Кадровое обеспечение, служебно-боевая подготовка
УДК 355.51 О. А. Быков*
Оптимизация проведения тактико-строевых занятий и учений в целях повышения эффективности воспитания воинского коллективизма у курсантов вузов ВВ МВД России
В данной статье автор рассматривает проблему повышения эффективности воспитания воинского коллективизма в вузах внутренних войск МВД России и способы оптимизации проведения тактикостроевых занятий и учений для достижения этой цели.
Ключевые слова: тактико-строевое занятие, учение, воинский коллективизм, боевая выучка, педагогическое моделирование, боевой стресс.
OA Bykov*. Optimization of carrying out of tactic-front employment and doctrines with a view of education of a military collectivism at cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
In given article the author contemplates a problem of increase of efficiency of education of a military collectivism in high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and ways of optimization of carrying out of tactical-front employment and doctrines for achievement of this purpose.
Keywords: tactical-front employment, the doctrine, a military collectivism, fighting training, pedagogical modeling, fighting stress.
Актуальность вопросов, связанных с оптимизацией учебно-воспитательного процесса, не представляет никаких сомнений. Как показывает опыт выполнения внутренними войсками МВД России служебно-боевых задач и их участие в боевых действиях, одной, пусть даже усовершенствованной программы обучения, недостаточно для того, чтобы тактико-строевые занятия и учения выступали в качестве полноценных факторов воспитания воинского коллективизма и боевой выучки у курсантов ВВ МВД России. Для достижения этой цели необходимо создать благоприятные оптимальные условия для реализации такой программы и для внесения в нее при необходимости конструктивных изменений.
Под оптимизацией в широком смысле понимается создание наиболее благоприятных условий для какой-либо деятельности [1, с. 683]. Под оптимизацией проведения тактико-строевых занятий и учений следует понимать создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы с их помощью успешно воспитывать воинский коллективизм и боевую выучку у курсантов ВВ МВД России с оптимальными затратами времени, боевой и специальной техники, усилий преподавателей и самих курсантов.
По своей сути оптимизация проведения тактико-строевых занятий и учений призвана решить такие психолого-педагогические задачи, как:
* Быков, Олег Александрович, адъюнкт очного обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, капитан. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Хальзов Валерий Иванович. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: [email protected]
* Bykov, Oleg Alexandrovich, the graduated in a military academy of resident instruction of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
1) организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед подразделением;
2) организация и внедрение системы работы по воинскому обучению и воспитанию курсантов с целью создания и совершенствования воинского коллектива и укрепления в нем духа воинского коллективизма и боевой выучки;
3) внедрение новых педагогических технологий, позволяющих оптимизировать затраты времени на обучение и воспитание, использование вооружения, средств имитации, боевой и специальной техники.
Необходимо отметить, что сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем воинской дисциплины и порядка, повышение его боевых и воспитательных возможностей опираются на глубокое и всестороннее его изучение, точное знание реального состояния дел вообще и в области духовной жизни в особенности.
Оптимизация проведения тактико-строевых занятий и учений в военно-учебном заведении ВВ МВД России должна быть направлена на подготовку будущего офицера внутренних войск, который:
— обладает глубокими знаниями по теории и практике применения подразделения в современном общевойсковом бою и при выполнении боевых задач в приграничном и внутреннем вооруженных конфликтах, умеет осмысленно, творчески применять теоретические положения Боевых уставов ВС РФ в практической деятельности в различных условиях обстановки;
— способен организовывать взаимодействие и уверенно командовать взводом и ротой в бою, внедрять в практику все новое, передовое;
— обладает организаторскими способностями, твердой командирской волей, инициативой и самостоятельностью мышления;
— твердо знает Строевой устав ВС РФ, имеет отличную строевую выучку, образцовый внешний вид и способен четко и точно выполнять строевые приемы, уверенно командовать и управлять строями взвода, роты и батальона, организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой и другим видам боевой подготовки с вверенными ему подразделениями;
— понимает основные закономерности и особенности воспитания воинского коллективизма и боевой выучки в подразделении с помощью тактико-строевых занятий и учений.
Необходимо закрепить на практике систему работы кафедр, командиров курсантских подразделений, управления Военного института, других должностных лиц в интересах воспитания воинского коллективизма и боевой выучки у курсантов ВВ МВД России.
