Научная статья на тему 'История педагогики Казахстана: создатели системы образования'

История педагогики Казахстана: создатели системы образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1833
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туякова Кульсун Сатбековна, Мачнёва Светлана Григорьевна

Рассматривается вопрос о патриотизме выдающихся сынов казахского народа и современных продолжателей, наследников их идей и дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История педагогики Казахстана: создатели системы образования»

К.С. Туякова, С.Г Мачнёва

Библиографический список:

1. Архив Костанайского государственного университета им. А. Бай-турсынова. (Опись № 1-Л. Дело

№ 32. Связка № 6). «Приказы по Кустанайскому учительскому институту. 1939 г., 1941 г., 1942 г., 1943 г., 1944 г., 1945 г., 1946 г.».

2. Государственный архив Костанайской области. Ф. 916 (Учительский институт). Оп. 1, 2.

УДК 37.01 ББК 74.03

К.С. Туякова, С.Г. Мачнёва ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ КАЗАХСТАНА: СОЗДАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается вопрос о патриотизме выдающихся сынов казахского народа и современных продолжателей, наследников их идей и дел.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, социальная ответственность, гражданская активность.

Мучительно тяжела была жизнь философа, поэта, композитора, великого и истинного патриота казахского народа, Человека мира Абая Кунанбаева.

Определений патриотизма много, но это характеризует патриотизм А. Ку-нанбаева, ему мы отдали предпочтение: патриотизм - самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, своей укоренённости в её бытие, это целостное и потому неискоренимое отношение к Родине. Такой патриотизм и выступает делом совести, внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб.

В чем истинность патриотизма? Ответ нашли в словах Президента страны

Н.А. Назарбаева: «А. Кунанбаев - духовный рыцарь человечества». Истинность патриотизма в духовности.

Духовность - выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных ценностей:

• идеальной потребности познания;

• социальной потребности жить и действовать «для других»;

Следовательно, с категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. «Я каждый вечер, - пишет Президент Н.А. Назарбаев, - стараюсь ответить себе на важный вопрос: «Правильно ли прожит день?» Для меня, как для Президента, этот вопрос означает: «Все ли я делаю для того, чтобы сделать жизнь моих соотечественников лучше?» Это основа моего кредо».

Всю жизнь А. Кунанбаев спрашивал себя: «Все ли я сделал, чтобы моему народу жилось лучше?». И какое мужество, силу воли, благородство, сострадание к своему народу нужно иметь, чтобы в 28 лет порвать с отцом, его богатством, и посвятить себя защите прав обездоленных, обиженных, оскорбленных, обобранных бедняков.

Влияние Абая на мировоззрение народа усиливалось с каждым годом. Его противники не могли мириться с

невиданной славой, которую получило в народе его имя. Они «отравляли» Абаю и его друзьям дни труда и многогранной творческой деятельности. Но он продолжал идти «дорогой преданности» своему народу, желая сделать его жизнь более достойной, очень часто оставаясь непонятым. Обращаясь к грядущему поколению, писал [2]:

Пойми меня сердцем своим -Для тебя загадкой предстану.

С бесправием боролся, в бездорожье путь искал,

С тысячью один бился - не осуждай.

Великие люди мира часто оказывались не понятными современниками. Абай Кунанбаев - яркий их представитель. И только истинный революционный патриотизм - его внутренняя духовная сила являлась опорой в его поистине титанической деятельности. Его патриотизм носил революционный характер. Он желает твердости духа молодёжи [2]:

Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, Лишь бездарный покоряется судьбе, Лишь ленивец подражает большинству, Скуден мыслью, не уверен сам в себе.

Патриотизм Кунанбаева в его нелегкой борьбе с пороками людей, которые не соглашались с ним, не хотели согласиться с ним.

Абай Кунанбаев считал, что человечество избавит от пороков знания. В словах назидания писал: «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние.

Противоядие от этих пороков - человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания».

Многие его произведения - призывы к их овладению. В одном из них Абай пишет [2]:

Поверь, о, юноша, мне:

Бесценны знания и ум...

Лишь знанием жив человек.

Лишь знанием движет век.

Лишь знание - светоч сердец.

