Научная статья на тему 'Полиязычие как основа формирования полиэтнокультурной личности'

Полиязычие как основа формирования полиэтнокультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БіЛіМ БЕРУ КЕЦіСТіГіН ГУМАНИЗАЦИЯЛАУ / КөП ТіЛДі БіЛіМ БЕРУ / КОММУНИКАТИВТіК ЕПТіЛіК / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТіЛіК / КөП ЭТНОМәДЕНИ ТүЛГА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ УМЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / HUMANIZATION OF EDUCATION / POLYLINGUAL EDUCATION / COMMUNICATIVE SKILLS / COMPETITIVENESS / POLYETHNOCULTURAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салмагамбетова С.С., Беккожина Г.Б.

В статье рассматривается необходимость приобщения подрастающего поколения к активной деятельности в многонациональной и полиэтнокультурной среде, формирования коммуникативного умения с целью общения и взаимодействия с представителями соседних культур в мировом пространстве.Мақалада өскелең ұрпақты көпұлтты және көп этномәдени ортада белсенді іс-әрекетке қатыстыру қажеттілігі қарастырылады, әлем кеңістігінде көршілес мәдениет өкілдерімен қатынасу және өзара іс әрекет жасау мақсатында коммуникативтік ептілікті қалыптастыру жайлы айтылады.The necessity of young generation involvement into the multinational and polyethnocultural society performance, of communicative skills formation to cooperate with the representatives of world space neighboring cultures is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салмагамбетова С.С., Беккожина Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиязычие как основа формирования полиэтнокультурной личности»

С. С. Салмагамбетова,

преподаватель английского языка, Костанайский строительно-технический колледж

Г.Б. Беккожина,

преподаватель спег^иальных дисциплин, Костанайский строительно-технический колледж

С*

Неггзгг свздер: бглгм беру кецгстгггн as гумапизациялау, квп пйлдi бшм беру, Я коммуникативпик ептшк, бэсекеге ца-бтетттк, квп этномэдени тулга.

Ключевые слова: гуманизация об-u разователъного пространства, полия-

- зычное образование, коммуникативное

§ умение, конкурентоспособность, поли-

щ этнокультурная личность. н

Keywords: humanization of education, Щ polylingual education, communicative О skills, competitiveness, polyethnocultural

- personality.

сая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^

ПОЛИЯЗЫЧИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Ацдатпа

M акал ад а оскелец ур пакты кепултты жэне кеп этномэдени ортада белсенд1 ic-эрекетке катыстыру кажеттш1п карастырылады, элем кещспгшде кершшес мэдениет окшдер1мен катынасу жэне езара ic - эрекет жасау мак-сатында коммуникативтш ептшкп калыпта-стыру жайлы айтылады.

Аннотация

В статье рассматривается необходимость приобщения подрастающего поколения к активной деятельности в многонациональной и полиэтнокультурной среде, формирования коммуникативного умения с целью общения и взаимодействия с представителями соседних культур в мировом пространстве.

Annotation

The necessity of young génération involvement into the multinational and polyethnocultural society performance, of communicative skills formation to cooperate with the représentatives of world space neighboring cultures is considered.

Казахстан вступил в новый исторический период. В своем Послании Президент Казахстана Н. Назарбаев объявил о начале Третьей модернизации Казахстана с целью войти в тридцатку развитых государств мира. Президент РК убежден: «начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания» [1]. Глава государства поделился своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей.

Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым ин-

3(21)72018

Педагогическая наука и практика

теграционным процессам, где ведущую позицию занимает образование. Только, то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мирового пространства, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования[2].

Актуальные проблемы современности имеют глубокие исторические корни. Известно, что великие казахские просветители Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев отстаивали гуманные принципы и идеалы общественного образования. Они сыграли большую роль в распространении идей необходимости образования, научного знания, призывали к миру и сотрудничеству народов во имя общего прогресса.

Так, И. Алтынсарин считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество, а невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой [3, с. 61]. Такими простыми и понятными для людей словами И. Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний.

