Научная статья на тему 'Использование методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению'

Использование методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАРКОЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА МИРА / PSYCHOSEMANTIC APPROACH / DRUG-ADDICTED BEHAVIOR / VALUE-SEMANTIC SPHERE / SUBJECTIVE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марков А.С., Сафронов А.И.

В статье рассматривается проблема использования методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению. Диагностическим инструментарием для решения данной задачи являлся психосемантический подход, позволяющий вскрывать субъективную картину мира подростка, входящего в группу риска, его вербальные и графические конструкты. На первом этапе исследования с помощью рабочих шкал авторской методики (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) были выявлены и описаны личностные профили подростков, склонных к наркозависимому поведению. В рамках описания личностных профилей также раскрыты особенности формирования наркозависимого поведения. Психосемантический подход, применявшийся на втором этапе эмпирического исследования, позволил с помощью модифицированного ролевого списка, предложенного респондентам, составить и охарактеризовать полученные модельные карты субъективного семантического пространства подростков группы риска. Данные модельные карты отражают субъективную ценностно-смысловую сферу, существующие корреляции между сформированными социально одобряемыми, а также рискогенными ролевыми позициями и внутренней картиной мира подростков, склонных к наркозависимому поведению. Результаты исследования позволяют совершенствовать профилактическую и коррекционную работу с подростками, склонными к наркозависимому поведению в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марков А.С., Сафронов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF METHODS OF PSYCHOSEMANTICS FOR THE EXAMINATION OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF ADOLESCENTS PRONE TO DRUG-ADDICTED BEHAVIOR

The article considers the problem of using methods of psychosemantics for the examination of valuesemantic sphere of adolescents who are prone to drug-addicted behavior. As a diagnostic tool for this task there was used the psychosemantic approach which gives the opportunity to uncover the subjective picture of the world of the teenager, a member of the risk group, his verbal and graphical constructs.At the first stage of the study, with the help of the proprietary methodology of working scales (motivationalneed sphere, emotionally-conative sphere, the sphere of normative and behavioral regulation, the scale of the social risks, value-semantic sphere) the personal profiles of adolescents are prone to drug-addicted behavior were identified and described. As part of the description of the personality profiles, the peculiarities of the drug-addicted behavior were also disclosed.The psychosemantic approach applied at the second stage of the empirical research, with the help of the modified role list given to the respondents, allowed to make and characterize the resulting model maps of the subjective semantic space of the teenagers at risk. The above mentioned model maps reflect the subjective value-semantic sphere, the existing correlation between the formed socially approved and also risk-taking role positions, and the internal picture of the world of the adolescents prone to drug-addicted behavior. The study results give the opportunity to improve the preventive and remedial work with adolescents, prone to drug-addicted behavior in the educational environment

Текст научной работы на тему «Использование методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ЦЕЛЯХ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

А.С. Марков

Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова Пл. Маргелова, 1, Рязань, Россия, 390031

А.И. Сафронов

Кафедра социальной педагогики Московский государственный областной социально-гуманитарный институт ул. Зеленая, 30, Коломна, Московская область, Россия, 140411

В статье рассматривается проблема использования методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению. Диагностическим инструментарием для решения данной задачи являлся психосемантический подход, позволяющий вскрывать субъективную картину мира подростка, входящего в группу риска, его вербальные и графические конструкты.

На первом этапе исследования с помощью рабочих шкал авторской методики (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) были выявлены и описаны личностные профили подростков, склонных к наркозависимому поведению. В рамках описания личностных профилей также раскрыты особенности формирования наркозависимого поведения.

Психосемантический подход, применявшийся на втором этапе эмпирического исследования, позволил с помощью модифицированного ролевого списка, предложенного респондентам, составить и охарактеризовать полученные модельные карты субъективного семантического пространства подростков группы риска. Данные модельные карты отражают субъективную ценностно-смысловую сферу, существующие корреляции между сформированными социально одобряемыми, а также рискогенными ролевыми позициями и внутренней картиной мира подростков, склонных к наркозависимому поведению. Результаты исследования позволяют совершенствовать профилактическую и коррекционную работу с подростками, склонными к наркозависимому поведению в образовательной среде.

