Научная статья на тему 'Роль просветительских идей Ы. Алтынсарина в развитии проблемы формирования поликультурной личности студента педагогического вуза'

Роль просветительских идей Ы. Алтынсарина в развитии проблемы формирования поликультурной личности студента педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / САМОРАЗВИТИЕ / MULTI-CULTURAL PERSONALITY / MULTI-CULTURAL ENVIRONMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демисенова Шнар Сапаровна

Рассматривается реализация просветительских идей Ы. Алтынсарина в процессе формирования поликультурной личности студента педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of Y. Altynsarin's enlightening ideas in development of student's multi-cultural personality in pedagogical institute.

Текст научной работы на тему «Роль просветительских идей Ы. Алтынсарина в развитии проблемы формирования поликультурной личности студента педагогического вуза»

Ш. С. Демисенова

УДК 378.147 ББК 74.58

Ш. С. Демисенова

РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ Ы. АЛТЫНСАРИНА В РАЗВИТИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматривается реализация просветительских идей Ы. Алтынсарина в процессе формирования поликультурной личности студента педагогического вуза.

Ключевые слова: поликультурная личность, поликультурная среда, саморазвитие.

Сегодня вопросы поликультурного воспитания в сфере высшего образования актуальны. Это связанно со становлением независимого государства Республики Казахстан, этнокультурными особенностями населения и полувековым господством унифицированной системы образования, приведшим к отчуждению людей от истории, языка и культуры своего народа. В этой ситуации казахстанское общество нуждается в новой парадигме образования, важнейшей

задачеи которой должно стать воспитание патриотичности и поликультурности обучающихся [1].

Только полифония культуры может формировать полифонию мышления и действия. Только общество, состоящее из личностей, воспитанных в лучших традициях своего народа, владеющих родным языком и осознающих самоценность и самобытность иной культуры, чужого языка, способно к гражданскому согласию и миру [2].

В этой связи представляется крайне необходимым развивать и совершенствовать пространство поликультурного образования, в котором декларируемая междисциплинарность учебного процесса на духовных координатах и достижениях отечественной гуманитарной и естественнонаучной мысли.

Идея формирования поликультурной личности всегда имела место в казахской народной педагогике [3]. Особую роль в развитии проблемы формирования поликультурной личности сыграла в Казахстане просветительская мысль, ставшая одной из фундаментальных культурных ценностей в процессе формирования этнического самосознания. Просветительство способствовало раскрытию картины мира, в которой индивидуальная система представлений об окружающей действительности помогала индивиду идентифицировать себя с естественной, родной средой бытования.

Казахские просветители Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, Ш. Кудай-бердыев, А. Бйтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов создали предпосылки для приобщения к культуре других народов [95]. Для казахской педагогической мысли свойственна неиссякаемая устремленность к другим культурам. Вся деятельность казахских просветителей была направлена, прежде всего, на сохранение этнокультурных ценностей нации, на сопричастность с другими культурами человечества [3].

Творческое наследие великого казахского просветителя Ыбрая Алтынсарина (1841-1889 гг.) пронизано гордостью и великой любовью к своему народу. Он был первым, кто заговорил с казахами на их родном языке, и его «Киргизская хрестоматия» (1879 г.) стала популярной среди молодого поколения казахов того времени. Ы. Алтынсарин был любимцем народа, его называли первым «апостолом просвещения». Просветительская деятельность касалась, в основном, педагогических задач, стоящих перед казахской школой. Ыбрай Алтынсарин первым раз-

работал систему школьного образования для казахского народа, одновременно придавая большое значение роли просветительских учреждений для развития национальной культуры. [3]. Будучи инспектором школ Тургайской области (1879-1889 гг.), Ы. Алтынсарин придавал решающее значение личности учителя и требовал, чтобы учителя владели рациональными методами обучения, обладали педагогическим тактом, понимали душу ребенка. Ы. Алтынсари учил: прежде чем воспитывать людей, воспитай самого себя. Это высказывание актуально и в наши дни.

