Научная статья на тему 'Поликультурное образование как важное направление модернизации школы в постиндустриальном обществе'

Поликультурное образование как важное направление модернизации школы в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1831
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЪТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЪТИКУЛЪТУРАЛИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURALISM / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрунова Людмила Леонидовна

В статье показана высокая значимость идеи пол и культури ого образования в модернизации российской общеобразовательной и высшей школы. Проанализированы теоретико-методологические основания поликультурного образования на примере отечественных и зарубежных исследований. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы на примере общеобразовательной школы № 12 города Пятигорска, в которой обучаются дети, представляющие 14 национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural Education as an Important Direction of the Modernization of Education in Post-Industrial Society

The high significance of the idea of multicultural education in the modernization of the Russian general education and higher education is shown in the article. The theoretical and methodological foundations of multicultural education on an example of domestic and foreign research are analyzed. The results of experimental work on the example of general education school No. 12 of Pyatigorsk (city in the Stavropol region of Russia), in which the children of 14 nationalities study are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как важное направление модернизации школы в постиндустриальном обществе»

4. НПО-СПО России: перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. - №6. - 2013. - С.3-10.

5. Болотов В.А. Высшее образование первой ступени: как реформировать бакалавриат //Профессиональное образование. Столица. - 2013. - №6.- С.11-14.

6. Ломакина Т.Ю. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования: Коллективная монография. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

7. Иванова C.B. Развитие системы непрерывного образования в сфере бизнеса: новые решения [Текст] / C.B. Иванова // ЭТАП: экономическая теория, анализ практика. - 2012. - №2. - С. 122-135.

8. Силкина Н.В. Компетентностный подход в условиях корпоративного профессионального образования: Практико-ориентированная монография. Новосибирск, 2006.

9. поган Ч. (Charles Logan). Обучение на рабочем месте — верный путь к карьерному развитию. Источник: http://www.hays.co.uk. Перевод редакции Trainings.ru. Электронный ресурс: www.trainings.ru

Ю.Путин В.В. Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы. - Комсомольская правда. -2012.- 12 февр.

11. Разработка стратегии корпоративного обучения. Электронный ресурс: www.trainings.ru со ссылкой Hawww.e-xecutive.ru/career/adviser/337696/

12. Тенденции обучения и развития персонала 2012. Центр исследований и аналитики Amplua Insights, редакция Trainings.ru. Электронный ресурс: www.trainings.ru/.

13. Принятие решений в системе образования: Монографический сборник. М.: Издательский центр ИЭТ, 2014. - С. 472-473.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье показана высокая значимость идеи пол и культурного образования в модернизации российской общеобразовательной и высшей школы. Проанализированы теорети ко-методологические основания поликультурного образования на примере отечественных и зарубежных исследований. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы на примере общеобразовательной школы № 12 города Пятигорска, в которой обучаются дети, представляющие 14 национальностей.

В условиях перехода мирового сообщества в постиндустриальную эпоху коренным образом меняются векторы развития образования. Пересмотру подвергаются цели и содержание обучения и воспитания, формы, методы и средства образовательного процесса [См.:4, с. 42 - 107]. Совместными усилиями зарубежных и отечественных педагогов постепенно, с большими трудностями складывается модель школы нового поколения, системообразующими характеристиками которой являются: признание самоценности личности ребенка; ориентация содержания образования не только на интересы общества, но и на потребности растущего человека; организация образовательного

Л.Л. Супрунова

Ключевые слова:

поликультурное

образование,

мультикультурализм,

духовно-нравственная

культура.

процесса на основе субъект-субъектного взаимодействия обучающегося, учителей, родителей и социальных партнеров школы; широкое использование в обучении и воспитании интерактивных педагогических технологий и др.

Важным направлением модернизации образования в постиндустриальном обществе становится подготовка молодежи к полноценной жизни и деятельности в условиях культурного многообразия социума. Следует отметить, что многие государства в течение длительного времени были многокультурными, поликонфессиональными, полиэтническими и многоязычными. Однако постиндустриальная эпоха, которая характеризуется усилением процессов взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов, ставит перед образованием новые вызовы, в том числе необходимость разработки продуктивных способов обучения и воспитания растущего человека в условиях активного взаимодействия носителей разных культур во всех сферах жизни. Следствием развивающихся в мировом сообществе процессов глобализации и информатизации является многократное увеличение миграционных потоков, расширение международного сотрудничества, интенсификация контактов носителей различных культур на планетарном, государственном и личностном уровне.