В настоящее время в тематических планах по основным предметам боевой подготовки — таким, как тактическая подготовка и строевая подготовка, в целевых установках отсутствуют указания на воспитание при проведении тактико-строевых занятий и учений воинского коллективизма, поэтому необходимо внести изменения в эти целевые установки. Данные изменения должны иметь задачу нацелить все категории командиров сосредоточить усилия на создании боеспособного коллектива для комплексного решения поставленных воспитательных задач совместно с другими предметами боевой подготовки. Необходимо внести изменения в программу изучения тактической подготовки с тем, чтобы на тактико-строевых занятиях и учениях курсанты изучали методику организации и проведения занятий, которые с ними проводят обучающие.
Одним из условий оптимизации проведения тактико-строевых занятий и учений в вузе МВД России должны стать регулярно проводимые показные занятия, инструкторско-методические занятия, инструктажи руководителей тактико-строевых занятий и учений. Показные занятия проводятся в целях достижения единства взглядов на организацию и методику обучения по наиболее сложным темам или отдельным вопросам, по которым требуется дать единые установки, приобретения передовых методик в обучении и воспитании, наиболее эффективного применения средств педагогического моделирования.
Показные занятия могут иметь различную направленность. Одни носят исключительно методический характер, и главное внимание на них уделяется тому, как командир должен обучать свои подчиненных. На таких занятиях обучаемые должны усваивать наиболее целесообразные методы подготовки военнослужащих по данной теме, убеждаться в том, что можно многого добиться в отведенное учебной программой время, в т.ч. и в возможности достижения конкретных воспитательных целей. Другие имеют целью продемонстрировать результаты обучения или показать, чего конкретно нужно достичь в ходе проведения того или иного занятия. Для такого занятия подразделение готовится заблаговременно. Образцовый показ и пояснения в ходе проведения таких занятий позволят обучаемым твердо усвоить последовательность работы руководителя занятия и передовые методы подготовки личного состава.
Одним из основных методов тактико-строевого обучения являются упражнения, эффективность которых зависит прежде всего от личной подготовки и методического мастерства командиров,
проводящих данное занятие. В целях оптимизации проведения тактико-строевых занятий и учений необходимо перед отработкой каждой новой темы проводить с командирами и преподавателями инструкторско-методические занятия. Руководителями таких занятий должны выступать:
— с офицерами-воспитателями взводного и ротного звена ? командир курсантского батальона;
— с преподавателями и командирами курсантских батальонов — начальник военного учебного заведения или один из его заместителей.
На инструкторско-методических занятиях проверяются знания офицерами и сержантами положений Строевого и Боевого уставов и их умение практически выполнять и организовывать отработку тех строевых и тактических приемов, которым они будут впоследствии обучать своих подчиненных. В то же время им показывается методика обучения по данной теме, поэтому инструкторско-методические занятия необходимо проводить за 3-5 дней до занятий с личным составом [2, с. 28].
Инструкторско-методические занятия наиболее целесообразно проводить в такой последовательности.
Руководитель занятия проверяет внешний вид офицеров (сержантов), знание ими основных теоретических положений в объеме отрабатываемой темы, производит строевой расчет и формирует взвод (отделение) из обучаемых. Далее со сформированным отделением (взводом) руководитель проводит занятие, обращая особое внимание на методику обучения строевым и тактическим приемам, образцовое выполнение этих приемов обучаемыми и на ошибки, наиболее часто встречающиеся в действиях обучаемых. После того, как обучаемые будут образцово выполнять требуемые от них действия и усвоят методику обучения таким действиям, командир переходит к тренировке офицеров (сержантов) в проведении занятия. Для этого он поочередно назначает из участников руководителя занятия, который отрабатывает с ними один из приемов, применяя ранее показанные методы обучения. По окончании занятия руководитель проводит разбор, на котором дает оценку каждому участнику за личную и методическую подготовленность, указывает порядок подготовки к предстоящим занятиям и разъясняет, что необходимо сделать руководителю до их начала.
Еще одним непременным условием оптимизации проведения тактико-строевых занятий и учений являются инструктажи. Инструктаж руководителей предстоящих занятий необходимо начинать с проверки у них знаний методических указаний учебной программы уставных положений, содержания темы и отрабатываемых учебных вопросов, порядка составления плана-конспекта и распределения учебного времени. Особое внимание на инструктаже необходимо обращать на технику показа выполнения строевых приемов, действий на учебных местах и на практическую тренировку. Наиболее активно этот метод должен использоваться при подготовке сержантов к проведению занятий.
Инструктаж проводится, как правило, на плацу (учебной площадке) в районе предстоящего занятия заблаговременно, чтобы руководители на учебных местах после инструктажа имели возможность устранить отмеченные командиром недостатки и качественно подготовиться к предстоящим занятиям.
