7. Ильясов, Д.Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.
8. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).
9. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособ. по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образо-ват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М., 2004.
Bibliography
1. Shtoff, V.A. Rolj modeli v poznanii. - L., 1963.
2. Iljyasov, D.F. Pedagogicheskie teorii i rolj subjhektivnogo faktora v ikh proektirovanii / D.F. Iljyasov, O.A. Iljyasova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 12.
3. Iljyasov, D.F. Princip reguliruemogo ehvolyucionirovaniya v pedagogike / D.F. Iljyasov, G.N. Serikov. - M., 2003.
4. Sizova, E.R. Modelirovanie v strukture uchebnoyj deyateljnosti // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2007. - № 9.
5. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. Federaljnihyj zakon «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii». - M., 2013.
6. Perechenj porucheniyj po realizacii Poslaniya Federaljnomu Sobraniyu [Eh/r]. - R/d: http://www.kremlin.ru/assignments/20004
7. Iljyasov, D.F. Razvitie predstavleniyj o pedagogicheskikh teoriyakh i podkhodakh k ikh proektirovaniyu / D.F. Iljyasov, O.A. Iljyasova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.
8. Iljyasov, D.F. Samoobuchayuthayasya organizaciya kak fenomen i strategiya (na primere obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
9. Iljyasov, D.F. Teoriya upravleniya obrazovaniem: ucheb. posob. po speckursu dlya stud. ped. specialjnosteyj i rukovoditeleyj obrazovat. uchrezhdeniyj / D.F. Iljyasov, G.N. Serikov. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 12.05.14
УДК 372
Fedoulov B.A., Zarechnev D.O. FEATURES OF SUPERVISORY CONTROL OVER GROUPS OF CADETS IN LEGAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA. The article reveals the features of educational work in a training group of cadets of legal institutions in the modern conditions. The analysis of the basic educational problems is given, the nature and content of supervisory control is clarified; some requirements of the supervision of individual students, factors of formation of cadet staff, basic directions, stages, forms and methods of work of responsibility supervisors are justified. Some guidelines on the management of supervisory control work are presented.
Key words: responsibility supervisory control work, students of a legal institute, educational problems, factors of cadet staff, forms and methods of work, advice on doing responsibility supervisory work.
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц. БЮИ МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КУРАТОРСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ
В статье раскрыты особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов в современных условиях, дан анализ основных воспитательных задач, уточнена сущность и содержание кураторства, обоснованы требования к личности куратора, выделены факторы формирования курсантского коллектива, основные направления, этапы, формы и методы работы кураторов, представлены рекомендации по ведению кураторской работы.
Ключевые слова: кураторская работа, курсант юридического института, воспитательные задачи, факторы формирования курсантского коллектива, формы и методы работы, рекомендации по ведению кураторской работы
Современный этап реформирования российского общества непосредственно связан с решением проблем совершенствования подготовки офицерских кадров для ОВД МВД РФ. Центральным вопросом является формирование личности, имеющей социально-нравственную направленность и высокую профессиональную подготовку Проблемы воспитания курсанта будущего сотрудника полиции, связаны с решением трех основных задач. Первая - поднять его правовой и нравственный авторитет как представителя власти, вторая задача - обеспечение охраны не только права, жизни, здоровья людей, но и исторического национально-культурного наследия нашего народа. Третья перенести центр правового воздействия института полиции с карательной функции на профилактическую. Проведение кураторской работы является одним из эффективных направлений, реализующих эти задачи. Педагогическая теория и практика показывает, что, во-первых, личность может воспитать только личность, во-вторых, личность формируется непосредственно в коллективе [1, с. 80].
Анализируя переходные процессы, связанные с реформированием нашего, следует учитывать их влияние на уровень воспитательного воздействия профессорско-преподавательского состава и командиров курсантских подразделений на обучаемых как будущих сотрудников полиции. Без активизации воспитатель-
ного воздействия с учетом изменившихся сегодня материальных и социальных условий, невозможно говорить о существенном повышении качества решения стоящих перед вузом МВД задач.
Одной из существенной особенностью, существующего положения дел является отсутствие достаточно эффективной системы формирования курсантских коллективов. Они создаются без целенаправленной работы под воздействием случайных факторов и не исключают приобретения антисоциальной направленности, под влиянием взаимоотношений входящих в его состав личностей курсантов и внешнем воздействии социума. Все это вызывает объективную необходимость возрождения кураторской работы с учетом современных требований. При реализации данного направления необходимо учитывать как опыт, ранее существовавший в учебных заведениях, так и те особенности, в которых находится наше общество и вузы МВД РФ.
