного ком-мунарского движения и педагогики сотрудничества. Данные идеи осваиваются студентами в рамках изучения истории и теории педагогики и применяются в ходе деятельности студенческого совета, подготовки к производственной практике. Н.Д. Анисимов, П.Ю. Бударин, Ю.В. Касьяник рассматривают педагогическое сотрудничество как средство развития лидерских качеств и навыков командной работы [2]. Для этого используются ресурсы внеучебной деятельности, организованного досуга студентов.
Вместе с тем стоит отметить, что в научной литературе недостаточно представлены вопросы критериев продуктивности данной технологии, отбора доступных студентам методов педагогического взаимодействия, обеспечения системности и целенаправленности данных технологий. Методологическая и психолого-педагогическая обоснованность, четкая целевая ориентация, прак-тико-ориентированный характер позволили бы рассматривать продуктивное сотрудничество как перспективную стратегию социально-профессионального развития студентов.
Теоретико-методологической основой применения организации продуктивного сотрудничества студентов могут служить идеи отечественной психологии и педагогики. В частности, идеи Л.С. Выготского [4] и Д.А. Леонтьева [5] о продуктивности совместной деятельности. Положения «педагогики сотрудничества»: принцип сопричастности социально значимой деятельности, достижения трудной цели, организации диалогичности образовательного процесса, поддержки инициативы во взаимообучении и т.д.
С точки зрения целевой ориентации, сотрудничество рассматривается как способ развития социально-профессиональных и личностных компетенций студентов. Перечень данных компетенций стоит соотносить с формируемыми компетентностями по различным направлениям подготовки и профессиональными стандартами специалистов. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образовании 3++ по различным направлениям подготовки показал, что среди универсальных компетенций студентов выделяются: командная работа, лидерство, коммуникация. К общепрофессиональным компетенциям отнесены умения взаимодействия с коллегами. В научной литературе выделяются такие характеристики, как культура командного взаимодействия и социальный опыт. Таким образом, в качестве обобщенного результата социально-профессионального развития стоит рассматривать социальный опыт студентов, критериями которого являются интерес к различным видам социальной активности, ценностные ориентации и уровень проявления компетентност-ных характеристик студента.
Исследуя взгляды ученых на признаки продуктивности сотрудничества, можно отметить, что среди таких признаков называются совместная деятельность, инициативность студентов, партнерские отношения, добровольность. Субъекты взаимодействия, чаще всего проявляют инициативу в участии в деятельности на основе неформального общения. Также проявляются элементы самоорганизации. В этом случае студены способны не только выполнять задания руководителя, но и инициировать социальные проекты, находить ресурсы для
Библиографический список
их реализации, добиваться поставленной цели. В общении доминируют: положительный психологический фон, конструктивность, взаимопонимание и взаимопринятие. Еще одной особенностью продуктивного сотрудничества является согласованность действий субъектов той или иной деятельности. Кроме того, для продуктивного сотрудничества важны навыки организации командной работы: направленность на достижение цели, взаимодополняемость, неформальные контакты, взаимоответственность. Для того, чтобы осознать значимость и достижимость результатов, необходимо организовать рефлексивную деятельность.
Таким образом, организация продуктивного сотрудничества для развития социального опыта студентов рассматривается как поддержка в организации взаимодействия, направленного на достижение социально значимых целей, основанного на диалоге, инициативности, партнерстве, технологиях командной работы, рефлексивной деятельности.
Для реализации продуктивного сотрудничества студентов необходимо задействовать ресурсы учебной работы, для развития навыков командной работы - возможности самостоятельной «проектной работы». Внеучебная социальная активность и досуговая деятельность может протекать в формах студенческого самоуправления, инициирования социально значимых проектов, волонтерского движения, организации «бизнес-инкубаторов», «технопарков», «точек кипения», клубов по интересам и т.д.
Для того чтобы диагностировать актуальность проблемы организации продуктивного сотрудничества студентов, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты 2-го курса по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент организации». В исследовании приняли участие 87 респондентов. Целью исследования было выявить интерес студентов к различным видам социальной активности; оценить отношение к освоению ценностей партнерства и сотрудничества в вузе; выяснить результаты самооценки компетенций командной работы. Средством диагностики служила анкета, вопросы которой были направлены на выявление выраженности указанных критериев.
Результаты исследования показали, что только 14% респондентов проявили интерес к социально значимым проектам «Волонтерское движение», «Студенческое самоуправление». 34% студентов проявили интерес к участию в студенческих трудовых отрядах, 22% - к научно-производственной деятельности. 30% студентов не проявили интереса к социально значимой деятельности.
