Научная статья на тему 'Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ'

Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивное поведение / диагностика аддиктивного поведения / аддиктивные риски / рискометрический личностный профиль / факторный анализ / addictive behavior / diagnosis of addictive behavior / addictive risks / riskometric personality profile / factor analysis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анна Александровна Зуйкова, Алексей Игоревич Сафронов, Юрий Викторович Чуманов

Профилизация групп аддиктивного риска позволяет субъектам профилактической деятельности реализовывать идеографический подход и учитывать индивидуально-личностные особенности лиц, склонных к зависимому поведению. Адресность и таргетирование профилактической деятельности с учетом выявленных индивидуально-личностных особенностей позволяет расширить инструментарий по предупреждению возникновения рисков аддиктивного поведения в подростковой среде. Анализ и интерпретация индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска позволяет практическим работникам выстраивать индивидуальные маршруты не только в процессе профилактической, но и коррекционной деятельности. Детализированное представление личностных характеристик подростков группы аддиктивного риска позволяет прогнозировать поведенческие сценарии и стратегии поведения объектов профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анна Александровна Зуйкова, Алексей Игоревич Сафронов, Юрий Викторович Чуманов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristic of the personal characteristics of adolescents prone to addictive behavior in terms of the use of psychoactive substances

Profiling of groups of addictive risk allows subjects of preventive activity to implement an ideographic approach and take into account the individual and personal characteristics of people prone to dependent behavior. Targeting and targeting of preventive activities, taking into account the identified individual and personal characteristics, makes it possible to expand the tools for preventing the occurrence of risks of addictive behavior in the adolescent environment. The analysis and interpretation of individual and personal characteristics of individuals of the group of addictive risk allows practitioners to build individual routes not only in the process of preventive, but also correctional activities. A detailed representation of the personal characteristics of adolescents of the addictive risk group makes it possible to predict behavioral scenarios and strategies for the behavior of prevention objects.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-370-375 NIION: 2003-0059-3/22-338 MOSURED: 77/27-003-2022-03-537

Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ

Анна Александровна Зуйкова1, Алексей Игоревич Сафронов2, Юрий Викторович Чуманов3

13 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия,

safronovletter@mail .ru

1 ania.zyikova@yandex.ru

3 yvc90@mail.ru

Аннотация. Профилизация групп аддиктивного риска позволяет субъектам профилактической деятельности реализовывать идеографический подход и учитывать индивидуально-личностные особенности лиц, склонных к зависимому поведению. Адресность и таргетирование профилактической деятельности с учетом выявленных индивидуально-личностных особенностей позволяет расширить инструментарий по предупреждению возникновения рисков аддиктивного поведения в подростковой среде. Анализ и интерпретация индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска позволяет практическим работникам выстраивать индивидуальные маршруты не только в процессе профилактической, но и коррекционной деятельности. Детализированное представление личностных характеристик подростков группы аддиктивного риска позволяет прогнозировать поведенческие сценарии и стратегии поведения объектов профилактики.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, диагностика аддиктивного поведения, аддиктивные риски, рискометрический личностный профиль, факторный анализ

Для цитирования: Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Чуманов Ю. В. Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 370-375. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-370-375.

Original article

Psychological characteristic of the personal characteristics of adolescents prone to addictive behavior in terms of the use of psychoactive substances

Anna A. Zuikova1, Alexey I. Safronov2, Yuri V. Chumanov3

1,3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia, safronovletter@mail.ru

1 ania.zyikova@yandex.ru

3 yvc90@mail.ru

Abstract. Profiling of groups of addictive risk allows subjects of preventive activity to implement an ideographic approach and take into account the individual and personal characteristics of people prone to dependent behavior. Targeting and targeting of preventive activities, taking into account the identified individual and personal characteristics, makes it possible to expand the tools for preventing the occurrence of risks of addictive behavior in the adolescent environment. The analysis and interpretation of individual and personal characteristics of individuals of the group of addictive risk allows practitioners to build individual routes not only in the process of preventive, but also correctional activities. A detailed representation of the personal characteristics of adolescents of the addictive risk group makes it possible to predict behavioral scenarios and strategies for the behavior of prevention objects.

© Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Чуманов Ю. В., 2022

Keywords: addictive behavior, diagnosis of addictive behavior, addictive risks, riskometric personality profile, factor analysis

For citation: Zuikova A. A., Safronov A. I., Chumanov Yu. V. Psychological characteristic of the personal characteristics of adolescents prone to addictive behavior in terms of the use of psychoactive substances. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):370-375. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-370-375.

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблема профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде сегодня является одной из наиболее актуальных для современного общества. Анализ современных исследований и статистических данных показывает, что распространение и употребление психоактивных веществ в подростково-молодежной среде выступает показателем социальной деструктивности, роста криминализации общества.

Практические работники в области психологии и педагогики зависимого поведения стремятся совершенствовать и разрабатывать диагностический инструментарий выявления ранних рисков употребления психоактивных веществ. Следовательно, профилактика как направление психологической помощи выступает важнейшим элементом не только воспитательной работы субъектов системы образования, но также не теряет своей актуальности при развитии асоциального сценария взаимодействия личности и социальной среды.

Цель исследования — провести факторный анализ личностных характеристик профилей лиц группы аддиктивного риска.

Объект исследования — обучающиеся 7-9 классов в возрасте 13-16 лет.

Предмет исследования — личностные характеристики профилей лиц группы аддиктивного риска.

Гипотеза исследования — существуют корреляционные связи межу рискометрическими профилями лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ, и их индивидуально-личностными характеристиками.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В психолого-педагогической литературе предпринимаются попытки разрабатывать различные модели профилактики зависимого поведения детей и подростков, с учетом специфики условии" их реализации: образовательная модель профилактики (А. Е. Боиков, 2014); модель адаптивного функционального копинг-поведения (О. Б. Симатова, 2009); психолого-педагогическая модель профилактики (А. А. Краснова, 2017); концептуальная модель про-

филактики (Н. А. Сирота, В. М. Ялтонскии, 2006). А также, модели, позволившие заложить основы зарубежным направлениям превенции зависимого поведения: модель, разработанная Национальным институтом по злоупотреблению алкоголем США (МАЛА, 1975), и модель, предложенная Национальным институтом по злоупотреблению наркотиками США (МЫГОА, 1979).

Существующие подходы к пониманию профилактической деятельности, по мере своего развития, пытаются учитывать множество различных характеристик. Наиболее часто характеристика моделей как вариативная совокупность отличительных свойств категории «профилактика» и «концепция профилактики» представлена следующими компонентами: содержательный компонент, целевой компонент, организационный компонент, деятельностный компонент.

Разработка и моделирование профилактических программ, направленных на предупреждение формирования зависимого поведения детей и подростков предполагает организацию сотрудничества различных специалистов. При этом в профилактической деятельности участвуют не только специалисты в области аддиктивного поведения, но и учителя-предметники после соответствующей подготовки. Структура профилактической деятельности должна способствовать решению ряда задач: обучение в различных областях, имеющих отношение к проблеме формирования зависимости, развитие навыков распознавания учащихся, потенциально использующих психоактивные вещества, активизация воспитательного потенциала образовательной среды, совершенствование диагностического инструментария выявления ранних рисков формирования аддиктивного поведения. В тоже время, необходимо отметить недостаточную эффективность профилактических программ, предполагающих в своей основе опору на информирование потенциальных групп риска о негативных последствиях употребления психоактивных веществ. При этом достаточно перспективными являются профилактические программы, предполагающие ориентацию на формирование ценностного отношения к

своему здоровью и формирование здорового образа жизни подрастающего поколения с учетом индивидуально-личностных характеристик.

