ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Слесарь,
профессор Российской Академии Естествознания, ассоциированн ый профессор Регионального Академии Менеджмента, директор филиала ащионерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения ква-лификацшi педагогических работников по Костанайской области»
Негпг! свздер: этно мэдени ерек-шелт, квп мэдениетпп Ц) ■jipemmhiK, бЫмдж Kyiipemmvmi, квп этноком-муникативпп щз1реттМк, педагоги-калъщ карым - цатынас npumiimmepi, ауызша Ц) ралоар.
Ключевые слова: этнокультурная самобытность, полиэтнокультурная компетентность, знаниевая компетенция, полиэтнокоммуникативная компетенция, принципы педагогического общения, вербальные средства.
Keywords: ethnocultural originality, polyethnociiltiiral competence, knowledge competence, polyethnocommuhicative competence, principles of pedagogical communication, verbal means.
ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА
Ацдатпа
Педагогтьщ полиэтномэдени к^зыретт1л1-ri мектеп окушысыныц полиэтникальщ мэдени-етш калыптастыру Heri3i ретшде карастырылады. Мршпмнщ «полиэтномэдени к^зыреттш1г1» ^гы-мына тусшш, оньщ курамды бол1ктер1 - бипмдипк жэне полиэтнокоммуникативт1 К¥зыретт1л1ктерге сииаттама бершедг Полиэтникальщ когамдагы жем1ст1 кар ым-каты нас ушш мацызды болып та-былатын педагогтьщ тулгальщ касиеттер1 усыны-лады.
Аннотация
Рассматривается полиэтнокультурная компетентность педагога как основа формирования полиэтнической культуры школьника. Даётся трактование понятия «полиэтнокультурная компетентность» учителя, характеристика её составляющих - знаниевой и полиэтнокоммуникативной компетенций.
Annotation
Poly ethnocultural competence of a teacher as a basis of schoolstudents' multiethnic culture formation is considered. Interpretation of «polyethnocultural competence» of a teacher, characteristics of its components: knowledge and being able to communicate - is given. Personal qualities of a teacher, significant for productive dialogue multiethnic society are shown.
«Гражданский мир и национальное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном» [9]. Задача состоит в том, чтобы передать ценности мира и согласия, способность к диалогу куль-
ос
<
CQ
С
м <
U3
О 3
s
w с: из G о,
M
S
Ьй U w У
in ~
О «
н м
S
S
ш
-
е с и п
(О)
со)
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
тур молодому поколению нашей страны, следовательно, в образовательном процессе следует целенаправленно и систематически формировать полиэтническую культуру как фундамент мира и согласия.
В решении этой задачи, на наш взгляд, главную роль играет полиэтнокультурная компетентность педагога.
В определении понятия полиэтнокультурная компетентность педагога исходим из характеристики дидактической компетентности, данной В.В. Сериковым, [12, с.244] и собственного видения решения проблемы формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения. Мы трактуем полиэтнокультурную компетентность педагога как интегративное качество, выражающееся в целостном видении учителем предмета формирования полиэтнической культуры школьников, его целей, задач, структуры, содержания; умении ставить заданную цель с учётом уровня когнитивного и личностного развития учащихся, их потребностей в продуктивно творческом общении в многонациональной среде, жизненных интересов.
Компетентность в нашем понимании выступает как сумма компетенций. Понятие её в определении, предложенном в европейском проекте Т1ЖПЧО, включает « знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [6].
В полиэтнокультурной компетентности педагога, на наш взгляд, приоритетное значение имеет знаниевая компетенция (теоретические знания академической области), данное мнение подтвердило анкетирование педагогов, в процессе его выяснилось, что более 70% учителей определили знаниевую
подготовку в вопросах теории к решению проблемы формирования полиэтнической культуры школьников как недостаточную.
Изучение и анализ исследований, опыта работы по данной проблеме с учётом мнения И.Л. Набока [8, с.280], привели нас к выводу: педагог, обладающий полиэтнокультурной компентностью должен:
- знать природу этнических сообществ, особенности их исторической эволюции;
- иметь представление об особенностях этногенеза, теориях происхождения этносов;
- иметь научно обоснованное представление о смысле и разных подходах в определении понятия «нация», его соотношения с этносом и национальностью;
- иметь представление об этнической, гражданской, планетарной идентичности;
- знать и понимать этнополитику государства как основу гражданского мира и согласия;
- знать историю, культуру, традиции малой родины.
