Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «ПДО» НАРКОРИСК» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «ПДО» НАРКОРИСК» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / АДДИКТИВНЫЕ РИСКИ / РИСКОМЕТРИЧЕСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуйкова Анна Александровна, Сафронов Алексей Игоревич, Ерофеева Мария Александровна

Рассматривается возможность применения авторской методики «ПДО» Наркориск» в профессиональном психологическом отборе граждан, поступающих на службу, с целью выявления факторов риска формирования различных видов общественно опасного поведения. Проводится анализ литературы по изучаемой проблеме, методика «ПДО «Наркориск». Представленный диагностический инструментарий позволяет специалистам в области профессионального психологического отбора выявлять риски возникновения аддиктивного поведения. Соотнося ответы респондентов с пятью рабочими (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально - волевая, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностносмысловая сфера) и одной вспомогательной, - шкала достоверности (лжи) методики выявляется определенный рискометрический личностный профиль. Автор приходит к выводам о том, что методика «ПДО «Наркориск» при возможном профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в ОВД может способствовать раннему выявлению рисков формирования зависимого поведения. Использование данной методики позволит обеспечить разработку персонофицированных профилактических мероприятий с действующими сотрудниками при отнесении респондента к определенному рискометрическому профилю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зуйкова Анна Александровна, Сафронов Алексей Игоревич, Ерофеева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE POSSIBILITY OF USING THE «DRUG RISK» PDO METHODOLOGY IN THE PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION OF CANDIDATES FOR SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The possibility of using the author's methodology «PDO» Narkorisk «in the professional psychological selection of citizens entering the service is considered in order to identify risk factors for the formation of various types of socially dangerous behavior. The analysis of the literature on the problem under study, the methodology «PDO» Narkorisk «is carried out. The presented diagnostic tools allow specialists in the field of professional psychological selection to identify the risks of addictive behavior. By correlating the answers of the respondents with five workers (the motivational-need-sphere, the emotional-volitional one, the sphere of normative-behavioral regulation, the scale of social risks, the value-semantic sphere) and one auxiliary - the scale of reliability (lies) of the methodology, a certain riskometric personality profile is revealed. The author comes to the conclusion that the «PDO» Narkorisk «methodology, with a possible professional psychological selection of candidates for service in the police department, can contribute to the early identification of the risks of the formation of addictive behavior. The use of this technique will ensure the development of personalized preventive measures with existing employees when referring the respondent to a certain risk profile.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «ПДО» НАРКОРИСК» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 159.9; ББК 88 NIION: 2018-0077-3/21-003

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-3 -24-29 MOSURED: 77/27-024-2021-03-202

© Зуйкова А.А., Сафронов А.И., Ерофеева М.А., 2021

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «ПДО» НАРКОРИСК» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Анна Александровна Зуйкова,

старший преподаватель кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат психологических наук 117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: ania.zyikova@yandex.ru Алексей Игоревич Сафронов, доцент кафедры физического воспитания Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук 142611, Московская область, Орехово-Зуево, ул. Зеленая, 22

E-mail: safronovletter@mail.ru Мария Александровна Ерофеева, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор педагогических наук 117997, Москва, ул. Ак. Волгина, 12 E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается возможность применения авторской методики «ПДО» Наркориск» в профессиональном психологическом отборе граждан, поступающих на службу, с целью выявления факторов риска формирования различных видов общественно опасного поведения. Проводится анализ литературы по изучаемой проблеме, методика «ПДО «Наркориск». Представленный диагностический инструментарий позволяет специалистам в области профессионального психологического отбора выявлять риски возникновения аддиктивного поведения. Соотнося ответы респондентов с пятью рабочими (мотивационно-по-требностная сфера, эмоционально - волевая, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) и одной вспомогательной, - шкала достоверности (лжи) методики выявляется определенный рискометрический личностный профиль. Автор приходит к выводам о том, что методика «ПДО «Наркориск» при возможном профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в ОВД может способствовать раннему выявлению рисков формирования зависимого поведения. Использование данной методики позволит обеспечить разработку персонофицированных профилактических мероприятий с действующими сотрудниками при отнесении респондента к определенному рискометрическому профилю.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, аддиктивное поведение, диагностика аддиктивного поведения, аддиктивные риски, рискометрический личностный профиль.

