Научная статья на тему 'Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 3. Формирование нравственности курсантов как важнейшая задача образовательных организаций МВД России на современном этапе'

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 3. Формирование нравственности курсантов как важнейшая задача образовательных организаций МВД России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-воспитательный процесс / нравственное воспитание / ценности / моральные нормы / профессиональный выбор / профессиональное развитие / умственное воспитание / физическое воспитание / трудовое воспитание / воспитательная работа / educational process / moral education / values / moral norms / professional choice / professional development / mental education / physical education / labor education / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Карим Кадырович Гасанов, Андрей Юрьевич Федотов

. Раскрываются особенности нравственного воспитания молодежи, ориентированной на государственную службу. Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью формирования комплексного, системного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Карим Кадырович Гасанов, Андрей Юрьевич Федотов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 3. Formation of morality of cadets as the most important task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage

The features of moral education of young people focused on public service are revealed. The relevance of the chosen topic is due to the need to form an integrated, systematic approach to the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 3. Формирование нравственности курсантов как важнейшая задача образовательных организаций МВД России на современном этапе»

Научная статья УДК 34:37.022:159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-12-20 EDN: https://elibrary.ru/ahorlu

NIION: 2003-0059-5/23-771 MOSURED: 77/27-003-2023-05-970

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 3. Формирование нравственности курсантов как важнейшая задача образовательных организаций МВД России на современном этапе

Игорь Александрович Калиниченко1, Олег Валентинович Зиборов2, Карим Кадырович Гасанов3,

Андрей Юрьевич Федотов4

1,2,з,4 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, support_mosu@mvd.ru

Аннотация. Раскрываются особенности нравственного воспитания молодежи, ориентированной на государственную службу. Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью формирования комплексного, системного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, нравственное воспитание, ценности, моральные нормы, профессиональный выбор, профессиональное развитие, умственное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, воспитательная работа

Для цитирования: Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Федотов А. Ю. Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 3. Формирование нравственности курсантов как важнейшая задача образовательных организаций МВД России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 12-20. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-12-20. EDN: AHORLU.

Original article

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education.

Part 3. Formation of morality of cadets as the most important task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage

Igor A. Kalinichenko1, Oleg V. Ziborov2, Karim K. Gasanov3, Andrey Yu. Fedotov4

1,2,3,4 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

support_mosu@mvd.ru

Abstract. The features of moral education of young people focused on public service are revealed. The relevance of the chosen topic is due to the need to form an integrated, systematic approach to the organization of the educational process.

Keywords: educational process, moral education, values, moral norms, professional choice, professional development, mental education, physical education, labor education, educational work

For citation: Kalinichenko I. A., Ziborov O. V, Gasanov K. K., Fedotov A. Yu. The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 3. Formation of morality of cadets as the most important task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):12-20. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-12-20. EDN: AHORLU.

Особенности нравственного воспитания молодежи, ориентированной на государственную службу

Нравственное воспитание формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, устои, соответствующие нормам, принятым в обществе. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения

лежат как общечеловеческие ценности, традиционные, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития, так и новые нормы, сформировавшиеся на современном этапе развития общества.

Недостаточность нравственного воспитания не позволяет рассматривать молодого человека как надежного члена общества, так как существенно сокра-

© Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Федотов А. Ю., 2023

щает возможности его самодетерминации, ограничивает выбор внешних мотиваторов в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, связанных с риском или альтернативами гражданскому и профессиональному долгу. Кроме того, его дефицит в значительной степени снижает эффективность личностного развития в условиях профессиональной подготовки и повседневной жизнедеятельности. Такое снижение является следствием слабости осознания прямой взаимосвязи между уровнем профессионально-личностного развития и возможностью сохранения самоуважения в ситуациях выполнения профессионального или гражданского долга. У сотрудников полиции, например, это проявляется, с одной стороны, как сниженное стремление к овладению профессией вследствие расчета на выживание в экстри-мальных условиях за счет уклонения от выполнения профессионального долга, а с другой, — как инфантильное вытеснение или отрицание возможности получения вреда, надежда не попасть в ситуации, связанные с риском, вера в «счастливую звезду» и т. п.

Нравственное воспитание молодежи, в частности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств страны, в контексте профессиональной надежности должно удовлетворять следующим требованиям.

