Научная статья на тему 'И. Алтынсарин в оценке молодого поколения (к 170-летию со дня рождения)'

И. Алтынсарин в оценке молодого поколения (к 170-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.АЛТЫНСАРИН / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ / I. ALTYNSARIN / PROGRESSIVE TEACHER AND ENLIGHTENER / PEDAGOGICAL HERITAGE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES / PERSONALITY PICTURE / ANALYTICAL ASSESSMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизоненко Анатолий Мойсеевич

Дается оценка наследия и личностных качеств молодым поколениям студентами и магистрами первому казахскому передовому педагогу-просветителю И. Алтынсарину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизоненко Анатолий Мойсеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Altynsarin Viewed by the Young Generation (for 170th Anniversary)

The article is dedicated to the first advanced Kazak educator Y. Altynsarin and young generation's appraisal of his heritage, legacy and personal's qualities by students and magistracy.

Текст научной работы на тему «И. Алтынсарин в оценке молодого поколения (к 170-летию со дня рождения)»

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИИ В СФЕРАХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01 ББК 74.03(3)

А.М. Сизоненко

И. АЛТЫНСАРИН В ОЦЕНКЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ (К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Дается оценка наследия и личностных качеств молодым поколениям - студентами и магистрами первому казахскому передовому педагогу-просветителю И. Алтынсарину.

Ключевые слова: И.Алтынсарин, передовой педагог-просветитель, педагогическое наследие, социально-психологические качества, портрет личности, аналитические оценки личности.

Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) -выходец из нашего края, костанайщины, является передовым просветителем своего времени. Он занял свое достойное место в формировании прогрессивных идей в истории развития народного образования Казахстана. Просветитель, педагог, фольклорист, этнограф, писатель, переводчик, общественный деятель - таков обзорный социальный портрет выдающегося отечественного мыслителя, оставившего ценнейшее педагогическое наследие, востребованное в современных социально-экономических условиях.

Именем И. Алтынсарина в Костанай-ской области названы образовательные и культурно-просветительные учреждения, мемориальные музеи в Костанае и Аркалыке, Аркалыкский государственный пединститут, областная библиотека для детей и юношества, социально-гуманитарный колледж в г. Рудном. В честь видного общественного деятеля названа одна из центральных улиц Костаная, на которой находится лицей имени Алтын-сарина. На берегу р. Тобол установлен памятник выдающемуся просветителю. Мемориальный музей им. Алтынсари-на в Костанае был открыт 16 октября 1991 г. в честь 150-летия со дня рождения выдающегося педагога. Его посетители словно погружаются в алтынсаринский мир, атмосферу той эпохи, в которой

жил и творил педагог просветитель. Редкие экспонаты, фотодокументы того времени, авторские труды на государственном и русском языках говорят сами за себя. Здесь студенты и учащиеся образовательных учреждений, прикасаясь к творческому наследию педагога-новатора, оставившего самый памятный из отечественных педагогов след на родной земле, чувствуют свою сопричастность к делу, к которому неутомимый просветитель отдавал свои силы и знания. Эти бесценные труды помогают им в составлении рефератов, написании курсовых и дипломных работ. Оказывают помощь в этом, консультируя читателей, специалисты музея, бережно заботящиеся о сохранности драгоценных фондов. В тихих уютных залах музея думается, мыслится иначе, нежели в иных кабинетах. Вся обстановка, дух прошлого влияют на масштаб мыслительных процессов, обогащая присутствующих духовно и нравственно. Об этом свидетельствуют и отзывы посетителей. Здесь же проводятся экскурсы о жизнедеятельности выдающегося сына казахского народа, его связях с передовыми, прогрессивно настроенными людьми своего времени.

С именем Алтынсарина связана забота о становлении в условиях тогдашнего времени аульных или, как мы теперь их называем, малокомплектных школ на-

ч:

И

о ч:

<

ф I

о

О

шего региона. И. Алтынсарин проявлял повседневную заботу о таких школах[1].

