Научная статья на тему 'Результаты психологического исследования влияния личностно-средовых ресурсов на адаптацию сотрудников МВД России'

Результаты психологического исследования влияния личностно-средовых ресурсов на адаптацию сотрудников МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МВД / PROFESSIONAL ACTIVITY / ADAPTATION / MIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнева Юлия Юрьевна

В статье изучаются личностно-средовые ресурсы успешной адаптации сотрудников МВД России к профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of a psychological study of the influence of personality-environmental resources to adapt the Russian Interior Ministry employees

The article explores the personality-sredovye resources successful adaptation of the Russian Interior Ministry officers to professional activity

Текст научной работы на тему «Результаты психологического исследования влияния личностно-средовых ресурсов на адаптацию сотрудников МВД России»

УДК 1 ББК 88

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫХ РЕСУРСОВ НА АДАПТАЦИЮ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА КОРНЕВА,

инспектор отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса Управления учебно-методической работы Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье изучаются личностно-средовые ресурсы успешной адаптации сотрудников МВД России к профессиональной деятельности

Ключевые слова: профессиональная деятельность, адаптация, МВД

Annotation. The article explores the personality-sredovye resources successful adaptation of the Russian Interior Ministry officers to professional activity

Keywords: professional activity, adaptation, MIA

Изучение личностно-средовых ресурсов успешной адаптации сотрудников МВД России к профессиональной деятельности осуществлялось путем последовательного изучения копинг-стратегий адаптационного поведения, Я-конципции, локус-контро-ля, эмпатии, аффилиации, умение использовать социально-поддерживающие сети у сотрудников МВД России. При этом, все сотрудники были разделены на три большие группы:

1) группа сотрудников условно здоровых, редко обращающихся за медицинской помощью;

2) группа сотрудников регулярно обращающиеся за медицинской помощью, имеющая различные хронические заболевания (язва, гастрит, аллергия и др.);

3) курсанты МосУ МВД России.

Эффективность деятельности сотрудников ОВД

должна определяться сфомированностью оптимальных стратегий копинг-поведения, которые подразделяются на активные и пассивные. Вместе с тем исследователями копинг-поведения не отрицается тот факт, что копинг-стратегии являются динамичными системно-структурированными образованиями.

Отсюда следует вывод, что в «психологических границах» одного человека должны прекрасно «уживаться» вместе как активные, так и пассивные ко-

пинг-стратегии. Более того, они должны составлять в психике личности единое системное образование. При этом активные копинг-стратегии должны формировать, как правило, адаптивные формы поведения в условиях стресса, а пассивные стратегии приводить к дезадаптивному поведению.

На примере изучения поведения в стрессовых ситуациях сотрудников МВД РФ мы изучили особенности и динамику проявления пассивных и активных копинг-стратегий в их копинг-поведении.

В данной части эксперимента принимали участие сотрудники МВД России, всего 280 человек.

Путем анкетирования, интервью, экспертных оценок изучали проявления копинг-стратегий в 4-х типовых ситуациях разной степени сложности и экстремальности:

• ситуация № 1 — стандартная, неопасная;

• ситуация № 2 — нестандартная, неопасная;

• ситуация № 3 — стандартная, опасная;

• ситуация № 4 — нестандартная, опасная.

Выбор типовых ситуаций проводился с учетом

типовых профессиональных задач оперативно-служебной деятельности для каждого конкретного контингента сотрудников ОВД.

В результате исследования получались следую-

щие данные. В ситуационном поле №1 адаптивное поведение проявили 70% испытуемых, псевдоадап-тивное-25%, дезадаптивное-5%. В ситуационном поле № 2: адаптивное — 50%, псевдоадаптивное — 43%, дезадаптивное — 7%. В ситуационном поле № 3: адаптивное — 35%, псевдоадаптивное — 50%; дезадаптивное — 15 %. В ситуационном поле № 4: адаптивное — 20%, псевдоадаптивное — 65%, деза-даптивное — 15%.

