Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 122-130. УДК 159.9.07
Е. И. Шулева
Психосемантическая модель образа мира старшего подростка
В статье представлены результаты психолингвистического и психосемантического анализа образа мира подростков. Полученные данные указывают на высокую степень индивидуализации образа мира современных подростков. Для образа мира старшего подростка характерно перманентное развитие с акцентом на развитие самосознания и личной системы ценностей.
Образ мира старшего подростка имеет временные координаты: здесь и сейчас. Выделены 8 основных кластеров образа мира подростка: «психический мир», «дом и семья», «увлечения и досуг», «школа и обучение», «дружба и друзья», «предметный мир», «социум», «природа и космос». Кластер «психический мир» является самым значимым. На основе выделенных кластеров создана психосемантическая модель образа мира старшего подростка. Полученные результаты дополняют знания об индивидуально-личностных особенностях функционирования и становления образа мира в подростковом возрасте. Они могут быть использованы в психолого-педагогической работе с подростками при прогнозировании и коррекции индивидуальной траектории развития и создании психологически безопасной среды. Процесс объективации образа мира позволяет подростку осознавать свои проблемы, способствует развитию внутренней регуляции индивидуальных представлений о действительности и коррекции неконструктивных способов поведения.
Ключевые слова: образ мира, подросток, психолингвистика, психосемантика, контент-анадиз, модель
Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019 No. 6 (36). pp. 122-130.
E. I. Shuleva
Psychosemantic Model of World Image in Elder Teenagers
The article represents the results of psycholinguistic and psychosemantic analysis of world image in teenagers. The obtained results indicate the high level of world image individualization in contemporary teenagers. The world image of elder teenager is characterized by sustainable development with the emphasis on self-cognition development and personal system of values.
World image in elder teenager possesses temporal coordinates: here and now. 8 main clusters are identified in teenager's world image: "mental world", "home and family", "hobbies and leisure", "school and training", "friendship and friends", "objective world", "community", "nature and space". The cluster "mental world" is the most meaningful one. Based on identified clusters, the psychosemantic model of world image in elder teenager is formed. The obtained results supplement the knowledge on individual-and-personalized peculiarities of world image functioning and evolvement in teenage years. They may be used in psychological and pedagogical work with teenagers at forecasting and adjustment of individual development pathway and creating the psychologically safe environment. The process of world image objectivization enables teenager to perceive his problems, promotes the development of internal regulation of individual perceptions on reality and adjustment of non-constructive modes of behavior.
Key words: world image, teenager, psycholinguistics, psychosemantics, content-analysis, model
_Введение
Фундаментальные исследования подросткового возраста проводились в советский период развития общества, социальная ситуация которого существенно отличалась от современных реалий. Исследование особенностей восприятия современными подростками окружающего их мира и особенностей становления внутреннего мира позволит приблизиться к пониманию причин девиаций в их поведении.
Методологическая основа проблемы образа мира в отечественной психологии разрабатывалась А.Н. Леонтьевым [11], С.Д. Смирновым [20], В.В. Петуховым [14], Ф.Е. Василюком [6]. Особенности его структуры, функционирования и формирования изучали О.Е. Баксанский и Е.Н. Кучер [2], В.В. Столина и А.Н. Наминач [22], О.В. Глушенков [7], М.В. Картавенко [8], В.П. Серкин [19]. Основные аспекты психосемантики образа мира представлены в работах А.А. Леонтьева [10], Е.Ю. Артемьевой [1], В.В. Столина и М. Каль-виньо [21], Г.В. Колшанского [9].
Различные аспекты образа мира подростка стали объектом исследований К.В. Бобровской [3], И.А. Буровихиной [5], М.В. Мусийчук [13], Е.Е. Русляковой [18], Е.И. Шулевой [23-25].
Анализ литературы показал достаточно высокий уровень интереса ученых к выделенной проблеме. В статье «Психология образа» А.Н. Леонтьев подчеркивал, что образ мира многомерен и существует в пяти измерениях. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система
значений» (курсив авт.) в котором человеку открывается объективный мир» [11, с. 253].