Профессиональному саморазвитию в образовательном пространстве отводится особое место как инструментальной деятельности, обеспечивающей адаптацию профессионала к изменяющейся действительности, где в контексте профессионального саморазвития кристаллизуются самостоятельное творчество, инновационное мышление, рефлексивная деятельность, прогнозирование и проектирование собственого профессионально-личностного образования и развития. Профессионально-личностное саморазвитие студента педагогического вуза предполагает комплексное и вариативное использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, видение проблем в разнообразных ситуациях и осмысление путей их решения, способность к рефлексии, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию.

Все это стимулирует поиск нового содержания и форм профессиональной подготовки студентов педагогического вуза с акцентированием его методической составляющей, а также таких составляющих, как способность к саморазвитию в процессе обучения и в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. Исследуемая проблема диктует необходимость выявления педагогических принципов процесса профессионального саморазвития студентов педагогического вуза, а также определе-

Роль просветительских идей Ы. Алтынсарина в развитии проблемы формирования поликультурной личности студента педагогического вуза

Ш. С. Демисенова

ния условий, критериев оценки его сфор-мированности, эффективных методов и средств стимулирования.

Проблема совершенствования профессиональной деятельности студента педагогического вуза многоаспектна и требует разносторонних глубоких научных исследований, одним из ее аспектов является саморазвитие студента в по-ликультурном образовательном пространстве.

Ы. Алтынсарина как педагога интересовала проблема личности и ее воспитания. Он верил, что формирование личности обусловлено социальной средой [4, 5]. Саморазвитие студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно в образовательной и воспитательной среде вуза, и поликультурность данной среды может выступать средством саморазвития личности. Особенно это значимо в условиях педагогического образования многокультурных государств Казахстана и России.

Казахстан — страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Уникальность казахстанской действительности выражается в том, что сегодня в ней проживают представители более 130 наций и народностей, исповедующие различные религии и конфессии, объединяющиеся в полилингвистическом пространстве казахским и русским языками межнационального общения. В современном Казахстане казахская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

На исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирового существования народов, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Казахстанцы дорожат единством, стабильностью нашей Республики.

Ыбрай Алтынсарин всегда интересовался национальными особенностями казахского народа. Он испытывал гордость за своих земляков, был высокого мнения о способностях и моральных

качествах казахов. Алтынсарин о своем народе писал: «...этот народ, готовый к восприятию всего полезного и дающий несомненные надежды.». Алтынсарин призывал к дружбе народов, живущих бок о бок, и выступал против межродовой вражды, называя ее большой национальной бедой. Ы. Алтынсарин имел возможность общаться и обмениваться опытом с представителями других культур (демократическая русская интеллигенция). При этом, не потеряв своей этнической идентичности, он проникнулся духом поликультурности. Веря в творческую силу и светлое будущее своего народа, утверждал, что найдутся опытные люди, которые со знанием местных условий займутся устройством его будущности.

В Казахстане идея национального государства реализуется путем обеспечения величайшего уважения и гарантией сохранности основных атрибутов всех национальностей. Большую роль в сохранении в Республике поликультурной толерантности сыграла и продолжает играть созданная в 1995 году по инициативе Президента Республики Казахстан

Н.А. Назарбаева Ассамблея народов Казахстана. В связи с этим в Республике 18 октября отмечается день духовного согласия. Конечно, этот праздник неофициальный и негосударственный, но очень важный для нашей многонациональной страны.

Президент Казахстана Н. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (Астана, 28.02.2007 г.) указал на повышение роли Ассамблеи народов Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности. Обеспечение благоприятных условий для дальнейшего укрепления толерантности в обществе — одно из направлений политики государства.

Многонациональность, многоязычие и многокультурность Казахстана — ее богатство, фактор ее национальной безопасности. Уважение к другому народу, готовность понять и в чем-то даже при-

нять его традиции и ценности совсем не означает отказа от своих собственных традиций и ценностей.

Нормальное самосознание гражданина нового Казахстана — это единство трех начал, трех компонентов. Во-первых, это чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой. Во-вторых, это чувство принадлежности к многонациональному казахстанскому обществу, казахстанский патриотизм. В-третьих, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.

