Научная статья на тему 'Социально - экономическая модернизация в Казахстане глазами казахских просветителей (задачи технического и профессионального образования в XIX и XXI веках)'

Социально - экономическая модернизация в Казахстане глазами казахских просветителей (задачи технического и профессионального образования в XIX и XXI веках) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
әЛЕУМЕТТіК ЭКОНОМИКАЛЫқ ЖАңГЫРУ / АГАРТУШЫЛАР / КәСіПТіК МЕКТЕПТЕР / қОСАРЛЫ БіЛіМ БЕРУ / ЖұМЫС КәСіБі / КәСіПТіК -ТЕХНИКАЛЫқ БіЛіМ БЕРУ / МЕМЛЕКЕТТіК БАГДАРЛАМА / БОЛАШАққА БАГДАР : РУХАНИ ЖАңГЫРУ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛИ / РЕМЕСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / "БОЛАШАққА БАГДАР: РУХАНИ ЖАңГЫРУ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кужахметова К.Ш.

В статье подчёркнуто, что живя совершенно в иных условиях, казахские просветители все же сумели понять необходимость проведения экономических и социальных реформ, прямо касающихся насущных нужд народа. Отмечено, что их взгляды и идеи в соответствии со временем актуальны и сейчас. Сравниваются взгляды казахских просветителей с задачами нашего государства, которые выражены в Послании Президента, в Государственной программе по развитию образования на 2016-2019 годы, в статье Президента «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic modernization in Kazakhstan with the eyes of Kazakh educators

Мүлдем өзге жағдайларда өмір сүретін қазақ ағартушылары, халықтың елеулі мұқтаждығына тікелей қатысты экономикалық және әлеуметтік реформаларын өткізу қажеттілігін түсіне алды. Олардың көзқарастары мен идеялары уақыт талабына сәйкес өзекті. Жұмыста қазақ ағартушыларының көзқарастары президент жолдауында, 2016-2019 жылдарға Білім беруді дамыту жөніндегі мемлекеттік бағдарламмасында, Президенттің «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» мақаласында көрсетілген біздің мемлекетіміздің міндеттерімен салыстырылады.

Текст научной работы на тему «Социально - экономическая модернизация в Казахстане глазами казахских просветителей (задачи технического и профессионального образования в XIX и XXI веках)»

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37. 02; 371

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ ГЛАЗАМИ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

(задачи технического и профессионального образования в XIX и XXI веках)

Андатпа

МYЛцем езге жагдайларда eMip суретш казак агартушылары, хальщтын, елеул м^ктаждыгы-на тiкелей катысты экономикалык жэне элеу-метик реформаларын етазу кажеттiлiгiн тYсi-не алды. Олардыц кезкарастары мен идеялары уакыт талабына сэйкес eзeктi. Ж^мыста казак агартушыларыныц кезкарастары Президент жолдауында, 2016-2019 жылдарга Бiлiм бeрyцi дамыту жeнiнцeгi мемлекетик багдарламма-сында, Президенттщ «Болашакка багдар: руха-ни жацгыру» макаласында керсетшген бiзцiц мeмлeкeтiмiзцщ мiнцeттeрiмeн салыстырыла-ды.

Аннотация

В статье подчёркнуто, что живя совершенно в иных условиях, казахские просветители все же сумели понять необходимость проведения экономических и социальных реформ, прямо касающихся насущных нужд народа. Отмечено, что их взгляды и идеи в соответствии со временем актуальны и сейчас. Сравниваются взгляды казахских просветителей с задачами нашего государства, которые выражены в Послании Президента, в Государственной программе по развитию образования на 2016-2019 годы, в статье Президента «Болашакка багдар: рухани жащыру».

Annotation

The article notes that living in completely different conditions, Kazakh educators nevertheless managed to understand the need for economic and

К.Ш. Кужахметова,

преподаватель истории, Костанайский колледж бытсервиса, г. Костанай

Неггзгг свздер: элеуметтт-эко-номикалыц жацгыру, агартушылар, кэсттт мектептер, цосарлы б\л\м беру, ж^мыс Kdd6i, кэсттт-тех-никалыц бтм беру, мемлекеттт багдарлама, «Болашаща багдар: рухани жацгыру».

Ключевые слова: социально-экономическая модернизация, просветители, ремесленные школы, дуальное образование, рабочая профессия, профессионально-техническое образование, государственная программа, «Болашаща багдар: рухани жацгыру».

Keywords: socioeconomic modernization, educators, craft schools, dual education, blue-collar job, vocational education, state program, "A Glance into the Future: Modernization of Public Consciousness".