Система смысловых значений может быть исследована посредством изучения продуктов речевой деятельности, поскольку. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «... речь, слово имеют семантическое, смысловое содержание.» [17, с. 386]. Раскрывая психологическую природу речи, исследователь приходит к выводу о корреляции речи, языка и сознания. При этом исследований психосемантики образа мира подростка установить не удалось.
Цель статьи - психосемантическое моделирование образа мира старшего подростка.
_Методики и выборка
При проведении исследования использовался контент-анализ, методы компьютерного анализа текстов «ADVEGO», морфологический и семантический анализы. Смысловыми единицами контент-анализа были слова, которые написали респонденты в ходе эмпирического исследования.
Исследование проходило на базе общеобразовательной школы № 13 г. Магнитогорска. В нем приняли участие 49 подростков, учащихся 9-х классов, в возрасте 14 - 15 лет (октябрь 2017).
_Результаты исследования и обсуждение
Результаты общего статистического анализа лексического материала представлены в таблице 1.
Статистический анализ используемых подростками смысловых единиц показал, что они наиболее часто используют слова, относящиеся к разряду имен существительных. В ответах ре-
Объект исследования Мой образ мир
№ Показатель кол-во слов, n доля в общем объеме, %
1 Количество слов 357 100.00
2 Количество уникальных слов 162 45.38
3 Количество значимых слов 105 29.91
4 Существительные (с повторами и словоформами) 323 90.49
5 Существительные (без повторов) 131 40.56
Весь объем 6 Прилагательные 13 3.64
ответов респондентов 7 Глаголы 8 2.24
8 Наречия 7 1.96
9 Местоимения 6 1.68
10 Семантическое ядро 46 12.89
11 Словосочетания из двух слов 12 -
12 Простое предложение 1 -
Таблица 1
Результаты компьютерного анализа результатов исследования «ADVEGO»
спондентов существительные составляют 90,49 смысловых единиц-существительных и частота % (табл. 1). Результаты количественного анализа их повтора представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты количественного анализа смысловых единиц-существительных
№ Количество смысловых единиц, п Частота упоминания смысловой единицы,п Процентное содержание смысловых единицы, % от всего объема Процентное содержание смысловых единицы, % от объема существительных
1 1 25 6.98 }13,68 0.76 }17.56
2 1 24 6.70 0.76
3 1 13 3.63 }9,49 0.76
4 1 11 3.07 0.76
5 1 10 2.79 0.76
6 2 9 5.02 }27,41 1.53
7 1 8 2.23 0.76
8 1 7 1.96 0.76
9 5 6 8.40 3.81
10 2 5 2.80 1.53
11 4 4 4.48 3.05
12 3 3 2.52 2.29
13 21 2 11.76 }36.12 16.03 }82.44
14 87 1 24.36 66.41
Таблица 3
Результаты контент-анализа (тах частота)
Мой образ мир
Объект исследования № Смысловая единица Частота упоминания смысловой единицы, п Процентное содержание смысловой единицы,%
1 друг 25 6.98
2 семья 24 6.70
3 школа 13 3.63
4 жизнь 11 3.07
5 учеба 10 2.79
6 интернет 9 2.51
7 дом 9 2.51
8 любовь 8 2.23
9 тренировка 7 1.96
Весь объем ответов 10 телефон 6 1.68
респондентов 11 грусть 6 1.68
12 веселье 6 1.68
13 улица 6 1.68
14 книга 6 1.68
15 музыка 5 1.40
16 животное 5 1.40
17 родитель 4 1.12
18 спорт 4 1.12
19 родственник 4 1.12
радость 4 1.12
Приведенные выше данные показали, что совокупность объема смысловых единиц повторяющихся от 25 до 3 раз составляет 17,53 %, в которых содержится информация о явлениях характеризующих образа мира только 8,70% старших подростков. Это такие смысловые единицы, как: друг, семья, школа, жизнь и т.д. (табл. 3).