ON THE QUESTION OF THE POSSIBILITY OF USING THE «DRUG RISK» PDO METHODOLOGY IN THE PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION OF CANDIDATES FOR SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Anna A. Zuikova,

Senior Lecturer of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the MIA of Russian

named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences 12, Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: ania.zyikova@yandex.ru Alexey I. Safronov,

Associate Professor of the Department of Physical Education of State University of Humanities and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences 22 Zelenaya str., Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, 142611 E-mail: safronovletter@mail.ru

Maria A. Erofeeva,

Professor of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences

12, Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru

Abstract. The possibility of using the author's methodology «PDO» Narkorisk «in the professional psychological selection of citizens entering the service is considered in order to identify risk factors for the formation of various types of socially dangerous behavior. The analysis of the literature on the problem under study, the methodology «PDO» Narkorisk «is carried out. The presented diagnostic tools allow specialists in the field of professional psychological selection to identify the risks of addictive behavior. By correlating the answers of the respondents with five workers (the motivational-need-sphere, the emotional-volitional one, the sphere of normative-behavioral regulation, the scale of social risks, the value-semantic sphere) and one auxiliary - the scale of reliability (lies) of the methodology, a certain riskometric personality profile is revealed. The author comes to the conclusion that the «PDO» Narkorisk «methodology, with a possible professional psychological selection of candidates for service in the police department, can contribute to the early identification of the risks of the formation of addictive behavior. The use of this technique will ensure the development of personalized preventive measures with existing employees when referring the respondent to a certain risk profile.

Keywords: professional psychological selection, addictive behavior, diagnosis of addictive behavior, addictive risks, risk-based personal profile.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Зуйкова А.А., Сафронов А.И., Ерофеева М.А. Возможности использования методики «пдо» наркориск» в профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 24-29.

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Основной целью отбора кандидатов является прием на службу граждан России, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Основные положения: 1) аддиктивное поведение личности один из факторов риска, который негативно отражается на профессиональной деятельности; 2) раннее выявление рисков формирования зависимого поведения возможно осуществлять при помощи диагностической методики «ПДО» Наркориск», что в свою очередь будет способствовать совершенствованию кадрового потенциала.

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу проводится с целью определения его способности по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД, а также для выявления факторов риска общественно опасного поведения [9].

В Правилах профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определен перечень личных и деловых качеств кандидатов. Так, изучению подлежат такие качества, как: ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, честность, целеустремленность, работоспособность, смелость, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, уровень общего интеллектуального развития, правосознания и нравственных убеждений и др. Кроме того, определен список факторов риска, которые

негативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудников ОВД и влияют на формирование и развитие девиантного поведения.

Одним из таких факторов выступает формирование аддиктивного поведения личности. На сегодняшний день, данная проблема является актуальной для очень большого числа людей. Аддиктивное (зависимое) поведение личности сложное, многофакторное явление, возникающее вследствие ряда причин, изучение которых позволяют оценивать риски его формирования [14].

Целью исследования выступает анализ методики «ПДО «Наркориск» (Зуйкова А.А., Ляпин А.С., Сафронов А.И., Сыркин Л.Д., 2015) [7, 8], с позиции ее применения в интересах раннего выявления рисков формирования зависимого поведения у кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Динамика изменений, происходящих в России и в мире, вызванная угрозами, связанными с активизацией деятельности транснациональных криминальных наркосообществ, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций в социальной среде, вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, требуют разработки новых концептуальных подходов к диагностике, профилактике и коррекции наркозависимости в молодежной среде [4]. Среди любого, даже самого нормативного контингента, в том числе и среди обучающихся в образователь-

ных учреждениях МВД России, существуют категории лиц, у которых потенциально может формироваться наркозависимое поведение [5].

