ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОЕКТА «ТЕХНОПАРК» МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА
ВОЛОШИН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Рассмотрен комплекс педагогических принципов разработанной методической системы формирования профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве проекта «Технопарк». Из общих педагогических принципов, применимых к формированию профессиональной направленности студентов выделены следующие принципы: фундаментальности; научности; целостности; связи теории с практикой; самообразования; самовыражения в проектно-продуктивной деятельности; нацеленности на формирование профессиональных качеств; активности. В статье подробно рассматриваются разработанные специфические принципы, в основе которых лежит идея взаимодействия студентов и преподавателей, построение инновационного обучения, развития навыков рационального использования информации, генерирования новых идей в проектно-продуктивной деятельности студентов. Важнейшим результатом профессиональной подготовки студентов в образовательном проекте «Технопарк» в системе дополнительного профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана является способность студента учиться. В процессе анализа базы научных исследований по проблемам профессионального образования и формирования личности будущих инженеров нами были выявлены следующие предпосылки для моделирования и реализации экспериментальной методики обучения студентов, готовых к проектно-продуктивной деятельности. Процесс решения практических задач, заданий, анализ ситуаций создают возможность реализации личностно утверждающей ситуации, позволяющей реализовать творческий потенциал обучающемуся, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего мировоззрения, стиля деятельности, собственной структуры деятельности при сотрудничестве с научным руководителем или решая задачи самостоятельно, формируя творческий опыт студента. Создание проекта «Технопарк» ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов, сфор-мированность профессиональной направленности которых решает задачу, определенную современными требованиями к образованию - ориентация на подготовку современных специалистов, способных к лидерству, пытливых, получающих удовлетворение от реальной пользы продуктами своей деятельности.
Ключевые слова: общепедагогические принципы, специфические принципы, образовательное пространство, проект «Технопарк», проектно-продуктивная деятельность
Сфера образования и науки - одна из важнейших развивающихся сегодня сфер, и ее место в структуре приоритетов определяется тем, каковы результаты и достижения этой сферы и насколько они соотносимы с запросами общества. Модернизация образования и реформирование науки направлены на то, чтобы удовлетворить спрос на высококвалифицированные кадры, знания, практические умения и навыки которых на современном этапе в обществе полностью бы отвечали запросам общества. Восстановление взаимодействия в цепи «фундаментальная наука -прикладная наука - промышленность и производство» привели в ускорение инновационный механизм совместной работы ученых, технологов и экономистов.
Структура дополнительного образования технического вуза, используя весь арсенал средств, условий через инновационный проект «Технопарк» осуществляет формирование профессиональной направленности студентов будущих инженеров, проектно-продуктивный потенциал которых необходим для развития производства и научно-технической сферы.
Для организации эффективного образовательного процесса формирования профессиональной направленности студентов необходимо соблюдение ряда педагогических принципов.
Исследователем В. И. Загвязинским [1] определены принципы обучения как инструмент в преподавательской деятельности, также он определил принципы как знание о сущности, содержании,
структуре, законах обучения, определяющих нормы деятельности, нацеленной на результат.
В дидактике педагогические принципы характеризуют способы движения к намеченным целям. Принципы в образовательном процессе реализуются через правила обучения, рассматриваемые как средство реализации принципов. История педагогики, начиная с эпохи Я. А. Коменского, говорит о том, что происходят постоянные изменения во времени количества и содержания дидактических принципов обучения, применяемых в педагогической деятельности, эти изменения зависят от потребностей обучающихся и задач обучения. Педагогические принципы в образовательном процессе соединяют теорию с педагогической практикой. Нужно заметить, что принципы обучения в педагогике носят рекомендательный характер, так как деятельность преподавателя динамична и во многом зависит от применяемых им различных форм и приемов преподавания. В теории педагогики разработаны различные классификации принципов дидактики, как правило, принципы делят на общие и специфические.
