УДK 159.9 ÁÁK: 88.8
@ Ю.Ю. KOPHEBA. 2019
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫХ РЕСУРСАХ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
TO THE QUESTION OF PERSONAL AND ENVIRONMENTAL RESOURCES OF THE FORENSIC UNITS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA
ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА KOPHEBA,
инспектор отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса управления учебно-методической работы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, капитан полиции Email: [email protected]
YULIYA YUR'EVNA KORNEVA, inspector of Department of accounting, analysis and quality control of educational process of management of educational and methodical work Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, police captain Email: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Ю.Ю. КОРНЕВА. К вопросу о личностно-средовых ресурсах сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 24—26.
Аннотация. Представлено теоретическое исследование личностно-средовых ресурсов и показана их роль в преодолении стресс преодолевающего поведения (копинг-поведение). Автор отмечает важность формирования личностно-средовых ресурсов на стадии профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: копинг-поведение, стресс, профессиональная деятельность, эксперты-криминалисты, личностно-средовые ресурсы
Annotation. A theoretical study of personal and environmental resources is presented and their role in overcoming stressful behavior (coping behavior) is shown. The author notes the importance of the formation of personal and environmental resources at the stage of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Key words: coping behavior, stress, professional activity, forensic experts, personal and environmental resources
В условиях реализации на практике основных положений Федеральных законов «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел» в концепции кадровой политики определены основные параметры работы с сотрудниками, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников органов внутренних дел, в том числе и экспертов-криминалистов, а также их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже
закона в решающей степени зависит укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью. В связи с этим, вопросы адаптации к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел приобретают особую значимость.
Общепризнанно, что, одним из факторов, препятствующих успешной профессиональной адаптации является экстремальный характер деятельности сотрудников ОВД и вызываемый этим стресс.
24
№ 1I2019
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Служба в правоохранительных органах традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Несмотря на то, что для экспертов-криминалистов в меньшей степени актуальны такие стресс-факторы, как столкновения с преступниками, задержания, применение оружия и т. п., тем не менее, процессы их адаптации к профессиональной деятельности и стрессовым ситуациям имеют свои особенности [1].
Экстремальный характер деятельности экспертов-криминалистов, психическая нагрузка связаны с высокой ответственностью за результаты работы в сложной обстановке, переработкой огромного количества информации, принятием решения в неоднозначных, конфликтных ситуациях.
Эти факторы обуславливают необходимость предъявления высоких требований к внутренним и внешним ресурсам сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, обеспечивающим стресс преодолевающее поведение и позволяющим на должном уровне поддерживать эффективность профессиональной деятельности.
Традиционно в мировой психологической литературе проблема личностно-средовых ресурсов рассматривается применительно к ко-пинг-поведению человека. Но, в нашем исследовании, мы предполагаем, что личностно-средовые ресурсы выполняют ведущую роль и в вопросах адаптации к профессиональной деятельности, поскольку стресс преодолевающее поведение, личностно-средовые ресурсы и успешность адаптации к профессиональной деятельности являются звеньями одной цепи.
Теоретические основы проблемы стресс преодолевающего поведения тесно связаны с проблемой стресса. Стресс и стресс преодолевающее поведение — два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего, по отношению к организму, фактора, однако, психологи, и, прежде всего Р. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодоле-
вать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это явилось теоретической основой развития трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения.
Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел представляет собой определенный жизненный период, в котором у человека должно сформироваться новое, особенное (в соответствии с профессией) ко-пинг-поведение, способствующее ежедневной борьбе со стрессом, не зависимо от природы и силы стрессогена, влияющее на адекватную реакцию при стрессовом воздействии [2].
Процесс формирования копинг-поведения сотрудников ОВД должен начинаться уже в стенах образовательных организаций МВД России. Однако, как показывает реальная практика, данный процесс протекает стихийно, зачастую личность сама его не осознаёт. Каждый курсант образовательной организации МВД России чётко знает, какая у него успеваемость, но мало кто может отметить свой личностный уровень адаптации к стрессу, и на каком этапе развития находится данный процесс [3].
Многие теоретические аспекты проблемы личностно-средовых ресурсов личности, требуют детального уточнения. Это обусловлено тем, что стресс, копинг-поведение и адаптация к профессиональной деятельности являются структурными элементами более общей психологической системы организма, название которой психическое состояние.
Психическим состояниям в структуре личности, среди всех психических явлений принадлежит одно из основных мест. Проблеме психических состояний уделяют колоссальное внимание, это связано с тем, что они существенным образом определяют характер и успешность деятельности человека в целом [4].
При слабой сформированности сферы эмоционально-волевой регуляции поведения и при возрастании стрессовых показателей ситуации сотрудники (курсанты, лица с деза-даптивным типом копинг-поведения, имеющие психосоматические заболевания) неосознавае-
№ 1/2019
25
мо изменяют социоцентрические ориентации Я-концепции на эгоцентрические, т.е. в ситуации выбора между социально-значимым поведением и личностно-желаемым устойчиво предпочитают последнее. В этих ситуациях резко возрастает роль психического бессознательного в организации адаптивного поведения.
Следовательно, взаимодействие личностно-средовых ресурсов с системами Я-концепции позволяет сохранить устойчивость последней в адаптационный период, ослабить негативное воздействие на организм стресс-факторов и избавить личность от губительного влияния дезадаптивных реакций. Сотрудники с деза-даптивным типом копинг-поведения, имеющие психосоматические заболевания и курсанты значительно чаще использующие пассивное преодоление стресса, как доминирующее ко-пинг-поведение, обладают негативной, слабо сформированной Я — концепцией. Курсанты чаще, чем больные сотрудники используют поиск социальной поддержки как вспомогательную копинг-стратегию.
Список литературы
1. Корнева Ю.Ю., Лебедев И.Б., Милюкова Ю.Д. Личностно-средовые ресурсы и их роль в процессе адаптации сотрудников экспертно-криминалис-тических подразделений МВД России к условиям
служебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 252—257.
2. Кравченко А.В., Чуманов Ю.В. Системно-ситуативный анализ (ССА) учебной деятельности обучающихся высших учебных заведений опасных профессий в системе обеспечения профессиональной надежности персонала // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 12. С. 117-124
3. Русецкая Д.В. Использование психофизического тренинга в рамках морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2018; (6):301—304.
4. Федотов С.Н., Еременко Т.Е., Кравченко А.В. О психологической работе с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 70—75.
5. Чуманов Ю.В., Милюкова Ю.Д. Психофизический тренинг как способ повышения адаптационного потенциала личности курсантов образовательных организаций силовых ведомств Российской Федерации // В сборнике: Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно- исполнительной системе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. 2017. С. 610-617.
26
№ 1/2019