Оценивая сложность стоящих задач и проблемность в назначении куратором достаточно опытных и социально подготовленных педагогов, возможным вариантом является организация и проведение кураторской работы не отдельными преподавателями, а закреплёнными кафедрами за учебными группами курса на весь период обучения [2, с. 56-64]. В этом случае кафедра становится подлинным центром не только учебной, но и воспитательной работы.
Кураторство как социальное явление общества, представляет собой один из способов организации преемственности поколений, непосредственно в условиях практической деятельности. Кураторство - одна из форм наставничества и одно из обязательных условий воспитания, является специфическим фактором и исторической особенностью славянского этноса.
К отбору кураторов предъявляются серьезные требования. При отборе необходимо учитывать: наличие жизненного опыта, уровень образования и квалификации; интерес к проблемам кураторства и личное желание быть наставником; наличие педагогических способностей, знаний, практического опыта в работе; степень развития идейно-нравственных, профессиональных, психологических качеств личности, а также специфических черт, присущих куратору (чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение, выдержка, готовность помочь). Залогом успешной работы куратора является его заинтересованное отношение к своему подшефному, понимание и знание его проблем, особенностей педагогической работы.
Общеизвестно, что воспитание играет особую роль в развитии личности будущего полицейского, наряду с созданием условий для работы личности над собой и самовоспитания. Воспитание было и остается целенаправленным и организованным воздействием субъекта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими лиц) на объект воспитания с целью формирования определенного типа личности, соответствующего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития. При этом нельзя сбрасывать со счетов роль учебного коллектива. Коллектив - высшая стадия развития первичной организационной общности людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов, как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования.
Коллектив характеризуется высокой сплоченностью в основных или во всех сферах жизнедеятельности, доминированием принципов товарищества в развитии деловых и личных отношений, высоким уровнем действенной групповой эмоциональной идентификации, оптимальным сочетанием общественного самоопределения и индивидуального.
В целом, в социальной психологии коллектив рассматривается как качественная характеристика уровня развития организованной общности людей. В отличие от многих других социально-психологических процессов формирование и развитие коллектива принадлежат к числу организованных (а не самопроизвольных, спонтанных) групповых процессов. Управление процессом формирования коллектива предполагает применение системного подхода, целостной и последовательной организации всей жизнедеятельности коллектива по принципу коллективности.
Основными факторами формирования коллектива являются: широкое применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности, создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива, обеспечение компетентного руководства коллективом и положительного личного примера руководителя; целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления и воспитания. Следовательно, одним из ведущих факторов воспитания личности является первичный коллектив, в котором утверждаются нормы нравственного поведения, прививаются социально-психологические навыки общения, осуществляется профессиональный рост.
Развитие (формирование) коллектива - процесс развития и совершенствования качеств членов и характеристик коллектива в целом, отличающих его от других типов социально-экономических общностей. В качестве главного критерия выступает осуществление коллективом функции субъекта самоуправления и самовоспитания, то есть предъявление управленческих и воспитательных требований к личности. На низшей стадии развития коллектива все требования исходят только от руководителя; на второй - принимаются и предъявляются активом; на третьей - коллектив как единое целое становится источником требований к личности и реальной воспитательной силой.
Далее раскроем рекомендации по ведению кураторской работы. Основные цели кураторства: 1. Создание условий для адаптации курсантов к условиям службы и учебе в вузе. 2. Воспитательная работа в процессе развития профессионально зна-
чимых качеств курсантов и слушателей. 3. Воспитательная работа в процессе развития морально-нравственных качеств личности. 4. Сплочение и развитие социально-нравственной направленности коллективов учебных отделений. 5. Воспитательная работа в процессе подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
В основу деятельности офицеров-кураторов в отличие от непосредственных командиров и начальников должно быть положено принципиально новое личностно ориентированное отношение к курсанту в процессе общения. Во взаимоотношениях с непосредственными командирами преобладают указания, приказы, распоряжения, т.е. субъект-объектные отношения с целью поддержания заданного порядка и организации. В деятельности куратора для развития и совершенствования личности должны преобладать субъект-субъектные отношения, т.е. в общении не должно быть ничего, что ущемляло бы потребности, интересы и желания личности, реализуя положения личностно-ориен-тированного подхода [3, с. 126-129]. Куратор должен принять и учесть то, что есть, и создать условия для того, чтобы личность сама работала над изменением своих ценностных установок и потребностей. Руководство осуществляется через рекомендации, советы, оценки, организацию соответствующей деятельности, создание общественного мнения, положительного психологического климата.