В таблице 3 представлены 20 наиболее употребляемых подростками семантических единиц используемых при описании своего образа мира.
Повторяющие слова дают представление о наиболее общих явлениях образа мира старших подростков, которые объединяют сверстников.
Семантический анализ представленных выше смысловых единиц раскрывает благополучный мир, в котором подросток окружен родными людьми, любимыми домашними животными, занят социально-одобряемой деятельностью: общением, учебой, спортом,
пользуется Интернетом.
Эмоциональный фон остается несколько нестабильным (грусть - веселье), что связано с возрастными особенностями данного этапа развития, но дальнейший анализ говорит о преобладании оптимистического настроения (радость) респондентов.
Контент-анализ также позволил выделить 87 семантических единиц- существительных, с частотой повторов от 1 до 2 раз, что содержит в совокупности 82,44 % и об индивидуальных особенностях образа мира старших подростков, которые раскрывают его субъективные значения (см. табл. 4).
Данные семантические единицы составили 66,41 % от объема существительных. Результаты классификации полученных при диагностике семантических единиц-существительных по основным типам представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ существительных по основным типам
Типы имен существительных Мой образ мир
Частота повторов смысловой единицы, п Доля в общем объеме, %
Существительные (с повторами) 323 90,49
Существительные (без повторов) 131 40,56
Одушевленные 57 17,65
Неодушевленные 266 82,35
Собственные 7 2,17
Нарицательные 316 97,83
Конкретные 52 39,69
Отвлеченные (абстрактные) 62 47,33
Собирательные 5 3,82
Вещественные 3 2,29
Единичные (сингулятивы) 0 0,00
Семантическим признаком имени существительного, согласно определению Д.Э. Розенталя [16], является значение предметности. Поверхностный анализ может привести к выводу о преобладании в индивидуальном образе мира подростков предметного уровня, но специфика их распределения по разрядам (собирательные, вещественные, конкретные, единичные, отвлеченные или абстрактные), показывает, что наиболее часто респондентами используются абстрактные (47,33 %) и конкретные (39,69 %) существительные. Конкретные существительные служат «... называниями предметов или явлений реальной действительности.» [16, с. 125]. Это определенные предметы и явления действительности, воспринимаемые органами чувств. Абстрактные или отвлеченные существительные - это существительные «.называющие понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении
от производителя действия или носителя признака.» [16, с. 125] (например: доброта, движение...). Опираясь на постулат о тесной взаимосвязи речи и мышления, можно трактовать такое долевое соотношение выделенных категорий имен существительных как иллюстрацию возрастных особенностей развития мышления подростков: этап перехода от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Однако анализ семантических единиц, имеющих единичную частоту употребления, раскрывает перед нами совсем другой уровень образа мира подростков. Абстрактные существительные, используемые респондентами, способны создавать антонимичные пары, характеризующие и деятельность подростков (учеба - игры, труд - отдых), и их эмоциональную жизнь (грусть - радость, любовь - ревность). В сознании подростков присутствуют семантические единицы,
являющиеся этическими (счастье, свобода, доброта) и эстетическими категориями (красота).
Образование антонимичных пар (свет - тьма, жизнь - смерть) иллюстрирует динамику процесса становления их сознания (поиск смысла жизни человека) и особенности, характерные для подросткового возраста: максимализм, категоричность, контрастность, полярность. Кроме того, они указывают на психические процессы развития самосознания, его напряженную внутреннюю работу по созданию личной системы ценностей (счастье, свобода, дружба, любовь, труд). Полученные данные также включают семантические единицы, характеризующие влияние ценностей современной подростковой среды: популярность, мода, музыка.
Семантические единицы, полученные при диагностике, раскрывают многообразие деятельности подростков: общение, учебная деятельность, досуговая деятельность, трудовая деятельность, психическая деятельность в единстве их внешнего и внутреннего проявления. Характерные особенности ее протекания и особенности динамики вновь представлены антонимичными парами: спокойствие - активность, учеба - игры, труд -отдых, работа - развлечения, скука - веселье.