Ситуационное поле № 1 является для нас интересным, прежде всего тем, что в условиях этого стрессового пространства протекает подавляющая часть служебного времени сотрудников ОВД. В этих условиях основная масса сотрудников проявляют адаптивные формы поведения (70%). Адаптивная форма поведения характеризуется использованием копинг-страте-гии решения проблем, при этом личность направляет свои усилия на снятие стрессовой ситуации за счет воздействия на сам стрессор.

Например, профессиональная деятельность участковых инспекторов милиции в повседневных (стандартных) неопасных ситуациях включает сбор и анализ информации о правонарушителях, прием граждан, рассмотрение заявлений и жалоб, проверку подучетнного элемента и т.д.

Примером ситуации N2 может быть работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий.

Действия сотрудников МВД РФ в данной ситуа-

ции будет выступать как адаптивное поведение. При псевдоадаптивном поведении личность руководствуется в основном копинг-стратегией социальной поддержки, действуя по принципу «как все, так и я». Де-задаптивное поведение характеризуется стремлением воздействовать не на сам стрессор, а на снятие негативного эмоционального состояния, вызываемого этим стрессором (при этом сам стрессор остается вне поля активного воздействия со стороны личности).

Рассмотрим в качестве контрастного ситуационному полю № 1 и 2 поведение сотрудников в ситуационном поле № 4 (например, задержание вооруженного претспуника). Действия в этом пространстве сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также характеризуются неопределенностью алгоритмов поведения. Здесь адаптивное поведение проявляют только 20% участников эксперимента, 65% — псевдоадаптивное, а 15% -- дезадаптивное. Столь незначительное число сотрудников проявивших дезадап-тиное поведение объясняется тем, что исследованию подвергались, как правило, сотрудники, имеющие опыт поведения в экстремальных ситуациях. Всю полученную в эксперименте информацию можно свести в одну таблицу распределения вероятностей поведения сотрудников МВД РФ в стрессовых ситуациях (таблица 1).

Таким образом, мы видим, что имеются существенные отличия в типах поведения сотрудников ОВД в различных стрессовых ситуациях (рис.1)

Таблица 1

Копинг-поведение сотрудников МВД РФ в различных стрессовых ситуациях

Тип ситуации

Тип поведения №1 № 2 № 3 № 4

обычная, стандартная, обычная, нестандартная, стандартная, нестандартная,

неопасная неопасная опасная опасная

Адаптивное 0,70 0,50 0,35 0,20

Псевдоадаптивное 0,25 0,43 0,50 0,65

Дезадаптивное 0,05 0,07 0,15 0,15

Рис. 1. Типы копинг-поведения сотрудников ОВД в различных стрессовых ситуациях

Различие в поведении сотрудников ОВД в обычных и стрессовых ситуациях, соотношение адаптивного и псевдоадаптивных типов поведения в разных ситуационных полях вполне объяснимо, если принять во внимание следующие рассуждения.

Во-первых, поведение в стрессовой ситуации человека вообще отличается, прежде всего, психосемантической сориентированностью данного поведения в отличие от безусловнорефлекторного поведения у животных (о чем собственно и писал Р.Лазарус).

Во-вторых, истинным регулятором поведения в крайне опасных ситуациях у человека, как правило, выступают нравственные качества, а не животные потребности или денежное вознаграждение. Только высшие формы мотивационного поведения (такие как борьба за свободу, за Родину, за других людей и т.п.) способны повести к самопожертвованию.

В-третьих, любая человеческая ориентировочная основа поведения (высшие мотивы, нравственные качества, мировоззрение) формируется в обществе, под воздействием определенных информационных влияний, общения и личной трудовой, учебной, служебной деятельности.

В свете этих рассуждений мы предположили, что сотрудник МВД РФ находится под воздействием трех основных информационных потоков: 1) информационного потока организованной профессиональной среды; 2) потока средств массовой информации; 3) информационного потока бытового общения.

