Научная статья на тему 'Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 4. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Внутренний контур'

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 4. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Внутренний контур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / социокультурная среда / учебно-воспитательный процесс / нравственное воспитание / ценности / моральные нормы / профессиональный выбор / профессиональное развитие / educational work / socio-cultural environment / educational process / moral education / values / moral norms / professional choice / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Карим Кадырович Гасанов, Юрий Александрович Артамонов, Виталий Юрьевич Савицкий

Раскрыта актуальность и представлены преимущества инновационных методик в воспитательной работе с курсантами и слушателями Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Глубоко анализируется понятие «социокультурная среда», исходя из существующей практики; прослеживается, как оно раскрывается и реализуется в рамках университетского пространства. Акцентируется внимание на критической важности ресурсного обеспечения, формирования подходящей воспитательной и социокультурной атмосферы, а также внедрения современных технологических решений в учебный процесс. Эффективная координация действий различных структурных подразделений университета рассматривается как ключевой элемент успешной реализации рабочих программ и стратегий воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Карим Кадырович Гасанов, Юрий Александрович Артамонов, Виталий Юрьевич Савицкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 4. Sociocultural space of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’. Internal contour

The relevance and advantages of innovative methods in educational work with cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ are revealed. The concept of «socio-cultural environment» is deeply analyzed, based on existing practice; it is traced how it is revealed and implemented within the university space. Attention is focused on the critical importance of resource provision, the formation of a suitable educational and socio-cultural atmosphere, as well as the introduction of modern technological solutions in the educational process. Effective coordination of the actions of various structural units of the university is considered as a key element of the successful implementation of work programs and educational strategies.

Текст научной работы на тему «Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 4. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Внутренний контур»

Научная статья УДК 34:37.022:159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-12-19 EDN: https://elibrary.ru/frpujp NIION: 2003-0059-6/23-826 MOSURED: 77/27-003-2023-06-025

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 4.

Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Внутренний контур

Игорь Александрович Калиниченко1, Олег Валентинович Зиборов2, Карим Кадырович Гасанов3, Юрий Александрович Артамонов4, Виталий Юрьевич Савицкий5

1,2,3,4,5 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, support_mosu@mvd.ru

Аннотация. Раскрыта актуальность и представлены преимущества инновационных методик в воспитательной работе с курсантами и слушателями Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Глубоко анализируется понятие «социокультурная среда», исходя из существующей практики; прослеживается, как оно раскрывается и реализуется в рамках университетского пространства. Акцентируется внимание на критической важности ресурсного обеспечения, формирования подходящей воспитательной и социокультурной атмосферы, а также внедрения современных технологических решений в учебный процесс. Эффективная координация действий различных структурных подразделений университета рассматривается как ключевой элемент успешной реализации рабочих программ и стратегий воспитания.

Ключевые слова: воспитательная работа, социокультурная среда, учебно-воспитательный процесс, нравственное воспитание, ценности, моральные нормы, профессиональный выбор, профессиональное развитие

Для цитирования: Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Артамонов Ю. А., Савицкий В. Ю. Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 4. Социокультурное пространство образовательного процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Внутренний контур // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 12-19. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-12-19. EDN: FRPUJP.

Original article

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education.

Part 4.

Sociocultural space of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'. Internal contour

Igor A. Kalinichenko1, Oleg V. Ziborov2, Karim K. Gasanov3, Yury A. Artamonov4, Vitaly Yu. Savitsky5

1,2,3,4,5 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

© Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Артамонов Ю. А., Савицкий В. Ю., 2023

«4К_*4К

Abstract. The relevance and advantages of innovative methods in educational work with cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' are revealed. The concept of «socio-cultural environment» is deeply analyzed, based on existing practice; it is traced how it is revealed and implemented within the university space. Attention is focused on the critical importance of resource provision, the formation of a suitable educational and socio-cultural atmosphere, as well as the introduction of modern technological solutions in the educational process. Effective coordination of the actions of various structural units of the university is considered as a key element ofthe successful implementation of work programs and educational strategies.