Можно только восхищаться, как современен сегодня А. Кунанбаев!. В выступлении Президента Н.А. Назарбаева «Казахстан на пути к обществу знаний» говорится: «Мы движемся к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование - наука - инновации» [6].

Заботой о просвещении народа была полна до краёв, до изнеможения жизнь современника Абая Кунанбаева, нашего земляка и великого патриота Ыбрая Алтынсарина. Их помыслы едины. Он считал, что счастье человека в его знаниях, образованности, писал, что знания - истинное богатство, только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.

Патриотизм Ы. Алтынсарина также в служении делу просвещения. В письме к Н.И. Ильминскому он признаётся: «С какой бы радостью я полетел теперь на Родину служить!» [1].

Он так же, как и А. Кунанбаев был целеустремлённым, писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил».

Но он шёл своим путём, он писал много различных прошений, докладов, отчетов, в которых доказывал необходимость решения тех или иных вопросов образования. Он не жалел в достижении своей цели на времени, ни сил: « Вот таскаюсь я по степям, выпрашивая денег у общества и разных общественных, уездных и областных властей» [1].

Благодаря своей неустанной деятельности он создал систему образования в Казахстане. Ы. Алтынсарин открыл разные типы учебных заведений: шестилетние русско-казахские училища, учительскую школу, школу для детей русских поселян, первый вечерний класс. Он создал алфавит, учебники, издал их, книга стала доступной для детей.

Ы. Алтынсарин был уверен: «Школы - это главные пружины образования. ..на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность казахского народа». Воспитанники русско-

История педагогики Казахстана: создатели системы образования

К.С. Туякова, С.Г Мачнёва

казахских школ, писал он, «пропитанные духом науки и здравого взгляда на вещи, повлияют и на весь народ» [1]. Он оказался прав, дело просвещения народа продолжили его ученики Спандияр Кубеев, Бекет Уетлеуов, воспитавшие элиту прошлого века, основателей суверенного Казахстана. Патриотизм А. Кунанбаева и Ы. Алтынсарина отличается по типу проявления, но общее у них в этом человекообразующем качестве - забота о лучшей доле, участи, образовании, будущем своего народа.

Приходилось встретиться с разными проявлениями этого качества у интеллигенции нашего общества.

Патриотизм типа Кунанбаева был присущ Шалабаеву В.Е. Он боготворил Абая Кунанбаева, знал его творчество душой и умом, переводил его стихи. Революционный патриотизм проявлялся во всей его жизни. Отчество у него на самом деле не Емельянович, но он отдал ему предпочтение потому, как сам говорил: « Во мне живет дух Емельяна Пугачёва». Он часто страдал от своего «революционного патриотизма», но оставался верен своему делу, своим ученикам.

Однажды коллектив школы, директором которой он был, занял молниеносно школу, построенную в совхозе для техникума, так как посчитал решение власти неразумным. Расположить техникум в десяти километрах от районного центра нерационально. Время доказало, что он был прав, но тогда, в семидесятые годы, мог сделать это только Шалабаев, только для своих учеников, которых он называл золотом в стихотворении «Учитель» [4]: Пусть с иными мне не быть на севе, Золотую ниву

не косить.

Я учитель, мне другое сеять,

Мне иное «Золото» растить.

Совсем иной характер по типу проявления, близкий к патриотизму Ы. Алтынсарина, носит патриотизм Риммы Чингисовны Бектургановой - доктора педагогических наук, профессора.

Её также отличают целеустремлённость в профессиональной и научной деятельности, гражданская активность, социальная ответственность. В то время, когда все рушили, она сохраняла и укрепляла материальную базу колледжа. Когда не было модно готовить педагогов с высшим образованием, она создала Гуманитарный институт. С огромной надеждой, что она поможет, идут к ней избиратели студенческого округа № 5. Она была инициатором реализации двух проектов «Казахстан -наша Родина», «В единстве наша сила», направленных на развитие гражданского общества, воспитанию патриотизма. Она помогает молодым исследователям, талантливым детям.

Есть патриотизм традиционный - это чувство любви к своему отечеству, готовность подчинить свои личные интересы интересам страны, интересам малой родины, где ты живешь, но большому и важному делу. Служению образования нашей области, работая по 16-18 часов, посвятил свою жизнь истинный патриот Жаркенов Карим Жаркенович. Работая долгие годы директором школы-интерната им. Ыбрая Алтынсарина, он постоянно чувствовал свою ответственность за продолжение дела великого педагога. Кредо простое: все счастье земли за трудом.