1. Иметь однозначную патриотическую направленность на уровне личностного смысла, т. е. предполагать осознанную идентификацию с национальными, территориальными, религиозными, культурными и историческими традициями нашей Родины. Кроме того, для специалиста силовых структур важнейшим аспектом патриотизма должна быть приоритетность суверенитета и независимости Российской Федерации, принятие целей и ценностей, провозглашаемых существующим государством и правительством.

2. Предполагать наличие готовности к самопожертвованию ради выполнения долга (на уровне установки, реализующейся в сфере направленности и проявляющейся как черта характера), базирующейся на признании главенства ценностей патриотического, общественного, профессионального плана над индивидуальными (на уровне ценностных ориентаций). Этот аспект направленности должен присутствовать и на осознаваемом уровне, обязательно декларироваться, но не может рассматриваться как достоверный, вплоть до получения фактических подтверждений в профессиональных действиях специалиста, детерминированных его мотивацией.

3. Указывать на склонность к овладению специфическими методами, способами, средствами и практическим действиям именно в рамках избранной профессии. Признаком наличия этой склонности является появляющееся на определенном этапе профессионально-личностного развития стремление посвящать самосовершенствованию в профессиональных действиях (знаниях, навыках, умениях, развитии профессиональных качеств) не только необходимое служебное время, но и часть личного; ориентация на реальный или собирательный персонаж, принадлежащий к конкретной профессиональной группе, как на жизненный пример. Необходимо также, чтобы будущий профессионал был ориентирован и внутренне принимал специфические методы профессиональной деятельности, связанные с риском, насилием и т. п.

Умственное воспитание

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных и творческих способностей), цель которого — побуждение к самостоятельному изучению мира и самопознанию. Кроме того, целями умственного воспитания служат и усвоение определенного объема научных знаний, и формирование научного мировоззрения, познавательного интереса и активности, и развитие потребности в пополнении своих знаний и повышении уровня подготовки.

В общем смысле умственное воспитание как интеллектуальная культура (культура мышления) — это совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических знаний, умений и навыков, проявляющихся в интеллектуальной деятельности человека.

Комплекс знаний и умений умственного воспитания включает в себя:

♦ умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее;

♦ умение выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой;

♦ навык самообразования;

♦ развитые общие и специальные умения и интеллектуальные качества (быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума).

От умственного воспитания в целом зависят процессы социализации личности, ее творческие и профессиональные достижения и, как итог, — полезность обществу и его развитие.

Физическое воспитание

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и необходимых физических качеств (силы, ловкости, выносливости и т. д.), воспитании силы воли и характера, укреплении здоровья, формировании гигиенических навыков. Генер альная цель — это повышение уровня работоспособности человека как умственной, так и физической, и сохранение ее на высоком уровне на протяжении многих лет.

Прикладное значение физического воспитания, кроме вышеописанного, в том, что чем больше физических навыков и двигательных умений освоено человеком, тем он становится более универсальным и пригодным для решения широкого спектра задач в процессе своей деятельности.

Вместе с тем, физическое воспитание необходимо рассматривать не только как развитие отдельно взятого человека, но и как формирование здорового населения, что само по себе является ценностью и отправным условием полноценной и счастливой жизнедеятельности общества в целом.

Трудовое воспитание

Принято считать, что труд — это основа воспитания личности. Исходя из этого трудовое воспитание — важная составляющая воспитательного процесса. Трудовое воспитание охватывает все аспекты воспитания, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.

Педагогическая наука выделяет следующие функции трудового воспитания:

♦ положительное влияние на физическое развитие личности;

♦ развитие умственных способностей;

♦ воспитание нравственности;

♦ повышение личной самооценки (осознание собственной важности для общества, принятие общественного долга);

♦ формирование товарищеских отношений в коллективе;

♦ профессиональная ориентация, основанная на понимании склонности к определенному роду деятельности.

Основная цель трудового воспитания — выработка любви к труду, привитие чувства ответственности за него, стремление к регулярному повышению его качества, стимулирование реализации творческого потенциала и накопления профессиональных компетенций.

