сокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире. Библиографический список
1. Всемирный экономический форум // [Электронный ресурс]: www.ca-news. org/news/625491?from=ya.
2. Государственная Программа развития образования в РК на 20052010 гг. // Казахстанская правда. 16 октября 2004.
3. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. - Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. - Астана, 2006.
4. Концепция образования в РК до 2015 года // Вестник образования и науки. -Алматы. 2004. № 1.
5. Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция перед студентами Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева. -Астана, 26 мая 2006 г.
6. Сайт Организации Объединённых наций // [Электронный ресурс]: www. un.org/russian/news/fullstorynews. asp?NewsID=14052
7. Стратегический план развития РК до 2010 г. // Собрание актов Президента РК и Правительства РК. - Астана, 2003. № 24, 25.
УДК 37.01 ББК 74.005.1
З.Д. Жаркунгулова
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
го ш
о £
ГО
ч
со
Проводится анализ психолого-педагогических подходов по формированию толерантности у студентов. Определяются наиболее соответствующие подходы по развитию толерантного взаимодействия у будущих учителей.
Ключевые слова: толерантное взаимодействие, аксиологический подход, системный подход.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в послании народу провозгласил девиз нашего юбилея: «20 лет мира и созидания» [7]. И именно толерантность является основой становления мира и созидания.
Во всех учебных заведениях, в том числе в Костанайском государственном педагогическом институте, приоритетной задачей воспитательной работы является развитие толерантных качеств молодежи.
Для исследования проблемы развития толерантного взаимодействия студентов педагогических вузов, в первую
очередь, необходимо определить стратегию исследования, в качестве которой может выступать подход или несколько методологических подходов [8].
С этой целью был осуществлен теоретический анализ научной литературы по проблеме развития толерантности, который позволил выделить следующие подходы: экзистенциально-гуманистический (Асмолов А.Г., Братченко С.Л.), личностный (Адорно Т., Рюмшина Л.И.), диверсификационный (Уолцер М., Скрябина О.Б., Лекторский В.), диалогический (Братченко С.Л.), фасилита-
тивный (Братченко С.Л.), акмеологи-ческий (А.А. Деркач, В.И. Долговых, Н.В. Кузьмина), аксиологический (Кожу-харь Г.С., Доброштан В.М.), бихевио-ральный (Комогоров П.Ф.), когнитивный (Скрябина О.Б.), гуманистический (К. Роджерс), онтологический, гносеологический и культурологический (Б.Е. Каирова, Р.Б. Маженова), личност-но-ориентированный (А.Г. Асмолов, ГУ Солдатова, Л.А. Шайгерова), лич-ностно-деятельностный (Э.Ф. Зеер,
B.В. Сериков), средовой (В.И. Слобод-чиков), компаративистский (М.Б. Позина,
C.А. Узакбаева, И.В. Щербакова), комплексный (М.Е. Дуранов, Н.А. Соколова), системный (В.Г. Афанасьев, В.П. Бес-палько), целостный подход (Ю.К. Ба-банский, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.А. Сластенин).
Наиболее точную развернутую интерпретацию различных подходов предлагает С.Л. Братченко, который рассматривает толерантность с позиции экзистенциально-гуманистического, личностного, диверсификационно-го, диалогического и фасилитативного подходов.
Экзистенциально-гуманистический подход трактует толерантность как подлинную толерантность - это проявление осознанного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений, толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценностная жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла [1].
Таким образом, образуется аксиологическая модель проявления толерантности, которая имеет синкретический характер. Это проявляется в том, что ценность - цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей-знаний, что позволяет определить пути
воспитания толерантности как ценности и нравственного качества личности.
Личностный подход в сложной «анатомии» толерантности определяет ее личностное измерение-ценности, смыслы, личностные установки, являющиеся психологической основой и ключевым измерением толерантности.
С позиции диверсификационного подхода психологическое содержание толерантности не сводится к однозначной дефиниции, отдельному свойству или характеристике. Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько базовых измерений, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является одним из важных «экзистенциалов» человеческой жизни [1]. Диверсификационный подход проявляется также в многообразии форм и видов толерантности.
Диалогический подход среди всех разнообразных видов и форм толерантности выделяет межличностную толерантность как особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, как межличностный диалог. Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности - как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.
При фасилитативном подходе основное внимание уделяется поиску адекватной психолого-педагогической тактики развития толерантности, при которой основное внимание сосредоточено не на достижении общих для всех «заданных результатов», а на создании наиболее благоприятных условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности [1].
Г.С. Кожухарь в исследовании по рассмотрению межличностной толерантности выделяет акмеологический и аксиологический подходы. В рамках
ф с;
3
ю
CG I-О
JS ф
ч
о
0
1
н
I
го ф
ц о
го
ф о
ш
о ч
о
X
ч о с
о ф
т
го
ч
ф
о ц
о
X
S
о с
го
I
<
го со
о £
ГО
£
со
акмеологии толерантность понимается как неотъемлемая характеристика (показатель) профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках системы «человек-человек». В качестве важнейшего внутреннего фактора, обеспечивающего проявление толерантно-сти-интолерантности в контактах между людьми, выступает ценностно-смысловая сфера личности, ее структурные и содержательные компоненты [4].
