Научная статья УДК 37.013.32
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-313-318 NIION: 2015-0066-5/22-518 MOSURED: 77/27-011-2022-05-717
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей и руководителей курсов с курсантами образовательных организаций МВД России
Ольга Викторовна Свинарева1, Сергей Николаевич Тихомиров2, Ирина Васильевна Хамидова3
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
3 Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия
Аннотация. Статья посвящена психолого-педагогическим аспектам, выявлению условий эффективного общения курсантов образовательных организаций МВД России с преподавателями и курсовым руководством, поскольку это влияет на адаптацию курсантов к учебно-служебному процессу, на формирование позитивного отношения к учебе и службе, формирование нравственных качеств личности курсанта.
В статье авторы показывают результаты, которые были получены в результате исследования выбора стратегий разрешения конфликта, рационального поведения в конфликте, в результате контент-анализа анкеты. Авторы отмечают специфику данного образовательного учреждения, которая также диктует некоторые условия общения курсантов с преподавателями и курсовым руководством.
Ключевые слова: образовательный и воспитательный процессы, педагогическое взаимодействие, конфликтное взаимодействие, стили поведения в конфликте, курсанты, образовательные организации МВД России
Для цитирования: Свинарева О. В., Тихомиров С. Н., Хамидова И. В. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей и руководителей курсов с курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 313-318. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-313-318.
Original article
Psychological and pedagogical aspects of interaction of teachers and course managers with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Olga V. Svinareva1, Sergey N. Tikhomirov2, Irina V. Khamidova3
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
3 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',
Ryazan, Russia
Abstract. The article is devoted to psychological and pedagogical aspects, identification of conditions for effective communication of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia with teachers and course management, as it affects the adaptation of cadets to the educational and service process, the formation of a positive attitude to study and service, the formation of moral qualities of a cadet's personality.
In the article, the authors show the results that were obtained as a result of the study of the choice of conflict resolution strategies, rational behavior in conflict, as a result of the content analysis of the questionnaire. The authors note the specifics of this educational institution, which also dictates some conditions for communication of cadets with teachers and course management.
Keywords: educational and educational processes, pedagogical interaction, conflict interaction, styles of behavior in conflict, cadets, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
© Свинарева О. В., Тихомиров С. Н., Хамидова И. В., 2022
For citation: Svinareva O. V., Tikhomirov S. N., Khamidova I. V. Psychological and pedagogical aspects of interaction of teachers and course managers with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2022;(5):313-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-313-318.
Введение. В условиях изменившейся за последнее десятилетие общественной жизни России, которая повлияла на характер взаимодействий в образовательной сфере, актуальными становятся вопросы взаимодействия курсантов образовательных учреждений МВД России с преподавателями и курсовым руководством.
Это имеет большое значение и потому, что в настоящий момент качество подготовки сотрудника органов внутренних дел определяется не только и не столько уровнем его знаний, профессиональными умениями, но и умениями, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с людьми.
Курсанты вуза МВД получают профессиональное образование в специфической социокультурной среде, которая оказывает влияние на межличностное общение. Условия обучения в вузах МВД значительно отличаются от условий обучения в гражданских вузах, имеют свою специфику и особенности. Прежде всего, это совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей. Опять же отношения с преподавателями, курсовым руководством строятся на принципах субординации.
Н. В. Ерошенков раскрывает специфику образовательной среды как «совокупность микросред: обучающей, воспитывающей, развивающей, социокультурной (внеслужебной), исследовательской, информационной и практико-ориентированной (служебной)» [1, с. 43].
Как отмечают Манин А. А., Поляков Е. А., Сады-ков И. М. практически вся жизнедеятельность представителей такой социально профессиональной группы как курсанты, регламентирована нормативными документами и жестко контролируется» [2, с. 67].
В силу того, что деятельность курсантов очень разноплановая (учебная, служебная деятельность), то главными людьми, которые помогают им войти в учебно-воспитательный процесс, помогают в адаптации к условиям ведомственного образовательного учреждения, формируют у курсантов положительное отношение к образовательному процессу, являются профес-сорско-педагогический состав и курсовое руководство. И здесь можно сказать, что преподаватель обладает знаниями педагогического общения, а курсовое руководство не всегда обладает такими знаниями и умениями, ему, как правило, требуется высокий уровень их профессионально-педагогической подготовки. И, конечно же, курсанты должны приобрести умения эффективного взаимодействия между собой, взаимодействовать с преподавателями, курсовым руководством. Именно эффективное взаимодействие покажет, насколько быстро курсанты адаптируются к условиям учебы и службы в образовательной организации, насколько
успешно пройдет их социализация, насколько успешно будет идти формирование системы ценностей будущего специалиста.