Культурно разнородными во всех странах становятся и образовательные учреждения. В школах обучаются дети, которые принадлежат к различным этническим, расовым, конфессиональным группам и социальным слоям населения, говорят на разных языках, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения. Культурная разнородность состава учащихся заставляет педагогов решать важный для осуществления эффективной профессиональной деятельности вопрос: следует ли в образовательном процессе учитывать культурное многообразие общества и социокультурные особенности учащихся, оставаться нейтральными или игнорировать их. Педагоги, работающие в рамках гуманистической парадигмы образования, считают, что школа должна не только опираться в обучении и воспитании на культурные особенности учащихся, но и рассматривать их как культурный капитал растущего человека, позволяющий ему становится более образованным и совершенным [7, с. 119 - 130]. Во многих государствах эта проблема решается в рамках мультикультурного, поликультурного образования.

Сравнительный анализ национальных систем образования позволяет заключить, что в зависимости от исторических, политических, социокультурных факторов и государственных интересов в разных странах складываются различные модели поликультурного образования. Так, в государствах с много-

вековыми традициями совместного проживания разных народов (Казахстан, Китай, Россия) приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них общегражданской идентичности на основе родной культуры. В Австралии, Канаде, США, где государства-нации формировались на основе принципа федерализма, в ходе утверждения культурными группами своих прав современное образование нацелено на учет в содержании обучения и в учебно-воспитательном процессе культурных особенностей обучающихся, обеспечение всем субъектам мультикультурного образования равноценных образовательных условий, прав и свобод.

В странах, ориентирующихся на сохранение культурной самобытности, но развивающих масштабное международное сотрудничество (Сингапур, Таиланд, Южная Корея, Япония), особое значение придается поиску оптимальных способов сохранения национальной идентичности личности в ходе реализации диалога культур в образовании. В государствах, ставших многокультурными в результате массового притока населения из других стран (Германия, Италия, Франция и др.), в образовательных учреждениях создаются условия для решения вопросов, связанных с адаптацией иммигрантов в доминирующую в обществе культуру. В странах, освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь самостоятельного развития (Египет, Индия, Кения, Новая Гвинея, Судан, Эквадор и др.), реализуются меры по повышению обучающих, воспитательных функций языков и культур местного населения с учетом образовательных традиций бывших метрополий.

Соответственно исследователями и педагогами-практиками используются различные термины для определения феномена культурного многообразия в образовании. Так в странах Западной Европы предпочтение отдается дефинициям «кросскультурное» и «интеркультурное» образование. В Австралии, Канаде, США чаще используется термин «мультикультурное образование». В России и странах СНГ наибольшее употребление получил термин «поликультурное образование». Названный термин представляет собой не дословный перевод с английского языка дефиниции «multicultural education» (как считают некоторые исследователи), а включает в это определение сущность и особенности подготовки молодежи к жизни в многокультурном социуме на основе сложившихся в российском государстве традиций интернационального воспитания, а также зарубежных достижений в сфере мультикультурного и кросскультурного образования [5, с. 16-17].

Сравнительный анализ теории и практики поликультурного (мульти-

культурного) образования в разных странах и геополитических регионах свидетельствует о том, что основными функциями подготовки молодежи и взрослых к полноценной жизни и деятельности в многокультурном социуме являются следующие: 1) реализация образовательной политики по созданию в школах и вузах условий для формирования у обучающихся межкультурной компетенции как способности успешно жить, общаться и взаимодействовать с людьми в культурно разнородном обществе; 2) обеспечение равноценных предпосылок для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; 3) предоставление обучающимся возможности изучать родную культуру, получать образование на родном языке, а также овладевать государственным языком; 4) соблюдение принципов толерантности, прав человека по отношению к носителям всех культур, обучающимся в образовательных учреждениях.

Поликультурное образование во многих странах базируется на идеях мультикультурализма, видными представителями которого являются М.Гордон, У.Кимличка, Ч.Кукатас, В.Сайзмор, Н.Смелзер. По мнению идеологов этого направления, системообразующими характеристиками мультикультурализма являются следующие: открытое демократическое общество, в котором культурное большинство и культурные меньшинства пользуются равными правами и имеют равные возможности; поощрение культурного многообразия как источника развития личности и общества; создание условий для идентификации человека как в культуре своей общности (микрокультуре), так и в общенациональной культуре, которая сложилась в результате взаимодействия всех культур, функционирующих в государстве [2; 8; 9]. Таким образом, в рамках мультикультурализма каждый человек рассматривается как бикультурная или многокультурная личность. С одной стороны, он носитель культурных ценностей, норм своей культурной общности, с другой - представитель общенациональной культуры, ценности которой сформировались в ходе исторического развития государства.