Таким образом, сочетание умственного и физического воспитания создает базу для трудового воспитания. Однако, рассмотренные три типа воспитания должны осуществляться только в единстве с нравственным воспитанием, что обеспечит на этой основе формирование работоспособного гражданина (подготовленного умственно и физически к труду), понимающего свою принадлежность к Отечеству, общему делу, ответственность; человека с патриотически ориентированной гражданской позицией. Повышение значимости воспитания, особенно его нравственного аспекта, понимания его истории, ошибок, методологии, тенденций развития по мере развития цивилизации и расширения ее возможностей по воздействию на природу, социум, человека и т.п. требуют от педагогической науки и практики новых системных усилий по ее совершенствованию с учетом современных вызовов. Требуется существенно усилить работу по воспитанию молодого поколения с учетом систематических идеологических диверсий запада. Развернуть нашу молодежь к традиционным ценностям, воспитать их надежными, ответственными, сознательными членами нашего общества, глубоко понимающими историческую миссию нашей Родины, уважающими ее моральные традиции, готовыми к бескомпромиссной борьбе и созидательному труду на благо России.

Именно содержательная сторона общественной морали (традиционные русские, православные, про-социальные, естественные ценности или новоявленные западнические, сатанистские, асоциальные, противоестественные), ее понимание и принятие субъектом определяет нравственность личности, т. е. желание и способность соответствовать и следовать этому содержанию. Сами по себе морально-психологические качества личности, характеризующие процессуальные особенности их реализации (активность, верность, ответственность, упорство, решительность, смелость и т. п.) нельзя рассматривать в отрыве от содержания морали. Приоритет в воспитании психофизических качеств по отношению к усвоению смысла и содержания традиционной морали неприемлем. Такая воспитательная ошибка может стоить очень дорого. Развитые в психофизическом плане, решительные, смелые, упорные и т. п. молодые люди, не принимающие ценности нашего русского мира, воспитанные по западным стандартам сегодня как раз и составляют пятую колонну внутри нашего государства, воюют против нас на стороне НАТО.

Важными особенностями, определяющими направленность теоретической и практической работы в области воспитания, на современном этапе являются:

а) обострение идеологического противоборства с западным миром, толкающим свой социум на противоестественный путь, стремящимся разрушить нашу культуру и традиционные ценности, в том числе и путем разработки новых педагогических теорий, основанных на извращенном индивидуалистическом, «псевдо гуманистическом», квази толерантном подходе;

б) актуальность развития теории и практики воспитания на основании новых достижений науки — физиология, психология, медицина, социология, информатика и т. п.;

в) повышение роли воспитания специалиста силовых структур в нашем государстве как защитника, государственника, носителя просоциальных смыслов.

Система воспитания обучаемых в образовательных организациях МВД России на современном этапе предполагает:

♦ необходимость целостного, системного и преемственного подхода к воспитанию различных возрастных и профессиональных групп молодежи в РФ;

♦ наличие приверженцев и агентов влияния западных псевдо гуманистических моделей, целенаправленно насаждаемых в нашу систему образования, прежде всего в школу и гражданские вузы;

♦ высокую значимость морально-психологических факторов службы в МВД, неприемлемость проникновения западных подходов, преследующих задачи воспитания «квази толерантности», индивидуализма, потребительских установок и т. п.;

♦ учет негативных результатов воспитания будущих сотрудников, явившихся следствием формального, попустительского подхода к воспитанию курсантов, когда «процесс и формальные показатели — все, а внутреннее содержание и цель — ничто»;

♦ наличие собственного научно-педагогического потенциала в МВД и его образовательных организациях;

♦ необходимость разработки целостной программы воспитания, отвечающей лучшим прогрессивным концепциям отечественной педагогики и учитывающей специфику службы в МВД России и обучения в ведомственном учебном заведении;

♦ наличие собственных образовательных традиций конкретных учебных заведений, опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД России.

С учетом всего вышеизложенного, приоритетность формирования морально-нравственной сферы сотрудников на современном этапе очевидна и не требует отдельного обоснования. Без глубоко моральной, просоциальной, государственной направ-

ленности личности, ядро которой составляют нравственные установки, нет гарантий, что психофизически развитый, высоко подготовленный сотрудник беззаветно выполнит свой долг в экстремальной ситуации, а не встанет в оппозицию к государству и обществу или на путь корыстного, преступного, предательского поведения.

