УДК 378; ББК 74.3 NIION: 2018-0077-3/21-042
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-231-237 MOSURED: 77/27-024-2021-03-241
© Ульянова И.В., 2021
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОСТРАКИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Ирина Валентиновна Ульянова,
профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор педагогических наук, доцент 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях постиндустриального общества, в котором фиксируется культ философии постмодернизма, ультралиберальной педагогики, остракизм (игнорирование, отчуждение) предстает как правомерное явление. Тогда как в гуманистической педагогической парадигме (рационально-этико-экзистенциальном направлении) остракизм оценивается как антигуманистический феномен, что требует соответствующей профилактической деятельности. В образовательной среде курсантов-первокурсников образовательных организаций МВД России профилактика остракизма сопряжена с формированием учебно-служебного коллектива, специальной адаптационной программой.
Ключевые слова: курсанты, учебно-служебный коллектив, остракизм, профилактика, адаптация.
PEDAGOGICAL PREVENTION OF OSTRACISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF FIRST-YEAR CADETS
Irina V. Ulyanova,
Professor of the Department of Pedagogy Moscow State University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot',
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]
Abstract. In the conditions of a post-industrial society, in which the cult of the philosophy of postmodernism and ultra-liberal pedagogy is fixed, ostracism (ignoring, alienation) appears as a legitimate phenomenon. While in the humanistic pedagogical paradigm (rational-ethical-existential direction), ostracism is evaluated as an anti-humanistic phenomenon, which requires appropriate preventive activities. In the educational environment of first-year cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the prevention of ostracism is associated with the formation of an educational and service team, an adaptation program.
Keywords: cadets, teaching staff, ostracism, prevention, adaptation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ульянова И.В. Педагогическая профилактика остракизма в образовательной среде курсантов-первокурсников. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 231-237.
Постановка проблемы. В условиях постиндустриального общества (В.А. Волков, Г. Мар-кузе, Г. Делез и др. [3; 12]), в котором культивируются положения философии постмодернизма (неопределенность, фрагментарность, утрата «Я», эпатажность, ирония, пародийность и проч.), весьма значимой проблемой общественных отношений, включая молодежное пространство, образовательную среду курсантов, выступает остракизм.
Остракизм как феномен социального, психологического, педагогического содержания оз-
начает процедуру изгнания из группы, общества (истоки - в общественной жизни Древней Греции, где процедура понималась не как наказание, но как предупреждение). Начиная с XVII века, остракизм в Западной Европе изучался как исторический факт, постепенно он стал полным синонимом понятий «изгнание», «гонение». В русском языке аналоги «остракизма» - изгнание, отчуждение, осуждение, исключение из социума, бойкот. В социально-педагогическом контексте сегодня остракизм сближается по своей сущности с травлей (буллингом).
В настоящее время в молодежной среде остракизм предстает и как подражание образцам криминальной субкультуры, и как непродуктивный вариант разрешения конфликта, и как способ самоутверждения и проч. В условиях курсантской среды образовательных организаций МВД России возникает проблема педагогической профилактики остракизма, связанная с конкретизацией актуальных педагогических средств, методов, форм.
Анализ последних исследований и публикаций. К началу XXI века остракизм наиболее обстоятельно изучен в психологии. К.Д. Вильямс [22, С. 433] разработал типологию остракизма, выделив:
- псевдо-остракизм: поведение субъекта ошибочно интерпретируется объектом как остракизм (например, индивид приветствует проходящего мимо человека, а последний не видит или не слышит приветствующего, при этом индивид полагает, что это намеренно);
-ролевой остракизм: остракирование предписывается нормами и ролями самой ситуации (например, игнорирование официанта, который подливает воду в бокал или убирает посуду);
- карающий остракизм: остракизм применяется с целью наказания или индикации неодобрения (например, для контроля членов группы, которые своим девиантным поведением или стигматизированным статусом представляют угрозу для коллектива или для мотивации отдельных членов группы к изменению ими их нежелательного или неприемлемого поведения);
- защитный остракизм: индивиды подвергают остракизму другого человека в целях защиты (например, чтобы самим не стать мишенью остракизма);
- ненамеренный остракизм: субъект не замечает объект остракизма, поскольку полагает, что объект не стоит его внимания или вообще не подозревает о его существовании (такое часто происходит при несоответствии в статусах субъекта и объекта: поп-звезда-фанат, король-подданный).