В научном сообществе интерес к проблеме диагностики рисков наркозависимости представлен в работах, посвященных совершенствованию, существующих психодиагностических методик: «Патохарактерологический диагностический опросник» (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко, 1981) стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) (Л.Н. Собчик, 1990), анкета для выявления девиантного и аддиктивного поведения «ДАП-2» (С.В. Литвинцев, С.В. Чер-мянин, 2001) [6-8], опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (В.Д. Менделевич 2001) [9] и опросник «Аддиктивная склонность», определяющий уровень выраженности аддикции (В.В. Юсупов, 2005) [10] и др. А также отражен в разработанном диагностическом инструментарии выявления непосредственно рисков наркозависимости: Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева, 1996) [11], психодиагностическая методика оценки риска наркомании «Кассандра» (С.Г. Александров, В.Ю. Рыбников, В.А. Юренкова, 2007) [1; 12] и т. д.

В связи с этим, можно констатировать, что большой научно-практический интерес представляет ранее выявление факторов риска формирования зависимого поведения с целью выявления лиц группы аддиктивного риска и последующей организацией психопрофилактической работы.

В то же время недостаточное внимание уделяется разработке диагностического инструментария, позволяющего соотносить динамику изменений в различных сферах развития личности и, как возможного деструктивного результата, формирования определенного рискометрическо-го личностного профиля, в контексте проблемы наркозависимости [5; 16], [13; 14]. Понимание необходимости психолого-педагогического анализа вариативности возникновения рискометрических профилей, позволило предложить авторское содержания методики выявления ранних рисков формирования наркозависимого поведения, что в свою очередь позволит совершенствовать кадровый потенциал МВД России, а так же, при необходимости, персонифицировать работу с лицами группы аддиктивного риска.

Предлагаемая методика «ПДО «Наркориск» применялась как диагностический инструментарий социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях (СПО), а также в образовательных организациях

высшего образования Коломенского городского округа, Воскресенского района, Люберецкого района, Шатурского района Московской области.

Анализ надежности шкал методики «Наркориск» в процессе ее апробации производился расчетом коэффециента а-Кронбаха, а полученные значения по прямым утверждениям с а - 0,82 и а -0,77 по обратным утверждениям подтвердили достаточную надежность шкал методики.

Содержание методики «ПДО «Наркориск». В содержание методики включены 60 утверждений, которые сгруппированы в шесть шкал. Распределение ответов респондентов по 6 рабочим шкалам позволяет диагностировать возможные риски возникновения зависимого поведения в мо-тивационно - потребностной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловая сферах, а также в сфере нормативно-поведенческой регуляции и социальных рисков. После завершения процедуры ответов на вопросы методики, оценивается их объективность путем подсчета полученных значений по шкале достоверности, включающие в себя, например, такие вопросы как: «Я всегда говорю правду», «Я никогда не обманывал близких» и т. д. Диапазоны значений от 1 до 3 свидетельствуют о высокой степени достоверности ответов респондента. При значениях 4-5 можно утверждать о недостаточной валидности полученных ответах. При превышении 5 баллов в показателе достоверности, исследователем делается вывод о недостоверности полученных данных диагностической процедуры: ответы респондента на вопросы методики были рандомизированы, либо отразили его стремление демонстрировать в ответах свою социально одобряемую позицию. Показатели диапазона значений шкалы достоверности методики «ПДО «Наркориск» приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели диапазона значений шкалы

достоверности методики «ПДО «Наркориск»

Показатель достоверности Выраженность в баллах

Высокая степень 1-3

Сниженная достоверность 4-5

Низкая достоверность >5

Численные значения рабочих шкал методики позволяют определить принадлежность респондента к одному из рискометирических личностных профилей. Вывод относительно отсутствия риска формирования зависимого поведения возможен при показателях рабочих шкал методики в диапазоне от 2 до 9 баллов. В этом случае респондент относится к рискометрически нейтральному личностному профилю. Показатели по рабочим шкалам методи-

ки в диапазоне от 10 до 15 баллов свидетельствует о генезисе риска зависимого поведения. Показатели диапазона значений рабочих шкал методики «ПДО «Наркориск» приведены в табл. 2. Примеры диаграмм рабочих шкал методики «ПДО «Наркориск», соответствующие рискометрически нейтральному профилю и профилю с высоким риском формирования зависимого поведения представлены на рис. 1.

