Научная статья на тему 'Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза'

Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / JURISTIC PSYCHOLOGY / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / TRANSPERSONAL PSYCHOLOGY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / СТРЕССОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / EMOTIONAL AND VOLITIONAL REGULATION / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / PSYCHOSOMATIC DISORDERS / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ / BREATHING TECHNIQUES / PSYCHOTECHNOLOGIES / STRESS FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Татьяна Вячеславна

Рассматриваются проблемы использования психотехнологий трансперсональной психологии для обучения преодолению стрессовых воздействий и предупреждению психосоматических расстройств в образовательной среде ведомственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Татьяна Вячеславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of transpersonal psychology techniques in educational milieu of ministerial universities

The article is devoted to the special aspects of applying transpersonal psychology techniques and technologies when training to deal with stress situations, and preventing psychosomatic disorders in educational milieu of ministerial universities.

Текст научной работы на тему «Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИК ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВНА МАЛЬЦЕВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: mtv-psy@mail.ru Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы использования психотехнологий трансперсональной психологии для обучения преодолению стрессовых воздействий и предупреждению психосоматических расстройств в образовательной среде ведомственного вуза.

Ключевые слова: юридическая психология, трансперсональная психология, психологическая культура, психотехнологии, стрессовые воздействия, эмоционально-волевая регуляция, психосоматические расстройства, дыхательные техники.

Annotation. The article is devoted to the special aspects of applying transpersonal psychology techniques and technologies when training to deal with stress situations, and preventing psychosomatic disorders in educational milieu of ministerial universities.

Keywords: juristic psychology, transpersonal psychology, psychological culture, psychotechnologies, stress factors, emotional and volitional regulation, psychosomatic disorders, breathing techniques.

Современные условия службы в правоохранительных органах предъявляют серьезные требования к сотруднику, в частности к его психофизической и психоэнергетической устойчивости к стрессам, умению действовать в различных нестандартных и чрезвычайных ситуациях. Особенности профессиональной деятельности создают условия, требующие от сотрудника максимального напряжения психических и физиологических функций, повышенного волевого усилия, таким образом вызывая напряженность или стресс. Данные многочисленных исследований1 указывают на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются сотрудники правоохранительных органов в ходе своей повседневной жизнедеятельности. Все это ведет к распространению среди сотрудников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, состояний нервно-психической дезадаптации, являющихся следствием высокой интенсивности профессионального стресса. Ряд научных публикаций2 так-

же указывает на то, что курсанты и слушатели, с одной стороны, подвергаются стрессовым воздействиям образовательной среды ведомственного вуза, а с другой стороны, остаются не подготовленными к профессиональным стрессам, к тому, что их профессиональная деятельность будет связана с повышенной потребностью в активности, с реальной опасностью, с многообразными сложными как физическими, так и умственными действиями, с административным прессингом и враждебностью со стороны лиц, нарушающих закон. В изобилии в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов встречаются такие неблагоприятные факторы, повышающие психическое напряжение, влекущие за собой дезадаптивные реакции, как физиологический дискомфорт, биологический страх, дефицит времени, повышенная трудность задач, высокая значимость ошибочных действий, присутствие релевантных помех, неуспех вследствие объективных обстоятельств, дефицит информации для

принятия решений, недогрузка информацией (сенсорная депривация), перегрузка информацией, конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия3.

В арсенале психологов есть много методов, техник и психотехнологий преодоления негативных эмоциональных состояний, овладения основами психофизической и психоэнергетической регуляции. Однако, их эффективность зависит от разных причин: мотивации, индивидуально-личностных особенностей, а также уровня профессиональной подготовленности специалиста-психолога и пр. Особое место в этом арсенале занимают практики трансперсональной психологии, которые, с одной стороны, предлагают широкий спектр возможностей в преодолении стрессовых воздействий, а с другой, — представляют собой потенциальный резерв для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и внутренней целостности. Данные технологии работают как механизм, раскрывающий внутренние ресурсы организма на различных уровнях — физическом, психическом и духовном, — ведущий к самоисцелению, к глубинным структурам психики.

На сегодняшний день транспсихология стала «пятой силой» в психологии, наряду с психоанализом, гештальт-психологией, бихевиоризмом и гуманистической психологией. Основателями этого направления следует считать широко известных психологов и психотерапевтов. А. Маслоу, С. Грофа, А. Уотса, М. Мерфи и др.

