Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-52-55 NIION: 2018-0077-4/21-050 MOSURED: 77/27-024-2021-04-249
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Особенности организации самостоятельной работы курсантов
в период пандемии ^vid-19
Анна Александровна Зуйкова1, Алексей Игоревич Сафронов2, Юрий Викторович Чуманов3
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ania.zyikova@yandex.ru
2 Государственный гуманитарно-технологический университета, Орехово-Зуево, Россия, saronovletter@ mail.ru
3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, yvc90@mail.ru
Аннотация. Целью статьи является анализ проблемы развития самостоятельной работы курсантов образовательных организаций МВД России в период пандемии. Обобщаются результаты применения авторской анкеты, исследовавшей процесс организации самостоятельной работы курсантов, обучающихся в дистанционном формате. Предполагается, что настоящее исследование будет способствовать внедрению инновационных педагогических технологий обучения в учебный процесс ведомственных образовательных организаций высшего образования системы МВД России.
Ключевые слова: курсант, самостоятельность, развитие самостоятельности, самостоятельная работа, образовательный процесс в вузе
Для цитирования: Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Чуманов Ю. В. Особенности организации самостоятельной работы курсантов в период пандемии Covid-19 // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 52-55. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-52-55.
Original article
Features of the organization of independent work of cadets during the pandemic ^vid-19
Anna A. Zuikova1, Alexey I. Safronov2, Yuri V. Chumanov3
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, ania.zyikova@yandex.ru
2 Physical Education of the State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuyevo, Russia, saronovletter@mail.ru
3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, yvc90@mail.ru
Abstract. The purpose of the article is to analyze the problem of developing the independence of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the pandemic. The results of the application of the author's questionnaire, which investigated the process of organizing independent work of cadets studying in a distance format, are summarized.
Keywords: cadet, independence, development of independence, independent work, educational process at the university
For citation: Zuikova A. A., Safronov A. I., Chumanov Y. V. Features of the organization of independent work
© Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Чуманов Ю. В., 2021 52 PSYCHOLOGICAL SCIENCES
of cadets during the pandemic covid-19 // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):52-55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2021-4-52-55.
В условиях современной реальности, к подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях ВУЗа предъявляется все большее требований. Так, на ряду, с раскрытием духовных и физических возможностей личности обучающихся, важное место занимают такие качества как: активность и самостоятельность.
Для того, чтобы быть способным к активной ориентировке в растущей информационной среде, к преобразованию профессиональной действительности под влиянием увеличивающегося информационного потока, специалисту необходимо постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, развивать навыки овладения и обработки профессионально значимой информации[6, с. 365]. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план необходимость развития у обучающихся, в том числе и курсантов образовательных организаций МВД России, навыков самостоятельного, активного поиска профессионально-значимой информации, к чему многие, в период пандемии и дистанционного обучения оказались не готовы.
Представляя собой высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам, прежде всего, относится саморегуляция как способность к мобилизации своих сил для достижения конкретного результата [3, с. 75].
В этих целях у обучающихся должна быть, прежде всего, сформирована целостная система представлений о своих способностях и умениях их реализовать. Курсант должен уметь планировать и моделировать свою собственную деятельность для того, чтобы выделить условия и важные задачи для ее реализации.
Саморегуляция обучающихся предполагает умение программирования самостоятельной деятельности (выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств и методов осуществления этого преобразования, определение последовательности отдельных действий, разработка способа оценивания результатов деятельности) [1, с. 115; 4, с. 45]. Важным проявлением предметной саморегуляции является умение оценки и коррекции своих действий.
Таким образом, самостоятельная деятельность обучающихся - это целенаправленная и мотивированная деятельность, которая включает в себя общие совокупности действий и которая нацелена на достижение конкретного результата [2].
При этом выполнение самостоятельной работы предполагает наличие высокого уровня целе-полагания, самосознания, ответственности за свои действия. Самостоятельная деятельность должна доставлять обучающемуся удовлетворение потребности в своем самосовершенствовании и самопознании.
Для детального изучения самостоятельной организации обучения курсантов в период пандемии, нами была разработана анкета, направленная на изучение особенностей самостоятельной работы обучающихся в дистанционном формате на дому.
В исследовании приняли участие 150 курсантов Института психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся на 2-5 курсах. Разработанная анкета, включала в себя вопросы, позволяющие оценить степень рациональности использования свободного времени, а так же способности организовать самостоятельную образовательную деятельность.В ходе исследования была выявлена следующая тенденция распределения свободного времени по учебной нагрузке в период дистанционного формата обучения. У 70 % опрошенных курсантов было выявлено нерациональное использование свободного времени, которое они посвятили удовлетворению своих второстепенных потребностей, не имеющих отношение к самостоятельной образовательной деятельности. (рис. 1.) К данной категории можно отнести обучающихся, которые отдали приоритет просмотру телепередач, общению с друзьями в социальных сетях, а так же компьютерным играм.
I Количество респондентов
Просмот р
телепер едач
Общени
е в социаль ных сетях
Самооб разован
Компью терные игры
Самосто ятельно е
изучени е
учебног о...
18
Любимо е хобби
Рис. 1. Использование свободного времени курсантами Основной причиной нерационального использования времени стало то, что его было больше чем обычно, а организовать его было крайне проблематично, так как в условиях очного обучения распорядок дня образовательных организаций МВД России строго регламентирован, а в условиях самостоятельного обучения сложно контролировать свои желания и потребности.
14
50
17
28
23
Стоит отметить, что лишь 30 % респондентов рационально использовали свое свободное время, так как включили в свой распорядок дня такие положения, как чтение книг, посещение электронных библиотечных систем, просмотр дистанционных экскурсий по различным музеям и выставкам, занятия спортом, а также поиск дополнительной информации по изучаемым предметам.