Таблица 2

Показатели диапазона значений рабочих шкал методики «ПДО «Наркориск»

Рискометрические профили Выраженность в баллах

Рискометрический нейтральный профиль 2-9

Профили с высоким риском формирования зависимого поведения (абулистический профиль, гедонистический профиль, асоциальный профиль, конформный, когнитивно-деструктивный) 10-15

5 6 5

I I I I

Абул ий профиль

профиль 5 7

Асоциальны Конформны й профиль профиль

„ Когнитивно- Рискометрич деструктивн еский ый нейтральный

4 33

Рис. 1. Пример рискометрического нейтрального профиля методики «ПДО «Наркориск»

Раскрывая содержательную сторону риско-метрических личностных профилей, необходимо констатировать высокие риски формирования зависимого поведения у респондентов.

Профили методики «ПДО «Наркориск»

1. Абулистический профиль личности (эмоционально-волевая сфера). У респондентов, которые по результатам методики были отнесены к данному личностному профилю проявляются нарушения в целеполагании, преодолении трудностей, им сложно принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность и свободное время; для них характерно слабоволие и слабохарактерность. Респондент с данным профилем личности демонстрирует в поведенческих реакциях прокра-стинацию: берется за какое-либо дело и не доводит его до конца, иррационально откладывает важные дела «на завтра». Также следует отметить эмоциональную неустойчивость у данных индивидов, что обусловлено стремлением компенсировать невозможность достигать поставленных целей, как в жизни, так и в межличностных отношениях.

В следствие проявления слабости механизмов самоконтроля и саморегуляции, зависимое поведение формируется на фоне ослабленного внешнего контроля со стороны различных социальных институтов: семья, образовательные учреждения, а также слабого контроля со стороны значимых взрослых на различных этапах социализации. В ситуациях чрезмерного психоэмоционального напряжения личности данного типа могут начать экспериментировать с употреблением психоктивных веществ, неосознавания потенциальные риски.

2. Гедонистический профиль личности (мо-тивационно-потребностная сфера. Базовой потребностью у лиц данной категории является стремление получить удовольствие. Главным мотивом жизнедеятельности респондентов, отнесенных к гедонистическому профилю личности выступает побуждение искать приятные эмоции и ощущения на фоне незначительных психоэмоциональных затрат. Цель - максимальное удовольствие за минимальные усилия. Формируется стереотип действий в поиске условий, объектов, отношений, приносящих индивиду состояние эйфории: испытав однажды удовольствие от чего либо, такие люди стремятся к нему вновь. В этом случае употребление психоактивных веществ становится решением данной проблемы, новые и сильные ощущения латентно формируют зависимое поведение. Включение в социально значимую деятельность не приносит удовольствие, гедонистический тип личности демонстрирует в своем поведении проявления инфантилизма, что выражается в стремлении избегать ситуаций, предполагающих какое - либо волевое усилие. Особенно ярко это проявляется в ведущих видах деятельности. У данной категории лиц возникают сложности в формировании социально одобряемых реакций (реакций увлечения - хобби-реакция по А.Е. Личко)

3. Асоциальный профиль личности (нормативно-поведенческая регуляция). У представителей данного личностного профиля в поведении проявляется неуважительное отношение к старшим по возрасту, склонность к конфликтам, агрессии и частое нарушение дисциплины. При взаимодействии с одноклассниками и учителями доминирующей реакцией является реакция эмансипации по А. Е. Личко. Беспричинное причинение вреда окружающим не сопровождается чувством вины и раскаяния, лица асоциального профиля не склонны просить прощения, даже если знают, что виноваты. Зависимое поведение, с одной стороны формируется на фоне возникающих трудностей осознания и усвоения социальных норм, правил и требований поведения в об-

35

33

зи

25

15

4

ществе, а с другой - на фоне мнимой уверенности в том, что психофизиологические и социальные последствия употребления психоактивных веществ их не затронут.

