Научная статья на тему 'Содержание ценностей экологической этики в формировании личности учащегося'

Содержание ценностей экологической этики в формировании личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаева Татьяна Анатольевна, Гурьянова Олеся Николаевна

Рассматриваются проблемы содержания ценностей экологической этики в формировании личности учащихся; необходимости формирования нравственных критериев по отношению к окружающему нас миру, природе в процессе обучения и воспитания школьников, а также о постоянном самосовершенствовании и гармонизации их внутреннего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание ценностей экологической этики в формировании личности учащегося»

Т. А. Исаева, О.Н. Гурьянова

ния личностного и профессионального потенциала [4].

Библиографический список:

1. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 28-43.

2. Калугина Т.Г., Корнещук Н.Г. Разработка рамки квалификации как условие повышения качества профессионального образования //

Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 7-8.

3. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. № 10. С. 22-24.

4. Четвертая Всероссийская науч.-прак-

тическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы

сообщений / под. ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2010 - 180 с.

УДК 37.06 ББК 74.005.28

Т.А. Исаева, О.Н. Гурьянова

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Рассматриваются проблемы содержания ценностей экологической этики в формировании личности учащихся; необходимости формирования нравственных критериев по отношению к окружающему нас миру, природе в процессе обучения и воспитания школьников, а также о постоянном самосовершенствовании и гармонизации их внутреннего мира.

Ключевые слова: экологическая этика, воспитание, формирование личности, нравственность, моральные ценности.

Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и экологический кризис, бережное отношение к природе, уважение к естественной жизни из лексикона узкого круга специалистов прочно входят в обыденный язык. Объективные основания актуализации проблемы понятны и правомерны, но ее открытый и пафосный характер в немалой степени задан моральными проблемами наших отношений с природой: вправе ли мы вторгаться в нее. И должны ли быть границы этого вмешательства; имеем ли мы право использовать ее, подчиняя нашим собственным планам и проектам, манипулировать ею по собственному произволу или же мы должны сами поставить себе границы и строго соблюдать их?

За разнообразными этико-практическими ответами на эти вопросы и разными моделями поведения скрываются

различные теоретические воззрения на природу, разные картины природы, определяющие отношение к ней. С середины 70-х гг. ХХ в. возникает явная конфронтация двух основополагающих воззрений на природу.

1. Природа - это органический живой мир, частью которого является и человек, что предполагает обращение с ней как с равным партнером (по аналогии с межличностной коммуникацией). Этический долг человека состоит в том, чтобы вписаться в систему природы и при этом не разрушить ее целостности, а, наоборот, заботиться о ее благополучии и процветании. Наше отношение к природе определяется как симпатия, выражающаяся в понимании, сочувствии, сострадании, сопереживании и т. п.

2. Природа воспринимается через призму естественнонаучного и технического знания - тогда она противостоит

человеку как объект субъекту, который его описывает, анализирует и исследует по частям. При таком понимании природа должна ориентироваться на Я-субъекта, поэтому и этика ориентирована на человека, на закрепление его власти и господства над ней. В результате природа включается в наши рациональные проекты без ее «согласия» и воспринимается лишь с позиции ее соответствия нашим интересам. Ключом к пониманию природы становится ее конструирование, а ее значимость для субъекта определяется его требованиями. Подобная оппозиция в отношении к окружающей среде и актуализировала новую науку - экологию и новую этику - экологическую этику [7].

Причины и мотивы их внезапной актуализации выявляются, но констатация и описание фактов, вызвавших их к жизни, присутствуют в любой - научной и публицистической - литературе: это и вредные для здоровья и жизни последствия научно-технического прогресса, возникновение и умножение так называемых «цивилизационных болезней», крупных катастроф на атомных станциях, в химической промышленности и др. Все эти бедствия вышли за государственные границы и пределы жизни одного поколения. В этот ряд встраиваются научные достижения в сфере генной инженерии, вмешательство науки в хромосомное хозяйство растений, животных и самого человека, создание модифицированных продуктов, клонов, радикальное изменение трудовой деятельности с появлением компьютерной техники и т. п. В результате происходит разрушение традиционных моральных представлений о природе и статусе человека в ней, характере их взаимоотношений. Это, в свою очередь, требует ретроспективного анализа истоков той парадигмы отношений, которая тысячелетиями определяла поведение человека на базе неписаных моральных заветов, не вызывавших сомнения в их нормативной обязательности [2].