Первые учительские годы молодого Алтынсарина, начиная с 1860 г., проведенные на территории, охватывающей нынешнюю Костанайскую область и ряд смежных с ней областей (Тургайскую, Актюбинскую, Оренбургскую), были наполнены плодотворной педагогической деятельностью. Наряду с этой деятельностью, Ибрай часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение образования, организует сбор средств для строительства школ. По его инициативе в 1884 г. была построена школа в Куста-нае, открыты русско-казахские классы в Николаевском и других уездах [2]. В летопись народного образования нашей области И.Алтынсарин вошел и как первый учитель-казах [3]. Сегодня, используя наследие видного просветителя, в образовательных заведениях Костанайской области проходят традиционные Алтын-саринские педагогические чтения. В них принимают участие педагоги, ученые, студенты, магистранты. С каждым годом растет число их участников. Если в 2009 г. на таких чтениях, проводимых в Костанайском педагогическом институте приняло участие около 200 участников, то в 2011 г. их было свыше 600. Используя наследие И.Алтынсарина, они творчески развивают и внедряют в практику своей работы новые образовательные технологии, педагогические инновации, способствующие повышению качеству обучения и развитию личности.

На кафедрах педагогических институтов и колледжей были введены специальные учебные дисциплины по алтын-сариноведению, связанные с местным педагогическим краеведением. Вузовские студенты осуществляют по этому направлению исследовательскую деятельность, выполняют курсовые и дипломные работы.

В своем дипломном исследовании о наследии И. Алтынсарина студент Мак-сут Альмухамбетов выразил мысли своих единомышленников:

«Мы хотим, чтобы здесь, в Костанае, все говорило об И. Алтынсарине: сама земля дышала живым духом его, веяло культурой, интеллигентностью, чистотой, благородством, завещанным гениальным сыном нашего края. Нам, коста-найцам, всем представителям других наций, называющим себя костанайцами, надо знать лучше других об Алтынсари-не, и через него - всех лучших великих сыновей и дочерей нашего края».

Студенты и магистранты Костанай-ского государственного педагогического института, знакомясь с педагогическим и литературным наследием, отмечают ведущие социальные, нравственные и психологические качества, проявляемые Алтынсариным в педагогической и общественной деятельности. Перед читателями предстает образ педагога, наделенного прогрессивными личностными свойствами, носителя лучших психологических черт, хотя он и не являлся профессиональным психологом. Его располагающее обаяние личности воспринимается как открытость характера, щедрость души, великодушие, владение волей, демократизм отношений, надежность. Отмечая социальные качества личности И. Ал-тынсарина, студенты отмечают прежде всего направленность личности видного просветителя на осуществление благородных целей и помыслов просвещения и образования своего народа. Образовывать (от слова «образование») просвещенную нацию, свой народ - важнейшее кредо его деятельности. В образовании видел он будущее своего народа, своей нации. В основе направленности личности Ал-тынсарина - отношение к духовным ценностям и, прежде всего, к другим людям (гуманизм, общительность, дружелюбие), к делу (ответственность, трудолюбие, принципиальность). Пример жизни Ал-тынсарина учит нас быть открытым к людям, терпимым, находить в них прежде всего лучшее или просто «хорошее», что также обогащает человека духовно.

И. Алтынсарин по психологическим оценкам студентов, - это доброжелатель-

ный человек, творческая индивидуальность, ответственный гражданин, совершенствующаяся личность, - качества, которые сам он определил в качестве базовых компонентов выпускника школы, рассматривая их как результат достижения цели среднего образования.

