Научная статья на тему 'Модель государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне'

Модель государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОПТИМАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОСТРАНСТВО АКТИВНОСТИ / REGION / QUALITY OF EDUCATION / MANAGEMENT / STATE / SOCIETY / FULL POWERS / OPTIMUM INTERACTION / ACTIVITY SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кеспиков В. Н., Солодкова М. И., Ильясов Д. Ф., Баранова Ю. Ю.

Изучаются возможности метода моделирования для определения оптимального соотношения полномочий и ответственности представителей государственной и общественной составляющих в решении задачи обеспечения современного качества образования на региональном уровне. Раскрыта специфика использования инструментов государственно-общественного управления качеством образования в условиях действия нового законодательства. Показаны пути интегрированного участия представителей государственной и общественной составляющей управления качеством в региональных образовательных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кеспиков В. Н., Солодкова М. И., Ильясов Д. Ф., Баранова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY AT THE REGIONAL LEVEL

The article presents modeling method capabilities to determine the optimal ratio between powers and responsibilities of representatives of state and social components in solving the problem of providing modern education quality at the regional level. The specifics of using instruments of state and public management of education quality in the conditions of the new legislation are revealed. The ways of integrated participation of representatives of state and social components of education management in regional education systems are described.

Текст научной работы на тему «Модель государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне»

УДК 371.1

Kespikov V.N., Solodkova M.I., Ilyasov D.F., Baranova Yu.Yu. MODEL OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY AT THE REGIONAL LEVEL. The article presents modeling method capabilities to determine the optimal ratio between powers and responsibilities of representatives of state and social components in solving the problem of providing modern education quality at the regional level. The specifics of using instruments of state and public management of education quality in the conditions of the new legislation are revealed. The ways of integrated participation of representatives of state and social components of education management in regional education systems are described.

Key words: region, quality of education, management, state, society, full powers, optimum interaction, activity space.

В.Н. Кеспиков, ректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, д-р пед. наук, доц., Заслуженный учитель РФ, г. Челябинск, E-mail: chippkro@ipk74.ru;

М.И. Солодкова, первый проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, Отличник просвещения РФ, г. Челябинск, E-mail: solodkovami@rambler.ru;

Д.Ф. Ильясов, зав. каф. педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru;

Ю.Ю. Баранова, руководитель регионального центра научно-методического сопровождения введения ФГОС общего образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, Почетный работник общего образования РФ, г. Челябинск,

E-mail: rcfgos74@mail.ru

МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Изучаются возможности метода моделирования для определения оптимального соотношения полномочий и ответственности представителей государственной и общественной составляющих в решении задачи обеспечения современного качества образования на региональном уровне. Раскрыта специфика использования инструментов государственно-общественного управления качеством образования в условиях действия нового законодательства. Показаны пути интегрированного участия представителей государственной и общественной составляющей управления качеством в региональных образовательных системах.

Ключевые слова: регион, качество образования, управление, государство, общественность, полномочия, оптимальное взаимодействие, пространство активности.

В реальной практике регионального управления образованием существует многообразие проявлений адресного применения принципов и положений государственно-общественного управления. Есть основания утверждать, что государственно-общественное управление может быть эффективным инструментом в достижении современного качества образования. Одним из технологических механизмов, обеспечивающих решение этой задачи на региональном уровне, является оптимизация взаимодействия субъектов управления образованием государственной и общественной природы. Поэтому в данной статье предлагается модель, отражающая целевые, содержательные, процессуальные и результативные средства воплощения такого механизма.

Обращение к методу моделирования определяется сложившимися в теории и практике управления традициями, неоднократно подтвердившими свою продуктивность в решении научноприкладных управленческих проблем. В понимании моделирования мы опирается на определении его в качестве метода исследования, который предусматривает построение некоторого образца, аналога или модели изучаемого процесса или явления и предполагает его дальнейшее изучение соответствующего процесса или явления с помощью созданной модели [1; 2; 3; 4].

Применение метода моделирования к решению нашей задачи в соответствии с приведенным определением диктует необходимость построения модели государственно-общественного управления образованием, обеспечивающей достижение современного качества образования на региональном уровне. Обеспечивая наглядность и структурную упорядоченность данного процесса, такая модель дает возможность более детального его изучения и выявления специфики и внутренних закономерностей протекания. При этом речь идет о построении двух вариантов модели: эвристической модели изучаемого процесса и соответствующей функциональной модели.