Инструктаж выгодно отличается от других форм и методов методической подготовки к занятиям и имеет ряд преимуществ:
— его можно проводить как индивидуально, так и с группой офицеров (сержантов);
— он отличается оперативностью, позволяет практически немедленно прореагировать на отмеченные недостатки, возникшие новые учебно-воспитательные задачи;
— инструктаж непродолжителен по времени и часто длится всего 15-20 минут, в течение которых офицерам (сержантам) даются необходимые методические советы и рекомендации по устранению выявленных ранее или только что замеченных недостатков;
— в отличие от других форм и методов обучения, инструктаж носит целенаправленный характер, он всегда проводится в конкретной обстановке по решаемым задачам;
— на инструктаже предоставляется возможность полнее учитывать специфику решаемых задач, уровень подготовки и методического мастерства командиров и преподавателей, опыт их работы и практические навыки.
Оптимизированная программа обучения курсантов, даже научно обоснованная, не принесет желаемого результата в деле воспитания воинского коллективизма и боевой выучки, если не учитывать особенностей проведения и организации материально-технического и морально-психологического обеспечения каждого занятия.
Воинское подразделение — очень специфический коллектив, и чтобы его воспитание и сплочение проходило наиболее эффективно, как показывает опыт боевых действий в Чеченской республике и в Южной Осетии, на тактико-строевых занятиях и учениях по строевой подготовке, тактике, другим предметам боевой подготовки нужно создавать условия, с большой точностью моделирующие
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
реальные боевые действия. Делать это необходимо, т.к. бой очень сильно воздействует на психику человека, а военнослужащему надо не только выжить, но еще и сознательно вместе с товарищами по оружию выполнить поставленную командиром боевую задачу.
Неблагоприятные факторы, действующие на военнослужащего в современном общевойсковом бою, настолько сильны, что при обучении их необходимо обязательно учитывать. Поняв природу этих факторов и их действие на психику человека, нужно в процессе тактико-строевого занятия или учения создать условия, которые будут максимально приближены к боевым, и именно в таких условиях воспитывать воинский коллективизм и боевую выучку в курсантском подразделении с тем, чтобы военнослужащие видели в воинском коллективе средство для выживания в бою и выполнения боевой задачи.
Сильнейшее влияние на психику военнослужащего в бою оказывает боевой стресс. Под боевым стрессом понимается совокупность психологических состояний, переживаемых военнослужащими в процессе адаптации к неблагоприятным для их жизнедеятельности и угрожающим их жизненно важным ценностям стрессорам боевой обстановки. Длительное воздействие боевого стресса или недостаточная приспособляемость могут привести к тому, что организм человека перестанет справляться с негативными факторами. В этом случае наблюдается болезненное состояние, порой сопровождающееся тошнотой и рвотой, нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта. Способность военнослужащего к активным и сознательным действиям резко падает. В дальнейшем, если не будут приняты определенные меры, может наступить полное физиологическое и морально-психологическое истощение организма, не исключен коронарный тромбоз или инфаркт [3, с. 44].
Предпосылки нервно-психических нарушений формируются во время подготовки к ведению боевых операций. В этот период у ряда военнослужащих наблюдалось перенапряжение механизмов нервно-эмоциональной регуляции, приводившее к срыву адаптации и разнообразным невротическим реакциям.
Важнейшей задачей в обучении курсантов является преодоление страха и паники. Страх — врожденное свойство человека, связанное с подсознательной сферой его психики и способное влиять на ум и эмоции человека с такой силой, что парализует волевое регулирование действий военнослужащего в бою. Полностью преодолеть страх невозможно, ему подвержены все. У 90% участвующих в бою он имеет явно выраженные формы (у 25% наблюдается рвота, у 20% — нарушение способности контролировать функцию кишечника и т.п.). По опыту Великой Отечественной войны:
а) испытывают наибольший страх перед боем ? около 39%;
б) в бою ? около 35%;
в) после него ? около 16%;
г) не в состоянии определить этого ? 10%.
Более того, при организации тактико-строевого занятия или учения необходимо учитывать, что длительное пребывание в условиях опасности не уменьшает, а увеличивает страх военнослужащего. Он проявляется сильнее у военнослужащих с низким уровнем интеллигентности, у имеющих семьи и т.п. Командный состав, как правило, менее подвержен страху, чем рядовой. Потери в личном составе из-за боевых психологических травм в вооруженных конфликтах с применением обычных видов вооружения составляют не менее 20%, а при использовании противником оружия массового поражения
— 25-33% личного состава в течение первых 30 суток.
