Научная статья на тему 'Роль поликультурной среды в саморазвитии студентов педагогических вузов'

Роль поликультурной среды в саморазвитии студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демисенова Ш. С.

Обосновывается сущность поликультурного образования в высшей школе; анализируются проблемы и перспективы развития поликультурного образования; делаются выводы о возможностях поликультурного образования в сфере формирования личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль поликультурной среды в саморазвитии студентов педагогических вузов»

ме толерантности в межличностном общении // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2 ч. - М.: Смысл, 2004. - Ч. 1.

5. Кабылбекова З.Б. Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Шымкент, 2010.

6. Калашникова Е.М. Психологические силы как элемент сущностных сил человека // Новые идеи в философии. Пермь. 1999. 123 с.

7. Назарбаев Н.А. Послание Главы государства народу Казахстана: Построим будущее вместе! // Казахстанская правда. 2011. № 33, 34.

8. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 267 с.

9. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

10. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2000. - 22 с.

11. Узакбаева С.А. Казахская культура как часть мировой цивилизации // Казахская цивилизация в контексте мирового исторического процесса: материалы междунар. науч. конф. (7-8 июля 2003 г.). - Алматы, 2003. С. 517-527.

12. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. -Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

УДК 37.01 ББК 74.65

Ш.С. Демисенова

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Обосновывается сущность поликультурного образования в высшей школе; анализируются проблемы и перспективы развития поликультурного образования; делаются выводы о возможностях поликультурного образования в сфере формирования личности будущего педагога.

Ключевые слова: поликультурная среда, поликультурное образование, саморазвитие, толерантность.

Поскольку саморазвитие студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно в образовательной и воспитательной среде вуза, то поликультурность данной среды может выступать средством саморазвития личности. Особенно это значимо в условиях педагогического образования многокультурных государств Казахстана и России.

Категория «поликультурность»

в настоящее время получила широкое отражение в научной литературе в виде мультиэтнического образования (Дж. Бэнкс), мультикультурного образования (Я. Пэй, Р. Лисиер), поликультурного образования (В.В. Борисенков, О.В. Гукаленко и др.), поликультурного воспитания (Е.В. Бондаревская, А.А. Реан). Поликультурная среда по-

ш

о

ш

о ф

т

го

ч

ф

го m

0

1

<u о

ф

Ч

с; ЕЗ

нимается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей (О.В. Гукаленко, Г.Н. Казилов, М.Н. Кузьмин, А.В. Мазуренко, Л.Л. Супрунова, Л.М. Сухорукова и др.) [7].

Поликультурная среда дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир, ориентировать студентов - будущих педагогов на ценности культуры, диалога, миропонимания. Поликультурная среда так же направлена на изучение формальной и неформальной системы образования и передачи национальных ценностей, традиций, ритуалов, выражающих взгляды и верования разных народов. Как писал М.М. Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую [1].

Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического общества поликультурная среда становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя культурологические, этноисто-рические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культу р-ное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

В работе по формированию личности студентов педагогических вузов у преподавателей возникают значительные трудности, связанные с недостаточной разработанностью методологии и методики воспитания и обучения в поликультурной среде, отсутствием учебных

пособий и методических материалов, отражающих местные региональные особенности, а также идеи многообразия окружающего мира [11].

Однако поликультурная среда - это не только соотношения различных культур, это и включение в образовательное пространство различных ответвлений культуры: коммуникативной культуры, экономической культуры, управленческой культуры, культуры творчества и др., что не менее важно для будущего педагога. А значит, следует более детально рассмотреть содержание понятия «поликультурная среда».

Понятие «поликультура» состоит из двух ключевых слов: поли и культура. С греческого языка слово «поли» переводится как обширный, многочисленный и означает всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо. Понятие культура многопланово. С одной стороны, оно тесно связано с философией и воспринимается обыденным сознанием как явление чисто духовное, но в то же время, культуру нельзя отделить и от материальной жизни общества. Поэтому неудивительно, что существует множество трактовок этого понятия. Известны уже сотни определений термина культура, встречающихся в работах исследователей. Например, А. Кербер и К. Клакхон разделяют все определения на шесть групп: описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные и генетические. Существуют разные подходы в изучении понятия «культура». Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.Г. Карпов, А.А. Зварыкин, Г.П. Францев и др.). Трактовка культуры как процесса творческой деятельности отражена в работах Э.А. Баллера, Л.Н. Коган, Н.С. Злобиной. По их мнению, культура - это, прежде всего, творческие способности, сущностные силы самого человека. Общую характеристику культуры как универсального свойства общественной жизни

людей рассматривали в своих исследованиях сторонники методологического подхода - В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган. Известные культурологи М.С. Каган, Б.С. Ерасов и др. выделяют три компонента в общем понятии «культура»: материальный, художественный, духовный. Духовный компонент, по-мнению Международной конференции ЮНЕСКО «Образование и культура» (1995), является наиболее значимым для сферы образования, ведь культура трактуется как «совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса)». Обобщая вышесказанное, отметим: мы понимаем культуру как совокупность материальных и нематериальных продуктов человеческой деятельности, ценностей, идей, способов поведения, принятых в общностях (группах), передаваемых из поколения в поколение.