Воспитательная работа с сотрудниками ОВД строится в соответствии с приказом МВД от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [1]. Именно в этом приказе акцентировано положение о приоритетности нравственного воспитания, его стержневой роли по отношению ко всем остальным аспектам образования в системе МВД России. Воспитательная работа здесь понимается как основной вид морально-психологического обеспечения1, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы. Уточняются принципы воспитания, исходя из особенностей деятельности сотрудников на современном этапе:

♦ целенаправленность и целесообразность воспитания— устанавливает необходимость определения ожидаемого результата воспитания и оценки его эффективности;

♦ гражданско-патриотическая направленность воспитания — нацеливает воспитательный процесс на формирование у сотрудника высоких качеств гражданина и патриота;

♦ профессиональная направленность воспитания— означает нацеленность любого воспитательного мероприятия на формирование у сотрудника профессиональных качеств, необходимых для успешной служебной деятельности;

♦ воспитание в ходе повседневной деятельности и в интересах службы— требует оказывать воспитательное воздействие на сотрудника при осуществлении всех видов повседневной деятельности — служебной, учебной, общественной, творческой—и обеспечивать его положительный практический эффект;

♦ воспитание личности в служебном коллективе и через коллектив — предполагает существенное влияние межличностных отношений в служебном коллективе и коллективного мнения на процесс развития личности, ее настроение, мотивацию и результаты деятельности;

1 Наряду с психологической и социальной работой.

♦ индивидуальный и дифференцированный подходы— определяет необходимость учета в процессе воспитания индивидуальных и групповых психологических, профессиональных, национальных, возрастных и иных особенностей сотрудников;

♦ сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства;

♦ личный пример, выражающий прямую зависимость эффективности воспитательной работы от уровня управленческого, профессионального и личностного авторитета должностного лица, осуществляющего воспитательный процесс.

Глубоко продуманы в приказе системные элементы и задачи воспитательной работы. Выделяются взаимосвязанные направления воспитательной работы (по аналогии с общепедагогическим типами воспитания): патриотическое воспитание; профессиональное воспитание; правовое воспитание; нравственно-этическое воспитание; эстетическое воспитание. Среди конкретизированных задач воспитательной работы выделяются следующие:

♦ обеспечение понимания и поддержки личным составом государственной политики в сфере внутренних дел решений Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросам обеспечения законности и правопорядка;

♦ воспитание личного состава в духе преданности своему Отечеству — Российской Федерации, знания и уважения его истории, национальных, культурных и духовных ценностей;

♦ формирование у сотрудников высокого правосознания, выражающегося в неуклонном соблюдении положений Конституции Российской Федерации, требований нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России;

♦ воспитание у личного состава чувства гордости за принадлежность к профессии, верности присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лучшим профессиональным традициям;

♦ развитие у сотрудников устойчивой нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению образовательного уровня и совершенствованию профессионального мастерства;

♦ выработка у сотрудников устойчивых навыков служебного поведения, основанных на строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, требований служебной этики, антикоррупционных стандартов;

♦ воспитание личного состава на героической истории органов внутренних дел, примерах высокого

профессионализма, мужества и отваги, проявленных сотрудниками, преемственности поколений.

Задачи воспитания курсантов реализуются по следующим основным видам воспитательной работы:

♦ индивидуальная воспитательная работа;

♦ информационно-пропагандистская работа;

♦ работа активов институтов и факультетов, курсов и взводов;

♦ работа педагогов-кураторов;

♦ работа по поддержанию служебной дисциплины и законности;

♦ культурно-просветительская работа.

В работе с обучающимися рекомендуется использовать следующие методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, критика действий (поступков) и др.

Воспитательная работа с обучающимися проводится с использованием следующих индивидуальных и групповых форм воспитания лекция, доклад, беседа, общее собрание сотрудников по категориям, митинг, служебное совещание, инструктивное занятие (инструктаж), служебный ритуал (церемония), чествование лучших сотрудников, встреча с деятелями культуры и искусства, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, диспут, дискуссия, викторина, экскурсия, научно-практическая конференция. К массовым формам воспитательной работы можно отнести: вручение знамени, приведение к присяге, строевой смотр, утренний развод на занятия, торжественное вручение государственных и ведомственных наград, служебных удостоверений, погон, возложение венков к мемориальным сооружениям, торжественное вручение дипломов об окончании университета.