Важно иметь в виду, что при взаимодействии курсантов с преподавателями, курсовым руководством происходит столкновение интересов, целей, жизненного опыта.
Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от множества факторов. Важнейшим из них является активность самих курсантов на занятиях, которая вырабатывает интерес к познанию учебного материала, улучшает взаимодействие между курсантом и преподавателем. Ещё одним важным фактором является сама методика ведения занятия. Все это способствуют повышению интенсивности, эффективности, качества и результативности процесса обучения в вузе.
Эффективность взаимодействия с курсовым руководством зависит от выполнения курсантом возложенных на него служебных обязанностей и его отношения к учебе.
Взаимодействие курсантов с преподавателями и курсовым руководством, на наш взгляд, должно обозначаться таким термином как «педагогическое сотрудничество». Такое педагогическое сотрудничество должно:
1. Способствовать формированию умений и навыков взаимодействия, взаимопонимания как у преподавателей, курсового руководства, так и у курсантов.
2. Давать стимул курсантам в плане добросовестного отношения к учёбе.
3. Помогать курсантам эффективно овладевать учебным материалом на занятиях.
4. Способствовать развитию профессионально важных качеств. Работы, рассматривающие различные аспекты педагогического сотрудничества с курсантами военных ведомственных вузов, имеются (Нед-байло С. В., Рубан Д. А., Федорченко А. М., Сидоро-вич В. Б., Ерошенков Н. В. и др.), но в социально-психологическом аспекте рассмотрены в недостаточной степени.
Трудно не согласиться с автором Недбайло С. В., которая дает следующее определение: «педагогическое сотрудничество представляет собой сложное единство форм перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании, способах организации совместной деятельности «на равных», предусматривающих проявление самостоятельности, активности и организованности, взаимодействия преподавателя и обучаемых, основанного на взаимоподдержке и взаимопомощи, на умении работать вместе, объединяя усилия и согласовывая действия» [3, с. 94].
Профессорско-педагогический состав, курсовое руководство должны обладать практическими умениями, которые давали бы возможность использовать лич-ностно ориентированный подход и дифференцировать методы воспитания и взаимодействия, которые они используют.
Однако, как говорилось ранее, специфика ведомственного вуза оказывает влияние на отношения участников педагогического процесса. Это обстоятельство мешает порой найти оптимальные приемы взаимодействия с курсантами преподавателям, особо курсовому руководству.
Из-за такого рода сложностей в педагогическом процессе случаются конфликты курсантов с курсовым руководством, преподавателями.
Конфликты курсантов с руководством курса происходят из-за того, что не всегда курсант хорошо выполняет требования руководства, за что получает наказания. Конфликты с профессорско-преподавательским составом также случаются, но причины здесь могут быть другими: плохая подготовка к занятиям, не активная позиция в плане выполнения научных работ и т. д.
Можно констатировать, что конфликты курсанта с командно-преподавательским составом случаются довольно часто и происходят в основном из-за недостаточно хорошего выполнения курсантом его обязанностей, его отношения к учебе, из-за несоблюдения дисциплины.
Основные результаты исследования. Для определения уровня взаимоотношений курсантов с командно-преподавательским составом мы провели исследование курсантов 3, 4 курсов (100 человек), преподавателей (30 человек) и руководства курса (6 человек).
На первом этапе своего исследования, мы провели оценку уровня развития взаимоотношений курсантов с командно-преподавательским составом с помощью анкеты и выявили факторы, которые влияют на их взаимоотношение.
На первый вопрос относительно доверия, нами были получены следующие результаты:
У курсантов в доверии командно-преподавательскому составу особое затруднение вызывают неумение его поставить себя на место другого (67 %).
У руководства курса затрудняют доверие к курсанту неумение его соотносить действия и поступки людей с их качествами личности (50 %).
Преподаватели же считают, что затрудняют доверие к курсанту его неумение поставить себя на место другого (75 %).
Ответы на вопрос «Как вы считаете, уровень взаимоотношений курсанта с командно-преподавательским составом зависит от его успеваемости?» показали, что 57 % курсантов, 14 % курсовых и 25 % преподавателей считают, что уровень взаимоотношений курсанта с командно-преподавательским составом зависит от его успеваемости.
29 % курсантов, 86 % курсовых и 67 % преподавателей думают, что взаимоотношения курсанта с командно-преподавательским составом не очень зависят от его успеваемости.