Keywords: educational work, socio-cultural environment, educational process, moral education, values, moral norms, professional choice, professional development

For citation: Kalinichenko I. A., Ziborov O. V, Gasanov K. K., Artamonov Yu. A., Savitsky V. Yu. The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 4. Sociocultural space of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. Internal contour. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6): 12-19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-12-19. EDN: FRPUJR

Современное образование, направленное на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося, на всестороннее развитие его личности, невозможно без правильной организации той среды, в которой происходит процесс обучения и воспитания. В современной социологии сформировался достаточно устойчивый термин «социокультурная среда», подразумевающий макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности [1, с. 13]. В рамках такой среды, представляющей собой совокупность материальных и духовных условий, происходит формирование и реализация личности. Период обучения в высшем учебном заведении, как правило, приходится на возраст активного взросления и становления ценностного сознания молодого человека, его нравственных и профессиональных качеств. Поэтому социокультурная среда вуза становится важным, во многом определяющим, фактором личностного роста и эффективности решения образовательных (учебных и воспитательных) задач.

Под социокультурной средой высшего учебного заведения следует понимать «пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников университета, обеспечивающее освоение культуры, выбор ценностей, жизненных смыслов, формирование профессиональных компетенций» [2]. Социокультурная образовательная среда - это многогранное явление, включающее в себя как материальные, так и духовные компоненты. К ним можно отнести систему базовых ценностей, на основе которой строится образовательный процесс, содержание учебных программ и занятий, воспитательная работа, научно-исследовательская и досуговая деятельность, управление, эстетическое пространство и материально-предметный мир образовательного учреждения [3, с. 7-8]. Материальными компонентамисоциокультур-ной среды выступают также и архитектурные сооружения, в которых располагаются учебные аудитории, памятники истории и культуры на территории вуза.

Категория «социокультурная среда» тесно связана с категорией «социокультурное пространство». Социокультурная среда фактически заполняет социокультурное пространство. При этом можно выделить как внутреннее социокультурное пространство учебного заведения, в рамках которого осуществляется его непосредственная образовательная и воспитательная деятельность, так и внешнее социокультурное пространство, которое также может быть использовано в целях образования и воспитания обучающихся.

Образовательное социокультурное пространство призвано способствовать перспективному развитию учебного заведения, формировать позитивный настрой обучающихся на будущую профессиональную деятельность, выступать инструментом утверждения ценностей и моделей поведения всех участников образовательного процесса, обеспечивать условия самореализации личности и способствовать ее адаптации к социальным изменениям [4, с. 6].

На современном этапе развития российского общества, в условиях жесточайшего противостояния нашей страны с так называемым «коллективным Западом», когда возникла реальная угроза государственному суверенитету и национальной идентичности, на первое место выходит задача защиты базовых духовно-нравственных традиционных ценностей, лежащих в основе отечественной цивилизации.

Под традиционными ценностями «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденные Указом Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 г., понимают «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом

и культурном развитии многонационального народа России» [5].

Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России - вот необходимые условия для укрепления суверенитета нашей страны, обеспечения многонационального и многоконфессионального единства нашего народа.

В этих условиях одной из первоочередных задач образовательного и воспитательного процессов российского вуза должно стать «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям» [5]. Организация социокультурного пространства учебного заведения призвана максимально эффективно способствовать ее выполнению.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (далее - Университет) сделано многое для того, чтобы социокультурное пространство вуза в полной мере соответствовало современным реалиям.

Университет был создан 14 июня 2002 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от № 418 «О создании Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации» путем реорганизации и объединения трех вузов МВД России: Московской академии МВД Российской Федерации, Юридического института МВД Российской Федерации и Московского института МВД России. В 2008 г. в состав Университета вошла Московская средняя специальная школа милиции МВД России, а в 2011 г. - Академия экономической безопасности МВД России.

Таким образом, социокультурное пространство Университета представляет собой органичный сплав социокультурных пространств тех ведомственных образовательных учреждений, которые сформировали его структуру. Их история, традиции, научный и педагогический потенциал, здания и памятники стали неотъемлемой частью современного социокультурного пространства Университета.