4. Конформный профиль личности (шкала социальных рисков). Данный профиль характеризуется несформированностью адекватной Я-кон-цепции. Подросток конформного профиля личности не может в полной мере отстаивать и ощущать свою автономность. Проявление созависимости, подчиненности и конформизма в поведенческих реакциях обусловливает формирование низкой самооценки и самоуважения, в групповой иерархии подростки часто относятся к категории отвергаемых, изгоев. Данное обстоятельство создает предпосылки к вовлечению личности в различные субкультуры и неформальные молодежные объединения, что в определенной степени обусловливает развитие зависимого поведения. Аддиктивное поведение формируется на фоне стремления повысить самооценку и самоуважение за счет принадлежности к неформальной подростковой группе (реакции группирования по А.Е. Личко).

5. Когнитивно-деструктивный профиль личности (ценностно-смысловая сфера). У лиц данного профиля ярко выражена несформирован-ность иерархии ценностей и смыслов. Нарушение просоциальных способов удовлетворения потребностей, а также низкий уровень притязаний способствуют тому, что представители когнитивно-деструктивного профиля личности не обладают достаточной способностью к критическому мышлению. Они легко принимают и усваивают взгляды, оценки и мнения окружающих по причине поверхностности и примитивизма суждений. В сфере межличностных отношений отмечается поверхностная привязанность к одноклассникам, друзьям и родственникам. Лица когнитивно - деструктивного профиля личности предпочитают избегать вовлеченности в различные виды деятельности. Они не интересуются учебой, спортом, снижено, либо отсутствует стремление саморазвиваться и познавать окружающий мир. Нарушение процесса усвоения социальных ролей и предъявляемых к ним требований способствуют деструктивному формированию когнитивной сферы, обусловливают генезис зависимого поведения.

6. Рискометрический нейтральный профиль.

Респонденты, отнесенные к рискометрически нейтральному профилю личности характеризуются стабильностью психосоциального развития, у них снижены риски формирования наркозависимого поведения в данный период онтогенеза. Актив-

ность лиц данной группы направлена на социально одобряемые виды деятельности, что проявляется в развитии их субъектности в семейной и учебно-профессиональной сфере, сфере межличностных отношений; направленности на здоровый образ жизни; ориентации на процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития.

Выводы:

1. Предполагается, что методика «ПДО «Наркориск» при возможном профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в ОВД, может способствовать раннему выявлению рисков формирования зависимого поведения.

2. Использование данной методики в ОВД позволит обеспечить разработку персонофицирован-ных профилактических мероприятий с действующими сотрудниками при отнесении респондента к определенному рискометрическому профилю.

Перспективы. В дальнейших исследованиях необходимо апробировать предлагаемую методику «ПДО «Наркориск» при отборе сотрудников в ОВД и рекомендовать ДГСК МВД России о включении ее в перечень методик, применяемых при профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в ОВД.

Библиографический список

1. Александров, С. Г. Психологическая оценка риска наркомании среди кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России : методические рекомендации / С. Г. Александров, В. Ю. Рыбников, В. А. Юренкова. СПб., 2007 47 с.

2. Березин, С. В. Психология наркотической зависимости и созависимости : монография / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Назаров. М., 2001. 191 с.

3. Бубеев, Ю. А. Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения / Ю. А. Бубеев, В. В. Козлов, И.Ф. Никифоров. М., 2006. 428 с.

4. Дергунов, Н. Ф. Методические рекомендации по выявлению аддитивного поведения (злоупотребления) / Н. Ф. Дергунов, Н. И. Мягких. М., 2002. URL: https://refdb.ru/look/1986134-pall.html (дата обращения 12.05. 2021).

5. Иутин, В. М. Пути повышения эффективности диагностики и экспертизы злоупотреблений наркотическими средствами / В. М. Иутин, Л. Д. Сыркин, А. А. Фарух // Военно-медицинский журнал. М., 2004. Т. 325, № 7. С. 44-48.

6. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / В. Д. Менделевич. СПб., 2005. 445 с.

7. Сыркин, Л. Д. Некоторые методические подходы к проблеме мониторинга и раннего выявления рисков формирования зависимого поведения в молодежной среде / [Сыркин Л. Д. и др.] // Вестник восстановительной медицины. М., 2015, № 3 (67) URL: http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN116.pdf.

8. Сыркин, Л. Д. Методика «Психодиагностический опросник «Наркориск»: учебно-методическое пособие / [Сыркин Л. Д. и др.]. Коломна, 2015. 21 с.

9. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

10. Хасан, Б. И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие / [Хасан Б. И. и др.]. Красноярск, 2003. 342 с.

11. Хуснутдинова, З. А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З. А. Хуснутдинова // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 86-90.

12. Юсупов, В. В. Психологическая диагностика зависимого поведения / В. В. Юсупов, В. А. Кор-зунин. СПб., 2007. 128 с.

13. Ялтонский, В. М. Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ в образовательных учреждениях МВД России / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота. М., 2003. 96 с.

14. Botvin, G. Adolescent Drug Abuse Prevention: Current Findings and Future Directions // Harlet C. R., Glandz M. D. (Eds.) Drug abuse: Origins and Interventions. Washington, 1999. Рр. 112-122.

15. Bandura, A. Self-Efficacy Theory. The Exercise of Control / A. Bandura. N.Y. 2000. Р. 630.

16. Valentina, I. Victim Behavior Manifestation In Modern Public Culture / [Valentina, I. et al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). Vol. 8, Issue 1, January 2018. Р. 139-149.

Bibliographic list

1. Alexandrov, S. G. Psychological assessment of the risk of drug addiction among candidates for service in the Department of Internal Affairs and study in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : methodological recommendations / S. G. Alexandrov, V. Y. Rybnikov, V. A. Yurenkova. SPb., 2007 47 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Berezin, S. V. Psychology of drug addiction and codependency : monograph / S. V. Berezin, K. S. Li-setsky, E. A. Nazarov. M., 2001. 191 p.

3. Bubeev, Yu. A. Integrative psychotechnologies in the prevention and correction of dependent behavior /

Yu. A. Bubeev, V. V. Kozlov, I.F. Nikiforov M., 2006. 428 p.

4. Dergunov, N. F. Methodological recommendations for identifying additive behavior (abuse) / N. F. Dergunov, N. I. Soft. M., 2002. URL: https://refdb. ru/look/1986134-pall.html (accessed 12.05.2021).

5. Itin, V. M. ways of increasing the efficiency of diagnosis and examination of the abuse of narcotic drugs / Itin V. M., L. D. Sirkin, A. A. Farooq // Voenno-medit-sinskiy Zhurnal. M., 2004. T. 325, No. 7. Pp. 44-48.

6. Mendelevich, V. D. Psychology of deviant behavior : textbook / V. D. Mendelevich. SPb., 2005. 445 p.

7. Syrkin, L. D. Some methodological approaches to the problem of monitoring and early detection of risks of formation of dependent behavior in the youth environment / [Syrkin L. D. et al.] // Bulletin of Restorative Medicine. Moscow, 2015, No. 3 (67) URL: http:// mir-nauki.com/PDF/20PSMN116.pdf.

8. Syrkin, L. D. Methodology "Psychodiagnostic questionnaire "Narcorisk": educational and methodological manual / [Syrkin L. D. et al.]. Kolomna, 2015. 21 p.

9. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

10. Khasan, B. I. Education in the field of prevention of drug addiction and other addictions: organizational and methodological manual / [Khasan B. I. et al.]. Krasnoyarsk, 2003. 342 p.

11. Khusnutdinova, Z. A. Problems of formation of addictive behavior in the adolescent environment / Z. A. Khusnutdinova // Sociological research. 2013. No. 6. Pp. 86-90.

12. Yusupov, V. V. Psychological diagnostics of dependent behavior / V. V. Yusupov, V. A. Korzunin. SPb., 2007. 128 p.

13. Yaltonsky, V. M. Prevention of addiction to drugs and other psychoactive substances in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. M. Yaltonsky, N. A. Sirota. M., 2003. 96 p.

14. Botvin G. Prevention of drug abuse among adolescents: current findings and future directions // Harlet K. R., Glandz M. D. (ed.) Drug abuse: origins and intervention measures. Washington, 1999. Pp. 112-122.

15. Bandura, A. Theory of self-efficacy. Implementation of control / A. Bandura. New York, 2000. Pp. 630.

16. Valentina, I. Manifestation of victim behavior in modern public culture / [Valentina, I. et al.] // Modern Journal of Methods of Teaching Languages (MJLTM). Volume 8, Issue 1, January 2018. Pp. 139-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.