ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИИ В СФЕРАХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01 ББК 74.03(3)
А.М. Сизоненко
И. АЛТЫНСАРИН В ОЦЕНКЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ (К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Дается оценка наследия и личностных качеств молодым поколениям - студентами и магистрами первому казахскому передовому педагогу-просветителю И. Алтынсарину.
Ключевые слова: И.Алтынсарин, передовой педагог-просветитель, педагогическое наследие, социально-психологические качества, портрет личности, аналитические оценки личности.
Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) -выходец из нашего края, костанайщины, является передовым просветителем своего времени. Он занял свое достойное место в формировании прогрессивных идей в истории развития народного образования Казахстана. Просветитель, педагог, фольклорист, этнограф, писатель, переводчик, общественный деятель - таков обзорный социальный портрет выдающегося отечественного мыслителя, оставившего ценнейшее педагогическое наследие, востребованное в современных социально-экономических условиях.
Именем И. Алтынсарина в Костанай-ской области названы образовательные и культурно-просветительные учреждения, мемориальные музеи в Костанае и Аркалыке, Аркалыкский государственный пединститут, областная библиотека для детей и юношества, социально-гуманитарный колледж в г. Рудном. В честь видного общественного деятеля названа одна из центральных улиц Костаная, на которой находится лицей имени Алтын-сарина. На берегу р. Тобол установлен памятник выдающемуся просветителю. Мемориальный музей им. Алтынсари-на в Костанае был открыт 16 октября 1991 г. в честь 150-летия со дня рождения выдающегося педагога. Его посетители словно погружаются в алтынсаринский мир, атмосферу той эпохи, в которой
жил и творил педагог просветитель. Редкие экспонаты, фотодокументы того времени, авторские труды на государственном и русском языках говорят сами за себя. Здесь студенты и учащиеся образовательных учреждений, прикасаясь к творческому наследию педагога-новатора, оставившего самый памятный из отечественных педагогов след на родной земле, чувствуют свою сопричастность к делу, к которому неутомимый просветитель отдавал свои силы и знания. Эти бесценные труды помогают им в составлении рефератов, написании курсовых и дипломных работ. Оказывают помощь в этом, консультируя читателей, специалисты музея, бережно заботящиеся о сохранности драгоценных фондов. В тихих уютных залах музея думается, мыслится иначе, нежели в иных кабинетах. Вся обстановка, дух прошлого влияют на масштаб мыслительных процессов, обогащая присутствующих духовно и нравственно. Об этом свидетельствуют и отзывы посетителей. Здесь же проводятся экскурсы о жизнедеятельности выдающегося сына казахского народа, его связях с передовыми, прогрессивно настроенными людьми своего времени.
С именем Алтынсарина связана забота о становлении в условиях тогдашнего времени аульных или, как мы теперь их называем, малокомплектных школ на-
ч:
И
о ч:
<
ф I
о
О
шего региона. И. Алтынсарин проявлял повседневную заботу о таких школах[1].
Первые учительские годы молодого Алтынсарина, начиная с 1860 г., проведенные на территории, охватывающей нынешнюю Костанайскую область и ряд смежных с ней областей (Тургайскую, Актюбинскую, Оренбургскую), были наполнены плодотворной педагогической деятельностью. Наряду с этой деятельностью, Ибрай часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение образования, организует сбор средств для строительства школ. По его инициативе в 1884 г. была построена школа в Куста-нае, открыты русско-казахские классы в Николаевском и других уездах [2]. В летопись народного образования нашей области И.Алтынсарин вошел и как первый учитель-казах [3]. Сегодня, используя наследие видного просветителя, в образовательных заведениях Костанайской области проходят традиционные Алтын-саринские педагогические чтения. В них принимают участие педагоги, ученые, студенты, магистранты. С каждым годом растет число их участников. Если в 2009 г. на таких чтениях, проводимых в Костанайском педагогическом институте приняло участие около 200 участников, то в 2011 г. их было свыше 600. Используя наследие И.Алтынсарина, они творчески развивают и внедряют в практику своей работы новые образовательные технологии, педагогические инновации, способствующие повышению качеству обучения и развитию личности.
На кафедрах педагогических институтов и колледжей были введены специальные учебные дисциплины по алтын-сариноведению, связанные с местным педагогическим краеведением. Вузовские студенты осуществляют по этому направлению исследовательскую деятельность, выполняют курсовые и дипломные работы.
В своем дипломном исследовании о наследии И. Алтынсарина студент Мак-сут Альмухамбетов выразил мысли своих единомышленников:
«Мы хотим, чтобы здесь, в Костанае, все говорило об И. Алтынсарине: сама земля дышала живым духом его, веяло культурой, интеллигентностью, чистотой, благородством, завещанным гениальным сыном нашего края. Нам, коста-найцам, всем представителям других наций, называющим себя костанайцами, надо знать лучше других об Алтынсари-не, и через него - всех лучших великих сыновей и дочерей нашего края».
