4. НПО-СПО России: перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. - №6. - 2013. - С.3-10.
5. Болотов В.А. Высшее образование первой ступени: как реформировать бакалавриат //Профессиональное образование. Столица. - 2013. - №6.- С.11-14.
6. Ломакина Т.Ю. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования: Коллективная монография. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.
7. Иванова C.B. Развитие системы непрерывного образования в сфере бизнеса: новые решения [Текст] / C.B. Иванова // ЭТАП: экономическая теория, анализ практика. - 2012. - №2. - С. 122-135.
8. Силкина Н.В. Компетентностный подход в условиях корпоративного профессионального образования: Практико-ориентированная монография. Новосибирск, 2006.
9. поган Ч. (Charles Logan). Обучение на рабочем месте — верный путь к карьерному развитию. Источник: http://www.hays.co.uk. Перевод редакции Trainings.ru. Электронный ресурс: www.trainings.ru
Ю.Путин В.В. Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы. - Комсомольская правда. -2012.- 12 февр.
11. Разработка стратегии корпоративного обучения. Электронный ресурс: www.trainings.ru со ссылкой Hawww.e-xecutive.ru/career/adviser/337696/
12. Тенденции обучения и развития персонала 2012. Центр исследований и аналитики Amplua Insights, редакция Trainings.ru. Электронный ресурс: www.trainings.ru/.
13. Принятие решений в системе образования: Монографический сборник. М.: Издательский центр ИЭТ, 2014. - С. 472-473.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье показана высокая значимость идеи пол и культурного образования в модернизации российской общеобразовательной и высшей школы. Проанализированы теорети ко-методологические основания поликультурного образования на примере отечественных и зарубежных исследований. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы на примере общеобразовательной школы № 12 города Пятигорска, в которой обучаются дети, представляющие 14 национальностей.
В условиях перехода мирового сообщества в постиндустриальную эпоху коренным образом меняются векторы развития образования. Пересмотру подвергаются цели и содержание обучения и воспитания, формы, методы и средства образовательного процесса [См.:4, с. 42 - 107]. Совместными усилиями зарубежных и отечественных педагогов постепенно, с большими трудностями складывается модель школы нового поколения, системообразующими характеристиками которой являются: признание самоценности личности ребенка; ориентация содержания образования не только на интересы общества, но и на потребности растущего человека; организация образовательного
Л.Л. Супрунова
Ключевые слова:
поликультурное
образование,
мультикультурализм,
духовно-нравственная
культура.
процесса на основе субъект-субъектного взаимодействия обучающегося, учителей, родителей и социальных партнеров школы; широкое использование в обучении и воспитании интерактивных педагогических технологий и др.
Важным направлением модернизации образования в постиндустриальном обществе становится подготовка молодежи к полноценной жизни и деятельности в условиях культурного многообразия социума. Следует отметить, что многие государства в течение длительного времени были многокультурными, поликонфессиональными, полиэтническими и многоязычными. Однако постиндустриальная эпоха, которая характеризуется усилением процессов взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов, ставит перед образованием новые вызовы, в том числе необходимость разработки продуктивных способов обучения и воспитания растущего человека в условиях активного взаимодействия носителей разных культур во всех сферах жизни. Следствием развивающихся в мировом сообществе процессов глобализации и информатизации является многократное увеличение миграционных потоков, расширение международного сотрудничества, интенсификация контактов носителей различных культур на планетарном, государственном и личностном уровне.
Культурно разнородными во всех странах становятся и образовательные учреждения. В школах обучаются дети, которые принадлежат к различным этническим, расовым, конфессиональным группам и социальным слоям населения, говорят на разных языках, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения. Культурная разнородность состава учащихся заставляет педагогов решать важный для осуществления эффективной профессиональной деятельности вопрос: следует ли в образовательном процессе учитывать культурное многообразие общества и социокультурные особенности учащихся, оставаться нейтральными или игнорировать их. Педагоги, работающие в рамках гуманистической парадигмы образования, считают, что школа должна не только опираться в обучении и воспитании на культурные особенности учащихся, но и рассматривать их как культурный капитал растущего человека, позволяющий ему становится более образованным и совершенным [7, с. 119 - 130]. Во многих государствах эта проблема решается в рамках мультикультурного, поликультурного образования.
