Научная статья на тему 'О целях и задачах поликультурного образования'

О целях и задачах поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ЦЕЛИ / GOALS / ЗАДАЧИ / OBJECTIVES / ЭТНОС / ETHNOS / НАЦИЯ / NATION / ЭТНОКУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРА / SOCIAL CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ДР / ETHNOCULTURAL IDENTIFICATION / ETHNIC CULTURE / INTERNATIONAL ACCORD AND OTHER / ПОЛИМәДЕ-НИЕТ БіЛіМ / МАқСАТТАР / ұЛТ / ЭТНОМәДЕНИЕТ / әЛЕУМЕТ-ТіК МәДЕНИЕТ / ЭТНОМәДЕНИЕТ БіРДЕЙЛЕСТіРУ / үЛТАРАЛЫЦ ЫНТЫМАГЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучикова Г. Б.

Одним из актуальных направлений современной педагогики во всем мире и в нашей стране является поликультурное образование. В статье рассматриваются научные основы, проблемы поликультурного образования, формирования эт-нотолерантности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О целях и задачах поликультурного образования»

Вестник «Орлеу^-kst

s

m

о

%

Рч

рз О

из О

и О

Ü О Е-

ш

о ©

о о о

©

Кучикова Г. Б.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГККП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г.Костаная»

Нег1зг1 свздер: полимэде-ниет б1л1м, мацсаттар, этнос, улт, этномэдениет, элеумет-тгк мэдениет, этномэдениет б1рдейлест1ру, ултаралыц ын-тымагы ж.б.

Ключевые слова: поликультурное образование, межнациональное согласие, цели, задачи, этнос, нация, этно-культура, социокультура, этнокультурная идентификация и др.

Keywords: multicultural education, goals, objectives, ethnos, nation, ethnic culture, social culture, ethno-cultural identification, international accord and other

О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

^a3Ípri педагогиканьщ Gykw элемдеп жэне бiздщ елiмiздегi езект багыттарыныц 6ipi полимэдениетп бшм беру болып табылады. Макалада окушылардыц полимэдениетп бшм берудщ гылыми негiздерi, этнотолеранттылыктыц К¥рылымы мэселелерi карастырылады.

Аннотация

Одним из актуальных направлений современной педагогики во всем мире и в нашей стране является поликультурное образование. В статье рассматриваются научные основы, проблемы поликультурного образования, формирования эт-нотолерантности учащихся.

Annotation

One of the actual direction of modern pedagogy in the whole world and in our country is multicultural education. The article deals with scientific basis, the problems of multicultural education, formation of etnotolerance of students.

Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Вопросы совершенствования гармонизации отношений между нациями и этносами в казахстанском обществе тесно переплетаются со стратегическими перспективами развития страны, определяют подготовку подрастающего поколения к жизни в многоэтнической среде приоритетным направлением развития отечественного образования, придают особую важность и актуальность поликультурному образованию.

Поликультурная образование - сравнительно молодая, но очень перспективная отрасль научного знания, первые исследования которой относятся к 60-м годам прошлого столетия в США. Обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что несмотря на повышенный интерес ученых во всем мире, исследование поликультурной педагогики вызывает множество споров и сомнений, до сих пор не существует общего понимания данной области проблематики, точного, целостного определения понятия, не сложился полноценный понятийный и концептуальный аппарат. Известно множество концепций, определений, претендующих на полноту раскрытия сущности, подчеркивающих различные стороны многогранного феномена поликультурного образования. В зарубежных научных школах значительный вклад в развитие идей поликультурного образования учащихся внесли Дж. Бэнкс, Д. Голлник, Ф. Чинн, Р.Л. Гарсия, Л. Чавез, М.

Вестник «Oрлеу»-kst

Калантзис, Б. Хоуп, Д. Хупс. В российской науке в настоящее время также проведены исследования в этой области (Гукаленко О. В., Л.В. Колобова, В.А. Ершов, М.Г. Тайчинов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, М.А. Надырма-гамбетова, А.А. Сыродеева, Л.Л. Супрунова и др.). Поликультурное образование очень актуально в Кыргызстане (работы Н.А. Асиповой, Г. Адылбек кызы, Л.А. Ждановой, С.Н. Пак, Е.Ш. Нусубалиевой и др.). В Казахстане различные аспекты поликультурного образования рассматриваются в диссертационных исследованиях К.Ж. Кожахметовой, Ж.Ж. Наурызбая, З.Ж. Кашкимбаевой, Л.И. Сексенбаевой, З.Б. Кабылбековой, Г.Н. Кошербаевой и др.

Однако, несмотря на разногласия, мнения ученых сходятся в одном: поликультурное образование школьников - это важная часть современного образования, направленная на межэтническую интеграцию народов и способствующая уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях рядом живущих этносов. Основу поликультурного образования учащихся составляют: освоение общечеловеческих ценностей национальной и мировой культуры; воспитание культуры межнационального общения; воспитание и образование в контексте диалога культур; воспитание толерантности и религиозно-этнической культуры.

Анализ научных источников показывает, что у ученых нет единства во взглядах не только относительно определения поликультурного образования, существенно разнятся мнения исследователей и относительно его целей. М.Ф. Пафова, выделяет четыре ориентира в целях поликультурного образования [1, с. 77]. Первое направление - этнокультурная и социокультурная идентификация личности. Развитие данного качества В.А. Ершов рассматривает «как условие вхождения в поликультурную среду» [2, с. 14]. У Ф.Н. Зиатдиновой данный вектор обозначен как процесс формирования системы ценностей.

