УДК 159.9 ББК: 88.8
@ Г.С. ЧОВДЫРОВА, O.A. ПЯТКИНА. 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION OF CADETS OF EDUCATIONAL DIVISIONS
OF THE MIA OF RUSSIA
ГУЛЬШАТ СУЛЕЙМАНОВНА ЧОВДЫРОВА,
доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор; профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Email: Gulchat 1944@ yandex.ru
ОЛЬГА АНДРЕЕВНА ПЯТКИНА,
Слушатель 526 учебного взвода Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: [email protected]
GULSHAT SULEIMANOVNA CHOVDYROVA,
Doctor of psychology, Doctor of medical Sciences, Professor, Professor, Department of legal psychology, Moscow University of the MIA of Russia for them. V.J. Kikot Email: Gulchat 1944@ yandex.ru
OLGA ANDREEVNA PYATKINA, A student of the 526 educational platoon of the Institute of Psychology of Service Activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot Email: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Г.С. ЧОВДЫРОВА, O.A. ПЯТКИНА. Психологические особенности адаптированности курсантов учебных подразделений МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 92—95.
Аннотация. В работе, на основе теоретического анализа научных данных, представлено современное состояние актуальности изучения адаптационных возможностей личности. Цель исследования: оценить психологические показатели адаптированности будущих сотрудников полиции.
Научная новизна состоит в обобщении знаний особенностей психологической адаптации к учебной деятельности курсантов — и определении качественных показателей их адаптированности, а именно: копинг-стратегий выхода из проблемных ситуаций.
Для изучения поставленной цели и достоверности выдвинутых положений гипотезы решены следующие задачи: определены сравнительные показатели психологической адаптированности к условиям учебно-познавательной деятельности курсантов, выявлены эффективные базисные стратегии поведения в стрессовой ситуации:копинг-стратегии, избегание неудач, и другие.
Представлены эмпирические данные изучения адаптации, полученные в результате психологического тестирования. Данные, полученные в результате проведенного предварительного пилотажного исследования и подобранные методики могут быть использованы психологами подразделений а также в системе обучения курсантов и
Annotation. In the work, on the basis of a theoretical analysis of scientific data, the current state of the relevance of studying the adaptive capabilities of the individual is presented. Objective: to assess the psychological indicators of the adaptability of future police officers.
The scientific novelty consists in generalizing the knowledge of the peculiarities of psychological adaptation to the cadets» educational activities — and determining the quality indicators of their adaptability, namely: coping strategies for getting out of problematic situations.
To study the goal and reliability of the hypothesis put forward, the following tasks were solved: comparative indicators of psychological adaptability to the conditions of educational and cognitive activity of cadets were determined, effective basic behavioral strategies in stressful situations were identified: coping strategies, avoiding failures, and others.
The empirical data of adaptation studies obtained as a result of psychological testing are presented. The data obtained as a result of the preliminary pilot study and selected techniques can be used by the psychologists of the subdivisions as well as in the training system of cadets and adjuncts of educational institutions of the Ministry of Internal
адъюнктов учебных заведений МВД России и в других научных и практических подразделениях для проведения дальнейших исследований.
Ключевые слова: методики социально-психологической адаптации, показатели копинг-стратегий, курсанты, оценка адаптированости
Affairs of Russia and in other scientific and practical subdivisions for further research.
Key words: methods of social and psychological adaptation, indicators of coping strategies, cadets, assessment of adaptability
Введение
Актуальность направления исследования заключается в оценке адаптационных возможностей личности будущих сотрудников системы МВД России на различных этапах обучения и деятельности, которые пока, должным образом, не изучены. Это необходимо не только для диагностики и коррекции социально-психологической адаптированно-сти сотрудников органов внутренних дел, но и для дальнейшего прогнозирования эффективности их деятельности, профотбора, закончивших учебу, по направлениям службы.
Понимание понятия «адаптация» конкретизируется на различных уровнях: философском, педагогическом, психолого-педагогическом, социально-психологическом. Мы пытаемся исследовать сферу психологической адаптации личности, которая стала бы основой при всестороннем рассмотрении этапов динамики процесса и результаты адаптаптированности личности к социальным условиям деятельности.