Очевидно, что наиболее опасными по своей сущности являются такие виды остракизма, как карающий, ролевой, защитный, ибо в определенных случаях они могут выступить вариантами девиантного, даже делинквентного поведения, негативно сказываясь на развитии личности остракируемого.
«Согласно модели остракизма Вильямса (1997), существует три стадии разворачивания реакции на остракизм.
Первая стадия - рефлекторная. Как только индивиды обнаруживают признаки остракизма, они могут ощутить боль, почувствовать печаль, злость, у них снижается уровень удовлетворенности одной или нескольких фундаментальных психологических потребностей (в принадлежности, самоуважении, контроле, осмысленном существовании). При этом степень воздействия остракизма и родственных феноменов на индивида не только обнаруживается на уровне самоотчета, но и физически осязаема.
Вторая стадия - рефлексивная. Индивиды пытаются найти смысл в том, почему они подвергнуты остракизму, стараются как-то справиться с «социальной раной». Именно на этой стадии происходит принятие решения о стратегии реагирования.
Третья стадия - принятия. Данная стадия наступает в том случае, если процесс остракизма принимает длительный (хронический) характер. В этом случае индивид может страдать от чувства отчуждения, впасть в депрессию, испытывать беспомощность и никчемность» [1].
Анализ зарубежных источников позволил Е.Э. Бойкиной зафиксировать следующее: проведенные исследования выявили, что человек, подвергаемый «игнорированию или исключению», всегда воспринимает это как стресс, несмотря на тип остракизма, у него происходит «значительный рост артериального давления крови и уровня гормона кортизола» (Л.Р. Страуд, 2000); «вне зависимости от того, был ли остракизм намеренным или ненамеренным, он во всех случаях вызывал активацию участка дорсальной передней поясной коры, который является в головном мозге индикатором физической боли» [1].
В юриспруденции остракизм осмысляется, прежде всего, как правомерное явление для защиты общества (В.П. Карлов и др. [7]), а также как элемент криминальной субкультуры (В.Ф. Пирожков и др. [13]).
В девиантологическом контексте остракизм фиксируется как отклоняющееся поведение, транслируемое, прежде всего, как социально-психологическое насилие над личностью (без его номинирования), когда намеренно разрушаются связи человека с окружающими, обществом, когда нарушаются гуманистические социокультурные нормы поведения [5].
В педагоге проблема остракизма изучается в подсистемах «ученик-ученик»/«студент-студент»/«курсант-курсант», «ученик-класс»/«сту-дент-академическая группа»/«курсант-учебный взвод», «ученик-педагог»/«студент-преподава-
тель»/«курсант-курсовой офицер-преподаватель». Однако, учитывая явную амбивалентность подходов к сущности педагогического процесса (демократического и либерального), выявляется неопределенность в понимании отношений между его субъектами. Так, например, Е.В. Гребенкин, П.А. Сорокин даже под управленческо-организа-торской деятельностью усматривают насилие учителя над учениками, когда учитель задает учебные задания и проч. [4]. В связи с этим в настоящее время выявляется необходимость дифференциации педагогических парадигм, стилей педагогической деятельности, конкретизации сущности демократического стиля воспитания и обучения личности, когда в процессе управления образовательным процессом педагог демонстрирует уважение к подопечным, предъявляя при этом разумные требования, осуществляя котроль [20].
Наряду с вышесказанным анализ научной литературы показал, что в педагогическом дискурсе российской системы высшего образования, включая ведомственные образовательные организации, остракизм осмысляется преимущественно в контексте конфликтологии (И.Б. Ачитаева, 2010; Ю.В. Горшков, 2013 и др.), коммуникаций (Н.Н. Саппа, 2016 и др.) без его номинации.