В процессе адаптации оказывается помощь курсанту в освоении новой сферы жизнедеятельности, взаимодействии со средой по поводу распорядка дня, организации службы, учебы, требований дисциплины, быта, общения, досуга, деятельности, связанной с удовлетворением физических потребностей и уходу за собой, активном культурном и физическом развитии, общих норм поведения. Адаптация должна охватить такие сферы, как служебно-функциональную, общественно-психологическую и материально-бытовую, основные процессы должны завершиться к окончанию прохождения курса ввода в специальность. В дальнейшем в основном ведется индивидуальная работа, особенно при изменении вида деятельности (учебной, практической) и мест базирования (основная база, загородный учебный центр и т.д.).
Развитие личности в современных условиях требует учета недостатков в ранее существовавшей воспитательной системе, основанной на формировании убежденности и сознательности. Основные усилия сосредотачивались на передаче информации о морали, нравственности, убеждении в целесообразности гуманного, социально-нравственного поведения и деятельности. Не учитывалось, что в основе поведения человека изначально лежат личные потребности. Если у человека отсутствуют социальные потребности, то никакая убежденность и никакие логические доводы не дадут стимулы выполнять нормы социального поведения и общественно-полезной деятельности. Поэтому основным направлением в развитии личности следует считать создание условий для трансформации имеющихся и приобретения новых потребностей. Только при их формировании можно рассчитывать на результативность убеждения и осознания социально-нравственных норм поведения и деятельности.
Основными направлениями работы куратора следует считать:
- формирование у курсантов научного мировоззрения на основе глубокого изучения ими дисциплин согласно учебных программ, Присяги, уставов, а так же документов по организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведений;
- воспитание у курсантов любви к избранной профессии путем ознакомления их с традициями, подвигами сотрудников ОВД при решении служебно-боевых задач и участия в различных межнациональных конфликтах на территории России;
- формирование у курсантов высоких профессиональных, морально-волевых и психологических качеств, необходимых офицеру ОВД;
- правовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание курсантов.
Основным в деятельности куратора в этом направлении должно быть: изучение курсантов, подбор и подготовка младших командиров, актива (ответственного за учебный сектор, секретчи-ка, редколлегию, культорга, спорторга), формирование общественного мнения, нравственных взаимоотношений, традиций, оптимистических настроений, положительного психологического климата и направленности на успешное решение стоящих задач.
Выделим основные формы и методы ведения кураторской работы применительно к следующим этапам обучения курсантов в институте:
1. Первоначальный этап обучения (первый курс). На первом этапе происходит образование, формирование и становление курсантских коллективов, включение их в различные сферы деятельности: учебную, общественную и научную.
2. Последующий этап обучения (второй, третий, четвертый курсы). На этом этапе в определенных условиях происходит развитие личности курсанта и курсантских коллективов, расширяется сфера деятельности курсантов, повышается степень активности.
3. Заключительный этап обучения (пятый курс). На этом этапе завершается подготовка курсантов как сотрудников полиции и формирование их готовности к самообразовательной деятельности [4].
Первоначальный этап обучения курсантов с его адаптационным периодом представляет собой наиболее ответственный и важный участок в деятельности куратора. Каждому следующему этапу обучения присущи свои особые качественные стороны, которые необходимо учитывать при работе с курсантами. Чтобы успешно выполнять возложенные на него задачи, куратору необходимо постоянно изучать курсантов, используя следующие методы: метод изучения документов (личные дела, данные профессионально-психологического отбора, служебные карточки), метод наблюдения. С наибольшим эффектом этот метод применяется в том случае, если преподаватель-куратор ведет лекционный курс, семинары, групповые и другие занятия в учебной группе, куратором которой он является. Метод обмена мнениями, он применяется куратором при проведении диспутов, дискуссий, в личных беседах с курсантами, другими преподавателями, ведущими занятия в данной учебной группе, командирами подразделений. Метод группового опроса, проводится в форме или анкетного опроса, или группового интервью для выявления мнения по какому-либо вопросу (вопросам), когда требуется быстрый ответ. Данный метод применяется реже других, так как применение первых трех методов дает куратору достаточную информацию о курсантах учебной группы [5].