Находясь под воздействием этих информационных потоков сотрудник МВД РФ является участником двух основных типов деятельности: 1) служеб-но-профессиональной и 2) деятельности связанной с бытовым общением. Информационные потоки и типы деятельности, в свою очередь, влияют на процесс формирования копинг-поведения и выбор ко-пинг-стратегии.

Под влиянием деятельности у сотрудников МВД РФ формируется, по меньшей мере, двух уровневая структура копинг-стратегии: верхний уровень, с точки зрения формирования признака научности, формируется под воздействием информационного потока организованной профессиональной среды и условно называется «общенаучным»; нижний уровень формируется в основном в информационном потоке бытового общения и в соответствующем типе деятельности и называется «уровнем практического поведения». Информационные поток СМИ обслуживает одинаково оба уровня в зависимости от направленности личностных информационных предпочтений.

Формируемая двухуровневая структура копинг-стратегии является сложным динамичным образованием по разному проявляющем себя в обычной и стрессовой ситуациях.

Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Копинг-стратегия сотрудников МВД РФ формируется задолго до стрессовой ситуации, для которой она собственно и предназначена. Формирование это происходит в информационном потоке организованной профессиональной среды (служебные плановые занятия, специальные учебно-практические тренировки, учебно-профессиональная подготовка курсантов и сотрудников в период обучения) и в процессе служебно-боевой деятельности.

На этом этапе формируются соответствующие знания о том, как себя надо вести в стрессовой ситуации, о том, что в ситуации нравственного выбора (то есть выбора между личностно-желаемым и социально-значимым) необходим именно такой, а не другой тип поведения, и, наконец, о том, что такое профессиональный долг, честь, присяга и т.п. Все эти знания закрепляются и переводятся в разряд начальных умений и простых навыков в ходе реальной слу-жебно-боевой и учебно-боевой деятельности. Все это происходит еще в дострессовый период, так сказать,

в «мирное» время.

Верхний уровень копинг-стратегии прекрасно репрезентативен в сознании. Он сознается как знание о том, как надо себя вести в той или иной стрессовой ситуации. Этот уровень имеет позитивную динамику формирования в «мирное» время. Так, по данным наших исследований в обычных и стандартных ситуациях до 70% сотрудников «проявляют» адаптивное поведение, они же уверены, что аналогичным образом будут себя вести и в стрессовых ситуациях. Здесь надо особо отметить один немаловажный факт, что на 80-90% служебная деятельность сотрудников МВД РФ протекает в ситуационном поле № 1, т.е. в решении задач в обычных и стандартных условиях. В этот период времени сотрудники «не догадываются» о существовании копинг-стратегии нижнего уровня, которая «включается» в стрессовой ситуации.

Психологически копинг-стратегия нижнего уровня представляет из себя своеобразную систему из знаний, умений и навыков, формируемых в информационном потоке бытового общения и в соответствующей этому потоку деятельности. С нравственной точки зрения знания, формируемые на этом потоке, носят прагматический характер и в ситуации нравственного выбора учет предпочтению личностно-же-лаемого в ущерб социально-значимому.

Динамика формирования этого уровня носит скрытый характер и проявляет себя явно (т.е. становится очевидной) лишь в самой стрессовой ситуации. Этот тип поведения наиболее ярко (в «частом виде») проявляется в дезадаптивной форме поведения. Особенность этого типа поведения заключается в том, что он, самый «малочисленный» (всего лишь 15% сотрудников ОВД в самой сложной ситуации его проявляют).

В реальной стрессовой ситуации сотрудники ОВД «выбирают» между адаптивным и дезадаптив-ным типом поведения, нечто среднее, так называемый, псевдоадаптивный тип. Его проявляют в самой сложной ситуации до 70% испытуемых.

Таким образом, копинг-стратегии верхнего уровня являются хорошо осознаваемыми и чаще проявляют себя в обычных и стандартных ситуациях, эти копинг-стратегии специалисты называют активными. К ним относятся копинг-стратегии преодоления проблем и социальной поддержки.

