Научная статья на тему 'Адаптационные возможности курсантов образовательных организаций МВД России'

Адаптационные возможности курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION / BARRIERS / CADETS / STUDENTS / TRAINING / PSYCHOLOGISTS / АДАПТАЦИЯ / БАРЬЕРЫ / КУРСАНТЫ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулеймановна, Пяткина Ольга Андреевна

В работе рассмотрены существующие на теоретическом этапе профессионального развития сотрудников полиции барьеры адаптации (дидактический, психологический и др.), которые встречаются при обучении курсантов в ВУЗах МВД России. Их последствия воздействия должны предупреждаться психологами различными психологическими методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулеймановна, Пяткина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation opportunities of cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia

The paper deals with the existing barriers of adaptation (didactic, psychological, etc.) at the theoretical stage of professional development of police officers, which are found in the training of cadets at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Their effects should be prevented by psychologists by various psychological methods.

Текст научной работы на тему «Адаптационные возможности курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 159.9

@ Чoвдыpoвa Г.С., Пяткинa O.A. 2018

ADAPTATION OPPORTUNITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Gulshat Suleimanovna CHOVDYROVA,

professor of Department of legal psychology of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, doctor of psychology, doctor of medical sciences, professor Email: Gulchat 1944@ yandex.ru

Olga Andreevna PYATKINA,

student 526 platoon of the Institute of psychology of official activity of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, second lieutenant of police Email: [email protected]

Гульшат Сулеймановна ЧОВДЫРОВА,

профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Email: Gulchat 1944@ yandex.ru

Ольга Андреевна ПЯТКИНА,

слушатель 526 учебного взвода Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, младший лейтенант полиции Email: [email protected]

Для цитирования: Човдырова Г.С., Пяткина О.А. Адаптационные возможности курсантов образовательных организаций МВД России. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 83—85.

Annotation. The paper deals with the existing barriers of adaptation (didactic, psychological, etc.) at the theoretical stage of professional development of police officers, which are found in the training of cadets at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Their effects should be prevented by psychologists by various psychological methods.

Key words: adaptation, barriers, cadets, students, training, psychologists

Аннотация. В работе рассмотрены существующие на теоретическом этапе профессионального развития сотрудников полиции барьеры адаптации (дидактический, психологический и др.), которые встречаются при обучении курсантов в ВУЗах МВД России. Их последствия воздействия должны предупреждаться психологами различными психологическими методами.

Ключевые слова: адаптация, барьеры, курсанты, студенты, обучение, психологи

Термин «адаптация» (от лат. adapto, adaptare, adaptatio — приспособление) берет свое начало от второй половины XIX века 1865 года и связано с именем немецкого физиолога Германом Аубертом (Hermann Aubert), который использовал его для характеристики явлений приспособления органов зрения к воздействию внешних раздражителей путем повышения или понижения порога чувствительности1.

Процесс адаптации индивида в социуме происходит в деятельности как специфическое социально-психологическое состояние личности2.

В настоящее время проблема адаптации курсантов в ВУЗах МВД РФ, а также студентов

к условиям обучения «представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы», как считает Андреева Д. А.3. На взгляд авторов современная система обучения способствует не только передаче специальных знаний, но и развитию будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, знаний, умений, мировоззрения, жизненных установок, ценностей и особенностей определенного профессионального поведения.

Фёдорова Е.Е4 конкретизировала исследуемое понятие, сделав анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс адаптации

84

№ 3 I 2018

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

студентов к учебно-профессиональной деятельности. Это позволило ей рассматривать процесс их активного включения в образовательную среду вуза как «адаптивную ситуацию».

А формирование потребности в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, организацию жизнедеятельности, на основе присвоения норм и ценностей профессиональной деятельности как «адаптивную потребность» и направленность на саморазвитие личности будущего профессионала.

Васильева С.А., Копеина Н.С. считают, что отсутствие навыков самостоятельной работы вызывает у учащихся большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит, даже, к разочарованию в выборе будущей профессии5. Поэтому в настоящее время актуальным направлением исследования являются особенности динамики развития личностных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России в разные годы обучения, которые пока подробно на всех этапах обучения не изучены.

В настоящем исследовании мы изучили трудности начального этапа обучения на (первом курсе). Этот этап адаптации мы назвали нулевой или теоретический этап адаптации к обучению и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Результаты исследования

Нулевой или теоретический этап адаптации — подготовка кадров начинается в образовательных организациях МВД России и требует отдельного изучения процесса психологической адаптации курсантов к учебе, а затем к деятельности как кадровых, специально подготовленных профессионалов. Этот этап с точки зрения адаптации к деятельности требует отдельного освещения. Насколько его можно назвать этапом адаптации к деятельности тоже может выглядеть спорным из-за того, что не все курсанты, после окончания вуза остаются служить в системе МВД, хотя в большом объеме изучают особенности профессиональной деятельности (например, оперативно-розыскную деятельность, криминалистику, криминологию и др.). Они так же ежегодно проходят практику в органах внутренних дел, (большинство обучающих преподавателей имеют опыт работы в полицейских подразделениях) и т.д. По нашим наблюдениям, по окончании Московского университета МВД России курсанты имеют хорошие теоретические знания о деятельности ОВД, определенные умения и навыки, но не имеют опыта в работе.