Единично повторяющиеся семантические единицы раскрывают глубокий индивидуальный мир постепенно познающей свои возможности личности. Рисование, музыка, технологии, развитие, воображение, творчество - у данных категорий нет антонимов, поскольку для подростка, развивающегося в соответствии с возрастными, природосообразными и социальными принци-
пами, не характерны категории деградации и асоциальности.
В характеристиках образа мира подростки использовали 13 слов относящихся к разряду имен прилагательных (3,36 % от общей доли слов). Согласно определению Д.Э. Розенталя имя прилагательное это: «... Часть речи, характеризующаяся ... обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак)» [16, с. 122].
В результате контент-анализа выделено одно прилагательное - относительное, указывающее на место (домашние), а остальные - качественные (личная, чистая, прекрасные, прекрасный, лучшему, интересные, интересный, жизненный, сложный, странный, самостоятельный). Качественные прилагательные, согласно определению Д.Э. Розенталя представляют «.Разряд прилагательных, обозначающих признак предмета непосредственно, т. е. без отношения к другим предметам» [16, с. 122], следовательно, это непосредственные характеристики индивидуального образа мира подростка, согласно исследованию. Семантические значения качественных прилагательных раскрывают чистоту, новизну, подвижность, противоречивость, контрастность образа мира подростка. Респонденты достаточно реалистично воспринимают окружающий мир, не склонны к излишней созерцательности, сентиментальности и оценочности и, возможно, поэтому так мало прилагательных в их ответах.
При ответах подростки использовали только 8 глаголов, что составило 2,24 % от общей доли слов (см. табл. 5).
Таблица 5
Анализ существительных по основным типам
№ Смысловая единица Значение смысловой единицы (глаголов) Частота упоминания, п
1 дурачится конкретное действие 1
2 идти движение и перемещение в пространстве 1
3 гулять 1
4 жить физическое состояние 1
5 жрать 1
6 спать 1
7 нравится душевное состояние 1
8 вижу деятельность органов чувств 1
9 - изменение состояния 0
Семантическим признаком данной части речи обозначение действие или состояния как процесса [16, с. 73]. В полученных ответах количество глаголов слишком незначительно, для активных подростков, что указывает на существующее ограничение возможностей деятельности. Конечно, они не бездействуют, но интересен тот факт, что все многообразие своей деятельности подростки выразили используя не глаголы, а аб-
страктные существительные с признаком действия. Можно по-разному трактовать данный факт. Автор статьи считает, что здесь уместно говорить о социальной депривации подростков. В этом возрасте индивид готов к более активной социально ориентированной и социально значимой деятельности, но анализ лексических единиц указывает на отсутствие таких видов деятельности. В лексике подростков не отражена ни
полезная совместная деятельность подростков, ни организованное взаимодействие с младшими, ни общение со старшими представителями нашего общества, ни волонтерство... Да и сама социальная среда жизни подростков весьма ограничена: школа - дом - улица (в контексте общения и развлечения). В лексике подростков почти не встречаются институты культуры: библиотека, филармония, театр. Между тем, в подростковом возрасте семейная и учебно-школьная среда недостаточна, для полноценного личностного развития. Потребности подростков, сталкиваясь с внешними ограничениями их реализации, способны трансформироваться во внутренние противоречия, отражающиеся в их вызывающем поведении.
Несмотря на то, что группа глаголов мала, она включает глаголы настоящего и неопределенного времени: вижу, нравится (наст. вр.). «... Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, времени, наклонения и т. д. показывают
Развернутые харак
характер протекания действия во времени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т. е. в его отношении к действительности, и т. д.» [16, с. 73]. В результате контент-анализа установлено, что глаголы неопределенной формы (инфинитив): жить, жрать, спать, гулять, идти, дурачится - использовались подростками чаще других временных форм. Характерно, что в их ответах отсутствуют глаголы будущего времени. Респонденты - учащиеся 9-х классов, впереди итоговые экзамены (ОГ) - будущее неопределенно. Несмотря на отсутствие глаголов в форме будущего времени, категория будущего в образе мира подростков, несомненно, присутствует и ее можно увидеть при анализе словосочетаний, написанных респондентами.