Желание приобрести во время обучения в вузе ценности партнерства и сотрудничества выразили 35% студентов. 44% предпочли другие формы освоения ценностей. Индифферентное отношение к освоению данных ценностей высказали 21% респондентов.
Наконец, самооценка компетенций командной работы показала, что только 8% студентов оценивают сформированность данных компетенций как достаточную для профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты нуждаются в содействии вуза в развитии указанных компетенций. В целом результаты исследования показали высокую актуальность развития форм продуктивного сотрудничества студентов в практике работы вуза.
Итак, мы рассмотрели актуальные проблемы, характерные для современного общества и рынка труда, которые ставят перед современными вузами задачу поиска теоретически обоснованных, конкурентоспособных средств социально-профессионального развития студентов. Для этого стоит опираться на методологические и теоретические основы отечественной психологии и педагогики. В частности, идеи о продуктивности совместной деятельности и положения «педагогики сотрудничества». Также следует использовать ресурсы современных образовательных технологий. Организацию продуктивного сотрудничества для развития социального опыта студентов стоит рассматривать как поддержку студентов в организации взаимодействия, направленного на достижение социально значимых целей, основанного на диалоге, инициативности, партнерстве, технологиях командной работы, рефлексивной деятельности. Данные эмпирического исследования подтверждают актуальность обоснования целесообразности применения продуктивного сотрудничества студентов как перспективной педагогической стратегии социально-профессионального развития студентов. Для того чтобы технология продуктивного сотрудничества студентов могла бы быть реализована в практике высшего образования, необходимо разработать критерии и диагностировать готовность студентов к сотрудничеству, разработать модель, формы методы и технологии ее реализации.
1. Маркелов В.С., Тутышкин Н.К. Ещё раз о педагогике сотрудничества. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015; № 47: 169 - 175.
2. Анисимов Н.Д., Бударин П.Ю., Касьяник Ю.В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов. Вестник Государственного университета управления. 2014; № 20: 165 - 170.
3. Абдуллаева У И. Педагогика сотрудничества и развитие образования. Наука и образование сегодня. 2017; № 6 (17), 97 - 98.
4. Выготский Л.С. Психология. Москва: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000.
5. Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: к обоснованию «педагогики сотрудничества». Вестник высшей школы. 1989; № 11: 39 - 45.
6. Помелов В.Б Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016; № 4 (32): 74 - 89.
7. Дзгоева Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; № 2: 57 - 60.
8. Костенко Ю.К., Недогреева Н.П Модель формирования навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во внеурочной деятельности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; № 3 (20): 134 - 137.
9. Осипов П.Н. Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии. Высшее образование в России. 2017; № 11: 54 - 60.
10. Петрова Н.С., Петров А.Ю., Чумакова Л.А. Педагогика сотрудничества как современная форма взаимоотношений в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-3: 180 - 184.
11. Коваль С.Л. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами. Социальная педагогика. 2017: № 1-2: 105 - 111.
12. Торбина И.И. К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «Студент - студент» в вузе. Педагогика и психология образования. 2013; № 4: 72 - 77.
13. Харченко С.А. Формирование общности как компонента культуры сотрудничества обучающихся в процессе кластерного взаимодействия. Сибирский педагогический журнал. 2018; № 4: 40 - 49.
14. Морзе Н.В., Варченко-Троценко Л.А. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2. 0. Образовательные технологии и общество. 2014; № 1: 637 - 649.
15. Цыденжапова Д.Ц. Проблемы применения технологии сотрудничества в профессионально деятельностной подготовке студентов. Вестник Российского университета кооперации. 2013; № 1 (11): 110 - 112.
References
1. Markelov V.S., Tutyshkin N.K. Esche raz o pedagogike sotrudnichestva. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2015; № 47: 169 - 175.
2. Anisimov N.D., Budarin P.Yu., Kas'yanik Yu.V. Ocenka sposobnostej k liderstvu i komandnomu sotrudnichestvu u studentov. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. 2014; № 20: 165 - 170.
3. Abdullaeva U.I. Pedagogika sotrudnichestva i razvitie obrazovaniya. Nauka i obrazovanie segodnya. 2017; № 6 (17), 97 - 98.
4. Vygotskij L.S. Psihologiya. Moskva: Aprel' press: 'EKSMO-press, 2000.
5. Leont'ev D.A. Sovmestnaya deyatel'nost', obschenie, vzaimodejstvie: k obosnovaniyu «pedagogiki sotrudnichestva». Vestnik vysshej shkoly. 1989; № 11: 39 - 45.
