НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У КУРСАНТОВ БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА В ХОДЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
THE FORMATION OF THE COLLECTIVISM OF THE CADETS OF THE PUTILIN BELGOROD LAW INSTITUTE OF MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA DURING THE EDUCATIONAL
PROCESS
УДК 37.03
В.А. ХРИСАНОВ,
доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) vitally.hrisanov@yandex.ru
V.A. KHRISANOV,
doctor of geographical sciences, professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования курсантских коллективов в вузах МВД России на примере Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина. Подробно раскрываются методы воспитания профессорско-преподавательским составом, командирами взводов и курсовыми офицерами коллективизма у курсантов. Отмечается также, что одной из основных характеристик курсантского коллектива выступает сплоченность, смысл которой состоит в единстве, целостности, монолитности коллектива, коллективной и индивидуальной защите как коллектива в целом, так и каждого входящего в него обучающегося, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимоподдержке, обеспечивающих «чувство локтя» у членов коллектива. В статье подчеркивается, что единство целей деятельности курсантов, понимание необходимости совместных усилий для ее достижения - одна из предпосылок их сплоченности. Чем больше курсанты симпатизируют друг другу, чем выше их психологическая совместимость, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Большое значение имеют и сугубо психологические обстоятельства, в частности их сопереживания друг другу.
Ключевые слова: коллектив, коллективизм, толерантность, взаимоподдержка, взаимовыручка, взаимопонимание, психологическая совместимость.
Abstract: the article discusses the formation of student groups at universities of the Ministry of internal Affairs of Russia on the example of the Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. Describes in detail methods of education faculty, the platoon commander and the course officers of teamwork to the students. It is also noted that one of the main characteristics of the cadet team is the cohesion, the meaning of which is unity, integrity, solidity, collective, collective and individual protection of a team as a whole, and each part of it the student, cooperation, mutual assistance and mutual support, providing a «feeling of comradeship» among members of the team. The article emphasizes that unity of purpose activity of students, understanding the need for joint efforts to achieve it - one of the prerequisites for unity. The more the students are sympathetic to each other, the higher their psychological compatibility, the more likely they can form a cohesive team. Of great importance are purely psychological circumstances, in particular their empathy to each other.
Keywords: team, teamwork, tolerance, mutual support, mutual assistance, mutual understanding, psychological compatibility.
Коллективизм как качество личности выпускника вуза МВД России отражает понимание необходимости формирования у полицейских установок коллективистского самоопределения; проявляется в осознанном стремлении к сплочению с другими сотрудниками полиции для наиболее эффективных совместных действий и накоплению позитивного опыта коллективистского поведения. Структура коллективизма объединяет ценностно-смысловой, потребност-
но-целевой, интеллектуально-познавательный, волевой, чувственно-рефлексивный и поведенческий уровни.
Система воспитания коллективизма у курсантов в процессе обучения как целесообразная целостность связей, отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивает социализацию курсанта в специфической образовательной среде вуза МВД России. Издавна коллективизм - форма жизнедеятельности людей, объединенных
ПРАКТИКА
совместными целями, интересами, деятельностью, и как принцип морали выступает величайшей социальной и нравственной ценностью. Коллективизм в основном связывает людей, которые понимают, во имя чего они хотят быть вместе на добровольных основаниях.
Наши наблюдения показывают, что в условиях осуществления служебно-боевой деятельности значение воспитания коллективизма у курсантов Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина усиливается многократно. Многолетний опыт их деятельности свидетельствует, что коллективный характер решения стоящих перед курсантами и взводами задач предопределяет необходимость дружеских взаимоотношений, сплоченности, ответственности друг перед другом, сознательного стремления к слаженности и взаимоподдержке. Проводниками ценностей коллективизма и главными организаторами жизнедеятельности курсантов выступают офицеры, и прежде всего преподаватели. Изучение практики свидетельствует: если удается сплотить в институте офицерский и прфессорско-преподавательский состав, то здоровый морально-психологический климат складывается во всем коллективе. Показ примера дружеских отношений между офицерами, товарищеского, дружелюбного отношения офицеров к курсантам, оказывает большое влияние на взаимоотношения между всеми обучающимися.
Вместе с тем анализ процесса обучения свидетельствует, что воспитанию коллективизма у курсантов не всегда придается должное значение. Об этом говорят примеры отдельных конфликтов между обучающимися, так как не все преподаватели в полной мере используют в ходе занятий сплачивающие формы воспитания в курсантских коллективах для формирования здоровых социально-психологических отношений.