Эвристическая модель представляет собой своеобразный образ (мысленное представление) о том, как будет реализовываться идея государственно-общественного управления образованием, обеспечивающая достижение современного качества

образования на региональном уровне. Эта модель символизирует начальный этап проектирования, когда мы еще не обладали достаточно полными знаниями и информацией об исследуемом процессе. Однако она играет принципиально важную роль в части наращивания представлений о процессе государственно-общественного управления образованием, направленного на достижение современного качества образования на региональном уровне.

С целью уточнения содержательно-смыслового контекста, на основе которого мыслится осуществление государственнообщественного управления качеством образования, были определены соответствующие полномочия региональных органов управления образованием, потенциально допускающие участие представителей общественности к их реализации. Источниками для определения подробного рода полномочий стали положения действующего федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих подзаконных актов. В результате были определены 14 групп полномочий, которые предполагают потенциальное участие представителей общественности в их реализации [5].

В дальнейшем, на этапе построения функциональной модели, соответствующие полномочия были детализированы. Основанием для такой детализации стало положение о том, что в различных субъектах Российской Федерации соответствующие региональные органы управления образованием самостоятельно решают вопрос о делегировании конкретных полномочий представителям общественности в части обеспечения качества образования. Более того, некоторые принятые в последние годы постановления декларируют функции в части обеспечения качества образования, которые напрямую адресованы представителям общественности. А по ряду осуществляемых региональным органом управления образованием функций по обеспечению качества образованием непременно требуется положительное отношение общественности на принимаемые соответствующие решения. Такая неоднозначная ситуация потребовала разработки решений, которые бы носили универсальный харак-

тер и могли бы быть реализованы в различных региональных образовательных системах.

В качестве такого решения нами была предложена оригинальная схема, которая допускает возможность реализации соответствующих полномочий посредством интегрированного участия представителей государственной и общественной составляющей управления образованием. Подобную интегрирующую роль предложено возложить на Общественный совет по вопросам обеспечения качества образования, созданный при региональном органе управления образованием. Основанием для такого вывода стало положение п. 5.1. Перечня поручений по реализации Послания Федеральному Собранию, где говорится о необходимости продолжения работы по созданию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и обеспечения создания таких советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации [6].

Причем данные полномочия предложено структурировать в виде трех групп, наличие которых определяется объективными причинами, отраженными в действующей нормативно-правовой базе. В качестве таких группы полномочий предложено рассматривать:

- непосредственные полномочия регионального Общественного совета - полномочия, которые возложены для самостоятельной деятельности этого органа государственнообщественного управления образованием;

- полномочия регионального Общественного совета по вопросам, которые требуют наличия положительного решения с целью их утверждения Региональным органом управления образованием;

- полномочия Регионального общественного совета по вопросам, решения по которым имеют рекомендательный характер для регионального органа управления образованием.

Подробная интерпретация соответствующих групп полномочий будет приведена при описании содержательного компонента модели. Кроме того, для обеспечения однозначности в интерпретации модели и ее структурных компонентов на этапе построения эвристической модели была проведена специальная работа по уточнению понятийного аппарата. Мы исходили из того, что такое уточнение позволит наиболее точно и объективно представить соответствующее «пространство активности» субъектов государственной и общественной составляющей управления образования в части решения задач обеспечения современного качества образования на региональном уровне.

Для построения модели нами задействованы понятия, которые структурированы в виде четырех групп: общие понятия (раскрывающие наиболее общие смысловые контуры проектируемой модели); специальные понятия (очерчивающие специ-

фику процесса государственно-общественного управления образованием, обеспечивающего достижение качества образования на региональном уровне); основные понятия (использующиеся при построении главных идей и положений модели); дополнительные понятия (определяющие особенности и взаимосвязи идей и положений модели) [7; 8; 9]. Ряд понятий получил авторскую интерпретацию.

Соответствующие в целом, оформившиеся представления о государственно-общественном управлении качеством образования на региональном уровне положены в основу построения функциональной модели. Ее суть заключается в том, чтобы определить основания, с использованием которых можно воплотить намеченный замысел (намеченную идею) в реальных условиях функционирования конкретного субъекта РФ. Это предполагает в определенной степени обобщенность содержательного наполнения компонентов модели, что делает ее воспроизводимой. Существенными характеристиками такой модели являются функции - своеобразные характеристики, которые отражают ее предназначение, т.е. то, ради чего такая модель нами создается.