На групповом уровне боевой стресс повышенной интенсивности проявляется не только в увеличении количества военнослужащих, испытывающих его, но также в качественном изменении социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это может выражаться в таких негативных явлениях, как: резкое ухудшение социально-психологического климата и значительное возрастание конфликтности в воинских коллективах, заметное снижение уровня сплоченности и взаимовыручки военнослужащих, распространение среди них негативного отношения к выполняемой боевой задаче, командованию, формирование в воинских коллективах психологических предпосылок к распространению в них панических настроений и др.
В то же время высокий уровень группового развития воинского коллектива, профессиональная и психологическая готовность его членов к совместным действиям, наличие у них позитивного опыта внутригруппового и межгруппового взаимодействия в боевой обстановке могут способствовать снижению дезорганизующего воздействия боевого стресса повышенной интенсивности.
Для того чтобы влияние боевого стресса было существенно снижено в реальном бою, на учениях и тактико-строевых занятиях командиры и преподаватели должны осуществлять психологическое моделирование, т.е. создавать на занятиях такие условия, которые вызвали бы в психике военнослужащего и всего воинского коллектива реакции, соответствующие реалиям настоящего боя или служебно-боевой ситуации.
Таким образом, модель служебно-боевой деятельности — это статико-динамический образ постоянно меняющейся боевой ситуации и активно действующего в ней военнослужащего, понимающего смысл и значение связей и отношений, в которые он вступает. Модель служебнобоевой деятельности, создаваемая на учениях и тактико-строевых занятиях, содержит понятийную и образную составляющие. Под понятийной основой понимаются мотивы (на активные самостоятельные действия в обстановке выполнения боевых задач), установки, знания (различных ситуаций, специфики их влияния на человеческую психику; приемов управления своими состояниями, поведением; своих возможностей по преодолению трудностей), представления предстоящих служебно-боевых задач в целом или отдельных их эпизодов.
Образная основа — это умения и навыки преодолевать предстоящие трудности, а также специальные качества, способствующие эффективной профессиональной деятельности. Суть смысла моделирования состоит в том, чтобы определить на каком конкретном этапе действия, эпизоде занятия или учения какими способами и какие необходимо создать черты боевой обстановки.
В создаваемой психологической модели служебно-боевых задач, целесообразно выделять следующие черты:
— мотивационные (верность долгу и присяге, преданность своему народу, признание товарищей и командиров);
— познавательные (воссоздание внешней картины боевой обстановки на тактико-строевом занятии);
— сигнальные (создание реальной внутренней структуры деятельности — сигналы опасности, обстрелы, обкатка окопов с обучаемыми танками и т.д.).
Добиться реальной картины служебно-боевой обстановки на учениях и тактико-строевых занятиях, а значит, и воспитывать на таких занятиях воинский коллективизм и улучшать боевую выучку можно только в том случае, если командир грамотно и умело будет применять принципы, правила и способы моделирования.
Принципы, т.е. основополагающие начала организации моделирования, необходимы для понимания основных закономерностей и исходных характеристик для этого процесса и включают в себя:
1) психологическое соответствие учебных (служебных) и боевых задач;
2) мотивационную обеспеченность действий;
3) проблемность учебно-боевых ситуаций;
4) психологическое противоборство с противником;
5) адекватность психологических состояний и действий условиям боя;
6) обучение от простого к сложному;
7) безопасность личного состава при действиях на учении или на занятии.
Для того чтобы оптимизировать проведение учений и тактико-строевых занятий в военноучебном заведении, необходимо активно применять и использовать способы моделирования.
1. Моделирование образа и тактики действий реального противника (от этого зависит вся успешность в обучении и воспитании — боевики, другие противники должны быть воссозданы в максимально доступной и реалистичной форме), активные, дерзкие действия «противника», использование электронной техники, мин.
2. Моделирование реальных природно-географических и природно-климатических условий, характерных для регионов предстоящих боевых действий.
Например, перед ведением боевых действий в республике Афганистан проводилась подготовка военнослужащих СССР в Фергане, США перед Ливией и Ираком — в Египте.