Разработанная в нашем исследовании методическая система формирования профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве проекта «Технопарк» функционирует также на основе определенного комплекса педагогических принципов. Из общих педагогических принципов, применимых к формированию профессиональной направленности студентов-участников проекта «Технопарк» нами выделены следующие принципы:
- фундаментальности;
- научности;
- целостности;
- связи теории с практикой;
- самообразования;
- самовыражения в проектно-продуктивной деятельности;
- нацеленности на формирование профессиональных качеств;
- активности.
Формулировка общепедагогических принципов была несколько изменена в соответствии с условиями экспериментального обучения в процессе создания инновационной структуры проекта «Технопарк» для формирования профессиональной направленности студентов. Специфические принципы также являлись основой построения образовательного процесса формирования профессиональной направленности студентов - участников проекта.
Важнейшим результатом профессиональной подготовки студентов в образовательном проекте «Технопарке» в системе дополнительного профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана является способность студента учиться. По мнению С. Смирнова [2], способность учиться оказывает основное влияние на дальнейшее профессиональное становление специалиста, а также определяет возможности студента в его последующем профессиональном обучении.
Многолетний опыт организации обучения студентов техническим и технологическим дисциплинам позволил нам выработать достаточное количество методов обучения, оказывающих направленное воздействие на формирование профессионально-личностных качеств обучающихся как будущих специалистов.
В процессе анализа базы научных исследований по проблемам профессионального образования и формирования личности будущих инженеров нами были выявлены следующие предпосылки для моделирования и реализации экспериментальной методики обучения студентов, готовых к проектно-продуктивной деятельности в проекте «Технопарк»:
Предпосылка 1. Становление и совершенствование профессиональной подготовки студентов происходит в образовательном пространстве вуза, где в системе дополнительного образования функционирует проект «Технопарк». Профессиональные качества обучающихся формируются в процессе успешного осуществления проектно-продуктивной деятельности, что способствует развитию креативности, профессиональной направленности выпускника и впоследствии обеспечит наибольшую эффективность профессиональной деятельности в развивающихся высокотехнологичных отраслях. Такой подход позволит решить не только задачу повышения качества современного высшего профессионального образования, но и удовлетворить общественную потребность в высококвалифицированных специалистах.
Следствия, вытекающие из первой предпосылки:
а) осознание профессорско-преподавательским составом кафедр специальных дисциплин МГТУ им. Н. Э. Баумана и сотрудниками компании Mail.Ru Group, проводящих спецкурсы, содержащие вопросы профессиональных знаний (проектирования и работы с базами данных, эффективной работы с базами данных, оптимизации запросов и схем данных; анализа безопасности интернет-приложений, получение навыков разработки архитектуры программного обеспечения с
D. A. VOLOSHIN
учетом требований безопасности, но и знания для работы менеджером продукта; навыки деловых коммуникаций в публичной плоскости, командной работы и работы в СМИ) новой потребности. Это потребность обеспечения инновационных преобразований в методиках проведения занятий в образовательном процессе основного и дополнительного образования МГТУ им. Н. Э. Баумана и проекте «Технопарк» для формирования профессиональной направленности студентов и, как следствие, развития профессионально важных качеств будущего инженера на основе проектно-продуктивной деятельности;
б) осознание студентами-участниками проекта «Технопарк» потребностей общества в специалистах-профессионалах, умеющих решать реальные профессиональные задачи, ориентироваться в потоке научной производственной информации, профессионально ориентироваться и иметь навыки в области программирования, мобильных технологий, программной инженерии и управления проектами, в организации исследовательской деятельности. Все это требует от студента осознанного достижения ряда целей, связанных не только с овладением основами профессиональных инженерных и бизнес-знаний, но и стремлением к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию творческого и изобретательского потенциала для полной самореализации в проектно-продуктивной деятельности в сферах народного хозяйства.
Предпосылка 2. Расширение и углубление методической системы формирования профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве проекта «Технопарк» путем овладения студентами проектно-продук-тивной деятельностью, являющейся основой для успешного формирования профессиональной направленности студентов будущих специалистов инженеров.