Однако можно сказать, что этот этап является этапом комплексной подготовки (общетеоретической, психологической, физической, огневой, специальной и др.) сотрудников органов внутренних дел. Протекает этот период с поэтапной постепенной адаптацией к учебе и формирования образа профессионала, т.е. профессиональной идентичности.

На начальном этапе адаптации к учебной деятельности нами изучены барьеры адаптации для разработки путей их преодоления:

1) Дидактический барьер адаптации, является первым по значимости, когда 81%, обучающихся не знают и не могут в первое время приспособиться к системе получения знаний, умений, навыков, которая отличается от школьной системы. Особенно тяжело тем слушателям и курсантам, которые не имеют хорошей базовой школьной подготовки, и нет возможности наверстать упущенный пробел. В результате плохая учеба становится причиной конфликтов с преподавателями и с начальствующим составом факультета, и снижения познавательной активности. Часто в этих случаях у 15% слушателей возникает заниженная самооценка: «Я плохо понимаю..., у меня никогда не получится хорошо учиться». Какими методами можно преодолеть этот барьер!? Скорее всего, педагогическими, при помощи беседы, убеждения, неформальными подходами к воспитанию и преодолению школьного стереотипа восприятия, тренингами внимания и памяти, приучению к самостоятельности и осознанному восприятию учебного материала с точки зрения профессионала.

2) Психологические барьеры, препятствующие адаптации — это слабо развитые способности к общению и чувствованию, которые мы стараемся развивать различными методами. Усиление и развитие познавательных побуждений выявлены у 25% курсантов, и связанные с этим, не развитая память, внимание и мышление. Тут велико значение и дефицита личностных качеств, таких как познавательная потребность, активность, мотивированность на учебу и др. Отсюда отставание в учебе, которое в последующем очень сильно влияет на психическое состояние, на настроение, на поведение в виде, нарушения дисциплины и уставных требований. Все это в большей степени зависит от мотивации и формирования профессиональной идентичности личности (качество успеваемости улучшается к 3 курсу и ухудшается к 5 курсу). Для преодоления этих барьеров используются дискуссионные, игровые и тренинговые методы, описанные

№ 3 / 2018

85

в работе: «Психологическая диагностика и развитие коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел».

3) Физиологические барьеры адаптации связаны с необходимостью сохранения внутреннего психофизического равновесия в процессе приспособления к характеру питания (в общественной столовой), требующего высокой калорийности в более суровых климатических и экологических условиях, в таком мегаполисе как Москва; в результате страдает иммунитет, и «где тонко там и рвется». С физиологическими барьерами можно бороться путем укрепления иммунитета: это и физическая подготовка, закаливание, гимнастика, плавание, тут тоже многое, зависит от самих слушателей и курсантов и профилактической работы медицинской части, от огневой и физической подготовки к экстремальным видам деятельности (на первом году обучения 90% курсантов брали б/л до 2 и более раз, на третьем году обучения до 43%).

4) Социально-психологические барьеры адаптации к ним относятся: разный уровень материального положения слушателей, отрыв от привычного окружения близких и родных, которые обеспечивали комфортное беззаботное проживание; необходимость приспосабливаться жить в общежитии среди разных этнических групп, не имея полноценного опыта общения; необходимость приспосабливаться к социальным требованиям учебного заведения, быть при этом совершенно самостоятельными (на различных факультетах от 50% до 75%, курсантов живут в общежитии) и межличностные конфликты (15% между самими курсантами).

Наш опрос сотрудников начальствующего состава, находившегося на факультете повышении квалификации в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, показал, что 89% из них хотели бы, чтобы наши курсанты после окончания университета работали у них в подразделениях по причине их лучшей и быстрой адаптации к повседневным напряженным условиям службы.

Само по себе наличие барьеров адаптации закаливает курсантов, учит бороться с трудностями в деятельности, как выразились сами обучающиеся: «учимся выживать...».

Адаптация и стрессы до некоторой степени полезны, когда они не вызывают в организме необратимых изменений. Наша задача, психологов, не доводить эти барьеры адаптации до стрессогенности, т.е. устранять последствия их воздействия на преодолимом организмом (психикой) уровне различными существующими методами: дискуссионные, игровые, тренинговые, и другие методики.

1 Aubert H. Physiologie der Netzhaut / Hermann Aubert [Esther von Krosigk (Hrsg.)]. Saarbrücken: Vdm Verlag Dr. Müller, 2007. 412 p. (Edition Classic).

2 Фёдорова E.E. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. Магнитогорск, 2007. С. 9.

3 Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. Л.: ЛГУ, 1973, с. 62—69.

4 Фёдорова E.E. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. Магнитогорск, 2007. С. 13.

5 Васильева С.А., Копеина Н. С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С. 3.

86

№ 3 / 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.