История основной площадки Университета, находящейся по адресу Москва, ул. Академика Волгина, д. 12; началась в 1975 г., когда здесь была образована Московская высшая школа милиции Министерства внутренних дел СССР, ставшая флагманом милицейского образования страны. В 1995 г. Московская высшая школа МВД России была преобразована в Московский юридический институт. 29 ноября 1999 г. Московский юридический институт МВД России был реорганизован в Московскую академию МВД России.

Большое внимание в Университете уделялось и уделяется развитию историко-культурного пространства. Так, в июне 2007 г. на территории Университета был открыт памятник «Солдату правопорядка», сим-

волизирующий героизм и благородство профессии сотрудника органов внутренних дел России. Автором памятника стал народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, профессор, руководитель Студии художников МВД России имени В. В. Верещагина Анатолий Андреевич Бичу ков [6, с. 26].

В октябре 2015 г. в Университете состоялась торжественная церемония открытия бюста основателя и первого начальника нашего вуза - заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора, генерал-лейтенанта милиции Владимира Яковлевича Кикотя. Будучи высококвалифицированным специалистом в области образования и науки, В.Я. Кикоть заложил основы развития вуза, уделяя особое внимание подбору научных и научно-педагогических кадров, формированию работоспособных коллективов подразделений Университета, разработке и внедрению современных средств подготовки специалистов для органов внутренних дел. Как отмечал заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции Владимир Леонидович Кубышко, «для значительной части своего окружения Владимир Яковлевич был не только руководителем, но и талантливым ученым, учителем, лидером вузовского научного сообщества, добросовестно вошедшим в мир науки своим трудом, пройдя практически все ступени развития: от преподавателя до начальника университета, от соискательства до двух докторских степеней» [7, с. 58]. Память и заслуги В.Я. Кикотя были отмечены государством, в 2014 г. Университету Указом Президента Российской Федерации № 566 присвоено имя его первого начальника [8].

Важным элементом социокультурного пространства Университета, расположенным на нашей центральной площадке, является Доска почета. В соответствии с Положением о Доске почета Университета, на нее заносятся фамилии лучших сотрудников и работников Университета, добросовестно выполняющих служебные обязанности и достигших высоких результатов в служебной деятельности, прослуживших или проработавших в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации не менее пяти лет и не менее трех лет в Университете. Занесение на Доску почета Университета можно рассматривать не только как форму поощрения его сотрудников, но и как профессиональный и нравственней ориентир для курсантов нашего вуза. То же можно сказать и о досках почета, расположенных в местах дислокации институтов и факультетов Университета, куда заносятся фамилии лучших курсантов.

Юридический институт МВД Российской Федерации, вошедший в 2002 г. в Университет, несомненно, имеет право вести свою историю с Центральной Школы Рабоче-крестьянской милиции и ее наследницы - Высшей школы МВД СССР. Еще в 30-е гг. XX в.

в стенах бывшего Ивановского женского монастыря начинается подготовка кадров для советской милиции. С 1934 г. Центральная Высшая школа Рабоче-крестьянской милиции превращается во всесоюзную «кузницу кадров», осуществляя профессиональную подготовку сотрудников НКВД СССР.

Постановлением Совета Министров РФ от 20 июля 1993 г. № 687 Юридический институт МВД Российской Федерации был образован как многопрофильное учебное заведение по подготовке специалистов с высшим юридическим образованием для служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Юридический институт продолжил традиции Высшей школы МВД СССР и Высшей юридической заочной школы МВД Российской Федерации, став научно-методическим центром в области заочного обучения сотрудников и работников органов внутренних дел. К началу 2000-х гг. Юридический институт МВД Российской Федерации оказался самым крупным учебным заведением в системе МВД России. В своем составе он имел 13 филиалов и факультетов в разных регионах нашей необъятной Родины (вплоть до Дальнего Востока), в которых обучалось более 24 тыс. слушателей и курсантов.