Изучение истории сложившихся традиций в воспитательной практике показывает, что проблеме воспитания коллективизма в России всегда придавалось большое значение как в науке, так и в практике. Сегодня проблема воспитания коллективизма у российской молодежи приобрела особое звучание. Это обусловлено современной социокультурной ситуацией, в которой наблюдается тенденция обособления личности, развития ее замкнутости, инфантильности, отрешенности от социальных проблем. В связи с этим одной из важнейших задач педагогики является разработка путей и условий формирования и развития у молодых людей лучших качеств в условиях коллектива, так как новое в общество человек приносит именно своим личным, индивидуальным через коллектив. Поэтому воспитание товарищества, толерантности,
сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи позволяет максимально реализовать свою индивидуальность.
Необходимо не забывать и то, что история развития вузов МВД России свидетельствует, что проблема воспитания коллективизма у полицейских всегда относилась к числу наиболее значимых проблем, от решения которых зависит успех выполнения служебно-боевых задач. Дело в том, что Россия издавна стала складываться как многонациональное государство, и поэтому вопрос необходимости сплочения полицейских разных национальностей стал актуальным уже в те времена. Кроме того, в условиях коллективного выполнения задач коллективизм выступает объективной основой слаженных действий подразделений. Об этом всегда помнили прогрессивно мыслящие учителя.
Так, уже у Петра I в «Уставе воинском» было записано: «Если кто-то кого-то обидел, то обиженный должен об этом без всякого промедления военному правосудию обиду объявить. Если на другого бранными словами зацепит, такого обидчика на несколько месяцев арестовать, а потом на коленях у обиженного прощения просить. А если обидчиком будет офицер, то сверх того жалованья своего во время заключения лишен будет... Если кто-то рукой кого ударит, то на три месяца заключен будет и на полгода жалованья лишен, а потом на коленях прощения просить будет и в готовности от обиженного равную месть принять или даже чина своего лишен на время или навсегда ... Если палкою ударит, то имеет прощения просить, на год жалованья лишится и отмщения такого же ожидать или чина своего лишен будет ... Кто кому побоями грозит и это будет доказано, то обязан просить прощения у обиженного и у него на 3 месяца вычитается из жалованья».
Сегодня исходной установкой служит идея о том, что воспитание коллективизма у курсантов вузов МВД России в процессе обучения предполагает организацию управляемой (со стороны преподавателей и командиров курсантских подразделений) совместной учебной деятельности обучающихся и их общения, обеспечение жизнедеятельности курсантов по единым правилам взаимоотношений (в основе которых лежит взаимная ответственность), формирование системы специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивающих удовлетворение каждым своей потребности быть полноценной личностью, разносторонне развиваться, вести себя с позиций коллективистского самоопределения [1].
Наши наблюдения в институте показывают, что коллектив обучающихся, курсантов, осуществляя
совместную учебную деятельность и общение, живет по единым правилам взаимоотношений (в основе которых лежит взаимная ответственность), которые обеспечивают высокий уровень сплоченности; здоровый морально-психологический климат; единство действий и устремленность на качественное решение стоящих перед подразделением задач, на сохранение целостности и единства коллектива; высокие результаты деятельности; создание условий для удовлетворения каждым своей потребности быть полноценной личностью, ее самоопределения, разностороннего развития способностей и качеств.
Коллективизм как качество личности и цель воспитательного процесса включает в себя ценностно-смысловой компонент (понимание значимости коллективизма и его проявления в дружеских и товарищеских отношениях; отношение к ним как к ценности); потребностно-целевой компонент (стремление к сплочению, формированию здоровой морально-психологической атмосферы в учебной группе, к поддержанию дружеских отношений в коллективе, недопущение конфликтов, при возникновении - их конструктивное разрешение); интеллектуально-познавательный компонент (восприятие, понимание проблем учебной группы с позиции принципа коллективизма и коллективистского самоопределения; разработка, исходя из этого понимания, плана своих действий; активное участие в их обсуждении и решении); волевой компонент (способность преодолевать психологические трудности в ходе установления и поддержания дружеских отношений); рефлексия готовности вести себя в соответствии с принципом коллективизма); поведенческий компонент (созидательные или реактивные поступки).