В работах Н.В. Сердюк, О.М. Боевой, развивающих деонтологическое направление, указывается на то, что «в современном российском обществе правовые, политические и другие регуляторы общественных отношений во многом утрачивают свою значимость. Практически ведущим регулятором, определяющим конкретное поведение личности, становится ее моральная направленность. Достаточно вспомнить, что многие события нашего времени, имевшие большой общественный резонанс, связаны не с правовыми, а с моральными проблемами поведения государственных служащих» [19, C. 5].
В образовательных организациях ведомственной направленности (Министерство обороны России, Министерство внутренних дел России и др.) проблема остракизма сопряжена с таким известным для российской культуры деструктивным феноменом, как «дедовщина» - неуставными отношениями, когда необходима «гуманизация службы, исключение противоправных действий командиров; согласование формальной и неформальной организации воинского коллектива, преодоление противоречий в их требованиях к своим членам» [8].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. На наш взгляд, в настоящее время выявляется необходимость осмысления
остракизма в условиях деонтологического, педагогического (педагогика сотрудничества) дискурсов. Обращаясь к педагогической составляющей, следует обосновать, прежде всего, предупреждение (профилактику) остракирующих отношений в учебной группе, а также коррекцию возможно возникшего остракирующего поведения.
Цель исследования: конкретизация педагогических форм, методов, средств реализации профилактики и коррекции остракизма в образовательной среде курсантов.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, индукция, дедукция, обобщение, моделирование; методика Дж. Морено «Социометрия», Тест «Диагностика конфликтности» В.Ф. Ряховского (наличие в учебном взводе «отверженных», «конфликтных» субъектов дает сигнал о явном неблагополучии в отношениях между курсантами, рисках остракизма), карта наблюдений.
Основной материал исследования. Анализ научной литературы позволил зафиксировать усиление проблемы остракизма в молодежной среде. В образовательных организациях ведомственного уровня данный вопрос становится еще более актуальным в связи со спецификой служебных отношений, когда курсанты не всегда имеют возможность удовлетворить свои социальные, духовно-нравственные потребности. В связи с этим риск остракизма в учебных взводах должен оцениваться ведущими кафедрами образовательной организации как один из приоритетных вопросов, требующего комплексного подхода.
Комплексность в данном случае понимается как совокупность индивидуально-личностного и коллективистского подходов к сопровождению учебного взвода; как сотрудничество курсовых офицеров и профессорского-преподавательского состава; интеграция воспитательного и учебного, служебного, досугового, квазипрофессионального направлений. Весьма важно в этом смысле и объединение профилактической, коррекционной деятельности в указанном направлении на уровне всех курсов обучения курсантов.
Вместе с тем главный акцент на решение проблемы остракизма в каждом учебном взводе следует ставить в начальный период обучения курсантов, во время их обучения на первом курсе. В этот период со взводом необходимо концентрированно проработать проблему остракизма в следующем порядке:
1) предоставить курсантам возможность стихийно выстроить первичные отношения в учеб-
ном взводе (знакомство, самопрезентация, установление первичных контактов) - сентябрь;
2) провести тренинг «Давайте знакомиться!» - начало октября;
3 ) провести беседу «Остракизм, буллинг как асоциальные формы отношений в группе» -октябрь;
4) совместно (педагог-куратор и учебный взвод) разработать программу профилактики остракизма в учебном взводе - октябрь (программу следует пролонгировать на все годы обучения, включая пятый курс).
В программе следует выделить несколько аспектов:
а) профилактика остракизма (систематическая диагностика отношений в учебном взводе; работа по организации дружелюбного коллектива; возможность индивидуального консультирования);
б) коррекция остракизма («Почта доверия», рефлексивные беседы в микрогруппах и проч.).
Базовая основа профилактической, коррекци-онной деятельности - актуальные коллективные творческие дела учебного взвода, неформальная нацеленность на отсутствие «отверженных».
