Научная статья на тему 'К истории Алтынсаринских педагогических чтений в Костанайской области'

К истории Алтынсаринских педагогических чтений в Костанайской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байсарина Раушан Абдугалиевна

Раскрывается история проведения областных педагогических чтений, посвященных юбилейным и ежегодным дням рождения великого просветителя, этнографа, поэта Ыбрая Алтынсарина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории Алтынсаринских педагогических чтений в Костанайской области»

7. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.

8. Захаров А.А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

9. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. - М., 1992.

10. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. -М., 1997.

11. Шилин К.И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

12. Юсько Т.Н. Экологическая этика в формировании личности старшего школьника / Негосударственное образовательное учреждение ДО «Воскресная школа». - Ханты-Мансийск ХМАО - Югры

УДК 37.01 ББК 74.03

Р.А. Байсарина К ИСТОРИИ

АЛТЫНСАРИНСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ В КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Раскрывается история проведения областных педагогических чтений, посвященных юбилейным и ежегодным дням рождения великого просветителя, этнографа, поэта Ыбрая Алтынсарина.

Ключевые слова: просветитель, педагогическое наследие, юбилейные торжества, педагогические чтения.

История нашей области богата славными именами земляков-выдаю-щихся просветителей, ученых, журналистов, государственных и общественных деятелей, оставивших след в становлении и развитии образования, культуры, сельского хозяйства, промышленности нашего края. Среди них имя Ыбрая Алтынсарина, которое известно не только казахстанцам, но и в России, а нам оно особо дорого.

Ыбрай Алтынсарин - выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог - новатор, поэт и прозаик, ученый - этнограф, наш великий земляк. За столь короткий период своей жизни он оставил яркий след в истории не только Казахстана, но и России.

Мы по праву, с гордостью можем назвать его казахским Ломоносовым.

Ыбрай Алтынсарин - это великий Учитель, истинный гуманист и патриот казахского народа. Он - основоположник

казахской письменной литературы и литературного языка, казахского алфавита на основе русской графики, педагогической мысли в Казахстане.

Он, благодаря своему деду Балгоже, закончил с отличием школу для киргизских детей в Оренбурге, прекрасно овладел арабским, татарским, персидским и русским языками.

Великий учитель мечтал о просвещении казахов, приложил много усилий, чтобы открыть первые школы для обучения детей-казахов, девочек казашек в Тургае, Иргизе, Кустанае. ..Его деятельность по просвещению казахов можно сравнить с жизнью писателя, графа Льва Толстого, который открывал школы для крестьянских детей.

Вскоре эти светлые мечты нашли свое воплощение в практической деятельности Ыбрая Алтынсарина. Благодаря своей целеустремленности, знанию менталитета своего народа, географии

о го

о

о о

го

ч

ф

с

0

1 S

го

0

1 _0

н

ц

го

о

го о

го ш

Оь

своего края, умениям правильно и грамотно строить взаимоотношения с администрацией Оренбургской Пограничной комиссии, со своими старшими русскими наставниками - Н.И. Ильминским, В.В. Григорьевым, В.В. Катаринским и другими, - о чем свидетельствует его переписка с ними, их воспоминания о нем, - он сумел не только открыть сеть народных светских школ, но и подготовил по-русски образованных людей, которые смогли понести идеи просветительства в широкие народные массы. А обучить и подготовить такие кадры можно было только через светские школы.

Он писал, что для организации народного образования в крае на первых порах необходимо посредничество казаха, «богатого любовью к народу», поистине настоящего патриота. В этом плане Ыбрай Алтынсарин сам был ярким образцом: и организатором, и руководителем, и инспектором, и учителем, и автором «Киргизской хрестоматии», «Начального руководства к обучению киргизов русскому языку», подобно К.Д. Ушинскому, создавшему учебные пособия, и методистом. Словом, в большом степном крае он в одном лице выполнял функции целого отдела образования.