Установлено 14 сочетаний смысловых единиц. Полученные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
истики образа мира
№ Словосочетания и предложение Категории Частота упоминания, п
1 то, что я вижу Перцептивный уровень 1
2 красота жизни 1
3 чистая вода 1
4 трудности в учебе Социальный уровень 1
5 трудности в школе 1
6 моя жизнь 1
7 мой мир Индивидуальный уровень 1
8 личная жизнь 1
9 то, что мне нравится Психо-эмоциональный уровень 1
10 мгновения, прожитые с удовольствием 1
11 прекрасные мгновения 1
12 создание чего-то своего Процессуальное^ образа мира 1
13 прекрасный жизненный путь 1
14 идти к лучшему 1
Анализ написанных подростками словосочетаний показывает, что в их сознании образ мира значительное и сложное явление («моя жизнь»), которое включает:
• Перцептивный уровень образа мира, связанный с восприятием окружающего мира (визуальное восприятие, ощущения).
• Социальный уровень образ мира - это опосредованный, социальный мир, окружающий подростка («трудности в школе»);
• Индивидуальный (индивидуально-социальный) уровень образ мира - близкое окружение подростка («личная жизнь»);
• Психо-эмоциональный уровень - вну-
тренний, психический уровень жизни подростка, проявляющийся в эмоционально-оценочной лексике («с удовольствием», «прекрасный», «то, что мне нравится»);
• Образ мира подростка - это процесс («прекрасный жизненный путь», «идти к лучшему», «создание чего-то своего»). Он находится в динамике, в процессе развития и становления. Он устремлен в лучшее будущее;
• Образ мира подростков - явление, имеющее характеристики времени: прошлого («мгновения, прожитые с удовольствием»), настоящего («то, что я вижу»).
Кластерный анализ позволил выделить 8 основных кластеров, образующих образ мира подростка: внутренний мир (потребности, эмоции, чувства, личностные качества) (84), дом и семья (77), увлечения и досуг (67), школа и обучение
(40), дружба и друзья (40), предметный мир (23), социум (25), природа и космос (14) и разработать иерархическую модель образа мира подростка.
Полученные результаты наглядно представлены на рисунке.
психический мир
I
дом и семья
I
увлечения и досуг
Рис. Психосемантическая модель образа мира старшего подростка
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
- Часто повторяющиеся семантические единицы, это слова, обозначающие типичные черты образа мира подростков. Совокупность объема повторяющихся (от 25 до 3 раз) смысловых единиц составляет лишь 17,53 %.
- Единичные семантические единицы - раскрывают индивидуальные особенности образа мира респондентов. Совокупность объема смысловых единиц повторяющихся 1 - 2 раза составила 82,44%. Полученные данные указывают на высокую степень индивидуализации образа мира современных подростков.
• Образа мира подростка находится в процессе постоянного развития. Особо ярко при семантическом анализе выделяются процессы развития самосознания и личной системы ценностей.
• Образа мира подростка имеет временные координаты: здесь и сейчас.
• Образа мира подростка включает 8 основных кластеров: психический мир, дом и семья, увлечения и досуг, школа и обучение, дружба и друзья, предметный мир, социум, природа и космос. Самым значимым является кластер «психический мир».
Полученные результаты дополняют знания об индивидуально-личностных особенностях функционирования и становления образа мира в подростковом возрасте. Они могут быть использованы в психолого-педагогической работе с подростками при прогнозировании и коррекции индивидуальной траектории развития и создании психологически безопасной среды. Процесс объективации образа мира позволяет подростку осознавать свои проблемы, способствует развитию внутренней регуляции индивидуальных представлений о действительности и коррекции неконструктивных способов поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики: автореф. ... дис. докт. психол. Наук. М., 1987. 32 с.