Но пространство площадки Университета по адресу: Москва, ул. Малый Ивановский переулок, д. 2, где теперь размещается факультет заочного обучения, знаменито не только своими многолетними традициями профессионального образования сотрудников отечественных органов внутренних дел. На фасаде здания размещается памятная доска с надписью: «В этом здании в октябре 1941 года был сформирован истребительный мотострелковый полк УНКВД г. Москвы и Московской области, героически сражавшийся с немецко-фашистскими захватчиками в тылу врага, на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Стены школы милиции стали временным «домом» для бойцов истребительного полка в начале Великой Отечественной войны. Здесь они отдыхали, разрабатывали детали и готовились к проведению новых операций против немецко-фашистских захватчиков. Память об этой славной странице истории отечественных органов внутренних дел хранит и монументальная стела в виде устремленного в небо меча с надписью: «Вечная слава партизанам и воинам - сотрудникам органов внутренних дел, погибшим в боях под Москвой 1941-1942 гг.».

Изучение славного пути истребительного мотострелкового полка УНКВД г. Москвы и Московской области является частью образовательного процесса - преподавания учебной дисциплины «История органов внутренних дел». А использование при этом социокультурного пространства факультета помогает обучающимся лучше осознать определенную «сакральность» данного места, способствует формированию у них исторической памяти и чувства преемственности поколений, патриотизма и верности долгу.

Московская специальная средняя школа мили-

ции МВД России (далее - МССШМ), вошедшая в состав Университета в 2008 г., являлась одним из самых крупных ведомственных учебных заведений среднего профессионального образования в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации. МССШМ имела многолетнюю богатую историю, являясь старейшим учебным заведением в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (СССР). История школы милиции началась еще в 1918 г. Именно тогда в Москве впервые распахнула свои двери школа командного состава милиции, которая спустя 30 лет стала Высшей офицерской школой МВД СССР. В 1953 г. она поменяла свое название на Московскую школу подготовки начального состава милиции МВД СССР. А имя МССШМ МВД СССР получила по распоряжению Совета Министров СССР в 1955 г.

За годы своего существования школа выпустила порядка 60 тысяч специалистов для органов внутренних дел страны. Тысячи воспитанников школы награждены орденами и медалями, среди них 8 Героев Советского Союза и России. Есть и те, кто поднялся по служебной лестнице до высокого генеральского звания.

Сейчас в ее стенах находится Институт подготовки сотрудников для органов предварительного расследования. Социокультурное пространство Института сейчас - это не только современные учебные аудитории, полигоны и спортзалы. Это и территория памяти. У центрального входа каждого пришедшего сюда встречают две памятные доски на фасаде здания, символизирующие преемственность поколений Героев.

На одной - имена четырех Героев Советского Союза: Василенко Константина Петровича, Кирика Ивана Васильевича, Чиликина Ивана Петровича, Шурпенко Дмитрия Васильевича, получавших специальное образование в здании школы милиции в суровые предвоенные и послевоенные годы. Призванные в армию из милиции, они совершили свои подвиги на завершающем этапе Великой Отечественной войны.

На другой памятной доске - имена четырех Героев России, выпускников конца XX в.: Адамишина Виктора Михайловича, Маврина Александра Ивановича, Селезнева Александра Анатольевича, Сниткина Сергея Владимировича, удостоенных высокого звания за героическую деятельность по поддержанию порядка в относительно мирное время. Они достойно приняли эстафету подвига у своих старших товарищей.

На занятиях и в ходе воспитательной работы курсанты знакомятся с биографиями героев, обсуждают их поступки, вникают в мотивацию. Живая история подвига проходит перед их глазами; однажды узнав, ее невозможно забыть.

Каждая площадка Университета вносит свой вклад в формирование и развитие социокультурного пространства вуза, направленного на совершенствование образовательного и воспитательного процесса.

Еще одна интересная форма организации социокультурного пространства Университета - создание

мемориальных аудиторий, посвященных выдающимся деятелям отечественной науки и правоохранительных органов нашей страны.

Одна из таких аудиторий носит имя основателя и первого руководителя Университета генерал-лейтенанта милиции Владимира Яковлевича Кикотя. По сути, эта аудитория является еще одним способом увековечивания его памяти.

