УДК 159.9; ББК 88.91
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-3 8-41
© Дорошенко О.М., Зуйкова А.А., Сафронов А.И. 2021
DIAGNOSTIC POSSIBILITIES OF THE «PDO» NARKORISK» METHOD IN PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION OF CANDIDATES FOR SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИКИ «ПДО» НАРКОРИСК» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Olga M. Doroshenko,
Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of the Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Associate Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Candidate of Law, Professor of RAE 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997
Anna A. Zuikova,
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997
Alexey I. Safronov,
Associate Professor of the Department of Physical Education of the State University of Humanities and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences
22 Zelenaya str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611
Ольга Марковна Дорошенко,
заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук, профессор РАЕ 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
Анна Александровна Зуйкова,
старший преподаватель кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
Алексей Игоревич Сафронов,
доцент кафедры физического воспитания Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук 142611, МО, г. Орехово-Зуево, ул. Зеленая, дом 22
Для цитирования: Дорошенко О.М., Зуйкова А.А., Сафронов А.И. Диагностические возможности методики «ПДО» Наркориск» в профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 38-41.
Научная специальность: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.
Abstract. This article discusses the use of the author's methodology «PDO» Narkorisk «in the professional psychological selection of citizens for the service in order to determine their abilities by their personal and business qualities to fulfill the official duties of an police officer, as well as to identify risk factors for the formation of various types of socially dangerous behavior. The presented diagnostic toolkit allows specialists in the field of professional psychological selection to identify the risks of addictive behavior. By correlating the answers of the respondents with five workers (the motivational-need-sphere, the emotional-volitional one, the sphere of normative-behavioral regulation, the scale of social risks, the value-semantic sphere) and one auxiliary - the scale of reliability (lies) of the methodology, a certain riskometric personality profile is revealed.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос применения авторской методики «ПДО» Наркориск» в профессиональном психологическом отборе граждан на службу с целью определения их способностей по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД, а также для выявления факторов риска формирования различных видов общественно опасного поведения. Представленный диагностический инструментарий позволяет специалистам в области профессионального психологического отбора выявлять риски возникновения аддиктивного поведения. Соотнося ответы респондентов с пятью рабочими (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) и одной вспомогательной, - шкала достоверности (лжи) методики выявляется определенный рискометри-ческий личностный профиль.
Keywords: professional psychological selection, addictive behavior, diagnosis of addictive behavior, addictive risks, risk-metric personality profile.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, аддиктивное поведение, диагностика аддиктивного поведения, аддиктивные риски, рискометрический личностный профиль.
Профессиональный психологический отбор на службу в ОВД Российской Федерации является новым подходом к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения системы МВД России. Основной целью отбора кандидатов является прием на службу граждан России, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Профессиональный психологический отбор гражданина на службу проводится с целью определения его способности по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД, а также для выявления факторов риска общественно опасного поведения1.
В Правилах профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определен перечень личных и деловых качеств кандидатов. Так, изучению подлежат такие качества, как: ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, честность, целеустремленность, работоспособность, смелость, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, уровень общего интеллектуального развития, правосознания и нравственных убеждений и др. Кроме того, определен список факторов риска, которые негативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудников ОВД Российской Федерации и влияют на формирование и развитие деви-антного поведения.
Одним из таких факторов выступает формирование аддиктивного поведения личности. На сегодняшний день, данная проблема является актуальной для очень большого числа людей. Аддиктивное (зависимое) поведение личности сложное, многофакторное явление, возникающее вследствие ряда причин, изучение которых позволяют оценивать риски его формирования.
В интересах раннего выявления рисков формирования зависимого поведения у кандидатов на службу в органы внутренних дел, мы предлагаем использовать разработанную авторскую методику «ПДО «Наркориск» (Зуйкова А.А., Ляпин А.С., Сафронов А.И., Сыркин Л.Д., 2015)2. Данная методика применялась как диагностический инструментарий социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных
организациях, а также в образовательных организациях высшего образования Московской области.
Анализ надежности шкал методики «Наркориск» в процессе ее апробации производился расчетом коэффециента а-Кронбаха, а полученные значения по прямым утверждениям с а - 0,82 и а -0,77 по обратным утверждениям подтвердили достаточную надежность шкал методики.