2. Баксанский О.Е., Кучер, Е.Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» (методологический аспект) // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 52-69.
3. Бобровская К.В. Теоретические подходы к исследованию образа мира в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 276-280.
4. Богданов Е.Н., Трофимова, Н.Б. Образ мира старшего школьника как предмет психологического исследования // Акмеология. 2006. № 4 (20). С. 166-170.
5. Буровихина, И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка: дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2013. 313 с.
6. Василюк, Ф.М Жизненный мир и кризис. Типологический анализ критических ситуаций // Психологический
журнал, 1995. № 3, С. 90 - 102.
7. Глушенков О.В. Начальные этапы эволюции образа мира в онтогенезе // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 4 (31). С. 29-37.
8. Картавенко М.В. Качественная специфика исследования различных слоев образа мира // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 13 (68). С. 234-239.
9. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Флинта, 2012.
10. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. С.7-19.
11. Леонтьев, А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. М.: Академия пед. наук, 1983. Т.2. 320 с.
12. McElhaney, K., Allen, J., Stephenson, J., Hare, A. Attachment and autonomy during adolescence / Lerner R, Steinberg L.. Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley. 2009. 3rd ed. Vol. 1. pp. 358-403.
13. Мусийчук М.В. Теоретические и практические аспекты развития креативности школьников / В книге: Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего школьного образования. Уфа, 2015. С. 65-85.
14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
15. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1984, № 4. С. 13 - 20.
16. Розенталь Д.Э. и Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2002. 720 с.
18. Руслякова Е.Е. Проблемы социально-психологической адаптации подростков, страдающих бронхиальной астмой / В сб.: Материалы глобального партнерства по развитию научного сотрудничества: сб. науч. статей. Москва, 2015. С. 224-235.
19. Серкин В.П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 1. С. 11-19.
20. Смирнов С.Д. Образ мира как объект психологического исследования. В сб.: Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Российская академия наук, Институт психологии. 2007. С. 157-173.
21. Столин В.В., Наминач А.Н. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии, 1988. № 4. С. 34-46.
22. Столин, В.В., Кальвиньо, М. Психосемантические различия личностных смыслов // Вестник МГУ, 1983. № 3.
23. Шулева Е.И. Взаимосвязь образа мира и индивидуально-психологических особенностей подростков Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 62-68.
24. Шулева Е.И. Половозрастная специфика функционирования аксиологического компонента образа мира подростка // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 93.
25. Шулева Е.И. Теоретико-эмпирическое исследование образа мира современного подростка Москва, 2017.
REFERENCES
1. Artemyeva E.Yu. Psychology of subjective semantics: abstract Diss. Dr. Psychol. Sci., Moscow, 1987. 32 p. (in Russian)
2. Baksansky O.E., Kucher E.N. Modern cognitive approach to the category of "image of the world" (methodological aspect). Voprosy filosofii, 2002, no. 8. pp. 52-69. (in Russian)
3. Bobrovskaya K.V. Theoretical approaches to the study of the image of the world in adolescence. Actual problems of the humanities and natural sciences. 2013. no. 10-2. pp. 276-280. (in Russian)
4. Bogdanov E.N., Trofimova N.B. The image of the world of the senior student as a subject of psychological research. Akmeology. 2006. no. 4 (20). pp. 166-170. (in Russian)
5. Burovikhina, I.A. Social situation of development as a condition for the formation of the image of the world of the modern teenager. Diss. PhD Psychol. Sci., Moscow, 2013. 313 p. (in Russian)
6. Vasilyuk F.M. Vital World and Crisis. Typological analysis of critical situations. Psychological journal, 1995. no. 3, pp. 90-102. (in Russian)
