УДК 1 ББК 88
ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ К УСЛОВИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА КОРНЕВА,
инспектор отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса управления учебно-методической работы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: ukorneva@mail.ru ИГОРЬ БОРИСОВИЧ ЛЕБЕДЕВ, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности ФГКОУВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА МИЛЮКОВА, курсант Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
младший сержант полиции
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология; эргономика Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье раскрывается понятие личностно-средовых ресурсов и их роль в процессе адаптации в служебной деятельности
Ключевые слова: личность, служебная деятельность, Овд, исследование
Annotation. The article reveals the concept of personal and environmental resources and their role in the adaptation process in service activities
Keywords: personality, service activity, Ovd, research
Традиционно в мировой психологической литературе проблема личностно-средовых ресурсов рассматривается применительно к копинг-поведению человека. Но, в нашем исследовании, мы предполагаем, что личностно-средовые ресурсы выполняют ведущую роль и в вопросах адаптации к профессиональной деятельности, поскольку стресспреодолевающее поведение, личностно-средовые ресурсы и успешность адаптации к профессиональной деятельности являются звеньями одной цепи.
В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для овладения любым видом деятельности и преодоления различных видов психологического напряжения, каждый
человек использует собственные стратегии на основе имеющегося у него личностного опыта, психологических резервов (личностные ресурсы) и социальной поддержки. Поэтому мы и считаем необходимым рассматривать все эти составляющие под общим названием — личностно-средовые ресурсы.
В отечественной литературе сложилась традиция к личностно-средовым адаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относить уровень когнитивного развития личности, Я-концепцию, локус контроля, эмпатию, аффилиацию, способность оказывать и воспринимать социальную поддержку, наличие социально-поддерживающей сети и ее эффективность, а также психологические особенности личности, обеспечивающие
стрессоустоичивость.
В специальных исследованиях различные ресурсы сотрудников ОВД в рамках стресспреодолевающего поведения изучались в работах Л. Н. Костиной, И.Б. Лебедева, М.И. Марьина, В.Ю. Рыбникова, В.Л. Цвет-кова, А.Ю. Федотова, С.Н. Федотова, Г.С. Човдыровой и многих других.
В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее (интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми (аффилиация); умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт (эмпатия); позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере; духовность человека, религиозные чувства и т.д.; ценностная мотивационная структура личности. Ресурсы социальной среды тоже определяют поведение человека. К ним относятся:система социальной поддержки или социально-поддерживающая сеть — это окружение, в котором живет человек (семья, общество).
Таким образом, главной особенностью предлагаемого подхода к процессам профессиональной адаптации является: рассмотрение адаптации, как процесса конфликта когнитивных и эмоциональных оценок (сознательного и бессознательного); возникающего в этой связи стресса, который у сотрудников экспер-тно-криминалистических подразделений МВД России является не внезапным, а постепенно накопительным; умение использовать имеющиеся личностно-средовые ресурсы с целью осуществления успешной адаптации к профессиональной деятельности.
Решение задач экспериментальной работы проводилось в ходе комплексного обследования, 180 сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД России и 100 курсантов экспертно-кримина-листического факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Кроме того, проведён анализ медицинской документации (учет пропущенных рабочих дней, по больничным листам.) для оценки психосоматических заболеваний у 90 сотрудников. Ниже остановимся на динамике проявления активных и пассивных копинг-стратегий у сотрудников, использующих адаптивные формы реагирования на стресс, в ситуациях различной степени сложности.
Полученная экспериментальным путём в ходе исследования личностно-средовых ресурсов сотрудников экспертно-криминаллистических подразделений МВД России, информация может быть сведена в единую таблицу распределения вероятности поведения данных сотрудников в стрессовых ситуациях. Данные представлены в Таблице №1.
Таким образом, можно отметить, что имеются суще-
ственные отличия в проявлении поведенческих реакций сотрудников ЭКП МВД России в различных стрессовых ситуациях. Данные представлены в диаграмме №1.
Диаграмма №1 Типы копинг-поведения сотрудников ЭКП МВД России в различных стрессовых ситуациях
I I I
т>|п скггаиин
3- алйптнвное 1 3
I- псевдоадаптивное 3- деза дативное
1- обычная, стандартная, неопасная
2- обычная, стандартная, опасная
3 ■ стандартная, опасная
4 - нестандартная, опасная
Особое значение в теории копинг-поведения Р. Лазаруса приобретает субъективная оценка стресс-фактора, воздействующая на личность. В нашем исследовании под субъективной оценкой стресс-фактора мы понимали трудности, возникающие перед курсантами Института судебной экспертизы МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. В ходе предварительного анкетного опроса испытуемые сами обозначили ниже приведённые трудности.