В содержание методики включены 60 утверждений, которые сгруппированы в шесть шкал. Распределение ответов респондентов по 5 рабочим шкалам позволяет диагностировать возможные риски возникновения зависимого поведения в мотиваци-онно-потребностной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловая сферах, а также в сфере нормативно-поведенческой регуляции и социальных рисков. Шестая шала - шкала достоверности и предназначена для повышения надежности результатов диагностической процедуры. После завершения процедуры ответов на вопросы методики, оценивается их объективность путем подсчета полученных значений по шкале достоверности, включающие в себя, например, такие вопросы как: «Я всегда говорю правду», «Я никогда не обманывал близких» и т. д. Диапазоны значений от 1 до 3 свидетельствуют о высокой степени достоверности ответов респондента. При значениях 4-5 можно утверждать о недостаточной валидности полученных ответах. При превышении 5 баллов в показателе достоверности, исследователем делается вывод о недостоверности полученных данных диагностической процедуры: ответы респондента на вопросы методики были рандомизированы, либо отразили его стремление демонстрировать в ответах свою социально одобряемую позицию. Показатели диапазона значений шкалы достоверности методики ПДО «Наркориск» приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели диапазона значений шкалы
достоверности методики ПДО «Наркориск»
Показатель достоверности Выраженность в баллах
Высокая степень 1-3
Сниженная достоверность 4-5
Низкая достоверность >5
Численные значения рабочих шкал методики позволяют определить принадлежность респон-
дента к одному из рискометирических личностных профилей. Вывод относительно отсутствия риска формирования зависимого поведения возможен при показателях рабочих шкал методики в диапазоне от 2 до 9 баллов. В этом случае респондент относится к рискометрически нейтральному личностному профилю. Показатели по рабочим шкалам методики в диапазоне от 10 до 15 баллов свидетельствует о генезисе риска зависимого поведения. Показатели диапазона значений рабочих шкал методики ПДО «Наркориск» приведены в табл. 2. Примеры диаграмм рабочих шкал методики ПДО «Наркориск», соответсвующие рискометрически нейтральному профилю и профилю с высоким риском формирования зависимого поведения представлены на диаграммах 1 и 2.
Таблица 2
Показатели диапазона значений рабочих шкал методики ПДО «Наркориск»
Рискометрические профили Выраженность в баллах
Рискометрический нейтральный профиль 2-9
Профили с высоким риском формирования зависимого поведения (абулисти-ческий профиль, гедонистический профиль, асоциальный профиль, конформный, когнитивно-деструктивный) 10-15
Рискометрически нейтральный профиль
14 12
I
. | .
Диаграмма 1. Пример рискометрического нейтрального профиля методики ПДО «Наркориск»
Рискометрический профиль
14 12
I
. | .
Диаграмма 2. Пример профиля методики ПДО «Наркориск» с высоким риском формирования зависимого поведения.
Раскрывая содержательную сторону рискоме-трических личностных профилей, необходимо констатировать высокие риски формирования зависимого поведения у респондентов данной группы:
1. Абулистический профиль личности (эмоционально-волевая сфера).
У респондентов, которые по результатам методики были отнесены к данному личностному профилю проявляются нарушения в целеполага-нии, преодолении трудностей, им сложно принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность и свободное время; для них характерно слабоволие и слабохарактерность. Респондент с данным профилем личности демонстрирует в поведенческих реакциях прокастинацию: берется за какое-либо дело и не доводит его до конца, иррационально откладывает важные дела «на завтра». Также следует отметить эмоциональную неустойчивость у данных индивидов, что обусловлено стремлением компенсировать невозможность достигать поставленных целей, как в жизни, так и в межличностных отношениях. В следствие проявления слабости механизмов самоконтроля и саморегуляции, зависимое поведение формируется на фоне ослабленного внешнего контроля со стороны различных социальных институтов: семья, образовательные учреждения, а также слабого контроля со стороны значимых взрослых на различных этапах социализации. В ситуациях чрезмерного психоэмоционального напряжения личности данного типа могут начать экспериментировать с употреблением психоктивных веществ, неосознавания потенциальные риски.
2. Гедонистический профиль личности (мо-тивационно-потребностная сфера.