Ключевые слова: психосемантический подход, наркозависимое поведение, ценностно-смысловая сфера, субъективная картина мира.

Одной из важных проблем изучения рисков зависимого поведения выступает необходимость выявления скрытых (неосознаваемых) ценностей и смыслов, оказывающих решающее воздействие на формирование мотивов поведения индивида в повседневной жизни. На этапе диагностики ранней склонности к наркозависимому поведению целесообразно применять персонифицированный диагностический инструментарий, дающий возможность дифференцировать профилактику по группам риска, а также индивидуализировать коррекционную работу. Решение данной проблемы представляется возможным на основе исполь-

зования психосемантического подхода. Данный подход к исследованию личности позволяет увидеть мир глазами респондента, конструировать его картину мира через анализ индивидуальной системы значений, понять способы осмысления и принятия решений.

Эмпирическое исследование состояло из двух диагностических этапов. На первом этапе с помощью авторского опросника «ПДО "Наркориск"» [10] определялась исследовательская выборка (п = 300), включающая в себя подростков, учащихся общеобразовательных организаций юго-востока Московской области. Данная методика позволяет изучать рискометрический характер формирования личностных сфер, каждая из которых представлена рабочей шкалой методики. Методика состоит из 60 утверждений, распределенных между шестью шкалами, в том числе пятью рабочими (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера). Результат, при котором риски испытуемого оцениваются как высокие, складывается из повышения показателей по одной из рабочих шкал.

По результатам первого этапа исследования было выявлено 25 респондентов, отнесенных нами к группе риска по критерию принадлежности их к рискометри-ческим профилям личности. В рамках данного исследования нами выявлены шесть основных личностных профилей, краткое описание которых приводится ниже.

1. Абулистический профиль личности (эмоционально-волевая сфера). Для человека с данным профилем личности характерно безволие и бесхарактерность, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособность выполнить действие, необходимость которого осознается; неспособность принять волевое решение. Не способен организовать свое свободное время. Берется за многие дела, но редко доводит их до конца. В поведенческих реакциях преобладает эмоциональная неустойчивость, обусловленная стремлением компенсировать невозможность достигать поставленные цели как в жизни, так и в межличностных отношениях. Проявляется слабость механизмов самоконтроля. Аддиктивное поведение формируется на фоне слабого внешнего контроля ближайшего социального окружения (семья, школа). В рискометрических ситуациях такие подростки могут начать прием психоактивных веществ, в то же время ими не осознается потенциальная угроза формирования зависимого поведения.

2. Гедонистический профиль личности (мотивационно-потребностная сфера). Основной потребностью для данной категории лиц является стремление к получению удовольствий. Такие люди целенаправленно ищут новые впечатления и ощущения. Получение приятных ощущений и эмоций без особых психоэмоциональных затрат становится основным мотивом деятельности. Важным является то, что, испытав однажды удовольствие от чего-либо, такие люди стремятся испытывать подобные ощущения в тех же условиях и в связи с тем же объектом. Аддиктивная активность у данной категории лиц может оформляться в виде сте-реотипизации действий, направленных на получение удовольствия. В то же время у них проявляются инфантильные черты, связанные с неспособностью получать удовольствие от успешного выполнения социально значимой деятельности.

Инфантилизм выражается в стремлении избегать ситуации, предполагающие какое-либо волевое усилие. Особенно ярко это проявляется в ведущих видах деятельности. У данной категории подростков возникают сложности в формировании социально одобряемых реакций (реакций увлечения-хобби-реакция по А.Е. Личко)

3. Асоциальный профиль личности (нормативно-поведенческая регуляция). Для подростков данной категории характерно частое нарушение дисциплины в классе. Это проявляется в неуважительном отношении к старшим, частых конфликтах с одноклассниками и учителями (реакции эмансипации по А.Е. Личко). Часто беспричинно могут обидеть другого человека. В ситуациях причинения вреда окружающим им не свойственно чувство вины и они не склонны просить прощения, даже если знают, что виноваты. У подростков, относящихся к данному профилю, возникают трудности в усвоении социальных норм и правил поведения в обществе. Аддиктивное поведение формируется на фоне уверенности в том, что психофизиологические и социальные последствия употребления психоактивных веществ их не затронут.