Профессорско-преподавательский состав и курсовые офицеры нашего института, используя воспитательный потенциал содержания всех видов занятий и комплекс технологий (диало-гово-убеждающих, стимулирующих, педагогической поддержки, сотрудничества, организации коллективно-созидательной деятельности учебного коллектива, контрольно-оценивающих, рефлексивных), осуществляют согласованное управление образовательной деятельностью курсантов и развитием у них ценностно-смысловой, потребностно-целевой, когнитивной, волевой, чувственно-рефлексивной и поведенческой сфер личности.
Процесс воспитания носит поэтапный и диагностируемый характер: адаптационно-ориен-тационный этап завершается формированием у курсанта ориентации на коллективистское самоопределение и соблюдение правил коллективистских взаимоотношений; ценностно-кор-
= ПРАКТИКА
рекционный этап приводит к формированию коллективистского самоопределения как ценностного ядра, определяющего качество поведения курсанта; поведенческо-закрепляющий этап обеспечивает накопление опыта проявления коллективизма.
На наш взгляд, воспитание коллективизма у курсантов в процессе обучения можно оценить по двухкомпонентной системе критериев, включающих итоговый критерий (выражен в соблюдении курсантом правил взаимоотношений в группе, отражающих принцип коллективистского самоопределения) и качественный критерий (выражен в степени соблюдения преподавателями и командирами в своей деятельности принципов и правил воспитания коллективизма у курсантов).
Наши исследования по вопросам современной практики воспитания коллективизма у курсантов в процессе обучения позволили выделить следующие направления трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели и курсовые офицеры в ходе осуществления воспитательной деятельности:
I. Трудности в постановке цели (незнание закономерностей развития коллектива, его структуры, критериев оценки сформированности коллективизма, способов выяснения причин эгоистического поведения, плохое знание индивидуальных особенностей курсантов, установок и черт характера, мешающих развитию у них коллективизма; неумение собирать, анализировать и обобщать полученную информацию по проблеме; неумение прогнозировать возможное поведение курсантов, последствия воспитательных влияний; неумение выстраивать «дерево целей» при воспитании коллективизма; слабые навыки проектирования занятий, имеющих значительный потенциал развития коллективизма, создания воспитывающих ситуаций и др.).
II. Трудности организационного характера (недостаточно развитые навыки планирования своей воспитательной деятельности, обеспечения взаимодействия с другими преподавателями и командирами; недостаточное мастерство в применении технологий воспитания; неумение выстраивать педагогически целесообразное общение; неумение осуществлять контроль за ходом воспитательного процесса; неумение оперативно ориентироваться в воспитательной ситуации и вносить необходимые коррективы и др.).
Для решения всех этих трудностей необходимо постоянное повышение педагогического мастерства преподавателей, командиров курсантских подразделений и курсовых офицеров. Все это надо осуществлять посредством организации их теоретической и практической подготов-
ПРАКТИКА
ки. При этом теоретическая подготовка должна включать методологический, общепедагогический и предметный разделы, а практическая -осуществление целенаправленной методической работы.
В связи с тем, что педагогическое мастерство обусловливается индивидуальными особенностями личности педагога и различным уровнем его готовности к эффективному осуществлению воспитательной деятельности, общая профессионально-педагогическая подготовка преподавателей строится на индивидуальной основе.
Содержание методологической подготовки предполагает вооружение педагогов фундаментальными теоретическими знаниями из области психологии о закономерностях и принципах учебно-познавательной деятельности, сплочении групп, создании в них здоровой морально-психологической атмосферы, законах педагогической деятельности и т. д.
Общая педагогическая подготовка включает изучение педагогической теории, передовой педагогической практики, современных технологий воспитания, сведений об общей методике преподавания дисциплины и других вопросов.
Предметная подготовка имеет целю углубление знаний по предмету и его возможностей по развитию коллективизма у курсантов. Она проводится как в ходе практической деятельности, так и в процессе самообразования, а также на семинарах и в других формах учебы.
Наши преподаватели практическую подготовку осуществляют посредством организации занятий по разбору педагогических ситуаций, взаимопосещения занятий; разработки методических рекомендаций по развитию коллективизма у курсантов и др. Обоснование комплекса технологий воспитания коллективизма у курсантов в процессе обучения связано с определением стоящих перед преподавателями задач и конструированием технологий их решения. Основными задачами являются:
1. Формирование понятия важности отношения к коллективизму. Выполняя это, воспитатели применяют технологии убеждающего воздействия, используемые с целью формирования ценностной сферы личности (убеждение: словом, личным примером, посредством использования ценностно-содержательного аспекта учебного предмета, организацией коллективного успеха; развенчание плюсов эгоистического поведения; дискуссия; поощрение; предупреждение; наказание; проявление заботы о курсантах).