Следствия, вытекающие из второй предпосылки:
а) структуризация организационно-педагогического и методического обеспечения вышеуказанной системы подготовки студентов-участников проекта «Технопарк» в системе ДПО технического вуза путем включения их в проект-но-продуктивную деятельность, ориентированную на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов инженеров. Целесообразная совместная деятельность студентов, преподавателей МГТУ им. Н. Э. Баумана и сотрудников компании Mail.Ru Group рассматривается как осознанная необходимость;
б) формирование активной творческой личности на всех этапах обучения, стремление к развитию творческих способностей каждого обучаемого в процессе становления и повышения уровня профессиональной подготовки будущих инженеров. Понимание и осознание студентами-участниками проекта «Технопарк» ключевой задачи сближения технического, технологического и бизнес-образования учащихся на современном этапе.
Сформулированные выше предпосылки и их следствия позволили определить следующие специфические принципы, на которых базируется процесс формирования профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве проекта «Технопарк».
1. Принцип взаимодействия и корпоративности студентов-участников проекта «Технопарк» с преподавателями в разработке и реализации программных продуктов и технологий.
Основу этого принципа составляют следствия из сформулированной нами предпосылки о необходимости совершенствования педагогического процесса в направлении развития креативных и профессиональных качеств учащихся для успешного осуществления ими проектно-продуктивной деятельности по разработке и реализации программных продуктов и технологий на основе взаимодействия студентов-участников проекта «Технопарк» с преподавателями. Новые виды будущей профессиональной деятельности, с которыми знакомятся студенты проекта «Технопарк», требуют знания диалоговых форм общения, корпоративного мышления, корпоративной культуры, необходимых также при выполнении ими технических или бизнес-проектов. Важнейшей составляющей педагогической деятельности преподавателя становится научить студентов быть профессионалами своего дела, уважать как личную позицию, так и коллективную на основе взаимодействия, ответственности, корректировки стратегии обучения, обеспечивая высокую результативность в решении проектов и достижения бизнес-целей, а также последующей адаптации и социализации.
2. Принцип построения инновационного обучения на основе изучения инноваций и опыта передовых ученых в области науки, техники, информационных технологий.
Проект «Технопарк» - это уже сам по себе инновационный проект с моделью инновационного образовательного пространства с интеллектуальным капиталом университета и компании Mail.Ru Group, функционирующий в системе дополнительного профессионального образования
инфраструктуры МГТУ им. Н. Э. Баумана с его богатыми ресурсами (научно-исследовательские лаборатории, библиотеки, новейшее техническое оборудование, технологические научные разработки, информационные возможности) «заточенный» на практическую, творческую проектно-проективную деятельность.
Студенты-участники проекта с интересом изучают и перенимают опыт передовых ученых в области науки, техники, информационных технологий с опорой на «главную особенность российского инженерного образования - сочетание «глубокой фундаментальной подготовки с широтой профессиональных знаний, соблюдение принципа «обучение на основе науки».
3. Принцип развития навыков рационального использования информации, генерирования новых идей, анализа фактов, поиска новых подходов к созданию креативных проектов и программных продуктов, формирования критического мышления.
Этот принцип ориентирует преподавателей, используя инвариантность подготовки учащихся, свою педагогическую деятельность направить на важнейшую цель методической подготовки студентов - формирование их профессиональной направленности. Преподаватели организуют про-ектно-продуктивную деятельность студентов, вовлекая их в активную учебно-познавательную деятельность, создавая оптимальные условия для взаимодействия с людьми, с окружающим миром, информацией, самостоятельного поиска необходимой информации, анализа фактов, поиска новых подходов к разработке алгоритмов создания и реализации креативных программных продуктов. Проектно-продуктивная деятельность является одним из эффективных инструментов профессиональной подготовки студентов, оказывает систематизирующее воздействие, формируя навыки рационального использования информации (через информационное пространство компьютера как потенциально бесконечное, покрывающее весь историко-культурный опыт человечества). Про-ектно-продуктивная деятельность способствует генерированию новых идей, потребности к личному росту, критическому мышлению, духу соревновательности и конструктивного взаимодействия, поддержки и корпоративности, как профессионально-личностных качеств будущих инженеров, важных в современных социально-экономических условиях.