Поэтому в данной работе, мы предпримем попытку исследовать поэтапный уровень психологической адаптации будущих сотрудников органов внутренних дел.
Адаптация вновь принятых на учебу будущих сотрудников органов внутренних дел, вчерашних школьников, предъявляет высокие требования к их адаптационным возможностям [6].
Можно выделить следующие проблемы адаптации вновь принятых на учебу курсантов: неумение распределять рационально свое время и силы; неготовность:
• к выполнению некоторых требований преподавателей и старших офицеров;
• работать с большим объемом новой информации;
• к самостоятельности;
• отсутствие трудолюбия, силы воли учить -ся и служить одновременно;
• недостаточная общеобразовательная подготовка;
• слабо развитые коммуникативные качества, а именно — навыки общения и ведения дискуссий;
• кардинальная смена статуса и отсутствие привычной опеки и контроля со стороны близких.
На сегодняшний день в литературе на тему социально-психологической адаптации имеются самые разнообразные трактовки. При рассмотрении западной литературы по теме нами изучены исследования Германа Аубертом (Hermann Aubert), Ганса Селье , Амирхана, Роджерса и др.
Теоретико-методологической основой исследования сотрудников органов внутренних дел являются предположения, на основе анализа взаимосвязи физиологических, психологических и социальных компонентов адаптации, которые рассматривают: (Реан А.А., Ку-дашев А.Р., Баранов А.А.) [1]; Ф.Б. Березин [2]; Г. Селье [3]; Р. Лазарус [4]; Г.С. Човдыро-ва [5] и др.
Практическая значимость для курсантов данной проблемы обусловила выбор этой темы научного исследования и определила контекст изучения их психологической адаптации к учебно-познавательной деятельности потому, как происходит ими преодоление требований учебной среды, т.е. выбор ими копинг-стратегий. «Копинг (от англ. «cope; coping» — справиться, выдержать, совладать») — поведение, направленное на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера.
Для реализации цели и изучения качественных показателей адаптационного процесса у курсантов 1 и слушателей 5 курсов обучения была выдвинута рабочая гипотеза исследования:
• показатели психологической адаптиро-ванности во взаимодействии «индивид-
среда», курсантов 1 курса и слушателей 5 курса, имея зависимость как от социально-психологических условий, так и от индивидуально-психологических факторов, повидимому, будут отличаться по каким-то личностным показателям или иметь тенденцию к этому;
• в частности, мы предположили, что социально-психологическая адаптирован-ность у слушателей 5 курса должна находиться на более высоком уровне в отличие от курсантов 1 курса;
• на успешную социально-психологичес-кую адаптированность курсантов возможно влияют такие личностные показатели адап-тированности как: копинг-стратегии.
Цель исследования: изучение психологической адаптированности будущих сотрудников полиции на основе анализа пилотажного экспериментального изучения этого процесса, путем сравнения особенностей выбора стратегий приспособления к требованиям среды, начинающих и завершающих учебу курсантов.
Научная новизна данного исследования заключатся в изучении психологической адаптированности к учебно-познавательной деятельности курсантов черезопределение их стратегий выхода из проблемных ситуаций.
Результаты исследования.
Выборку составили курсанты 1 курса и слушатели 5 курса ИПСД МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, в возрастном интервале 17—22 года. Для достижения цели и частичной реализации задач было решено провести пилотажное исследование в рамках применения одной методики. Поэтому как основной инструментарий исследования использована методика «Индикатор копинг-стратегий» (Coping Strategy Indicator, CSI) разработанная Дж. Амирханом в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского. Все поведенческие способы, которые формируются у человека в процессе жизни, автор делит на три стратегии:
1) стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющие у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения появляющихся в процессе деятельности проблем;
2) поиск социальной поддержки — это тоже активная поведенческая стратегия, при
которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям и значимым для него другим людям; 3) стратегия избегания — это стратегия, при которой человек старается избежать проблемных ситуаций путем ухода от окружающей его действительности, -избегает прямого решения проблем. Г. Селье называл эти стратегии по своему: борьба, сотрудничество и бегство. Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав негативный способ избегания — суицид. Многие ученые склонны считать что стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития и использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностных ко-пинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Такой взгляд в некоторых случаях можно оспорить, так как не всегда гибкость и уступчивость можно расценивать как бегство — эскапизм. Иногда такой выход из проблемной ситуации является методом выбора. Выбор стратегии поведения в проблемных ситуациях должен быть в зависимости от ситуации разнообразным и ассертивным. Полученные нами данные представлены в таблице 1.