Субъектами воспитания выступают как руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России, заместители начальников образовательных организаций МВД России по работе с личным составом, руководители подразделений по работе с личным составом (помощники по работе с личным составом), руководители (начальники) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, так и сотрудники подразделения морально-психологического обеспечения (подразделения по работе с личным составом), а в образовательных организациях МВД России и профессорско-преподавательский (преподавательский) состав.

Воспитательная работа с обучающимися в образовательных организациях МВД России осуществляется на основе включаемых в образовательную

программу на весь период обучения рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых образовательной организацией и согласованных с ГУРЛС МВД России. Основные усилия в воспитательной работе с обучающимися в образовательных организациях МВД России сосредотачиваются на всестороннем духовном, нравственном и интеллектуальном развитии обучающихся, воспитании у них чувств патриотизма и гражданственности, гордости за принадлежность к профессии и устойчивой мотивации к ее освоению, стремления к знанию истории органов внутренних дел и верности лучшим профессиональным традициям. Ежегодно в образовательной организации МВД России осуществляется анализ выполнения рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя воспитательная работа строится на основании приказа Московского университета МВД России от 1 июля 2019 г. № 930 «О морально-психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя» [2].

Сотрудниками университета разработана типовая программа морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, на весь период обучения. Она выделяет ряд приоритетов в проведении воспитатель-нойработы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ воспитание курсантов (слушателей) в духе неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, приказов и распоряжений Министерства внутренних дел Российской Федерации, локальных нормативных актов Университета;

♦ формирование у курсантов (слушателей) профессионального мировоззрения и культуры на базе преемственности многовекового опыта, служебных и боевых традиций;

♦ выработка и развитие у курсантов (слушателей) комплекса морально-психологических качеств патриота и гражданина Российской Федерации; формирование у курсантов (слушателей) стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство;

♦ развитие у курсантов (слушателей) коммуникативной компетенции, практических навыков и

умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и в свободное от службы время;

♦ поддержание на высоком уровне сплоченности коллективов, морально-психологической готовности курсантов (слушателей) к выполнению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;

♦ формирование у курсантов (слушателей) государственно-правовых взглядов и убеждений, профессионального подхода к анализу и оценке событий, процессов и явлений общественно-политической жизни;

♦ сбережение и сохранение исторического и культурного наследия, пропаганда и распространение исторических знаний в целях формирования позитивного имиджа и укрепления авторитета органов внутренних дел в обществе, в том числе в ходе подготовки к участию в военном параде на Красной площади, посвященном годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Не останавливаясь подробно на содержании и описании системных элементов данной программы, лишь обратим внимание на то, что для оптимизации процедур ее осуществления субъектами воспитательной работы университета, руководством университета предприняты конкретные действия по повышению уровня воспитательной компетентности субъектов воспитательной работы всех уровней.

Так, в течение 2022-2023 гг. были разработаны программы повышения квалификации для всех категорий сотрудников, участвующих в организации и проведении воспитательной работы.

1. Программа повышения квалификации для начальников курсов, их заместителей и командиров курсантских взводов.

2. Программа повышения квалификации для руководителей институтов, факультетов, сотрудников управления по работе с личным составом.

3. Программа повышения квалификации для педагогов-кураторов и преподавателей.

Особое внимание в этих дополнительных профессиональных программах уделяется проблеме создания комплексной социокультурной среды (подробная характеристика внешнего и внутреннего уровня социокультурной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя станет предметом наших следующих публикаций) и организации работы в ней. Подробно рассматриваются возможные

трудности функционирования социокультурной среды, обеспечивающейся тесным взаимодействием различных категорий постоянного состава Университета в целях реализации основных задач воспитания, в том числе в ходе учебных занятий и внеучебной деятельности, работы профессорско-преподавательского состава в качестве педагогов-кураторов учебных взводов, деятельности Совета актива институтов и факультетов, в использовании возможностей и ресурсов Музейно-выставочного комплекса, Центра современных образовательных технологий, деятельности Культурного центра и Спортивного клуба имени полковника милиции К. В. Еременко, Совета ветеранов университета, цифровых образовательных технологий в онлайн-образовании, электронном обучении со свободным доступом к электронному образовательному контенту и т. д.