Важные и необходимые знания по первым двум составляющим знаниевой компетенции нам может дать наука этнология, однако не все наши педагоги её изучали, поэтому изучение этнологии должно стать предметом самообразования всех учителей нашей области. Тем более что этнология -это наука, потребность в которой возникла лишь во второй половине двадцатого столетия. «Молодость» науки объясняет множественность определений этноса, но все их объединяет закономерность противопоставления «мы - они», характерное для всех эпох и стран, по мнению Льва Гумилёва. В работе «Эногенез и биосфера земли» он пишет: «Явление такого противопоставления универсально, что указывает на глубокую его подоснову, но само по себе это пена на многоводной реке...» [2, с.35]. Почему? Ответ в этой работе Гумилёва и эпиграфе к ней: «Изменение законов Природы вне людских возможностей хотя бы потому, что сами люди - часть природы. Но знание законов этногенеза, очень полезно, ибо позволяет избежать многих бед.» [2, с.2] и понять, на наш взгляд, «что именно этническая мозаика даёт
основание для жизни человеческого вида на земле. Она является оптимальной формой существования человечества.» [5, с.211].
Следует обратить внимание на тот факт, что знание и понимание этнополитики государства составляют основу этнической, гражданской, планетарной идентичности. Этнополитика как самостоятельная наука только формируется, но все успешные, полиэтнические страны мира учитывают её ради сохранения мира и согласия - основы улучшения благосостояния всех граждан государства. Президент нашей страны, Лидер нации H.A. Назарбаев всю политику государства выстраивает как этнополитику, учитывая полиэтничность нашей страны. Яркое этому подтверждение выступление Президента «Стратегия «Казахстан - 2050» культура мира, духовности и согласия» на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана, в речи он сказал: «У нас каждый этнос создаёт орнамент своей жизни, сочетая его с узорами других этносов. И вместе мы творим уникальное, разноцветное, бесценное полотно Великой истории под названием Казахстан.» [10, с.2]. В выступлении он подчеркнул, что согласие - ежедневная работа каждого гражданина, значит в первую очередь учителя по воспитанию миролюбивого поколения, поколения обладающего полиэтнической культурой. Эта работа сложная для каждого педагога, требует научного подхода и знаний независимо от предмета преподавания. Важно иметь научно - обоснованное представление о смысле и разных подходах в определении понятия «нация», его соотношениях с этносом и национальностью. Учебное пособие для учащихся «Демократия: государство и общество» даёт два понятия нации:
- тип этноса, исторически возникшая социально - экономическая и духовная общность людей с определённой психологией и самосознанием;
- это согражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государство. [3, с.295].
Большинство стран мира придерживаются второго понимания нации, поэтому Организация объединённых наций - это организация объединённых государств.
Показателем полиэтнокультурной компетентности педагога может стать увлечённость школьным краеведением. Школьное краеведение - образовательно - воспитательная работа, в процессе которой обучающиеся знакомятся с социально - экономическим, историческим, культурным развитием нашего многонационального края. Передать ценности мира и согласия старшего поколения, которые сформировались в непростых условиях жизни, а главное в совместном труде местного населения, переселенцев, первоцелинников, специалистов, создавших и создающих сегодня экономику страны во благо её процветания, задача педагогов области.
В этом направлении педагоги делают очень многое, придавая краеведению особую роль в воспитании патриотизма и гордости за нашу многонациональную область.
Краеведческо - поисковая работа - кропотливый и долговременный процесс, который способствует открытию новых источников знаний и осмыслению прошлого через призму настоящего времени. Краеведение формирует национальное сознание, новый казахстанский патриотизм, вызывая чувство гордости за свой край, за выбор людей.
Многие годы занимается краеведением неутомимый труженник, учитель истории Пресногорьковской средней школы Вини-ченко С.Н., автор более 60 публикаций по истори и краеведению, исторической хроники Пресногорьковские были, книг «Пресно-горьковка. Страницы истории», «Исход» и другие.
