REFERENCES
1. Voronov, I.A. (2018), Extreme psychology: anticipation and psychotechnology "Pulsar", St. Petersburg.
2. Louie, A.H. (2010), Robert Rosen's anticipatory systems, Foresight, Vol. 12. No. 3, pp. 18-29
3. Rosen, R. (1978), Fundamentals of Measurement and Representation of Natural Systems, North-Holland, New York, NY.
4. Rosen, R. (1985), Anticipatory Systems: Philosophical, Mathematical and Methodological Foundations, Pergamon Press, Oxford.
5. Rosen, R. (1991), Life Itself: A Comprehensive Inquiry into the Nature, Origin, and Fabrication of Life, Columbia University Press, New York, NY.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2019
УДК 159.9.072
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ СПОСОБНОСТЬ КУРСАНТА К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Ирина Васильевна Хамидова, кандидат психологических наук, профессор, Инна
Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, профессор, Егор Александрович Лопатин, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Владиславович Булатецкий, доктор медицинских наук, доцент, начальник кафедры, Сиражутдин Ибрагимхалилович Рабазанов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Рязанский филиал Московского университета МВД России имени
В.Я. Кикотя
Аннотация
В статье проведен анализ научных работ, в которых рассматривается понятие коммуникативной толерантности с точки зрения различных авторов. Рассмотрены результаты проведенного исследования коммуникативной толерантности среди курсантов 1, 2, и 4 курсов, обучающихся в образовательной организации МВД России. Авторами была выявлена взаимосвязь эмпатии, уровня коммуникативной толерантности и предпочтений курсантами типа конфликтного поведения.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, компоненты коммуникативной толерантности, курсанты, взаимодействие курсантов, образовательная организация МВД России.
COMMUNICATIVE TOLERANCE AS PSYCHOLOGICAL TRAIT FACILITATING COOPERATION ABILITIES OF THE CADET TO CONSTRUCTIVE INTERACTION
Irina Vasilevna Khamidova, the candidate of psychological sciences, professor, Inna Va-lerievna Lavrenteva, the candidate of psychological sciences, professor, Egor Aleksandrovich Lopatin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Vladislavovich Bu-lateckij, the doctor of medical sciences, head of department, Sirazhutdin Ibragimkhalilovich Rabazanov, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, Ryazan branch of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia
Annotation
The article analyzes the research works considering the concept of communicative tolerance from the point of view of different scientists. The authors bring up results of the study of communicative tolerance among 1st, 2nd and 4th year cadets in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors reveal the correlation between the empathy, the level of communicative tolerance and conflict behavior preferences of cadets.
Keywords: communicative tolerance, components of communicative tolerance, cadets, interaction of the cadets, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Одним из психологических критериев оценки успешности подготовки специалистов в образовательной организации МВД России является уровень развития профессионально важных качеств, среди которых одним из важнейших выступает коммуникативная толерантность.
Проведенный анализ научных работ по психологии позволяет сделать вывод о том, что изучением толерантности занимались многие ученые, но особенности развития этого качества у курсантов практически не изучены. Например, такие ученые как Асмолов А.Г., Бойко В.В., Бондырева С.К., Лутошкин А.Н., Мудрик A.B. и др., изучали толерантность как главное условие эффективного взаимодействия между людьми.
По мнению ряда авторов, понятие коммуникативной толерантности носит собирательный характер, так как в ней отражаются важнейшие характеристики личности: особенности воспитания, опыт общения, культура ценности, мотивы и потребности, установки и интересы, убеждения, характер и темперамент. Следовательно, её можно рассматривать как стержневую психологическую характеристику, определяющую жизненный путь и деятельность личности [4]. Отметим наиболее значимые для нашего исследования особенности и компоненты коммуникативной толерантности в подходах авторов, занимающихся ее изучением.
По мнению Агеевой З.А. коммуникативная толерантность является интегративной характеристикой личности, состоящей из таких компонентов как: психологическая устойчивость; общие позитивные установки личности; индивидуальные личностные качества -эмпатия, альтруизм, терпимость к другим людям и их индивидуальным особенностям, способность к сотрудничеству и кооперации, способность устанавливать отношения и вести диалог; система личностных и групповых ценностей [1].