У истоков открытия в г. Костанае школы № 24 с государственным языком обучения стоял Карим Жаркенович. Время и родители требовали открытия школы, городские власти не спешили, они решили, что нет здания, нет кадров и школу откроют через год. Пришлось организовывать работу школы на «квартире» в областной школе-интернате. Открытию способствовала великая ответственность за дело образования Жаркенова.

В Республике открываются турецкие школы-интернаты, но у нас Министерство не планирует. Мы открыли интернат без турецких спонсоров, но год практически Карим Жаркенович был директором двух интернатов.

2011 год. Русский театр полон зрителей - поклонников удивительного

коллектива - народного театра Староду-ба В.В. - артиста, уникального руководителя. Это о нём: «Талантливый человек талантлив во всём». Областное управление культуры под управлением Слесарь М.В. проводит очередную встречу со зрителями народного коллектива.

Марионелла Васильевна на «ноте» своего патриотизма, смогла, опираясь на большой управленческий опыт в сфере образования, провести весь год 20-летия независимости нашей Родины. Самое важное в её работе - умение объединить искусство артистов-профессионалов и самодеятельных артистов. А потому каждое мероприятие, а их было в юбилейном году более 20000 по всей области и более 100 областных, оставили след и в душе каждого зрителя нашей области, и способствовали развитию чувства патриотизма и гордости за нашу миролюбивую, богатую Родину. О днях Костанайской области в столице Казахстанская правда писала: «Прошедший праздник показал, что в Казахстане живут и работают талантливые люди, умеющие радоваться, жить интересами родной страны и с уверенностью смотреть в будущее».

Марионелла Васильевна уделяла огромное значение укреплению материальной базы учреждений культуры, смотрела вперед, ведь в интеллектуальном развитии общества им принадлежит главенствующая роль. Только 17 % библиотек имели компьютеры. Для времени всеобщей информатизации такая материальная база просто неудовлетворительна. Для доказательства данного факта необходимо было привести доводы, написать множество ходатайств, а главное - встретиться с акимами районов, руководителями сельскохозяйственных предприятий и убедить их. В результате за короткое время все библиотеки области были компьютеризированы. Это результат великой ответственности за дело, которому ты служишь, за нравственное и духовное развитие жителей районов, городов, за будущее нашей области.

Как бы ни проявлялся патриотизм, он непременно послужит совершенствованию нашего общества, улучшению нравственного здоровья нации, благосостоянию всего народа. Сегодня он востребован как никогда, воспитание духовности - основа патриотизма. Задачи воспитания духовности, нравственности поставил Президент страны

H.А. Назарбаев, выступая на съезде лидеров мировых религий, он сказал: «Почему в безумной гонке за земными благами стала забываться нравственная сторона человеческой жизни, а культ потребления стал смыслом жизни многих людей.

На второй план отодвинута необходимость постоянного духовного совершенства. У многих закрываются глаза, что миром стали владеть материальные ценности-деньги, алчность и безумная погоня за успехом» [3].

В духовном совершении подрастающего поколения, нам помогут идеи, дела и пример наших великих просветителей, учителей добра и справедливости, истинных патриотов «духовного рыцаря человечества» А. Кунанбаева и «первого апостола народного просвещения Казахстана» Ы. Алтынсарина. «И если каждый из нас проведёт под знаком» этих великих людей «хоть небольшую часть жизни, значит мы сможем пройти проверку на духовную состоятельность нации». Это слова Президента страны [5]. Библиографический список:

I. Алтынсарин Ы. Собрание сочинений в 3 т. - Алматы, 1975. - Т. 2.

2. Кунанбаев А. - Алматы, 1958.

3. Назарбаев Н.А. Речь на третьем съезде лидеров мировых религий. -Астана, 2009.

4. Шалабаев В.Е. Дорогами жизни. -Костанай, 2008.

5. Назарбаев Н.А. «В потоке истории». -Алматы: Атамура, 1999.

6. Назарбаев Н.А. Выступление Президента Казахстана перед студентами «Назарбаев-Университета» // Страна и мир. № 38. 10 сентября 2012.

История педагогики Казахстана: создатели системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.