Следующий ориентир - освоение системы понятий и представлений о разнообразии культур в мире, стране, территории проживания Л.Л. Супрунова и Л.В. Колобова интерпретируют как «приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам» [3, с. 81].

Для А.Н. Джуринского приоритетно «понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей» [4, с. 96]. Подобной точки зрения придерживаются В.А. Ершов, М.Ф. Пафова, Г.Д. Дмитриев, В.П. Бо-рисенков, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др. Д. Бэнкс видит главной целью поликультурного образования «помощь молодежи в развитии межкультурной компетентности» [5, с. 105].

Еще один вектор - воспитание установок толерантного сознания. Для А.Н. Джуринского - это гражданская позиция индивида. В.А. Ершов считает, что это - результат воспитания. Акцент на формировании позитивного отношения к культурным отличиям сделан Г.Д. Дмитриевым и В.П. Борисенковым. В.И. Жаркова, Д.А. Султанова связывают цели поликультурного образования не только с приобщением учащихся к родной культуре, но и воспитанием толерантности и уважения к национальной самобытности других народов.

Четвертый ориентир связан с развитием умений и навыков конструктивного взаимодействия с представителями иных культур. Для Н.К. Мартысевич, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, К.В. Воронцовой он включает формирование умения и готовности жить в многокультурной этнической среде. Позиция О.К. Гагановой связана с политическим воспитанием. А.Н. Джуринский трактует обозначенный вектор как развитие нравственных и коммуникативных качеств личности, М.Г. Тайчинов также обращается к развитию внутреннего потенциала человека. А.Я. Данилюк акцентирует внимание на способности человека «создавать новую культуру» [6, с. 8] для гармоничной адаптации в любом межкультурном пространстве.

Кроме обозначенных целей, ученые акцентируют внимание и на других: Л.Л. Су-прунова - на развитии планетарного сознания, А.Ю. Белогуров - поликультурного мышления, Б.М. Утегенова - на формировании субъекта казахстанской культуры.

Для нас цель поликультурного образования - формирование поликультурно-образованного, толерантного к инаковости индивида, позитивно воспринимающего культурное многообразие окружающего мира и способного к комфортной жизнедеятельности в условиях

т

о

Рч РЗ

О

из О

и

О

§

О Е-

ш

о ©

о о о

©

Вестник «Орлеу^-kst

s

m о

л w О

L

О §

ш Е-

S

о

ш Е-

поликультурного общества.

Изученные материалы позволяют заключить, что задачи поликультурного образования также условно можно разделить на несколько групп. Первая — формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения, формировании социальной компетентности подрастающего поколения. В указанную группу мы отнесли высказывания О.В. Гукаленко, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнкса, В.А. Ершова, А.Н. Джуринского, В.С. Кукушина, Г.У. Солдатовой и др.

Другая группа объединяет задачи, связанные с культурой: глубокая и всесторонняя интериоризация учащимися культуры своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и в своей стране, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиями для самореализации личности (Г. Адылбек кызы, А.Ю. Белогуров, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, В.А. Ершов, К.Ж. Кожахметова, Н.В. Нидерер, Л.В. Панасюк). В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова настаивают на создании условий для интеграции учащихся в культуры других народов.

В условиях Казахстана Президент страны Н.А. Назарбаев и многие исследователи (К.Ж. Кожахметова, И.Н. Тасмагамбетов, А.А. Бейсембаева, Т.М. Шакирова и др.) считают приоритетной задачу воспитания патриотизма юных казахстанцев.

На наш взгляд, задачи поликультурного образования включают формирование и развитие у младших школьников культуры толерантности, умений и навыков гармоничного взаимодействия с представителями различных культур, представлений о многообразии культур в мире и в своей стране, воспитание патриотизма и положительного отношения к культурным различиям, глубокую и всестороннюю интериоризацию учащимися культуры казахского народа и культур, проживающих в Казахстане этносов.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что, несмотря на широкий разброс мнений ученых в рассмотрении теоретико-методологических основ, ставшее ответной реакцией на процессы глобализации, поликультурное образование призвано решать самые злободневные проблемы современного социума - научить молодежь мирному сосуществованию в этнокультурном, полиэтническом, многоконфессиональном мире. Оно направленно на глубокое и всестороннее овладение школьниками культурой своего собственного народа и других этносов, формирование у молодежи чувства национального самосознания и достоинства, развитие этнической идентификации, воспитание патриота, знающего свои корни и связанного с ними, воспитание превентивной толерантности, межнационального согласия. Поэтому, как и многие ученые России (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко и др.), Кыргызстана (Г. Адылбек кызы, Е.Ш. Нусубалиева, Л.А. Жданова и др.) и Казахстана (К.Ж. Кожахметова, Н.К. Мартысевич и др.), мы даем высокую оценку поликультурному образованию и считаем его чрезвычайно важной и перспективной областью современного педагогического знания, подчеркиваем острую актуальность и бесспорность для школ многонациональных государств.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Пафова М.Ф.Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика, № 9, 2005.

2.Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы// Автореферат дисс. канд. пед. наук - Москва - 2000. 29 с.

3.Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии //Magister, № 3, 2000, с. 77-81

4.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития// Педагогика, 2002, №10 с. 93-96

5. Banks, J. Multiethnic Education: Practices and Promises. Phi Delta Kappa, 1997.

6.Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании// Педагогика № 10 2008, с. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.