Акмеологическое «Я» студента -сложнейшее образование, а стремление к достижению высокого общественного признания выступает ведущей ценностью студента.
Аксиологический подход к проблеме толерантности реализуется следующим образом: при формировании толерантного отношения к другому человеку происходит одномоментное восприятие его как целостности и как фрагмента целостности. При этом целостное восприятие базируется на устойчивой системе отношений (ценностно-смысловом ядре толерантности), которая выступает в качестве «психологического фона» единой, уже автоматически проявляющейся установки, предопределяющей готовность к появлению толерантности. В систему отношений входят безоценочное отношение, признание, принятие, уважение, открытость. Именно благодаря базовой системе отношений как ценностно-смысловой основе толерантности «фрагментарное» восприятие другого человека будет трансформироваться в примирение, открытость, то есть в толерантное отношение. В этом случае формой проявления толерантности как раз и становится критический диалог.
Ценности представляют собой рационально-чувственные регуляторы жизнедеятельности общества и индивида. Они зафиксированы в структуре нормативов культуры, в культурных универсалиях, и, вместе с тем, у конкретного человека они появляются, развиваются и формируются в процессе прохождения
жизненного пути, в осуществлении выбора, в непрерывном самоопределении на основе осознания и переживания собственного опыта [4].
Ориентируясь на ценности в образовательном процессе, аксиологический подход определяет содержание образования, средства, формы, методы работы, а также направленность активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание ценностей толерантности [2].
Таким образом, обучение должно быть организовано так, чтобы, с одной стороны, были ясно представлены культурные универсалии в виде толерантности как культурной ценности и, с другой стороны, были созданы условия для оптимального протекания ценностного процесса.
Многие авторы рассматривают бихе-виоральный подход, в котором трактуют толерантность как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия «иного», как особое поведение человека, направленное на конструктивное толерантное взаимодействие с «другим» [1, 8].
С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность и многообразие, а также множественности индивидуальных картин мира и невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине».
В рамках гуманистического подхода можно определить толерантность как общую стратегию достижения самоактуализации, которая представляет собой сложную систему взаимосвязанных проявлений личности, включающую такие проявления, как сохранность, стремление к различению, преодоление препятствий, открытость, независимость, опора на себя.
З.Б. Кабылбекова в своем исследовании по формированию этнической толерантности предлагает следующие подходы: онтологический, гносеологический, аксеологический, культурологический и
личностно-ориентированный. Основная задача онтологического подхода к формированию толерантности заключается в разработке методологических позиций, определяющих логику этического познания в педагогике, выявление общих закономерностей развития и саморазвития учащихся. Данный подход сосредотачивает внимание на новой модели активной личности, стремящейся к творчеству, свободе самовыражения, неразрывно связанной с высокой ответственностью и творением добра [5].
Гносеологический подход предполагает разработку понятийно-терминологического аппарата в социальном, психологическом и собственно педагогическом аспектах и решение проблемы сущности человека с позиций общечеловеческого идеала.
Названные подходы связаны с культурологическим [12] и гуманистическим подходами, раскрывающими единство аксиологического личностно-предметно-творческой деятельности во взаимосвязи со сложнейшими процессами претворения коммуникативной и этико-эстетиче-ского опыта в личностный опыт человека.
Важным для формирования толерантного сознания личности является лич-ностно-ориентированный подход, сутью которого является признание учащегося главной действующей фигурой образовательного процесса. Обучение и воспитание базируются на образовательном материале, который интериоризуется субъектами образования в процессе выбора. В результате происходит нравственное саморазвитие педагога, учащегося и взаимодействующей группы в целом [5].
Личностно-ориентированный подход [11] предполагает: индивидуальный подход, признание права каждой личности на свободу и самовыражение; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт партнера; признание и выполнение личностью своих обязанностей перед собой и другими.
Личностно-деятельностный подход определяет использование стратегий
толерантного взаимодействия, учета и соблюдения баланса интересов субъектов деятельности, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон [2]. Данный подход при развитии толерантности предусматривает у учащихся опору на активность, сознательность и самостоятельность; ориентацию на деятельность самого учащегося и деятельность педагога и учащегося; обеспечение свободы в выборе деятельности и ее компонентов.
Особое место в ряду работ занимает средовой подход, разработанный В.И. Слободчиковым, который опирается на два различных смысла самого понятия «среда»: 1) «как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку, и, соответственно, - границу, определяемую масштабом защиты от среды и ее утилизации»; 2) каксреда, понимаемая через « дру гой ряд представлений, где среда - есть середина, связь, средство». В качестве параметров (показателей) образовательной среды В.И. Слободчиков предлагает использовать ее насыщенность (т. е. ресурсный потенциал) и структурированность (т. е. способ ее организации).
Образовательная среда - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Поскольку всякое знание личностно, то образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое - личностное -пространство познания и развития [9].