Сравнительный анализ национальных систем образования позволяет заключить, что в зависимости от исторических, политических, социокультурных факторов и государственных интересов в разных странах складываются различные модели поликультурного образования. Так, в государствах с много-
вековыми традициями совместного проживания разных народов (Казахстан, Китай, Россия) приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них общегражданской идентичности на основе родной культуры. В Австралии, Канаде, США, где государства-нации формировались на основе принципа федерализма, в ходе утверждения культурными группами своих прав современное образование нацелено на учет в содержании обучения и в учебно-воспитательном процессе культурных особенностей обучающихся, обеспечение всем субъектам мультикультурного образования равноценных образовательных условий, прав и свобод.
В странах, ориентирующихся на сохранение культурной самобытности, но развивающих масштабное международное сотрудничество (Сингапур, Таиланд, Южная Корея, Япония), особое значение придается поиску оптимальных способов сохранения национальной идентичности личности в ходе реализации диалога культур в образовании. В государствах, ставших многокультурными в результате массового притока населения из других стран (Германия, Италия, Франция и др.), в образовательных учреждениях создаются условия для решения вопросов, связанных с адаптацией иммигрантов в доминирующую в обществе культуру. В странах, освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь самостоятельного развития (Египет, Индия, Кения, Новая Гвинея, Судан, Эквадор и др.), реализуются меры по повышению обучающих, воспитательных функций языков и культур местного населения с учетом образовательных традиций бывших метрополий.
Соответственно исследователями и педагогами-практиками используются различные термины для определения феномена культурного многообразия в образовании. Так в странах Западной Европы предпочтение отдается дефинициям «кросскультурное» и «интеркультурное» образование. В Австралии, Канаде, США чаще используется термин «мультикультурное образование». В России и странах СНГ наибольшее употребление получил термин «поликультурное образование». Названный термин представляет собой не дословный перевод с английского языка дефиниции «multicultural education» (как считают некоторые исследователи), а включает в это определение сущность и особенности подготовки молодежи к жизни в многокультурном социуме на основе сложившихся в российском государстве традиций интернационального воспитания, а также зарубежных достижений в сфере мультикультурного и кросскультурного образования [5, с. 16-17].
Сравнительный анализ теории и практики поликультурного (мульти-
культурного) образования в разных странах и геополитических регионах свидетельствует о том, что основными функциями подготовки молодежи и взрослых к полноценной жизни и деятельности в многокультурном социуме являются следующие: 1) реализация образовательной политики по созданию в школах и вузах условий для формирования у обучающихся межкультурной компетенции как способности успешно жить, общаться и взаимодействовать с людьми в культурно разнородном обществе; 2) обеспечение равноценных предпосылок для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; 3) предоставление обучающимся возможности изучать родную культуру, получать образование на родном языке, а также овладевать государственным языком; 4) соблюдение принципов толерантности, прав человека по отношению к носителям всех культур, обучающимся в образовательных учреждениях.
Поликультурное образование во многих странах базируется на идеях мультикультурализма, видными представителями которого являются М.Гордон, У.Кимличка, Ч.Кукатас, В.Сайзмор, Н.Смелзер. По мнению идеологов этого направления, системообразующими характеристиками мультикультурализма являются следующие: открытое демократическое общество, в котором культурное большинство и культурные меньшинства пользуются равными правами и имеют равные возможности; поощрение культурного многообразия как источника развития личности и общества; создание условий для идентификации человека как в культуре своей общности (микрокультуре), так и в общенациональной культуре, которая сложилась в результате взаимодействия всех культур, функционирующих в государстве [2; 8; 9]. Таким образом, в рамках мультикультурализма каждый человек рассматривается как бикультурная или многокультурная личность. С одной стороны, он носитель культурных ценностей, норм своей культурной общности, с другой - представитель общенациональной культуры, ценности которой сформировались в ходе исторического развития государства.
Идеи мультикультурализма осуществляются в мировом сообществе сложно, противоречиво, недостаточно эффективно. Это дает некоторым политикам основание утверждать, что мультикультурализм, как идеологическое течение, потерпел крах. Однако на самом деле события последних лет свидетельствуют о несостоятельности некоторых концепций и стратегий либерального мультикультурализма, в которых, с одной стороны, абсолютизируются идеи толерантности и политкорректное™, а с другой,
все проблемы, том числе и социальные, решаются с ориентацией только на этнические характеристики личности. Вместе с тем, важно рассматривать человека не только как представителя определенного этноса, но и как носителя нескольких идентичностей (Г.Д. Дмитриев), поскольку в действительности личность является центром пересечения нескольких культур: этнической и религиозной, тендерной и возрастной, социальной и профессиональной и др. При этом этничность не всегда и не во всех странах является определяющей культурной характеристикой [6].