Активность и инициативность - свойства личности, которые проявлялись И. Алтынсарином в разносторонней деятельности. Перспективность этой работы - одно из приоритетных направлений деятельности по развитию системы непрерывного профессионального образования [4]. Оптимальными нравственно-этическими качествами личности И. Алтынсарина студенты называют доброжелательность, открытость, вежливость, обязательность, тактичность. Его общение с учащимися и коллегами, судя по письмам и воспоминаниям о нем современников, характеризовались высокой культурой, расположением, демократизмом. Приезд его в школу по отзывам учителей расценивался как великий праздник. Честность, порядочность, искренность, благотворительность И. Ал-тынсарина являются по студенческим отзывам противовесом негативных сторон тех чиновников, которые проявляли «склероз» души. В этом отношении он являл собою «нравственный стержень».

Основа личности - человечность - такова заповедь мудрых, которая с полным правом применима к личности Алтын-сарина. Такие люди, как Алтынсарин, знают, что «высшей ценностью является <..> жизнь, наполненная достоинством < . .>, уважением и нескончаемыми добрыми делами» [5].

Человек воспитывается отношениями. Культура отношений - показатель внутренней воспитанности, которая начинается со сдержанности, умения выслушать, понять и помочь человеку. Такой высокой культурой, считают студенты, обладал талантливый педагог И. Алтынсарин.Социально-психологиче-ский портрет личности И. Алтынсарина углубляют аналитические оценки магис-

трантов Костанайского педагогического института:

«Жизнь И. Алтынсарина - это прежде всего труд и творчество, пронизанное идеями инноваций, и которое оставило о нем добрую память поколений. Поколение за поколением будут черпать из родника его мудрости, мысли и идеи, сохраняющие свою ценность и сегодня. Наверное, можно сформулировать смысл и назначение его жизни как сознание своего единства с родным народом и забота о нем».

«В личности Алтынсарина находят свое выражение общечеловеческие и индивидуальные ценностные качества. К первым можно отнести духовность, преданность к Родине и народу, вера в добро, добрые начинания, нравственная направленность; к личностно-индивидуль-ным - человечность, щедрость души, расположение к людям, различными его слоям, бескорыстии, свое состояние лично завещал на строительство сельскохозяйственного училища в Кустанае» (В. Белоусова).

«Для нас, будущих педагогов и психологов, очень близки и созвучны мысли и наставления педагога-новатора, адресованные учителям: быть справедливым, предъявлять разумные требования, уважать в детях человеческое достоинство. «Талант учителя - в умении найти путь к сердцу учащихся» [6]. И сам автор этих наставлений являл в этом личный пример для подражания» (А. Шегибаева).

«Его творения проникнуты стремлением улучшить положение дел на местах, в различных сферах образовния. А в центре этой заботы - школы как «главные пружины общества», учитель как главная фигура в школе, дети как главная ценность поколений.

Советы Алтынсарина носят доброжелательный характер, не назидательны и вместе с тем полезны, вытекают из опыта и смысла жизни» (М. Ордашева).

«Алтынсарина можно назвать не только образованным, но и интеллигентным человеком своего времени в том смысле,

ш ч: И о

ш с о

о

:

о

га о

<

что интеллигентность - создание нового и осознание сделанного им как новое. Это качество - не только в знаниях, но и в уважительном отношении к другим, способность к пониманию, терпимому отношению к людям» (Ю. Жилова).

«Честность и порядочность, доброта и забота, скрепляющая отношения между людьми, связаны между собой, выступают в едином звене и создают признанный авторитет и доверие к Алтынсарину как выдающейся личности. В нем покупает убежденная уверенность в правоте своего дела» (Ю. Лех).

«Ему присуще беспрерывное движение. Он не ограничивается достигнутым. Создание новых школ, ремесленных и сельскохозяйственных училищ, женское образование, билингвизм, включающий владение русским и казахским языками, создание учебных пособий, подготовка учителей и многое другое - все это нацелено не только на реальное, но и на будущее созидательное время» (Т. Жумабаева).

«И. Алтынсарина характеризует забота о своем интеллектуальном развитии. «Ясный ум дороже золота» - гласит восточная мудрость. Для Алтынсарина - это обязанность перед обществом, в котором

он живет. Основой этого является самостоятельное знакомство с классической литературой - русской и зарубежной, переводы произведений на родной язык. Интерес к приобщению такой литературы есть стремление к совершенствованию личности » (Ш. Жандауова).