Целью развития цивилизации становится глобализация, движение к постиндустриальному обществу, поэтому возникает вопрос об организации многоязычного обучения человека, способного к активной деятельности в многонациональной и полиэтнокультурной среде, с чувством понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. Следует подчеркнуть, что в педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам, так как через родной язык впервые открывается окно в мир. Язык является основным инструментом, посредством которого мы усваиваем культуру. Таким образом,

обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, необходимое для человека как члена общества, члена коллектива, члена семьи и предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение и поддерживать его.

Считается, что английский язык как средство международного общения занимает лидирующее место в мире. Это связано, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий, таких, как нанотехнологии, космические, информационные и лазерные техники. Есть основание полагать, что тот, кто в достаточной степени владеет хотя бы одним иностранным языком, получает более высокие шансы на успешное трудоустройство и профессиональную карьеру.

Полиязычное образование стимулирует рост гуманизации в национальной образовательной системе. Приоритет родного языка и культуры в целом, активно адаптируя языки других народов, укрепляется в своем богатстве и уникальности. Это тот методологический принцип, который выдвигается в качестве концептуального решения социально-философических проблем гуманизации образовательного пространства современного мира и который пытались донести в своих трудах выдающиеся казахские просветители Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.

Чтобы приобщить подрастающее по- д. коление к глобальным ценностям, надо Е сформировать у них умение общаться и ^ взаимодействовать с представителями со- Я седних культур в мировом пространстве. ^ По этому вопросу Абай Кунанбаев писал: ^ «Нужно учиться, чтобы узнать то, что зна- — ют другие народы, чтобы стать равными ^ среди них, чтобы стать защитой и опорой 2 для своего народа» [4]. щ

Полиязычное образование - это целе- ~ направленный триединый процесс обу- 2 чения, воспитания и развития личности % на основе одновременного овладения не- ^ сколькими языками, социально значимый

3(21 )/2018

Педагогическая наука и практика

профессиональный опыт человечества, воплощенный в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в профессиональной деятельности. Реализация его возможна на основе перехода на полиязычное обучение, на начальной стадии вводя элементы казахского, английского языков в другие предметы -биологию, физику, географию. Казахский язык как государственный, английский язык как международный могут и должны по замыслу полиязычного образования выступать языками обучения на уроках предметов естественно-математического цикла.

Важно развивать у учащихся практические навыки использования государственного и английских языков для общения по своей будущей специальности в сфере бизнеса и экономики, вводя в систему образовательного процесса интегрированные занятия по предметам: физика, география, биология, профессиональный казахский и профессиональный английский языки, основы рыночной экономики; обучать учащихся коммуникативным навыкам на казахском, английском, русском языках; совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и аудирование, уметь пользоваться аутентичными текстами по профессиональной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и детальным пониманием [5].

Главная цель, стоящая перед преподавателями - это развитие полиэтнокультурной личности, знающей обычаи и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осущест-

о

влять коммуникативно-деятельные операции на трех языках во всех ситуациях,

н

к; 5: о, О ш Н

стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Программа обучения трем языкам позволит педагогам повысить педагогическое мастерство, совершенствовать языковую подготовку, овладеть методикой ведения занятий с использованием казахского и английского языков, повысить мотивацию к достижению высоких результатов у обучаемых, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности. Учащиеся при качественном обучении смогут эффективно действовать в проблемной ситуации, научатся адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества, станут конкурентоспособными, готовыми к самореализации личности, дальнейшему продолжению образования в полиэтническом мире.

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания / H.A. Назарбаев// Казахстанская правда. -2017. - 13 апреля.

2.Назарбаев H.A. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность/ Нурсултан Назарбаев // Наш Костанай. - 2017,- 16 января.

3.Джумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. /К.Т. Джумагулов. - Алма-Ата: Казахстан, 1984.-204 с.

4. Слова назидания. Перевод С.Санбае-ва/ - Институт Абая при Казахском национальном университете им. Аль-Фараби [Электронный ресурс] http://www. abai-nst.kz>rus.

5. Джамантаева С.Ш. Система преподавания иностранным языкам /С.Ш. Джамантаева. -А.: Фолиант, 2008,- 149 с.

3(21)/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.