Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МИРА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МИРА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
17
2
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / IMAGE OF THE WORLD / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / WORLD / INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Шулева Е.И.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи образа мира и индивидуально-психологических особенностей подростков. В ходе исследования были использованы психодиагностические методики: многофакторный личностный опросник 14 PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 14 PF) Кэттелла (подростковый вариант), тест «Образ мира». Выборку исследования составили 49 подростков в возрасте 14-15 лет учащиеся 9-х классов[82] . Статистический анализ данных осуществлялся при помощи программ Statistica-6. При анализе данных применялся коэффициент корреляции Спирмена. Анализ полученных данных выявил наличие прямых и обратных корреляций между показателями методик. Содержательный анализ взаимосвязей показал, что у подростков со сложным образом мира и высоким уровнем самоконтроля сильнее выражены депрессивная тенденция, чувство вины, неуверенность в себе и подавленное настроение. Подростки с простым образом мира и низким уровнем самоконтроля невозмутимы, доверчивы, безмятежны, уверенны в себе и своих близких. Эгоцентиричные, возбудимые, требовательные, сверхактивные и несдержанные подростки характеризуют социальный образ мира положительно. Сдержанные, осторожные, инертные, самокритичные подростки склонны оценивать образ мира более негативно. Эмоционально чувствительные подростки с низким уровнем самоконтроля воспринимают образ мира как мощный, сильный, а индивидуальный образ мира как хрупкий, слабый и беззащитный. Подростки с низкой эмоциональной чувствительностью и высоким уровнем самоконтроля воспринимают социальный образ мира как хрупкий, слабый и беззащитный, а свой индивидуальный образ мира как мощный, крепкий, сильный. Эмоционально чувствительные подростки с низким уровнем самоконтроля воспринимают социальный образ мира как динамичный, а свой индивидуальный образ мира как статичный.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Шулева Е.И.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МИРА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9.07:159.922.8.

Е. И. Шулева (Магнитогорск, Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МИРА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи образа мира и индивидуально-психологических особенностей подростков. В ходе исследования были использованы психодиагностические методики: многофакторный личностный опросник 14 PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 14 PF) Кэттелла (подростковый вариант), тест «Образ мира». Выборку исследования составили 49 подростков в возрасте 14-15 лет - учащиеся 9-х классов1. Статистический анализ данных осуществлялся при помощи программ Statistica-6. При анализе данных применялся коэффициент корреляции Спирмена. Анализ полученных данных выявил наличие прямых и обратных корреляций между показателями методик. Содержательный анализ взаимосвязей показал, что у подростков со сложным образом мира и высоким уровнем самоконтроля сильнее выражены депрессивная тенденция, чувство вины, неуверенность в себе и подавленное настроение. Подростки с простым образом мира и низким уровнем самоконтроля невозмутимы, доверчивы, безмятежны, уверенны в себе и своих близких. Эгоцентиричные, возбудимые, требовательные, сверхактивные и несдержанные подростки характеризуют социальный образ мира положительно. Сдержанные, осторожные, инертные, самокритичные подростки склонны оценивать образ мира более негативно. Эмоционально чувствительные подростки с низким уровнем самоконтроля воспринимают образ мира как мощный, сильный, а индивидуальный образ мира как хрупкий, слабый и беззащитный. Подростки с низкой эмоциональной чувствительностью и высоким уровнем самоконтроля воспринимают социальный образ мира как хрупкий, слабый и беззащитный, а свой индивидуальный образ мира как мощный, крепкий, сильный. Эмоционально чувствительные подростки с низким уровнем самоконтроля воспринимают социальный образ мира как динамичный, а свой индивидуальный образ мира как статичный.

Ключевые слова: образ мира, подросток, индивидуально-психологические особенности

Изучение внутреннего мира личности является одной из актуальных проблем современной психологии. Реконструкция целостных систем представлений человека об окружающем мире, о других людях и о себе имеет большое значение для теоретического осмысления специфики и структурной организации индивидуального сознания.