Особенность трансперсональных практик состоит в том, что они работают с измененными и расширенными состояниями сознания, непосредственно связаны с трансовым опытом, который сугубо индивидуален в каждом конкретном случае. Данные психопрактики имеют большое количество видов (так называемых модальностей) и форматов. Каждый вид и формат имеет свое значение, однако все трансперсональные процессы объединяет одно — они состоят из трех общих этапов. Первый этап вводный, включающий в себя снятие зажимов, создание комфортных условий для входа в измененное состояние сознания (в трансперсональных психопрактиках используется трансовое и расширенные со-

стояния сознания4), которое является базой для дальнейшей работы. Второй этап связан с нахождением в измененном состоянии сознания и характеризуется рефлексией или выходом в инсайт. Последний этап — это выход из измененного состояния сознания с обязательным обсуждением процесса в групповом формате или дальнейшей индивидуальной работой в персональной сессии.

Трансперсональные практики имеют свою специфику. Во-первых, они до конца не признаны в отечественной науке. Во-вторых, активно развиваются и интегрируются с самыми разными научными направлениями. В-третьих, представляют собой систему методов целостного (холистического) преобразования. И, наконец, то, что почему-то больше всего настораживает специалистов-психологов ведомственных вузов, представляют собой синтез мировых религиозно-философских учений, древних духовных практик и экзистенциальной психологии.

На сегодняшний день спектр практик трансперсональной психологии весьма широк и достаточно хорошо описан в научной литературе5. В психотерапии и психокоррекции активно применяются психотехнологии, основанные на использовании дыхательных техник. В основе этих техник лежит связное естественное осознанное дыхание, которое позволяет трансформировать проблемный психологический материал в процесс самоинтеграции и развития личности. Особое место среди них занимают дыхательные техники (ребефинг, вайвейшн, Свободное Дыхание, холотропное дыхание), динамические и статические медитации и танцевально-двигательные техники. Данные техники, как пишет Г.Б. Карельский, позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания... трансцендентного характера, способствующие катарсическим процессам, позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию6.

В рамках работы научного кружка кафедры с курсантами идет работа по освоению дыхательных техник. Выбор данных трансперсональных практик не случаен. Дыхательные техники, с нашей точки зрения, являются наиболее физиологичными и экологичными методами саморегуляции, а самое главное — целенаправленными и осознанными.

Дыхательные психотехники способствуют преодолению негативных эмоциональных состояний, овладению основами психофизической и психоэнергетической регуляции, но также имеет ярко выраженный волевой аспект. На наш взгляд, именно эти умения могут быть востребованы в чрезвычайных ситуациях, когда нужны срочные меры по саморегуляции7. Кроме того, у курсантов, занимающихся дыхательными техниками, отмечается повышение творческого потенциала, гармонизация взаимоотношений с другими людьми, снижение уровня внутриличностной конфликтности, расширение адаптационных возможностей, наблюдаются позитивные личностные и поведенческие изменения.

В процессе использования техник на основе связного дыхания возникает особое измененное состояние сознания, отличающееся от других измененных состояний сознания осознанностью, контролируемостью, управляемостью, присутствием воли, возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания.

Сам процесс дыхания отличает двухтакто-вость, отсутствие пауз между вдохом и выдохом; вдох делается на мышечном усилии, а выдох полностью расслаблен и не контролируется. При поддержании такого процесса дыхания в течение относительно длительного времени возникает измененное состояние сознания позволяющее вскрыть подавленные в подсознании проблемные образы

и эмоции, снять их негативный заряд, преодолеть последствия стрессовых воздействий, еще раз осмыслить кризисные моменты биографического опыта.

Во время начальной профессиональной подготовки курсантам первого курса было предложено пройти ряд психодиагностических методик: тест САН8 (самочувствие, активность, настроение), тест Спилбергера-Ханина9 (реактивная тревожность и личностная тревожность), тест SACS10 С. Хобфолла (оценка стратегий копинг-поведения). Позже из курсантов первого курса было сформировано две группы: экспериментальная (12 человек) и контрольная (12 человек).

На базе научного кружка кафедры с экспериментальной группой проводилась работа в виде групповых тренингов с использованием различных трансперсональных практик с опорой на освоение дыхательных техник. После десяти сессий, проходивших в течение шести месяцев, было проведено контрольное тестирование экспериментальной группы и контрольной группы по упомянутым методикам. Результаты диагностики представлены в диаграммах.

Как видно из диаграмм, наблюдается статистически значимое (Р < 0,05) улучшение показателей психологического теста для экспериментальной группы и отсутствие такового у контрольной.

Диаграмма 1

£ (О

ш

I До занятий кружка

Данные по методике САН

После занятий у экспериментальной группы

I Второе тестирование контрольной группы

С

5,3 7,5

4,8

А

3,3 5,6

Н

4,5 6,1

3

4

Диаграмма 2

Данные по методике Спилберга-Ханина

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

I До занятий кружка

После занятий у экспериментальной группы I Второе тестирование контрольной группы

Диаграмма 3

Стратегии копинг-поведения

>

о. ^

т

н и

0

1 I

V

X (б о.