Исследование личностно-субъективной оценки стресс-фактора
В качестве содержательной стороны субъективной оценки стрессора нами рассматривались профессиональные трудности. В данном исследовании, в качестве испытуемых принимали участие только представители группы курсантов.
В процессе любого рода профессиональной деятельности возникают трудности, без преодоления которых она не может быть успешной. Наличие трудностей является причиной как низких профессиональных результатов, так и низкой удовлетворенности работников, а снижение удовлетворенности закономерно снижает и мотивацию к данного рода деятельности.
Трудности обычно выявляются либо самонаблюдением тех, кто их испытывает либо с помощью внешнего наблюдения. В нашем исследовании использовался метод самонаблюдения курсантов, так как проводилось анкетирование, в ходе которого они самостоятельно указывали на те или иные имеющиеся в их деятельности профессиональные трудности.
Методом экспертного опроса курсантов и их преподавателей нами был получен список из двадцати возможных психологических трудностей, которые мы использовали в экспериментальной работе. Результаты исследований представлены в Таблице №2.
Таблица №1
Копинг-поведение сотрудников ЭКП МВД России в различных стрессовых ситуациях
Тип поведения Тип ситуации
№1 (обычная, стандартная, неопасная) № 2 (обычная, нестандартная, неопасная) № 3 (стандартная, опасная) № 4 (нестандартная, опасная)
Адаптивное 0,71 0,50 0,37 0,22
Псевдоадаптивное 0,24 0,42 0,49 0,59
Дезадаптивное 0,05 0,08 0,14 0,19
Таблица № 2
Результаты исследования субъективно-личностной оценки трудностей
Тип трудности Трудность Наличие данной трудности (самооценка до проведения терапии)
Деятельностная Неудовлетворенность организацией учебного процесса 43
Трудности с необходимостью вписаться в распорядок дня. 51
Неуспешность в учебно-служебной деятельности. 62
Индивидуально-психологическая Эмоциональная перегрузка в связи с ответственностью. 17
Эмоциональная перегрузка в связи с большим объемом задач. 39
Когнитивное несоответствие между ожиданиями и реальным содержанием обучения в вузе МВД. 22
Сложности в профессиональном самоопределении. 19
Внутренние психологические конфликты 24
Внутренний стресс 39
Тоска по дому 64
Сложность в адаптации к жизни в институте 45
Недостаточность необходимых интеллектуальных способностей для учебной деятельности. 18
Высокая утомляемость 19
Невозможность следовать этическим установкам, необходимым для профессии 10
Недостаточная подготовка в школе, нехватка необходимых для обучения знаний 18
Наличие физических недостатков, препятствующих профессиональной успешности 29
Социально-психологические Неудовлетворенность в отношениях с другими курсантами и сержантами 23
Неудовлетворенность в отношениях с преподавателями 12
Неудовлетворенность в отношениях с родителями 38
Неудовлетворенность в отношениях со сверстниками, не обучающимися в данном вузе 17
По результатам исследования можно отметить следующее: в группе курсантов преобладают такие трудности, как «Неуспешность в учебно-служебной деятельности» (62%), «Тоска по дому» (64%), «Сложность в адаптации» (45%), «Трудности с необходимостью вписаться в режим времени» (62%). Таким образом, мы смогли выявить трудности, как содержательную сторону личностно-субъективной оценки стресса.
Следующий этап исследования был посвящён формирующему эксперименту, в котором участвовали курсанты экспертно-криминаллистического факультета МосУ МВД России, было взято 2 группы: контрольная и экспериментальная, каждую из которых составили респонденты в количестве 55 человек.
С экспериментальной группой нами в течение 3-х месяцев проводилось индивидуальное психологическое консультирование, имеющее цель скорректировать индивидуальную оценку ранее отмеченных курсантами трудностей. По завершении коррекционной работы с курсантами было проведено повторное психодиагностическое исследование. Результаты представлены в Таблице №3.
Таким образом, анализ отклонений у курсантов говорит о том, что экспериментальная программа психокоррекции показала свою эффективность в отношении следующих трудностей:
1. Трудности с необходимостью вписаться в режим времени: в экспериментальной группе результаты лучше на 8%, чем в контрольной.