Николаева Л.А., изучая коммуникативную толерантность, определяет ее как профессионально важное качество, которое является личностно значимым для будущего специалиста в сфере деятельности «человек-человек», важную составляющую успешной профессиональной деятельности юриста, а также наиболее выраженный и значимый для юристов вид социальных отношений [3].
Исходя из определений и компонентов коммуникативной толерантности, основными составляющими ее для нас стали: уровень агрессивности, эмпатия, как основной компонент коммуникативной толерантности, стиль поведения в конфликте.
Что касается эмпатии, то мы придерживаемся мнения Бодалева А.А., который рассматривает ее наряду с другими социально-психологическими механизмами (децентра-цией, рефлексией, идентификацией) и считает, что эмпатия, соединяя в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, является выражением психологического принятия последней этим человеком [2].
Таким образом, исходя из анализа научной литературы, мы будем понимать коммуникативную толерантность как сложный, многокомпонентный феномен, включающий в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий и личностный компоненты, особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия с другими.
Нами было проведено исследование коммуникативной толерантности курсантов 1, 2, и 4 курсов, в исследовании приняли участие 150 человек.
Была проведена оценка уровня развития агрессивности, выявлены виды агрессии, наиболее часто встречающиеся у курсантов. Для этого мы использовали методику оценки личностной агрессивности А. Баса - А. Дарки (модификация варианта Л. Почебут).
Полученные данные позволили нам прийти к следующим выводам:
1. Основной формой реализации агрессии у курсантов является вербальная агрессия на фоне эмоциональной и физической агрессии, которая проявляется как через формы, так и через содержание словесных ответов.
2. Процесс социализации агрессии начинается уже в период адаптации курсанта в вузе и может приобретать в некоторой степени устойчивую направленность. Более
высокий уровень выявлен у курсантов 2 курса. Это можно объяснить тем, что курсанты 1 курса еще не адаптировались в полной мере к новым условиям учебы и быта. Курсанты 4 курса проживают на дому, а не в казарме, поэтому их потребности в общении в большей или меньшей степени удовлетворяются за пределами вуза. Курсанты 2 курса, проживающие в казарме, уже адаптировались, относительно хорошо знают друг друга, и могут более остро воспринимать друг друга.
Нами также был исследован уровень развития способностей к сопереживанию и сочувствию (методика оценки выраженности эмпатии по А. Мехрабиану и Н. Эпштейну). Мы согласны с авторами, которые высказывают точку зрения о том, что значимость эмпа-тии в толерантных отношениях неоспорима. Эмоциональная составляющая толерантности имеет большое значение благодаря тому, что именно в ситуации общения собеседники могут лучше понять друг друга, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и негативно настроенными друг к другу.
Полученные результаты позволили прийти к выводу, что уровень эмпатии соотносится с уровнем агрессивности курсантов. Так, высокому уровню агрессивности соответствуют такие уровни эмпатии, как средний и ниже среднего. Среднему уровню агрессии соответствуют средний уровень эмпатии, высокий уровень, выше среднего и ниже среднего. На всех курсах преобладает средний уровень эмпатии. Низкому уровню агрессии соответствуют средний уровень эмпатии и выше среднего.
Стиль поведения курсантов в конфликтной ситуации мы определяли по методике «Оценка типа поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу (вариант оценивания по В. Хащенко»).
Полученные результаты позволили прийти к следующим выводам:
1. Определенного предпочтения одного из изучаемых типов поведения у курсантов выявлено не было, однако стоит заметить, что курсанты 1 курса предпочитают компромисс и избегание, курсанты 2 курса - избегание соперничество, а у курсантов 4 курса - почти в равной степени распределены все стили поведения в конфликте. Поэтому, можно сделать вывод о том, что если курсант попадет в конфликтную ситуацию, то его реакцией будет уход, т.е. желание избежать ссоры и после решить имеющуюся проблему в другое время, в другом месте или с другими людьми. Курсанты не склонны идти на сотрудничество, оно является для них недоступным и трудным способом поведения. Это может быть связано с тем, что сотрудничество предполагает наличие хорошо развитой воли, способности учитывать свои и чужие интересы. Для подобного типа поведения также характерно доверие противоположной стороне.