Основой современного казахстанского общества становятся признание полиэтнического, поликультурного, поликон-фессионального построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего, в области воспитания молодежи.

Казахстанское общество выдвигает перед образованием задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей и вероисповеданий.

Студенты педагогических вузов как будущие учителя призваны транслировать идеи поликультурности новым поколениям казахстанцев, вселять в душу каждого ребенка уверенность, что он достойный сын своего народа, чувство гордости за свой народ; совершенствовать знания учащихся, связанные с традициями и обычаями народов, проживающих в Казахстане; способствовать сохранению и приумножению богатейшего культурного наследия народа Казахстана [6].

Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического казах-

станского общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

А значит, в логике поликультурного образования целесообразно знакомить студентов с собственной историей, художественным искусством, традициями в контексте культурного развития Казахстана и мира. Это позволяет более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и способствовать расширению социальной мобильности личности. Включение в учебные планы интегрированных курсов литературы, культуры, истории, религии, искусства народов региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурноисторического опыта различных этно-национальных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал [7].

Такое направление в реализации по-ликультурного образования позволяет ориентироваться педагогам на: всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; обучение студентов правам человека и миролюбию; формирование представлений о многообразии культур в Казахстане и мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представите-

Роль просветительских идей Ы. Алтынсарина в развитии проблемы формирования поликультурной личности студента педагогического вуза

Ш. С. Демисенова

лями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Таким образом, есть все основания считать, что воспитание поликультур-ной личности в образовательной системе Казахстана — явление реальное, вполне осуществимое и достаточно апробированное педагогическим опытом народа. Получив право на язык, на свою националь-ную культуру, на религию — казахский народ в своем независимом государстве получил все возможности для еще более активной идентификации с общечеловеческой культурой. Поликультурное образование студентов педагогических вузов активизирует процессы самопознания, саморазвития, способствующих развитию механизмов рефлексии; направляет деятельность преподавателей высшей школы на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностнозначимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); актуализирует поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера; направлено на развитие толерантных качеств личности студентов.

Совершенно очевидно, что в казахской культуре процесс идентификации с культурами других народов представляет собой широчайший поток достижений, имен, сконцентрировавших собой особый тип ментальности, педагогических идеалов, жизненных устремлений. Об устремленности к другим культурам многозначительно свидетельствуют такие известные имена, трагическая судьба которых омрачает человеческую память, поскольку несколько поколений казахского народа ничего не знают о них и не воздают им должного. Это, прежде всего Шакарим Кудайбердыев,

А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дула-тов, М. Жумабаев, Сакен Сейфуллин и многие другие. [3].

Ыбрай Алтынсарин является ярким примером поликультурности, сопричастности с другими культурами человечества. Идеи Ы. Алтынсарина по сей день рассматриваются в качестве методологической основы поликультурного воспитания личности.

Библиографический список

1. Наурызбай Ж.Ж. Воспитание патриотизма и поликультурности в организациях образования // Многопрофильный университет: патриотизм, поликультурность, конкурентоспособность будущих специалистов: Сб. материалов VIII Меж-дунар. Байконуровских чтений. - Жез-казган, 2008. С. 3-7.

2. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование: теоретический аспект и инновационный опыт. - Жезказган: ЖезУ 2001. - 55 с.

3. Кабылбекова З.Б. Воспитание по-ликультурной личности студента как педагогическая реальность: дисс. ... канд. пед. наук. Тараз, 2000.

4. Жарикбаев К.Б. Развитие психо-

логической мысли в Казахстане: (со второй половины XIX века и до наших дней). - Алма-Ата: Казахстан, 1968.

С. 31-52.

5. Жарикбаев К.Б. Психологические взгляды И. Алтынсарина: исследуются на основе первоисточников // Нач. школа Казахстана. 2002. N 1. С. 17.

6. Абсатова М.А. Принципы формирования национальной школы в контексте поликультурного образовательного пространства // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2007. N 5. С. 23-25.

7. Давыдов Ю.С. Цивилизация и по-ликультурное образование (на примере Северного Кавказа) // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 4. Социокультурное пространство современного образования. - М.: Воронеж, 2000. С. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.