В Советском Союзе экологической этики как дисциплины не существовало,

и поэтому она не была представлена ни в этической литературе, ни в учебных планах вузов. И даже теперь введение новых учебных курсов «социальная экология», экоэтика, биоэтика рассматриваются еще только как перспектива и возможный способ формирования экологически ориентированного мировоззрения. Этому имеется ряд объяснений [3].

Во-первых, по традиции этика определялась как наука о нормативной регуляции отношений людей друг с другом и с общественными системами, что находило отражение и в ее понятиях - любовь, сострадание, долг, справедливость и др., описывающих только мир людей. Более того, объектом морального или антиморального отношения может быть лишь человек, общество, а вырубка леса или убой скота не является антиморальным поступком - таковым является лишь то, что наносит вред только людям.

Во-вторых, полагалось, что страны с социалистическими принципами организации хозяйства не могут быть связаны с глубинными экологическими кризисами.

В-третьих, сама экология рассматривалась через призму классового подхода, поэтому любые рекомендации западных экофутурологов не воспринимались как профилактические меры, упреждающие глобальный экологический кризис.

В-четвертых, марксистская этика не допускала, что только кардинальные перемены в жизнедеятельности планетарной экосистемы, включающей самого человека, позволят спасти ее (недостаток этого экологического императива усматривался в том, что он не сводился к обоснованию перемен в сфере природопользования только в капиталистических странах).

В-пятых, доминировал прагматический подход к природе, ибо ориентировали общество на социальный и технический прогресс, достижение которого связывалось с интенсивной хозяйственной научно-преобразовательной деятельностью и др. [4].

Содержание ценностей экологической этики в формировании личности учащегося

Т. А. Исаева, О.Н. Гурьянова

Большой толчок развитию экологической этики дала экологическая теология (изучение экологических этических взглядов различных религий), а также пристальное внимание к экологическим этическим традициям народов мира, в частности, американских индейцев (экологическая этнография).

Основателями экологической этики традиционно считают немецко-французского теолога, врача и философа Альберта Швейцера (1875-1965) и американского эколога, зоолога и философа Олдо Леопольда (1887-1948).

Благоговение перед жизнью, полагал А. Швейцер, должно стать основанием универсальной этики и мировоззрения людей в целом. Он считал, что ошибкой всех существующих до этого этик было то, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает. Этика есть ответственность за все, что живет. Поэтому, согласно А. Швейцеру, этика благоговения перед жизнью не приемлет обращения с живым миром по необходимости (спасая одних, уничтожаем других), а утверждает принцип ответственности: если я спасаю насекомое, то, значит, моя жизнь действует на благо другой жизни, что позволит нам избежать раздвоенности жизни. Нравственный критерий становится главным в оценке человека и его дел, т. к. добро, как его трактует автор, это то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой либо вред. Там, где наносится вред какой-либо жизни, необходимо ясно осознавать, насколько это необходимо: я не согласен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного. Смысл своего существования человек должен видеть в постоянном

самосовершенствовании и гармонизации внутреннего мира, чтобы стать в моральном отношении лучше. На роль нравственного идеала и заявлена этика благоговения перед жизнью, в соответствии с которой действия людей по отношению к природному миру будут определяться по критерию «этично - неэтично», а не «выгодно - невыгодно». Совесть как внутренний регулятор поведения человека позволит ему принимать правильные решения, и тогда можно будет расслышать слова: я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить [12].

В условиях экологического кризиса ценности экологической этики являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Являясь объединяющей категорией природных и человеческих ценностей, они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни общества в окружающей среде [1]. Соблюдение на практике ценностей экологической этики приводит к формированию соответствующей экологической культуры. Нашей задачей является раскрыть основные аспекты содержания ценностей эколого-этической формации, исходя из позиции культурологии, в рамках которой ценности экологической этики рассматриваются в контексте экологической культуры и выявить содержательную наполняемость ценностей экологической этики элементами культуры [9].