4. Конформный профиль личности (шкала социальных рисков). У представителей данного профиля наблюдается несформированность адекватной Я-концепции. Подобные нарушения не позволяют подростку в полной мере ощущать свою автономность, что способствует возникновению явлений созависимости, подчиненности и конмформизма. Часто у данной категории подростков низкая самооценка и самоуважение, одноклассники не принимают их в свою группу. Это обстоятельство может способствовать вовлечению этих подростков в различные субкультуры и неформальные молодежные объединения, что в определенной степени обусловливает развитие аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение формируется на фоне стремления повысить самооценку и самоуважение за счет принадлежности к неформальной подростковой группе (реакции группирования по А.Е. Личко).

5. Когнитивно-деструктивный профиль личности (ценностно-смысловая сфера). Подростки с данным профилем характеризуются несформированностью иерархии ценностей, смыслов и низким уровнем притязаний. Кроме того, отмечается нарушение социально одобряемых способов удовлетворения потребностей. Они легко принимают и усваивают взгляды, позиции и мнения окружающих, в силу отсутствия критического мышления, поверхностности и примитивизма суждений. Отмечается поверхностная привязанность к друзьям и родственникам. Такой подросток выделяется среди сверстников тем, что любит слоняться без дела, у него отсутствует интерес к учебной деятельности, занятиям спортом, посещением различных секций и кружков и т.д. Деструктивные элементы формирования когнитивной сферы таких подростков выражаются в нарушении социальных функций и ролей.

6. Рискометрический нейтральный профиль. Характеризуется отсутствием ярко выраженных пиковых значений по представленным в вопроснике личностным сферам, что свидетельствует о диагностической стабильности психосоциального развития и сниженных рисках склонности к наркозависимому поведению в данный период онтогенеза.

На втором этапе исследования для выявления смысловых конструктов нами была использована адаптированная методика изучения субъективного семантического пространства Дж. Келли «Репертуарные решетки». Респондентам был представлен следующий ролевой список:

1) Я;

2) Я в детстве;

3) Я в будущем;

4) мой отец (отчим);

5) моя мать (мачеха);

6) человек, на которого я хочу быть похожим;

7) человек, на которого я не хочу быть похожим;

8) человек готовый к риску;

9) человек, который не готов рисковать;

10) человек, с вредными привычками;

11) Я глазами окружающих;

12) Я, каким бы хотел быть (Я идеальное);

13) здоровый человек;

14) человек, который может сказать «нет» своим друзьям;

15) человек, который не может сказать «нет» своим друзьям;

16) человек, соблюдающий законы и нормы морали;

17) человек — профессионал своего дела;

18) человек — семьянин.

Таким образом, ролевой список, адаптированный к решению задачи выявления группы риска формирования наркозависимого поведения, включал в себя три группы ролевых позиций.

1-я группа состоит из типовых ролей, характерных для стандартной процедуры проведения психосемантического исследования, а именно: «Я», «Я в детстве», «Я в будущем», «мой отец (отчим)», «моя мать (мачеха)», «человек, на которого я хочу быть похожим», «человек, на которого я не хочу быть похожим», «Я глазами окружающих», «Я, каким бы хотел быть (Я идеальное)».

2-я группа включает в себя ролевые позиции, выявленные в ходе анализа экспертных оценок, проведенных на предыдущих этапах исследования в интересах определения факторов риска наркозависимого поведения. К таким ролевым позициям отнесены следующие: «человек готовый к риску», «человек, который не готов рисковать», «человек, с вредными привычками», «здоровый человек», «человек, который может сказать «нет» своим друзьям», «человек, который не может сказать «нет» своим друзьям».

3-я группа ролевого списка отражает основные функционально-ролевые позиции «человек — профессионал своего дела», «человек соблюдающий законы и нормы морали», «человек — семьянин».

Ролевая позиция «человек — профессионал своего дела» отражает профессиональные ценности: мотивированность на творчество и инновационную деятельность, подготовленность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированность на

образование и самообразование в течение всей своей жизни, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества.