6. Pomelov V.B Dvizhenie pedagogov-novatorov 1980-h godov: k 30-letiyu pedagogiki sotrudnichestva. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016; № 4 (32): 74 - 89.
7. Dzgoeva N.M. Psihologo-pedagogicheskaya harakteristika uchebnogo sotrudnichestva v ramkah gumanizacii obrazovaniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 2: 57 - 60.
8. Kostenko Yu.K., Nedogreeva N.G. Model' formirovaniya navykov produktivnogo sotrudnichestva starsheklassnikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017; № 3 (20): 134 - 137.
9. Osipov P.N. Inzhenernaya pedagogika: ot sotrudnichestva k sinergii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 54 - 60.
10. Petrova N.S., Petrov A.Yu., Chumakova L.A. Pedagogika sotrudnichestva kak sovremennaya forma vzaimootnoshenij v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-3: 180 - 184.
11. Koval' S.L. Pedagogika sotrudnichestva, kommunarskaya metodika kak intellektual'noe nasledie v rabote so studentami. Social'naya pedagogika. 2017: № 1-2: 105 - 111.
12. Torbina I.I. K postanovke problemy sotrudnichestva i sotvorchestva v sisteme «Student - student» v vuze. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2013; № 4: 72 - 77.
13. Harchenko S.A. Formirovanie obschnosti kak komponenta kul'tury sotrudnichestva obuchayuschihsya v processe klasternogo vzaimodejstviya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2018; № 4: 40 - 49.
14. Morze N.V., Varchenko-Trocenko L.A. Formirovanie navykov sotrudnichestva u studentov s ispol'zovaniem servisov Veb 2. 0. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2014; № 1: 637 - 649.
15. Cydenzhapova D.C. Problemy primeneniya tehnologii sotrudnichestva v professional'no deyatel'nostnoj podgotovke studentov. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. 2013; № 1 (11): 110 - 112.
Статья поступила в редакцию 01.06.20
УДК 378.4
Turkayeva L.V., senior teacher, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
SUBSTANTIVE ASPECTS OF THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO LEGAL NORMS AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The
author proceeds from the premise that the value attitude to legal norms convincingly emphasizes the humanistic orientation of the teacher's professional activity, his/ her ability to experience on an emotional level the norms and requirements for pedagogical activity, which are fixed by the relevant legislation. Based on the analysis of the essential features of the value attitude to legal norms, the content aspects of its formation in the process of professional training of students at a pedagogical university are determined. The possibilities of their integration into the content block of the discipline on "Legal norms in the professional activity of a teacher of a modern general education organization" are shown. The advantages of students' performance of educational projects in the process of studying this discipline of their choice are determined.
Key words: legal norms, value attitude, students of pedagogical university, discipline of choice.
Л.В. Туркаева, ст. преп., Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Автор исходит из положения о том, что ценностное отношение к правовым нормам убедительно подчеркивает гуманистическую направленность профессиональной деятельности учителя, его способность переживать на эмоциональном уровне нормы и требования, предъявляемые к педагогической деятельности и закрепляемые соответствующим законодательством. Исходя из анализа существенных признаков ценностного отношения к правовым нормам, определены содержательные аспекты его формирования в процессе профессиональной подготовки студентов в педагогическом университете. Показаны возможности их интеграции в содержательном блоке дисциплины «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации». Определены преимущества выполнения студентами образовательных проектов в процессе изучения данной дисциплины по выбору.
Ключевые слова: правовые нормы, ценностное отношение, студенты педагогического университета, дисциплина по выбору.
В современной практике профессиональной подготовки отчетливо обнаруживается устойчивая направленность на формирование у студентов таких компетенций, которые в первую очередь востребованы на профессиональном рынке труда и работодателями. Среди многообразия таких компетенций, которые, как известно, структурированы сообразно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, сегодня на ведущее место выдвигаются умения уверенного применения правовых знаний в профессиональной деятельности. Обоснованно считается, что будущий специалист обязан хорошо разбираться в современном законодательстве и ориентироваться в нормативно-правовых документах, в том числе регламентирующих их права, обя-
занности и сферу полномочий в части осуществления будущей производственной деятельности. Такая информированность и умение разбираться в нормативно-правовых документах являются условием качественного осуществления предстоящих трудовых функций в правовом поле, что в особенности важно для представителей педагогических профессий.
Последнее обстоятельство определяется той роль, которую сегодня выполняют педагоги общеобразовательных организаций при осуществлении функций по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Влияя на становление у молодежи системы ценностных ориентаций, педагоги своими действиями должны показывать эталоны правового поведения, демонстрировать уважительное