Особый интерес в психолого-педагогических исследованиях проблем профилактической и коррек-ционно-реабилитационной работы с различными категориями лиц аддиктивного риска вызывает поиск взаимосвязей между различными факторами-предпосылками формирования зависимого поведения и индивидуально-личностными характеристиками уже употребляющих либо способных потенциально употреблять психоактивные вещества. Например, исследователями отмечается необходимость учета индивидуально-личностных, половозрастных и социальных характеристик при работе с различными категориями лиц группы аддиктивного риска [7]. Также на основании изучения личности лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ или уже их употребляющих, актуальным является изучение первичного конструирования идентичности определенного типа и в последующем создание классификации, позволяющей интерпретировать влияние различных факторов на формирование аддиктивного профиля личности [9].

Некоторыми исследователями отмечается необходимость детального описания индивидуально-психологических и индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска, а также учета социально-психологических факторов возникновения аддиктивного поведения, что позволяет прогнозировать склонность к демонстрации индивидуального сценария взаимодействия со сверстниками на фоне экспериментирования с психоактивными веществами [3]. Понимание индивидуально-психологических характеристик лиц группы аддиктивного риска способствуют моделированию последствий взаимодействия подростка и субъектов превентивных мероприятий при решении профилактических задач [2].

При этом разработка превентивных мероприятий позволяет предотвращать возникновение деструктивных поведенческих стратегий (агрессия, насилие), связанных с проблемой употребления психоактивных веществ [1; 4; 6; 8].

Измерение рисков возникновения наркозависимого поведения на основе анализа личностных характеристик с последующей кластеризацией должно составлять основу профилактических и коррекционно-реабилитационных мероприятий [5]. В этом случае

предупреждение рисков формирования аддиктивного поведения будет достаточно эффективным процессом и при условии учета принципов активизации и увеличения роли социально значимой деятельности, позволит успешно реализовывать профилактические мероприятия с различными целевыми группами [10].

Таким образом, разработка рискометрических профилей аддиктивного риска является одной из перспективных задач современной психолого-педагогической науки и может позволить персонализировать профилактические маршруты для лиц, склонных к зависимому поведению. Сформированный рискометри-ческий пул как набор характеристик личности подростка группы аддиктивного риска позволяет практическим работникам оказывать адресную помощь.

Материалы и методы исследования. В интересах выявления личностных характеристик детей и подростков, входящих в группу аддиктивного риска, а также дальнейшего использования полученных данных для разработки персонифицированных профилактических программ, нами было организовано эмпирическое исследование на базах общеобразовательных средних школ, находящихся на территории юго-востока Московской области (г. Орехово-Зуево, г. Коломна, г. Люберцы, г. Бронницы). В исследовании приняли участие 500 обучающихся 7-9 классов в возрасте 13-16 лет.

Результаты и обсуждение. На первом этапе исследования, в интересах выявления группы аддиктив-ного риска, нами был использован Психодиагностический опросник ПДО «Наркориск» (А. А. Зуйкова, А. С. Ляпин, А. И. Сафронов, Л. Д. Сыркин, 2016), позволяющий отнести респондента к одному из профилей, представленных методикой: абулистический профиль личности, гедонистический профиль, асоциальный профиль, конформный профиль, когнитивно-деструктивный профиль, рискометрический нейтральный профиль. Результаты применения опросника ПДО «Наркориск» представлены на рис. 1. Анализ полученных данных указывает на то, что для 325 респондентов характерен рискометрический нейтральный профиль, что указывает на отсутствие рисков формирования зависимого поведения в настоящий момент онтогенеза. Оставшиеся респонденты распределились следующим образом: 41 респондент — абулистический профиль личности, 30 респондент — гедонистический профиль, 23 респондента — асоциальный профиль, 47 респондентов — конформный

профиль, 34 респондента — когнитивно-деструктивный профиль. Таким образом, для дальнейшего исследования нами были отобраны 175 респондентов, входящих в группу аддиктивного риска.

