Научная статья на тему 'Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 5. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Внешний контур'

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 5. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Внешний контур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / социокультурная среда / учебно-воспитательный процесс / нравственное воспитание / ценности / моральные нормы / профессиональный выбор / профессиональное развитие / educational work / socio-cultural environment / educational process / moral education / values / moral norms / professional choice / professional development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Карим Кадырович Гасанов, Юрий Александрович Артамонов, Виталий Юрьевич Савицкий

Освещается актуальность и преимущества инновационных методик в воспитательной работе с курсантами и слушателями Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Понятие «социокультурная среда» раскрывается на основе существующей практики в рамках университетского пространства и во вне его. Внешне сотрудничество позволяет глубже проследить развитие отечественных органов внутренних дел; осознать ответственность и важность защиты правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Карим Кадырович Гасанов, Юрий Александрович Артамонов, Виталий Юрьевич Савицкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 5. Sociocultural space of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’. External contour

The relevance and advantages of innovative methods in educational work with cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ are highlighted. The concept of «socio-cultural environment» is revealed on the basis of existing practice within the university space and outside it. Externally, cooperation allows us to trace the development of domestic internal affairs bodies more deeply; to realize the responsibility and importance of protecting law and order.

Текст научной работы на тему «Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 5. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Внешний контур»

Научная статья УДК 34:37.022:159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-12-18 EDN: https://elibrary.ru/eaopnx NIION: 2003-0059-7/23-885 MOSURED: 77/27-003-2023-07-084

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 5. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Внешний контур

Игорь Александрович Калиниченко1, Олег Валентинович Зиборов2, Карим Кадырович Гасанов3,

Юрий Александрович Артамонов4, Виталий Юрьевич Савицкий5

1,2,3,4,5 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, support_mosu@mvd.ru

Аннотация. Освещается актуальность и преимущества инновационных методик в воспитательной работе с курсантами и слушателями Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Понятие «социокультурная среда» раскрывается на основе существующей практики в рамках университетского пространства и во вне его. Внешне сотрудничество позволяет глубже проследить ращвитие отечественных органов внутренних дел; осознать ответственность и важность защиты правопорядка.

Ключевые слова: воспитательная работа, социокультурная среда, учебно-воспитательный процесс, нравственное воспитание, ценности, моральные нормы, профессиональный выбор, профессиональное развитие

Для цитирования: Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Артамонов Ю. А., Савицкий В. Ю. Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 5. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Внешний контур // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 12-18. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-12-18. EDN: EAOPNX.

Original article

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 5. Sociocultural space

of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. External contour

Igor A. Kalinichenko1, Oleg V. Ziborov2, Karim K. Gasanov3, Yury A. Artamonov4, Vitaly Yu. Savitsky5

i,2,3,4,5 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The relevance and advantages of innovative methods in educational work with cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' are highlighted. The concept of «socio-cultural environment» is revealed on the basis of existing practice within the university space and outside it. Externally, cooperation allows us to trace the development of domestic internal affairs bodies more deeply; to realize the responsibility and importance of protecting law and order.

Keywords: educational work, socio-cultural environment, educational process, moral education, values, moral norms, professional choice, professional development

For citation: Kalinichenko I. A., Ziborov O. V, Gasanov K. K., Artamonov Yu. A., Savitsky V. Yu. The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 5. Sociocultural space of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. External contour. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):12-18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-0454-2023-7-12-18. EDN: EAOPNX.

Учебный и воспитательный процессы, реализуемые ходят во вне, используя по максимуму возможности в Университете, отнюдь не замыкаются во внутриуни- окружающего социокультурного пространства Моск-верситетском социокультурном пространстве. Они вы- вы, столичного региона, да и всей нашей страны.

© Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Артамонов Ю. А., Савицкий В. Ю., 2023

В первую очередь, в образовательной деятельности курсантов Университета достаточно активно используется социокультурное пространство ведомственных музеев Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ведомственные музеи МВД «способствуют созданию условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1]. Первый полицейский музей в России был образован еще в 1900 г., при полицейском резерве Санкт-Петербургской полиции. При этом его музейная экспозиция использовалась не только для хранения экспонатов, но и для обучения поступивших на работу в полицию новых сотрудников. В период развития Советского государства подобные ведомственные музеи системы МВД получают достаточно широкое распространение. На современном этапе развития отечественных органов внутренних дел создание музеев и мемориальных комнат приобрело массовый характер. На данный момент в нашей системе действует более 80 таких учреждений [9].