В русле мировых тенденций в школах и вузах Российской Федерации реализуются идеи поликультурного образования. В многонациональном Российском государстве всегда уделялось особое внимание воспитанию молодежи в духе уважения к другим культурам и их носителям как необходимому условию успешного развития личности и общества. В дореволюционный период эта задача решалась прогрессивными мыслителями и педагогами-практиками в ходе согласования народных, государственных и православных ценностей. В Советском государстве большое значение придавалось интернациональному воспитанию молодежи. Накоплен ценный опыт формирования гуманных межэтнических отношений и культуры межнационального общения. Однако интернациональное воспитание носило ярко выраженный политизированный и классовый характер. В конце XX века, когда в России произошли кардинальные политические, экономические и социальные изменения, потребовались новые подходы к воспитанию и обучению молодежи в условиях культурного многообразия общества. Отечественными учеными и педагогами-практиками стали разрабатываться идеи поликультурного и мультикультурного образования.
Одними из первых в Российской Федерации к разработке идей поликультурного образования приступили ученые Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) под руководством академика РАО З.А. Мальковой. В 1999г. ими была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России, а в 2003г. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации [3; 1]. За прошедшие годы идеи поликультурного образования получили развитие как на теоретическом, так и на практическом уровне. Опубликованы результаты интересных исследований, характеризующие достижения и проблемы в этом направлении в России и за рубежом (О.В. Аракелян, И.В. Балицкая, А.Ю. Белогуров, И.С. Бессарабова, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Э.Р. Хакимов, Л.А. Энеева и др.). Идеи поликультурного образования успешно реализуются в школах и вузах
Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Санкт - Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, в образовательных учреждениях многих республик РФ. Постепенно складывается оригинальная отечественная модель поликультурного образования, в которой учитываются отечественные традиции и инновации в формировании у молодежи культуры межнационального общения, а также зарубежный опыт мультикультурного образования.
К образовательным традициям, представляющим значимость для поликультурного образования в современной российской общеобразовательной и высшей школе, относятся: взаимосвязь этнических и нравственных ценностей в поликультурном образовании; опора на идеи этнопедагогики в содержании образования и педагогическом процессе; воспитание у молодежи уважения к гуманистическим культурным ценностям народов России и мира; воспитание учащихся в коллективе как членов многокультурного общества; объединение в рамках поликультурного образования идей патриотического и интернационального воспитания.
Среди отечественных инноваций в сфере поликультурного образования следует выделить гуманистическое обоснование его задач и содержания (А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова), конструирование поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода (Э.Р. Хакимов), технологическое обеспечение поликультурного образования на основе диалога культур в рамках разнообразных моделей его реализации: парциальной, модульной, монопредметной, комплексной, дополняющей (Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова), модель культуротворческой школы (Л.А. Энеева), технологию педагогической поддержки детей-мигрантов (О.В. Гукаленко) и др.
Из зарубежных достижений наиболее активно в решении задач поликультурного образования российскими педагогами используются ком-петентностный подход как инструмент формирования у учащихся межкультурной компетенции (Дж. Бэнкс, П. Горски, К. Кумаширо); учет в содержании образования и педагогическом процессе культурных особенностей учащихся, опора на них как на культурный капитал взрослеющего человека (К. Грант, Д. Мацумото, В. Миттер), создание в учебном заведении поликультурной образовательной среды (К. Слитер, Дж. Гундара, Дж. Ли); признание приоритета общенациональных ценностей над индивидуальными (Дж. Бэнкс, Я.К. Ча, Ж. Обен).
Преемственность отечественных образовательных традиций и инноваций позволяет обеспечить взаимосвязь между исторически сложившимся в России и доказавшим свою эффективность опытом обучения и воспитания подрастающих поколений и гуманистическими ценностями, на кото-
рые опираются современные педагоги при разработке проблем, связанных с культурным многообразием школы в современном глобальном мире.