И, наконец, 14 % курсантов и 8 % преподавателей считают, что уровень взаимоотношений вообще не зависит от успеваемости.
Данные, полученные в ответах «Как вы считаете, что главным образом может послужить укреплению взаимоотношений преподавателей, руководства курса с курсантом?» показали, что курсанты, руководство курса и преподаватели по-разному определяют то, что главным образом может послужить укреплению взаимоотношений между ними. 50 % курсантов и 66 % преподавателей считают, что главным образом служит укреплению взаимоотношений добросовестное исполнение курсантом служебных обязанностей.
Руководство курса (80 %) считает, что дисциплина - это главное в укреплении взаимоотношений.
Следует отметить, что ответы на вопрос «Какие качества преподавателя (курсового руководства) помогают курсанту в установлении конструктивных взаимоотношений?» практически совпали, поскольку были отмечены такие качества как открытость, уважительность, беспристрастность - это те качества, которые наиболее помогают курсантам, преподавателям и руководству курса установить конструктивные взаимоотношения.
Качества же, которые мешают курсанту в установлении конструктивных взаимоотношений с командно-преподавательским составом - это раздражительность, равнодушие.
Считая, что уровень эмпатии и стиль поведения в конфликте являются важными показателями эффективного взаимодействия, на втором этапе исследования нами был определен уровень эмпатии (по методике: «Оценка выраженности эмпатии по А. Мехрабиану и Н. Эпштейну) и стиль поведения курсантов, преподавателей и курсового руководства в конфликтной ситуации (по методике: «Оценка типа поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу (вариант оценивания по В. Хащенко»).
Ррезультаты исследования показали, что у всего руководства курсов выявлен средний уровень эмпатии. Этому уровню соответствует такой тип поведения в конфликтной ситуации как сотрудничество (17 %) и компромисс (83 %).
У преподавателей же уровень эмпатии различен. Так у 63 % преподавателей выявлен средний уровень эмпатии, при котором основным стилем поведения в конфликте является компромисс (52 %), соперничество (4 %), компромисс (23 %), сотрудничество (17 %) и избегание (4 %).
У 5 % преподавателей выявлен высокий уровень эмпатии, соответственно основной стиль поведения в конфликте - избегание.
32 % преподавателей показали низкий уровень эмпатии, при котором основными стилями поведения
в конфликте являются соперничество (24 %), компромисс (8 %), сотрудничество (10 %), избегание (58 %).
Высокий уровень эмпатии у курсантов 4 курса (30 %) соответствует в основном такому стилю поведения в конфликте как приспособление.
При среднем уровне эмпатии выше среднего 3 (57 %) и 4 (48 %) на курсе преобладают такие стили как избегание и приспособление. При среднем уровне эмпатии на 3 курсе - избегание и компромисс, на 4 курсе почти равномерно - компромисс, избегание и приспособление. При уровне эмпатии ниже среднего на 3 и 4 курсе преобладает соперничество.
Таким образом, нами были сделаны выводы:
1. Руководство курса и большинство преподова-телей достаточно отзывчивы на нужды других и ценят хорошие взаимоотношения с ними. Они охотно сотрудничают с окружающими и им свойственно стремление позитивно выглядеть в их глазах, хотя и не предпринимают для этого чрезмерных усилий.
2. Наиболее характерным типом поведения в конфликте, как у преподавателей, так и у руководства курса является компромисс. В сложных ситуациях компромисс может помешать организовать порядок своих действий. Поэтому отношения преподавателей, руководства курса с курсантами должно в большей степени основываться на сотрудничестве. Так будет достигаться взаимопонимание между участниками взаимоотношений, и, в первую очередь, взаимопонимание в конфликтной ситуации. Ведь понятие «сотрудничество» характеризуется готовностью поступиться собственными интересами, повышенным чувством справедливости.
3. Четкого предпочтения какого-либо одного типа поведения в конфликте у курсантов нами не было выявлено, поскольку предпочтительными стилями поведения в конфликте у курсантов 3 курса являются избегание и соперничество, а у курсантов 4 курса присутствуют все стили поведения в конфликте в равной степени.
4. На первый план у курсантов выходит комбинация «избегание - приспособление - компромисс», что свидетельствует о доброжелательном настрое кур-сайтов.
5. В целом можно отметить, что разброс по типам конфликтного поведения достаточно разнообразен. Это свидетельствует в пользу того, что в норме выбор типа поведения зависит от различных факторов.