Для лучшего понимания курсантами своей профессии особое значение имеет Центральный музей МВД России в Москве, с которым у Университета имеются многолетние, тесные и плодотворные связи [7]. Руководство МВД СССР приняло решение о создании этого Музея еще в 1970 г., когда был издан соответствующий приказ и разработано «Положение о Центральном музее МВД СССР» [13]. Кропотливая работа по составлению коллекции продолжалась более десяти лет. И, наконец, 4 ноября 1981 г. Музей был открыт.

Уже само расположение Музея в старинном здании ХУШ-Х1Х вв. погружает его посетителей в особую социокультурную среду полицейского сообщества. Ведь когда-то в этих стенах находилась знаменитая «Сущевская полицейская часть» с пожарной каланчей. Экспозиция Музея рассказывает об истории создания и развития органов внутренних дел нашей страны, служб и подразделений, входивших ранее и работающих ныне в структуре МВД. На данный момент коллекция Музея насчитывает более 81 тыс. ед. хранения, его экспозиция располагается в 25 музей-

ных залах и иллюстрирует деятельность органов внутренних дел, начиная с петровской эпохи, с момента создания штатных органов полиции в 1718 г. до сегодняшнего дня [13].

Уже на протяжении многих лет посещение Центрального музея МВД России является неотъемлемой частью изучения курсантами Университета учебных дисциплин. Данное мероприятие включено в рабочие учебные программы.

В соответствии с заранее утвержденным с администрацией Музея графиком, учебные группы прибывают на экскурсию вместе со своим преподавателем. Экскурсию проводит профессиональный экскурсовод Музея. Но это не просто обход залов с витринами, это, по сути, сотворчество экскурсовода, преподавателя и курсантов, полноценное учебное занятие. В ходе экскурсии преподаватель, используя музейную экспозицию, задает курсантам вопросы, отсылающие их к пройденным в процессе обучения темам дисциплины. Курсанты отвечают, дают свои комментарии, делятся впечатлениями, демонстрируют степень освоения пройденного материала. Обычно по завершению занятия курсантам предлагается написать краткое эссе, в котором они указывают, какие новые знания по истории отечественных органов внутренних дел они получили в процессе посещения Музея, что им больше всего понравилось в представленной экспозиции и т. д.

Таким образом, проведение с курсантами учебных занятий в социокультурном пространстве Центрального музея МВД России позволяет добиться выполнения сразу нескольких образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, предметный ряд музейной экспозиции помогает курсантам более наглядно представить и осознать процесс развития отечественных органов внутренних дел, а, значит, и получить более качественные познания по предмету.

Во-вторых, посещение Музея способствует лучшему осознанию курсантами всего трудного и героического пути того ведомства, с которым теперь связана их судьба, пониманию ответственности защиты правопорядка, которая легла и на их плечи.

В-третьих, такой род занятия позволяет курсантам в нетривиальной форме повторить практически весь материал учебного курса.

А так как данная тематика изучается всеми без исключения курсантами Университета, независимо от факультета, получаемой специальности и направления, то эта интересная и содержательная форма об-

разовательного процесса охватывает весь переменный состав вуза.

Стоит отметить, что в Университете наработан большой опыт «удаленного» использования социокультурного пространства Центрального музея МВД России в образовательных целях. Когда в 2020 г. из-за коронавирусных ограничений очное посещение Музея стало практически невозможным, а обучение курсантов осуществлялось дистанционно, профессорско-преподавательским составом Университета был предложен оригинальный выход с использованием информационных технологий. Для проведения соответствующего занятия был использован виртуальный 3D-тур, который позволял курсантам осуществить он-лайн-экскурсию по Музею [10].

Кроме этого, в процессе занятия курсантам предлагалось просмотреть документальный фильм, посвященный Центральному музею МВД России. Фильм был снят в рамках реализации серии образовательных программ «Музеи России» [14]. Чтобы акцентировать внимание курсантов на важных учебно-воспитательных моментах, перед просмотром им заранее предлагались вопросы, ответы на которые они должны были найти в фильме.