При открытии волостных школ Ыбрай Алтынсарин лично присутствовал и давал первые показательные уроки. В своих воспоминаниях учитель Актюбинской двухклассной русско-казахской школы А. Мозохин написал так о заботе Алтынсарина об учителях и учащихся: «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была прекрасная школьная мебель, разные учебники, учебные пособия, одним словом, все, что нужно для начальной школы. И я не был забыт: для меня привезены койка, матрац, подушка, разная кухонная посуда и другие мелочи в хозяйстве. Наконец, была открыта и школа, приняли всего только семь мальчиков, - более желающих учиться по-русски не нашлось. Сам Алтынсарин дал

первый урок ученикам и затем предложил мне продолжать занятия» [1, с. 325].

Как видно из этих строк, да из самой славной жизнедеятельности Ыбрая Алтынсарина, великого Учителя, его педагогические идеи, самобытная педагогика, его практика, опыт и в настоящее время актуальны.

С благодарностью к великому Учителю, просветителю, ученому-этнографу, писателю были проведены Республиканские юбилейные торжества в честь 125-летия со дня рождения Ыбрая Алтынсарина на его родине, в городе Кустанае в 1966 г., в ходе которых участники посетили школу - интернат, открытую Ыбрай Алтынсарином в 1884 г., побывали на месте захоронения близ города, выразив дань уважения его памяти.

Позже, в 70-е гг., когда вместо одноэтажной школы Ыбрая Алтынсарина было построено новое 3-хэтажное здание школы, на проспекте Ленина (ныне Аль-Фараби) был установлен памятник великому Учителю, на открытии которого перед общественностью, педагогами города выступили со стихами-посвящениями наши известные поэты-земляки - Мариям Хакимжанова и Гафу Кайырбеков.

Ыбрай Алтынсарин, посвятивший всю свою короткую жизнь просвещению как основе жизни, гениален своей современностью. И это еще более зримо ощущается с течением времени, сменой веков.

И это приковало наше внимание к педагогическому наследию великого Учителя в 80-е гг. ХХ в. в условиях изменения парадигмы образования на гуманистическую и внедрения педагогики сотрудничества. Сквозь призму новаций тех лет мы обратились своевременно к изучению прежде всего уникальной личности Ыбрая Алтынсарина, его жизнедеятельности.

И здесь оказалось открытое образовательное пространство для творчески работающих учителей-филологов нашей области. Наш ИПК совместно с

кафедрой литературы Кустанайского госпединститута впервые провел в 1988 г. областные педагогические чтения, посвященные 147-ой годовщине со дня рождения Ыбрая Алтынсарина, на базе школы-интерната, которая носит его почетное имя. Учителя области выступили с докладами, содержательные уроки по произведениям Ыбрая Алтынсарина провели учителя школы-интерната. Участники ознакомились с экспозициями школьного музея. Вдохновителем, консультантом, докладчиком этих первых Алтынсаринских педчтений была Досаева Кунжамал Жакуповна, ст. преподаватель Костанайского государственного педагогического института. Это был своеобразный старт, опыт, который в преддверии 150-летнего юбилея Ыбрая Алтынсарина был всемерно поддержан начальником областного управления народного образования Светланой Григорьевной Мачневой.

Затем эта работа по изучению и пропаганде педагогического наследия нашего великого земляка стала более масштабной, системной.

II областные Алтынсаринские педагогические чтения на следующий год также состоялись в школе-интернате (ныне в школе-интернате обучаются одарённые детеи) им. Ы. Алтынсарина, на которые были приглашены ученые из г. Алматы, Аркалыка, Костанайского пединститута, учителя-практики.

О педагогических идеях и просветительской деятельности Ыбрая Алтынсарина рассказала старший научный сотрудник НИИ педнаук им. Ы. Алтынсарина, кандидат педагогических наук Ж.Р. Баширова. С докладом «Роль и место педагогической системы Ы. Алтынсарина в современной педагогике» выступил доцент кафедры педагогики Аркалыкского пединститута А.Л. Ламашев. О жизни школы им. Ы. Алтынсарина в то время, о проблемах, волнующих коллектив учителей и учащихся, рассказал директор школы Б.Ж. Купешев.