2. Следует отметить, что курсанты всех курсов в основном испытывают доброжелательные, позитивные чувства, так как согласно результатам исследования ими избирается такой способов регулирования конфликтов, как «избегание - приспособление - компромисс».
3. У курсантов 1 курса выражена тенденция к проявлению такой формы поведения в конфликтных ситуациях, как уход от конфликтной ситуации. Это связано с отсутствием жизненного опыта, неопытностью и неуверенностью в своих силах. На втором месте находится комбинация двух форм поведения «приспособление + сотрудничество», что позволяет сделать вывод о том, что в целом, курсанты готовы к совместной деятельности, если они будут чувствовать доброжелательное отношение, с другой стороны. На третьем месте такой способ регулирования конфликтов как «соперничество + компромисс». Это может указывать на то, что в случае неудачи при позитивном контакте курсанты в основном настроены на достижение личных целей с учетом небольшого количества уступок.
4. Избегание, приспособление и компромисс получили меньшее количество отрицательных оценок.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор курсантами типа поведения в конфликте обусловлен различными факторами, именно поэтому наблюдаются
достаточно разнообразные реакции на конфликт.
Следующим этапом нашего исследования стало выявление уровня коммуникативной толерантности с применением опросника коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Уровень коммуникативной толерантности оказался ниже у курсантов 2 курса, чем у курсантов 1 и 4 курсов.
Мы попытались выявить связь уровня эмпатии с уровнем коммуникативной толерантности и стилем поведения в конфликте. При высоком уровне эмпатии и коммуникативной толерантности преобладающими стилями поведения на 1 курсе являются избегание, компромисс, сотрудничество, а на 4 курсе - избегание и сотрудничество. При среднем уровне эмпатии и коммуникативной толерантности преобладающими стилями поведения на 1 курсе в конфликте являются приспособление, компромисс и сотрудничество, на 2 курсе - избегание, приспособление, соперничество, на 4 курсе - избегание, приспособление, соперничество, активность.
Таким образом, уровень эмпатии и уровень коммуникативной толерантности оказывают влияние на предпочтение типа конфликтного поведения.
В заключении хотелось бы отметить, что на уровень развития коммуникативной толерантности и эмпатии курсантов влияют: во-первых, социально-психологические явления, связанные с особенностями образовательного учреждения; во-вторых, их личностные характеристики. В процессе организации образовательной деятельности необходимо учитывать не только отсутствие или наличие основных условий развития толерантности, но и факторы, способствующие развитию интолерантности. Поэтому коммуникативная толерантность должна рассматриваться как личностное качество, которое может быть развито в процессе обучения и воспитания курсанта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия : Естественные, общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 49-53.
2. Бодалев, А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А.А. Бодалев // Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С. 46.
3. Николаева, Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов - будущих юристов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Николаева Л.А. - Кемерово, 2007. - 39 с.
4. Плешакова, Д.Р. Коммуникативная толерантность как один из аспектов коммуникативной компетентности личности / Д.Р. Плешакова. - Режим доступа : https://files.sciencefo-rum.ru/pdf/2015/15434.pdf (дата обращения: 02.11.2018).
REFERENCES
1. Ageeva, Z.A. (2012), "Communicative tolerance as an element of communicative competence of a person", Bulletin of Ivanovo State University, Series: Natural and social sciences, No. 1, pp. 49-53.
2. Bodalev, A.A. (1990), "Psychological conditions of humanization of pedagogical communication", Soviet pedagogy, No. 12, pp. 46.
3. Nikolaeva, L.A. (2007), Formation of communicative tolerance of students - future lawyers, dissertation, Kemerovo.
4. Pleshakova, D.R. (2016), "Communicative tolerance as one of the aspects of communicative competence of a person", available at: https://files.scienceforum.ru/pdf/2015/15434.pdf (accessed 2 November 2018).
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20.03.2019