Позиция «человек, соблюдающий законы и нормы морали» отражает граж-данско-патриотические ценности: уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, осознание и принятие российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. Уважение к мнению других людей, умение вести конструктивный диалог, достижение взаимопонимания и успешного взаимодействия, осознание ответственности перед обществом, государством, социальная активность, уважение закона и правопорядка, осознание своего причастия к судьбе отечества.

Ролевая позиция «человек — семьянин» отражает семейные ценности: осознание и принятие традиционных ценностей семьи, осознание ответственности перед семьей.

В результате анализа и систематизации характерных признаков индивидуальных семантических пространств респондентов нами описано несколько диагностических подсистем, что в графическом представлении отражено с помощью так называемых модельных карт. Под модельной картой мы предлагаем понимать определенный фрагмент семантического пространства личности, в графической форме дающий описание содержания и взаимосвязей ценностных ориентаций, индивидуальных смыслов и личностных значений, переданных системой конструктов испытуемого. В каждой модельной карте графически приведены фактор 1 и фактор 2, отражающие выраженность дисперсии корреляционного анализа субъективно значимых ролевых позиций. Расчет производился в программе SPSS.

Модельные карты респондентов, склонных к наркозависимому поведению, представлены на рис. 1—6.

Модельная карта на рис. 1 отражает инверсивную динамику Я в субъективном ценностном пространстве на отрезке «прошлое (ролевая позиция 2) — настоящее (ролевая позиция 1)» «настоящее (1) — будущее (ролевая позиция 3)».

Модельная карта на рис. 2 отражает отрицание системы ценностей родителей. Элемент Я (ролевая позиция 1), находясь в зоне «оптимума», удален в семантическом пространстве от элементов «мой отец» (ролевая позиция 4) и «моя мать» (ролевая позиция 5), что может быть интерпретировано как признание системы ценностей родителей в качестве устаревшей, потерявшей значимость и актуальность.

Фактор 2

Фактор 1

Рис. 1. Динамика Я в субъективном ценностном пространстве

5

4 о

о

Фактор 2

Фактор 1

Рис. 2. Отрицание системы ценностей родителей

3

2

Фактор 2

о 17

Фактор 2

о 9

Фактор 1 Фактор 1

Рис. 3. Представление респондента Рис. 4. Представление респондента

о будущей профессиональной деятельности о готовности к риску

о 14

Фактор 2

о 15

Фактор 1

Рис. 5. Преставление респондента о готовности сказать «нет»

Фактор 2

о 13

о 10

Фактор 1

Рис. 6. Представление респондента о ценности здоровья

Модельная карта на рис. 3 отражает семантическую удаленность Я (ролевая позиция 1) в субъективном ценностном пространстве от элемента «человек — профессионал своего дела» (ролевая позиция 17). Данная информация может быть интерпретирована как отсутствие у респондента системы представлений (ценностей, личностных смыслов, коннотаций и т.п.) о содержании будущей профессиональной деятельности и о невозможности выявить либо об отсутствии профессионально важных качеств, определяющих успех в будущей профессии.

Модельная карта на рис. 4 отражает семантическую близость респондента «человеку, который не готов рисковать» (ролевая позиция 9) при поляризации с элементом ролевого списка «человек, готовый к риску» (ролевая позиция 8).

Модельная карта на рис. 5 отражает семантическую близость респондента «человеку, который может сказать «нет» своим друзьям» (ролевая позиция 14) при поляризации с элементом ролевого списка «человек, который не может сказать «нет» своим друзьям» (ролевая позиция 15). Данная информация интерпретируется как показатель наличия волевого потенциала и коррелирует с высокими показателями по шкале мотивационно-волевой сферы методики ПДО «Наркориск».

Модельная карта на рис. 6 отражает семантическую близость респондента с «человеком, с вредными привычками» (ролевая позиция 10) при поляризации с элементом ролевого списка «здоровый человек» (ролевая позиция 13). Данная

информация интерпретируется как показатель снижения личностного адаптационного потенциала и качества (уровня) психического (психологического) здоровья.

