Научная статья на тему 'Психологические условия адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России'

Психологические условия адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ADAPTATION / EDUCATIONAL AND SERVICE ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов Сергей Николаевич, Милюкова Юлия Дмитриевна

В представленном исследовании рассматриваются проблемы адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России. Проанализированы психологические подходы к изучению адаптации и разработаны рекомендации по организации процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотов Сергей Николаевич, Милюкова Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Conditions of Adaptation of Cadets to the Conditions of Training and Service Activities for Admission to Educational Organization Russian Interior Ministry

In the present study, the problems of adaptation of cadets to the conditions of training and service activities for admission to the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia are considered. Psychological approaches to the study of adaptation are analyzed and recommendations on the organization of the process of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia are developed.

Текст научной работы на тему «Психологические условия адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России»

УДК 159.9 ББК: 88.8

@ С.Н. ФЕДОТОВ, Ю.Д. МИЛЮКОВА. 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

МВД РОССИИ

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF CADETS TO THE CONDITIONS OF TRAINING AND SERVICE ACTIVITIES FOR ADMISSION TO EDUCATIONAL ORGANIZATION RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ФЕДОТОВ,

начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор психологических наук, профессор, полковник полиции Email: fedotovsn@mail.ru

ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА МИЛЮКОВА,

командир отделения института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, сержант полиции Email: milyukova.jd@mail.ru

SERGEY NIKOLAEVICH FEDOTOV,

head of educational and scientific complex psychology of performance Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia doctor of psychology, Professor police colonel Email: fedotovsn@mail.ru

JULIA DMITRIEVNA MILYUKOVA,

commander of the Department of the Institute of performance psychology Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia police sergeant Email: milyukova.jd@mail.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: С.Н. ФЕДОТОВ, Ю.Д. МИЛЮКОВА. Психологические условия адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 83—85.

Аннотация. В представленном исследовании рассматриваются проблемы адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России. Проанализированы психологические подходы к изучению адаптации и разработаны рекомендации по организации процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: слова: адаптация, учебно-служебная деятельность, профессиональная подготовка, курсанты образовательных организаций МВД России

Annotation. In the present study, the problems of adaptation of cadets to the conditions of training and service activities for admission to the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia are considered. Psychological approaches to the study of adaptation are analyzed and recommendations on the organization of the process of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia are developed.

Key words: adaptation, educational and service activity, professional training, cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития и совершенствования правоохранительных органов особую актуальность приобретает проблема

профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) как основ-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

ных субъектов оперативно-служебной деятельности.

При этом необходимо отметить, что организация целенаправленной профессиональной подготовки, обеспечивающей овладение и непрерывное совершенствование сотрудниками ОВД профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения оперативно-служебных задач, возложенных на систему МВД России, особенно значимо для лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД.

Можно с уверенностью отметить, что почти треть сотрудников ОВД в первые месяцы работы сталкиваются с проблемами качественной реализации должностных обязанностей, обусловленными недостаточным уровнем их профессиональной подготовке к службе, дисбалансом теоритической подготовленности и запросами практики, отсутствием необходимых навыком в работе с правонарушителями и др. Все это может привести в дальнейшем к профессиональной деформации сотрудников ОВД, которая выражается в утрате истинного представления о смысле своей профессии и разочаровании в ее выборе, повышении восприимчивости к негативным факторам служебной деятельности, притуплении чувства профессионального долга, нежелании самосовершенствоваться и продолжать службу в ОВД.

Все вышеперечисленное обуславливает необходимость внедрения в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России инновационных методов и технологий, направленных на успешную адаптацию сотрудников ОВД на начальном этапе служебной деятельности (в нашем случае при поступлении в ВУЗ МВД России).

Недаром Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил необходимость оптимизации профессиональной подготовки кадров в обновляющейся системе ведомственного образования и поиска комплекса эффективных направлений и форм их подготовки.

В Российской Федерации такую многоуровневую подготовку высокопрофессиональных кадров для органов внутренних дел (далее — ОВД) осуществляет Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, который 10 ноября 2018 г. посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин. При этом Прези-

дент отметил особую значимость Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в деле подготовки профессионалов для органов внутренних дел страны, способных по сути выполнять задачи любой сложности.