Одним из интенсивных этапов формирования и развития образа мира является подростковый возраст. Анализ современных теоретических подходов к исследованию образа мира в подростковом возрасте представлен в работе К. В. Бобровской [3]. Активно и разносторонне разрабатывают проблему образа мира подростков современные отечественные психологи: А. Н. Алехин, Н. Н. Королева, И. М. Богдановская и В. Ф. Луговая [1]. В их исследовании описаны биосоциальные детерминанты смысловой организации образа мира подростков. А. В. Кирьякова и И. А. Силкина проверяют идеи коэволюции природы и общества в формировании образа мира подростка [9]. И. А. Буровихина анализирует и уточняет возрастные особенности семантики их образа мира [6]. О. А. Богпомочева изучает особенности образа мира одаренных подростков [5], а М. В. Мирошниченко - то же у девиантных представителей данной возрастной группы [10]. Влияние неполных семей на образ мира подростков исследуется в работах У. В. Газизовой, Р. Ф. Хабибрахмановой, О. М. Штерц [9] и М. А. Одинцовой [12]. Образ тела в структуре образа мира попал в спектр научных интересов В. В. Горячева [8]. Роль информационно-коммуникативной среды в формировании образа мира подростков проанализирована в работе И. М. Богдановской, Г. Ю. Иконниковой и Н. Н. Королевой [4].

1 Автор статьи выражает благодарность за помощь в организации и проведении исследования директора МОУ «СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина» г. Магнитогорска Суховой Людмиле Федоровне, педагогу-психологу Корневой Наталье Сергеевне, учащимся 9-х классов МОУ «СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина» (г. Магнитогорска), принявших участие в исследовании.

Субъективный образ социального мира несовершеннолетних указанной возрастной категории изучает И. А. Николаева [11]. В работе О. В. Чурсиновой даны представления об агрессивном поведении в структуре образа мира подростков [16].

Анализ современных исследований образа мира показал, что при достаточно высоком уровне интереса исследователей к этому феномену проблема связи образа мира и индивидуально-психологических особенностей недостаточно разработана. Между тем, современное общество серьезно обеспокоено ростом негативных тенденций в подростковой среде: всплеском подросткового суицида, снижением возрастной планки наркотической и алкогольной зависимостей, формированием интернет-зависимости, непрогнозируемыми проявлениями агрессивности и особой жестокости. Взрослые, сталкиваясь с подростками, часто бессильны проникнуть в их внутренний мир и понять причины их поступков. Новые социальные реалии, которые желаемы для взрослых, зачастую таким образом влияют на психику подростков, что даже работа опытных специалистов не всегда дает необходимый эффект.

Выявление взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и специфики восприятия окружающего мира несовершеннолетних указанной возрастной категории может способствовать более глубокому пониманию как общих закономерностей становления внутреннего мира подростка, так и индивидуальных особенностей его развития, а также эффективной организации общения и обеспечению социально-личностной безопасности подростков.

Целью исследования, описанного в данной статье, является изучение взаимосвязи образа мира и индивидуально-психологических особенностей подростка.

Выборка

В исследовании 2017 г. приняли участие 49 человек (учащиеся 9-х классов) г. Магнитогорска.

Методики и результаты исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение цели предполагало использование следующего ряда психодиагностических методик: модифицированная методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд) [13], тест «Образ мира» [14], многофакторный личностный опросник 14PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 14PF) Кэттелла (подростковый вариант) [15].

При анализе данных применялся коэффициент корреляции Спирмена, поскольку полученные в ходе эмпирического исследования результаты были представлены в соответствии с ранговой шкалой. Статистический анализ осуществлялся при помощи программы Statistica-6. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.

Таблица

Результаты корреляционного анализа__

Шкалы (сокращенное название) Шкалы (полное название) p

ОМ O образ мира Самоуверенность-склонность к чувству вины 0,42*

ОМ Q3 образ мира Низкий - высокий самоконтроль 0,40*

СД7 D «злой-добрый» Флегматичность-возбудимость 0,55**

СД7 Q3 «злой-добрый» Низкий - высокий самоконтроль - 0,56**

СД17 Q3 «могучий-хилый» Низкий - высокий самоконтроль - 0,56**

СД21 Q3 «быстрый-медленный» Низкий - высокий самоконтроль - 0,42*

СД21 I «быстрый-медленный» Реализм-сензитивность - 0,52**

Примечание: ** р < 0,01; * р< 0,05; граничные значения коэффициента корреляции Спирмена для числа степеней свободы p 5%(26) = 0,39 при уровне значимости p 1%(26) = 0,50.

Наглядно результаты корреляционного анализа представлены на рисунке.