Усваиваются вопросы, связанные с непосредственным участием и вкладом различных категорий сотрудников в осуществление бесперебойного и содержательного функционирования структурных элементов социокультурной среды. В Программах изучаются как методологические подходы (аксиологический (ценностно-ориентированный), системный, системно-деятельностный, культурологический, научно-исследовательский, проектный, ресурсный, здоровьесберегающий и информационный), так и осваиваются конкретные методы, формы, приемы и средства воспитательной работы. Важнейшей задачей обучения соответствующих категорий сотрудников университета, участвующих в воспитательной работе, является овладение основными функциями исполнения, организации и управления системой воспитательной работы в Университете, т. е.:

♦ планирование воспитательной работы;

♦ организация воспитательной работы;

♦ контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе;

♦ анализ итогов воспитательной работы;

♦ регулирование и корректирование воспитательной работы.

Таким образом, в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя осуществляется активная, содержательная деятельность по воспитанию сотрудников органов внутренних дел. В свете особенностей современной военно-политической, идеологической обстановки, акценты этой деятельности расставлены на задачах формирования моральных ценностей, соответствующих нашей традиционной культуре, и развитии нравственных качеств, характеризующих лич-

ность, представляющую государство во взаимодействии с обществом.

Для решения этой сложной задачи развернута научно-исследовательская деятельность по важнейшим проблемам современной зарубежной и отечественной педагогики, призванная оградить систему воспитания курсантов от пороков и целенаправленных искажений. Теоретическое осмысление и адекватная оценка процессов и тенденций развития отечественной педагогики в современный период — надежное средство борьбы с идеологическими диверсиями западных противников по разложению нашей молодежи. Отмечается, что этот вид подрывной деятельности западных спецслужб существенно активизировался в последние годы и приобрел еще более враждебный и радикальный характер.

Совершенствуется и практическая сторона воспитательной работы. Сегодня сложилось ясное понимание того, что только содержательная, реально проводимая (доходящая до каждого курсанта) воспитательная работа, нацеленная на осознанное принятие традиционных моральных ценностей и развитие нравственных качеств курсантов, осуществляемая системно, методично с использований адекватных задаче индивидуальных, групповых и массовых форм, способна привести к достижению этой цели. В последние годы этот подход реализуется все более системно, осознанно и основывается на прочном научном фундаменте. Намечены конкретные комплексные меры по преодолению существующих недостатков, особое внимание уделяется обеспечению личной примерности (с точки зрения нравственного облика руководителей всех рангов), совершенствованию подготовки всех категорий сотрудников, участвующих в воспитательной работе.

Подводя итог, резюмируем.

Обеспечение морально-психологического фактора противостояния Российской Федерации деструктивному, западному влиянию невозможно без должной организации комплексной, грамотной повседневной и повсеместной воспитательной работы. При этом моральные, нравственные, этические аспекты воспитания должны рассматриваться как наиболее значимые. Назрела острая потребность в формировании научно-обоснованной системы воспитания молодежи (особенно в силовых структурах страны).

Во главу угла воспитательных усилий всех субъектов процесса должно встать нравственное воспитание как формирование моральных установок и ценностей, соответствующих привычек пове-

дения, принятых в нашем обществе, и определять, в свою очередь, задачи и содержание других его видов: трудового, эстетического, физического, правового и т. д.

Приоритетность формирования морально-нравственной сферы сотрудников на современном этапе очевидна и не требует отдельного обоснования.

Обоснование системы воспитания молодежи должно отвечать наиболее значимым актуальным и перспективным социально-политическим запросам, принимать во внимание наиболее прогрессивные педагогические идеи зарубежья, при этом базироваться на богатом отечественном человековедческом наследии, учитывающем особенности менталитета и исторического предназначения нашего русского мира. При этом стоит помнить, что влияние педагогических идей запада на воспитание далеко не всегда позитивно и прогрессивно. Чуждость навязываемых ими идей и моральных ценностей (бездуховность, безразличие, индивидуализм, сатанизм, извращенность), несоответствующих отечественным традициям, наносит критический урон морально-психологическому потенциалу страны.