Идеи мультикультурализма осуществляются в мировом сообществе сложно, противоречиво, недостаточно эффективно. Это дает некоторым политикам основание утверждать, что мультикультурализм, как идеологическое течение, потерпел крах. Однако на самом деле события последних лет свидетельствуют о несостоятельности некоторых концепций и стратегий либерального мультикультурализма, в которых, с одной стороны, абсолютизируются идеи толерантности и политкорректное™, а с другой,

все проблемы, том числе и социальные, решаются с ориентацией только на этнические характеристики личности. Вместе с тем, важно рассматривать человека не только как представителя определенного этноса, но и как носителя нескольких идентичностей (Г.Д. Дмитриев), поскольку в действительности личность является центром пересечения нескольких культур: этнической и религиозной, тендерной и возрастной, социальной и профессиональной и др. При этом этничность не всегда и не во всех странах является определяющей культурной характеристикой [6].

В русле мировых тенденций в школах и вузах Российской Федерации реализуются идеи поликультурного образования. В многонациональном Российском государстве всегда уделялось особое внимание воспитанию молодежи в духе уважения к другим культурам и их носителям как необходимому условию успешного развития личности и общества. В дореволюционный период эта задача решалась прогрессивными мыслителями и педагогами-практиками в ходе согласования народных, государственных и православных ценностей. В Советском государстве большое значение придавалось интернациональному воспитанию молодежи. Накоплен ценный опыт формирования гуманных межэтнических отношений и культуры межнационального общения. Однако интернациональное воспитание носило ярко выраженный политизированный и классовый характер. В конце XX века, когда в России произошли кардинальные политические, экономические и социальные изменения, потребовались новые подходы к воспитанию и обучению молодежи в условиях культурного многообразия общества. Отечественными учеными и педагогами-практиками стали разрабатываться идеи поликультурного и мультикультурного образования.

Одними из первых в Российской Федерации к разработке идей поликультурного образования приступили ученые Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) под руководством академика РАО З.А. Мальковой. В 1999г. ими была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России, а в 2003г. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации [3; 1]. За прошедшие годы идеи поликультурного образования получили развитие как на теоретическом, так и на практическом уровне. Опубликованы результаты интересных исследований, характеризующие достижения и проблемы в этом направлении в России и за рубежом (О.В. Аракелян, И.В. Балицкая, А.Ю. Белогуров, И.С. Бессарабова, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Э.Р. Хакимов, Л.А. Энеева и др.). Идеи поликультурного образования успешно реализуются в школах и вузах

Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Санкт - Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, в образовательных учреждениях многих республик РФ. Постепенно складывается оригинальная отечественная модель поликультурного образования, в которой учитываются отечественные традиции и инновации в формировании у молодежи культуры межнационального общения, а также зарубежный опыт мультикультурного образования.

К образовательным традициям, представляющим значимость для поликультурного образования в современной российской общеобразовательной и высшей школе, относятся: взаимосвязь этнических и нравственных ценностей в поликультурном образовании; опора на идеи этнопедагогики в содержании образования и педагогическом процессе; воспитание у молодежи уважения к гуманистическим культурным ценностям народов России и мира; воспитание учащихся в коллективе как членов многокультурного общества; объединение в рамках поликультурного образования идей патриотического и интернационального воспитания.

Среди отечественных инноваций в сфере поликультурного образования следует выделить гуманистическое обоснование его задач и содержания (А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова), конструирование поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода (Э.Р. Хакимов), технологическое обеспечение поликультурного образования на основе диалога культур в рамках разнообразных моделей его реализации: парциальной, модульной, монопредметной, комплексной, дополняющей (Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова), модель культуротворческой школы (Л.А. Энеева), технологию педагогической поддержки детей-мигрантов (О.В. Гукаленко) и др.

Из зарубежных достижений наиболее активно в решении задач поликультурного образования российскими педагогами используются ком-петентностный подход как инструмент формирования у учащихся межкультурной компетенции (Дж. Бэнкс, П. Горски, К. Кумаширо); учет в содержании образования и педагогическом процессе культурных особенностей учащихся, опора на них как на культурный капитал взрослеющего человека (К. Грант, Д. Мацумото, В. Миттер), создание в учебном заведении поликультурной образовательной среды (К. Слитер, Дж. Гундара, Дж. Ли); признание приоритета общенациональных ценностей над индивидуальными (Дж. Бэнкс, Я.К. Ча, Ж. Обен).

Преемственность отечественных образовательных традиций и инноваций позволяет обеспечить взаимосвязь между исторически сложившимся в России и доказавшим свою эффективность опытом обучения и воспитания подрастающих поколений и гуманистическими ценностями, на кото-

рые опираются современные педагоги при разработке проблем, связанных с культурным многообразием школы в современном глобальном мире.