Весьма значимым ресурсом профилактики остракизма в учебном взводе, как показали исследования О.В. Свинаревой [17; 18], является педагогическое сопровождение курсантов в адаптационный период. Благодаря этому в образовательном процессе одновременно осуществляется персональная фасилитативная деятельность со стороны командного состава, преподавателей по отношению к субъектам-обучающимся и организационно-управленческая поддержка формирующегося коллектива.
Указанные выше положения согласованы с содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в которых на уровне общекультурных компетенций указывается на развитие у курсантов таких компетенций, как «способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета», «способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности» [21].
Весьма значим в связи с вышесказанным является Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов
внутренних дел Российской Федерации». В нем подчеркивается необходимость «сплочения служебных коллективов» (П. 6.3), «формирования в служебных коллективах благоприятного социально-психологического климата» (П. 6.5), «воспитания личности в служебном коллективе и через коллектив (П. 18.05) [15]. Среди подразделений, актуальных для сплочения служебного коллектива, названы такие, как культурные центры, клубы, студии; среди форм воспитательной работы - дискуссии, убеждение, пример, встречи с деятелями искусства и проч. [15].
Кафедра педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя большое внимание уделяет воспитанию коллективов учебных взводов, начиная с первого года обучения курсантов (Специальность 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения), вовлекая их в деятельность Киноклуба, Библиоклуба, Литературно-музыкальной гостиной, реализуя тренинги конструктивного взаимодействия, личностного развития, научные, творческие проекты и проч., что систематически отражается в научных трудах преподавателей, адъюнктов (В.Е. Не-федьева, Ю.Н. Простакишина, О.В. Свинарева, И.В. Ульянова и др.). Особенностью перечисленных мероприятий является их коллективистский характер, что выражается в вовлечении в них всех курсантов учебного взвода при одновременной реализации индивидуально-личностного подхода, когда учитываются индивидуальные особенности курсанта (темперамент, пол и др.), его личностные характеристики (потребности, нравственная позиция и проч.).
Особой ценностью в профилактике остракизма в образовательной среде курсантов-первокурсников обладает тренинг как педагогический метод (В.Э. Пахальян, К. Фопель и др.). В частности, кафедрой педагогики в послеучебное время проводится тренинг конструктивного общения курсантов. Благодаря этому курсанты осваивают навыки открытого общения, эффективного решения конфликтов. Тренинговая составляющая содействует формированию у курсантов рефлексивных навыков (рефлексия - от поздне-лат. геАехю «обращение назад»), благодаря чему человек обращает внимание на самого себя, свое сознание, действия, как правило, переосмысляя их; в связи с этим формируется нацеленность курсантов на самовоспитание.
Наряду с этим очевиден значимый потенциал учебных занятий в профилактике остракизма, когда в контексте изучения проблематики личности и группы, конфликтных отношений (напри-
мер, учебные дисциплины «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания» и др.), курсантами осуществляется соответствующая рефлексия, учебным взводом персонализируется осмысление вопросов отчуждения, буллинга, дается им нравственная оценка.
Центральная мысль, требующая при этом коллективного осмысления, должна быть следующей: «Остракизм - это неприятие или игнорирование человека окружающими. Он лишает человека возможности реализовать свою потребность в аффилиации (принадлежности). Остракизм играет роль средства регулирования социального поведения, взаимоотношений с людьми. Люди реагируют на остракизм плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом. Не разговаривать с человеком - значит проявлять по отношению к нему «эмоциональную жестокость» и пускать в ход «самое ужасное оружие» - таково мнение людей, подвергавшихся остракизму» [6].
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении.
В качестве главного вывода необходимо отметить усиливающуюся в обществе проблему остракизма, в связи с чем в молодежной/курсантской среде следует актуализировать вопросы его педагогической профилактики, коррекции.