Также важен компаративистский подход. Компаративистика позволяет не только осуществить сравнительное исследование, но и помогает решить проблему типологий культур регионов, увидеть культурный синтез, проявившийся в региональных культурах [3]. В свою очередь, культурный синтез как метод позволяет увидеть не господство, а развитие, не навязывание, в усвоение, не сужение миро-
ф с;
ю
ш н
о ф
ч
о
0
1
н
I
го ф
ц о
го
ф
«¡3 о
ш
о ч
о
X
ч о с
о ф
т
го
ч
ф
о ц
о
X ^
о с
го
I
<
го со
о £
ГО
£
со
воззрения, а его расширение, не ограничение, а всесторонний расцвет культур в пространстве региона. Этот синтез позволяет осуществить всесторонний анализ без потери элементов наследия культуры народов региона, без вырывания культур из контекста исторического процесса, в котором они развивались, что наиболее важно для исследования влияния поликультурной среды на саморазвитие студентов педагогического вуза [6].
Компаративистика помогает преодолеть тенденцию изоляционизма между различными культурными традициями, а также привести к пониманию иных мировоззренческих традиций, сформировавшихся в поликультурном пространстве. Компаративистский подход позволяет любое культурное пространство, как и культуру, «диагностировать» по самым разным основаниям, выявлять специфику национального языка, психологии, традиций, ценностей, религии, отразившихся в основаниях культуры [11].
Обоснованность комплексного подхода вызывается наличием множества факторов и условий, влияющих на процесс саморазвития студентов педагогического вуза. Комплексный подход реализуется на различных уровнях: социально-педагогическом (взаимодействие вуза с другими образовательно-воспитательными учреждениями); педагогическом (взаимодействие педагога и студентов в поликультурном пространстве вуза); психолого-педагогическом (взаимодействие и единство интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической сферы личности студентов, будущих педагогов) [10].
На основании системного подхода [12] к пониманию толерантности можно сделать вывод о том, что источниками данного феномена могут быть нормы, ценности, идеи и образцы поведения как индивидуального, так и группового уровня, закрепленные в общественном мнении.
Среди всех подходов к проблеме толерантности большое значение имеет
целостный подход, который на основе системы охватывает все существующие подходы в одно целое. Целостный подход характеризуется следующими позициями: личность существует и развивается как целое; культурно-образовательное пространство, в котором происходит развитие личности - тоже целостность, закономерность которой необходимо изучать и учитывать на всех уровнях -от деятельности педагога и учащегося до разработки и реализации стратегии развития образования страны.
Целостный подход к развитию толерантного взаимодействия у будущих учителей предполагает системный анализ успешной практики решения педагогической проблемы: выявление условий, способствующих эффективности процесса - построение теоретической модели - опытно-экспериментальная проверка модели и получение результатов.
Рассмотренные подходы служат основой для разработки различных педагогических исследовательских и диагностических программ по развитию толерантности, в том числе, и для выявления необходимых условий формирования и развития толерантного взаимодействия у студентов педагогических вузов.
Библиографический список
1. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-й науч.-практ. конф. - Красноярск, 2003. -С. 104-117.
2. Данилова С.В. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов вуза в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - С. 31.
3. Демисенова Ш.С. Поликультурная среда как средство саморазвития студентов педагогического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 2009.
4. Кожухарь Г.С. Акмеологический и аксиологический подходы к пробле-
ме толерантности в межличностном общении // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2 ч. - М.: Смысл, 2004. - Ч. 1.
5. Кабылбекова З.Б. Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Шымкент, 2010.
6. Калашникова Е.М. Психологические силы как элемент сущностных сил человека // Новые идеи в философии. Пермь. 1999. 123 с.
7. Назарбаев Н.А. Послание Главы государства народу Казахстана: Построим будущее вместе! // Казахстанская правда. 2011. № 33, 34.
8. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 267 с.
9. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.
10. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2000. - 22 с.
11. Узакбаева С.А. Казахская культура как часть мировой цивилизации // Казахская цивилизация в контексте мирового исторического процесса: материалы междунар. науч. конф. (7-8 июля 2003 г.). - Алматы, 2003. С. 517-527.
12. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. -Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
УДК 37.01 ББК 74.65
Ш.С. Демисенова
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Обосновывается сущность поликультурного образования в высшей школе; анализируются проблемы и перспективы развития поликультурного образования; делаются выводы о возможностях поликультурного образования в сфере формирования личности будущего педагога.
Ключевые слова: поликультурная среда, поликультурное образование, саморазвитие, толерантность.
Поскольку саморазвитие студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно в образовательной и воспитательной среде вуза, то поликультурность данной среды может выступать средством саморазвития личности. Особенно это значимо в условиях педагогического образования многокультурных государств Казахстана и России.
Категория «поликультурность»
в настоящее время получила широкое отражение в научной литературе в виде мультиэтнического образования (Дж. Бэнкс), мультикультурного образования (Я. Пэй, Р. Лисиер), поликультурного образования (В.В. Борисенков, О.В. Гукаленко и др.), поликультурного воспитания (Е.В. Бондаревская, А.А. Реан). Поликультурная среда по-
ш
о
со
о ф
т
го
ч
ф