Научная статья на тему 'Роль педагогических способностей в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России'

Роль педагогических способностей в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный процесс / образовательный процесс / педагогические способности / educational process / educational process / pedagogical abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Александровна Зуйкова, Анна Николаевна Осипова, Алексей Сергеевич Пухов

Процесс обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России имеет своей целью подготовку высококомпетентного, высококультурного, морального и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми оценками. Курсанты, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от различных влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием СМИ, содержания учебно-воспитательного процесса и реальных социально-экономических условий. Это требует от педагогов постоянно совершенствовать свои навыки и умения, изучать и практиковать в своей профессиональной деятельности новые методы и способы осуществления педагогической деятельности. Нельзя не отметить, что повышение уровня человека как профессионала в своей основной деятельности зависит от уже имеющихся в его арсенале базовых личностных характеристик, желания увеличить качественный показатель осуществляемой им работы, что представляется возможным через развитие своих собственных педагогических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Александровна Зуйкова, Анна Николаевна Осипова, Алексей Сергеевич Пухов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pedagogical abilities in the process of training and education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The process of training and education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia aims to train a highly competent, highly cultured, moral and psychologically stable employee of the internal affairs bodies. In the modern world, the whole atmosphere of public and private life of people is saturated with political information, contradictory assessments. Cadets, living and acting in this atmosphere, are not isolated from various influences and influences. Political ideology is refracted in their minds under the influence of the media, the content of the educational process and real socio-economic conditions. This requires teachers to constantly improve their skills and abilities, to study and practice new methods and methods of pedagogical activity in their professional activities. It should be noted that raising the level of a person as a professional in his main activity depends on the basic personal characteristics already available in his arsenal, the desire to increase the qualitative indicator of the work he does, which is possible through the development of his own pedagogical abilities.

Текст научной работы на тему «Роль педагогических способностей в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-232-236 EDN: https://elibrary.ru/yqpyoa NIION: 2015-0066-3/23-742 MOSURED: 77/27-011-2023-03-941

Роль педагогических способностей в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России

Анна Александровна Зуйкова1, Анна Николаевна Осипова2, Алексей Сергеевич Пухов3

123 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 ania.zyikova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5378-4959

2 a.n.osipova@mail.ru

3 yvc90@mail.ru

Аннотация. Процесс обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России имеет своей целью подготовку высококомпетентного, высококультурного, морального и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми оценками. Курсанты, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от различных влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием СМИ, содержания учебно-воспитательного процесса и реальных социально-экономических условий. Это требует от педагогов постоянно совершенствовать свои навыки и умения, изучать и практиковать в своей профессиональной деятельности новые методы и способы осуществления педагогической деятельности. Нельзя не отметить, что повышение уровня человека как профессионала в своей основной деятельности зависит от уже имеющихся в его арсенале базовых личностных характеристик, желания увеличить качественный показатель осуществляемой им работы, что представляется возможным через развитие своих собственных педагогических способностей.

Ключевые слова: воспитательный процесс, образовательный процесс, педагогические способности

Для цитирования: Зуйкова А. А., Осипова А. Н., Пухов А. С. Роль педагогических способностей в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 232-236. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-232-236. EDN: YQPYOA.

Original article

The role of pedagogical abilities in the process of training and education ofcadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Anna A. Zuikova1, Anna N. Osipova2, Aleksey S. Pukhov3

123 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 ania.zyikova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5378-4959

2 a.n.osipova@mail.ru

3 yvc90@mail.ru

Abstract. The process of training and education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia aims to train a highly competent, highly cultured, moral and psychologically stable employee of the internal affairs bodies. In the modern world, the whole atmosphere of public and private life of people is saturated with political information, contradictory assessments. Cadets, living and acting in this atmosphere, are not isolated from various influences and influences. Political ideology is refracted in their minds under the influence of the media, the content of the educational process and real socio-economic conditions. This requires teachers to constantly improve their skills and abilities, to study and practice new methods and methods of pedagogical activity in their professional activities. It should be noted that raising the level of a person as a professional in his main activity depends on the basic personal characteristics already available in his arsenal, the desire to increase the qualitative indicator of the work he does, which is possible through the development of his own pedagogical abilities.