Нами выявлены следующие приоритетные условия эффективной профилактики остракизма в образовательной среде курсантов-первокурсников:
- организация комплексного педагогического сопровождения (сотрудничество курсового офицера, педагога-куратора, профессорско-преподавательского состава) курсантов-первокурсников на основе деонтологического, личностно-коллек-тивистского, профилактического подходов;
- реализация адаптационной программы сопровождения курсантов-первокурсников;
- акцентирование идеи формирования учебно-служебного коллектива как субъектного базиса эффективных служебных, учебных, досуго-вых отношений во взводе.
Библиографический список
1. Бойкина, Е.Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований / Е. Э. Бойкина // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С.127-140.
2. Бойкина, Е. Э. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования / Е. Э. Бойкина,
Р. В. Чиркина // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1. С.152-170.
3. Волков, В. А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект / В. А. Волков // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 913-915.
4. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е. В. Гребенкин. Ростов н/Д : «Феникс», 2006. - 201 с.
5. 3мановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы : учебное пособие / Е. В. 3ма-новская, В. Ю. Рыбников. СПб. : Питер, 2010. 352 с.
6. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. СПб. : Питер. 2009. 930 с.
7. Карлов, В. П. Формы остракизма в уголовном процессе и их влияние на правосознание, правопонимание и правоприменение / В. П. Карлов // Вестник волжского университета им.
B.Н. Татищева. 2016. № 4. С. 128-134.
8. Клепиков, Д. В. Дедовщина проблема и пути ее решения / Д. В. Клепиков // Военная мысль. 1999. № 1 (1-2).
9. Костина, Л. Н. Психологические проблемы профилактики остракизма в подростковом возрасте / Л. Н. Костина // Профилактика девиант-ного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия. Симферополь, 2020.
C. 355-358.
10. Мальцева, Т. В. Подходы к преодолению внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел / Т. В. Мальцева // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 72-76 ; 2014. № 2. С. 69-72.
11. Мальцева, О. А. Взаимообусловленность социально-психологических и социально-педагогических факторов девиантного поведения в курсантской среде образовательных организаций МВД России / О. А. Мальцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1-1 (40). С. 89-91.
12. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. URL: http://www.gumer. info/bogoslov_Buks/ Philos/Markuze/01.php (дата обращения: 15.12.2020).
13. Пирожков, В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура / В.Ф. Пирожков. Тверь : Приз, 1994. 323 с.
14. Попова, Е. И. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде / Е. И. Попова, И. В. Пчелинцева // Концепт. 2014. № 06 (июнь).
15. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [publication.pravo.gov.ru] (дата обращения: 21.02.2021).
16. Саппа, Н. Н. Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление / Н. Н. Саппа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2 (65). С. 44-47.
17. Свинарева, О. В. Научная разработанность темы «Педагогическое сопровождение курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу» / О. В. Свинарева // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http:// www.science-education.ru/article/view?id=24448. (дата обращения: 12.02.2021).
18. Свинарева, О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу : автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / О. В. Свинарева. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя 2017. 24 с.
19. Сердюк, Н. В. Профессиональная деонтология : учебное пособие / Н. В. Сердюк, О. М. Бо-ева, А. С. Семченко. М. : Академия управления МВД России, 2020. 104 с.
20. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Сластенин В. А. и др.]. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
21. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [электронный ресурс: fgosvo.ru] (дата обращения: 18.03.2021).
22. Williams, K. D., Nida S. A. Ostracism: Conséquences and Coping / K. D. Williams, S. A. Nida // Current Direction in Psycological Science. 2011. Vol. 20. Iss. 2. Рр. 71-75. doi: 10.1177/0963721411402480.
Bibliographic list
1. Boykina, E. E. Ostracism and related phenomena: a review of foreign studies // Psychology and Law. 2019. Vol. 9. No. 3. Pp. 127-140.
2. Boykina E. E., Chirkina R. V. Social ostracism: the current state of the problem, methodology
and research methods // Psychology and Law. 2020. Vol. 10. No. 1. Pp. 152-170.