2. Формирование у курсантов потребности к проявлению коллективизма, путем актуализации позитивных и торможения негативных мотивов и привычек их поведения в ходе обучения (тре-
бование, поощрение коллективных действий, организация коллективного решения задач, открытие перспектив, предупреждение, наказание за проявление эгоизма, контроль за действиями курсанта, проявление внимания к курсантам и заботы о них).
3. Формирование целенаправленной основы коллективистского поведения. При этом необходимо систематическое обучение курсантов коллективизму (разъяснение, пример, разбор конкретных ситуаций, диалог-дискуссия, тренинг). Формирование опыта и привычки проявлять коллективизм методом обучения коллективного решения задач (поддержки, коллективной рефлексии, совместного переживания успехов и неудач и др.)
В нашем институте в целом организация процесса воспитания коллективизма у курсантов идет по двум направлениям: формирование у каждого понимания того, что такое курсантский коллектив; для чего нужен, из чего складывается и в чем проявляется коллективизм как качество личности будущего выпускника; развитие коллективистских отношений в курсантском подразделении, т.е., формирование современного коллектива.
Реализация первого направления связана с предварительной диагностикой командирами курсантских подразделений и преподавателями уровня коллективизма у поступивших в вуз курсантов, определением индивидуально-психологических особенностей проявления коллективизма в поведении обучаемых, изучением мировоззренческих позиций курсантов по вопросу понимания сущности и значимости коллективизма, выработкой программы индивидуально-воспитательных влияний, способствующих развитию коллективизма, объяснением курсантам в ходе занятий, собраний, бесед, индивидуальных форм воспитательной работы, что коллективизм - это качество личности, отражающее понимание курсантом его сущности и значимости, стремление руководствоваться в своем поведении принципами коллективизма, переживание чувства удовлетворенности за нахождение в коллективе, сопереживание своим товарищам. Основным способом развития коллективизма у курсантов выступает формирование курсантского коллектива (прежде всего взвода). Под курсантским коллективом мы понимаем сформированные объединения в группы курсантов, осуществляющих совместную учебную, служебную, бытовую, культурно-досуговую и внутриколлективную деятельность, живущих по единым для всех правилам взаимоотношений, которые обеспечивают высокий уровень сплоченности; здоровый морально-психологический климат; единство
ПРАКТИКА
действий и устремленность на качественное решение стоящих перед подразделением задач, на сохранение целостности и единства коллектива; высокие результаты деятельности; создание условий для удовлетворения каждым своей потребности быть полноценной личностью, развития способностей и качеств, помогающих успешному выполнению долга полицейского.
Таким образом, сплоченность курсантского коллектива в институте предполагает:
а) совпадение позиций и оценок по отношению к целям совместно осуществляемой деятельности, способам их достижения, нормам взаимоотношений, происходящим событиям и другим вопросам.
Оно проявляется в коллективном мнении и освоении каждым курсантом кодекса правил поведения, установленных в подразделении и передающихся в виде традиций;
б) деятельное и волевое единство, проявляющееся в высоком уровне активности и слаженности действий курсантов, способности мобилизоваться для преодоления трудностей, возникающих при решении стоящих перед коллективом задач;
в) организационное единство, проявляющееся в высокой организованности подразделения. В его основе лежат совпадение индивидуальных и групповых интересов, четкое распределение обязанностей и ответственности, непротиворечивость формальной и неформальной структур, способность коллектива регулировать поведение и деятельность входящих в него курсантов;
г) интеллектуальное единство, т.е. отлаженный процесс совместного осмысления и решения общих вопросов жизнедеятельности коллектива;
д) эмоциональное единство, т.е. совпадение настроений при переживании того или иного события, высокий уровень эмоциональной идентификации.
Сплоченность характеризуется высоким уровнем взаимной привязанности членов коллектива, их согласием в отношении важных объектов ориентации и осознанием этого согласия. Кроме того, отмечая важность согласия в отношении ценностей и норм, нельзя забывать и о таких признаках сплоченности, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимная ответственность в коллективе, психологическая совместимость. Важно обращать внимание и на то, в какой степени курсант удовлетворен своими сотоварищами, а также в какой степени коллектив полезен ему в достижении его личных целей, развитии его способностей.