Кроме того, в интересах изучения уровня сфор-мированности эмоционально - волевого компонента в структуре познавательной самостоятельности, который характеризуется поисковой активностью, ориентированием на результат деятельности и удовлетворенностью от достижения намеченных целей, нами была использована методика М. И. Лисиной. Результаты применения представлены на рисунке 2 и указывают на то, что 67 % процентов от числа испытуемых имеют средний и низкий уровень сформированности эмоционально-волевого компонента.
Рис. 2. Результаты применения методики М. И. Лисиной
Полученные в ходе исследования данные, указывают на необходимость развития педагогических технологий, применение которых будет способствовать повышению результативности организации самостоятельной учебной деятельности курсантов на основе развития у них навыков эмоционально-волевого контроля и познавательной активности, что в свою очередь положительно скажется на эффективности учебного процесса, а также на развитии способности самостоятельно принимать оптимальные решения в дальнейших профессиональных ситуациях.
С этой целью нами был составлен комплекс упражнений на основе работ авторов: Кругло-вой Т. Ф., Саенко Ю. В., Смирнова Ю. В., Хальзо-ва В. И. и др. [7].
Данный комплекс упражнений применялся в течении четырех месяцев Института психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся на 2-5 курсах. Упражнения предполагали особый порядок их проведения, то есть применялись упражнения, которые рекомендуются проводить во время учебных занятий и упражнения, которые целесоо-
бразно проводить в часы самоподготовки. Данные упражнения направлены на: развитие внутренней саморегуляции в процессе достижения цели, развитие самостоятельности мышления, формирование способности высказывать личное мнение, на закрепление пройденного материала, стимулирование к завершению начатой деятельности, обучение курсантов планированию личного времени.
По завершению применения комплекса упражнений, направленных на развитие навыков эмоционально-волевого контроля и познавательной активности курсантов, нами было повторно проведено исследование по методике М. И. Лисиной, результаты которого представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты повторного применения методики М. И. Лисиной
Таким образом, можно отметить положительную динамику и смещение показателей в сторону повышения уровня эмоционально-волевого контроля и познавательной активности у курсантов. Если на первом этапе исследования высокий уровень наблюдался лишь у 33 % респондентов, то после применения комплекса упражнений, высокий уровень наблюдается у 45 % респондентов.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. В условиях дистанционного обучения, отмечается снижение уровня рационального использования свободного времени курсантами образовательных организаций МВД России;
2. Сформированность эмоционально-волевого компонента, который характеризуется поисковой активностью, ориентированием нарезультат деятельности и удовлетворенностью от достижения намечен-ныхцелей выступает одним из ведущих компонентов в структуре познавательной самостоятельности;
3. Повышение результативности организации самостоятельной учебной деятельности курсантов должно осуществляться на основе развития у них навыков эмоционально-волевого контроля и познавательной активности, что в свою очередь положительно скажется на эффективности учебного процесса, а также на развитии способности самостоятельно принимать оптимальные решения в дальнейших профессиональных ситуациях.
54
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Библиографический список
1. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. Люберцы : Юрайт, 2016. 477 с.
2. Борытко, Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко. М. : Academia, 2016. 352 с.
3. Дыбина, О. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов в вузе : электронное учебно-методическое пособие / [О. В. Дыбина и др.]. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2016. 1 оптический диск.
4. Ерофеева, М. А. Гуманитарная образовательная среда вуза как фактор воспитания студентов / М. А. Ерофеева, О. Л. Мироненкова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 3. С. 72-77.
5. Мандель, Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б. Р. Мандель. изд. 2-е,стер. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
6. Подласый, И. П. Педагогика: 1 00 вопросов -100 ответов : учебное пособие для вузов / И. П. Под-ласый. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
7. Хальзов, В. И. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе проведения ситуационно - ролевых игр / В. И. Хальзов, Ю. В. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. №3 (59). С. 158-162.
Bibliographic list
1. Borozdina, G. V. Psychology and pedagogy: textbook for bachelors / G. V. Borozdina. Lyubertsy : Yurait, 2016. 477 p.
2. Borytko, N. M. Pedagogy / N. M. Borytko. M. : Academia, 2016. 352 p.
3. Dybina, O. V. Organization and control of independent work of students at the university : electronic educational and methodological manual / [O. V. Dybina et al.]. Togliatti : Publishing House of TSU, 2016. 1 optical disc.
4. Erofeeva, M. A. The humanitarian educational environment of the university as a factor in the education of students / M. A. Erofeeva, O. L. Mironenkova // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2019. No. 3. pp. 72-77.
5. Mandel, B. R. Modern pedagogical psychology. Full course. Illustrated study guide for students of all forms of education / B. R. Mandel. ed. 2-e,ster. M. ; Berlin : Direkt-Media, 2019.
6. Podlasie, I. P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers : textbook for universities / I. P. Podlasie. M. : VLADOS-press, 2004. 365 p.
7. Khalzov, V. I. Development of independence in professional activity among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia during situational role-playing games / V. I. Khalzov, Yu. V. Smirnov // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 3 (59). pp. 158-162.
Информация об авторах
А. А. Зуйкова - старший преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат психологических наук;
А. И. Сафронов - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания;
Ю. В. Чуманов - кандидат психологических наук, старший преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Information about the authors
Zuikova A. A. - Senior lecturer of the Department of Pedagogy of the UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences;
Safronov A. I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department;
Chumanov Yu. V. - Candidate of Psychological Sciences, Senior lecturer-methodologist of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and scientific Personnel.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.