Научная статья на тему 'Роль проектной деятельности в полиэтнокультурном воспитании учащихся полиязычной школы'

Роль проектной деятельности в полиэтнокультурном воспитании учащихся полиязычной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ПЕДАГОГИКА-ЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ETHNOCULTURAL SPHERE / ЖОБАЛАУ қЫ-ЗМЕТі / ПОЛИМәДЕНИЕТТіК БіЛіМ БЕРУ / ЖОБАЛАУ әДіСі / ЭТНОМәДЕНИЕТ-ТіК КЕңіСТіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жусупова Г.С.

В статье рассматриваются особенности роли проектной деятельности в полиэтнокультурном воспитании учащихся полиязычной школы. Полиэтнокультурное образовательное пространство это объективное условие для широкого использования проектной деятельности обучающихся в полиэтнокультурной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль проектной деятельности в полиэтнокультурном воспитании учащихся полиязычной школы»

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

Г.С. Жусупова,

магистр, заведующая кафедры ППСОП АО « НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: жобалау цы-зметг, полимэдениеттгк бшм беру, жобалау эдш, педагогика-лыц технология, этномэдениет-тгк кещстгк

Ключевые слова: проектная деятельность, полиэтнокультурное образование, метод проектов, педагогическая технология, полиэтнокультурная сфера.

Keywords: project activity, poly-cultural education, method of projects, pedagogical technology, ethnocultural sphere

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

Макалада кептшдшк мектептердеп окушылардыц полиэтномэдениетпк тэрбиелеуде жобалау кызметшщ релi карастырылады. Полиэтномэдениетпк бшм беру кещстш - этномэдениетлк аясында окушылардыц жобалау кызметш кещнен пайдалану накты жагдаят бо-лып табылады.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности роли проектной деятельности в полиэтнокультурном воспитании учащихся полиязычной школы. Полиэтнокультурное образовательное пространство - это объективное условие для широкого использования проектной деятельности обучающихся в полиэтнокультурной сфере.

Annotation

In the article features of project activity in students' polyethnocultural upbrining in polylingual school are considered. The polyethnocultural educational space is an objective condition for wide use of project activity of students in ethnocultural sphere.

В настоящее время очень много говорят о проектах. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. В Казахстане начали реализовываться приоритетные национальные проекты, которые связаны с наиболее важными сторонами общественной жизни. Одним из 3 них является Приоритетный проект «Поликультурное ^ образование». §

го

Поликультурное образование - не просто часть си- ^

стемы образования. Принятие данной идеи означает о

переориентацию всей образовательной системы, обу- ^^

чения и воспитания, базирующейся на идее культур- У

ного и лингвистического плюрализма, сочетающей о

мировой уровень технической и информационной ос- Ё

нащенности образования с традиционными культур- §

ными ценностями. д

В Республике Казахстан система образования ба- 55 зируется на тех фундаментальных ценностях, идеях и

приоритетах, которые складывались на нашей земле §

ж

на протяжении тысячелетней ее истории, опираются ^ на ценностях, накопленные цивилизацией, на общее

Вестник «Oрлеу»-kst

культурное наследие этносов, на духовные и нравственные традиции казахского народа, на культурный потенциал этносов, живущих в стране. [1, с.5].

Проектная деятельность - это педагогическая технология, ориентирования на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования.

Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. Существует огромное количество классификаций проектов, основанных на разных критериях.

Таблица 1

КРИТЕРИЙ ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Направленность работы Методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, информационные и т.д.

Временные рамки Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные

Масштаб Международные, национальные, межрегиональные, региональные, общешкольные, классные, групповые, индивидуальные

Место образовательном пространстве Предметные и междисциплинарные

Результативность Учебные - реальные (научные, экономические и т.п.)

Новизна Уникальные - универсальные

Отметим, что в существующей сегодня системе образования вряд ли можно говорить о возможности изучения всех тем курса через проекты. При этом также не хотелось бы, чтобы проектирование было отнесено исключительно к внеклассной воспитательной работе.

Выделим те особенности, которые позволят определить, относится ли к проектированию тот или иной вид деятельности на заня-§ тии или во внеклассной работе, та или иная форма. Обратимся к этимологии слова «про-О ект» - оно переводится с латинского языка как «брошенный вперёд». «Современный словарь

рэ

О по общественным наукам» под редакцией О.Г.