Keywords: educational process, educational process, pedagogical abilities

© Зуйкова А. А., Осипова А. Н., Пухов А. С., 2023

For citation: Zuikova A. A., Osipova A. N., Pukhov A. S. The role of pedagogical abilities in the process of training and education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2023;(3):232-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-232-236. EDN: YQPYOA.

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Формирование высококвалифицированного и нравственно-ориентированного кадрового потенциала органов внутренних дел напрямую связано с подготовкой курсантов высших образовательных учреждений МВД России, поскольку именно в процессе профессионального обучения закладываются основы тех качеств личности специалиста, с которыми он впоследствии приступит к выполнению своих служебных обязанностей в практической деятельности. В соответствии с Приказом МВД России от 19 сентября 2022 г. № 691 основными целями образовательной деятельности являются: «Удовлетворение потребности МВД России в подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, развития их компетенций, необходимых для решения задач профессиональной служебной деятельности», что невозможно без соответствующих педагогических способностей, требования к которым повышаются с каждым годом с учетом динамично развивающегося общества и происходящих в нем процессах».

Теоретические предпосылки и состояние проблемы.

Одной из необходимых базовых характеристик, которые входят в основу высокой профессиональной деятельности педагога является наличие в нем определенных личностных качеств, врожденных и приобретенных.

Качества личности педагога являются объектом многих исследований. Это подтверждают Бердникова Д. В., Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., по мнению которых «профессионализм, эффективность деятельности и даже педагогические способности педагога связываются с определенным набором его личностных качеств» [11].

В первую очередь, говоря личностных качествах, необходимо сказать, что они напрямую отражают педагога и, в связи с этим, предъявляют к нему определенные требования. Их особенностью является ярко выраженный признак объективности, поскольку их обязательное наличие не должно зависеть от преподаваемой дисциплины, места проведения занятий и учебного заведения в целом.

Например, по мнению А. Н. Марковой, педагог, который является профессионалом в своей деятельности, должен обладать такими качествами, как «адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность» [9].

Одной из важнейших составляющих качеств личности является эмпатия, под которой, согласно мнению

Л. Н. Васильевой понимается «способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним» [1]. На сегодняшний день решение вопросов такого процесса занимают центральные позиции в психологических исследованиях. Например, согласно мнению Э. Фромма, «эмпатия напрямую связана с многими феноменами, окружающими человека на протяжении всей его жизни» [3]. Мы согласны с мнением автора, так как потребность каждого быть признанным другими людьми является одной из предпосылок возникновения эмпатии.

Кроме того, большое количество психолог придерживаются мнения, что одним из качеств грамотного педагога является педагогический такт. Данное понятие в своей работе рассматривал К. Д. Ушинский, который определял данный феномен, как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия» [2]. В свою же очередь Н. А. Остапчук в проведенном ею исследовании высказывала мысль о педагогическом такте как о необходимой мере, позволяющей устанавливать необходимый стиль общения, тем самым позволяя регулировать отношения между педагогом и обучающимся [4]. Безусловно, нельзя не согласиться с мнением автора, поскольку именно он отражает культуру преподавателя и его профессионализм.

Важно отметить важность профессиональных качеств, которые также являются достаточно распространенным объектом исследований. Например, Н. Н. Никитина и Н. В. Кислинская определяют их как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения» [7]. Для наглядного понимания, что именно понимается под данными качествами, считаем необходимым рассмотреть, в чем проявляются их особенности.

Так, одним из ярких примеров профессиональных черт является развитое логическое мышление педагога, поскольку оно напрямую является отражением показателем форсированности логических приемов мышления. Деятельность преподавателя напрямую связана данным мыслительным процессом, так как своей повседневной преподавательской деятельности действующим педагогом постоянно проводятся такие различные операции, как, например, анализ и синтез получаемой и усвояемой им информации.

