/----
21
Актуальные проблемы педагогики
Т.А. Краснова
Анализ теоретических основ поликультурного воспитания школьников в современных условиях
в статье приводятся результаты изучения проблемы поликультурного воспитания школьников с точки зрения теоретического обоснования: раскрыта сущность поликультурного образования, показаны современные тенденции развития поликультурного воспитания.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, межнациональное общение.
Процессы интеграции и дифференциации в странах мира и на территории Российской Федерации ставят задачи создания условий для подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают интерес народов к своей национальной культуре. В результате активных миграционных процессов общеобразовательная школа стала многонациональной, соединяющей детей с разными этнокультурными традициями.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений [6, с. 12]. «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации» определяет следующие приоритеты - удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального
Актуальные проблемы педагогики
культурного, образовательного и духовного пространства, обеспечение качественного образования детей, обучающихся на языках народов России [9, с. 24]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с целью обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации в своем содержании предусматривает, что личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира [14, с. 5, 8]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определена система базовых ценностей, на основе которых возможна консолидация многонационального народа России [8, с. 18-19].
Анализ научной педагогической литературы (О.В. Гукаленко, В.А. Ершов, А.Н. Джуринский, Г.Н. Дмитриев, В.В. Макаев, В.Н. Максимова,
З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.) показывает, что формирование и развитие поликультурной среды в начале XXI века происходит под воздействием следующих факторов: рост числа субъектов международных отношений, увеличение участников межкультурного диалога, интенсификация миграционных процессов. Развитие современной цивилизации, связанное со стремлением отдельных личностей и целых народов обрести свою этническую идентичность и утвердить ее для своего социокультурного окружения, является одним из факторов актуализации поликультурного образования. При этом научно-технический прогресс и информатизация общества оказывают большое влияние на формирование поликультурного пространства. Таким образом, актуальность поликультурного образования определяется экономическим, политическим, культурным и социальным развитием общества.
Как научная проблема поликультурное образование заявило о себе после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ооН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства, на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отраженных в «Декларации прав человека».
Согласно исследованиям А.Н. Джуринского, термин «поликультур-ное образование» стал широко использоваться в зарубежной педагогике в 80-е гг. XX в. В 1985 г. в Международной энциклопедии образования поликультурное образование ограничивается рамками национальной,
расовой, этнической культуры и его целью является воспитание толерантного отношения к другим культурам, в выработке знания и понимания различий и сходств между культурами [4, с. 95].
Впервые проблемы поликультурного образования в России обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции в 1997 г. В ходе конференции был проведен анализ проблем, связанных с межкуль-турным диалогом в субъектах Российской Федерации, где наиболее ярко прослеживается культурно-этническое многообразие. Основополагающие идеи, выдвинутые участниками конференции, были ориентированы на переход от отдельных попыток реализации поликультурного образования к целостной образовательной программе, которая подготовит учащихся к активной и развивающей деятельности в поликультурном обществе.
В диссертационном исследовании О.В. Аракелян определяет цель воспитательной работы в полиэтническом ученическом коллективе как «формирование высокой нравственной культуры межнационального общения, выражающейся в гармоничном соотношении национального, общероссийского и общечеловеческого в личности и в коллективе», и выделяет принципы воспитания нравственной культуры межнационального общения, определяет задачи многонациональной школы, представляет концепцию многонациональной школы [1].
В исследовании В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой цель поликультурного образования определяется как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Задачи поликультурного образования - глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России; воспитание культурного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [12, с. 6].
В исследовании Г.Д. Дмитриева поясняется, что слова «многокультурный», «мультикультурный», «поликультурный» используются как синонимы, так как первая часть этих слов означает одно и тоже, но имеет разное происхождение - русское, греческое, латинское. Согласно опре-
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
делению автора, цель многокультурного образования - «способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей» [5, с. 34].
Исследования Г.Д. Дмитриева показывают, что мультикультурное становление личности предполагает следующие уровни: 1) толерантность; 2) понимание и принятие другой культуры; 3) уважение культуры различий; 4) утверждение культурных различий. Обучение толерантности - это развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности. Понимание и принятие другой культуры включает в себя изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которым дети приходят в школу. Уважение культурных различий представляет собой восхищение и высокую оценку культурных различий. Утверждение культурных различий предполагает, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция [там же].