Выделенные студентами и магистрантами качества личности И. Ал-тынсарина формировались в процессе его многосторонней профессиональной и общественной деятельности, направленной на осуществление высших целей - служения образовательным и государственным интересам. Несомненно, этому способствовали его лучшие внутренние качества, которые просветитель вырабатывал своим неутомимым трудом, непрерывно совершенствовал их путем самообразования и самообогащения личности. Немаловажную роль в этом сыграло приобщение И. Алтын-сарина к отечественным и зарубежным культурным и духовным ценностям, под влиянием которых происходило становление и формирование его взглядов. На основе оценок личности И. Алтынсари-на магистрантами составлен его социально-психологический портрет (рис. 1).

о

Рис. 1. Социально-психологический портрет И. Алтынсарина

Дошедший до нас из глубины веков портрет И. Алтынсарина, воспринимаемый молодым поколением, производит впечатление величественной сдержанности и твердости духа, мудрости и проницательности, словно призывая нас следовать путем преданного служения своему народу. И. Алтынсарин шагнул из прошлого в настоящее и устремлен своими передовыми взглядами в будущее. Библиографический список

1. Сизоненко А.И. Алтынсарин и малокомплектная школа // Высшая школа Казахстана. № 1. 2003. С. 237-242.

2. Костанайская область. Энциклопедия. - Алматы: Изд-во «Арыс», 2006. - С. 202.

3. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 41.

4. Материал областных Алтын-саринских педагогических чтений «Модернизация системы образования как основа устойчивого развития казахстанского общества». Ч. 3. - Костанай, 2011. - С. 89.

5. Нравственно-духовное просвещение. -Алматы: «Фараби - фонд», 1995. - С. 93.

6. Тезисы докладов и сообщений на республиканской научно-практической конференции. Педагогическое наследие И. Алтынсарина и проблемы современной школы. - Алматы: Рауан, 1991. - С. 94.

УДК 372.874 ББК 74.268.5

А.П. Тютюнников

ТОНОВЫЕ И ЦВЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЖИВОПИСИ

Рассматриваются понятия тона и цвета, их взаимосвязь; ритм тона, цвета, света, тени; достижение объема и воздушной перспективы с помощью тональных отношений. Ключевые слова: тон, цвет, пропорция, свет, тень, гризайль.

В этой статье будут не раз приводиться высказывания мастеров прошлого по поводу цвета и тона в живописи. Это необходимо для более полного и яркого представления того, о чем идет речь. Но так же важно понимать, что говоря о тоне, разные художники вкладывают в это понятие разные значения.

Наиболее завершенную, классическую теорию тона в живописи создал Николай Петрович Крымов, поэтому, рассматривая понятие «тон», мы будем опираться в основном именно на нее. Условимся подразумевать под словом «тон» понятия «темнее» или «светлее», т.е. светосилу предмета, его цвета, как это делал Н.П. Крымов.

В учебных постановках мы используем объемные предметы, а объемные форма и материальность предметов зрительно воспринимаются нами в натуре, главным образом, благодаря светотеневым и цветовым градациям предмета.

Поэтому для правдивого изображения натуры, передачи материальности и пространства на плоскости кроме перспективного построения, необходимо передать светотеневые и цветовые переходы на каждой объемной форме. Всякий объемный предмет ограничивается кривыми и плоскими поверхностями, которые при освещении попадают в разные световые условия: одни части поверхности получают больше света, другие меньше.

Светлота поверхности предмета зависит от многих факторов:

• расстояние от источника освещения до предмета;

• угол падения лучей света на поверхность предмета;

• расстояние от предмета до зрителя;

• фактура и цвет самой поверхности предмета.

В программу курса «живопись» в любом учебном заведении, связанном с изо-

<и m J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.