Базовой потребностью у лиц данной категории является стремление получить удовольствие. Главным мотивом жизнедеятельности респондентов, отнесенных к гедонистическому профилю личности выступает побуждение искать приятные эмоции и ощущения на фоне незначительных психоэмоциональных затрат. Цель - максимальное удовольствие за минимальные усилия. Формируется стереотип действий в поиске условий, объектов, отношений, приносящих индивиду состояние эйфории: испытав однажды удовольствие от чего либо, такие люди стремятся к нему вновь. В этом случае употребление психоактивных веществ становится решением данной проблемы, новые и сильные ощущения латентно формируют зависимое поведение. Включение в социально значимую деятельность не приносит удовольствие, гедонистический тип личности демонстрирует в своем поведении проявления инфантилизма,
10
8
6
4
2
0
2
3
4
5
10
8
6
4
2
0
1
2
3
4
5
что выражается в стремлении избегать ситуаций, предполагающих какое-либо волевое усилие. Особенно ярко это проявляется в ведущих видах деятельности. У данной категории лиц возникают сложности в формировании социально одобряемых реакций (реакций увлечения - хобби-реакция по А.Е. Личко).
3. Асоциальный профиль личности (нормативно-поведенческая регуляция).
У представителей данного личностного профиля в поведении проявляется неуважительное отношение к старшим по возрасту, склонность к конфликтам, агрессии и частое нарушение дисциплины. При взаимодействии с одноклассниками и учителями доминирующей реакцией является реакция эмансипации по А.Е. Личко. Беспричинное причинение вреда окружающим не сопровождается чувством вины и раскаяния, лица асоциального профиля не склонны просить прощения, даже если знают, что виноваты. Зависимое поведение, с одной стороны формируется на фоне возникающих трудностей осознания и усвоения социальных норм, правил и требований поведения в обществе, а с другой - на фоне мнимой уверенности в том, что психофизиологические и социальные последствия употребления психоактивных веществ их не затронут.
4. Конформный профиль личности (шкала социальных рисков).
Данный профиль характеризуется несформи-рованностью адекватной Я-концепции. Подросток конформного профиля личности не может в полной мере отстаивать и ощущать свою автономность. Проявление созависимости, подчиненности и конмформизма в поведенческих реакциях обусловливает формирование низкой самооценки и самоуважения, в групповой иерархии подростки часто относятся к категории отвергаемых, изгоев. Данного обстоятельство создает предпосылки к вовлечению личности в различные субкультуры и неформальные молодежные объединения, что в определенной степени обусловливает развитие зависимого поведения. Аддиктивное поведение формируется на фоне стремления повысить самооценку и самоуважение за счет принадлежности к неформальной подростковой группе (реакции группирования по А.Е. Личко).
5. Когнитивно-деструктивный профиль личности (ценностно-смысловая сфера).
У лиц данного профиля ярко выражена не-сформированность иерархии ценностей и смыслов. Нарушение просоциальных способов удов-
летворения потребностей, а также низкий уровень притязаний способствуют тому, что представители когнитивно-деструктивного профиля личности не обладают достаточной способностью к критическому мышлению. Они легко принимают и усваивают взгляды, оценки и мнения окружающих по причине поверхностности и примитивизма суждений. В сфере межличностных отношений отмечается поверхностная привязанность к одноклассникам, друзьям и родственникам. Лица когнитивно-деструктивного профиля личности предпочитают избегать вовлеченности в различные виды деятельности. Они не интересуются учебой, спортом, снижено, либо отсутствует стремление саморазвиваться и познавать окружающий мир. Нарушение процесса усвоения социальных ролей и предъявляемых к ним требований способствуют деструктивному формированию когнитивной сферы, обусловливают генезис зависимого поведения.
6. Рискометрический нейтральный профиль.
Респонденты, отнесенные к рискометрически нейтральному профилю личности характеризуются стабильностью психосоциального развития, у них сниженны риски формирования наркозависимого поведения в данный период онтогенеза. Активность лиц данной группы направлена на социально одобряемые виды деятельности, что проявляется в развитии их субъектности в семейной и учебно-профессиональной сфере, сфере межличностных отношений; направленности на здоровый образ жизни; ориентации на процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития.
Таким образом, применение данной методики при профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в ОВД, позволит раннему выявлению рисков формирования зависимого поведения. Кроме того использование данной методики в деятельности Психологической службы МВД, позволит обеспечить разработку персоно-фицированных профилактических мероприятий с действующими сотрудниками при отнесении респондента к определенному рискометрическому профилю.
1 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Сыркин Л.Д. Методика «Психодиагностический опросник «Наркориск» : учебно-методическое пособие / [Сыркин Л.Д. и др.]. Коломна : ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2015. 21 С.