По утверждению П.А. Флоренского, культура - «есть среда, растящая и питающая личность». Она выполняет ряд важных общественных функций: ценностно-гуманистическую, информативную, нормативную, адаптивную, защитную, педагогическую и др. А.Н. Малюков к числу таких функций относит просветительскую, коммуникативную, гедонистическую и воспитательную функции. Ю.А. Лукин выделяет также эмоциональную, ценностно-ориентированную, зрелищную функции культуры. Культуротворческая функция человека состоит в том, что личность творит сама себя, самообогащается, создавая культурное «пространство». В последнее время интерес к проблеме взаимоотношения человека и культуры, диалогу культур, культурному пространству значительно вырос, по-новому осмыслив положение о том, что «система личности есть ни что иное, как индивидуализированная система культуры» [6].

По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая категория «поликультурность» означает создание различных

культурных сред, где будет осуществляться развитие человека, и где он будет приобретать опыт культуросообразного поведения, и ему будет оказана помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей [5].

В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 60-х гг. XX в., а с 80-х гг. за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной деривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б.П. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате) и др. [3].

В Казахстане предпосылки изучения поликультурности восходят еще к антропологическим и педагогическим воззрениям великих казахских просветителей, педагогов-демократов второй половины XIX в. Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева [2].

В Казахстане поликультурное образование относится к сравнительно новой области педагогического знания [8]. Ему посвящены работы (Р.Т. Абдулатипова, М.А. Абсатовой, М.Х. Балтабаева,Р. Ба-шарулы, А.А. Бейсенбаевой, К.Б. Жарик-баева, З.Б. Кабылбековой, С.К. Калиева, С.Т. Каргина, К.Ж. Кожахметовой, Л.В. Колесниковой, Ж.Ж. Наурызбай, Ш.М. Мухтаровой, Б.Э. Тлеулова, С.А.Узакбаевой, К.С. Успанова, Н.Н. Хан, Н.Д. Хмель и др.).

В работах отечественных и зарубежных ученых поликультурная среда рассматривается и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как часть педагогической культуры преподавателя, как новая информационная среда, и как парадигма образования XXI в. и т. д.

Поликультурная среда как инструмент интеграции национальных меньшинств в доминирующую культурную среду изучалась Г.Д. Дмитриевым, У. Боос-Нюннингом, У. Зандфуксом,

ш

о

ш

о ф

т

го

ч

ф

с ш

о

ф

го

о S го о

.0 ф

о

о с _0

о Q_

го m

0

1

<u о

<u

с;

К.Ж. Кожахметовой; как средство формирования национального самосознания и культурной самоидентификации поликультурной среды рассматривали В.Е. Абидова, Е.Л. Матюхина, А.И. Оди-нец, М.А. Лимофеева, Ш.М. Мухтарова, Т. А. Чикаева; концепции поликультурного взаимодействия в зарубежной концепции поликультурного взаимодействия в педагогике изучались С.Ч. Наушабаевой А.А. Рахкошкиным; реализации поликультурного подхода в содержании учебно-воспитательного процесса посвящены работы Л.Г. Ведениной, Т.Б. Менской, Ж.Ж. Наурызбай, С.А. Узакбаевой, А.В. Шафриковой.

Опора на исследования ученых О.В. Гукаленко, Г.Н. Казилова, М.Н. Кузьминой, А.В. Мазуренко, Л.Л. Супруновой, Л.М. Сухоруковой позволила Л.С. Миллер уточнить дефиницию «поликультурная среда», которая понимается как процесс освоения человеком многообразия различных типов культур (расового, этнического, социального, гендерного, религиозного) в целях духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в поликультурной среде, представленной системой общечеловеческих и культурных ценностей, где каждый ее участник в диалоговом общении сохраняет и утверждает культурную идентичность и проявляет готовность осуществить «обмен» культурами, ценностями, смыслами, творчеством [8].

Относительно предмета нашего исследования «поликультурная среда вуза» понимается нами как особая информационная среда, выступающая средством передачи социального опыта в сфере развития профессионально-педагогических ценностей и культуры студентов, способствующая развитию адаптивности, толерантности, многогранности личности.

На основе анализа соответствующей литературы была сформулирована общая цель развития поликультурной среды в вузе: подготовка молодежи к жизни

в условиях могонациональной и поликультурной среды.

При активизации поликультурной среды вуза важно рассмотреть направления поликультурного образования и воспитания за рубежом (С. Лоуренс), анализирующие особенности антирасистского мировоззрения, осознания своей принадлежности к определенной расе, достоинств и особенностей той или иной расы; межкультурные тренинги (Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин), целью которых является формирование межкультурной компетенции, то есть общих лингвистических, социальных и психических способностей и умений, дающих возможность осознать принадлежать к группе людей определенной культуры и успешно общаться с ними [5].