Разница в «Стратегии разрешения проблем» между 1 и 5 курсом составляет в сторону повышения у 5 курса — 4,7% (в баллах 31), — в «Стратегии поиска социальной поддержки» — составляет: 5% (в баллах 33), а «Стратегия избегания» — составляет: 4,7% (в баллах 31).
По полученным данным прослеживается, что у 5 курса все стратегии несколько выше, чем у 1 курса, что свидетельствует о развитии гибкости и зрелости при принятия решений, в зависимости от ситуации, — к 5 курсу.
Конечно, в целях эффективности необходимо использовать все три поведенческие стратегии, которые соответствуют ситуации. В одном случае человек может справиться самостоятельно, в другом с помощью окружающих, в третьем он просто должен суметь взаимовыгодно для участников уйти от проблемной ситуации.
Таблица 1. Результаты исследования методикой «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана (адаптация Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским)
Курсы обучения Стратегия собственного разрешения проблем Стратегия поиска социальной поддержки Стратегия избегания
Число в баллах Процент, (%) Число в баллах Процент, (%) Число в баллах Процент, (%)
1 курс 471 71,36 422 63,93 308 46,66
5 курс 502 76,06 455 68,93 339 51,36
В вышеприведенном описании стратегий представленной методики мы рассмотрели в обобщенном виде каждую, но значимые результаты (отличия p-level = 0,4), получились только по копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» у 5 курса выше на уровне достоверности.
Многие исследователи данной области отмечают, что стратегия «поиска социальной поддержки» является более эффективной стратегией совладения с требованиями среды, со стрессом. Существует несколько способов оказания социальной поддержки: эмоциональное участие, выражается в симпатии, любви или сопереживании; материальное, моральное.
Таким образом, копинг-стратегия — «поиск социальной поддержки», является значимой в адаптации курсантов и на данный момент показатели курсантов 1 курса по этой стратегии существенно ниже, чем показатели слушателей 5 курса. Это говорит нам о том, что личность курсанта формируется постепенно и к моменту получения первого офицерского звания, стратегия использования ресурсов среды (окружения, в котором живет человек), а также умение искать находить, принимать и оказывать самому поддержку достигает должного уровня. Так как к 5 курсу слушатели обзаводятся достаточным количеством друзей, сочувствующего окружения и коммуникативным умением получить поддержку как в результате обучения, так и накопления жизненного опыта. В ходе нашего небольшого пилотажного научного исследования пока частично подтверждены выдвинутые нами гипотезы. Из представленного мини исследования можно сделать следующие выводы.
1. В дальнейшем необходима направленность на эффективное социально-психологи-
ческое сопровождение процесса адаптации, а также изучение способов преодоления требований среды, которые рассматриваются в литературе как неотъемлемая часть адаптационного процесса, и при благоприятных условиях могут трансформироваться в оптимальное рабочее состояние. В дальнейшем разработка проблем качества адаптации будет важным направлением наших исследований, в особенности, ее практическая направленность. Так как это является основой знаний в области сохранения психологического благополучия личности, оптимизации его труда и отдыха, а также повышения работоспособности, эффективности и успешности в учебе и деятельности.
2. Результаты проведенного пилотажного исследования, в целом, показали, что адаптация будущих сотрудников органов внутренних дел на различных этапах протекает неоднообразно от 1 курса к 5 курсу, так как процесс динамичен и постоянно происходит изменение социальных условий и требования к личности тоже усложняются, а результатом является изменение адаптационного потенциала, от чего зависит и выбор копинг-стратегий личностью.
Список литературы
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
2. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-17. ЕВРОЗНАК, 2008. 79 с.
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
4. Човдырова Г.С. Этапы адаптации сотрудников органов внутренних дел к напряженным условиям профессиональной деятельности// Психопедагогика правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 5—10
5. Lazarus R.S. Enyironvental Planning in the Context of Stress and Adaptatation: Symposium «Society, stress and disease». Stocholm, Oxford. April, 1970. 436 р.