Студенты и магистранты Костанай-ского государственного педагогического института, знакомясь с педагогическим и литературным наследием, отмечают ведущие социальные, нравственные и психологические качества, проявляемые Алтынсариным в педагогической и общественной деятельности. Перед читателями предстает образ педагога, наделенного прогрессивными личностными свойствами, носителя лучших психологических черт, хотя он и не являлся профессиональным психологом. Его располагающее обаяние личности воспринимается как открытость характера, щедрость души, великодушие, владение волей, демократизм отношений, надежность. Отмечая социальные качества личности И. Ал-тынсарина, студенты отмечают прежде всего направленность личности видного просветителя на осуществление благородных целей и помыслов просвещения и образования своего народа. Образовывать (от слова «образование») просвещенную нацию, свой народ - важнейшее кредо его деятельности. В образовании видел он будущее своего народа, своей нации. В основе направленности личности Ал-тынсарина - отношение к духовным ценностям и, прежде всего, к другим людям (гуманизм, общительность, дружелюбие), к делу (ответственность, трудолюбие, принципиальность). Пример жизни Ал-тынсарина учит нас быть открытым к людям, терпимым, находить в них прежде всего лучшее или просто «хорошее», что также обогащает человека духовно.
И. Алтынсарин по психологическим оценкам студентов, - это доброжелатель-
ный человек, творческая индивидуальность, ответственный гражданин, совершенствующаяся личность, - качества, которые сам он определил в качестве базовых компонентов выпускника школы, рассматривая их как результат достижения цели среднего образования.
Активность и инициативность - свойства личности, которые проявлялись И. Алтынсарином в разносторонней деятельности. Перспективность этой работы - одно из приоритетных направлений деятельности по развитию системы непрерывного профессионального образования [4]. Оптимальными нравственно-этическими качествами личности И. Алтынсарина студенты называют доброжелательность, открытость, вежливость, обязательность, тактичность. Его общение с учащимися и коллегами, судя по письмам и воспоминаниям о нем современников, характеризовались высокой культурой, расположением, демократизмом. Приезд его в школу по отзывам учителей расценивался как великий праздник. Честность, порядочность, искренность, благотворительность И. Ал-тынсарина являются по студенческим отзывам противовесом негативных сторон тех чиновников, которые проявляли «склероз» души. В этом отношении он являл собою «нравственный стержень».
Основа личности - человечность - такова заповедь мудрых, которая с полным правом применима к личности Алтын-сарина. Такие люди, как Алтынсарин, знают, что «высшей ценностью является <..> жизнь, наполненная достоинством < . .>, уважением и нескончаемыми добрыми делами» [5].
Человек воспитывается отношениями. Культура отношений - показатель внутренней воспитанности, которая начинается со сдержанности, умения выслушать, понять и помочь человеку. Такой высокой культурой, считают студенты, обладал талантливый педагог И. Алтынсарин.Социально-психологиче-ский портрет личности И. Алтынсарина углубляют аналитические оценки магис-
трантов Костанайского педагогического института:
«Жизнь И. Алтынсарина - это прежде всего труд и творчество, пронизанное идеями инноваций, и которое оставило о нем добрую память поколений. Поколение за поколением будут черпать из родника его мудрости, мысли и идеи, сохраняющие свою ценность и сегодня. Наверное, можно сформулировать смысл и назначение его жизни как сознание своего единства с родным народом и забота о нем».
«В личности Алтынсарина находят свое выражение общечеловеческие и индивидуальные ценностные качества. К первым можно отнести духовность, преданность к Родине и народу, вера в добро, добрые начинания, нравственная направленность; к личностно-индивидуль-ным - человечность, щедрость души, расположение к людям, различными его слоям, бескорыстии, свое состояние лично завещал на строительство сельскохозяйственного училища в Кустанае» (В. Белоусова).
«Для нас, будущих педагогов и психологов, очень близки и созвучны мысли и наставления педагога-новатора, адресованные учителям: быть справедливым, предъявлять разумные требования, уважать в детях человеческое достоинство. «Талант учителя - в умении найти путь к сердцу учащихся» [6]. И сам автор этих наставлений являл в этом личный пример для подражания» (А. Шегибаева).
«Его творения проникнуты стремлением улучшить положение дел на местах, в различных сферах образовния. А в центре этой заботы - школы как «главные пружины общества», учитель как главная фигура в школе, дети как главная ценность поколений.
Советы Алтынсарина носят доброжелательный характер, не назидательны и вместе с тем полезны, вытекают из опыта и смысла жизни» (М. Ордашева).
«Алтынсарина можно назвать не только образованным, но и интеллигентным человеком своего времени в том смысле,
ш ч: И о
ш с о
о
:
о
га о
<
что интеллигентность - создание нового и осознание сделанного им как новое. Это качество - не только в знаниях, но и в уважительном отношении к другим, способность к пониманию, терпимому отношению к людям» (Ю. Жилова).