Как показывает опыт ведения боевых действий на Кавказе, на высоте 3000 метров недостаточно адаптировавшиеся, быстро набравшие высоту военнослужащие начинают вести себя как под влиянием алкоголя: враждебно настроенный человек становится злым, угрюмым или безразличным, а мирно настроенный — оживленным, суетливым, шумливым. У людей практически теряется способность адекватно оценивать свое поведение. Опыт показал, что предварительная морально-психологическая подготовка позволяет достичь быстрой адаптации вплоть до высоты 4500 метров.
3. Моделирование реалистичной (полимодальной, многомерной) картины современного боя. Знание процессов, влияющих на человека в различных местностях, где придется выполнять задачи курсанту, ставшему офицером, поможет последнему грамотно построить на тактико-строевых занятиях работу по воспитанию воинского коллективизма и боевой выучки у подчиненных.
Один из основоположников американской военной психологии Р.Ригг в своей книге «Боевая подготовка войск» пишет: «Надо приучать солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти, добиться того, чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения как в обычной обстановке и действовал
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
? стрелял, двигался, сражался» [4. С. 26]. Военные психологи США считают, что в процессе психологической подготовки необходимо создавать мрачное окружение. Глаз воина повсюду должен встречать признаки разрушения. Обучаемые должны привыкнуть к зрелищу горящего дерева, объятых пламенем зданий и обугленных развалин. Нужно создавать как можно больше грохота и разрушений, очагов пожаров и задымлений.
Для адаптации личного состава курсантских подразделений, на тактико-строевых занятиях необходимо как можно чаще применять следующие приемы:
а) обкатка личного состава танками и боевой техникой, гранатометание на ходу;
б) наступление под разрывами снарядов;
в) движение в атаку за бронетехникой;
г) прыжки в воду в полной экипировке и форсирование водных преград вплавь и на подручных средствах;
д) перемещение под водой с использованием изолирующих противогазов с трубками;
е) посадка и спешивание с боевых и транспортных средств на ходу;
ж) установка и разминирование минно-взрывных заграждений с боевыми взрывателями.
Чтобы создавать на занятиях картину реальных боевых действий с разрушениями и «горящими»
объектами на поле боя, необходимо в военно-учебном заведении создать на базе кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности ВВ МВД России группу имитации, состоящую из 2-3 офицеров и приданного им отделения батальона обеспечения учебного процесса. Эти должностные лица (начальник и инженер группы имитации) с помощью подчиненных им солдат должны будут выезжать в учебный центр вместе с курсантскими подразделениями и совместно с преподавателями кафедр огневой подготовки, тактики, служебно-боевого применения ВВ МВД России составлять на каждое тактикостроевое занятие или учение план моделирования и приводить его в исполнение на местности в ходе отработки самого занятия.
4. Моделирование боевых нагрузок. Руководитель тактико-строевого занятия должен в процессе отработки учебных вопросов особое внимание обращать на моделирование реальных боевых нагрузок. Для этого необходимо приближать условия учебных занятий по боевой и физической подготовке к боевым: проводить их ночью, в любую погоду и т.п.; прививать обучаемым навыки действий в темноте; создавать близкие к реальным учебные ситуации, сопряженные с физическими и психологическими трудностями, лишениями, вызывающими физические неудобства, отрицательные эмоции и состояния; длительные пешие переходы в полном боевом снаряжении, марш-броски и т.п.; создавать на занятиях внешнюю картину предстоящих служебно-боевых задач, условий боевой службы с помощью специального оборудования, тренажеров, имитационных средств, осуществлять передвижение и действия курсантов на местности с серьезными естественными и искусственными препятствиями в средствах защиты; обеспечивать реальное противостояние инициативного, самостоятельного «противника» — военнослужащих подразделения, способных создать ситуацию борьбы; организовывать управляемые ситуации риска и опасности; обеспечивать формы занятий, требующих самостоятельного и коллективно-группового решения сложных задач с меняющимися вводными, сменой командования, неопределенностью обстановки, быстрой сменой ситуации; постоянно увеличивать темп деятельности на занятиях, сокращать сроки для решения задачи, проводить длительную активную деятельность в средствах защиты, дневные занятия, переходящие в ночные, создавать учебные ситуации, неудачи, требующие впоследствии осмотрительности, хитрости, порождающие соревнование и необходимость выполнения функций руководителя (командира) рядовыми курсантами; практиковать длительное выполнение служебно-боевых задач в условиях отрыва и изоляции от коллектива, подразделения.
5. Моделирование поражающих факторов оружия массового поражения.
6. Моделирование факторов ситуаций отказа оружия и боевой техники.