На третьем этапе исследования мы с помощью методики «Самооценка рационального поведения в конфликте» оценили рациональность поведения преподавателей, курсантов и курсового руководства в конфликте, их умение управлять своим поведением в ситуациях педагогического взаимодействия.
1. Большинство преподавателей, руководителей курсов и курсантов обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте.
2. Для многих преподавателей и некоторых руководителей курса характерно умение критически оценивать партнера.
3. Руководство курса, за исключение первой и второй позиции, имеют определенные навыки разрешения конфликтной ситуации.
4. 8 % преподавателей в конфликте демонстрируют знаки превосходства и выдвигают партнеру множество претензий, 15 % - преувеличивают свои заслуги, а 7 % -уменьшают заслуги партнера. Курсантам характерно видеть все со своей позиции, а также выдвигать партнеру множество претензий.
Следует отметить еще одну немаловажную сторону взаимоотношений в ведомственном вузе - это наказания и поощрения, которые влияют на многие показатели успешности курсантов.
Поощрения и наказания применяются во избежание совершения курсантами различных нарушений дисциплины. Но таких нарушений не избежать. Тут то и видна роль наказаний для курсанта.
При этом взаимодействии курсант по результатам своей деятельности может получать поощрения либо наказания от преподавателей, либо начальствующего состава. Во многом они и определяют дальнейшее отношение курсанта к исполнению своих должностных и служебных обязанностей, а также вырабатывают в нем стремление к учебе.
Также немаловажную роль для курсанта играют и поощрения, которые даются за образцовое несение службы, хорошую учебу и т. д.
Поощрения и наказания, являясь совокупностью средств регулирования отношений, занимают достаточно большое место в педагогической ситуации.
Существуют различные типы наказаний, которые курсант может получить за тот или иной проступок:
- нарушение службы в наряде;
- нарушение формы одежды;
- нарушение дисциплины;
- нарушение сроков сдачи пропущенного занятия и т. д.
Для начальствующего состава наказание является главным методом воздействия на дисциплину курсантов, которым уменьшается количество нарушений, повышается их стремление к лучшему исполнению служебных обязанностей.
Но не для всех курсантов наказание является стимулирующим фактором. Для многих оно имеет обратный процесс и не является стимулом для выполнения требований начальства. У таких курсантов ухудшается психологическое состояние, настроение, «опускаются руки», пропадает интерес к учебе и службе.
С другой стороны, наказание имеет эффект тогда, когда оно оказывает психологическое воздействие и на курсанта, и весь коллектив. Ведь наказывая за определенные нарушения распорядка дня, дисциплины руководство курсов поощряет тех курсантов, которые не нарушают дисциплину, несут службу без замечаний и имеют хорошие успехи в учебе. Так ли нужно наказание? Те курсанты, которые не всегда могут следовать установленным правилам, почувствуют
свободу, и у таких курсантов будет возникать желание нарушить их.
При наказании курсанта обязательно должно быть объяснение, за что и зачем его наказывают. О наказании курсант должен узнавать от своего непосредственного начальника, либо его заместителей. Вообще, наказание обязательно должно соответствовать проступку. Иногда начальство дает не соответствующее наказанию нарушителю и у того возникает чувство обиды, недоброжелательности к другим и сильно падает психологическое состояние.
Поощрение - это средство воздействия на курсанта, которое стимулирует его к дисциплине, хорошей учебе, образцовому несению службы. Поощрения даются достаточно редко. В основном оно выражается в виде благодарности. Поощрение нужно заслужить, путем образцового несения службы в наряде, хорошими (отличными) оценками за семестр, различной помощью в организации каких-либо мероприятий и др.
Отвечая на вопрос «Всегда ли справедливы наказания от командно-преподавательского состава?» 72 % курсантов считают, что наказания от командно-преподавательского состава только иногда справедливы. Руководство курса же считает, что наказание курсант получает почти всегда заслуженно и справедливо (67 %). Только 28 % анкетируемых курсантов полагают, что наказание всегда справедливо.
Ответы на вопрос «Часто ли курсанты получают поощрения?» показали, что сами курсанты считают, что поощрения они получают редко (100 %). 50 % курсовых и 30 % преподавателей полагают, что курсанты получают поощрения достаточно часто.
Таким образом, можно сделать вывод, что поощрения и наказания существенно влияют на морально-психологический климат курсанта, что отражается на учебной группе в целом. Также стоит сказать, что каждый курсант по-разному относится к наказанию: кого-то наказание стимулирует к учебе, дисциплинирует; кого-то, наоборот, дезорганизует.