- прямая корреляция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

________________ обратная корреляция

Рис. Результаты корреляционного анализа

Статистический анализ выявил наличие прямых и обратных корреляций между показателями методик.

Обсуждение результатов

Содержательный анализ взаимосвязей позволил сделать следующие выводы. У подростков со сложными типами образа мира и более высоким уровнем самоконтроля ф = 0,40) сильнее выражена депрессивная тенденция, чувство вины, неуверенность в себе, подавленное настроение ф = 0,42). Они склонны к беспокойству, размышлениям, тревожны, их могут преследовать мрачные предчувствия. Для них характерна высокая социальная чувствительность, самоуважение и забота о своей репутации.

Подростки с простыми типами образа мира и более низким уровнем самоконтроля невозмутимы, доверчивы и безмятежны. Они в меньшей степени подвержены резким сменам настроения. Для таких подростков характерно спокойное настроение, уверенность в себе и в своих близких и даже излишняя самоуверенность. Они не обращают большого внимания на социальные требования, в поведении не часто руководствуются волевым контролем, что влечет за собой ошибки.

Подростки с низким самоконтролем, индивидуально-личностными особенностями которых являются ярко выраженные эксцентричность, возбудимость, требовательность, сверхактивность, несдержанность, стремление к привлечению внимания окружающих, характеризуют социальный образ мира положительно, как «добрый» ф = 0,55). В то же время сдержанные, осторожные, инертные, самокритичные, не склонные к резкости и ревности подростки с высоким самоконтролем оценивают образ социального мира негативно, как «злой».

Корреляционный анализ установил, что подростки с низким уровнем самоконтроля воспринимают социальный образ мира как мощный, крепкий, сильный, а свой индивидуальный образ

мира как хрупкий, слабый и беззащитный ф = - 0,56). Их сверстники с высоким уровнем самоконтроля, наоборот, социальный образ мира воспринимают как хрупкий, слабый и беззащитный, а индивидуальный - как мощный, крепкий, сильный ф = -0,56).

Подростки, обладающие способностью контролировать свое поведение, чувствуют свою внутреннюю силу, позволяющую им управлять внешними обстоятельствами, а также противостоять влиянию как социальных, так и биологических факторов. Их сверстники, не обладающие такой способностью, ощущают подчиняющее влияние социального мира и чувствуют свою слабость. Такие подростки не считают себя способными противостоять влиянию социальных и биологических факторов.

Эмоционально чувствительные ф = - 0,52) подростки с низким уровнем самоконтроля ф = - 0,42) воспринимают социальный образ мира как быстрый, а индивидуальный образ мира как медленный. Следовательно, чем выше эмоциональная чувствительность подростка и ниже уровень его самоконтроля, тем более динамичным он оценивает социальный образа мира и более инертным индивидуальный. Необходимо отметить, что высокая скорость и динамичность образа мира оценивалась подростками негативно - как нежелательная для них.

Выводы

Таким образом, анализ результатов исследования выявил наличие взаимосвязей между образом мира и индивидуально-личностными характеристиками подростков. Установлены корреляции между:

- уровнем сложности образа мира (простой - сложный) и степенью самоуверенности подростка;

- уровнем сложности образа мира (простой - сложный) и уровнем самоконтроля подростка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценкой нравственного содержания образа мира (добрый - злой) и такими качествами подростка как флегматичность и возбудимость;

- оценкой нравственного содержания образа мира (добрый - злой) и уровнем самоконтроля подростка;

- оценкой степени воздействия образа мира (сила - слабость) и уровнем самоконтроля подростка;

- оценкой степени динамичности образа мира (быстрый - медленный) и уровнем самоконтроля подростка;

- оценкой степени динамичности образа мира (быстрый - медленный) и такими качествами подростка как реализм и сензитивность.

Анализ результатов показывает, что уровень сложности образа мира, оценка нравственного содержания, силы и степени динамичности образа мира коррелируют с показателями самоконтроля подростка. Следовательно, развитие волевой сферы подростка будет способствовать развитию способности самоуправления отдельными компонентами его образа мира.

Полученные результаты дополняют знания об индивидуально-личностных особенностях функционирования и становления образа мира подростка и могут быть использованы в психолого-педагогической работе с несовершеннолетними данной возрастной группы - в создании для психологически безопасной среды и при прогнозировании и коррекции индивидуальной траектории развития личности.