Примером взаимосвязи традиций и инноваций в поликультурном образовании может служить опыт школы № 12 города Пятигорска, в которой обучаются дети, представляющие 14 национальностей. Педагогический коллектив школы в сотрудничестве с учеными Пятигорского государственного лингвистического университета в течение нескольких лет осуществляет опытно-экспериментальную работу по проблеме «Духовно-нравственная культура как средство воспитания школьников в поликультурном пространстве». Цель опытно-экспериментальной работы: создание условий для формирования у учащихся способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе принципов диалога культур и культурного плюрализма. В школе созданы равноценные условия для получения образования учащимися независимо от национальной и иной культурной принадлежности. На уроках и в ходе внеклассных мероприятий учащиеся приобщаются к многообразным духовным ценностям, имеющим личностную и общественную значимость. Такие предметы, как литература, мировая художественная культура, история, музыка, страноведение, иностранный язык помогают школьникам осознать достижения культурного и духовного развития не только своего народа, народов России, но и народов мира.

В качестве вариативного компонента учебного плана в содержание образования введён учебный предмет «Краеведение», который позволяет приобщать учащихся к позитивным народным традициям, истории, культуре родного края, нацеливает школьников на решение проблем, связанных с развитием региона, на формирование у них сопричастности и ответственности за судьбу региона, в котором они проживают. В педагогическом процессе учителя школы используют различные поликультурные технологии: конкурсы, деловые игры, тренинги, фестивали, участие в национальных праздниках, дни наук и научно-практические конференции. Концептуальной основой технологий являются гуманистический, ком-петентностный, аксиологический подходы. Опора на принципы диалога культур и культурного плюрализма в содержании образования и педагогическом процессе расширяет возможности учащихся в выборе ценностных ориентаций, модели поведения, в приобщении к ценностям, отражающим культурные достижения своего народа и народов России.

В школе № 12 города Пятигорска создаются условия для осознания учащимися существующих в культурах различий и воспитания позитивного отношения к этим различиям, выработки умений решать спорные вопросы

конструктивными способами. Таким образом, у школьников формируется межкультурная компетенция на когнитивном, ценностно-смысловом и поведенческом уровне. Показателями успешного решения задач поликультурного образования в школе № 12 стали: повышение у школьников интереса к традициям, истории, культуре народов, проживающих на Северном Кавказе, в России, в зарубежных странах; осознание ценности других культур и их носителей для своего духовно-нравственного развития; повышение уровня эмоциональной отзывчивости детей к проблемам, связанным с культурным многообразием общества; потребность в сопереживании людям, которые попали в трудное положение в современном российском обществе, стремление помочь им; умение адекватно выразить свои чувства и разрешить конфликт, готовность соразмерять свои поступки с интересами других людей; уважение к иным культурам и их носителям, формирование у школьников основ российской идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003.

2. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. - 2012. - №5 (21). - С.4-9.

3. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http: // www. inliberty. ru /library/ study /327/.

4. Макаев B.B., Малькова 3.A., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. -№4. - С.З - 10.

5. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008.

6. Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 16-28.

7. Banks J.A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, etc., 2006.

8. Garda, E. Student Cultural Diversity : Understanding and Meeting Challenge. - Boston, New York. 2002.

9. Gordon M. Assimilation in American Life. New York: Oxford University Press, 1964.

10.Kymlicka W. Multicultural Citizenship. Oxford, 1995.

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ НА РЫНКЕ ТРУДА

В статье изложены размышления по поводу интеграции профессий как адаптационного механизма к потенциальным изменениям на рынке труда. Показано, что стратегии адаптивного типа дают возможность решить противоречия, возникающие между современными требованиями к специалисту и качеством его реального образования. Роль учебных заведений в этом процессе заключается в том, чтобы в условиях нестабильности в профессиональной деятельности будущий специалист мог развиваться в рамках диапазона возможностей, созданных для этого обществом, используя творческий потенциал.

Любая профессиональная деятельность человека, занимающегося конкретным делом, должна содержать ориентир, которому присущи системообразующие смыслы и ценности. Эти смыслы и ценности имеют способность видоизменяться в зависимости от того, какие ведущие идеи беспокоят общество. Однако, каким бы ни было общество, должна существовать основа для развития потенциалов каждого человека, его самореализации в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Цель статьи - изложение определенных рассуждений по поводу интеграции профессий как адаптационного механизма к потен-

Л.В. Слипчишина

Ключевые слова:

специалист, адаптация, рынок труда, интеграция профессий, творческая активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.