Эмоциональным, содержательным было выступление учительницы русского языка и литературы СШ № 20 г. Кустаная Т.Т. Корчагиной. Татьяна Тимофеевна показала, как можно заинтересовать ребят произведениями Ы. Алтынсарина. Это и чтение цикла стихов о временах года под лирическую музыку, это и инсценировка рассказа «Сын бая и сын бедняка», и микродискуссии по его содержанию, использованию наглядности. Интересным было выступление старшего учителя русского языка и литературы школы-интерната № 1 им. Ы. Алтынсарина С.Ж. Алимгазиной. Опираясь на учение Алтынсарина, она продемонстрировала методику работы на уроках русского языка.

Большую лепту в организации и проведении Алтынсаринских педагогических чтений в п. Тургай, посвященных 149-ой годовщине нашего великого земляка, внес доцент Аркалыкского пединститута им. Ы. Алтынсарина Асет Ламашев. Участники педчтений побывали на тур-гайской земле, соприкоснулись с историей народных школ, где 100 лет назад (в 1880 г.) Ыбрай Алтынсарин открыл уездное училище, увидели современные школы, познакомились с опытом тургайских коллег по изучению творчества Ыбрая Алтынсарина, посетили его музей.

По инициативе педагогической общественности области и республики, руководство области к 150-летию со дня рождения Ыбрая Алтынсарина предоставило целый культурно-образовательной комплекс: музей, мавзолей, переименование Убаганского района в Алтынсаринский, улицы Калинина в городе в улицу имени Ыбрая Алтынсарина.

В октябре 1991 г. состоялась юбилейная научно-практическая конференция «Педагогическое наследие Ы. Алтын-сарина и проблемы современной школы», в работе которой приняло участие около 300 гостей со всей республики, а также из Узбекистана, Каракалпакии, среди них общественные и государ-

о го

о

о о

I

ф

н т

X ^

о ф

т

го

ч

ф

с

0

1

го

0

1 _0

н

ц

го

о

ственные деятели, видные ученые, писатели, поэты, педагоги.

На пленарном заседании с приветственным словом обратился к участникам конференции глава Костанайской области - Н.Т. Князев. Вели заседание президент Академии наук республики У Султангазин и министр образования Ш. Шаяхметов. Выступил с докладом «Педагогическое наследие Ыбрая Алтынсарина и проблемы современной школы» Серик Кирабаев, директор института литературы и искусства имени М. Ауэзова Академии наук республики, а также поэт Г. Кайырбеков, директор НИИ им. Ы. Алтынсарина, Н. Нурахметов, ректор Костанайского пединститута З. Алдамжаров, доцент Аркалыкского пединститута А. Ламашев, начальник Костанайского облУНО С.Г. Мачнева и др.

Заключительное торжественное собрание общественности города и представителей интеллигенции республики, в том числе и делегации нашей области во главе с Ремезовым В.П., зам.пред-седателя Костанайского облисполкома, Мачневой С.Г., начальником облУО, посвященное 150-летнему юбилею Ыбрая Алтынсарина, состоялось в г. Алматы, в театре оперы и балета имени Абая, на котором с докладом «Ы. Алтынса-рин - видный казахский педагог-просветитель, писатель, общественный деятель» выступил Ш. Шаяхметов, министр образования Казахской ССР.

Надо отметить, что после 150-летнего юбилея Ыбрая Алтынсарина работа по пропаганде его богатого педагогического наследия продолжалась совместно с музеем великого Учителя, с областным общественно-педагогическим движением «Педагоги в защиту жизни и достоинства ребенка», а также на курсах повышения квалификации педкадров, в СМИ.