На современном этапе профессиональной подготовки студентов технического вуза методом включения их в параллельное обучение в системе ДПО (в нашем случае в проекте «Технопарк»)
инвариантный способ оперирования знаниями студентов-участников проекта значительно облегчает их обучение в системе непрерывного образования, где решаются практические задачи, и разрабатываются проекты на стыке науки и различных сфер знаний. Принцип скоординированного обучения различным предметам дает возможность реализовать межпредметные связи на практике в различных системах образования. Формированию профессиональной направленности студентов в инновационном образовательном пространстве «Технопарк» будет способствовать принцип инвариантности, качественно изменяя содержания обучения, усвоение новой учебной, научной, технической информации, систематизации учебного материала.
При формировании профессиональных навыков у студентов методом решения практических задач и разработки проектов, как показывает практика, зачастую вырабатывается стремление к облегчению поставленной цели, для чего студенты стремятся использовать чужие идеи, наработки или ожидают, что кто-то предоставит свои идеи для решения практических задач. Этот негативный опыт приводит к отсутствию стремления к самоанализу собственной научной деятельности, невозможности проведения самооценки и согласования ее с оценкой преподавателя. Проектно-продуктивная деятельность и процесс решения практических задач, заданий, анализ ситуаций, по содержанию и форме является деятельностью научной, предполагающей самостоятельную постановку проблемы исследования, целей, планирования и достижения результатов, создание продуктов деятельности.
Исследование показало, что процесс решения практических задач, заданий, анализ ситуаций создают возможность реализации личностно утверждающей ситуации, позволяющей реализовать творческий потенциал обучающемуся, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего мировоззрения, стиля деятельности, собственной структуры деятельности при сотрудничестве с научным руководителем или решая задачи самостоятельно, формируя творческий опыт студента.
Организация проектно-продуктивной деятельности студентов должна базироваться на таком дидактическом принципе как активность в освоении учащимися спецдисциплин и системой разработанных требований по реализации про-ектно-проективной деятельности:
1) становление и совершенствование профессиональной направленности студентов в иннова-
Э. А. УОЬО8НМ
ционном образовательном пространстве проекта «Технопарк» в процессе решения практических задач, заданий, формируя личностный творческий потенциал и навыки проектно-продуктивной деятельности как профессионально-важные качество для успешного осуществления ими будущей профессиональной деятельности;
2) формирование профессиональной направленности студентов в проекте «Технопарк» путем овладения ими методом проектно-продуктивной деятельности (формулировка проблемы, анализ поставленной производственной задачи или проблемы, определение цели и задачи проекта, определение приоритетов при решении подзадач проекта, формирование структуры взаимосвязей, процесс реализации проекта, конечный результат), являющейся основой для успешного формирования профессиональной направленности будущих инженеров.
Как показывает анализ деятельности современных компаний, наиболее актуальна для них на сегодня проектная деятельность, поскольку основа их бизнеса-проекты. Интересным фактом является то, что многие российские и зарубежные компании и предприятия, примером тому является компания Mail.Ru Group, заинтересованы в проектах исследовательского характера.
Создание проекта «Технопарк» ориентировало сотрудников-преподавателей компании Mail.Ru Group и педагогов университета и на подготовку конкурентоспособных специалистов, сформированность профессиональной направленности которых решает задачу, определенную современными требованиями к образованию - ориентация на подготовку современных специалистов, способных к лидерству, пытливых, получающих удовлетворение от реальной пользы продуктами своей деятельности.