В силу сложившихся традиций при проектировании модели мы опирались на положения системного и деятельностного подходов. Системный подход получил свое отражение в определении системных особенностей процесса государственно-общественного управления образованием, обеспечивающего достижение современного качества общего образования. Это, в частности, проявляется в структурировании модели и выделении ее основных компонентов (целевой, содержательный, процессуальный и результативный). Деятельностный подход позволяет представить данный процесс в динамике, подчеркнуть его этапность. Учитывая специфику решаемых задач, имеет смысл выделить три этапа, на каждом из которых решаются конкретные задачи, обусловленные реализации положений государственно-общественного управления на региональном уровне в части достижения современного качества общего образования. Выделены, в частности, три этапа реализации модели: подготовительный, деятельностный, продуктивный. На каждом из этапов осуществляется смысловая интерпретация каждого из четырех выделенных компонентов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Использование двух подходов - системного и деятельностного - позволяет получить очень важный результат - компактность и наглядность в интерпретации такого сложного процесса, как государственно-общественное управления образованием, обеспечивающее достижение современного качества общего образования на региональном уровне. Размещение структурных компонентов (системный подход) по вертикали и интерпретация их по горизонтали в рамках каждого из трех этапов (деятельностный подход) определили матричное представление модели (рис. 1).

І і і

І І 1

І І І

Результативный компонент на подготовительном этапе

Результативный компонент на деятельностном этапе

Результативный компонент на продуктивном этапе

Рис. 1. Схематическое представление модели государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне

Целевой компонент. Его основное назначение - предвосхищение ожидаемых результатов проектируемой деятельности. Такое понимание функций целевого компонента дает возможность связывать цель с отражением идеальных представлений об интегрированных возможностях государственной и общественной составляющей управления образованием в обеспечении современного качества образования в регионе. Целевой компонент находит свое предметное выражение в формулировках целевых установок. Соответствующие целевые установки отражают результаты взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в виде обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми предполагается формирование остальных компонентов модели. Кроме того, цель и задачи позволяют очертить контуры ожидаемого результата данной деятельности. В результате образуется понимание того, как следует организовать деятельность наделенных полномочиями представителей государственной и общественной составляющей управления образованием, что обеспечит ее направленность на обеспечение современного качества образования.

Цель определяется следующим образом - достижение современного качества образования в региональной образовательной системе посредством обеспечения оптимального взаимодействия наделенных полномочиями представителей государственной и общественной составляющих.

Достижение данной цели осуществляется не сразу. Соответствующий процесс пролонгирован во времени и осуществляется на нескольких этапах. Исходя из специфики реализации модели в различных региональных образовательных системах, можно рекомендовать следующие последовательности постановки и достижения задач.

Задачи подготовительного этапа:

- нивелирование устоявшихся стереотипов в части формирования общественностью социального заказа на качественное образование;

- формирование готовности субъектов государственной природы к работе с общественностью, мотивации на активный контакт с потенциальными носителями социального заказа на образование;

- определение и детализация полномочий общественности в части обеспечения современного качества образования в регионе;

- разработка регламентов оптимального взаимодействия наделенных полномочиями представителей государственной и общественной составляющих государственно-общественного управления образованием в регионе.

Задачи деятельностного этапа:

- обеспечение общественности достоверной и релевантной информацией о состоянии качества образования в региональной образовательной системе;

- активизация субъектной позиции общественности в сфере формирования социального заказа на образование в региональной образовательной системе;

- развертывание целенаправленной работы по подготовке различных представителей общественности к компетентному осуществлению возложенных на них полномочий по обеспечению качества образования в регионе;

- расширение практики реального участия общественности в принятии и исполнении решений по обеспечению современного качества образования в регионе.

Задачи продуктивного этапа:

- формирование конструктивных отношений наделенных полномочиями представителей государственной и общественной составляющих в части принятия и исполнения решений по достижению современного качества образования в регионе;

- развитие общественного самосознания, способствующего соблюдению различными группами населения в регионе правил и норм участия в обеспечении качества образования;

- поиск эффективных организационно-управленческих механизмов включения общественности в обеспечение современного качества образования в регионе.

Содержательный компонент. Данный компонент определяет содержание деятельности, лежащей в основе государственно-общественного управления качеством образования в региональной образовательной системе. Основанием для определения смыслового наполнения содержательного компонента является поиск оптимального соотношения полномочий и ответственности представителей государственной и общественной

составляющих в решении задачи обеспечения качества образования на региональном уровне. Оригинальность и новизна такого подхода заключается не только в использовании мощного синергетического эффекта взаимодействия (когда оптимальное использование государственного управления преумножаются возможностями общественной составляющей), но и в реализации этого механизм в условиях действия нового законодательства.