Примером взаимосвязи традиций и инноваций в поликультурном образовании может служить опыт школы № 12 города Пятигорска, в которой обучаются дети, представляющие 14 национальностей. Педагогический коллектив школы в сотрудничестве с учеными Пятигорского государственного лингвистического университета в течение нескольких лет осуществляет опытно-экспериментальную работу по проблеме «Духовно-нравственная культура как средство воспитания школьников в поликультурном пространстве». Цель опытно-экспериментальной работы: создание условий для формирования у учащихся способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе принципов диалога культур и культурного плюрализма. В школе созданы равноценные условия для получения образования учащимися независимо от национальной и иной культурной принадлежности. На уроках и в ходе внеклассных мероприятий учащиеся приобщаются к многообразным духовным ценностям, имеющим личностную и общественную значимость. Такие предметы, как литература, мировая художественная культура, история, музыка, страноведение, иностранный язык помогают школьникам осознать достижения культурного и духовного развития не только своего народа, народов России, но и народов мира.
В качестве вариативного компонента учебного плана в содержание образования введён учебный предмет «Краеведение», который позволяет приобщать учащихся к позитивным народным традициям, истории, культуре родного края, нацеливает школьников на решение проблем, связанных с развитием региона, на формирование у них сопричастности и ответственности за судьбу региона, в котором они проживают. В педагогическом процессе учителя школы используют различные поликультурные технологии: конкурсы, деловые игры, тренинги, фестивали, участие в национальных праздниках, дни наук и научно-практические конференции. Концептуальной основой технологий являются гуманистический, ком-петентностный, аксиологический подходы. Опора на принципы диалога культур и культурного плюрализма в содержании образования и педагогическом процессе расширяет возможности учащихся в выборе ценностных ориентаций, модели поведения, в приобщении к ценностям, отражающим культурные достижения своего народа и народов России.
В школе № 12 города Пятигорска создаются условия для осознания учащимися существующих в культурах различий и воспитания позитивного отношения к этим различиям, выработки умений решать спорные вопросы
конструктивными способами. Таким образом, у школьников формируется межкультурная компетенция на когнитивном, ценностно-смысловом и поведенческом уровне. Показателями успешного решения задач поликультурного образования в школе № 12 стали: повышение у школьников интереса к традициям, истории, культуре народов, проживающих на Северном Кавказе, в России, в зарубежных странах; осознание ценности других культур и их носителей для своего духовно-нравственного развития; повышение уровня эмоциональной отзывчивости детей к проблемам, связанным с культурным многообразием общества; потребность в сопереживании людям, которые попали в трудное положение в современном российском обществе, стремление помочь им; умение адекватно выразить свои чувства и разрешить конфликт, готовность соразмерять свои поступки с интересами других людей; уважение к иным культурам и их носителям, формирование у школьников основ российской идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003.
2. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. - 2012. - №5 (21). - С.4-9.
3. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http: // www. inliberty. ru /library/ study /327/.
4. Макаев B.B., Малькова 3.A., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. -№4. - С.З - 10.
5. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008.
6. Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 16-28.
7. Banks J.A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, etc., 2006.
8. Garda, E. Student Cultural Diversity : Understanding and Meeting Challenge. - Boston, New York. 2002.
9. Gordon M. Assimilation in American Life. New York: Oxford University Press, 1964.
10.Kymlicka W. Multicultural Citizenship. Oxford, 1995.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ НА РЫНКЕ ТРУДА
В статье изложены размышления по поводу интеграции профессий как адаптационного механизма к потенциальным изменениям на рынке труда. Показано, что стратегии адаптивного типа дают возможность решить противоречия, возникающие между современными требованиями к специалисту и качеством его реального образования. Роль учебных заведений в этом процессе заключается в том, чтобы в условиях нестабильности в профессиональной деятельности будущий специалист мог развиваться в рамках диапазона возможностей, созданных для этого обществом, используя творческий потенциал.
Любая профессиональная деятельность человека, занимающегося конкретным делом, должна содержать ориентир, которому присущи системообразующие смыслы и ценности. Эти смыслы и ценности имеют способность видоизменяться в зависимости от того, какие ведущие идеи беспокоят общество. Однако, каким бы ни было общество, должна существовать основа для развития потенциалов каждого человека, его самореализации в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Цель статьи - изложение определенных рассуждений по поводу интеграции профессий как адаптационного механизма к потен-
Л.В. Слипчишина
Ключевые слова:
специалист, адаптация, рынок труда, интеграция профессий, творческая активность.