На практике различия в содержании образования между западной и отечественной школой сложно преодолимы. Искусственные построения системы по чужому образцу невозможны.

Таким образом, необходимо творчески, с государственных позиций переосмыслить все позитивные и негативные тенденции зарубежной педагогической мысли и, не отказываясь от гуманистических идей разумной, т. е. определяемой природными законами развития организма и личности, субъектности воспи-туемого и ценности саморазвития, применять эти идеи в контексте прогрессивных отечественных подходов, с учетом современных вызовов нашему государству (Ю. К. Бабанский, Н. Е. Ковалев, А. В. Муд-рик, А. В. Петровский и др.).

Выбор той или иной концепции воспитания как методологической основы организации процесса воспитания осуществляется на основе государственной идеологии и реализуется в понимании его целей, задач, методов, форм и средств воспитания, критериев успешности их реализации, особенностей деятельности и среды взаимодействия участников педагогического процесса и многого другого.

Учитывая, что недостаточность нравственного воспитания не позволяет рассматривать человека (в особенности это касается подрастающего поколения) как надежного члена общества, так как существенно сокращает возможности его самодетер-

минации и выбор внешних мотиваторов в сложных ситуациях жизненного и профессионального выбора, связанных с риском или альтернативами гражданскому и профессиональному долгу, нравственное воспитание молодежи, в частности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств страны, должно удовлетворять следующим требованиям:

а) иметь однозначную патриотическую направленность на уровне личностного смысла, т. е. предполагать осознанную идентификацию с национальными, территориальными, религиозными, культурными и историческими традициями нашей Родины. Кроме того, для специалиста силовых структур важнейшим аспектом патриотизма должна быть приоритетность суверенитета и независимости Российской Федерации, принятие целей и ценностей, провозглашаемых существующим государством и правительством;

б) предполагать наличие готовности к самопожертвованию ради выполнения долга (на уровне установки, реализующейся в сфере направленности и проявляющейся как черта характера), базирующейся на признании главенства ценностей патриотического, общественного, профессионального плана над индивидуальными (на уровне ценностных ориентаций);

в) указывать на склонность к овладению специфическими методами, способами, средствами и практическим действиям именно в рамках избранной профессии. Необходимо также, чтобы будущий профессионал был ориентирован и внутренне принимал специфические методы профессиональной деятельности, связанные с риском, насилием и т. п.

Таким образом, все типы воспитания должны осуществляться только в единстве с нравственным воспитанием, что обеспечит на этой основе формирование работоспособного гражданина (подготовленного умственно и физически к труду) с пониманием принадлежности себя к Отечеству, общему делу, ответственности за него, со сложившейся патриотически ориентированной гражданской позицией.

Только систематическое, включенное воспитание молодого поколения позволит развернуть нашу молодежь к традиционным ценностям, сформировав их надежными, ответственными, сознательными членами нашего общества, глубоко понимающими историческую миссию нашей Родины, уважающими ее моральные традиции, готовыми к бескомпромиссной борьбе и созидательному труду на благо России.

Список источников

1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ Московского университета МВД России от 1 июля 2019 г. № 930 «О морально-психо логическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя».

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 900 dated December 25, 2020 «Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation».

2. Order of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 930 dated July 1, 2019 «On the moral and psychological support of the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'».

Информация об авторах

И. А. Калиниченко — начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

0. В. Зиборов — первый заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

К. К. Гасанов — заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ;

А. Ю. Федотов — начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор.

Information about the authors

1. A. Kalinichenko — Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

O. V. Ziborov — First Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor;

K. K. Gasanov — Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Employee of the internal affairs bodies of Russia;

A. Yu. Fedotov — Head of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Aactivity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Вклад авторов

И. А. Калиниченко — постановка проблемы; разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; итоговые выводы;

0. В. Зиборов — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

К. К. Гасанов — разработка концепции статьи; научное руководство; критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы;

А. Ю. Федотов — критический анализ литературы; написание исходного текста; доработка текста; итоговые выводы.

Contribution of the authors

1. A. Kalinichenko — formulation of the problem; article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

O. V. Ziborov — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

K. K. Gasanov — article concept development; scientific management; critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions;

A. Yu. Fedotov— critical analysis of literature; writing the draft; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023; принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 06.10.2023; accepted for publication 11.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.