Новое законодательство в сфере образования, по сути, наметило своего рода «пространство активности» для субъектов управления, как государственной, так и общественной природы. Соответствующее «пространство активности» затрагивает сферу построения образовательной политики и законотворчества в образовательной области, касается уточнения содержания образования, определения кадрового и материально-технического обеспечения образования в регионе. Поэтому при определении содержательного компонента модели потребовалось уточнить то «пространство активности» субъектов государственной и общественной природы с целью направления их усилий на достижение современного качества образования на уровне региона.

В данной модели соответствующее «пространство активности» субъектов государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне образовано совокупностью полномочий, которые, как было отмечено выше, представлено в виде трех групп.

При определении состава полномочий мы не ставили перед собой задачу распределить их осуществление по этапам реализации модели. Принимая во внимание тот факт, что движение от одного этапа к следующему этапу свидетельствует о более высоком уровне зрелости складывающейся в регионе системы государственно-общественного управления качеством образования. Иными словами, чем выше уровень зрелости данной системы, тем более сложные и ответственные полномочия могут быть не нее возложены. Поэтому невозможно привести универсальную схему распределения «пространства активности» субъектов государственно-общественного управления по этапам реализации модели. Мы считаем, что это должно быть задачей конкретного региона. Возможно, речь пойдет о таком порядке вовлечения представителей общественности в реализацию наделенных им полномочий, которая определяет их готовность эти полномочия реализовать. Поэтому мы приводим примерные характеристики полномочий без привязки их к этапам реализации модели. Также отметим, что реализацию соответствующих полномочий предполагается осуществлять с использованием организационно-управленческих инструментов, которые будут сосредоточены в руках Общественного совета, являющегося формой интегрированного участия представителей государственной и общественной составляющей управления образованием в обеспечении качества образования.

1. Непосредственные полномочия регионального Общественного совета - полномочия, которые возложены для самостоятельной деятельности этого органа государственно-общественного управления образованием. Данный перечень составлен на основе нормативной базы Российской Федерации и может быть расширен в связи с изменением федерального и регионального законодательства. Сюда входят следующие полномочия:

- формирование сообщества общественных экспертов в сфере образования (в том числе посредством их сетевого взаимодействия), направление в адрес регионального органа управления образованием ходатайств о включении общественных экспертов (персонально) в конкурсные, аттестационные, аккредитационные, конфликтные комиссии, комиссии по рассмотрению обращений граждан, а также в состав общественных наблюдателей при проведении процедур государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;

- привлечение общественности к формированию единых подходов, критериев и показателей оценки качества образования на региональном уровне, в том числе средствами социологических опросов; создание условий для развития субъектной позиции общественности в части обсуждения результатов оценки качества образования, а также выработке предложений по его совершенствованию;

- формирование перечня образовательных организаций для проведения независимой оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения, определение

критериев эффективности работы образовательных организаций в рамках независимой системы оценки качества их работы; формирование предложений по результатам независимой оценки качества работы образовательных организаций в адрес их учредителей;

- подготовка предложений в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендация широкой общественности кандидатов в список физических лиц - экспертов регионального уровня;

- участие в обсуждении критериев формирования нормативов финансирования образовательных организаций субъекта РФ;

- участие в оптимизации инновационной деятельности в региональной образовательной системе и инициирование участия общественности в реализации региональных инновационных проектов;

- участие через своих членов в заседаниях координационных, совещательных, экспертных и иных органов, созданных региональным органом управления образованием;

- информирование общественности о различных российских, иностранных и международных общественных организациях, осуществляющих общественную аккредитацию;

- сотрудничество со средствами массовой информации в части предъявления общественного мнения по вопросам образования; разъяснение принципов государственной политики в сфере образования для всех участников образовательных отношений;

- инициирование создания и координация деятельности общественных объединений, обеспечивающих поддержку и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а также профессиональных общественных объединений;

- участие в мероприятиях, проводимых региональным органом управления образованием в соответствии с согласованными планами действий;

- запрос в установленном порядке у руководства и структурных подразделений регионального органа управления образованием информации, необходимой для работы Общественного совета.