Психологический анализ способов и критериев индивидуального мировосприятия является значимым в целом для практической психологии. Современная психодиагностика все больше ориентируется на субъектную парадигму анализа данных, в которой респондент характеризуется множеством параметров. Это позволяет глубже проникнуть во внутренний мир личности, воссоздать ее индивидуальное своеобразие.

В психологическом консультировании и психокоррекционной работе не менее важно реконструировать индивидуальные способы восприятия и осмысления мира. При таком подходе подросток является не объектом психологического воздействия, а равноправным партнером в диалоге, экспертом своего жизненного мира. Процесс объективации образа мира

позволяет подростку осознавать свои проблемы и способствует внутренней регуляции индивидуальных представлений о действительности, а также коррекции неконструктивных способов поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин А. Н. [и др.]. Биосоциальные детерминанты смысловой организации образа мира у подростков // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 (38). С. 100-106.

2. Баженова Н. Г. [и др.]. Актуальные проблемы исследований в области социальной психологии : монография / Н. Г. Баженова , Л. Г. Бузунова , Л. Г. Гусева, Т. Т. Зимарева, Е. М. Разумова, О. П. Степанова, Е. Ю. Шпаковская, Е. И. Шулева. Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2013. 190 с.

3. Бобровская К. В. Теоретические подходы к исследованию образа мира в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 276-280.

4. Богдановская И. М., Иконникова Г. Ю., Королева Н. Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков. // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 1. С. 1-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Богпомочева О. А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 5-22.

6. Буровихина И. А. Возрастные особенности семантики образа мира // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 14. С. 16-18.

7. Газизова У. В., Хабибрахманова Р. Ф., Штерц О. М. Исследование образа мира и отношения к родителям подростков из неполных семей // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 201 202.

8. Горячев В. В. Образ тела в структуре образа мира школьника // Культура физическая и здоровье. 2013. № 1 (43). С. 32-36.

9. Кирьякова А. В., Силкина И. А. Идеи коэволюции природы и общества в формировании целостного образа мира подростка // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 1967.

10. Мирошниченко М. В. Методы исследования образа мира девиантных подростков // Психология обучения. 2012. № 9. С. 43-54.

11. Николаева И. А. Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (на примере подросткового возраста) : дис. ... канд. психологич. наук. Курган, 2004. 172 с.

12. Одинцова М. А. Образ мира у подростков из неполных семей // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 82-89.

13. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

14. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М. : Дидакт, 1991. 164 с.

15. Тест-опросник Кеттела для подростков. Методика 14 PF. [Электронный ресурс] // Информационный портал "Медицинская психология" URL: http://www.medpsy.ru/library/library122.pdf

16. Чурсинова О. В. Представления об агрессивном поведении в структуре образа мира у подростков // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 4. С. 261-266.

E. I. Shuleva (Magnitogorsk, Russia)

THE RELATIONSHIP OF THE IMAGE OF THE WORLD AND INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS

Abstract: The article presents the results of a psychological analysis of the interrelationship between the image of the teenager's world and the individual psychological characteristics of adolescents. Psychodiagnostic methods were used in the study. The multifactorial personal questionnaire 14 PF (Cattella's Sixteen Personality Factor, 14 PF) (teenage version), the "Image of the World" test. The sample of the study was 49 teenagers aged 14-15 and the students of 9th grades. Statistical analysis of the data was carried out with the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

help of Statistica-6 programs. When analyzing the data, the Spearman correlation coefficient was used. The analysis of the obtained data revealed the presence of direct and inverse correlations between the indicators of the methods. A meaningful analysis of the relationship showed that adolescents with a complex world image and a high level of self-control are more pronounced depressive tendency, guilt, self-doubt and depressed mood. Adolescents with a simple image of the world and a low level of self-control are imperturbable, trustful, serene, confident in themselves and their loved ones. Excitable, demanding, overactive and unrestrained adolescents characterize the social image of the world positively. Restrained, cautious, inert, self-critical, adolescents who are not prone to harshness assess the image of the social world more negatively. Emotionally sensitive adolescents with a low level of self-control perceive the social image of the world as powerful, strong, strong, and the individual image of the world as fragile, weak and defenseless. Adolescents with low emotional sensitivity and high level of self-control perceive the social image of the world as fragile, weak and defenseless, and their individual world image as powerful, strong, strong. Emotionally sensitive adolescents with a low level of self-control perceive the social image of the world as dynamic, and their individual image of the world as static

Keywords: image of the world; teenager, the world; individually-psychological features

REFERENCES

1. Alekhin A. N., Koroleva N. N., Bogdanovskaya I. M., Lugovaya V. F. Biosotsial'nye determinanty smyslovoi organizatsii obraza mira u podrostkov, Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika [Psychology, sociology and pedagog], 2014, no 11 (38), pp. 100-106.