Это позволяет говорить о правильно построенной системе подготовки специалистов для органов внутренних дел в этом учебном заведении как с точки зрения образовательных стандартов и ведомственных нормативных актов, так и с учетом профессиональных навыков, которыми должен обладать сотрудник полиции в целом.

Вместе с тем, В.В. Путин указал, что служба в органах внутренних дел — особая служба, требующая знаний, умений и навыков, в том числе владения современной техникой и оборудованием [1].

Проблема адаптации человека к различным условиям жизни является междисциплинарной проблемой. В частности, адаптация изучается в философии, педагогике, психологии, биологии, антропологии и др.

Впервые в научный оборот термин «адаптация» (лат. — adaption — приспособляемость) был введен немецким физиологом Х. Аубер-том в 1865 году. Данный процесс был выявлен при экспериментальных исследованиях, посвященных изучению приспособления чувствительных органов зрения и слуха в ответ на действие определенных раздражителей [2].

Анализ исследований по проблеме оптимизации обучения в системе высшего образования позволяет обозначить тот факт, что успешность и продуктивность обучения в вузе прямо взаимосвязаны с процессом адаптации учащихся к вузовскому обучению [3]. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизнедеятельности, изучение особенностей психических состояний, возникающих в учебно-воспитательном процессе на первоначальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса являются крайне важными задачами.

По мнению Ю.В. Чуманова, «для успешной адаптации к условиям служебной деятельности сотрудников ОВД следует обучить психофизическому тренингу, под которым понимается — определенный алгоритм оздоровительных и боевых упражнений, направ-

84

№ 1/2019

ленных на развитие личностных и профессионально-важных качеств, способствующие снятию психологического напряжения от воздействия негативных факторов, а также эффективной подготовке человека к деятельности в экстремальных условиях» [4].

Проанализировав психологические подходы к изучению адаптации к условиям профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что адаптация способствует установлению активного и гармоничного взаимодействия курсанта с условиями учебно-служебной деятельности, что несомненно повышает эффективность усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, а также развития профессиональной компетентности курсанта, как будущего практического сотрудника правоохранительных органов. Процесс адаптации курсанта при поступлении в образовательную организацию МВД России состоит из нескольких компонентов: когнитивного, аффективного, мотивационно-деятельностного и поведенческого, а также адаптивности как системообразующего свойства адаптации.

Перспектива дальнейшего исследования затронутой в нашей научной работе проблемы нам видится в организации постоянного психолого-педагогического мониторинга уровня адаптированности курсантов образовательных организаций МВД России; использовании предложенной модели для оптимизации процесса адаптации курсанта к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России.

Список литературы

1. Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 106—109.

2. Кравченко А.В., Чуманов Ю.В. Системно-ситуативный анализ (ССА) учебной деятельности обучающихся высших учебных заведений опасных профессий в системе обеспечения профессиональной надежности персонала // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 12. С. 117-124

3. Кравченко А.В., Еременко Т.Е. Системно-ситуативный анализ учебной деятельности курсантов образовательной организации МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения надежности сотрудника в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Общая редакция: В .Л. Кубышко. 2015. С. 212—216.

4. Ульянова И.В., Русскова Ю.Н. Опыт использования активных и интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. 2018. С. 534—536.

5. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. 2016. № 26.С. 614—617.

6. Чуманов Ю.В. Психофизический тренинг как способ развития способностей принимать решения сотрудниками полиции в ситуациях неопределенности ориентиров поиска // Сборник вопросов совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 380—383.

7. Федотов С.Н. История создания и развития подразделений Московского университета МВД России имени Кикотя В.Я., обеспечивающих подготовку психологов// Российская полиция: три века служения Отечеству: в 2-х ч.: сборник статей юбилейной международной научной конференции, 21 декабря 2018 г. / под ред. В.Л. Кубышко. М.: Академия управления МВД России, 2019. Часть 2. 364 с. ISBN 978-5-906942-80-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.