В целом, такая форма виртуального дистанционного использования социокультурного пространства Центрального музея МВД России, хотя и не способна в полной мере заменить очное посещение, может быть достаточно актуальной и востребованной. Особенно это важно для тех образовательных учреждений МВД России, которые находятся на значительном удалении от Москвы и не могут по объективным причинам обеспечить всем своим обучающимся поездку в столицу.

Еще одним объектом внешнего социокультурного пространства, все чаще используемым в учебном и воспитательном процессе Университета, становится Музей истории Московского уголовного розыска [11], который является одним из старейших ведомственных музеев системы МВД. Идея его создания возникла у руководства московской милиции еще в 1918 г. В 1925 г. музей начинает функционировать: «Его посетителями были служащие Моссовета, работники различных административных и хозяйственных органов, ну и, конечно же, сотрудники милиции, уголовного розыска, курсанты школ и различных милицейских курсов» [5]. Фактически, этот музей стал настоящим местом учебы советских оперативных работников.

Экспозиция музея МУРа уникальна. В ней имеются документы, характеризующие становление и развитие всей системы уголовного розыска в Москве. В предметном ряду можно увидеть многочисленные орудия преступлений, изъятые в ходе следствия, фабулы наиболее «громких» преступлений представлены в виде макетов. Но главное в музее не это. По замечанию заведующей экспозицией истории МУРа О. П. Скударевой, «...у нас направление другое: это патриотическое и профессиональное воспитание личного состава ГУ МВД России по г. Москве на примерах героических будней сотрудников МУРа... Зал Славы — рассказывает о погибших сотрудниках, о муровцах — участниках Великой Отечественной войны. Торжественный зал завершает экспозицию» [3].

Социокультурное пространство Музея истории московского уголовного розыска особенно интересно курсантам Университета, обучающимся на факультете подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции. Благодаря этому музею они не только могут узнать об истории профессии и структур, в которых им предстоит в дальнейшем работать, но и ознакомиться с особенностями организации оперативно-розыскной службы, возможно, почерпнуть что-то необходимое для своей будущей служебной деятельности.

Таким образом, использование социокультурного пространства ведомственных музеев МВД России в учебном и воспитательном процессе Университета, безусловно, способствует формированию у курсантов вуза, в том числе, таких важных традиционных ценностей, указанных в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», как историческая память и преемственность поколений, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Еще одним важным объектом социокультурного пространства города, связанным с Университетом, давно и плотно включенным в его образовательный процесс, является Мемориальный комплекс на Поклонной горе — Парк Победы [12].

Идея его создания возникла еще в годы Великой Отечественной войны. В 1958 г. на Поклонной горе был установлен памятный знак с надписью «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и разбит мемориальный парк. Строительство мемо-

риала затянулось на несколько десятилетий. Его торжественное открытие произошло уже на современном этапе развития российского государства — 9 мая 1995 г.

Парк Победы в Москве является крупнейшим мемориальным комплексом столицы, посвященным памяти Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. Социокультурное пространство Парка представляет собой совокупность множества историко-культурных объектов: Центральный музей Великой Отечественной войны, обелиск Победы, культовые сооружения (храм Георгия Победоносца, мечеть, синагога), многочисленные памятники (памятник «Защитникам земли Российской», скульптурную композицию «Трагедия народов» и др.), «вечный огонь», выставка военной техники. Как отмечают современные специалисты, «Парк Победы располагается в зоне городского пространства, насыщенного историческими смыслами, которые материализованы в монументах; они демонстрируют «национальную военную доблесть» и служат ресурсом для конструирования национальной идентичности в современной России» [2].

В Университете уже сложилась традиция использовать социокультурное пространство Парка Победы, и, прежде всего, Зала Славы Центрального музея Великой Отечественной войны для проведения торжественных мероприятий.