Применение поощрения же выражает стремление к достижению лучших результатов и развитию.
Заключение.
Исследование, проведенное нами, позволило прийти к следующим выводам:
1. Педагогическое взаимодействие курсанта с пре-подвателями и курсовым руководством не всегда эффективно.
2. Преподавателям и курсовому руководству, курсантам не хватает умения поставить себя на места другого. Также не хватает компромисса и понимания при решении проблем и в конфликтных ситуациях.
3. Эмпатия - это значимое свойство личности, которое позитивно влияет на общение, поведение в конфликте и его надо развивать.
4. Самой трудной стратегией разрешения конфликта у курсантов оказалось сотрудничество, хотя следует отметить, что формы работы курсантов в основном
групповые. Из этого следует, что необходимо учить курсантов видеть как свои, так и чужие интересы, строить доверительные отношения.
5. По мнению курсантов и преподавателей, главным образом укреплению взаимоотношений может послужить добросовестное исполнение курсантом его служебных обязанностей. Руководство курса считает, что дисциплина курсанта является основным фактором укрепления взаимоотношений.
6. В заключении хотелось бы отметить, что трудно переоценить значение роль преподавателей, курсового руководства ведомственных образовательных учреждений МВД, поскольку именно от них зависит, создадут ли они условия для педагогического сотрудничества их с курсантами, смогут ли они в ходе учебных занятий, бесед формировать нравственные качества курсантов, познавательную активность обучаемых.
7. Большая ответственность за успешное педагогическое взаимодействие лежит именно на курсовом руководстве , что требует от них знаний психологии и педагогики, в частности, в сфере педагогического взаимодействия, сотрудничества.
8. Преподаватели и курсовое руководство должны отвечать за личностно-профессиональное развитие курсантов, для чего должны иметь высокую степень педагогической подготовленности.
Список источников
1. Ерошенков Н. В. Образовательная среда вуза МВД России как фактор профессионально-нравственной подготовки курсантов // Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД. 2014. № 1. С. 42-47.
2. Манин А. А. Социализация курсантов военного вуза / А. А. Манин, Е. А. Поляков, И. М. Садыков // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 66-79.
3. Недбайло С. В. Взаимодействие преподавателя и курсантов в военном вузе на основе педагогического сотрудничества // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник университета Социология и управление персоналом». МГУУ, 2007. № 5 (31). С. 93-95.
References
1. Yeroshenkov N. V. The educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a factor of professional and moral training of cadets // Problems of continuous professional training of police officers. 2014. № 1. P. 42-47.
2. Manin A. A. Socialization of cadets of a military university / A. A. Manin, E. A. Polyakov, I. M. Sadykov // CITISE. 2020. № 1 (23). P. 66-79.
3. Nedbaylo S. V Interaction of a teacher and cadets in a military university on the basis of pedagogical cooperation // Theoretical and scientific-methodical journal «Bulletin of the University of Sociology and Personnel Management». MGUU, 2007. № 5 (31). P. 93-95.
Библиографический список
1. Рубан Д. А. Оптимизация педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов : автореф. ... дис. кан. пед. наук. М., 2008. 24 с.
2. Сидорович В. Б. Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения // Молодой ученый. 2017. № 7 (141). С. 473-477. URL: https://moluch.ru/ archive/141/39754/
3. Федорченко А. М Психолого-педагогическое взаимодействие обучающихся и преподавателей в вузах МВД России // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, 2017. С. 278-282.
Bibliographic list
1. Ruban D. A. Optimization of pedagogical cooperation of teachers and cadets : abstract of the ... dis. kan. ped. nauk. M., 2008. 24 p.
2. Sidorovich V. B. Pedagogical cooperation of teachers and cadets in the educational process of a military educational institution // Young scientist. 2017. № 7 (141). P. 473-477. URL: https://moluch.ru/ archive/141/39754/
3. Fedorchenko A. M. Psychological and pedagogical interaction of students and teachers in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific and methodological problems of professional and service training in the internal affairs bodies : a collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 278-282.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
О. В. Свинарева - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;
С. Н. Тихомиров - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;
И. В. Хамидова - преподаватель Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-
котя.
Information about the authors
0. V. Svinareva - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;
S. N. Tikhomirov - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
1. V. Khamidova - Teacher of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 06.12.2022; одобрена после рецензирования 13.12.2022; принята к публикации 19.12.2022.
The article was submitted 06.12.2022; approved after reviewing 13.12.2022; accepted for publication 19.12.2022.