Научная статья на тему 'Анализ теоретических основ поликультурного воспитания школьников в современных условиях'

Анализ теоретических основ поликультурного воспитания школьников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1965
684
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / INTERNATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Татьяна Алексеевна

В статье приводятся результаты изучения проблемы поликультурного воспитания школьников с точки зрения теоретического обоснования: раскрыта сущность поликультурного образования, показаны современные тенденции развития поликультурного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THEORETICAL BASES OF POLYCULTURAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

In the article one can find the results of studying of a problem of polycultural education of school students from the point of view of theoretical justification: the essence of polycultural education is defined, current trends of development of polycultural education are shown.

Текст научной работы на тему «Анализ теоретических основ поликультурного воспитания школьников в современных условиях»

/----

21

Актуальные проблемы педагогики

Т.А. Краснова

Анализ теоретических основ поликультурного воспитания школьников в современных условиях

в статье приводятся результаты изучения проблемы поликультурного воспитания школьников с точки зрения теоретического обоснования: раскрыта сущность поликультурного образования, показаны современные тенденции развития поликультурного воспитания.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, межнациональное общение.

Процессы интеграции и дифференциации в странах мира и на территории Российской Федерации ставят задачи создания условий для подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают интерес народов к своей национальной культуре. В результате активных миграционных процессов общеобразовательная школа стала многонациональной, соединяющей детей с разными этнокультурными традициями.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений [6, с. 12]. «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации» определяет следующие приоритеты - удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального

Актуальные проблемы педагогики

культурного, образовательного и духовного пространства, обеспечение качественного образования детей, обучающихся на языках народов России [9, с. 24]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с целью обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации в своем содержании предусматривает, что личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира [14, с. 5, 8]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определена система базовых ценностей, на основе которых возможна консолидация многонационального народа России [8, с. 18-19].

Анализ научной педагогической литературы (О.В. Гукаленко, В.А. Ершов, А.Н. Джуринский, Г.Н. Дмитриев, В.В. Макаев, В.Н. Максимова,

З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.) показывает, что формирование и развитие поликультурной среды в начале XXI века происходит под воздействием следующих факторов: рост числа субъектов международных отношений, увеличение участников межкультурного диалога, интенсификация миграционных процессов. Развитие современной цивилизации, связанное со стремлением отдельных личностей и целых народов обрести свою этническую идентичность и утвердить ее для своего социокультурного окружения, является одним из факторов актуализации поликультурного образования. При этом научно-технический прогресс и информатизация общества оказывают большое влияние на формирование поликультурного пространства. Таким образом, актуальность поликультурного образования определяется экономическим, политическим, культурным и социальным развитием общества.

Как научная проблема поликультурное образование заявило о себе после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ооН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства, на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отраженных в «Декларации прав человека».

Согласно исследованиям А.Н. Джуринского, термин «поликультур-ное образование» стал широко использоваться в зарубежной педагогике в 80-е гг. XX в. В 1985 г. в Международной энциклопедии образования поликультурное образование ограничивается рамками национальной,

расовой, этнической культуры и его целью является воспитание толерантного отношения к другим культурам, в выработке знания и понимания различий и сходств между культурами [4, с. 95].

Впервые проблемы поликультурного образования в России обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции в 1997 г. В ходе конференции был проведен анализ проблем, связанных с межкуль-турным диалогом в субъектах Российской Федерации, где наиболее ярко прослеживается культурно-этническое многообразие. Основополагающие идеи, выдвинутые участниками конференции, были ориентированы на переход от отдельных попыток реализации поликультурного образования к целостной образовательной программе, которая подготовит учащихся к активной и развивающей деятельности в поликультурном обществе.

В диссертационном исследовании О.В. Аракелян определяет цель воспитательной работы в полиэтническом ученическом коллективе как «формирование высокой нравственной культуры межнационального общения, выражающейся в гармоничном соотношении национального, общероссийского и общечеловеческого в личности и в коллективе», и выделяет принципы воспитания нравственной культуры межнационального общения, определяет задачи многонациональной школы, представляет концепцию многонациональной школы [1].

В исследовании В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой цель поликультурного образования определяется как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Задачи поликультурного образования - глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России; воспитание культурного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [12, с. 6].

В исследовании Г.Д. Дмитриева поясняется, что слова «многокультурный», «мультикультурный», «поликультурный» используются как синонимы, так как первая часть этих слов означает одно и тоже, но имеет разное происхождение - русское, греческое, латинское. Согласно опре-

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

делению автора, цель многокультурного образования - «способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей» [5, с. 34].