«Честность и порядочность, доброта и забота, скрепляющая отношения между людьми, связаны между собой, выступают в едином звене и создают признанный авторитет и доверие к Алтынсарину как выдающейся личности. В нем покупает убежденная уверенность в правоте своего дела» (Ю. Лех).
«Ему присуще беспрерывное движение. Он не ограничивается достигнутым. Создание новых школ, ремесленных и сельскохозяйственных училищ, женское образование, билингвизм, включающий владение русским и казахским языками, создание учебных пособий, подготовка учителей и многое другое - все это нацелено не только на реальное, но и на будущее созидательное время» (Т. Жумабаева).
«И. Алтынсарина характеризует забота о своем интеллектуальном развитии. «Ясный ум дороже золота» - гласит восточная мудрость. Для Алтынсарина - это обязанность перед обществом, в котором
он живет. Основой этого является самостоятельное знакомство с классической литературой - русской и зарубежной, переводы произведений на родной язык. Интерес к приобщению такой литературы есть стремление к совершенствованию личности » (Ш. Жандауова).
Выделенные студентами и магистрантами качества личности И. Ал-тынсарина формировались в процессе его многосторонней профессиональной и общественной деятельности, направленной на осуществление высших целей - служения образовательным и государственным интересам. Несомненно, этому способствовали его лучшие внутренние качества, которые просветитель вырабатывал своим неутомимым трудом, непрерывно совершенствовал их путем самообразования и самообогащения личности. Немаловажную роль в этом сыграло приобщение И. Алтын-сарина к отечественным и зарубежным культурным и духовным ценностям, под влиянием которых происходило становление и формирование его взглядов. На основе оценок личности И. Алтынсари-на магистрантами составлен его социально-психологический портрет (рис. 1).
о
Рис. 1. Социально-психологический портрет И. Алтынсарина
Дошедший до нас из глубины веков портрет И. Алтынсарина, воспринимаемый молодым поколением, производит впечатление величественной сдержанности и твердости духа, мудрости и проницательности, словно призывая нас следовать путем преданного служения своему народу. И. Алтынсарин шагнул из прошлого в настоящее и устремлен своими передовыми взглядами в будущее. Библиографический список
1. Сизоненко А.И. Алтынсарин и малокомплектная школа // Высшая школа Казахстана. № 1. 2003. С. 237-242.
2. Костанайская область. Энциклопедия. - Алматы: Изд-во «Арыс», 2006. - С. 202.
3. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 41.
4. Материал областных Алтын-саринских педагогических чтений «Модернизация системы образования как основа устойчивого развития казахстанского общества». Ч. 3. - Костанай, 2011. - С. 89.
5. Нравственно-духовное просвещение. -Алматы: «Фараби - фонд», 1995. - С. 93.
6. Тезисы докладов и сообщений на республиканской научно-практической конференции. Педагогическое наследие И. Алтынсарина и проблемы современной школы. - Алматы: Рауан, 1991. - С. 94.
УДК 372.874 ББК 74.268.5
А.П. Тютюнников
ТОНОВЫЕ И ЦВЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЖИВОПИСИ
Рассматриваются понятия тона и цвета, их взаимосвязь; ритм тона, цвета, света, тени; достижение объема и воздушной перспективы с помощью тональных отношений. Ключевые слова: тон, цвет, пропорция, свет, тень, гризайль.
В этой статье будут не раз приводиться высказывания мастеров прошлого по поводу цвета и тона в живописи. Это необходимо для более полного и яркого представления того, о чем идет речь. Но так же важно понимать, что говоря о тоне, разные художники вкладывают в это понятие разные значения.
Наиболее завершенную, классическую теорию тона в живописи создал Николай Петрович Крымов, поэтому, рассматривая понятие «тон», мы будем опираться в основном именно на нее. Условимся подразумевать под словом «тон» понятия «темнее» или «светлее», т.е. светосилу предмета, его цвета, как это делал Н.П. Крымов.
В учебных постановках мы используем объемные предметы, а объемные форма и материальность предметов зрительно воспринимаются нами в натуре, главным образом, благодаря светотеневым и цветовым градациям предмета.
Поэтому для правдивого изображения натуры, передачи материальности и пространства на плоскости кроме перспективного построения, необходимо передать светотеневые и цветовые переходы на каждой объемной форме. Всякий объемный предмет ограничивается кривыми и плоскими поверхностями, которые при освещении попадают в разные световые условия: одни части поверхности получают больше света, другие меньше.
Светлота поверхности предмета зависит от многих факторов:
• расстояние от источника освещения до предмета;
• угол падения лучей света на поверхность предмета;
• расстояние от предмета до зрителя;
• фактура и цвет самой поверхности предмета.
В программу курса «живопись» в любом учебном заведении, связанном с изо-
<и m J