Ежегодно в канун Дня рождения я Ыбрая Алтынсарина проводились кон-I курсы педмастерства «Учитель года», >| «Лучший директор школы», «Лучший ш классный руководитель». Так, к 153-го-ûl довщине великого Учителя был подго-

товлен спецвыпуск газеты Кустанайского областного управления образования и ИПК «Хабаршы-вестник» (тиражом 1000 экз.), в котором были опубликованы статьи Мачневой С.Г. «С любовью к памяти, земле, учителю» об Ы. Алтынсарине, Шека Г.Г., начальника Кустанайского ГорУО, заместитель директора ИПК Байсариной Р.А., Романюк Т.П., директора гимназии г. Житикары, методистов ИПК - Рац Л.В., Дядечко В.Ю., Хандусь И.А., Байжановой М.А, Апанасенко В.Н. Копешова Б.Ж., Папояна Ф.Я., Валге-пеа Г.П. и др.

Мы считаем, что в нашей области были заложены добрые традиции - проведение Алтынсаринских чтений. И они продолжаются. ОблИПК и ПРО провел Алтынсаринские чтения в честь 155-летия и 160-летия со дня рождения Ыбрая Алтынсарина с приглашением Кожахметовой К.Ж., доктора педагогических наук, профессора из г. Алматы с участием педагогов области.

Эстафету Алтынсаринских чтений продолжили Костанайский и Арка-лыкский педагогические институты.

Накануне 170-летнего юбилея Ы. Алтынсарина областное управление образования претворило в течение 2-х лет содержательную программу педагогического каравана «Заветные мечты Ыбрая», в рамках которой состоялись областные педагогические чтения по проблеме «Идеи гуманизма, патриотизма в творчестве Ыбрая Алтынсарина» на базе Аркалыкского педагогического института.

К 170-летию со дня рождения основателя школы коллектив школы-интерната для одарённых детей имени Ыбрая Алтынсарина провел научно-практическую конференцию с участием общественности города, школьников, родителей, педагогов, выпускников этой школы. Выступающие говорили о выдающихся заслугах Ыбрая Алтынсарина -патриота, который в то далёкое время на севере Казахстана открыл школы, проявляя заботу о будущем своих потомков.

Дейстительно, его светлые мечты давно уже сбылись, но всегда современно звучат поэтические строки Ыбрая Алтынсарина-наставление потомкам [1, с. 51]: Учение даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след. Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Знания сохраните.

Областное управление культуры и музей им.Алтынсарина провели театрализованное представление «Улица Ыбрая Алтынсарина» с участием артистов театра, учащихся школ города в

честь 170-летнего юбилея великого просветителя. Такие торжества состоялись в учебных заведениях области, символизирующие глубокую память и уважение истинному патриоту своей земли, к его педагогическому наследию.

Пусть традиции - проведение Алтынсаринских педагогических чтений приумножаются, растут ряды учителей-исследователей педагогического наследия Алтынсарина, которое овеяно всегда современностью. Библиографический список: 1. Ы. Алтынсарин. Собрание сочинений. В 3 т. - Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1975. - Т. 1.

УДК 372.8 ББК 74.26

Л.И. Мирошникова

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Рассматривается вопрос о роли личности учителя, о влиянии его индивидуальных и профессиональных качеств на организацию образовательного, нравственно-духовного пространства уроков самопознания.

Ключевые слова: учитель, стандарт образования, содержание образования, самопознание, нравственность, духовность, профессионализм, педагогический такт, общая и педагогическая культура, понятие добра и зла.

В последние годы перед обществом со всей очевидностью встала проблема нравственно-духовного воспитания нового поколения. Происходит поиск ценностей, которые более точно выражали бы новые темпы и содержание социальной и индивидуальной жизни. Современное образование в Казахстане нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии личности.

Практическим ответом на возникшую потребность в нравственно-духовном образовании становится предмет «Самопознание», автором и инициатором которого на государственном уровне выступила С.А. Назарбаева. «Этот про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ект мы назвали «Самопознание», - говорит С.А. Назарбаева, - потому что пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение, он будет игрушкой в руках судьбы. Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем - это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а, значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону... Это наша святая миссия - научить жить молодое поколение так, чтобы было меньше ошибок, страданий, насилия, чтобы молодые люди жили в радости и

I

о

о о

0

1

I

ф

ш н о со го

го

о

0

1

т ^

с;

_0 ц

о о.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.