Интерпретация процессуального механизма на подготовительном этапе

Механизм реализации Формулировки ожидаемых результатов

Обеспечение деятельности региональных организационных структур участия общественности в реализации компетенций по вопросам качества образования Формирование регионального Общественного совета как организационной структуры участия общественности в реализации компетенций по вопросам качества образования в условиях государственно-общественного управления

Обеспечение подготовки общественных экспертов, представителей общественности к компетентному осуществлению возложенных на них полномочий по обеспечению качества образования в регионе Выявление мотивов, затруднений, потребностей представителей общественности, экспертного сообщества, связанных с участием в деятельности Общественного совета. Сбор и анализ предложений от представителей общественности, экспертного сообщества, связанных с ожиданиями от участия в деятельности Общественного совета

Оптимизация взаимодействия представителей государственной и общественной составляющих государственно-общественного управления образованием в регионе по вопросам обеспечения достижения качества образования Обеспечение и поддержание связей и отношений между обществом и региональным органом управления образованием в соответствии с наделенными полномочиями, обеспечивающими качество общего образования

Интерпретация процессуального механизма на деятельностном этапе

Механизм реализации Формулировки ожидаемых результатов

Обеспечение деятельности региональных организационных структур участия общественности в реализации компетенций по вопросам качества образования Организация деятельности регионального Общественного совета как организационной структуры участия общественности в реализации компетенций по вопросам качества образования в условиях государственно-общественного управления (формирование и развитие внутриорганизационных связей и отношений в Общественном совете)

Обеспечение подготовки общественных экспертов, представителей общественности к компетентному осуществлению возложенных на них полномочий по обеспечению качества образования в регионе Формирование у представителей экспертного сообщества, представителей общественности профессиональных компетенций в сфере общественной экспертизы и содействия мероприятиям по обеспечению качества общего образования

Оптимизация взаимодействия представителей государственной и общественной составляющих государственно-общественного управления образованием в регионе по вопросам обеспечения достижения качества образования Организация расширения контактов между общественностью и органами власти в соответствии с наделенными полномочиями, обеспечивающими качество общего образования

Интерпретация процессуального механизма на продуктивном этапе

Механизм реализации Формулировки ожидаемых результатов

Обеспечение деятельности региональных организационных структур участия общественности в реализации компетенций по вопросам качества образования Оптимизация деятельности Общественного совета и его конструктивное взаимодействие с другими организационными структурами региона и РФ, обеспечивающими качество общего образования в условиях государственно-общественного управления

Обеспечение подготовки общественных экспертов, представителей общественности к компетентному осуществлению возложенных на них полномочий по обеспечению качества образования в регионе Обобщение и систематизация опыта (практики участия) деятельности представителей общественности, экспертного сообщества для повышения эффективности деятельности Общественных советов

Оптимизация взаимодействия представителей государственной и общественной составляющих государственно-общественного управления образованием в регионе по вопросам обеспечения достижения качества образования Инициирование различных форм продуктивного взаимодействия между общественностью и органами власти, влияющих на изменение качества общего образования

Ожидаемые результаты на подготовительном этапе:

Группы ожидаемых результатов Формулировки ожидаемых результатов

Результаты, относящиеся к психологопедагогическому обеспечению государственно-общественного управления качеством образования 1. Адекватные представления общественности о возможностях региона в обеспечении современного качества образования. 2. Сформированность сообщества общественных экспертов по вопросам достижения современного качества образования (в части полномочий, отнесенных к компетенции общественных институтов управления образованием). 3. Активное участие общественности в организации взаимодействия общественных организаций по оптимизации ресурсов, направленных на обеспечение качества образования в регионе.

Результаты, относящиеся к принимаемым управленческим решениям 1. Сложившиеся в региональной образовательной системе принципы и подходы к разделению полномочий между государственной и общественной составляющей по обеспечению современного качества образования. 2. Функционирование при региональном органе управления образованием Общественного совета по вопросам обеспечения качества образования (на основании Поручения Правительству РФ, Пр-3086, п. 5.1).

Результаты, непосредственно относящиеся к достижению качества образования 1. Сформированность социального заказа региона на отражение в содержании образовательных программ экономических, общественно-политических и социально-культурных особенностей региона. 2. Оформившаяся потребность образовательных учреждений в ресурсной обеспеченности реализуемых образовательных программ. 3. Изменение стереотипных представлений субъектов государственнообщественного управления качеством образования о характере и природе достигаемых учащимися новых образовательных результатов.