2. Успешность в учебно-служебной деятельности эффективно повысилась именно в экспериментальной группе (результаты на 14% луч-
ше, чем у контрольной).
3. Тоска по дому в экспериментальной группе на 25% менее беспокоит, чем в контрольной группе.
4. Сложность в адаптации к жизни в университете в экспериментальной группе на 9% менее актуальна, чем в контрольной.
5. Утомляемость также на 8% ниже.
6. Выше удовлетворенность в отношениях с родителями (на 8%).
Графически результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах представлены на диаграмме № 2 (только по трудностям, превышающим 30% по частоте в констатирующем эксперименте).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Психопрофилактика успешной профессиональной адаптации у сотрудников экспертно-криминалистиче-ских подразделений МВД России должна быть организована с учетом особенностей их личностно-средовых ресурсов (копинг-стратегий, Я-концепций и др.) базовых копинг-стратегий и копинг-ресурсов и включать целенаправленные мероприятия первичной (для всех категорий личного состава), вторичной (специальной — учитывающей специфику профессиональных задач) и третичной (при психосоматических заболеваниях, ПТСР, дезадаптивных типах поведения) копинг-профилактики.
В общем виде предлагаемая нами модель психологической помощи состоит из четырех элементов: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация.
Диаграмма №2 Наличие тех или иных трудностей (по трудностям, наблюдающимся в более чем 30% случаев).
Таблица №3
Отклонения между экспериментальной и контрольной группой
Тип трудности Трудность Наличие данной трудности (самооценка после терапии) Наличие данной трудности (самооценка контрольной группы) отклонение контрольной группы от экспериментальной
Неудовлетворенность организацией учебного процесса 38 41 3
Деятельно стная Трудности с необходимостью вписаться в режим времени 37 45 8
Неуспешность в учебно-служебной деятельности. 41 55 14
Эмоциональная перегрузка в связи с ответственностью. 15 16 1
Эмоциональная перегрузка в связи с большим объемом задач. 36 30 -6
Когнитивное несоответствие между ожиданиями и реальным содержанием обучения в вузе МВД. 20 24 4
Сложности в профессиональном самоопределении. 21 18 -3
Внутренние психологические конфликты 18 22 4
Внутренний стресс 29 34 5
Индивидуально- Тоска по дому 27 52 25
психологическая Сложность в адаптации к жизни в ВУЗе 31 40 9
Недостаточность необходимых интеллектуальных способностей для учебной деятельности. 19 17 -2
Высокая утомляемость 15 23 8
Невозможность следовать этическим установкам, необходимым для профессии 12 12 0
Недостаточная подготовка в школе, нехватка необходимых для обучения знаний 21 17 -4
Наличие физических недостатков, препятствующих профессиональной успешности 23 24 1
Неудовлетворенность в отношениях с другими курсантами и сержантами 22 27 5
Социально-психологические Неудовлетворенность в отношениях с преподавателями 17 14 -3
Неудовлетворенность в отношениях с родителями 28 36 8
Неудовлетворенность в отношениях со сверстниками, не обучающимися в данном вузе 14 14 0
Диаграмма №2
Результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах
Литература
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — 7. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983, 368 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. — 8. М., 1996, 168с.
4. Корнева Ю.Ю. Что такое психологическое консультированиеи зачем оно нужно в органах внутренних дел. Вестник МосУ МВД России 9. №4 2012 с. 232- 235.
5. Корнева Ю.Ю. Влияние личностных средовых ресурсов на профессиональную деятельность 10. сотрудников МВД России Вестник МосУ
МВД России №8 2016 с. 235-241
6. Кулаков С.А., Дементьев В.В. Исследование 11. образа «Я» у подростков с помощью опросника Оффера в процессе групповой психотерапии // Психологическая диагностика отно-
шения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья, — М.: Женева, 1989. — С.121-126. Лебедев И.Б. Копинг-поведение сотрудников ОВД: Монография. — М.: Московская академия МВД России, 2000.-300с. Лебедев И.Б.Психологические основы стресс преодолевающего поведения со-трудников ОВД. М.: Изд-во МосУ МВД России, 2010. Лебедев И.Б .Проблемы психокоррекции в профессиональной деятельности психолога ОВД: Монография. М.: Изд-во МосУ МВД России, 2011