Благодаря краеведению и заместителю директора по воспитательной работе Доку-чаевской средней школы Омаровой А. Ш. мы восхищаемся Наурзумским государственным природным заповедником. Каждый школьник вносит свой посильный вклад в сохранение этого первозданного уголка, активно пропагандируя знания по экологии и природных достояниях не только Наурзум-ского заповедника, но и Казахстана - нашей Родины.
Краевед Сарыкольского района Ста-родуб Валерий Васильевич ищет доказательства и находит их, что образованнейший
ö? S
к с m О
го £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
ö? s
с m О
го
£ «
О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S [—i О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
интеллигент, великий географ и этнограф Чокан Валиханов родился в ауле Кунтемес, что непременно является проявлением чувства патриотизма.
Важной составляющей полиэтнокультурной компетентности педагога является его полиэтнокоммукативная компетенция, которая предполагает знания «как быть» и как действовать в целях организации продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде. Причинами всевозрастающей необходимости владения ею педагогами являются:
- открытость современного образовательного пространства,
- сохранение этносов своей культуры,
- специфика работы с детьми из полиэтнических семей,
- факты проявления культурной, в том числе языковой дискриминации в многонациональном социуме.
В этих условиях необходимо осознавать наличие культурных отличий, которые характеризуют поведение, культуру общения; педагоги должны изучать их. Следует учитывать, что сила этнического стереотипа поведения огромна, чаще каждый член этноса воспринимает его как единственно достойный, а все прочие - как ненормальность; следует принять и перенять те, которые вызвали восхищение. Например. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущённый проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», - без «дорогого сэра » он не может начать письмо. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость.
Знание невербальных средств также составляющая полиэтнокоммуникативной компетенции, в случае отсутствия языкового понимания невербальные средства становятся основными. Однако следует иметь в виду,
что у разных этносов один и тот же жест имеет разное значение. Например, жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом прощания.
Прикосновения в разных культурах имеют разное значение. Арабы, латиноамериканцы, представители Южной Европы касаются друг друга в процессе общения. С точки зрения латиноамериканцев, не касаться партнёра - вести себя холодно. Итальянцы также считают, что так ведут себя недружелюбные люди. Если американца во время общения хлопают по плечу, то он воспринимает это как нарушение личного пространства. Всё это нужно учитывать при общении с представителями этих стран.
Основной вид коммуникативной деятельности - говорение (вербальное общение), которое и является важной составляющей полиэтнокоммуникативной компетенции.
В полиэтнической среде необходимо следовать главному педагогическому правилу - «говорить на языке аудитории». По технике влияния на аудиторию профессиональный педагог близок к роли оратора или актёра, поэтому к общению с обучающимися следует готовиться, уметь управлять вниманием слушателей. Из всех условий успешного управления вниманием школьников мы выделили наиболее важные, на наш взгляд, для многонационального социума:
- содержание речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории;
- необходимо интонационное подчёркивание отдельных моментов;
- повторение наиболее важных мыслей;
- яркая аргументация;
- соответствие временной меры (длительность речи должна соответствовать возрастным, психологическим, интеллектуальным и общекультурным особенностям школьников);
- наличие зрительного контакта;
- речевое рефлексирование.
В работах В.А. Сластёнина, Н.В. Бор-довской, A.A. Реана, Г.М. Коджаспировой, И.А. Колесниковой, И.Л. Набока В.А. Кан -Калика, П.И. Пидкасистого и других среди
Ш
главных компонентов успешности педагогического общения они выделяют личностные качества педагога. По мнению Г.М. Коджа-спировой, значимые качества личности для продуктивного общения следующие:
- глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний);
- социальная установка на человека (аттракция);
- безусловное принятие ребёнка - принцип предвосхищающего уважения;
- воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать -готовность к эмпатии;
- самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия;
- коммуникативные умения - умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации, владение техникой общения;
- педагогическая интуиция.
На наш взгляд, перечисленные качества личности значимые для продуктивного общения в полиэтнической среде и составляют основу полиэтнокоммуникативной компетенции.