Ожидаемые результаты на деятельностном этапе:

Г руппы ожидаемых результатов Формулировки ожидаемых результатов

Результаты, относящиеся к психологопедагогическому обеспечению государственно-общественного управления качеством образования 1. Согласованность деятельности всех субъектов государственно-общественного управления в обеспечении современного качества образования в регионе. 2. Глубокое и всестороннее понимание экспертным общественным сообществом предмета и целевых установок экспертиз по вопросам обеспечения качества образования.

Результаты, относящиеся к принимаемым управленческим решениям 1. Конкретность и очевидность полномочий, которыми наделены различные субъекты государственно-общественного управления в регионе, в контексте обеспечения качества образования. 2. Реализация Общественным советом в полном объеме возложенных на него полномочий.

Результаты, непосредственно относящиеся к достижению качества образования 1. Соответствие содержания реализуемых образовательными учреждениями образовательных программ социальному заказу региона. 2. Ресурсная обеспеченность реализуемых образовательными учреждениями образовательных программ. 3. Подчиненность усилий различных субъектов государственно-общественного управления образованием достижению учащимися новых образовательных результатов.

Ожидаемые результаты на продуктивном этапе:

Группы ожидаемых результатов Формулировки ожидаемых результатов

Результаты, относящиеся к психологопедагогическому обеспечению государственно-общественного управления качеством образования 1. Основанная на профессиональных принципах совместно-распределенная активность государственной и общественной составляющих в обеспечении качества образования в регионе. 2. Активная и конструктивная позиция сообщества общественных экспертов в определении и обосновании путей достижения современного качества образования. 3. Высокий уровень ответственности общественности за качество образования в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты, относящиеся к принимаемым управленческим решениям 1. Укоренившаяся в регионе практика предъявления общественностью своих образовательных потребностей, а также притязаний по поводу качественного образования. 2. Сформированность эффективных организационно-управленческих механизмов включения общественности в обеспечение современного качества образования в регионе. 3. Продуктивная деятельность Общественного совета на основе активного использования интеллектуальных информационных технологий в процессе подготовки и принятия решений.

Результаты, непосредственно относящиеся к достижению качества образования 1. Наличие практики гибкого реагирования содержания образовательных программ на изменения в социально-образовательном заказе региона. 2. Оптимальное ресурсное обеспечение реализуемых образовательными учреждениями образовательных программ (в зависимости от социального заказа и достигаемых результатов образования). 3. Положительная динамика достижения учащимися планируемых результатов освоения образовательных программ с учетом изменяющегося социального заказа.

2. Полномочия регионального Общественного совета по вопросам, которые требуют наличия положительного решения с целью их утверждения Региональным органом управления образованием. При определении данных полномочий были рассмотрены нормативные документы федерального уровня. В них речь идет о подготовке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти. Подразумевается, что на региональном уровне должны существовать аналогичные документы о подготовке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых, в том числе, региональным органом управления образованием. Сюда входят следующие полномочия:

- рассмотрение разрабатываемых региональным органом управления образованием проектов нормативных правовых актов, которые в соответствии с приказом регионального органа управления образованием, определяющим состав нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях Общественного совета;

- определение перечня проектов нормативных правовых актов регионального органа управления образованием, общий срок общественного обсуждения которых не может составлять менее 60 календарных дней;

- организация участия общественности в разработке проектов государственных региональных, целевых программ развития образования, критериев их экспертизы и их реализации;

- участие в оценке последствий принятия решений о реорганизации и ликвидации образовательных организаций в региональной образовательной системе.

3. Полномочия Регионального общественного совета по вопросам, решения по которым имеют рекомендательный характер для регионального органа управления образованием. В данный список внесены те полномочия, содержание которых носит необязательную, ориентировочную направленность для принятия решения со стороны регионального органа управления образованием. Сюда входят следующие полномочия:

- рассмотрение проектов решений регионального органа управления образованием и внесение в региональный орган управления образованием предложений по вопросу целесообразности принятия указанных решений;

- рассмотрение инициатив общественных объединений, организаций в сфере образования субъекта РФ через специальный ресурс в сети Интернет и внесение в региональный орган управления образованием предложений по их рассмотрению и реализации;

- выявление общественно значимых приоритетов в области образования, науки и молодежной политики и внесение в региональный орган управления образованием предложений по их проработке;

- проведение анализа обращений граждан, поступающих в региональный орган управления образованием, результатов их рассмотрения; направление рекомендаций по оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений в адрес образовательных организаций и их учредителей;

- внесение в региональный орган управления образованием предложений по проведению социологических опросов по различным вопросам в установленной сфере деятельности.