Особая роль в объединении курсантов принадлежит соревнованию. Недостатки в органи-
зации соревнования, в выдвижении отличившихся могут привести к тому, что возникнет разрыв между представлениями коллектива о справедливости и практикой распределения передовой символики, дискредитация ее и стоящих за ней ценностей.
Ведущая роль в сплоченности коллектива отводится организационному единству, складывающемуся на основе ценностно-ориентационно-го единства, носителем которого на начальном этапе формирования курсантского коллектива выступает командир взвода.
Ответственность каждого курсанта за порученное ему дело обеспечивается коллективной системой контроля. Последняя включает в себя как правила поведения, так и правила надзора за исполнением этих правил, а также правила поощрения и наказания, налагаемые коллективом или уполномоченными им лицами в соответствии с установленной процедурой.
На наш взгляд, для сплочения курсантского коллектива важно, чтобы каждый обучающийся четко знал свои обязанности и стремился выполнять их полностью и вовремя. Однако чрезмерно скрупулезное выполнение тем или иным курсантом служебно-должностных предписаний, как правило, создает ему репутацию формалиста. О таких говорят: «С ним невозможно договориться», «С ним трудно работать». И сам курсант тоже испытывает психическую напряженность и недоумение - стараюсь, а мною недовольны. Такая противоречивость возникает потому, что любая организация не может функционировать, а тем более интенсивно развиваться, если действия каждого регламентированы и исполняются слишком жестко. Поэтому коллектив должен допускать совмещение выполнения предписаний с относительной свободой поведения, инициативой, подчинение с относительной независимостью. Выполняемая организационная роль всегда должна оставлять возможность для проявления индивидуальности исполнителя. Так возникает еще одна, но уже не оформленная ни в каких уставах, внутренняя неофициальная структура.
Взаимные симпатии и антипатии, влечения и отвержения оказывают существенное влияние на жизнь коллектива в целом и на каждого курсанта. Эти отношения регулируются неофициальным кодексом правил, которые не формулируются вслух и в большинстве случаев угадываются лишь интуитивно.
Проблема расхождения между требованиями «официальной» и «неофициальной» организаций весьма существенна для понимания жизни курсантского коллектива. Несовпадение этих двух систем требований как общая закономер-
ПРАКТИКА
ность охвачено известной пословицей: «Дружба - дружбой, а служба - службой».
Конфликт между официальными и неофициальными представлениями тем острее, чем дальше интересы каждого курсанта от интересов коллектива. Яркий пример такого конфликта дают исследования ряда курсантских подразделений, в которых отсутствует справедливость и система поощрений строится на основе личной приязни или неприязни командира к подчиненным. Между обучающимися, входящими в состав коллектива, существует молчаливое соглашение относительно уместной степени усердия.
Если нормы, в других случаях обеспечивающие согласованное действие, в данной ситуации осуществить невозможно или если их проведение в жизнь связано с неоправданными, неразумными лишениями, члены курсантского коллектива вырабатывают внутренние соглашения и подкрепляют их неофициальными санкциями. Так же как общевоинские уставы и приказы, они призваны приводить поведение обучающихся в соответствие с нормами, но, в отличие от уставных санкций, они подчиняют поведение не официальным законам и предписаниям, а кодексу принятых и поддерживаемых курсантским коллективом (или группой курсантов) правил.
Один из наиболее распространенных типов неофициальных санкций сводится к тому, что нарушителя такого кодекса правил поведения изводят насмешками, обидными прозвищами, пренебрежительным отношением, ехидными замечаниями, «шпильками», подчеркнутой холодностью в обращении. Насмешки особенно эффективны, поскольку они подрывают убеждение курсанта в собственной ценности. Сверх того, от насмешек очень трудно защищаться, поскольку любые аргументы вызывают новый смех и выставляют курсанта в еще более смешном свете.
Наши исследования показывают то, что неофициальные социальные санкции в редких случаях включают в себя применение физической силы. Например, курсант, готовый «выслужиться», вызывает неприязнь других курсантов. Если этот курсант не обратит внимания на насмешки и другие «предупредительные» санкции со стороны сокурсников, некто может подставить ему подножку, подтолкнуть, у него может что-либо неожиданно «исчезнуть» и т.п.