Мемориальная аудитория на факультете подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции посвящена первому начальнику Московской высшей школы милиции МВД СССР генерал-майору милиции Солопанову Юлиану Владимировичу. По воспоминаниям своих соратников, он «внес большой вклад в становление и развитие вуза, на плечах которого в последующие годы была основана сначала Академия, а потом ныне действующий Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» [9, с. 11].

Аудитория международно-правового факультета Университета носит имя выдающегося отечественного правоведа - Всеволода Михайловича Курицына. Один из основных специалистов в области истории государства и права России, он долгое время был начальником кафедры государственно-правовых дисциплин Московской высшей школы милиции МВД СССР.

Подобные мемориальные аудитории создаются и на других площадках Университета.

Такие помещения являются не просто мемориальными комнатами, рассказывающими о жизненном пути и профессиональных заслугах человека; это полноценные учебные аудитории, в стенах которых постоянно занимаются курсанты и слушатели вуза. Обстановка и «атмосфера» такой мемориальной аудитории направлена на формирование у обучающихся чувства сопричастности и гордости как за свое учебное заведение, так и за всю систему отечественных органов внутренних дел, на службу в которую они пришли. Информация стендов, которые находятся перед глазами курсантов, должна стимулировать их служебную, творческую, учебную, научно-исследовательскую активность.

Научное и педагогическое сообщество Университета чрезвычайно богато учеными, внесшими значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки. Так что создание новых мемориальных аудиторий видится достаточно перспективным направлением развития социокультурного пространства Университета.

Неотъемлемой частью социокультурного пространства Университета является его Музейно-выста-вочный комплекс. Формирование единого университетского музейного социокультурного пространства началось сразу же с момента создания Университета, с 2002 года.

В соответствии с Положением о Музейно-выста-вочном комплексе Университета, он является базой для патриотического и профессионально-нравствен-

ного воспитания. Этот Комплекс реализует чрезвычайно важные цели, органично связанные с образовательным и воспитательным процессом. В первую очередь, это формирование и развитие у переменного и постоянного состава Университета государственно-патриотического мировоззрения, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к образу сотрудника органов внутренних дел; формирование у курсантов и слушателей осознанной готовности к защите граждан и государства, верности патриотическому и служебному долгу, чувства гордости и ответственности за службу в органах внутренних дел; приобщение к истории российской полиции/милиции, МВД России и Университета как действенного средства адаптации курсантов и слушателей к учебной и служебной деятельности, формированию у них мотивации на дальнейшую службу в органах внутренних дел.

Деятельность Музейно-выставочного комплекса Университета строится на приоритете традиционных российских национальных и духовно-нравственных ценностей: государственности, патриотизма, верности служебному долгу, чести и достоинства, готовности защищать интересы граждан и государства.

Формирование Музейно-выставочного комплекса как части социокультурного пространства Университета осуществлялось в процессе объединения музейных экспозиций ведомственных вузов, вошедших в его состав. Традиции и особенности организации музейной работы стали частью общеуниверситетского музейного дела.

На современном этапе развития университетского Музейно-выставочного комплекса продолжается традиция активного привлечения сотрудников и курсантов вуза к пополнению его коллекции. Музейные фонды формируются и пополняются историческими памятниками, поступающими из органов, подразделений, учреждений системы МВД России, архивов, редакций газет и журналов, от ветеранов органов внутренних дел и их семей.

Сейчас Музейно-выставочный комплекс включает в себя «Зал истории Университета», «Зал славы и традиций», «Зал истории российской полиции», Зал «Калашников», Актовый зал.

И это не только витрины. Это фото- и видеоматериалы, облачное хранилище, экспозиционные виртуальные ресурсы, которые демонстрируются на видеостенах и плазменной панели, библиотечные ресурсы историко-патриотической направленности.

Музейно-выставочный комплекс приспособлен и активно используется профессорско-преподавательским составом Университета в проведении учебных занятий. Так, занятие по учебной дисциплине «История органов внутренних дел» с курсантами проводится в Зале истории российской полиции. При этом используются формы и методы, способствующие ак-

тивизации образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся самим побыть в роли экскурсовода: предварительно витрины экспозиции распределяются между курсантами, самостоятельно готовящими развернутые рассказы о ее экспонатах.