В процессе педагогического общения, по мнению И.А. Колесниковой, и мы с ним согласны, учитель должен действовать в соответствии с принципами:
- адресности, утверждающей необходимость понимания, кому именно адресовано сообщение;
- личной включенности, указывающей на невозможность установления подлинной коммуникативной связи без внутренней активности участников с обеих сторон;
- содержательности, фиксирующей обязательность определённой предметной основы для коммуникативного взаимодействия;
- достоверности, напоминающей об ответственности за передаваемое в ходе педагогической коммуникации содержание;
- ориентации на понимание, подчёркивающей необходимость установки на понимание поступающих сообщений и понимание партнёра по коммуникации;
- доступности, указывающей на необходимость соблюдения меры сложности информации, а также создания условий для доступа к необходимому информационному каналу;
открытости, утверждающей невозможность использования педагогом в рамках коммуникации манипулятивных действий;
- информационной безопасности, требующей соблюдения правил, предотвращающих возможные психофизиологические и социально - психологические деформации личности школьника;
- обратной связи, побуждающей к определению результатов и эффектов коммуникативных действий с целью коррекции педагогических действий [7, с.81-82]. Учитывая мнение Ахмеда Югнаки, что «все беды приходят к человеку через его язык» [1, с.82], на наш взгляд, следует дополнить этот комплекс принципами фасилитации, «благоговения перед жизнью» А.Швейцера, и также принципами толерантности, изложенными в Декларации. Главное в ней понимание, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии.
Принцип «благоговения перед жизнью» означает ценностное отношение к жизни и интегрирует, по мнению исследователей, в себе следующие образования: признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; восприятие жизни во всех её разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей [11, с.508].
Этот принцип предполагает сочетание его с принципом фасилитации, руководство им в педагогической деятельности означает: стимулирование развития сознания обучающихся, их независимости, свободы выбора; приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия людей, которые осуществляются через четыре способа взаимовлияния: убеждение, подражание, внушение и заражение с учётом атрибутов фасилитации, истинности, открытости, принятия, доверия,
Сз? S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W
у
S
[—i О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
ö? s
с m О
го «
О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S [—i О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
эмпатийного понимания [4, с. 15]. Выше перечисленные принципы, следование им в педагогической деятельности в многонациональной среде, определяют «как действовать» .
Рассмотрев различные точки зрения, мы пришли к выводу, что педагог, обладающий полиэтнокоммуникативной компетенцией, должен знать и понимать:
- психологические особенности этносов, свойственные им стереотипы поведения;
- сущность, условия, факторы развития полиэтнокоммуникативной компетенции, как составляющей полиэтнической культуры школьников;
- особенности межэтнической коммуникации, её ценностных оснований;
- сущность, особую значимость толерантного поведения в полиэтнической среде.
Кроме того педагог должен обладать эмпатией, уметь:
- креативно применять разнообразные средства гармонизации межэтнических отношений;
- творчески применять свои знания, умения и навыки для разрешения этнических конфликтов.
Результатом целенаправленной деятельности педагога, обладающего полиэтнокультурной компетентностью, должна стать личность школьника, сохранившая свою этнокультурную самобытность, способная на продуктивную жизнедеятельность в многонациональной среде.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антология педагогической мысли Казахстана [Текст]/Сост. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. - Алматы: Рауан, 1995. - 512с.
2. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст]/ Л.Н. Гумилёв. - М.: Ай рис -пресс, 2013. - 560с.
3. Демократия: государство и общество [Текст]: учеб. пособие для средн. общеобраз.
шк., лицеев и гимназий./Н.В.Давлетшина [и др.]. -М.: Инст. пед. систем, 1995. -302с.
4. Диму хам етов, P.C. Образование взрослых. Социально - фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров.[Текст] /P.C. Диму-хаметов, Н.П. Димухаметова. - Saarbrucken,
2011.-360с.
5. Жакупова, Т.С. Этнополитика: ци-вилизационный аспект модернизации [Текст]/Т.С.Жакупова. - Костанай, 1998. -219с.
6. http: //www.let.rug.nl/TuningProjict/ index.htm.
7. Колесникова, H.A. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]: учеб.пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / H.A. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. -336с.
8. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304с.
9. .Назарбаев, H.A. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации H.A. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». [Текст]/Н.А. Назарбаев. - Астана: Акорда,
2012.-53с
10. Назарбаев, H.A. Стратегия «Казахстан - 2050»: культура мира, духовности и согласия [Текст] /Н.А.Назарбаев//Казахстанская правда. - 2014. -19 апреля.
11 .Педагогика. [Текст] :учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608с.
12. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.