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

S ^

и

W

¡г1 S

[-4

о ч

о «

о н w

S

w

S ^

и ©

о

и

о -

S ©

1_п _

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

social reforms that directly address to the vital needs of the people. It is marked that their views and ideas in accordance with the times are relevant now. The work compares the views of Kazakh educators with the tasks of our state, expressed in the President's Message, in the State Program for Development of Education for 2016-2019, in the article of the President "A Glance into the Future: Modernization of Public Consciousness"

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

«Новый этап Казахстанского пути - это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменился угол зрения на мир, народ и его историю.

В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии» - этой актуальной теме Н.А. Назарбаев посвящает Послание народу страны, где отмечает, что нам необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям [1].

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост [1]. Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года сказал: «В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века

применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук»[4].

Актуальность статьи в том, что создание объективной картины прошлого в современных условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, воспитания гражданственности и патриотизма. Модернизация образовательной системы Республики Казахстан является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования, так как это фундамент, на который опирается будущее экономическое процветание нашей страны. В условиях обеспечения устойчивого экономического роста роль государства приобретает огромное значение в связи с тем, что образовательной сфере отводится особое место как приоритетному направлению, обеспечивающему кадровый потенциал страны.

В организациях технического и профессионального образования в Казахстане внедряется дуальное обучение. Ежегодно сеть колледжей, внедряющих дуальное обучение как наиболее эффективную форму подготовки профессионально-технических кадров, расширяется. Мы учимся этому у

иностранцев, хотя этому учил своих соотечественников ещё в XIX веке И. Алтынса-рин.

Истоки нашего сегодняшнего благосостояния и повышения роли Казахстана в мировом пространстве мы должны видеть в прошлом: казахские просветители, а именно Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев видели и внедряли свой путь социально-экономического развития Казахстана с сохранением особенностей менталитета казахского народа, его культуры, основных занятий и условий жизни.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX века чуть ли не в эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже. Именно на границе Казахстана с Сибирью и восточной частью России разворачивалась историческая деятельность Ч. Валиханова, И. Ал-тынсарина, А. Кунанбаева.

Возникшие в связи с широкой колонизацией края экономические проблемы, в частности, необходимость оседлой жизни, совершенствование кочевого хозяйства, развитие земледелия, ремесла и промышленности вызвали у Алтынсарина интерес к изучению экономических процессов, происходящих в то время. Он выступает с пропагандой передовых методов ведения хозяйства, прогрессивных в тех условиях товарно-денежных, капиталистических отношений, выражая нужды казахских трудящихся, изыскивая пути улучшения их благосостояния. Современники писали о нем: «Он зорко следил за течением народной жизни и глубоко понимал ее» [7,с.96].

К 1888 году колониальные власти, отказавшись от своих неразумных планов принудительной оседлости, тоже пришли к выводу о целесообразности развития скотоводства в Казахстане. Однако, они противопоставляли его земледелию [8,с.209]. Алтынсарин же, отмечая прогрессивность земледелия, никогда не противопоставлял его скотоводству, а требовал разумного сочетания других отраслей.

Просветительская деятельность И. Ал-тынсарина не ограничивалась только пропагандой передовых форм хозяйства. Он сам имел хозяйство и неустанно следил за его состоянием, в частности, занимался улучшением породности скота.

Указывая на неизбежность оседания и его прогрессивный характер, И. Алтынсарин вместе с тем выступал против принудительного перехода к нему. В ряде статей, опубликованных в газете «Оренбургский листок», он дает экономический анализ состояния кочевого хозяйства и высказывает свои соображения об оседлости и развитии земледелия. Особое место среди них зани- ^

мает статья «По поводу голода в киргизской §

<

степи». ер

о

Выражая объективные потребности ка- ^

р !

захского общества, И. Алтынсарин при- « давал большое значение развитию про- 3 фессионально-технического образования м в Казахстане, открытию ремесленных и §

сельскохозяйственных школ, технических с

м

училищ. Он писал по этому поводу: «...одно § общее научное образование киргизов, без щ сообщения им прикладных, практических ^

знаний, не может принести или может при- §

о

нести, сравнительно, мало пользы в эконо- и

мическом их быту». Алтынсарин намере- ^

вается открыть в Казахстане прежде всего ^

ремесленные школы, в которых бы обуча- «

лись плотнично-столярному делу, так необ- £3

ходимому при переходе к оседлости. По его о

инициативе было открыто одно из таких о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебных заведений - Яковлевское ремеслен- §

п

ное училище в городе Тургае [6,с.113]. Из переписки И. Алтынсарина видно, что его система профессионально-технического образования не ограничивалась ремесленными школами. В целях развития промышленности в Казахстане он намеревался открыть «технические или промышленные училища» [6,с.113]. При этом просветитель исходил из того, что овладение техническими и сельскохозяйственными знаниями «должно быть строго сообразовано с местными вообще производствами и экономическим состоянием данной местности» [6,с.114]. То есть Алтынсарин в данном вопросе исходил из экономических потребностей и возможностей, желая приспособить к ним создание сети учебных заведений. Или, говоря современным языком, И. Алтынсарин обозначает дуальную систему образования.