Символично, что здесь, по сути, начинается и заканчивается образовательный путь наших курсантов и слушателей. 1 сентября в День знаний в зале Славы собираются и курсанты первых курсов, только что поступившие в Университет, и слушатели выпускных курсов, завершающих свое обучение. В торжественной обстановке, в присутствии руководства МВД и Университета, слушателям пятых курсов вручаются погоны младших лейтенантов полиции, а первокурсники получают из рук своих старших товарищей символический «Ключ знаний», напутствия в их нелегком и интересном пути освоения профессиональных знаний. Так же торжественно происходит награждение победителей конкурса «Лучший по профессии», проводятся первые в жизни первокурсников уроки профессионального мастерства.

Особенностью осуществления образовательного процесса в Университете является то, что курсанты — не просто учащиеся, одновременно с обучением они становятся сотрудниками российской полиции, обязанными соблюдать устав, воинскую субординацию

и дисциплину, выполнять возложенные на них служебные обязанности. Важным шагом вступления на полицейскую службу становится принесение присяги. Как было сказано заместителем министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенантом полиции В. Л. Кубышко на тожественной церемонии приведения курсантов-первокурсников Университета к Присяге сотрудника органов внутренних дел 10 октября 2022 г., «приведение к Присяге — славная воинская традиция, символизирующая вступление в профессиональное сообщество, для которого самоотверженная служба государству и народу является священным долгом, главным делом жизни. Его высший нравственный смысл — борьба добра со злом, олицетворением которой является борьба с преступностью» [6]. В этом важном мероприятии нам в очередной раз помогает социокультурное пространство мемориального комплекса на Поклонной горе.

Красная площадь в Москве — сердце нашей Родины. Как много героических и трагических моментов отечественной истории связано с этим местом! Неповторимое социокультурное пространство Красной площади, обладающее статусом объекта всемирного наследия, стало визитной карточкой столицы, местом проведения наиболее значимых для нашей страны торжественных мероприятий.

Университет по праву гордится тем, что в ряду с такими общегосударственными мероприятиями, проводимыми на главной площади страны, как Парад Победы, День России и т. д., стоит и вручение дипломов выпускникам нашего вуза.

Данная традиция возникла в 2016 г. Вот как описывается это событие 2022 г. в газете Университета «Служу Закону» (которую и саму также, начиная с ее основания в 2003 г., можно считать важным элементом формирования социокультурного пространства вуза): «Церемония, со всеми ее нюансами, прошла красиво и четко. Вручение дипломов. Прощание со Знаменем Университета. Хоровое исполнение Гимна России. Прощальный торжественный марш — выход строем с площади под звуки «Прощания славянки» (один из самых волнующих моментов ритуала!) Фейерверк из монет на подходе к Историческому музею, возглас-выдох: «И — все!..» [4]. Эмоциональный заряд, получаемый нашими выпускниками на торжественном мероприятии в таком знаковом и сакральном месте, помогает формировать у них необходимые установки о беззаветном служении Отечеству и ответственности за его судьбу.

Еще одним значимым событием для Университета, которое проходило в социокультурном пространстве Красной площади, стало участие парадного расчета нашего вуза в параде Победы 9 мая 2019 г. Впервые в истории парадный расчет Университета принимал участие в параде Победы на Красной площади, представляя Министерство внутренних дел Российской Федерации. Участие в военном параде — и великая честь, и высочайшая ответственность... [8, с. 5] В Параде участвовали курсанты 2-х и 3-х курсов. Отбор был жестким. Это не просто внешние данные и умение хорошо шагать, это и высокая успеваемость, и соблюдение служебной дисциплины, и активная жизненная позиция. По сути, участие в Параде стало для курсантов наградой за их достижения в учебе и службе. Данное событие возымело большой воспитательный эффект. Показательным является мнение одной из участниц парада (курсанта Дарьи Богдановой): «Во время марша по знаменитой брусчатке 9 мая гордость за свою Родину, за своих прадедов и за их Великий Подвиг не покидали меня ни на секунду» [8, с. 14].

Но не только столичное социокультурное пространство используется Университетом в учебных и воспитательных целях. Показательными в этом контексте являются, например, уже ставшие регулярными поездки курсантов и слушателей Университета в подмосковный Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот», расположенный в Одинцовском районе Московской области. Открытый, в 2015 г. парк является многофункциональным комплексом, включающим в себя множество уникальных объектов военной истории и культуры. Архитектурной доминантой Парка является Храм в честь Воскресения Христова — Главный Храм Вооруженных сил Российской Федерации, построенный на народные пожертвования и открытый в 2020 г. Музейно-храмовый комплекс парка «Патриот» ярко повествует об истории Великой Отечественной войны. «Дорога памяти» Музея составляет 1418 шагов — по количеству дней той войны. В информационной базе Музея представлена информация о более чем 34 млн участников войны.