3. Volkov, V. A. The influence of mass media on the formation of cultural values: axiological aspect // Young scientist. 2015. No. 3. Pp. 913-915.
4. Grebenkin, E. V. Prevention of aggression and violence at school. - Rostov n/A: "Phoenix", 2006. 201 p.
5. 3manovskaya, E. V., Rybnikov V. Yu. Deviant behavior of a person and a group : a textbook. St. Petersburg : Peter, 2010. 352 p.
6. Ilyin, E. P. Psychology of communication and interpersonal relations. St. Petersburg : Peter. 2009. 930 p.
7. Karlov, V. P. Forms of ostracism in criminal proceedings and their impact on legal awareness, legal understanding and law enforcement // Bulletin of the V.N. Tatishchev Volga State University. 2016. No. 4. Pp. 128-134.
8. Klepikov, D.V. Hazing problem and ways to solve it // Military thought. 1999. № 1 (1-2).
9. Kostina, L. N. Psychological problems of prevention of ostracism in adolescence // Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies : Collection of materials of the Second International scientific and practical conference. V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Humanities and Pedagogical Academy. Simferopol, 2020. Pp. 355-358.
10. Maltseva, T. V. Approaches to overcoming intrapersonal conflicts among employees of internal affairs bodies // Applied Legal psychology. 2014. No. 1. Pp. 72-76 ; 2014. No. 2. Pp. 69-72.
11. Maltseva, O. A. Interdependence of socio-psychological and socio-pedagogical factors of deviant behavior in the cadet environment of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 1-1 (40). Pp. 89-91.
12. Marcuse, G. One-dimensional man. A study of the ideology of a developed industrial society. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks / Phi-los/Markuze/01 .php (date of appeal: 12/15/2020).
13. Pirozhkov, V.F. The laws of the underworld of youth. Criminal subculture. Tver : Priz, 1994. 323 p.
14. Popova E. I., Pchelintseva I. V. Specifics of child abuse in the school environment // Concept. 2014. No. 06 (June).
1 5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 900 dated December 25, 2020 "Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the
Russian Federation" [publication.pravo.gov.ru ] (accessed: 02/21/2021).
16. Sapp, N.N. Interpersonal conflicts in the cadet environment and their overcoming // Psy-chopedagogy in law enforcement agencies. 2016. No. 2 (65). pp. 44-47.
17. Svinareva, O.V. Scientific development of the topic "Pedagogical support of cadets of departmental educational organizations during the period of adaptation to the educational process" // Modern problems of science and education. 2016. No. 3. Address: http://www.science-education.ru/article/ view?id=24448. (accessed: 12.02.2021).
18. Svinareva, O. V. Pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the period of adaptation to the educational process : abstract of the dissertation of the candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.08 / Svinareva Olga Viktorovna; [Place
of defense: Moscow. un-t of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot]. M., 2017. 24 p.
19. Serdyuk, N.V. Professional deontology : textbook / N.V. Serdyuk, O.M. Boeva, A.S. Semchenko. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. 104 p.
20. Slastenin V.A. et al. Pedagogy : studies. manual for students. higher. ped. studies. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov ; edited by V.A. Slastenin. M.: Publishing Center "Academy", 2002.576 p.
21. FGOS in the direction of training 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior [electronic resource: fgosvo.ru ] (accessed: 03/18/2021).
22. Williams K.D., Nida S.A. Ostracism: consequences and overcoming [Electronic resource] // Modern direction in psychological science. 2011. Volume 20. Iss. 2. pp. 71-75. doi: 10.1177/0963721411402480.
Социальная психология организованной преступности
ексрпш
ЛДлншрлфын
Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.
Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.
Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.
Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.
IW. Г 'vi
■ЭОтКРОЕДИИЕ ПОЗНАЕМТЕ ГЪНСГО HHTEFEC^ Ч К.УРСДНТОВ-I СЛУШАТЕЛЕ^ ОНЧЭСВАТЕЛЬАК УЧРЕЖДЕНИИ МЦДРКСИИ
Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).
Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.