В 1888 году он представляет военному губернатору области проект открытия при волостных школах кожевенных заводов. Создание этих заводов преследовало не только учебную цель, но и должно было послужить ^ пропаганде выгоды промышленной перера-§ ботки местного сырья, развития обрабаты-« вающей промышленности в Казахстане. Ал-

^ тынсарин дает экономическое обоснование

р !

^ целесообразности их устройства при шко-

3 ле, доказывая, что они будут в стороне от

м конкуренции крупных предприятий, могут

о дешево производить продукцию и сбывать

с ее населению, что принесет несомненную

§ пользу последнему. Осуществить свой про-

^ ект он не успел, хотя получил разрешение

^ властей на открытие таких заводов в январе

§ 1889 года. Летом того же года И. Алтынса-

о

« рина не стало.

^ До И. Алтынсарина о социальной мо-^ дернизации казахского общества говорил « Ч. Валиханов. Он высказал оригинальную мысль об источнике развития производ-

©

о ства, считая таковым «нужду», то есть по-

О г

о требность людей в определенных средствах § существования. Он утверждает: «нужда -

вечный двигатель промышленности и торговли, заставляет изыскивать средства трудом», указывая при этом на прямую связь между производством и потребностями, причем последние являются определяющими, «двигателем». Поэтому низкий уровень производства у кочевых народов Валиханов объясняет «ограниченностью потребностей», их «простотой», отсутствием спроса на товары [5,с.162].

Нужно подчеркнуть, что Ч. Валиханов, как и русские революционные демократы, большие надежды возлагал на общинную форму хозяйства в развитии казахского общества.

Ч. Валиханов в условиях Казахстана 5060-х годов XIX века считал более целесообразным сохранение кочевого хозяйства и общинного землепользования. Говоря об экономических реформах, он имел в виду изменения в поземельных отношениях, переход к оседлости и земледелию. Но это для него было делом будущего. Для этого, по его мнению, надо было провести соответствующие реформы, просветить народ. То есть, прежде чем перейти к экономическим реформам, нужно просветить народ.

Ч. Валиханов высказывал идею изучения источников развития производства и его цели, о роли труда в развитии общества, о кочевом хозяйстве, о торговле вообще и о характере меновой торговли и ее особенностях в частности, о налогах и налоговой политике государств. Известный знаток творчества Ч. Ч. Валиханова писатель-академик С. Муканов не без основания пишет: «Чокан явился одним из крупных экономистов своего времени. Собранные и изученные им материалы позволили ему перейти с языка статистики на язык политической экономии, он поднялся до уровня крупного социолога, могущего раскрыть общественные и классовые тайны общественного строя».

Среди представителей общественно-демократической мысли XIX века в Казахстане

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

почетное место занимает великий поэт-гуманист, ученый-мыслитель Абай Кунанба-ев. В своих произведениях А. Кунанбаев широко пропагандирует и ремесло, уделяя ему такое же внимание, как земледелию и торговле: «Тридцать третье слово» «Назиданий» всецело посвящено его характеру и организации у казахов, проблемам и путям дальнейшего развития. По глубине освещения вопроса это «Слово» можно было бы назвать трактатом о ремесле и ремесленниках в кочевом патриархально-феодальном обществе [6,с.204]. «Чтобы иметь достаток, необходимо обучаться ремеслу. Скот погибает от джута, а ремесло всегда остается в руках, и ремесленник, продающий без обмана то, что он сделал своими руками, - лучший из казахов» [6,с.204].

Абай считает ремесленников лучшими из казахов, поскольку они живут за счет своего труда в отличие от той части общества, которая занята бездельем, щегольством, распрями и воровством.

Если учесть, что к концу XIX века в Казахстане получили определенное распространение открытые по инициативе Ибрая Алтынсарина ремесленные, сельскохозяйственные и технические училища, а также то, что Абай призывал учащуюся молодежь не стараться быть царскими чиновниками - писарями, переводчиками, адвокатами, военными, если учесть его призывы «Онер бшуге», «Онер табуга», то станет понятным, что в числе этих специальностей он, безусловно, подразумевал и промышленные.