При организации моделирования боевой обстановки на тактико-строевых занятиях и учениях «картину боя», приближенную к реальной, можно создать только при условии оптимального использования учебно-материальной базы, применяемой при моделировании. К ней относятся:
1) средства имитации, такие как тротиловые шашки (75, 200 и 400 граммов), шашки имитации разрыва артиллерийского снаряда, взрывпакеты, дымовые шашки и мины и т.д.;
2) маршруты движения боевой техники, трассы боевой подготовки водителей;
з) городки психологической подготовки и учебные поля;
4) тренажерные комплексы.
При организации моделирования необходимо учитывать опыт последних боевых действий и опыт Великой Отечественной войны, т.е. необходимо, чтобы в организации тактико-строевых занятий и учений принимали участие те офицеры, которые имеют реальный боевой опыт. Только в этом
случае можно рассчитывать на положительный результат в обучении и воспитании курсантских подразделений в духе воинского коллективизма.
Таким образом, оптимизировать проведение тактико-строевых занятий и учений можно, если командиры курсантских подразделений и преподаватели учебных дисциплин военной направленности будут иметь твердую целевую установку на воспитание в ходе тактико-строевых занятий и учений именно воинского коллективизма боевой выучки; использовать при организации и проведении тактико-строевых занятий и учений передовые методики обучения и воспитания, основное внимание уделяя практическим тренировкам, широко и полно применять способы, методы и средства психологического моделирования боевой обстановки на тактико-строевых занятиях и учениях.
Список литературы
1. Апакидзе, В. В., Ауков, Р. Г. Строевая подготовка : учебное пособие // под. ред. В.А. Меримского. ? М.: Воениздат, 1987. — 335 с.
2. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. ? М.: Оникс, 2005.
- 1200 с.
3. Сборник методических рекомендаций по вопросам организации социальнопсихологической работы во внутренних войсках МВД России / под. ред. С.С. Топчего. — 135 с.
4. Ригг, Роберт. Боевая подготовка войск. — М., 1956.
Literature
1. Apakid%e, V. V., Dukov, R G. The marching drill // Ed. VA. Merimsky. ? Moscow, 1987. ? 335 p.
2. Ozhegov, S.I. The Dictionary of Russian / Ed. L.I. Skvortsov. ? Moscow, 2005. — 1200 p.
3. The Collection of methodical recommendations concerning the organization of socially-psychological
work in internal troops of Ministry of Internal Affairs Russia / /under the editorship of S.S. Topchij. ? 135 p.
4. Rigg, Robert. Combat training of armies. — Moscow, 1956 .
УДК 355.541.1
А.И. Боримский*, C.B. Науменко**, В.А. Торопов***
Обучение стрельбе в реальных условиях
В данной статье изложены особенности стрельбы в реальных условиях, а также рассмотрены пэйнтбол — как одно из эффективных средств повышения огневой и тактической подготовки сотрудников ОВД и формирования навыков своевременного и быстрого извлечения оружия из кобуры. Ключевые слова: стрельба в реальных условиях, перестрелки на улицах, пэйнтбол.
A.I. Borimsky*, S.V. Naumenko**, V.A. Toropov***. Training to shooting in real conditions.
Especiallies of shooting in real conditions have been stated in this article, although have been considered a paintball — as one of the most effective means of improving shooting and tactical skills of police officers and forming acquired of quick extracting the weapon from holster in time.
Keywords: shooting in real conditions, streets firing, paintball.
* Боримский, Анатолий Иосифович, профессор Санкт-Петербургского университета МВД России, доцент. 198206, СПб, ул.
Пилютова д. 1, тел.: 730-23-09.
** Науменко, Станислав Васильевич, старший преподаватель кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Полковник милиции 198329, СПб, ул. Тамбасова, д. 2, кор. 1, кв. 41. Тел.: 730-23-09.
*** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. 198504, СПб, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 18, корп. 1, кв. 36. Тел.: д. 428-24-10; р. 730-23-09, E-mail: [email protected].
* Borimsky, Anatoly I., Professor of St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, professor. 198206, St. Petersburg, ul. Pilyutova, 1 in / h 2653, tel.: 730-23-09.
** Naumenko, Stanislav V., a senior lecturer in physical education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences. Militia Colonel 198329, St. Petersburg, ul. Tambasova, 2, Cor. 1, Apt. 41. Tel.: 730-23-09.
*** Toropov, Victor A., Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. 198504, St. Petersburg, Art. Peterhof, st. Botanicheskaya, 18, bld. 1, Apt. 36. Tel.: 428-24-10 E p. 730-23-09, E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010