Нельзя не сказать о таких характеристиках личности, как активность и целеустремленность в проведении занятий, уравновешенность к поведению учащихся, и, самое главное, желание осуществлять педагогическую деятельность невзирая на особенности характера обучаемых. Данную позицию поддерживают Р. А. Мижериков

и М. Н. Ермоленко, которые также выделяют в качестве основных такие характеристики, как требовательность, ответственность, коммуникабельность [5].

Одной из составляющих качеств личности являются способности педагога, которыми он должен обладать для обеспечения эффективного общения с обучающимися. Данного мнения придерживаются У К. Адамова, Н. Р. Кутлимуротова, М. А. Каландарова, высказывая свою позицию так: «они являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними» [6]. При этом такими исследователями как И. А. Зимняя и Л. А. Григорович было выделены виды характеристик: «дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитар-

Организаторские способности

■ Средний ■ Выше среднего ■ Низкий

Рис. 1. Результаты теста «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) шкала «Организаторские способности»

Коммуникативные способности

выше среднего 27%

■ средний ■ выше среднего ■ высокий

Рис. 2. Результаты теста «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) шкала «Коммуникативные способности»

ные, прогностические и способность к распределению внимания» [8].

Вопросами анализом и разделения данного уровня способностей человека занимались многие исследователи. Одна из возможных классификаций была предложена И. П. Подласым, который высказал такое подразделение как «организаторские, дидактические, персептив-ные, коммуникативные и суггестивные» [3].

Необходимо отметить, что педагогические способности нельзя назвать решающими при, например, определении человеком направления своей будущей профессиональной деятельности. Анализ существующего опыта наглядно показывает, что даже при условии наличия таланта в области преподавания, не каждый обладающий данными способностями определил преподавательскую деятельность как дело своей жизни. Более того, известны случаи, когда человек, обладая данным талантом, не смог стать грамотным педагогом и, напротив, личность, на первый взгляд кажущиеся малоспособными к этой деятельности, становится выдающимся профессионалом.

Таким образом теоретический анализ проблемы позволяет сделать вывод: такие личностные качества как эмпатия, развитое логическое мышление трудолюбие, уравновешенность, педагогический такт, организаторские, дидактические, коммуникативные и иные устоявшиеся педагогические способности являются основой для реализации успешной педагогической деятельности.

Материалы и методы исследования.

В интересах изучения уровня развития педагогических способностей профессорско-преподавательского состава, а также дальнейшей разработки рекомендаций по их развитию, нами было проведено исследование, выборку которого составили 15 молодых педагогов Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя. Для этой цели нами были выбраны следующие методики: Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС), методика Р. С. Немова «Педагогические ситуации».

Результаты и обсуждение.

В результате проведенного анализа полученных данных, было установлено, что для большинства респондентов характерен средний, низкий и выше среднего уровня организаторских способностей (рис. 1), в то время как высоких показателей по данному показателю не продемонстрировал ни один респондент.

По шкале коммуникативные способности (см. рисунок 2) отмечаются показатели указывающие на средний, выше среднего и высокий уровень развития коммуникативных способностей, в то время как низкий уровень не был выявлен ни у одного респондента.

Анализ результатов методики Р. С. Немова «Педагогические ситуации», показал, что высоким уровнем педагогических способностей обладает лишь 4 респондента (27 %), которые в процессе решения педагогических задач проявили творческий подход, а так же могли

объяснить логику и целесообразность выполняемых действий и принимаемых решений. Средний уровень и ниже среднего, продемонстрировали 7 респондентов (47 %), которых в процессе решения педагогических задач, отличали гибкость мышления и широта обобщения, некоторые испытуемые составляли одновременно несколько вариантов решения. И низкий уровень педагогических способностей продемонстрировали 3 респондента (26 %) которые в ходе решения педагогических ситуаций копировали готовые формулировки, образцы деятельности, у них наблюдалась слабость педагогической логики в процессах мышления, каждое звено их деятельности существовало как бы само по себе.

Таким образом, анализ полученных данных указывает на недостаточный уровень развития педагогических способностей у исследуемой выборки и предполагает необходимость их развития. Практические рекомендации по развитию педагогических способностей у молодых педагогов могут включать в себя следующие направления: развитие коммуникативных навыков, развитие организаторских способностей, развитие творческого и логического мышления, повышение уровня общей грамотности.