К реализации поликультурного образования в мире отношение в целом позитивное. Россия и Казахстан уникальны в этническом многообразии. Особенность мультиэтничности России (160 этносов) основана на федеральном устройстве, а Казахстан (130 этносов) унитарное государство. В Республике Казахстан и Российской Федерации политика глав государств предполагает интеграцию и консолидацию мультиэтнического общества. Поликультурное образование в Казахстане и России, предполагает изучение различных культур и их взаимосвязи через обучение учащихся культуре мира и правам человека [12]. Анализируя подходы к проблеме поликультурного образования в РоссиииКазахстане следует отметить, что приоритет отдается государственному языку и культуре на-циеобразующего этноса. Политика Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева обеспечивает стабильность поликультурных взаимоотношений внутри государства. А созданная по инициативе Президента Республики Казахстан Ассамблея народов Казахстана способствует формированию и укреплению казахстанской идентичности, развитию гармоничных межэтнических отношений,

взаимодействию культур всех этнических групп, проживающих в Казахстане.

В условиях Казахстана поликультурное образование должно, в первую очередь, работать на гармонизацию отношений коренного этноса и других этносов Казахстана; объединяющим должно быть изучение государственного языка, культуры, истории Казахстана как общей Родины [5].

Все это подтверждает необходимость в логике поликультурного образования знакомить студентов с собственной историей, художественным искусством, традициями в контексте культурного развития своей страны и мира. Это позволяет более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном итоге способствует расширению социальной мобильности личности. Включение в учебные планы интегрированных курсов литературы, культуры, истории, религии, искусства народов региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этно-национальных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал [4].

Такое направление в реализации поликультурного образования позволяет ориентироваться педагогам на:

• всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

• обучение студентов правам человека и миролюбию;

• формирование представлений о многообразии культур в своей стране и мире;

• воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

• создание условий для интеграции в культуры других народов;

• формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального

общения.

Выпускник высшего учебного заведения должен быть личностью с поликультурным образованием, высокой нравственной культуры, здоровым и активным, интеллектуально развитым [9].

Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операци-онно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений студентов - будущих педагогов: к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению; к профессии педагога как посредника между человеком и культурой, способному ввести личность в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждому в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество; к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры [4].

Нами выделены методики саморазвития студентов педагогических вузов в поликультурной среде в учебной деятельности, предполагающие разработку нескольких спецкурсов («Поликультурный подход в образовании», «Педагогика толерантности» и др.), тренинговый курс «Самореализация студентов в педагогическом вузе», который включает в себя ряд упражнений практического характера, позволяющих приобрести навыки самореализации, а также внедрение в учебный процесс особых форм деятельности. Во внеучеб-

ш

о

со

о ф

т

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

ф

с со о

ф 5

го

О

го о

.0 ф

о

!г £

ц

о с

_0 ц

о о.

ной деятельности, важным направлением саморазвития студентов выступает проектная деятельность («Молодежь и традиции» и др.), участие в ярмарках народных ремесел, народных праздниках (Наурыз и др.), народных играх (алтын кабак, аксуек и др.), турнирах интеллектуальных игр (тогызкумалак и др.) и др.

Таким образом, поликультурная среда студентов педагогических вузов активизирует процессы самопознания, саморазвития, способствующих развитию механизмов рефлексии; направляет деятельность преподавателей высшей школы на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); актуализировать поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности, оказывать помощь консультативного, информационного и практического характера; направленных на развитие толерантных качеств личности студентов.

Теоретический анализ показал нам значительную роль поликультурной среды в саморазвитии студентов педагогических вузов. Библиографический список

1. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 78-82.

2. Абсатова М.А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Алматы, 2009. - С. 6-7.

3. Бессарабова И.С. К проблеме поликультурного образования в современ-

ном обществе // Almamater. 2008. № 6. С. 38-43.

4. Давыдов Ю.С. Цивилизация и поликультурная среда (на примере Северного Кавказа) // Известия Академии пед. и соц. наук. Социокультурное пространство современного образования. - М.; Воронеж, 2000. Вып. 4. С. 28-31.

5. Кожахметова К.Ж., Юнусова М.С. Науч.-метод. основы поликультурного образования и организации деятельности воскресных школ РК. -2006. - 96 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

7. Лезина В.В. Развитие поликультурного образования в республике казахстан // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1.

8. Миллер Л.С. Развитие гуманистического мировоззрения в процессе поликультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ,

2008. - 23 с.

9. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование: теоретический аспект и инновационный опыт. - Жезказган: ЖезУ, 2001. - 55 с.

10. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е.В. Бондаревской. -Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.

11. Супрунова Л.Л. Основные направления поликультурного образования в гуманитарном вузе // Вестник ПГУ. 2003. № 1. С. 21.

12. Цепкова И.Б. Формирование толерантности как фактор социально-политической стабильности в РК: автореф. дис. . д-ра полит. наук. - Алматы,

2009. - 60 с.

го со

0

1

ф

о

ф

Ч

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.