Копинг-стратегии нижнего уровня неосознаваемы и об их присутствии в ситуациях обычных и стандартных человек, как правило, не знает. К ко-пинг-стратегиям нижнего уровня относят стратегию избегания и, иногда, дистанционирования. Эти ко-пинг-стратегии называют пассивными.

Пассивные копинг-стратегии ведут себя «скрытно» до момента начала воздействия стрессоров к адаптивному реагированию на которые личность не готова. Вот тут в действие вступают пассивные ко-пинг-стратегии ведущие к разрыву дистанции между личностью и стрессором и, в конечном итоге, к избе-

ганию воздействия на стрессор, т.е. к дезадаптивным формам поведения.

О наличии пассивных копинг-стратегий личность узнает (т.е. они становятся репрезентативными) лишь по результатам их деятельности.

Рассмотрим динамику проявления активных и пассивных копинг-стратегий у сотрудников проявляющих адаптивные формы реагирования на стресс в ситуациях различной степени сложности.

В ситуации первого типа (стандартные, неопасные) на сотрудников воздействуют привычные стрессоры, к которым они хорошо адаптированы. При этом копинг-стратегии верхнего уровня являются хорошо осознаваемы (репрезентативны в сознании), это относится, в первую очередь, к копинг-стратегии решения проблем, во вторую, к стратегии социальной поддержки (эта стратегия в ситуациях первого типа даже чаще бывает не осознаваема). В поведении доминирует стратегия разрешения проблем, копинг-стратегия социальной поддержки выступает в поведении как вспомогательная (когда необходимо активизировать процесс разрешения проблемы). Стратегия избегания у адаптированных сотрудников на этом этапе не проявляется.

В ситуациях второго типа (нестандартные, неопасные) адаптивное поведение проявляют 50% испытуемых (в ситуациях первого типа 70%). С 25% до 43% увеличивается количество сотрудников проявляющих псевдоадаптивное поведение, с 5% до 7% проявляющих дезадаптивное поведение. Динамика изменения копинг-стратегий следующая: хорошо осознаваемой остается копинг-стратегия решения проблем, однако, в поведении она начинает выполнять вспомогательную роль, уступая пальму первенства в поведении копинг-стратегии социальной поддержки. При этом сотрудники искренне считают, что руководствуются стратегией разрешения проблем, а копинг-стратегию социальной поддержки используют лишь как вспомогательную. Копинг-стратегия избегания на этом этапе, как и на предыдущем себя не проявляет. Основное отличие в копинг-стратегиях ситуаций второго типа состоит в изменении внутри системы активных копинг-стратегий. Несмотря на то, что хорошо осознаваемой остается стратегия разрешения проблем, однако в поведении не осознаваемо доминирует стратегия социальной поддержки.

В стрессовых ситуациях третьего типа происхо-

дят дальнейшие изменения в системе копинг-стра-тегий. При этом динамика изменений затрагивает уже соотношения между активными и пассивными копинг-стратегиями. Ведущей и в плане репрезентативности в сознании и в поведении становится ко-пинг-стратегия социальной поддержки. Вспомним, что основное отличие ситуаций третьего типа в том, что они являются опасными для жизни и здоровья.

Доминирование копинг-стратегии социальной поддержки означает прежде всего, что сотрудники при выборе способов реагирования на стрессоры действуют по принципу: «как все, так и я». Следующая особенность этого типа состоит в том, что вспомогательной в организации поведения становится стратегия избегания (хотя она и продолжает оставаться на неосознаваемом уровне). Копинг-стратегия решения проблем остается осознаваемой, но на выбор поведения влияет слабо. Адаптивное поведение на этом этапе проявляют 35% сотрудников (первый этап — 70%), дезадаптивное — 10%, псевдоадаптивное — 55% сотрудников.

В ситуациях четвертого типа (не стандартное, опасное) доминирующей в поведении становится копинг-стратегия избегания, хотя она и остается неосознаваемой. В сознании репрезентативна стратегия социальной поддержки, хотя в поведении она выполняет вспомогательную функцию. Еще одной особенностью этого этапа является вытеснение копинг-стратегии решения проблем в подсознание.