На следующем этапе исследования, в интересах изучения личностных характеристик респондентов, входящих в группу аддиктивного риска, нами были использованы следующие методики: подростковый вариант 16-факторного опросника Кетелла и также модифицированный для подростков стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ Л. Собчик). По завершению диагностического исследования, полученные данные были подвержены корреляционному анализу Спирмена, результаты которого представлены в табл. 1.

Факторный анализ полученных результатов позволяет выявить характерные признаки по изучаемым профилям личности. Таким образом, для абулистиче-ского профиля личности характерны: открытость, подчиненность, доверчивость, конформизм, пессимистичность и тревожность, а так же неорганизованность и отсутствие индивидуальности. Гедонистический профиль личности скоррелировал с такими показателями как: открытость, эмоциональная устойчивость, смелость, напряженность, импульсивность, индивидуальность, оптимизм, непрактичность и неподчиненность. Асоциальный профиль личности ха-

рактеризуется эмоциональной неустойчивостью, неподчиненностью, несдержанностью, жесткостью, прямолинейностью, тревожностью, напряженностью, низким самоконтролем, импульсивностью, ригидностью и социальной интровертностью. Для конформного профиля личности характерны: подчиненность, доверчивость, практичность, тревожность, консерватизм, конформизм, самоконтроль, напряженность, невротический сверхконтроль, пессимистичность и ригидность. Когнитивно-деструктивный профиль личности представлен такими характеристиками как, сниженный интеллект, подчиненность, конформизм и ригидность.

Выводы.

1. Профилизация групп аддиктивного риска позволяет субъектам профилактической деятельности реализовывать идеографический подход и учитывать индивидуально-личностные особенности лиц, склонных к зависимому поведению.

2. Адресность и таргетирование профилактической деятельности с учетом выявленных индивидуально-личностных особенностей позволяет расширить инструментарий по предупреждению возникновения рисков аддиктивного поведения в подростковой среде.

3. Анализ и интерпретация индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного

Рис. 1. Распределение респондентов по шкалам методики «ПДО Наркориск» № 3 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 373

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

риска позволяет практическим работникам выстраивать индивидуальные маршруты не только в процессе профилактической, но и коррекционной деятельности.

4. Детализированное представление личностных характеристик подростков группы аддиктивного риска позволяет прогнозировать поведенческие сценарии и стратегии поведения объектов профилактики.

Перспективы. В дальнейших исследованиях необходимо провести факторный анализ со средовыми

характеристиками формирования профиля личности у лиц группы аддиктивного риска.

Список источников / References

1. AsliBurgakTa§oren (2017) Drug Use and Self-Harming Behavior Among Incarcerated Men: Does Childhood Abuse, Anger, and Executive Function Make a Difference? Journal of Aggression, Maltreatment & Trauma,26:9, 1006-1023.

Корреляции рискометрических профилей со шкалами СМИЛ и опросника Кетелла

Таблица 1.