Итак, предлагаемая модификация «Репертуарных решеток Дж. Келли» предназначена для индивидуальной, персонифицированной диагностики склонности подростков к наркозависимому поведению. Основным контингентом диагностики являются лица, попавшие в группу риска по итогам обследования с помощью методики ПДО «Наркориск».

Несмотря на то, что предлагаемая методика требует специальной профессиональной подготовки психолога, ее существенным преимуществом является возможность выявления у испытуемых скрытых, неосознаваемых ценностей, смыслов и мотивов поведения.

Таким образом, выявление неосознаваемых ценностно-смысловых характеристик подростков группы риска позволяет организовывать адресную индивидуальную профилактическую работу с категорией лиц, склонных к наркозависимому поведению.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Казаренков В.И. Университетская подготовка специалиста: формирование опыта саморегуляции эмоциональных состояний // Российский научный журнал. 2015. № 1. С. 101— 107.

[2] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств// Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 63—73.

[3] Кудиное С.И., Кудиное С.С., Кудиноеа И.Б. Системный подход в исследовании самореализации личности // Российский научный журнал. 2015. № 2. С. 161—173.

[4] Новиков А.Л., Новикова И.А. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях // Вестник РУДН. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2011. № 3. С. 63—71.

[5] Сыркин Л.Д. Использование метода репертуарных решеток в интересах выявления невротических знаков в ходе психологического консультирования // Практическая психология XXI века: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции / отв. ред. Р.В. Ершова. Коломна: КГПИ, 2006. С. 124—128.

[6] Сыркин Л.Д. Психосемантический подход при выявлении и оценке типа отношения к болезни // Сб. научных трудов КГПИ. Коломна: КГПИ, 2006. С.217—222.

[7] Сыркин Л.Д. Разработка психосемантических методов диагностики внутренней картины болезни // Военно-медицинский журнал. 2007. Т. 327. № 4. С. 43—45.

[8] Сыркин Л.Д, Бубеев Ю.А., Усов В.М. Выявление особенностей ценностно-смысловой сферы студентов-первокурсников в полярных группах с низким и высоким личностным адаптационным потенциалом // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 4. С. 32—36.

[9] Сыркин Л.Д, Бубеев Ю.А., Усов В.М. Применение метода репертуарных решеток Келли для выявления риска снижения психологической устойчивости у лиц, перенесших болевой шок при спортивной травме // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 3. С 26—29.

[10] Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Сафронов А.И, Зуйкова А.А. Этнобрендинг в профилактике ксенофобии и экстремизма // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 2 (38).

THE USE OF METHODS OF PSYCHOSEMANTICS FOR THE EXAMINATION OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF ADOLESCENTS PRONE TO DRUG-ADDICTED BEHAVIOR

A.S. Markov

Department of Humanities and Natural Sciences VF. Margelov Ryazan Airborne Commanding Institute 1 Margelov Sq., Rjazan, Russia, 390031

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.I. Safronov

Department of Social Pedagogy Moscow State Regional Institute of Humanities and Social Studies 30 Zelenaya str., Kolomna, Russia, 140411

The article considers the problem of using methods of psychosemantics for the examination of value-semantic sphere of adolescents who are prone to drug-addicted behavior. As a diagnostic tool for this task there was used the psychosemantic approach which gives the opportunity to uncover the subjective picture of the world of the teenager, a member of the risk group, his verbal and graphical constructs.

At the first stage of the study, with the help of the proprietary methodology of working scales (motivational-need sphere, emotionally-conative sphere, the sphere of normative and behavioral regulation, the scale of the social risks, value-semantic sphere) the personal profiles of adolescents are prone to drug-addicted behavior were identified and described. As part of the description of the personality profiles, the peculiarities of the drug-addicted behavior were also disclosed.

The psychosemantic approach applied at the second stage of the empirical research, with the help of the modified role list given to the respondents, allowed to make and characterize the resulting model maps of the subjective semantic space of the teenagers at risk. The above mentioned model maps reflect the subjective value-semantic sphere, the existing correlation between the formed socially approved and also risk-taking role positions, and the internal picture of the world of the adolescents prone to drug-addicted behavior. The study results give the opportunity to improve the preventive and remedial work with adolescents, prone to drug-addicted behavior in the educational environment.