Компетентностный подход, принятый нами в целях оптимизации процесса формирований профессионализма современного специалиста, позволил эффективно применять метод проектов для осуществления проектно-продуктивной деятельности в образовательном процессе проекта «Технопарк», который мы рассматриваем как условие
реализации проектно-продуктивной деятельности в подготовке специалистов [3]. Теоретическим исследованием проектной деятельности занимались и занимаются выдающиеся отечественные педагоги: Е. С. Полат, И. Я. Зимняя, Т. Е. Сахарова, В. И. Слободчиков, Л. Левин, Т. В. Крайнова, В. Г. Веселова, В. С. Идиатулин, Г. Селевко, В. Я. Синенко, Е. Карпов и многие другие.
Метод проектов работает на формирование проектно-продуктивной деятельности, синтезируя в педагогическом процессе совокупность педагогических условий: опора на опыт студента, про-блемность, формирование умения выбирать и отбирать среди множества вариантов оптимальный, продуктивность, ориентирующая студента на достижение реально значимого результата проект-но-продуктивной деятельности.
Литература
1. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
2. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. Высш. и сред. уч. заведений / под ред. С. А. Смирнова. 6-е изд., переаб. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Смирнова М. А. Возможности проектного обучения при подготовке студентов в техническом вузе // Интернет-журнал СахГУ «Наука, образование, общество». 12.09.2006. URL: http://journal.sakhgu.ru/-work.php7idH2
References
1. Zagvyazinskij V. I. Metodologiya i metodika did-akticheskogo issledovaniya [Methodology and technique of didactic research]. M.: Pedagogika, 1982.
2. Pedagogika: teorii, sistemy, tekhnologii: uchebnik dlya stud. vyssh. i sred. uch. zavedenij [Pedagogics: theories, systems, technologies: textbook for students of the highest and average educational institutions] / pod red. S. А. Smirnova. 6-ye izd., pererab. M.: Izdatel'skij tsentr «Аkademiya», 2006.
3. Smirnova M. А. Vozmozhnosti proyektnogo obucheniya pri podgotovke studentov v tekhnicheskom vuze [Possibilities of design training when training students in technical college] // Internet-zhurnal SakhGU «Nauka, obrazovaniye, obshchestvo». 12.09.2006. URL: http :// j ournal. sakhgu.ru/-work.php7idH2
* * *
BASIC PRINCIPLES OF PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS
IN EDUCATIONAL SPACE OF THE PROJECT «SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK» OF BMSTU
VOLOSHIN DMITRY ALEKSANDROVICH Bauman Moscow State Technical University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author considered the complex of the pedagogical principles of the developed methodical system of formation of a professional orientation of students in educational space of the project «Science and technology park». The following principles allocates from the general pedagogical principles applicable to formation of a professional orientation of students : fundamental nature; scientific character; integrity; communications of the theory with practice; self-education; self-expression in design and productive activity; aimings at formation of professional qualities; activities. In article the author considered developed specific principles which cornerstone the idea of interaction of students and teachers, creation of innovative training, development of skills of rational use of information, generation of new ideas in design and productive activity of students is in detail. The most important result of vocational training of students in the educational project «Science and technology park» in system of additional professional education of BMSTU is ability of the student to study. In the course of the analysis of base of scientific researches on problems of professional education and formation of the identity of future engineers the author revealed the following prerequisites for modeling and realization of an experimental technique of training of the students ready to design and productive activity. Process of the solution of practical tasks, tasks, the analysis of situations create possibility of realization of personally claiming situation allowing to realize creative potential trained, to provide development of personal knowledge, own opinion, the outlook, style of activity, own structure of activity at cooperation with the research supervisor or solving problems independently, forming creative experience of the student. Creation of the project «Science and technology park» focuses on training of competitive experts which formation of a professional orientation solves the problem determined by modern requirements to education - orientation to training of the modern experts capable to leadership, inquisitive, having satisfaction from real advantage products of the activity.
Key words: all-pedagogical principles, specific principles, educational space, project «Science and Technology Park», design and productive activity
D. A. VOLOSHIN