•О т н I

V ^

о

.

90% 80% 70% 60% 50% 40°% 30% 20% 10% 0%

¿Г

/

/

&

/у /

г

/

#

/

У

У

I До занятий кружка

I Второе тестирование контрольной группы

После занятий у экспериментальной группы

В процессе исследования было проведено сравнение особенностей поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения у курсантов экспериментальной группы и контрольной. Как видно из диаграммы 3, после занятий у экспериментальной группы наблюдается повышение использования просоциальных и уменьшение исполь-

зования асоциальных стратегий, а также стратегий, приводящих к неразрешенности ситуации или свидетельствующих о наличии внутренней конфликт-ности11 (осторожные, импульсивные, манитулятив-ные действия и избегание). У контрольной группы значимые изменения либо не наблюдаются, либо идет возрастание показателей, что, с одной сторо-

ны, свидетельствует об идущих процессах адаптации к образовательной среде ведомственного вуза (поиск социальной поддержки), а с другой, — о ее неуспешном векторе (импульсивные и агрессивные действия).

Результатом работы по освоению дыхательных техник курсантами первого курса стало позитивное воздействие на их психофизическое состояние, личностный рост, развитие осознанности, перос-мысление жизненных позиций, креативность, а также освоение техники психофизической регуляции, управления психоэмоциональной сферой, самооздоровления. В процессе годовой работы с первым курсом у курсантов, занимающихся в научном кружке кафедры, прослеживается изменение мировоззрения в сторону расширения взглядов, способности к восприятию нового, более мудрого и терпимого отношения к жизни, рост внутренней независимости, конструктивное приятие себя, что позитивно влияет на уровень самооценки и способность к самоактуализации.

Итак, наличие в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и в образовательной среде ведомственных вузов стрессовых воздействий, вызывающих дезадаптивные нарушения психоэмоциональной сферы, нарушения интеллектуальных функций, снижение психической устойчивости и адаптационных возможностей организма, повышение тревожности, определяет целесообразность использования целенаправленной психокоррекции.

Использование дыхательных техник трансперсональной психологии оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние, умственную и физическую работоспособность, адаптационные резервы организма. Практическим психологам ведомственных вузов следует активно применять практики трансперсональной психологии для психологической регуляции и коррекции психического состояния у курсантов.

1 Антонова Н.А. Социально-психологические факторы нервно-психической дезадаптации сотрудников силовых структур: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2009; Гольцева Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 221—227; Пряхина М.В. Влияние внутриорганизацион-ных источников стресса на нервно-психическую адаптацию сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 3 (47);

Павлова С.А. Влияние эмоциональных особенностей личности на эффективность деятельности сотрудников ОВД в нестандартных ситуациях // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4—2 (28). С. 43—48; Пряхина М.В., Кобозев И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика. СПб., 2011; Уразаева Г.И. Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел и психологическая безопасность их личности. Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 1. Казань, 2012. С. 576—582; Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд .психол .наук. СПб, 2009 и др.

2 Макаренко Ю.Б. Особенности профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1 (19). С. 88-91; Петров В.Е., Харитиди Д.П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2013. № 1 (52). С. 33—37; Петрова А.С., ШелеповаМ.А. Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2011. № 3 (46). С. 29—33; Стряпина Н.В. Личностные особенности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, склонных к девиантному поведению, и возможности их профилактики и коррекции // Вестник психотерапии. 2007. № 21. С. 49—66; Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2 (8). С. 98—102; Филимонцев Н.М. Психолого-педагогические условия совершенствования подготовки курсантов вузов МВД России к преодолению трудностей в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы преподавания психолого-педагогических дисциплин в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2013 г. Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России, 2013. С. 189—192 и др.

3 Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Сто-ляренко. М., 2001. С. 531—536.

4 Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. С. 12—15.

5 Козлов В.В. Указ. раб.; Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М., 2004; Лабковская Г.С. Интенсивные ин-тегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 10 апреля 2014 г.) и др.

6 Карельский Г.Б. Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания // Дис. .канд. философ. наук. М., 2001. С. 12.

7 Петров В.Е., Филипенкова Н.Ф. Психологическая помощь и самопомощь сотрудникам полиции в экстремальных ситуациях: учебно-методическое пособие — Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.

8 Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. С. 19.

9 Там же. С. 121.

10 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001. С. 313—316.

11 Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: монография. Московский университет МВД России. Изд-во УРАО, 2005. С. 76—82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.