Кроме этого, площадки Музейно-выставочного комплекса регулярно используются для организации и проведения тематических выставок, презентаций, представительских мероприятий, приуроченных к значительным событиям в истории России, отечественных органов внутренних дел, Университета. Например, в период празднования 20-летия образования Университета здесь была развернута выставка художественных работ курсантов и слушателей, посвященных этой знаменательной дате [10].

Таким образом, Музейно-выставочный комплекс Университета способствует расширению социокультурного пространства нашего вуза, развитию исследовательских и социальных качеств личности курсантов и слушателей, формированию у них творческих способностей.

Воспитание духовности, гражданственности, сопричастности истории нашего Отечества невозможно без формирования уважительного отношения к вере, религии. Как было указано в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», традиционные религии являются «...неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан» [5]. Подчеркнуто, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

Многие курсанты и слушатели Университета позиционируют себя как верующие люди или искренне стремятся приобщиться к православной культуре. Поэтому совсем не случайно включение в социокультурное пространство Университета Храма во имя Архистратига Божьего Михаила.

Храм-часовня был построен в память о погибших при исполнении служебного долга сотрудников правоохранительных органов. Его освящение состоялось 7 ноября 2012 г. Заведующий сектором МВД Синодального отдела протоиерей отец Александр Шестак отметил, что «храм на территории Университета поможет преподавателям донести до курсантов те духовно-нравственные ценности, которые должны быть присущи сотрудникам полиции, стоящим на страже законности и порядка» [11].

Фактически, этот Храм-часовня при Университете стал приходской церковью для наших курсантов и сотрудников, которые приходят в него помолиться. Многие значимые мероприятия в Университете начинаются с торжественного богослужения. Трепетное отношение к Храму как центру духовной жизни Университета проявляется и в том, что курсанты и сотрудники активно приносят свои дары, пополняя святыни прихода. Так,

на 10-летие освящения Храма начальник Университета генерал-лейтенант полиции И. А. Калиниченко передал в дар от имени многотысячного коллектива вуза православную святыню - святой ковчег с частицами мощей Святого благоверного князя Александра Невского. А ветеранская организация вуза подарила Храму Икону преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев [12].

Нынешний настоятель Храма-часовни во имя Архистратига Божьего Михаила отец Павел Усачев ведет активную работу с курсантами Университета. Так, по его инициативе 20 октября 2021 г. группа курсантов и преподавателей посетила город Переславль-Залес-ский. «Центральное место в поездке было отведено невероятно духовному моменту - освящению иконы Александра Невского. Непосредственное участие курсантов в таком сакральном, религиозном с точки зрения именно духовности, а не обрядности мероприятии имеет неоценимое значение» [13]. А 4 ноября 2022 г. по инициативе отца Павла, нашедшей живой отклик у курсантов, делегация Университета с участием представителей шести факультетов посетила Музей-но-храмовый комплекс Вооруженных сил Российской Федерации, Главный Храм которого сегодня называют новым духовным символом России [14].

Подводя итог, отметим, что учитывая особую значимость воспитательной работы в нынешних условиях, имеется настоятельная необходимость в новых подходах к ее реализации. Важнейшим условием успешного решения задач воспитания в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя являются его ресурсное обеспечение, создание необходимой воспитательной среды, социокультурного пространства, высокотехнологичной современной материально-технической базы. Воспитательная среда обеспечивается посредством организации воспитательного процесса управлением по работе с личным составом, командным составом институтов, факультетов, реализацией основных задач воспитания постоянным составом Университета, в том числе в ходе учебных занятий и во вне учебной деятельности, на основе Рабочих программ воспитания и Календарных планов воспитательной работы.

Список источников

1. Сычев Ю. В. Микросреда и личность: философские и социологические аспекты. М., 1974.

2. Зятева Л. А. Социокультурная среда как основа социально-ориентированной деятельности образовательной организации // Вестник Брянского госуниверситета. 2016. № 1. С. 351-355.

3. Недосекина М. А. Развитие индивидуальности студента под влиянием социокультурной среды вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004.

4. Вострокнутов С. И. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего

учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2009.

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019.