Преподаватель-куратор использует в своей работе с курсантами различные формы, среди которых основными являются:
- информирование о событиях в стране и за рубежом;
- индивидуальные беседы с курсантами;
- беседы с младшими командирами и активом группы;
- участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий и строевых собраний;
- участие в подведении итогов;
- привлечение курсантов для оказания помощи кафедре в оформлении и совершенствовании учебно-лабораторной базы;
- вовлечение в работу научных кружков и внештатных лабораторий;
- проверка состояния конспектов и обучение конспектированию лекций;
- беседы с командирами курсантских подразделений по вопросам выработки единой политики воздействия на курсантов;
Библиографический список
- оказание помощи в организации мероприятий, направленных на повышение успеваемости и укрепление дисциплины.
Для организации и учета кураторской работы разрабатываются годовой и месячные планы, а также ведется журнал кураторской работы. В годовом плане указываются задачи и основные мероприятия в зависимости от курса обучения. В месячном плане определяются два раздела - для индивидуальной работы и работы по сплочению коллектива. В первом разделе указываются курсанты, с которыми ведется индивидуальная работа и необходимые педагогические воздействия.
Во втором разделе определяются мероприятия по направлениям: работа с активом; формирование общественного мнения; анализ успеваемости и определение мер по ее повышению; анализ дисциплины и определение мер по ее укреплению; организация коллективной деятельности; формирование нравственных отношений; создание положительного настроения в коллективе; организация культурно-массовой работы; организация спортивных мероприятий; формирование профессионально-значимых качеств; создание традиций коллектива; беседы, читательские конференции, викторины, научные и научно-практические конференции и т.д. [6].
В заключении выделим ряд выводов по проведению кураторской работы в вузах МВД России. Офицер-куратор является наставником и воспитателем курсантов, в своей работе он взаимодействует и использует рекомендации офицера-психолога, постоянно опирается на младших командиров и актив учебной группы, развивает их инициативу, самостоятельность за порученные участки учебно-воспитательной работы. Критерием эффективности работы отдела, службы, кафедры в курируемых отделениях является фактическое состояние дел в учебной группе. На Ученом совете не реже одного раза в год проводятся заседания, на которых обсуждается накопленный опыт, вырабатываются предложения по дальнейшему повышению эффективности воспитательной работы с курсантами. Куратор учебной группы не должен подменять командира подразделения, а должен оказывать ему помощь по вопросам дисциплины и учебы, главным образом по вопросам воспитания курсантов. Опыт показывает, что успех в работе может быть достигнут только при согласованных усилиях командира роты, взвода и куратора, систематических контактах и обмене опытом. Работа куратора должна вестись корректно, тактично, не вызывать осложнений и конфликтов. Начальник курса, взвода обязан обеспечивать проведение куратором мероприятий и оказывать ему необходимую помощь в организации воспитательной работы с курсантами. При подведении итогов за неделю куратор должен оказать непосредственную помощь командиру взвода в подготовке к подведению итогов в анализе успеваемости и дисциплины в организационно-методическом плане. Кроме этого, куратору рекомендуется провести анализ активности курсантов в учебе, общественной и спортивно-массовой работе, участия в кружках НИР Совместно с командиром взвода проанализировать направленность коллектива учебной группы на успешное решение стоящих перед ним задач.
1. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.
2. Башлуева, H.H. Повышение эффективности процесса обучения курсантов вузов МВД России: монография. - М., 2012.
3. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.; Воронеж, 1996.
4. Подпорин, И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2012.
5. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы. - М., 2005.
6. Четырешников, Г.В. Развитие готовности курсанта к выполнению задач в команде (служебно-боевом коллективе) ОВД России: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2005.
Bibliography
1. Makarenko, A.S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. - M., 1972.
2. Bashlueva, H.H. Povihshenie ehffektivnosti processa obucheniya kursantov vuzov MVD Rossii: monografiya. - M., 2012.
3. Belukhin, D.A. Osnovih lichnostno orientirovannoyj pedagogiki. - M.; Voronezh, 1996.
4. Podporin, I.V. Formirovanie gotovnosti kursantov k samoobrazovateljnoyj deyateljnosti v processe obucheniya v vuze MVD Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnodar, 2012.
5. Slastenin, V.A. Metodika vospitateljnoyj rabotih. - M., 2005.
6. Chetihreshnikov, G.V. Razvitie gotovnosti kursanta k vihpolneniyu zadach v komande (sluzhebno-boevom kollektive) OVD Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2005.
Статья поступила в редакцию 10.04.14