Сложным для психического мира личности на этом этапе является тот факт, что в качестве репрезентативной в сознании выступает активная копинг-стратегия (социальной поддержки), а поведение организуется на базе пассивной копинг-стратегии избегания.

Таким образом, на примере анализа динамики активных (верхнего уровня) и пассивных (нижнего уровня) копинг-стратегий мы видим, что в организации копинг-поведения значительная роль принадлежит не только сознательным процессам, но бессознательным психическим компонентам. При этом, чем сложнее в стрессовом отношении ситуация, тем роль бессознательного весомее в определении типа ответного реагирования.

Динамика копинг-стратегий в различных стрессовых ситуациях оказалась следующей (таблица 2, рис.2).

Таблица 2

Копинг-стратегии сотрудников МВД РФ в различных стрессовых ситуациях

Тип Копинг-стратегии Тип ситуации

№1 обычная, стандартная, неопасная №2 обычная, нестандартная, неопасная № 3 стандартная, опасная № 4 нестандартная, опасная

Разрешение проблем 0,75 0,50 0,35 0,15

Социальная поддержка 0,20 0,40 0,55 0,70

Избегание 0,05 0,10 0,10 0,15

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 2. Типы копинг-стратегий сотрудников МВД РФ в различных стрессовых ситуациях.

В ситуационном пространстве № 1: у 75% исследуемых репрезентативна в сознании и поведении ко-пинг-стратегия разрешения проблем; копинг-страте-гия поиска социальной поддержки проявляется у 20% сотрудников, является неосознаваемой и диагностируется только при анализе поведения; копинг-страте-гия избегания фактически не осознается и в поведении почти не проявляется (лишь у 5%).

В ситуационном пространстве № 2: у 50% испытуемых в сознании и поведении диагностируется копинг-стратегия разрешения проблем; копинг-стра-тегия социальной поддержки не осознается как доминирующая, но таковой является в практическом поведении у 40% исследуемых; на этом этапе стратегия избегания практически не изменяет своего положения — у 90% сотрудников она не диагностируется ни в сознании, ни в поведении.

Ситуационное пространство № 3: в этой ситуации лидирующее положение занимает копинг-стра-тегия социальной поддержки — у 55% сотрудников она проявляется в сознании и поведении (в опасности стадный принцип «я как все» становится доми-

нирующим мотивом поведения); копинг-стратегия разрешения проблем осознаваема и проявляется в поведении лишь у 35% сотрудников; копинг-страте-гия избегания усиливает свои позиции, 10% испытуемых устойчиво проявляют ее в поведении, но не в сознании.

Наиболее драматично ситуация складывается в пространстве № 4: у большинства сотрудников поведение становится устойчиво псевдоадаптивным (70% в сознании и поведении предпочитают стратегию поиска социальной поддержки, т.е. стадность поведения резко усиливается). Копинг-стратегию разрешения проблем в сознании и поведении демонстрируют лишь 15% испытуемых; а 15 % в поведении предпочитают стратегию избегания.

Таким образом, копинг-стратегии сотрудников МВД РФ в различных по уровню стрессогенности экстремальных ситуациях значительно различаются, за счет снижения значимости стратегии «разрешение проблем» и повышения ориентации поведения на копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание».

В данной статье были оценены особенности (типы, стратегии, ресурсы) копинг-поведения сотрудников МВД РФ. При выборе методик исследования учитывались прежде всего литературные данные об их валидности, надежности и дифференцирован-ности для оценки личностно-средовых факторов и психологических особенностей личности сотрудников МВД РФ. Результаты анализа профессиональных стресс-факторов сотрудников МВД РФ позволили отметить, что наиболее распространенные экстремальные ситуации и условия, а также стресс-факторы, оказывающие воздействие на сотрудников МВД РФ, требуют научной разработки психологических проблем, и в частности, копинг-поведения, обеспечивающих адекватность противостояния неблагоприятным условиям и эффективность профессиональной деятельности сотрудников МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.