6. Московский университет МВД России. 20022012. История и современность. М., 2012.

7. Владимир Яковлевич Кикоть. На благо Отечества. М., 2017.

8. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2014 г. № 566 «О присвоении федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» почетного наименования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201408120002.

9. Журавлев М. П. Памяти генерал-майора милиции, профессора Юлиана Владимировича Солопанова (к 90-летию со дня рождения) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 4. С. 7-11.

10. С юбилеем, родной Университет // Служу Закону. 2022. № 5 (107). С. 10.

11. День сотрудника органов внутренних дел в Московском университете МВД России, и церемония освящения храма-часовни во имя Архистратига Божьего Михаила // Служу Закону. 2013. № 17. С. 7.

12. Клементьева В. С. Служить наполненной душой... // Служу Закону. 2022. № 10 (112). С. 4.

13. Мельник Е. В. Духовные скрепы Отечества // Служу Закону. 2021. № 10 (100). С. 14.

14. Сила народа-в его единстве! //Служу Закону 2022. № 11 (113). С. 13.

References

1. Sychev Yu. V. Microenvironment and personality : philosophical and sociological aspects. M., 1974.

2. Zyateva L. A. Socio-cultural environment as the basis of socially-oriented activity of an educational organization // Bulletin of the Bryansk State University. 2016. № 1. P. 351-355.

3. Nedosekina M. A. The development of a student's individuality under the influence of the socio-cultural environment of the university : abstract dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Magnitogorsk, 2004.

4. Vostroknutov S. I. Pedagogical foundations of the formation of the humanitarian environment of a higher educational institution: abstract of the dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences. Yaroslavl, 2009.

5. Decree of the President of the Russian Federation № 809 of November 9, 2022 «On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» // Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202211090019.

6. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2002-2012. History and Modernity. Moscow, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vladimir Yakovlevich Kikot'. For the good of the Fatherland. Moscow, 2017.

8. Decree of the President of the Russian Federation № 566 dated August 12, 2014 «On awarding the Honorary Title to the Federal State State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201408120002.

9. Zhuravlev M. P. In memory of Major General of the militia, Professor Julian Vladimirovich Solopanov (to the 90th anniversary ofhis birth) // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 4. P. 7-11.

10. Happy anniversary, native University // I Serve the Law. 2022. № 5 (107). P. 10.

11. Day of an employee of the internal affairs bodies at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and the consecration ceremony of the chapel-temple in the name of the Archangel Michael of God //1 Serve the Law. 2013. № 17. P. 7.

12. KlementyevaV. S. To serve with afilled soul... // I serve the Law. 2022. № 10 (112). P. 4.

13. Melnik E. V. Spiritual bonds of the Fatherland // I Serve the Law. 2021. № 10 (100). P. 14.

14. The strength of the people is in its unity! //I Serve the Law 2022. № 11 (113). P. 13.

Информация об авторах

И. А. Калиниченко — начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

О. В. Зиборов — первый заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

К. К. Гасанов — заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ;

Ю. А. Артамонов — начальник кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, доцент;

В. Ю. Савицкий — начальник управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

I. A. Kalinichenko — Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

О. V. Ziborov — First Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named afterV.Ya. Kikot', Doctor ofLegal Sciences, Professor;

К. K. Gasanov — Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor ofLegal Sciences, Professor, Honored Employee ofthe Internal Affairs Bodies ofRussia;

Yu. A. Artamonov — Head of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences, Associate Professor;

V. Yu. Savitsky — Head of the Personnel Management Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов

И. А. Калиниченко — постановка проблемы; разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; итоговые выводы;

0. В. Зиборов — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

К. К. Гасанов — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

Ю. А. Артамонов — критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

В. Ю. Савицкий — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы.

Contribution of the authors

1. A. Kalinichenko — formulation of the problem; article concept development; scientific management; critical analysis ofliterature; writing the draft; final conclusions;

О. V. Ziborov — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

К. K. Gasanov — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

Yu. A. Artamonov — critical analysis ofliterature; writing the draft; final conclusions;

V. Yu. Savitsky — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023; принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 06.10.2023; accepted for publication 11.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.