Key words: psychosemantic approach, drug-addicted behavior, value-semantic sphere, subjective picture of the world.

REFERENCES

[1] Kazarenkov VI. Universitetskya podgotovka spetsialista: formipovanie opyta samoregulyatsii emotsionalnykh sostoyaniy [University training: the formation of the experience of self-regulation of emotional states]. Rossijskiynauchniyzhurnal[Russianscientific journal]. 2015, no 1, pp. 101— 107.

[2] Krupnov A.I. Systemno-dispozitsionniy podhod k k izucheniyu lichnosti i eyo svoystv [System-dispositional approach to the study of personality and its properties]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika[Bulletin ofPFUR. Series: Psychology and pedagogy]. 2006, no 1. pp. 63— 73.

[3] Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B. Sistemny podhod v issledovanii samorealizatsii lichnosti [A systematic approach in the study of personality self-realization]. Rossijsky nauchny zhurnal [Russian scientific journal]. 2015, no 2, pp. 161—173.

[4] Novikov A.L., Novikova I.A. Metod semanticheskogo differenciala: teoreticheskie osnovy i praktika primenenija v lingvisticheskih i psikhologicheskih issledovanijah [Semantic differential: Theory and practice applications in linguistic and psychological researches]. Vestnik RUDN. Serija: Teorijajazyka. Semiotika. Semantika [Bulletin ofPFUR. Series: Theory of language. Semiotics. Semantics]. 2011, no 3, pp. 63—71.

[5] Syrkin L.D. Ispolzovanie metoda repertuarnykh reshetok v interesakh vyyavleniya nevroticheskikh znakov v khode psikhologicheskogo konsultirovaniya [The use of the repertory grid method to identify neurotic characters in the course of psychological counseling]. Prakticheskaya psikhologiya XXIveka:problemy iperspektivy. Otv. red. R.VErshova [Practical psychology of the XXI century: problems and perspectives. Ed. by R.V. Ershova]. Kolomna: KGPI. 2006, pp. 124—128.

[6] Syrkin L.D. Psikhosemanticheskiy podkhod pri vyyavlenii i otsenke tipa otnosheniya k bolezni [Psychosemantic approach to identifying and evaluating the type of attitude to the disease]. Sb. nauchnykh trudov KGPI. [Sat. scientific papers of KSPI]. Kolomna: KGPI. 2006, pp. 217—222.

[7] Syrkin L.D. Razrabotka psikhosemanticheskih metodov diagnostiki vnutrenney kartiny bolezni [Development of psychosemantic methods for diagnosing an internal picture of the disease]. Voenno-medetsinsky zhurnal [Military medical journal]. 2007, vol. 327, no 4, pp. 43—45.

[8] Syrkin L.D., Bubeev U.A., Usov V.M. Vyyavlenie osobennostey tsennostno-smyslovoy sfery studentov-pervokursnikov v polyarnyh gruppah s nizkim i vysokim lichnostnym adaptastionnym potentsialom [Detection peculiarities of value-semantic sphere of freshmen students in the polar groups with low and high personal adaptive capacity]. Teoriya i praktikaprikladnyh iekstremalnyh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports]. 2011, no 4, pp. 32—36.

[9] Syrkin L.D., Bubeev U.A., Usov V.M. Primenenie metoda repertuarnyh reshetok Kelly dlya vyyavleniya riska snizheniya psikhologicheskoy ustoichivosti u lits, perenesshih bolevoy shok pri sportivnoy travme [Application of Kelly' method of repertory grid to detect a risk reduction of psychological resilience in individuals who have suffered a painful shock when a sports injury]. Teoriya i praktika prikladnyh i ekstremalnyh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports]. 2011, no 3, pp. 26—29.

[10] Syrkin L.D., Lyapin A.S., Safronov A.I., Zuykova A.A. Etnobrending v profilaktike ksenofobii i ekstremizma [Ethno-branding in the prevention of xenophobia and extremism]. Novoe v psikhologo-pedagogicheskih issledovaniyah [New in psycho-pedagogical studies]. 2015, no 2 (38).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.