Выводы.

1. Удовлетворение потребности МВД России в подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, развития их компетенций, необходимых для решения задач профессиональной служебной деятельности», что невозможно без соответствующих педагогических способностей, требования к которым повышаются с каждым годом с учетом динамично развивающегося общества и происходящих в нем процессах.

2. Определенные личностные качества, такие как: эмпатия, развитое логическое мышление трудолюбие, уравновешенность, педагогический такт, организаторские, дидактические, коммуникативные и иные устоявшиеся педагогические способности являются основой для реализации успешной педагогической деятельности.

3. Развитию педагогических способностей у молодых педагогов будут способствовать мероприятия, направленные на: развитие коммуникативных навыков, развитие организаторских способностей, развитие творческого и логического мышления, повышение уровня общей грамотности.

Список источников

1. Аминов Н. А., Чернявская В. С., Осадчева И. И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 131-143.

2. Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в

Уровень педагогических способностей

■ низкии ■ ниже среднего ■ среднии ■ высокии

Рис. 3. Результаты методики Р. С. Немова «Педагогические ситуации»

профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 10-30.

3. Бичева И. Б., Десятова С. В., Царева И. А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73-77.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 2003. 190 с.

5. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 544 с.

6. Горовая В. И., Антонова Н. А., Харченко Л. Н. Творческая индивидуальность учителя и ее развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. Ставрополь : Сервисшкола, 2005. 218 с.

7. Джабраилова Л.Х. Понятие и структура профессиональной компетентности педагогов // Вопросы студенческой науки. 2020. № 11(51). С. 230.

8. Жуйкова Т. П. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 705-708. URL: https://moluch.ru/archive/65/10624/ (дата обращения: 02.11.2022).

9. Мазилов В. А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 96-106.

10. Слабая О. С., Белялова М. А. Роль педагогических способностей в профессиональной деятельности преподавателя // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 788-791.

11. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 274 с.

References

1. Aminov N. A., Chernyavskaya V. S., Osadcheva I. I. Differential context of the study of pedagogical abilities and pedagogical skill // The world of psychology. 2020. № 3 (103). P. 131-143.

2. Afanasenkova E. L., Vasyagina N. N. Self-development and self-realization of pedagogical workers in professional activity // Pedagogical education in Russia. 2019. № 2. P. 10-30.

3. Bicheva I. B., Desyatova S. V., Tsareva I. A. Development of pedagogical creativity of the future teacher // Vocational education in Russia and abroad. 2017. № 1 (25). P. 73-77.

4. Bodalev A. A. Personality and communication. M., 2003. 190 p.

5. Bulanova-Toporkova M. V. Pedagogy and psychology of higher school : textbook. Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. 544 p.

6. Gorovaya V I., Antonova N. A., Kharchenko L. N. Creative individuality of a teacher and its development in

the conditions of professional development. Stavropol : Service School, 2005. 218 p.

7. Dzhabrailova L. H. The concept and structure of professional competence of teachers // Questions of student science. 2020. № 11 (51). P. 230.

8. Zhuikova T. P. Pedagogical orientation and professionally significant qualities of a teacher. Text : direct // Young scientist. 2014. № 6 (65). P. 705-708. URL: https:// moluch.ru/archive/65/10624/ (accessed: 02.11.2022).

9. Mazilov V. A. Research of pedagogical abilities and strategies for the formation of pedagogical giftedness // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020. № 4 (115). P. 96-106.

10. Slabaya O. S., Belyalova M. A. The role of pedagogical abilities in the professional activity of a teacher // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 11-4. P. 788-791.

11. Shadrikov V. D. Human abilities and giftedness. M. : Publishing house «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2019. 274 p.

Информация об авторах

А. А. Зуйкова - доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

А. Н. Осипова - соискатель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

А. С. Пухов - соискатель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

A. A. Zuikova - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

A. N. Osipova - Candidate of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

A. S. Pukhov - Candidate of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2023; одобрена после рецензирования 08.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted 13.07.2023; approved after reviewing 08.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.