Важный фактор актуализации поликультурного воспитания - интеграционные мировые процессы. В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается различиям наций, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях интеграции. В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур; формирование понимания равноценности культур разных народов и наций; обучение взаимодействию между людьми с разными традициями; ориентация на диалог культур [7, с. 26].
А.Н. Джуринский, сравнивая поликультурное и интернациональное воспитание, считает, что как и интернациональное, поликультурное воспита-
ние предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. В отличие от интернационального воспитания, поликультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение культурно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей является более важным. Поликультурное воспитание предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу, отказ этнического большинства от культурной монополии [3, с. 102-105].
Согласно исследованию А.Н. Джуринского, поликультурное воспитание в России выступает в виде альтернативы социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием единства и идеологической интеграции советского общества. В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим. При осмыслении этого процесса просматриваются две концепции. Одна из них исходит из понимания школы, где имеются автономные блоки, включающие систему этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Вторая концепция предлагает организовывать деятельность нерусской школы как движения школьника (носителя родной культуры) к культуре российской и мировой. При этом предлагается воспитание на диалогичной межкультурной основе [там же].
Г.Ж. Даутова выделяет сложившиеся в мировой педагогике подходы к пониманию поликультурного образования: гуманистический, культурологический, акультурационный, диалоговый, социально-психологический, этнопедагогический, глобализации. По определению Г.Ж. Дауто-вой, поликультурное образование - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры с целью духовного обогащения и развития планетарного мировоззрения, формирования взаимоуважения, дружелюбия, готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. При этом целью поликультурного образования является формирование поликультурной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в полиэтнической
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: овладение учащимися культурой собственного народа; формирование у них представлений о многообразии культур в мире и России; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; создание предпосылок для интеграции воспитанников в поликультурную среду; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитание в духе взаимоуважения, терпимости, гуманного межнационального общения [2].
Педагогика межнационального общения является одной из дисциплин, призванных формировать культуру взаимоотношений между представителями различных народов. Согласно исследованию Д.И. Латышиной, формирование культуры межнационального общения предполагает следующие этапы: освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей; формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность родному народу, а также уважения к культуре других народов; формирование потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений; перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения [13, с. 30-31].
В последние годы заметны успехи поликультурного образования в России. Оно осуществляется в определенном педагогическом контексте.
Осуществление проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы», реализация которого началась в 2009 г. в трех субъектах Российской Федерации (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика) включает разработку и внедрение в российское образовательное пространство инновационных моделей поликультурного образования, обеспечивающих реализацию гармонически взаимосвязанных процессов формирования национальной, общероссийской и общечеловеческой идентичности граждан Российской Федерации [11].
В рамках данного проекта идет работа по следующим направлениям: изучение и обобщение опыта построения национальной (родной) школы в субъектах Российской Федерации; разработка Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации; разработка и апробация учебно-методических и психолого-педагогических техноло-
гий формирования российской гражданской идентичности для системы дошкольного и общего образования; создание экспериментальных моделей поликультурного образования и организация их практической апробации в различных регионах страны; формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного образования.
В «Концепции развития поликультурного образования» поставлена цель: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национальнотерриториальном; формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире [10].
Образование будущего должно быть адекватным культурному и этническому многообразию человечества. В этих условиях возрастает роль поликультурного воспитания школьников, которое предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.
Библиографический список
1. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
2. Даутова Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2004.
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 1999.
4. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10.
5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.,1999.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М., 2004.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2011.
9. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Вестник образования России. 2006. № 18.
10. Концепция развития поликультурного образования. URL: http://www.mon-rk.ru/index.php/halmgkelnmenu/npbasekalmmenu/item/335-poly_cult_koncept_ mat.html (дата обращения: 02.05.2012).
11. Левитская А.А. Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Материалы Всероссийского семинара-совещания «организация введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 2-3 февраля 2010 г. URL: http:// mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/6640 (дата обращения: 02.05.2012).
12. Макаев В.В. и др. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4.
13. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.