Данильяна и Н.И. Панова дает два довольно ^ общих определения: 1) предшествующий, О предварительный текст какого-либо докумен-^ та; 2) в философии экзистенциализма способ л реализации человеком своей свободы: посто-К янное и неминуемое осуществление выбора,

t становящегося, в результате, не только выбору ром действий, но и выбором жизненной судь-§ бы [3, с.140].

§ Более инструментально о проектировании говорится в «Педагогическим словаре» Г.М.

Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. Ученые определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [4]. Принимая во внимание имеющиеся определения, можно определить проект как цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей через осуществление изменений, а проектную деятельность как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях ограниченности во времени. Из этих определений следует, что проект имеет ограничение во времени - он не может длиться бесконечно, и его временные рамки устанавливаются заранее, существует направленность на определённую цель (целепола-гание). Цель - это предельный осознанный образ предвосхищаемого (желаемого) изменения, достижимого в результате деятельности (максимальный результат изменений).

Вестник «Oрлеу»-kst

Важной частью любого проекта также является выбор ключевой проблемы, которая не может быть навязана извне, должна быть актуальной для подростков и соответствовать уровню их подготовки. Проблема - это осознанное и потенциально преодолимое противоречие между желаемым и действительным. После выбора проблемы определяется, какие ресурсы необходимы для её решения.

Необходимой предпосылкой для становления системы полиэтнокультурного образования является создание объективных условий, то есть создание этнокультурного образовательного процесса.

Полиэтнокультурное образовательное пространство есть необходимое объективное условие для широкого использования проектной деятельности обучающихся в этнокультурной сфере, а специалист этнокультурной сферы -цель этнокультурного образования [4,с.7]. Под таким специалистом понимается личность, ориентированная как на свою культуру, так и на другие. Глубокое знание собственной культуры для нее - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многим - основание для гордости своей.

В обществе приобретают особую значимость проблемы полиэтнокультур и полия-зычий, определяющих динамичное непрерывное полиэтнокультурное/полиязыковое развитие личности. Именно, языки культуры, многообразные и разнообразные их смыслы, способны помочь человеку осознать себя культурно-историческим субъектом, воспринимающим историю человечества и своего народа в развитии, чувствующего ответственность за свои поступки, свой народ, страну, за будущее цивилизации, способной играть роль субъекта диалога культур [5, с.62].

Следовательно, культуротворческая миссия школы - приоритетность становления личности в культуре, предполагающая взаимодействие непосредственных участников образовательного процесса в пространстве разнообразных проектных культурно-ориентированных практик, а также эффективную самореализацию каждой личности в условиях

трансъязыковой аккультурации образовательного процесса в целом.

Принципы освоения полиэтнокультур и полиязычий (глобальная этнокультура) в проектном пространстве современной школы означают право всех «живых» языков и разнородных субъектных центров (языковых личностей) на мирное сосуществование в ка-захстанким полиязыковом образовательном пространстве.

Поэтапность в формировании проектной деятельности личности к достойному проживанию в полиязыковом пространстве школы и социума предполагает соответствие логике полиязыковой практики становящейся в культуре личности.

Считаю, что вовлечение школьников в проектную деятельность необходимо. В этом возрасте закладываются личностные качества, формируются отношения в коллективе. Кроме того, в процессе проектирования у учащихся формируется система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и навыков; воспитывается коммуникативность, инициативность, предприимчивость, полиэтническая культура.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наурызбай, Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования казахов [Текст]: Автореф.дис.докт.пед.наук. -Алматы, 1997.- 45 с.

2. Данильяна, О.Г., Панова, Н.И. Современный словарь по общественным наукам [Текст] / О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. - М., 2005.

3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспи-ров, А.Ю. Педагогический словарь[Текст] / Г.М.Коджаспирова, Коджаспиров, А.Ю. -М.:Академия, 2003. - 176 с.

4. Дридзе, Т.М., Орлова, Э.А. Основы социокультурного проектирования[Текст] / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. - М., 1995. - 152 с.

5. Белякова, Е.М. Проблемы современного образования [Текст] / Е.М. Белякова, Н.М. Воскресенская, А.И. Иоффе. - №3, 2011.С. 6267.

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.