Процессуальный компонент. В основе отбора механизмов, процессуально обеспечивающих реализацию содержания модели на каждом этапе, положено понимание необходимости привлечения субъектов общественного управления к реализации определенных законодательством и региональными органами управления образованием компетенций в части обеспечения качества образования. Исходя из этого, можно выделить такие процессуальные механизмы реализации модели, как:

Библиографический список

- обеспечение деятельности региональных организационных структур участия общественности в реализации полномочий по вопросам обеспечения современного качества образования;

- обеспечение подготовки общественных экспертов, представителей общественности к компетентному осуществлению возложенных на них полномочий по обеспечению качества образования в регионе;

- оптимизация взаимодействия представителей государственной и общественной составляющих государственно-общественного управления образованием в регионе по вопросам обеспечения достижения качества образования.

Описание содержания представленных механизмов отражает ряд особенностей, характерных для описываемой модели. Во-первых, все выделенные механизмы действуют одновременно, обеспечивая синергетический эффект в решении задач целевого компонента модели и достижения, тем самым, ожидаемых результатов. Во-вторых, каждый их механизмов обеспечивает реализацию содержания модели на конкретном ее этапе, а потому отличается спецификой. В-третьих, развертывание каждого из механизмов происходит постепенно, в логике решаемых задач, и носит, таким образом, характер поступательного развития.

Результативный компонент. Данный компонент позволяет судить о том, насколько успешно осуществляется проектируемый процесс. Достижение поставленной цели осуществляется поэтапно. О том, как это происходит, можно судить по достижению ожидаемых результатов по окончании каждого из трех этапов.

Можно выделить три группы ожидаемых результатов: а) результаты, относящиеся к психолого-педагогическому обеспечению государственно-общественного управления качеством образования; б) результаты, относящиеся к принимаемым управленческим решениям; в) результаты, непосредственно относящиеся к достижению качества образования.

Первая группа ожидаемых результатов означает своего рода универсализацию значимости специального набора знаний субъектов государственно-общественного управления качеством образования, мотивов их включения в эту деятельность, а также проявления субъектной позиции. Вторая группа ожидаемых результатов касается уточнения существующего в региональной образовательной системе нормативно-правового поля в части, касающейся деятельности различных субъектов государственно-общественного управления качеством образования. Третья группа ожидаемых результатов является проекцией принимаемых управленческих решений в плоскости достижения современного качества образования на региональном уровне.

Приведенные формулировки результатов определяют оценки успешности реализации модели государственно-общественного управления образованием, обеспечивающей достижение современного качества образования на региональном уровне. В силу пролонгированности проектируемого процесса соответствующие результаты определяют промежуточные и конечные качественные характеристики успешности взаимодействия представителей государственной и общественной составляющей в части достижения современного качества образования на региональном уровне. В русле принятой идеи совокупность ожидаемых результатов выстроена в логике повышения требований к субъектам государственно-общественного управления качеством образования.

Действенность предложенной модели государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне определяется ее самовоспроизводимостью, когда общественные организации и представители общественности проявляют подлинный интерес к образованию, становятся активными участниками образовательных отношений, а представители государственного управления заинтересованы в их конструктивной поддержке и деятельном участии. В этом случае общественная составляющая способна цивилизованно и аргументировано влиять на проводимую в регионе политику в сфере качества образования.

1. Штофф, В.А. Роль модели в познании. - Л., 1963.

2. Ильясов, Д.Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12.

3. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М., 2003.

4. Сизова, Е.Р Моделирование в структуре учебной деятельности // Высшее образование в России. - 2007. - № 9.

5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013.

6. Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию [Э/р]. - Р/д: http://www.kremlin.ru/assignments/20004

7. Ильясов, Д.Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию I Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова II Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.

8. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) II Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).

9. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособ. по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образовал. учреждений I Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М., 2004.

Bibliography

1. Shtoff, V.A. Rolj modeli v poznanii. - L., 1963.

2. Iljyasov, D.F. Pedagogicheskie teorii i rolj subjhektivnogo faktora v ikh proektirovanii I D.F. Iljyasov, O.A. Iljyasova II Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 12.

3. Iljyasov, D.F. Princip reguliruemogo ehvolyucionirovaniya v pedagogike I D.F. Iljyasov, G.N. Serikov. - M., 2003.

4. Sizova, E.R. Modelirovanie v strukture uchebnoyj deyateljnosti II Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2007. - № 9.

5. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. Federaljnihyj zakon «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii». - M., 2013.

6. Perechenj porucheniyj po realizacii Poslaniya Federaljnomu Sobraniyu [Ehlr]. - Rld: http:llwww.kremlin.rulassignmentsl20004

7. Iljyasov, D.F. Razvitie predstavleniyj o pedagogicheskikh teoriyakh i podkhodakh k ikh proektirovaniyu I D.F. Iljyasov, O.A. Iljyasova II Sibirskiyj

pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.

8. Iljyasov, D.F. Samoobuchayuthayasya organizaciya kak fenomen i strategiya (na primere obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya) II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).

9. Iljyasov, D.F. Teoriya upravleniya obrazovaniem: ucheb. posob. po speckursu dlya stud. ped. specialjnosteyj i rukovoditeleyj obrazovat. uchrezhdeniyj I D.F. Iljyasov, G.N. Serikov. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 12.05.14

УДК 372

Fedoulov B.A., Zarechnev D.O. FEATURES OF SUPERVISORY CONTROL OVER GROUPS OF CADETS IN LEGAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA. The article reveals the features of educational work in a training group of cadets of legal institutions in the modern conditions. The analysis of the basic educational problems is given, the nature and content of supervisory control is clarified; some requirements of the supervision of individual students, factors of formation of cadet staff, basic directions, stages, forms and methods of work of responsibility supervisors are justified. Some guidelines on the management of supervisory control work are presented.

Key words: responsibility supervisory control work, students of a legal institute, educational problems, factors of cadet staff, forms and methods of work, advice on doing responsibility supervisory work.

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru;

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц. БЮИ МВД России, г. Барнаул, E-mail: zarechnev@buimvd.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КУРАТОРСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ

В статье раскрыты особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов в современных условиях, дан анализ основных воспитательных задач, уточнена сущность и содержание кураторства, обоснованы требования к личности куратора, выделены факторы формирования курсантского коллектива, основные направления, этапы, формы и методы работы кураторов, представлены рекомендации по ведению кураторской работы.

Ключевые слова: кураторская работа, курсант юридического института, воспитательные задачи, факторы формирования курсантского коллектива, формы и методы работы, рекомендации по ведению кураторской работы

Современный этап реформирования российского общества непосредственно связан с решением проблем совершенствования подготовки офицерских кадров для ОВД МВД РФ. Центральным вопросом является формирование личности, имеющей социально-нравственную направленность и высокую профессиональную подготовку Проблемы воспитания курсанта будущего сотрудника полиции, связаны с решением трех основных задач. Первая - поднять его правовой и нравственный авторитет как представителя власти, вторая задача - обеспечение охраны не только права, жизни, здоровья людей, но и исторического национально-культурного наследия нашего народа. Третья перенести центр правового воздействия института полиции с карательной функции на профилактическую. Проведение кураторской работы является одним из эффективных направлений, реализующих эти задачи. Педагогическая теория и практика показывает, что, во-первых, личность может воспитать только личность, во-вторых, личность формируется непосредственно в коллективе [1, с. 80].

Анализируя переходные процессы, связанные с реформированием нашего, следует учитывать их влияние на уровень воспитательного воздействия профессорско-преподавательского состава и командиров курсантских подразделений на обучаемых как будущих сотрудников полиции. Без активизации воспитатель-

ного воздействия с учетом изменившихся сегодня материальных и социальных условий, невозможно говорить о существенном повышении качества решения стоящих перед вузом МВД задач.

Одной из существенной особенностью, существующего положения дел является отсутствие достаточно эффективной системы формирования курсантских коллективов. Они создаются без целенаправленной работы под воздействием случайных факторов и не исключают приобретения антисоциальной направленности, под влиянием взаимоотношений входящих в его состав личностей курсантов и внешнем воздействии социума. Все это вызывает объективную необходимость возрождения кураторской работы с учетом современных требований. При реализации данного направления необходимо учитывать как опыт, ранее существовавший в учебных заведениях, так и те особенности, в которых находится наше общество и вузы МВД РФ.

Оценивая сложность стоящих задач и проблемность в назначении куратором достаточно опытных и социально подготовленных педагогов, возможным вариантом является организация и проведение кураторской работы не отдельными преподавателями, а закреплёнными кафедрами за учебными группами курса на весь период обучения [2, с. 56-64]. В этом случае кафедра становится подлинным центром не только учебной, но и воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.