С позиции культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, при помощи которых осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т. д.) [11]. Исходя из представления об экологической культуре, считаем, что

ценности экологической этики как ее ключевое составляющее можно представить в виде системы ценностных ориентаций, обеспечивающих морально-нравственное отношение с природной средой, при котором удовлетворение личных потребностей согласуется с интересами природы, определяя эколого-этически обоснованную деятельность и поведение личности, направленные на сохранение природной среды для будущих поколений.

Придерживаясь взглядов отечественных ученых на содержательную характеристику понятия «ценность», целесообразно раскрыть сущность ценности экологической этики, отметить три ее основных компонента: информацион-

ный, мотивационный и морально-нравственный, представляющие собой единое целое. Информационный компонент представляет собой систему эколого-эти-ческих знаний, умений и навыков, ориентированных на усвоение единой системы знаний эколого-этического характера. В структуре ценностей экологической этики знаниям эколого-этического характера принадлежит одна из ведущих ролей, так как они являются одним из условий осознания необходимости бережного и рационального использования природных ресурсов, а также формирования ответственного отношения к окружающей природной среде. В этом аспекте важно отметить, что умения и навыки формируются на основе широкого круга знаний о процессе деятельности, о ее средствах и условиях [8]. Система знаний и система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных задач. В рамках данного компонента целесообразно предположить, что в процессе усвоения определенного набора эколого-этической информации формируется соответствую -щее эколого-этическое мышление, отражающее направленность мыслительных операций на разрешение экологических ситуаций, возникающих в результате неадекватных действий человека. Такой способ мышления способствует выра-

ботке нестандартных, творческих, альтернативных решений, что крайне важно при разрешении сложных экологических ситуаций, а также способствует экосоо-бразному определенному типу поведения, что является уже эколого-этической компетентностью. Таким образом, эко-лого-этическое мышление представляет собой процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, что позволяет нам говорить о существенном влиянии эколого-этического мышления на процесс развития личности [10].

Мотивационный компонент ценностей экологической этики представляет в своей структуре потребности, мотивы, интересы и убеждения, определяющие эколого-этическую обоснованную деятельность. При этом необходимо подчеркнуть, что в основе эколого-этиче-ских мотивов лежат эколого-этические потребности, которые и определяют поведение личности. Эколого-этические потребности являются синтезирующим пониманием экологических и этических потребностей. Эколого-этические потребности человека представлены как человеческими потребностями, удовлетворение которых позволяет поддерживать и сохранять жизнь и здоровье человека, так и этическими потребностями, такими, как мировоззренческие, познавательные, художественно-эстетические и потребность сохранить благоприятные условия для существования всего живого, заботиться о других [12].

Именно в процессе усвоения экологоэтических знаний происходит осознание субъективных и объективных потребностей, которые ориентируют личность на принятие решений по реализации той или иной деятельности. На основании эколого-этических потребностей возникают как экологические, так и этические интересы. Согласование экологических и этических интересов различных субъектов приводит к возникновению единых эколого-этических интересов, которые формируются на основе объек-

Содержание ценностей экологической этики в формировании личности учащегося

Т. А. Исаева, О.Н. Гурьянова

тивно существующих эколого-этических потребностей. В этом аспекте особое значение приобретает связь ценностей экологической этики с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную насыщенность направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, - основу формирующегося мировоззрения. Важный компонент ценностей экологической этики - убеждения, которые в свою очередь являются одним из элементов эколого-этическо-го воспитания. Эколого-этические знания преобразуются в эколого-этические убеждения и реализуются в деятельности эколого-этической формации. При этом эколого-этические убеждения отражает чувственное отношение к эколо-го-этической деятельности, описанной в знании, что в результате составляет жизненную концепцию сознания личности. В аспекте мотивационного компонента целесообразно отметить значимость самой деятельности как ценности. Эколого-этическая обоснованная деятельность, опосредованная эколого-эти-ческими потребностями, интересами выступает определяющим элементом целостного развития личности, как части единой системы «Человек - Природа - Общество» [5]. Исходя из этого, важно отметить морально-нравственный компонент ценностей экологической этики в силу необходимости рассмотрения единства экологического и этического начала как взаимодополняемых характеристик, побуждаемых нравственным и моральным поведением по отношению к материальным благам и к объектам окружающего мира. Моральнонравственный компонент предполагает усвоение социально-нравственных норм и принципов через подключение к восприятию знаний о природе эмоционально-чувственной сферы, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностныхориентациикприроднойдеятель-ности на основе убеждений.