2. Bazhenova N. G., Buzunova L. G., Guseva L. G., Zimareva T. T., Razumova E. M., Stepano-va O. P., Shpakovskaya E. Yu., Shuleva E. I. Aktual'nye problemy issledovanii v oblasti sotsial'noi psikhologii : monografiya, Magnitogorsk : Magnitogorskii gosudarstvennyi universitet, 2013. 190 p.

3. Bobrovskaya K. V. Teoreticheskie podkhody k issledovaniyu obraza mira v podrostkovom vozraste, Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2013, no 10-2, pp. 276-280.

4. Bogdanovskaya I. M., Ikonnikova G. Yu., Koroleva N. N. Rol' sovremennoi informatsionno-kommunikativnoi sredy v formirovanii identichnosti i obraza mira sovremennykh podrostkov, Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological-Educational Studies], 2015, Vol 7, no 1, pp. 1-11.

5. Bogpomocheva O. A. Osobennosti obraza mira u odarennykh podrostkov, Psikhologicheskaya nau-ka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2006. no 4. pp. 5 22.

6. Burovikhina I. A. Vozrastnye osobennosti semantiki obraza mira, Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2011, no 14, pp. 16-18.

7. Gazizova U. V., Khabibrakhmanova R. F., Shterts O. M. Issledovanie obraza mira i otnosheniya k roditelyam podrostkov iz nepolnykh semei, Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2013, no 7-2, pp.201-202.

8. Goryachev V. V. Obraz tela v strukture obraza mira shkol'nika, Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health], 2013, no1 (43), pp. 32-36.

9. Kir'yakova A. V., Silkina I. A. Idei koevolyutsii prirody i obshchestva v formirovanii tselostnogo obraza mira podrostka, Pis'ma v Emissiya. Offlain: elektronnyi nauchnyi zhurnal [The Emissia.Offline Letters], 2013, no 2. pp. 19-67.

10. Miroshnichenko M. V. Metody issledovaniya obraza mira deviantnykh podrostkov. Psikhologiya obucheniya. 2012, no 9, pp. 43-54.

11. Nikolaeva I. A. Sub"ektivnyi obraz sotsial'nogo mira kak reprezentatsiya sotsial'noi situatsii razvitiya lichnosti (na primere podrostkovogo vozrasta) : dis. ... kand. psikhologich. nauk. Kurgan, 2004, 172 p.

12. Odintsova M. A. Obraz mira u podrostkov iz nepolnykh semei, Voprosy Psychologii, 2011, no 2, pp. 82-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Petrenko V. F. Osnovy psikhosemantiki. Saint Petersburg : Piter, 2005, 480 p.

14. Romanova E. S., Potemkina O. F. Graficheskie metody v psikhologicheskoi diagnostike. Moscow : Didakt, 1991, 164 p.

15. Test-oprosnik Kettela dlya podrostkov. Metodika 14 PF. [Elektronnyi resurs], Informatsionnyi portal "Meditsinskaya psikhologiya", URL: http://www.medpsy.ru/library/library122.pdf

16. Chursinova O. V. Predstavleniya ob agressivnom povedenii v strukture obraza mira u podrostkov, Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta [North-Caucasus Humanitatian Institute Bulletin], 2014, no 4, pp. 261-266.

Шулева Е. И. Взаимосвязь образа мира и индивидуально-психологических особенностей подростков // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 61-68.

Shuleva E. I. The relationship of the image of the world and individual psychological characteristics of adolescents, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 1, pp. 61-68

Сведения об авторе

Шулева Елизавета Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск Россия; lizunova07@rambler.ru

Äuthor:

Shuleva E. Igorevna, PhD in Pedagogy, Ass. Professor of the Department of Psychology, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk Russia; lizunova07@rambler.ru/