В Университете накоплен значительный опыт использования в образовательном процессе социокультурного пространства нашей необъятной Родины. Уже полтора десятилетия организуются и проводятся экскурсии (в том числе и многодневные) по стране в рамках деятельности научного кружка кафедры истории государства и права — клуба «Палладиум». Геогра-

фия поездок чрезвычайна обширна: Псков, Великий Новгород, Смоленск, Ярославль, Тула, Казань, Санкт-Петербург, Выборг, Орел, Курск, Белгород, Вологда, Калининград, Нижний Новгород, Коломна, Пере-славль-Залесский, Козельск, Калуга и т. д. В 2014 г., когда Крым вернулся в состав России, курсанты вместе с преподавателями посетили город Севастополь.

Экскурсии предполагают не только изучение истории и культуры того населенного пункта и региона, который выбран в качестве объекта посещения. В обязательном порядке реализуются задачи патриотического воспитания, посещаются места боевой славы, мемориалы, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Так, при посещении Санкт-Петербурга курсанты побывали на главной базе Балтийского военного флота — в Кронштадте. А при поездке в Орловскую область наиболее значимым событием стало посещение государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», когда курсанты не только осмотрели уникальный Музей бронетанковой техники, но и отдали долг памяти героям Великой Отечественной войны, возложив цветы к подножию памятнику Победы — Звоннице.

Не забывается при этом и изучение истории органов внутренних дел. В ходе поездок курсанты и слушатели знакомятся с традициями местных органов внутренних дел, посещают памятные места, связанные с историей ОВД. Так, в Санкт-Петербурге была проведена экскурсия в Музее истории политической полиции и органов государственной безопасности Х1Х-ХХ вв. Также курсанты посетили некрополь Александро-Невской лавры и возложили цветы у места погребения первого генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга А. М. Девиера.

Таким образом, социокультурное пространство всей нашей страны становится неотъемлемой и важной частью учебного и воспитательного процесса Университета.

Социокультурное пространство Университета постоянно расширяется и совершенствуется. Современные учебные аудитории, спортзалы, полигоны, оснащенные самой современной техникой, библиотека, Центр современных цифровых технологий — все это призвано обеспечить организацию высококачественного учебного и воспитательного процесса курсантов и слушателей вуза.

Формирование единого университетского социокультурного пространства способствует, в конечном итоге, не только решению образовательных задач, но

и пропаганде, сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей как основы развития гармоничной личности, человеческого потенциала российского общества.

Список источников

1. Вашкевич А. В., Бантюков И. Б. Музейные пространства МВД как форма воспитания и образования сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2 (94). С. 174

2. Ваньке А. В. Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 3 (101). С. 203 // URL://https://www.nlobooks.ru/magazines/ne-prikosnovennyy_zapas/101_nz_3_2015/article/11518/.

3. Кирьянова И. Чужие здесь не ходят // Служу Закону. 2023. № 1 (115). С. 10.

4. Кирьянова И. Выпуск-2022 // Служу Закону. 2022. № 7 (109). С. 2.

5. Лукашенко А. Живая история московских сыщиков // Петровка, 38. 2018. № 36 (9637). С. 12.

6. Осипова А. Приведение к присяге на верность Отчизне // Служу Закону. 2022. № 10 (112). С. 2.

7. Пикина И. И. Центральный музей МВД. «Мы помогаем сотрудникам милиции лучше понимать профессию» // Марс: журнал-альманах Академии русской символики. 2008. № 7 // URL://https://www.sim-volika.org/Mars/07_2008_16.htm.

8. С Днем Победы! Спецвыпуск // Служу Закону. 2019. № 5 (70).