Итак, живя совершенно в иных условиях, казахские просветители все же сумели понять необходимость проведения экономических и социальных реформ, прямо касающихся насущных нужд народа. Их взгляды и идеи в соответствии со временем актуальны и сейчас. Можно успешно сравнить взгляды казахских просветителей с задачами нашего государства, которые выражены в Послании Президента, в Государствен-

ДД

1ука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ной программе по развитию образования на 2016-2019 годы, в статье Президента «Бола-шавда багдар: рухани жащыру».

В Послании Президента от 31 января 2017 года сказано, что «агропромышленный комплекс Казахстана имеет перспективное будущее. По многим позициям мы можем быть одними из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания. Бренд made in Kazakhstan должен стать эталоном такой продукции»[3]. Алтынсарин да и другие просветители, отмечая прогрессивность земледелия, никогда не противопоставляли его скотоводству и требовали разумного сочетания с другими отраслями. Они утверждают о создании заводов и вывозе готового продукта.

Абай пишет, что «скот погибает от джута, а ремесло всегда остается в руках, и ремесленник, продающий без обмана то, что он сделал своими руками, - лучший из казахов». Также о востребованности рабочей профессии сказано в Государственной ^ Программе по развитию образования на § 2016-2019 годы: «Будет систематизирована g работа по профориентации, которая будет ^

Рч

нацеливать молодежь на прагматичный под- g ход к жизни и мотивировать ее на обязатель- 3 ное получение рабочих навыков и умений» w [2]. §

Идея И. Алтынсарина - «открытие при с

W

волостных школах кожевенных заводов, s где само производство будет постоянно пе- щ ред глазами обучающихся. Надеялись, что s

среди состоятельных киргизов, найдутся, §

о

которые откроют кожевни, мыловарни и « другие подобные заведения». Эти же идеи ^ прописаны в Государственной Програм- ^ ме по развитию образования на 2016-2019 g годы: «Для развития партнерства по под- ^ готовке кадров будет продолжена работа о по внедрению дуального обучения в учеб- о ных заведениях ТиПО. Основные функции g

еч

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

участников дуального обучения (учебного заведения, предприятий, обучаемого, наставника, МИО и другие) будут урегулированы правилами организации дуального обучения»[2].

Ч. Валиханов говорил, что роль производства зависит от возникновения самих потребностей людей. Нужда заставляет человека пересмотреть приоритеты на жизнь. В Послании Президента от 31 января 2017 года - «в первую очередь помогают социально не защищенным гражданам. Бесплатное образование должно охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования» [3].

Также хочется отметить, что просветители не противопоставляли развитие экономики образованию и культуре своей страны и считали, что расцвет культуры, в частности, просвещения, является главным условием прогресса в области экономики. Наш Президент Н. Назарбаев в статье «Болашавда багдар: рухани жащыру» или «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» призывает: «Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации»[4].

Просветители исходили из того, что овладение техническими и сельскохозяйственными знаниями «должно быть строго сообразовано с местными производствами и экономическим состоянием данной местности». В статье «Болашавда багдар: рухани жащыру» Президент отмечает, что на пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее[4].

Сравнивая взгляды казахских просветителей и современные социально экономиче-

ские взгляды, можно сделать такие выводы:

• во-первых, два неоспоримых аспекта - низкий демографический потенциал и высокий потенциал природных ресурсов, которые определяют необходимость внедрения бесплатного технического и профессионального образования, являлись задачами государства и в XIX, и XXI веке в реалиях своего времени;

• во-вторых, идеи и деятельность казахских просветителей являются закономерным началом социально-экономической модернизации современного Казахстана. Успешная социально-экономическая модернизация Казахстана сегодня - закономерный итог исторического прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1.Стратегический план «Казахстан -2050», // Казахстанская правда 2012 г.14.12, С.1-3.

2.Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы.

3.Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». // Казахстанская правда 2017 г. 31.01, С.1-3.

4.Назарбаев Н.А. статья «Болашавда багдар: рухани жащыру» «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года

5.Жарылгапов Ш. Педагогические основы формирования экономической культуры личности в условиях становления рыночных отношений. Кокшетау, 2002.- 280 с.

6.Кабдиев Д. Развитие экономической мысли в Казахстане: конец 19 - начало 20 вв. Алма-ата, 1978. - 192 с.

7.Илюсизов М.К. Экономические воззрения Чокана Валиханова

8.Абай Слова назидания. Алматы, 1993.-263с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.