В тех случаях, когда нормы какой-либо группы курсантов вступают в противоречие с официальными нормами, в присутствии руководителей они обычно делают вид, будто альтернативы не существует. Однако в тех случаях, когда опасность быть замеченным невелика, ожидается, что «отважный курсант» не будет придерживаться официальных установлений. Если кто-то бу-
дет уличен в нарушении правил, молчаливо ус-ловлено, что он не выдаст никого другого и что другие курсанты сделают все возможное, чтобы облегчить его положение. Напротив, если курсант не знает или (что хуже) игнорирует нормы группы, то он может пунктуально исполнять все уставные требования, и все же на каждом шагу будет испытывать неприятности.
Следует отметить, что в нашем институте среди большинства курсантов распространены такие принципы межличностных отношений, как честность, готовность прийти на помощь, сохранение верности даже в условиях сильного давления и т.д. Курсанта, который обидел беспомощного или извлек пользу путем предательства, почти единодушно презирают. Нарушение этих принципов вызывает стремление наказать такого курсанта.
Члены курсантского коллектива нередко идентифицируют (самоотождествляют) себя с этим ядром на эмоциональном уровне и в значительной степени неосознанно усваивают его нормы, ценности и правила поведения. Это воздействие в отдельных случаях может стать настолько консервативным (поскольку члены ядра заинтересованы в сохранении сложившейся структуры), что для развития коллектива понадобится ввести туда новых людей с несколько иными установками. В других случаях угроза раскола ядра может поставить перед необходимостью удалить часть его членов.
Чем сплоченнее актив, тем эффективнее его воздействие на коллектив. И поскольку именно здесь вырабатываются групповые идеалы - эмоционально окрашенные представления об образцах характера, линии поведения и отношений между курсантами, а также с другими людьми, постольку становится возможным определенное управленческое воздействие с целью формирования желаемой направленности коллектива [2].
Выводы
1. Наши наблюдения показывают, что особенностью формирования межнациональной толерантности среди курсантов прежде всего является воспитательная работа руководителя, командира, педагога, психолога. Кто, кроме них, может подать пример правильного, высоконравственного поведения молодым людям? Изучив факторы, которые могут оказать влияние на формирование межнациональной толерантности курсантов, а также возможные конфликтные ситуации, можно сделать вывод, что психолого-педагогические аспекты в обучении курсантов играют немаловажную роль. Командир, руководитель или педагог должен обладать высоким
ПРАКТИКА
уровнем культуры межнационального общения, чтобы в дальнейшем передать свои знания, понимания моральных и этических норм курсантам, сплотить коллектив.
2. Предлагаем коллективизм рассматривать не только как специфическую форму взаимоотношений в группе, но и как качество личности будущего офицера и цель воспитательного процесса.
3. Существенной причиной конфликтов во взаимоотношениях курсантов при формировании нового коллектива является их недостаточная социально-психологическая подготовленность к взаимодействию друг с другом, неумение выбрать правильную линию поведения в проблемных ситуациях. Образовательные организации МВД России выполняют функцию инструмента, позволяющего регулировать поведение личного состава в процессе решения образовательных задач, регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия, предполагающих однозначную субординацию всех курсантов, в них строго зафиксированы ролевые предписания и формальный статус участников
педагогического процесса, что придает системе необходимую эффективность и устойчивость.
4. Формирование моральной ответственности курсантов - это духовная составляющая учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на формирование у обучающихся сознательного выполнения своих обязанностей, характеризующихся высокой степенью практической воплощённости в них боевой надёжности, уверенности в товарище, личной подотчётности себе и командиру, сопричастности к выполнению общей задачи, служебного долга перед Родиной, товарищем, коллективом при выполнении служебных задач как в нормальных, так и, что особенно важно, в экстремальных условиях.
5. С целью совершенствования методического мастерства профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и командиров курсантских подразделений института необходимо периодически организовывать на кафедрах обсуждение педагогических условий повышения эффективности воспитания коллективизма у курсантов в процессе их обучения.
Литература
1. Быков О.А., Шарухин А.П. Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52).
2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Сочинения. В 8 т. Т. 5. - М., 1958. C. 9-102.
References
1. Bykov O.A., Sharuhin A.P. Education of collectivism of cadets of higher education institutions of internal troops of the MIA of Russia in the course of education // Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia. 2011. № 4 (52).
2. Makarenko A.S. Methodology of organization of the educational process. Works. 8 T. T. 5. - M., 1958. P 9-102.
(статья сдана в редакцию 10.06.2016)