7. Glushenkov O.V. The initial stages of the evolution of the image of the world in ontogenesis. Humanities Issues. 2007. no. 4 (31). pp. 29-37. (in Russian)
8. Kartavenko M.V. Qualitative specificity of research of various layers of the image of the world. News of the Southern Federal University. Technical science. 2006. no. 13 (68). pp. 234-239. (in Russian)
9. Kolshansky G.V. Objective picture of the world in knowledge and language. Moscow, Flinta, 2012. (in Russian)
10. Leontiev A.A. Psychological structure of the value / Semantic structure of the word. Moscow, Nauka Publ., 1971. pp. 7-19. (in Russian)
11. Leontyev A.N. Image of the world / A.N. Leontyev. Selected psychological works: In 2 volumes. Moscow, Academy Ped. Sciences, 1983. Vol. 2. 320 p. (in Russian)
12. McElhaney, K., Allen, J., Stephenson, J., Hare, A. Attachment and autonomy during adolescence / Lerner R, Steinberg L .. Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley. 2009. 3rd ed. Vol. 1. pp. 358-403. (in Russian)
13. Musiychuk M.V. Theoretical and practical aspects of the development of creativity of schoolchildren / In the book: Psychological and pedagogical support of preschool and general school education. Ufa, 2015. p. 65-85. (in Russian)
14. Petrenko V.F. Fundamentals of psychosemantics. Saint Petersburg, Peter Publ., 2005. 480 p. (in Russian)
15. Petukhov V.V. The image of the world and the psychological study of thinking. Moscow University Bulletin. Series "Psychology", 1984, no. 4. pp. 13-20. (in Russian)
16. Rosenthal D.E. and Telenkova, M.A. Dictionary-directory of linguistic terms. Moscow, Enlightenment, 1976. 543 p. (in Russian)
17. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology, Saint Petersburg, Peter Publ., 2002. 720 p. (in Russian)
18. Ruslyakova E.E. Problems of social and psychological adaptation of adolescents suffering from bronchial asthma / Proceedings of the Global Partnership for the Development of Scientific Cooperation: Coll. scientific articles. Moscow, 2015. p. 224-235. (in Russian)
19. Serkin V.P. Five definitions of the concept and scheme of the functioning of the image of the world. Moscow University Bulletin. Series "Psychology", 2006. no. 1. pp. 11-19. (in Russian)
20. Smirnov S.D. The image of the world as an object of psychological research. In Proc .: Theory and Methodology of Psychology. Post-non-classical perspective / Ed. Ed .: A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. Moscow, Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology Publ., 2007. p. 157-173. (in Russian)
21. Stolin V.V., Naminich A.N. Psychological structure of the image of the world and the problems of new thinking. Voprosy psikhologii, 1988. no. 4. P. 34-46. (in Russian)
22. Stolin, V.V., Calvinio, M. Psychosemantic Differences in Personal Meanings. Moscow State University Bulletin, 1983. no. 3. (in Russian)
23. Shuleva E.I. The relationship of the image of the world and the individual psychological characteristics of adolescents. Humanitarian-pedagogical research. 2018. Vol. 2. no. 1. pp. 62-68. (in Russian)
24. Shuleva E.I. Age and sex specificity of the axiological component of the image of the world of a teenager. World of Science. 2017. Vol. 5. no. 6. p. 93. (in Russian)
25. Shuleva E.I. Theoretical and empirical study of the image of the world of the modern teenager. Moscow, 2017. (in Russian)
Информация об авторе
Шулева Елизавета Игоревна
Information about the author
Elizaveta I. Shuleva
(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology Institute of Arts Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
(Россия, Магнитогорск)
Кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры психологии
Институт гуманитарного образования Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Ссылка для цитирования
ГОСТ
For ReferenceAPA
Шулева Е. И. Психосемантическая модель образа мира старшего подростка // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 122-130. doi: 10.32744^е.2018.6.13
Shuleva, E. I. (2018). Psychosemantic model of world image in elder teenagers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 122-130. doi: 10.32744/pse.2018.6.13. (In Russ., abstr. in Engl.)