Выделенные нами компоненты формирования эколого-этических категорий представляют собой единое составляющее ценностей экологической этики, обуславливающих и дополняющих друг друга. Стремление к поддержанию неразрушимости мира и сохранению универсальных ценностей должны стать высшей потребностью каждого человека. Эта проблема переходит в плоскость педагогики, одной из стратегических задач которой становится поиск условий, методов, методик и форм организации учебно-воспитательного процесса, которые максимально будут способствовать формированию умений и навыков экологически обоснованной деятельности, укоренению в сознании учащихся норм и правил экологического и нравственного императива, осознанное следование им, превращение их в систему внутренних императивов каждого человека.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы [6]. Учащиеся должны понимать, что только ценность природных систем, определяемая на основе широкого человеческого подхода, включающего эстетические, моральные, экологические и другие факторы, может быть основанием современного нравственного отношения к природе. Библиографический список:

1. Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.

2. Александрова РА., Смолянов А.В. Экология и мораль. - М., 1984.

3. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности. Экология, культура, образование. -М., 1989.

4. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. - М., 1992.

5. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. - М., 1989.

6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / под ред. В.С.Жекулина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 496 с.

7. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.

8. Захаров А.А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

9. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. - М., 1992.

10. Ситаров В.А., Маралов В.Г Психология и педагогика ненасилия. -М., 1997.

11. Шилин К.И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

12. Юсько Т.Н. Экологическая этика в формировании личности старшего школьника / Негосударственное образовательное учреждение ДО «Воскресная школа». - Ханты-Мансийск ХМАО - Югры

УДК 37.01 ББК 74.03

Р.А. Байсарина К ИСТОРИИ

АЛТЫНСАРИНСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ В КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Раскрывается история проведения областных педагогических чтений, посвященных юбилейным и ежегодным дням рождения великого просветителя, этнографа, поэта Ыбрая Алтынсарина.

Ключевые слова: просветитель, педагогическое наследие, юбилейные торжества, педагогические чтения.

История нашей области богата славными именами земляков-выдаю-щихся просветителей, ученых, журналистов, государственных и общественных деятелей, оставивших след в становлении и развитии образования, культуры, сельского хозяйства, промышленности нашего края. Среди них имя Ыбрая Алтынсарина, которое известно не только казахстанцам, но и в России, а нам оно особо дорого.

Ыбрай Алтынсарин - выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог - новатор, поэт и прозаик, ученый - этнограф, наш великий земляк.

За столь короткий период своей жизни он оставил яркий след в истории не только Казахстана, но и России.

Мы по праву, с гордостью можем назвать его казахским Ломоносовым.

Ыбрай Алтынсарин - это великий Учитель, истинный гуманист и патриот казахского народа. Он - основоположник

казахской письменной литературы и литературного языка, казахского алфавита на основе русской графики, педагогической мысли в Казахстане.

Он, благодаря своему деду Балгоже, закончил с отличием школу для киргизских детей в Оренбурге, прекрасно овладел арабским, татарским, персидским и русским языками.

Великий учитель мечтал о просвещении казахов, приложил много усилий, чтобы открыть первые школы для обучения детей-казахов, девочек казашек в Тургае, Иргизе, Кустанае.. .Его деятельность по просвещению казахов можно сравнить с жизнью писателя, графа Льва Толстого, который открывал школы для крестьянских детей.

Вскоре эти светлые мечты нашли свое воплощение в практической деятельности Ыбрая Алтынсарина. Благодаря своей целеустремленности, знанию менталитета своего народа, географии

К истории алтынсаринских педагогических чтений в Костанайской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.