9. Карта музеев МВД России // Министерство внутренних дел Российской Федерации // URL:// https://мвд.рф/history/карта-музеев-мвд-россии/

10. Музей. Центральный клуб МВД России // 3D-Панорама — Виртуальные туры, 3D-туры и панорамы // URL://https://3dpanorama.spb.ru/portfo-lio/muzej -czentralnyj -klub -mvd-rossii/

11. Музей истории Московского уголовного розыска // URL://http://moscowalk.ru/cao/tverskoi/mu-seum/mur.html.

12. Парк Победы на Поклонной горе // Мос-культура — Музеи Москвы // URL://https://moskul-tura.ru/mesta/park-pobedy-na-poklonnoj-gore.

13. Центральный музей МВД России // Министерство внутренних дел Российской Федерации // URL:// https://мвд.рф/Ыstory/Centralmj_muzej_MVD_Rossii.

14. Центральный музей МВД России // URL:// https://www.youtube.com/watch?v=YeJCYFhIdAw.

References

1. Vashkevich A. V., Bantyukov I. B. Museum spaces of the Ministry of Internal Affairs as a form of upbringing and education of employees of internal affairs bodies // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2 (94). P. 174.

2. Vanke A. V. Landscapes of memory. Victory Park on Poklonnaya Gora in Moscow // Inviolable reserve. Debates about politics and culture. 2015. No. 3 (101). P. 203 // URL://https://www.nlobooks.ru/magazines/ne-prikosnovennyy_zapas/101_nz_3_2015/article/11518/.

3. Kiryanova I. Strangers do not walk here // I serve the Law. 2023. No. 1 (115). P. 10.

4. Kiryanova I. Issue-2022 // I serve the Law. 2022. No. 7 (109). P. 2.

5. Lukashenko A. The living history of Moscow detectives // Petrovka, 38. 2018. № 36 (9637). P. 12.

6. Osipova A. Taking the oath of allegiance to the Motherland // I serve the Law. 2022. No. 10 (112). P. 2.

7. Pikina I. I. Central Museum of the Ministry of Internal Affairs. «We help police officers to better understand the profession» // Mars: journal-almanac of the Academy of Russian Symbols. 2008. No. 7 // URL:// https://www.simvolika.org/Mars/07_2008_16.htm.

8. Happy Victory Day! Special Issue // I Serve the Law. 2019. № 5 (70).

9. Map of museums of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // URL://https://Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/history/map-museums-Ministry of Internal Affairs-of Russia/

10. Museum. Central Club of the Ministry of Internal Affairs of Russia // 3D Panorama—Virtual tours, 3D tours and panoramas // URL://https://3dpanorama.spb.ru/port-folio/muzej -czentralnyj -klub -mvd-rossii/

11. Museum of the History of the Moscow Criminal Investigation Department // URL://http://moscowalk. ru/cao/tverskoi/museum/mur.html.

12. Victory Park on Poklonnaya Gora // Moskul-tura — Museums of Moscow // URL://https://moskul-tura.ru/mesta/park-pobedy-na-poklonnoj-gore.

13. Central Museum of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // URL://https://Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/history/Centralnij_ muzej_MVD_Rossii.

14. The Central Museum of the Ministry of Internal Affairs of Russia // URL://https://www.youtube.com/ watch?v=YeJCYFhIdAw.

Информация об авторах

И. А. Калиниченко — начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

0. В. Зиборов — первый заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

К. К. Гасанов — заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ;

Ю. А. Артамонов — начальник кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, доцент;

В. Ю. Савицкий — начальник управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

1. A. Kalinichenko — Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

O. V. Ziborov — First Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor;

K. K. Gasanov — Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Employee of the internal affairs bodies of Russia;

Yu. A. Artamonov — Head of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences, Associate Professor;

V. Yu. Savitsky — Head of the Personnel Management Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов

И. А. Калиниченко — постановка проблемы; разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; итоговые выводы;

0. В. Зиборов — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

К. К. Гасанов — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

Ю. А. Артамонов — критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

В. Ю. Савицкий — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы.

Contribution of the authors

1. A. Kalinichenko — formulation of the problem; article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

O. V. Ziborov — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

K. K. Gasanov — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

Yu. A. Artamonov — critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

V. Yu. Savitsky — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023; принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 06.10.2023; accepted for publication 11.10.2023. 18 - Вестник Московского университета МВД России - № 7 / 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.