Методика Фактор АБП* ГДП АСП КФП КДП

Открытость 0,47 0,57 0,24 0,34 0,47

Интеллект 0,35 0,43 0,35 0,47 -0,67

Эмоциональная устойчивость 0,24 0,54 -0,75 0,43 0,37

Подчиненность 0,57 -0,75 -0,64 0,56 0,62

Сдержанность 0,25 0,48 -0,65 0,37 0,22

Организованность -0,75 0,32 0,23 0,21 0,21

Смелость -0,32 0,82 0,21 0,23 0,32

Опросник Жесткость 0,23 0,34 0,57 0,37 0,45

Кетелла Доверчивость 0,56 0,23 0,23 0,57 0,37

Практичность 0,15 -0,57 0,45 0,54 0,21

Прямолинейность -0,12 0,48 0,76 0,32 0,23

Тревожность -0,27 0,32 0,56 0,67 0,32

Консерватизм -0,15 0,21 0,32 0,82 0,37

Конформизм 0,56 0,34 0,23 0,64 0,57

Самоконтроль 0,37 0,42 -0,75 0,52 0,34

Напряженность 0,24 0,62 0,53 0,72 0,32

Невротический сверхконтроль 0,01 0,12 0,45 0,57 0,21

Пессимистичность 0,64 0,22 0,32 0,54 0,32

Эмоциональная лабильность 0,02 0,37 0,21 0,32 0,34

Импульсивность 0,12 0,62 0,57 0,27 0,43

СМИЛ Ригидность 0,15 0,37 0,64 0,56 0,57

Тревожность 0,54 0,24 0,34 0,62 0,45

Индивидуальность -0,67 0,72 0,45 0,34 0,34

Оптимизм и активность -0,45 0,82 0,23 0,23 0,21

Женственность - мужественность 0,13 0,24 0,12 0,21 0,22

Социальная интроверсия 0,23 0,12 0,54 0,47 0,32

* АБП — абулистический профиль личности; ГДП — гедонистический профиль личности; АСП — асоциальный профиль личности; КФП — конформный профиль личности; КДП — когнитивно-деструктивный профиль личности.

** Серым цветом выделены значимые корреляции по анализу Спирмена.

2. Beidi Dong & Marvin D. Krohn (2020) Sent Home Versus Being Arrested: The Relative Influence of School and Police Intervention on Drug Use, Justice Quarterly, 37:6, 985-1011.

3. Brian C. Kelly, Emily Harris & Mike Vuolo (2017) Psychosocial Influences of the Escalation of Deviance: The Case of Prescription Drug Sniffing, Deviant Behavior, 38:8, 941-956.

4. Caroline B. R. Evans, Katie Cotter Stalker, Mary Ellen Brown. A systematic review of crime/violence and substance use prevention programs, Aggression and Violent Behavior, Vol. 56, 2021, 101513.

5. Daryl G. Kroner, Megan M. Morrison, Evan M. Lowder. (2020) A Principled Approach to the Construction of Risk Assessment Categories: The Council of State Governments Justice Center Five-Level System. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology 64:10-11, p. 1074-1090.

6. Fernandez-Montalvo J, Lopez-Goni JJ, Arteaga A. Violent Behaviors in Drug Addiction: Differential Pro-

files of Drug-Addicted Patients With and Without Violence Problems. Journal of Interpersonal Violence. 2012;27(1): 142-157.

7. Gibbs BR, Lytle R, Wakefield W. Outcome Effects on Recidivism Among Drug Court Participants. Criminal Justice and Behavior. 2019;46(1):115-135.

8. Hongjian Cao, Yue Liang, Xiaomin Li, Lei Zhu, Lulu Wu, Hongyu Liu, Lianjiang Jiang, Nan Zhou & Jintao Zhang (2021) Childhood Maltreatment and Affective Symptoms and Severity of Drug Addiction among Chinese Male Drug Users: Variable-Centered and Person-Centered Approaches, Journal of Aggression, Maltreatment & Trauma, 30:8, 1007-1027.

9. Jacob H. Erickson (2021) «Wild in My Eyes»: An Analysis of Narratives and Narrative Identities among Diverse Drug Users, Deviant Behavior.

10. Phillippi, S.W., Thomas, C.L. &Lentini, K. Translation of National Juvenile Drug Treatment Court Guidelines into Statewide Standards and Practices: a Case Study. Am J Crim Just 46, 483-495 (2021).

Информация об авторах

А. А. Зуйкова — доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. И. Сафронов — доцент кафедры физического воспитания Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук;

Ю. В. Чуманов — старший преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

A. A. Zuikova — Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

A. I. Safronov—Associate Professor of the Department of Physical Education of the State University of Humanities and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences;

Yu. V. Chumanov — Senior Lecturer-Methodologist of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 03.06.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 03.06.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.