Исследования Г.Д. Дмитриева показывают, что мультикультурное становление личности предполагает следующие уровни: 1) толерантность; 2) понимание и принятие другой культуры; 3) уважение культуры различий; 4) утверждение культурных различий. Обучение толерантности - это развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности. Понимание и принятие другой культуры включает в себя изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которым дети приходят в школу. Уважение культурных различий представляет собой восхищение и высокую оценку культурных различий. Утверждение культурных различий предполагает, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция [там же].

Важный фактор актуализации поликультурного воспитания - интеграционные мировые процессы. В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается различиям наций, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях интеграции. В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур; формирование понимания равноценности культур разных народов и наций; обучение взаимодействию между людьми с разными традициями; ориентация на диалог культур [7, с. 26].

А.Н. Джуринский, сравнивая поликультурное и интернациональное воспитание, считает, что как и интернациональное, поликультурное воспита-

ние предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. В отличие от интернационального воспитания, поликультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение культурно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей является более важным. Поликультурное воспитание предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу, отказ этнического большинства от культурной монополии [3, с. 102-105].

Согласно исследованию А.Н. Джуринского, поликультурное воспитание в России выступает в виде альтернативы социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием единства и идеологической интеграции советского общества. В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим. При осмыслении этого процесса просматриваются две концепции. Одна из них исходит из понимания школы, где имеются автономные блоки, включающие систему этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Вторая концепция предлагает организовывать деятельность нерусской школы как движения школьника (носителя родной культуры) к культуре российской и мировой. При этом предлагается воспитание на диалогичной межкультурной основе [там же].

Г.Ж. Даутова выделяет сложившиеся в мировой педагогике подходы к пониманию поликультурного образования: гуманистический, культурологический, акультурационный, диалоговый, социально-психологический, этнопедагогический, глобализации. По определению Г.Ж. Дауто-вой, поликультурное образование - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры с целью духовного обогащения и развития планетарного мировоззрения, формирования взаимоуважения, дружелюбия, готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. При этом целью поликультурного образования является формирование поликультурной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в полиэтнической

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: овладение учащимися культурой собственного народа; формирование у них представлений о многообразии культур в мире и России; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; создание предпосылок для интеграции воспитанников в поликультурную среду; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитание в духе взаимоуважения, терпимости, гуманного межнационального общения [2].

Педагогика межнационального общения является одной из дисциплин, призванных формировать культуру взаимоотношений между представителями различных народов. Согласно исследованию Д.И. Латышиной, формирование культуры межнационального общения предполагает следующие этапы: освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей; формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность родному народу, а также уважения к культуре других народов; формирование потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений; перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения [13, с. 30-31].

В последние годы заметны успехи поликультурного образования в России. Оно осуществляется в определенном педагогическом контексте.

Осуществление проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы», реализация которого началась в 2009 г. в трех субъектах Российской Федерации (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика) включает разработку и внедрение в российское образовательное пространство инновационных моделей поликультурного образования, обеспечивающих реализацию гармонически взаимосвязанных процессов формирования национальной, общероссийской и общечеловеческой идентичности граждан Российской Федерации [11].

В рамках данного проекта идет работа по следующим направлениям: изучение и обобщение опыта построения национальной (родной) школы в субъектах Российской Федерации; разработка Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации; разработка и апробация учебно-методических и психолого-педагогических техноло-

гий формирования российской гражданской идентичности для системы дошкольного и общего образования; создание экспериментальных моделей поликультурного образования и организация их практической апробации в различных регионах страны; формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного образования.

В «Концепции развития поликультурного образования» поставлена цель: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национальнотерриториальном; формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире [10].

Образование будущего должно быть адекватным культурному и этническому многообразию человечества. В этих условиях возрастает роль поликультурного воспитания школьников, которое предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

Библиографический список

1. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.

2. Даутова Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2004.

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 1999.

4. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10.

5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.,1999.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М., 2004.

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2011.

9. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Вестник образования России. 2006. № 18.

10. Концепция развития поликультурного образования. URL: http://www.mon-rk.ru/index.php/halmgkelnmenu/npbasekalmmenu/item/335-poly_cult_koncept_ mat.html (дата обращения: 02.05.2012).

11. Левитская А.А. Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Материалы Всероссийского семинара-совещания «организация введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 2-3 февраля 2010 г. URL: http:// mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/6640 (дата обращения: 02.05.2012).

12. Макаев В.В. и др. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4.

13. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.